Натуральный шелк. Состав, виды, свойства шелковой ткани Как изготавливается материал шелк атласный

Шёлк – это натуральная ткань, которая не относится к растительному или животному происхождению. Её получают из кокона гусеницы шелкопряда. Но также бывают искусственные и синтетические виды шёлковых полотен. Все они отличаются уникальным блеском, гладкостью и прочностью.

История шёлка

Существует множество интересных преданий и легенд о возникновении первых шёлковых нитей. Факты, подтверждающие изготовление шёлка в древности, датируют начало его изготовления периодом около 5 тысяч лет назад. Этому свидетельствуют археологические раскопки в некоторых районах Китая, где были найдены фрагменты коконов шелкопряда. Также были обнаружены надписи иньских иероглифов «шёлк», «тутовое дерево», «шёлковая ткань» на костях животных и панцирях черепах, которые относят ко второму тысячелетию до н.э. А фрагменты шёлковой ткани впервые были найдены в гробницах южного Китая.

Поэтому родиной шёлка считается именно Китай. Много времени китайцы держали в секрете технологию производство шёлка, а разглашение тайны каралось казнью. Уже во втором веке до н.э. активно развивалась внешняя торговля, названная «Шёлковый путь». Китайцы отправляли караваны, груженные товаром, в страны Центральной Азии. В это же время секрет производства шёлка попал в Корею, затем в Японию и к четвёртому веку н.э. изготовлением экзотической ткани занимались и в Индии.

Несмотря на популярность шёлка, секрет его изготовления дошёл до Европы только к 550 году. Активное производство и торговля велась в Италии уже в 13 веке. А в 17 веке одним из лидеров производства шёлка в Европе стала Франция.

В настоящее время производством шёлка занимаются во многих странах: Индии, Японии, Корее, Таиланде, Узбекистане, Бразилии и других. Но самым крупным его поставщиком остаётся Китай, на долю которого приходится около 50% всего мирового производства.

Особенности производства

Шелководство очень точное и деликатное производство. Оно состоит из нескольких важных этапов:

  1. Получение коконов шелкопрядов. Самка шёлковой моли откладывает около 500 яиц. Яйца сортируют и тестируют, оставляя только здоровые. В течение 7 дней появляются маленькие шелкопряды, которых кормят листьями тутового дерева, предварительно отобрав вручную и измельчив. По истечении определённого времени гусеницы начинают свивать коконы, в которые за несколько дней полностью закручивают себя. Далее идёт сортировка коконов по цвету, форме, размеру и так далее.
  2. Раскручивание коконов. Для начала куколку умерщвляют, чтобы она не успела вылупиться и повредить кокон. После этого кокон погружают в кипяток для растворения клейкого вещества, чтобы легко размотать его нити.
  3. Создание шёлковых нитей. Каждый кокон даёт до 1000 м. нити. Для получения шёлковой пряжи в одно волокно скручивают по 5-8 нитей. Если одна ниточка заканчивается, то к ней прикручивают следующую. Тогда получается очень длинная шёлковая нить. В итоге получается продукт – шёлк-сырец, который сматывают в мотки пряжи. Далее их сортируют, обрабатывают, снова крутят для лучшей плотности и однородности, затем отправляют на ткацкую фабрику.
  4. Изготовление ткани. В ткацких цехах пряжу замачивают, обрабатывают и окрашивают. Далее из нее ткут шёлковые ткани, используя различные переплетения.

Виды и свойства

Натуральные шёлковые нити бывают разных видов. Это зависит от страны обитания и условий, в которых выращиваются гусеницы (естественная среда или искусственная), а также от листьев, которыми питаются эти червячки (тутовые, дубовые, касторовые и др.).

Безусловно, качество и вид нити определяет свойства и особенности ткани. А всевозможные переплетения, с помощью которых создаются разные виды полотен, отличают их по свойствам, внешнему виду, структуре и другим параметрам.

Вот некоторые популярные виды шёлковых тканей различного плетения:

  • Туаль. Для этого вида натуральной шёлковой ткани используют полотняное переплетение. Отличается мягким блеском, хорошей плотностью, также хорошо держит форму. Подходит для галстуков, платьев, подкладок.
  • Атлас. Это шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения. Отличается плотностью, гладкостью и блеском лицевой стороны, мягкостью, хорошо драпируется. Используют для пошива различной одежды и обуви, обивки мебели.
  • . Это ткань сатинового переплетения, часто из хлопчатобумажного волокна или химического, а также шёлкового. Отличается гладкостью, шелковистостью лицевой поверхности, плотностью, блеском. Из него изготавливают платья, мужские рубашки и т.д.
  • Креп. Это группа шёлковых, полушёлковых, шерстяных, искусственных и синтетических тканей, которая изготавливается из нитей с большой круткой (креповой). К ней относят: креп-сатин, креп-шифон, крепдешин, креп-жоржет. Отличается шероховатостью, лёгким блеском, хорошей драпировкой, а также слабо мнётся. Используют для пошива платьев и костюмов.
  • . Шёлковая или хлопчатобумажная ткань, полотняного переплетения. Отличается мягкостью, тонкостью, матовостью, шероховатостью, хорошо драпируется.
  • Органза. Ткань из шёлка, полиэстера или . Отличается жёсткостью, тонкостью, прозрачностью.
  • Газ. Ткань имеет особое газовое переплетение. Отличается лёгкостью, прозрачностью, нежностью, хорошо держит форму, без блеска. Используют в основном для отделки, часто для свадебных нарядов.
  • Дикий шёлк. Это фактурная ткань, мягкая, с приглушённым блеском.
  • Шёлк Дюпон. Очень плотная, не мягкая, но и не слишком жёсткая ткань, с мягким блеском. Используют для пошива портьер.
  • Тафта. Это шёлковая или хлопчатобумажная ткань. Отличается пластичностью, жёсткостью. Из неё шьют портьеры, верхнюю одежду, вечерние наряды.

Особенности ухода

Шёлк − очень деликатная ткань, поэтому требует аккуратной носки и бережного ухода. Так рекомендуется:

  • Стирать в воде не выше 30 градусов. Шёлк по сути - белок, очень похожий на эпидермис человека, поэтому не переносит высоких температур.
  • Использовать специальные моющие средства для шёлковых изделий. Обычный щелочной порошок может испортить столь деликатное изделие.
  • При ручной стирке нельзя излишне мять и тереть шёлковое изделие – можно испортить структуру ткани.
  • Если стирать в машинке, то только в режиме «Шёлк» или «Деликатная стирка».
  • Не рекомендуется отбеливать – ткань может пожелтеть и быстро износиться.
  • Не желательно использовать смягчители для белья.
  • Последнее полоскание следует производить в холодной воде с добавлением уксуса, чтобы избавиться от щелочных остатков на ткани.
  • Нельзя выкручивать мокрую ткань и сушить в барабане и на солнце.
  • Утюжат шёлк с изнанки, установив режим «Шёлк» или не выше 200 градусов.
  • Нельзя допускать попадания на ткань дезодорантов, духов, лака для волос и других веществ, содержащих алкоголь. Также лучше избегать попадания пота.
  • Шёлковые изделия можно подвергать химчистке, но с учётом особенностей ткани.

Несмотря на капризность и прихотливость в уходе, изделия из шёлка пользуются огромной популярностью и особенной любовью. Виной тому не столько его свойства, сколько удивительный вид материала, который сложно спутать с иным видом ткани.

Состоит из тонких природных волокон, которые добываются из коконов шелкопряда. Из него шьют красивые предметы гардероба, украшения для интерьера, постельное бельё, делают сувениры.

Ткань привлекательна своим видом - блеском и переливом. Благодаря замечательным свойствам, шёлк востребован на швейных производствах.

Бывает несколько разновидностей. Это зависит от способа создания материи:

  • креповые - шифон, жоржет;
  • полу креповые типы;
  • плотные, жаккардовые ткани;
  • гладкие ткани.

Натуральный шёлк состоит из тончайших волосков. В их состав входит жир, воск и белки. Волокно создано из белка фиброина и клейкого вещества серицина. Красящие и минеральные элементы входят в состав волокон.

Эта ткань дорогая в цене. Из-за сложного производства. Не каждый может позволить себе шёлковые вещи, поэтому, производители научились создавать искусственный материал. Он немного отличается своими характеристиками, но более доступен в цене. Искусственный шёлк производят из целлюлозы с химическими примесями.

Физические свойства

Прочный, как проволока. И, одновременно эластичный материал. Это достигается разными способами кручения нитей при производстве полотна.

В древности воины изготавливали шёлковую броню для тела. Такая защита не позволяла стрелам проникнуть глубоко в туловище. Нитями шёлка зашивали раны солдатам. Прочность присутствует только у сухой материи. Во влажном состоянии она снижается.

По своей плотности полотно близко к бумаге. Поэтому, на его кусочках писали послания.

Изделия из шёлка не деформируются. После правильной стирки вещь не уменьшится в размере. Поверхность ткани не будет разрушаться и истираться. Шёлковые нити хорошо растягиваются и возвращаются в первоначальное состояние.

Химические свойства

Качественный шёлк ценится за наличие терморегуляции. Одежда способна сохранять тепло в морозную погоду , и охлаждать тело в знойную жару. Ещё одно ценное качество - гигроскопичность . Она позволяет ткани быстро впитывать влагу и также быстро сохнуть.

Шелковое полотно не подвергается воздействию кислот, растворителей и щелочей. Так как в искусственной ткани есть примеси химических веществ. В натуральном - только природные составляющие. Поэтому, люди, страдающие аллергией на ткани, не боясь, могут надевать одежду из натурального сырья. Так как шёлк не вызывает аллергию. В постельном белье из этого материала, не заводятся клещи и сапрофиты.

Медленно воспламеняется и быстро тухнет - одна из важных характеристик. Шёлк - негорючий, а значит, безопасный для человека.

Потребительские свойства шёлковых тканей

Потребительская ценность изделий из этой ткани обусловлена способностью пропускать воздух и пар. Большинство одежды предназначено для летнего времени. Люди не потеют в ней.

Шелковые изделия имеют красивый внешний вид. Изготовители научились окрашивать его в современные цвета. Декорировать узорами и рисунками. Это придаёт полотнам шикарный вид. Замечательно смотрятся комплекты постельных принадлежностей. Шторы и ламбрекены создают богатый и, одновременно, лёгкий образ окнам в комнатах.

Лёгкость материала делает востребованными предметы гардероба мужчин и женщин. Шёлковая одежда красиво и изящно выглядит. Упругость не позволяет сильно сминаться одежде.

Многие современные хозяйки для глажки штор используют отпариватели. Шёлковые шторы легко этому поддаются, благодаря лёгкому прохождению пара сквозь волокна.

Важно: перед покупкой ознакомьтесь с биркой. И имейте представление о типе приобретаемой ткани. Так как шёлк требователен к уходу. Например, стирать надо аккуратно, при невысокой температуре. С применением мягких средств. Нельзя использовать отбеливатель. Если у вас нет опыта работы с такими материями, лучше отдавать изделия в профессиональную чистку.

Полезные свойства шёлка

Достоинства

Доказано, что химический состав качественных волокон, положительно влияет на организм человека. Способен предотвращать болезни суставов. Сердечных и кожных недугов. Вирусных и простудных заболеваний.

Способствует обновлению клеток, следовательно, продляет жизнь человека. Ткань может успокоить раздражение на коже. Избавить её от сухости.

Шёлк хорошо поддаётся драпировке. Из него получаются красивые шторы. Складки ложатся ровно. Придают лёгкость и воздушность изделиям.

Ещё одна важная характеристика - стойкость окраски. Одежда не полиняет и не окрасится во время стирки. Можно сушить на солнце, и быть уверенным, что не выгорит. Окраска ткани долгое время остаётся как новая.

Недостатки

Несмотря на все положительные стороны, искусственный шёлк имеет и некоторые минусы. Один из них - способность накапливать электричество. Это доставляет неудобства при носке одежды. Платье или юбка может в неподходящий момент прилипнуть к телу. Чтобы этого избежать, необходимо пользоваться специальными антистатиками. У натурального такого минуса нет.

Материя не очень простая при шитье. Без труда режется и гладится. Но, края изделий осыпаются. В связи с этим, начинающие швеи боятся работать с таким полотном. Скольжение повышенное. Поэтому раскраивать отдельные детали неудобно.

Из-за плотности, работать с шёлком надо специальными, тонкими иглами. Если не правильно подобрать иглу, в местах швов останутся прорубленные дырочки.

Ещё один недостаток - сохранение пятен на одежде. Потеющий человек, будет наблюдать в местах подмышек пятна. Которые трудно отстирать. Даже при попадании на вещь капель чистой воды, будут оставаться пятна и разводы. При глажке нельзя увлажнять ткань, так как останутся следы. Придётся одежду перестирывать.

Внимание: несмотря на то, что на солнце шёлк не выгорает, он способен разрушаться от высоких температур. Становится хрупким, ломким и быстрее изнашивается. В связи с этим, лучше не подвергать материал такому воздействию долгое время.

Натуральный шёлк получают из волокон кокона так называемого тутового шелкопряда - разновидности бабочки. Процесс получения шёлковых волокон занимает много времени и весьма трудоёмок. Поэтому натуральные шёлковые ткани стоят дорого, а одежда и аксессуары из них продаются в сравнительно небольших объёмах.

Впрочем, разновидностей шёлковых тканей всё равно существует немало. Вот только некоторые из них.

Атлас (сатин) - одна из самых благородных и популярных разновидностей, отличается гладкостью и характерным блеском; красиво переливается на свету. Из атласа шьют дорогие блузки, платья; из него производят элитное постельное бельё, платки, галстуки, парадные жилеты. Помимо этого, атласом отделываются лацканы смокингов и (иногда) очень дорогие халаты. Ткань эта дорогая, плотная, весьма прочная, но деликатная, требует специфического ухода и аккуратного отношения. Может выглядеть как солидно, так и вульгарно.

Следует отметить, что атласом зачастую называют далеко не только ткани из натурального шёлка: дело в том, что это просто тип переплетения нитей, а не конкретная ткань как таковая. Качество атласа может варьироваться: например, есть очень-очень приятные на ощупь атласные галстуки, а есть галстуки из атласа, которые при прикосновении восторга не вызывает.

По-английски атлас называется сатином . Иными словами, satin - это атлас, а обозначения atlas в английском языке по отношению к ткани вы не встретите.

Гренадин – шёлковая ткань с характерной зернистой фактурой; используется для пошива галстуков. Очень оригинально и красиво выглядит, обладает мягким, умеренным блеском. Галстуки из гренадина - одни из самых универсальных. Подробнее о гренадине и его разновидностях читайте .

Шёлковая саржа - ткань из 100% шёлка с диагональным (саржевым) переплетением. Используется, в частности, для производства нагрудных (да и не только нагрудных) платков, галстуков, шарфов и даже для подкладок пиджаков/курток/пальто. Весьма популярна.

Репс (repp) - напоминает внешне шёлковую ткань с саржевым переплетением, но более «матёрый», «тяжёлый», даже немного грубоватый. У репса ярко выраженная фактура: диагональные рубчики, которые заметны сильнее, чем на шёлковой сарже. Их репса шьют галстуки (обычно это полосатые модели) и иногда платья.

Крепдешин (креп) - лёгкая шёлковая ткань c характерной слегка рельефной фактурой (см. фото ниже), которая используется для пошива женской одежды, в частности, платьев, а кроме того - платков. Не электризуется, не мнется. Иногда крепдешином могут называть похожую хлопковую или даже синтетическую ткань.

Парча - шёлк с замысловатыми узорами, вышитыми золотыми и серебряными нитями. Выглядит роскошно и претенциозно. Парча плотна и тяжела. Сейчас практически не используется для пошива одежды (разве что для каких-то исторических костюмов и некоторых женских туалетов). В современной мужской одежде материал неприемлемый. Иногда из парчи делают обивку для очень пафосной мебели «под старину».

Фуляр - тонкая шёлковая ткань с набивным рисунком, которая используется в основном для пошива разного рода платков и шарфов. Встречается фуляр из 100% шёлка и с добавлением других волокон, в том числе хлопковых и синтетических. Иногда фуляром называют специфический тип рисунка на ткани (с повторяющимися элементами). Подробнее об узоре под названием фуляр читайте .

Жаккард - ткань с рельефным узором. Может быть шёлковым, может быть хлопковым, а может изготавливаться из смеси волокон шёлка и хлопка, а иногда и синтетики. Используется для производства галстуков, рубашек, пледов, покрывал, обивки мебели. Галстуки из жаккарда лучше завязывать небольшими и простыми узлами.

Шёлковый бархат - слегка «мохнатая» ткань, красиво выглядит, приятна на ощупь, довольно тяжела, сильно переливается на свету. Не очень-то износостойка и требует внимательного ухода. Изделия из шёлкового бархата встречаются в продаже очень редко, куда чаще можно встретить одежду из хлопкового или даже искусственного бархата. Иногда встречается смесь: скажем, 28% шелк и 72% вискозы.

- очень тонкая шёлковая ткань, из неё шьют платья, платки, тончайшие шарфы. Легкая и полупрозрачная.

Дикий шелк (по-английски часто raw silk) - грубоватый шёлк, который смотрится не так утонченно, как «классический» гладкий блестящий шёлк. Вообще, строго говоря, дикий шёлк - это шёлк, который получают из коконов гусениц тутового шелкопряда, собранных в полевых условиях (то есть не тех, что выращены на специальных «фермах»). Когда-то, в древние времена весь шёлк был «диким», однако сейчас это «шёлковое собирательство» коммерчески нецелесообразно, так как требует огромного количества времени - и, соответственно, себестоимость такого дикого шёлка будет невероятно высока.

Дупион (dupioni) - по сути, это то, что иногда называют «диким» шёлком. Для такого шёлка характерна неровная, неоднородная текстура. Некоторые люди полагают, что она придаёт ему очарование, но другие могут подумать, что «узелки» — это вообще признак брака. Лоска у дупиона нет, блеск слабый. Вещи из такого шёлка обычно выглядят неформально (это могут быть и женские платья, и мужские галстуки, и пиджаки/жакеты). Иногда для обозначения такого шёлка используется термин Shantung silk (Shantung — это провинция Китая).

Вязаный шёлк - это не ткань, а трикотаж, который используется для производства неформальных галстуков. Такие галстуки вяжут специальные машины. Существует несколько подвидов вязаного шёлка, которые отличаются друг от друга фактурой. Интересным вариантом является подвид Cri de la Soie, выделяющийся крупной и грубоватой текстурой. Вязаные галстуки из такого шёлка выглядят неформально, но выразительно.

Бембергский шёлк - так иногда называют бемберг (купро). Это искусственная ткань («родственница» вискозы), которая напоминает шёлк своей гладкостью и лёгким блеском, но на самом деле мало имеет с ним общего. Она отличается высокой износостойкостью и отличной воздухопроницаемостью и является лучшим материалом для подкладок.

Подробнее о бемберге (купро) читайте .

Искусственный (синтетический) шёлк - так порой называют вискозу или полиэстер, которые внешним видом напоминают шёлк. Опытный глаз, однако, отличит полиэстер от натурального шёлка. Как правило, лоск и блеск у полиэстера более «дешевый». Однако есть и достоинства: полиэстер гораздо дешевле и проще в уходе.

Ancient madder silk

Так называют шёлковую ткань, окрашенную красителями растительного происхождения, в том числе — получаемыми от растения Rubia tinctorum. По-английски такой краситель называется madder, и использовался он с давних времен - отсюда, видимо, и название ancient. В Европе его стали использовать с XVII века (во Франции и Англии), но на Востоке, по-видимому, данный краситель применяли ещё в третьем тысячелетии до нашей эры (есть находки, подтверждающие это). Собственно madder позволяет окрашивать ткани в различные оттенки оранжевого, красного, коричневого и бордового цветов, однако термин ancient madder silk часто применяется и к шёлку других цветов.

В отличие от шёлка, окрашенного современными химическими красителями, ancient madder silk яркими и кричащими цветами похвастать не может, а имеет картинку более тусклую, сдержанную, серьезную, матовую. Некоторым людям очень нравится такой «винтажный» стиль и они стараются покупать галстуки именно из ancient madder silk (особенно ценится английский). При этом следует помнить, что сейчас натуральный красный краситель madder практически не используется, так как он очень дорог; обычно используют искусственный краситель, максимально близкий к нему по свойствам + иногда натуральные красители для получения другого цветов.

Подробнее об Ancient Madder Silk читайте .

Разновидности шёлка и шёлковых тканей по странам происхождения

Первое место в мире по производству шелковых коконов занимает Китай, затем с большим отрывом Индия, на третьем месте – Узбекистан, а затем следует Япония. Вообще, именно в Китае начали впервые в мире производить шёлковые ткани, и сейчас они там производятся в немалых количествах. Китайский шёлк не считается сейчас лучшим, но достойные образцы по разумным ценам из Китая приходят. Конечно, производят и откровенную дрянь.

Велики объёмы производства шёлковых тканей и в Индии - и там похожая ситуация: наряду с заурядными тканями делают ткани очень хорошие и разумно оценённые. Однако лучшими производителями шёлковых тканей уже довольно давно считаются (и продолжают считаться) Англия и Франция. Сам факт, что галстук сделан из английского или французского шёлка, например - это гарантия качества (хотя и не 100%). Некоторые итальянцы тоже используют английский шёлк; например, одни из лучших в мире галстуков Marinella шьются именно из английского шёлка.

Разумеется, шёлковые ткани делают и в Италии - в этой стране их производство концентрируется в районе озера Комо. Сырой шелк туда, правда, обычно поставляется из Китая. Качество итальянских шёлковых тканей в среднем выше качества китайских шёлковых тканей, но англичане и французы всё же находятся ещё уровнем выше.

В минимальных, поистине микроскопических с коммерческой точки зрения объёмах шёлк производится в Швейцарии.

Шёлк в сочетании с другими материалами

Ткани, сделанные из шёлка с шерстью или шёлка со льном - не такая уж большая редкость. Шёлк+шерсть (или даже шёлк+кашемир) - это хороший материал для мужских и женских костюмов, пиджаков, жакетов. Главное - чтобы ткань в целом не слишком сильно блестела; благородный блеск всегда мягкий, сдержанный, малозаметный, неброский.

Кроме того, из шёлка с шерстью шьют разнообразные галстуки и платки. Галстуки, бабочки и платки изготавливаются и из смеси шёлка со льном, а также шёлка с хлопком. В зависимости от соотношения материалов, дизайна, цветов и узоров это могут быть как неформальные изделия, так и вполне строгие. Тактильно ткани из шёлка с добавлением шерсти, льна или хлопка могут быть очень приятны. Впрочем, встречаются и грубоватые образцы.

Данная статья написана в рамках .

Хотите знать, как ткань ткется? Да просто! Берется большая рама, в нее набиваются гвоздики со всех сторон на одинаковом расстоянии, по вертикали натягиваются нити основы, а переплетать их будут по горизонтали нити утка. Но с самим сотканным шелком еще повозиться надо. Его нужно отварить в мыльно-щелочном растворе, чтобы удалить остатки серицина. Правду сказать, после отваривания шелк теряет до трети от прежнего веса. Его нужно утяжелять специальными растворами. Для каждой шелковой ткани раствор свой. На этом мы останавливаться не будем. Только вспомним о дубовом шелкопряде. При отварке серицин полностью не удаляется, ткань получается толстой, с узелками. Такая ткань называется диким шелком или туссой.
Вообще, сорт ткани зависит от переплетения нитей, потому и шелк имеет разные названия. Вот здесь в заветной тетрадке все о шелковых тканях записано, как положено, в алфавитном порядке!
Атлас. Плотная ткань атласного переплетения. Соотношения утка к основе один к пяти. Впервые соткан, конечно, в Китае, вот образцы, посмотри: легкий для блузок и платьев, матовый с изнанки, блестящий с лица. Двухсторонний, тяжелый, этот хорош для постельного белья. Из него же шьют кимоно и халаты! Атласная ткань имеется на любой вкус: атласный стрейч, атлас муаровый с рисунком и без, одним словом выбор богатый. Ниспадающий, нежный и гладкий, не случайно на первом месте в моей тетрадке.
Бареж. Прозрачный шелк французского происхождения, изготовлен в газовой технике: основа к утку - один к одному. Из барежа шили дамское белье, украшали корсеты, мужские сорочки, панталоны, воротники и манжеты. Позже в бареж стали добавлять прядильные отходы. Ткань, потеряв былой блеск, вскоре вышла из моды.
Бархат. Мягкий, пушистый с лицевой стороны, гладкий и нежный с изнаночной, вот взгляни. В основу вводят ворсовые нити, вытягивая петли- готов петельчатый бархат. Если петли разрезать - получится разрезной, а если ворс двойной и разной высоты - бархат рытый. В 1652-ом в России был создан Бархатный двор. Бархат шел на отделку кресел и диванов, на пошив платьев и кафтанов. Подбивались бархатом шубы собольи, жаль, не носим одежды такие сегодня…
Батист. Тонкая ткань полотняного переплетения. Скрученные нити утка и основы переплетают друг друга, создавая однородную фактуру. Без рисунка и прочих глупостей простой и прочный батист в 13 веке создал прекрасный мастер-ткач - Франсуа Батист. Сегодня батист ткут из хлопка, дешевая ткань используется для изделий разного толка.
Брокатель. Один из примеров узорного ткачества. В нити шелковой основы вплетали шерстяные нити, скрученные с тонкими нитями серебра или злата, следуя задуманным мотивам. Получалась ткань высокого качества. Легкая, полупрозрачная, тонкая всем на диво.
Бурдесуа. Шелковое сырье из поврежденных коконов шелкопряда. Используется как уток в сортах ткани низкого разряда.
Газ. Прозрачный шелк, две нити основы переплетают один уток. Существует несколько сортов газа, перечислю несколько, не моргнув глазом:
Газ-иллюзион - самый тонкий;
Газ-кристалл - самый блестящий и яркий;
Газ-марабу - самый жесткий;
Газ-рис - самый мягкий.
Грезет или гризет. Шелк низкого сорта с цветочным рисунком серого цвета. А вот вопрос, что означает слово «грезетка»? Бедная девушка из рабочих кварталов Парижа в скромном платьице из гризета.
Грогрон. Ткань высокого качества. От лучших коконов шелкопряда получают самую длинную нить и получается эталон шелкоткачества. Тонкий и легкий. Ткань для невесты. Одна часть слова - «гро» - означает шелк, другая - название места. Потому гродешин - из Китая, грондавер из Анвера, гродеберлин - из Берлина, гродефлоранс - из Флоренции, гродетуар - из Тура, все тот же грогрон, но различной фактуры.
Дама. Двухсторонняя ткань из Дамаска, где лицо, где изнанка, не разобрать без подсказки. Чередование атласного и полотняного переплетения, как и горгрон имеет разные названия и происхождение. Дамассе - атласный крупный узор на матовом поле, дамаскет сверкает металлическим блеском цветов на атласном фоне.
Дамаск. Шелковая материя восточного происхождения. Переплетение копровое предназначалось для церковного облачения. Более легкий дамаск полотняного переплетения шел на одежду мирян, дамасское кружево славилось, густотканным тяжелым дамаском мебель мягкая обтягивалась.
Диаспер. Тонкий золотистый шелк. Основа одна плюс соединительный и рисуночный уток.
Дымка. Легкий прозрачный шелк шелковой нитью вышит - каждый цветок изяществом дышит.
Дюшес. Высококачественный шелковый сатин, блестящий и плотный. В старину у купцов товар номер один, ходовой и бойкий. Штаны, шаровары, рубахи носили щеголи-заводчики и зажиточные казаки.
Жаккард. Двухсторонний блестящий шелк с рисунком всегда в авангарде. Изобретен Жозефом Марией Жаккардом. Это и шпалеры, и матлассе, и клоке; вырабатывается все на жаккардовом станке.
Кайосети. Набивные ткани кайосети получили популярность в Японии в У111 веке. Необычайные и оригинальные узоры наносились деревянными формами - манерами. Нередко сочетали набивку с ручной росписью (набиты цветочки метко, тушью написана сакуры ветка, с подписью мастера). На одежду шла ткань кайосети, для ширм же расписывался шелк-рокети, в технике горячего батика, лаконично и тонко. Японские ткани древних времен и средних веков до сих пор поражают потомков.
Креп. Рельефный, полупозрачный шелк с рисунком и без. Основу из туго скрученных нитей переплетают слабо скрученный уток. Креп имеет много сортов и названий: креп-маронн, крепдешин, креп-жоржет. Нежный, легкий и мягкий, шьют в основном из крепа блузки и платья. Крепдешин шасси. Это легкая ткань с эффектом кожи персика. Есть ли у вас по этому поводу версии? Но строго между нами говоря, ткань отваривают с песком в больших чанах. И вот результат!!!
Кэсэ. Ткань китайского узорного ткачества в сочетании с росписью кистью. За много веков до нашей эры китайские мастера достигли высокого качества - тканые птицы, порхающие меж искусно написанных листьев.
Лавабль. Мягкая, струящаяся, полупрозрачная ткань такая. Тонкая, легкая, но высокой прочностью обладает.
Магнул. Образец китайских ткацких законов: шелковая материя с изображением ужасных драконов.
Ткань императора, для каждого дракон свой. А секрет в материю заключен большой. В шелк вплетали волокна тростника, я для мягкости - терли с песком слегка. Красили соком водорослей морских. А нет ли в этой ткани тайн иных? Платью из магнула приписывают силу трех стихий: воды, воздуха и земли. Воздух - это шелковая нить бабочки шелкопряда, прилетевшего из райского сада. Вода - это водоросль морская, цветом жженого золота привлекала. Земля - волокна тростника. Изысканней ткани не придумали пока!
Органди. Тонкая, очень прозрачная ткань. Жесткая и блестящая. Для сари соткали однажды органди в Индии, на родине Тагора и Ганди. В современной моде - вечерние блузоны, жакеты - для одежды разных сезонов, но в основном, конечно, весна-лето.
Паволок. Так называли на Руси шелк, привозимый из Константинополя во времена Вещего Олега. Домашнее убранство, церковные одежды и дамские платья шились, несмотря на хазарские набеги.
Парча. Тяжелый шелк с узором богатым, тканым серебром или златом. Парча была дорогой, ввозилась она, как ни странно, сначала из Византии, Турции и Ирана. Но лучшая парча изготавливалась в Венеции в средние века. В России же атласные ленты и парчу начали ткать в 1594 г. Парчовыми были церковные одеянья, но и знать на нее обращала вниманье. Миром моды правила парча в 70-е годы двадцатого века. Но сегодня, как и вчера, она на первом месте в коллекциях модельеров со всего света.
Петинет. Кружевная шелковая материя - цветочных мотивов феерия.
Плюш. Бархатное шелковое полотно, ворс длинный, густой и пушистый, нежный и мягкий, что шерстка у кошки. Занавес на старинной картине, плюшевый мишка, а сегодня еще и юбка у Ксюши из того же плюша.
Поплин. Плотное, гладкое, одноцветное или с рисунком полотно. Название ткани дало французское местечко одно. Из высококачественной шелковой основы изготавливали поплин дорогих сортов для дам; шелковые очесы в основе плюс хлопчатобумажный уток - и дешевый поплин готов для крестьян.
Репс. Плотное шелковое полотно в мелкий рубчик, продольный или поперечный, образуется за счет разной толщины нитей основы и утка. Шелковй репс был дорогим и водился только в городах, конечно.
Ри. Шелк из прочного желтого волокна кокона бабочки-павлиноглазки. Тонкие платки - шантунги из шелка «ри» славятся своей яркой окраской.
Сканый шелк. Спряден из золотой нити с шелком. Дорогая царская ткань работы ручной и тонкой.
Тафта. Гладкая шелковая однотонная ткань, бывает с эффектом «шан-жан». Переплетение простое - уток к основе, один к одному. За счет тугой пряжи слегка жесткая потому. На Руси из тафты шили одежду еще в 15 веке. Женские платья, мужские костюмы, сумочки и береты. Тафта - самая старая шелковая ткань, известная человеку.
Твил. Плотный шелк в мелкий рубчик, особенно хорош для подушек.
Флоранс. Шелковая фантазия флорентийских ткачей. Летящая ткань, полупрозрачная - забава для богачей.
Фуляр. Тонкая ткань из некрученых шелковых нитей полотняного переплетения. Мягкий и легкий для белья и платков. Любимая ткань для росписи у художников, без сомнения.
Чанча. Шелковые очесы пустили в ход, качественный шелк в основе, очесы - в уток.
Чесуча. Блестящая желтая платяная ткань без узора, изготовленная из особого сорта шелка - тусора. В настоящее время на пике моды. Ваши же мамы носили в шестидесятые годы.
Чо балетное. Жесткое и прозрачное, на первый взгляд невзрачное. Но декораторы и костюмеры оценили «чо» в полной мере. Легкие облака, пачка у балерины, занавес на сцене, пелерина у героини, жабо у героя и еще многое другое.
Шелк. Натуральное волокно, получаемое из кокона тутового шелкопряда; как вы знаете, использовалось оно для создания тканей, ковров, нарядов… Длина нити одного кокона - километра два. По мнению Конфуция, шелководство появилось в Китае сперва. До 6 века секрет его сохранялся в тайне, в Европу попадали уже готовые ткани. Известно много сортов шелка: ливанский биротин, китайский пеламс, французский глассе, газ, штоф, муслин… Свойства и внешний вид шелка зависят от качества сырья, способов обработки, видом переплетения нитей…и фантазии мастера!

Многое могу еще рассказать про ткани. К примеру, слыхали ли вы о «шан-жане» ? Это китайская техника ткачества, когда используются разного цвета нити утка и основы, получается шелк высокого качества, цвета, допустим, синего, а в складочках - голубого. Это может быть тафта и органза, шандунг и дюпон, одно движение и меняется цвет, ну чем не «хамелеон». Возможно, и по-другому вырабатывается он. Китайские ткачи - народ умелый, секреты хранить всегда умели. Если ж основа вискоза, а уток - шелк, и от одной краски будет толк! Нити разной ткани различного качества поглощают краску по-разному. Вот чудачества! Одна нить получается одного цвета, другая - другого. Все очень просто, но как толково! «Ментенон» , «помпадур» , «дюбарри» - старинные ткани, названные в честь знаменитых фавориток. Будто бы вышиты по атласу растительные орнаменты - букетики из маргариток. Виньетки, гирлянды из роз, пухлые ангелочки в зарослях виноградных лоз. Рокальный орнамент в виде раковин и завитков волн, и каждый мотив движения полн.
Фаворитки формировали вкус двора и Людовика «Солнышко», и Людовика «Льва»! Один говорил: «Государство - это Я!», другой: «После нас хоть потоп!», и каждый старался, как мог. Изо всех сил перещеголять в богатстве и роскоши всех, кто правил до него и на всякий случай, на будущие времена. Самый роскошный, вплоть до нелепости, стиль был создан в эти века. Стилю Людовика 14 подчинена была каждая мелочь, от тканей до ножки стола. Вот вам пример: бант «Лавальер», галстучный узел знаменит только тем, что его завязала на шее Людовика фаворитка Луиза де Лавальер.
Были еще «лицевые» ткани: создавались они в Тебризе, Кашане и Исфахане. Юноши, девушки, сцены из эпосов и преданий, всадники, побивающие драконов и львов; нередки были и изображения птиц и цветов.
Не только одежду шили из шелка, что вы! Для мебельной обивки и стен ткали плотные штофы, шелковые обои, ковры, кружевные шторы, белье, обувь, головные уборы… Из отходов шелкоткачества изготовили первую бумагу, а также вату, утепляли ей видно кимоно и халаты.
Из шелка делали корд велосипедных и автомобильных гоночных шин, крепкие веревки и тонкие тросы… Высокой крепостью отличается шелковая нить - это без всяких вопросов.
На заре ХХ века началось развитие авиации, и изобретенный Леонардо да Винчи парашют становится настоящей сенсацией. Сотням тысяч летчиков спас жизни шелкопряд - тутовая моль, ангел - хранитель, помогающий всем подряд. Кроме летчиков, спасал он и души другие: прочная шелковая нить издавна применяется в хирургии.
И, наконец, о китайском ткачестве рассказать вам хочу: тема эта интересна, не только ткачу. Ткацкого искусства китайцев примеры датируются вторым тысячелетием до нашей эры! Это самые разные виды шелка, от атласа до органзы, с различным орнаментом, вообрази. Около 50 орнаментов существовало в эпоху династии Тан: «бабочки, резвящиеся среди цветов», оживляли ткань; «лотос и тростник», «дракон и феникс», «пионы», «водяные травы с рыбками», «дворцы и павильоны»…
Шелковые картины - часть культуры Китая. Вэнь Чжэньхэн в своих книгах, к слову сказать, утверждает, что «возвышенный муж не может не держать в своем доме среди прочих картин одно-два таких полотна», на которых пейзажи знаменитых художников, а, кроме того, каллиграфическая надпись украшать полотно должна.

Споры о том, когда был начат процесс производства шелка, продолжаются по сей день. Однако находки археологов в Китае уже, собственно, могли бы поставить точку в этом вопросе - фрагменты ткани, обнаруженные в 1958 г. в провинции Шаньдун, на востоке Китая, являются древнейшими в мире дошедшими до нас шелковыми изделиями. Сейчас шелк называют «королем тканей» и изготавливают его во множестве разновидностей, а самый ценный и дорогой - натуральный материал, неразрывно связан с историей и культурой Поднебесной империи.

Легенда о жене императора

Производство шелка в Китае насчитывает более 6 тысяч лет. История этой великолепной ткани овеяна легендами. Согласно одной из них, супруга Желтого императора Хуанди сидела под тутовником и пила чай, когда в ее чашку упал белый шарик - кокон. Женщина любила созерцать различные явления и увидела, как из пушистого шарика появляется крепкая белая нить. Намотав нить на палец, жена императора поняла, можно использовать для создания ткани. По ее приказу шелкопрядов стали выращивать специально.

Позднее в Китае был изобретен примитивный ткацкий станок, после чего производство шелка в древнем Китае в эпоху в XVI веке до н. э. достигло высочайшего уровня.

Под страхом смертной казни: секрет производства китайских ткачей

Свое искусство китайские мастера хранили в глубокой тайне на протяжении более чем тысячи лет. Секрет производства шелка в древнем мире был засекречен очень строго - в истории человечества это была одна из самых охраняемых «бизнес-тайн». Запрет на вывоз личинок шелкопряда, коконов, семян тутового дерева действовал под страхом смертной казни.

Хотя в те далекие времена имели право одеваться в шелковые наряды только императоры и знать, культура шелководства и шелкопрядения быстро распространилась по всей Поднебесной, материю покупали и представители среднего сословия, и бедняки.

Изящные полотна и наряды славились превосходным качеством и тонкой работой. Но ни запреты, ни казни не могли остановить продвижение шелка в другие страны.

Великий Шелковый путь

Шелковые товары стали важной составляющей внешней торговли Китайской империи. Ценная ткань была привезена в Европу благодаря Шелковому пути. Товары везли по горам и пустыням, на верблюдах и мулах, и никакие преграды не могли остановить тяжело навьюченные караваны - ценный груз сулил немалую прибыль.

Великий Шелковый путь пролегал через Азию и Европу, связывая жизнь и быт различных народов. Он начинался в долине реки Хуанхэ, проходил через западную часть Великой Китайской стены до озера Иссык-Куль. Далее путь разветвлялся в северном и южном направлениях: на юг дорога вела в Фергану, Самарканд, Ирак, Иран, Сирию и к Средиземному морю, а северное расходилось на два отрезка - один шел в Среднюю Азию, а второй по нижнему течению реки Сырдарьи в и, огибая северо-восток Черного моря, в Европу. Общая протяженность Великого Шелкового пути составляла более 7 тысяч километров.

Так производство шелка появилось в Корее, затем в Японии, Индии, и, наконец, в европейских странах и Римской империи. На протяжении веков Шелковый путь представлял собой настоящую идею глобальной торговли в действии. Торговые маршруты Шелкового пути создавались в течение тысяч лет. «Один пояс, одна дорога» - эта идея современна и в настоящее время: в XXI веке возрождается политика Китая по оживлению Шелкового пути с инвестициями в дороги, высокоскоростные рельсы и порты, что обеспечивает эффективность производственных баз на широком региональном поясе.

О Великом Шелковом пути можно узнать в самом большом в мире музее шелка в Ханчжоу. Здесь хранится огромное количество уникальных изделий и фрагментов старинных полотен различных династий и эпох.

Особенности производства натурального шелка

Хотя производство шелка в древнем Китае было строжайше засекречено, по легенде римским монахам удалось тайно вывезти коконы шелкопряда в столицу Византийской империи Константинополь. Именно с тех пор в императорском дворце устроили червоводню (помещение для разведения гусениц и установили мотальные машины. Изделия имели баснословную цену - и это объясняется сложностью и многоэтапностью процесса получения нитей и затем готовой ткани.

Разведение шелкопрядов и производство натурального шелка требует большого внимания, кропотливого труда и тщательного контроля.

Основные этапы производства

Если описать производство шелка кратко, получится следующий процесс. Бабочки шелкопряда в течение своей жизни, которая длится от 4 до 6 дней, откладывают около 500 яиц. Личинок кормят листьями тутового дерева, они имеют огромный аппетит, их вес быстро увеличивается. Выросшие личинки-гусеницы окружают себя веществом, которое вырабатывается их особыми железами. Вначале выделяются две тонкие шелковины, застывающие на воздухе. Вскоре вокруг гусеницы образуется густая нитяная сеть. Соорудив каркас кокона, гусеница перемещается в его центр, формируя постепенно кокон - белый пушистый шарик.

Спустя 8-9 дней личинок уничтожают, а коконы опускают в горячую воду, чтобы получить нити. Их длина может составлять от 400 до 1000 метров и толщиной 10-12 микрон. Несколько скрученных нитей шелкопряда - это сырец. Далее получившиеся нити превращают в ткань. Трудоемкость получения ткани значительна: на женский халат уходит около 630 коконов.

Дальнейшее развитие китайской технологии

Полученную нить нужно было намотать на шпулю. Первые шелкокрутильные колеса изобрели еще во время династии Мин. В XVIII столетии в мастера изготовили станки, в которых колесо приводилось в движение ногами, что увеличило производительность труда.

Затем был создан станок для изготовления многоцветной крупноузорной ткани, что послужило дальнейшему развитию технологии. Китайский шелковый промысел был гораздо совершенне европейского - первый станок, ткавший шелковые ленты, появился в Германии лишь в XVI в. Спрос на шелковые ткани рос как внутри Поднебесной, так и по всему миру. В дальнейшем совершенствовалась механизация производства шелка - история этой ткани переплетена с достижениями ткацкой инженерной мысли.

Шелкопрядение и ткачество: история и современность

В период индустриализации XIX века произошел упадок европейской шелковой промышленности. Второй после Китая «шелковой империей» стала Япония. Дешевый японский шелк, особенно благодаря открытию Суэцкого канала, был одним из многих факторов снижения общей его стоимости. Кроме того, появление искусственных волокон стало доминировать в изготовлении таких изделий, как чулки и парашюты.

Две мировые войны прервали поставки сырья из Японии, и европейская шелковая промышленность оказалась в застое. Но в начале 50-х годов ХХ столетия производство шелка в Японии было восстановлено, улучшилось качество сырого материала. Япония наряду с Китаем оставалась одним из ведущих в мире производителей шелка-сырца и практически единственным крупным экспортером до 1970-х годов.

Китай постепенно переосмыслил свою позицию мирового лидера в производстве шелка и экспортера пряжи-сырца, доказывая, что история шелка следует своим собственным принципам бумеранга. Сегодня в мире производится около 125 тысяч тонн шелка. Почти две трети этой продукции поставляет Китай. Другие крупные производители - Индия, Япония, Корея, Таиланд, Вьетнам, Узбекистан и Бразилия. Соединенные Штаты Америки являются крупнейшим импортером шелковых изделий.

Свойства натуральной ткани

Изделия из натурального шелка должны быть блестящими и нежными, а их цвет - равномерным. Лучше всего покупать шелк в Китае - в Сучжоу, Ханчжоу и Шанхае: по всему миру предприимчивые коммерсанты устраивают шелковые туры в эту страну.

Покупая изделия из натурального шелка, следует учитывать:

  • изделия из шелка требуют ручной стирки;
  • пятна на изделиях из шелка нужно быстро застирать в холодной воде с мягкими моющими средствами;
  • после стирки необходимо тщательное полоскание изделия и деликатная сушка;
  • гладить одежду из шелка следует при низкой температуре (она маркируется на утюгах специально);
  • изысканные изделия или имеющие многоцветный принт лучше отдавать в химчистку;
  • хранить изделия лучше всего в чехле (но не пластиковом) и подальше от прямых солнечных лучей.

Соблюдение этих несложных советов поможет надолго сохранить яркие нарядные изделия и предметы гардероба, подаренные самой природой.

Искусственный шелк: особенности и отличия

В конце XIX века впервые появился искусственный шёлк, производство его было налажено из целлюлозного волокна. Ткань получила название вискоза .

Искусственные и синтетические виды шёлковых тканей имеют уникальный блеск, они гладки и прочны. Как же отличить искусственную ткань от натуральной? Ведь зачастую на рынке можно приобрести подделку по высокой цене.

Вот несколько советов, на что обращать внимание при выборе ткани:

  • натуральный материал на ощупь нежный и теплый, в отличие от искусственного, прохладного и менее мягкого;
  • натуральное полотно мало мнется, искусственное мнется сильнее;
  • натуральные ткани слегка блестят и переливаются, искусственные - имеют резкий блеск;
  • оборванный конец искусственной нити похож на кисточку с распушенными волокнами, а натуральной - на пучок из отдельных мини-волокон;
  • мокрая нить искусственного шелка рвется легче, чем сухая;
  • способ горения нити не всегда можно применить, но он самый достоверный: натуральная нить спекается в плотный комок, быстро гаснет и пахнет горелым волосом, а искусственная догорает до конца, издавая запах горелой синтетики;
  • искусственные полотна не усаживаются, в отличие от натуральных;
  • искусственный шелк практически не выгорает на солнце, а натуральные ткани со временем теряют цвет и блекнут.

Шелк можно назвать уникальным продуктом, который дошел до нас из древности, не потеряв красоты и востребованности. Модные дома всего мира - Дольче и Габбана, Валентино и другие создают коллекции на основе натурального шелка, радуя утонченных ценителей истинной красоты новыми гранями качества этого материала - дара природы человеку-мастеру.

Поделиться: