Подборка игр и упражнений на тему «Посуда. Конспект занятия "посуда" во второй младшей группе Аппликация и лепка «Чайный сервиз»

Согласно требованиям ФГОС в дошкольных детских образовательных учреждениях много внимания уделяется эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Эта цель реализуется в рамках занятий по лепке, аппликации и рисованию. Рисование в средней группе в этом списке занимает совершенно особое место, так как на этих занятиях изобразительные задатки малышей могут раскрыться наиболее полно. Более того, в возрасте 3–4 лет способности к данному виду деятельности у детей находятся примерно на одинаковом уровне, главное, правильно мотивировать маленьких художников. Поэтому задача воспитателя составить план работы так, чтобы все карапузы были заинтересованы в творческом процессе. Рассмотрим технологическую карту создания занятия по рисованию в средней группе на тему «Посуда».

Подготовительный этап

Отличительной чертой малышей 3–4 лет является повышенная неусидчивость и активность. Поэтому при составлении занятия воспитатель должен тщательно продумать организационные моменты работы, чтобы каждая минута была в деятельности, но при этом не было монотонности. В общем, мелочей в подготовке нет.

Какие краски и основу выбрать?

Многие педагоги детских садов, работающие в старшей и подготовительной группах, отмечают, что многие дети неохотно занимаются рисованием. И связано это с тем, что в младшем возрасте, когда карапузы только начинали знакомство с изобразительной деятельностью, использовались неправильные материалы. А именно карандаши или акварельные краски. Дело в том, что даже опытные художники считают акварель очень сложным материалом, а уж для первых художественных опытов она и вовсе не подходит.

И тем не менее приемлемая цена и доступность делает акварель самым популярным материалом для рисования в детских садах.

Что касается карандашей, то на занятиях в средней группе (и в младшей тоже) можно использовать только мягкие грифели. Если говорить о рекомендованных видах изобразительных материалов, то это гуашь и восковые мелки - с их помощью для получения картинки малышам не придётся прилагать много усилий, они «сами рисуют». Отдельно стоит оговорить и использование фломастеров. Они используются только для обведения контура и прорисовки акцентов узора (например, при создании рисунка тарелки). А вот для раскрашивания не применяются.

Это интересно. Многие методисты использование фломастеров в детских садах ставят под запрет, мотивируя это тем, что с их помощью нельзя объяснить маленьким художникам возможности полной цветопередачи оттенков, а также создать элементарные тени.

В качестве основы лучше использовать обычную бумагу для принтера или тонкий картон формата А4 или ½ А4 (если композиция будет групповой, размещённой на общей подложке).

Какие техники и приёмы можно использовать?

В 3–4 года дети могут обводить карандашом готовые трафареты незамысловатых форм (то есть без мелких деталей), а также делать простые наброски с натуры фигур геометрических.

Из этого можно сделать вывод, что для занятий могут применяться как традиционные, так и нетрадиционные техники рисования. Однако именно традиционные дают возможность всесторонне развивать мелкую моторику, а также воспитывать чувство цвета. Классическими техниками, подходящими для средней группы, являются

  • раскрашивание шаблонных картинок;
  • дорисовка деталей к готовому изображению (например, дети дополняют готовый рисунок тарелки узором);
  • обведение и раскрашивание трафарета;
  • рисование простых форм с натуры.

Это интересно. Опытные методисты считают, что рисование с натуры можно начинать только тогда, когда малыши уже хорошо освоили обведение и раскрашивание трафаретов.

Если говорить о приёмах, то в средней группе они опираются на то, что ограничителями образа служат точки изображаемого предмета, а не края листа. Таким образом, можно применять следующие приёмы:

  • закрашивание мелких и крупных частей изображения;
  • прорисовку толстых линий при наклонном положении кисти, опирающейся на весь ворс;
  • рисование тонких линий при вертикальном положении кисточки, касающейся бумаги лишь кончиком ворса;
  • работа с оттенками, в частности, получение нужного цвета путём классических сочетаний (например, белый и красный для розового);
  • закрашивание изображения при наклонном положении карандаша по отношению к листу.

Фотогалерея рисунков на тему «Посуда» в нетрадиционных техниках

Для основы штампов можно использовать обычные ватные диски Для раскрашивания в технике тычка можно использовать ватные палочки или кисточки Техника рисования пальчиками позволяет раскрасить посуду с содержимым так, что они кажутся объёмными Тычки на одном рисунке могут быть разного цвета

Дополнительные виды изобразительной деятельности

Задача эстетического развития детей в детском саду - дать представление о разных видах изобразительной деятельности. Но поскольку дети проявляют разную степень заинтересованности рисованием, аппликацией, лепкой и пр., то реализации поставленной задачи способствует приём комбинации способов творчества. Рисование можно назвать универсальным видом работы, так как оно прекрасно сочетается с другими видами изобразительного искусства. Так, кисточки и карандаши можно «сдружить» с

  • природным материалом (например, в виде фруктов и овощей на тарелке);
  • кусочками ткани (для отделки чашек, блюдец);
  • пластилином (и в качестве украшений посуды, и для имитации содержимого);
  • цветной бумагой.

Это интересно. Воспитателю, привлекающему дополнительные виды изобразительной деятельности, важно помнить, что они «дополнительные», то есть не стоит отводить для них роль, большую, чем требуется задачей украшения посуды.

Как индивидуализировать задание?

На всех этапах образовательной деятельности педагог должен находить способы реализации индивидуального подхода. Найти таковые в детском саду, с одной стороны, непросто, так как все карапузы находятся примерно на одном уровне развития. Но с другой, детьми освоено не так уж много навыков, так что круг интересов не слишком обширен. На занятии по рисованию на тему «Посуда» индивидуализировать задание можно, оставив на откуп маленьким художникам

  • выбор цветовой гаммы для картинки;
  • фон подложки (особенно, если в качестве основы используются цветные листы бумаги или картона);
  • дополнительные способы украсить рисунок (кусочками пластилина или конфетти из цветной бумаги).

Индивидуализация даёт детям почувствовать себя взрослыми, самостоятельными. Так что подыграть этому может и простое задание подготовить необходимые материалы для работы, разложить всё возле своих рабочих мест.

Место темы в календарно-тематическом планировании

Тема «Посуда» в средней группе изучается в разных интерпретациях. Так, при изучении сказки про Буратино дети рисуют любимую чашку Мальвины, а после обсуждения предметов быта, которые есть в каждом доме, делают наброски тарелок, чайных пар. Методический коллектив отдельно взятого детского сада определяет темы занятий в зависимости от того, какое место отводится рисованию в контексте других занятий. Если же говорить об обобщённом варианте, то формулировки могут звучать так

  • «Чашка маленького медвежонка» (при изучении сказки «Три медведя»);
  • «Угощения для куклы» (дети рисуют изученные фрукты или овощи на тарелке);
  • «Любимая чашка моей мамы» (например, в качестве открытки для мамы ко Дню матери или к 8 Марта);
  • «Что расскажет узор на тарелке?» (после знакомства с народными промыслами страны);
  • «Чашка и блюдце для куклы» (универсальная тема, так как её можно использовать и после повторения простых геометрических фигур, и в контексте разговора о бытовых предметах, без которых нам не обойтись);
  • «Чаепитие с друзьями» (вариант для коллективной работы, когда дети рисуют чашки, а затем готовые рисунки развешивают на общем фоне-обеденном столе);
  • «Сбежавшая посуда» (при изучении сказки Корнея Чуковского «Федорино горе») и т.д.

Как мотивировать детей?

Мы выяснили, что сам процесс рисования детям в силу их возраста нравится. Но для успешного занятия воспитателю необходимо подобрать сочетание приёмов, которые правильно настроили бы карапузов на работу. Обратите внимание, что это должен быть не один, а именно комплекс приёмов.

Беседа и наглядность

В списке мотивационных приёмов эта пара будет занимать лидирующие позиции, так как в 3–4 года у малышей ведущим является наглядно-образное мышление, то есть они должны увидеть или чётко представить то, о чём идёт речь. Так что картинки, фото, реальные предметы посуды - это тот набор, который должен быть перед глазами маленьких творцов.

Любая демонстрация сопровождается рассказом взрослого и беседой по поводу услышанного - это аксиома методики работы с детьми. В качестве вопросов по теме можно предложить такой набор:

  • «Что значит быть гостеприимным хозяином?»;
  • «Что такое чаепитие?»;
  • «Для чего нужна посуда?» (как вариант - отдельные предметы кухонной утвари);
  • «У вас (членов вашей семьи) есть любимая чашка?»;
  • «Почему от Федоры сбежала посуда?» и т.д.

Стихотворения

Дети любят слушать и рассказывать стихотворения. Для мотивации можно предложить малышам рассказать или прослушать отрывок из стихотворной сказки Чуковского «Федорино горе», а также целый ряд забавных рифмовок.

Таблица. Примеры стихотоврений о посуде

Загадки

Отгадывание загадок имеет один неоспоримый плюс по сравнению с другими мотивационными приёмами - дети моментально включаются в работу из-за азарта угадать, что же в ней зашифровано.

  • Суп нам варит в ней бабуля, На столе стоит …(кастрюля).
  • Для нас она необходима, ведь пищу из неё едим мы. Глубокая и мелкая зовут её … (тарелкою).
  • На плите - кастрюль начальник. Толстый, длинноносый …(чайник).
  • Я пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: Пейте чай, вода вскипела! (чайник).

Сказки

Любителей слушать сказок в детском коллективе ничуть не меньше, чем поклонников стихотворений и загадок. Кроме уже упомянутых сказок «Федорино горе», «Буратино», «Три медведя», деткам можно предложить проработать (прослушать, ответить на вопросы, нарисовать главного героя) такие истории:

  • Жил-был чайник. У него была семья-посуда. Чайник был пузатый-препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрёй. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили и чай из него пили.
  • Я большая эмалированная кастрюля. Я синего цвета. Моя внутренняя часть вся белая. И блестящая. Я очень этим горжусь. Я людям помогаю готовить супы и вторые блюда, а за это люди меня любят.

Схема составления конспекта занятия

Для того чтобы дети были организованы, а воспитатель смог реализовать поставленные цели, время занятия должно быть чётко распределено между всеми этапами работы над темой. И немалую роль в достижении этого играет грамотно выстроенный конспект занятия. Начинать работу над его составлением необходимо с формулировки целей. Вариантами могут быть следующие:

  • закрепление знаний о посуде;
  • развитие художественно-эстетического вкуса;
  • отработка умения работать красками и кистью, карандашами и пр.;
  • тренировка глазомера и пространственной ориентации на листе бумаги;
  • работа над развитием речи;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости;
  • развитие умения рефлексировать по поводу результатов своей работы и работы своих товарищей.

Задачи занятия будут отличаться в зависимости от темы, но в целом формулировки могут быть такими:

  • формировать представления детей о назначении посуды;
  • расширять словарный запас по теме (чашка, блюдце, тарелка, ложка и т.д.);
  • обучать передавать образ рисунка простыми геометрическими формами;
  • развивать наблюдательность;
  • воспитывать инициативность в речевом общении с товарищами и взрослыми;
  • воспитывать терпеливое отношение к процессу творчества.

Следующий уровень подготовки - распределение времени (стандартные 30 минут) на все этапы занятия.


Пример конспекта

Исмаилова Юлия «Конспект по изобразительной деятельности в средней группе. Тема: посуда, рисование чашки с блюдцем»

<…Посмотрите, какая у меня красивая посуда. Что у меня изображено на рисунке? (чашка с блюдцем).
Да правильно ребята, а посмотрите на вашем столе у каждого лежит тоже нарисованная чашка с блюдцем, только её нужно раскрасить, чтобы она была красивая, такая же, как и у меня.
Посмотрите сначала, как делаю это. Кисть смачиваю в стаканчике с водой, лишнюю водичку оставляю на салфетке, затем кисть макаю в краску, краски на кисть беру совсем немного, и приступаю к рисованию моей чашки.
Сначала я раскрашу блюдце, не заходя на кружку, затем раскрашу ручку у чашки, а потом я буду украшать свою чашку кружками. Моя чашка готова. А теперь приступайте вы к раскраске чашки, сначала блюдце, затем ручку, а потом и саму чашку.
(прохожу по рядам и смотрю кому нужно помочь).
Заключительная часть.
В конце занятия подвожу итог, говоря о том, что чашки у всех получились красивые, и после того как они высохнут мы посмотрим у кого какие получились чашки с блюдцами,
Ещё раз для закрепления уточнить, к какому виду посуды относится чашка с блюдцем.>

Этапы работы над рисунком

«Чайная пара - тарелка и чашка - для мамы»

Для этого рисунка потребуются краски и фломастеры. Основа картинки - вырезанные шаблоны. Задание может быть как индивидуальным, так и коллективным, например, создание сервиза для мам.

Инструкция

  1. Воспитатель раздаёт детям вырезанные шаблоны чашки и блюдца.
  2. «Сделайте красками фон на паре».
  3. Пока фон подсыхает, дети выполняют пальчиковую гимнастику или физкультминутку.
  4. «Теперь фломастерами наведите контур посуды и дорисуйте узор».
  5. «Обратите внимание на то, что рисунок должен быть одинаковым и располагаться симметрично».

Это интересно. Как способ индивидуализировать задание, ребята с уверенными изобразительными навыками могут рисовать декор в виде ягод, фруктов (например, вишенки, яблоки), а не слишком сильные в рисовании - зигзагообразные линии, точки и пр.

«Моя любимая чашка»

Для выполнения этого рисунка дети применяют приём примакивания, с которым более детально будут знакомиться в старшей группе. На данном этапе они лишь делают жирные точки кончиком кисти. Рисунок выполняется на вырезанном шаблоне.

Инструкция:

  1. Воспитатель раздаёт вырезанные шаблоны. Если дети умеют обращаться с ножницами, то они могут самостоятельно вырезать картинки.
  2. «Макаем кисточку в краску более светлого тона и делаем несколько точек, касаясь листа лишь кончиком кисти».
  3. «Моем кисточку и окунаем её в краску более тёмного оттенка, снова делаем точки».
  4. «Следим, чтобы точки не сливались».
  5. «Даём рисунку высохнуть».

«Сервиз для Мальвины»

Для выполнения этой композиции дети используют линейки с вырезанными трафаретами квадрата, треугольника и полумесяца. А также на линейке должна быть рельефная сторона для создания волнистой линии.

Приём примакивания отрабатывается в контексте нанесения узора на чашку и блюдце Дополнительным изобразительным средством в этом рисунке является обрывная аппликация, от рисунка в классическом понимании остаётся прорисовка контура посуды Украшение разделочных досок можно приурочить к изучению сказки «Федорино горе»

Рисование в средней группе на тему «Посуда» подразумевает, как правило, раскрашивание готовых шаблонов. Однако это ни в коем случае не уменьшает тот объём подготовки занятия, который выполняет воспитатель на занятиях по рисованию с натуры с детьми постарше. Очень важно правильно подобрать образовательный контекст, в который данное занятие будет вписано, а также определиться с набором мотивационных приёмов. Нельзя забывать и правильной организации процесса рисования, а также этапа оценки и рефлексии. При соблюдении этих условий дети получат удовольствие от занятия, будут довольны результатами своей работы. А воспитатель не только реализует поставленные цели, задачи, но и откроет в своих подопечных новые творческие возможности и способности.

Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.
В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития.
Как же используются игры в логопедической работе?
Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.
Дети-логопаты в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. Но они и отличаются нередко от своих сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушениях моторики, в наличии у них парезов, параличей, общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности.
Со стороны умственного развития в тяжелых случаях мы наблюдаем иногда довольно значительное отставание как вторичное и временное явление.
Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость, чувство ущемленности.

Важно помнить:

– при проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.
– игра не предъявляет ребенку требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья.
– игра может проводиться как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как развлечение.

Коррекционно-образовательные:
систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении, деталях и частях; материала, из которого она сделана;
формировать понятия: чайная, столовая, кухонная;
уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда»;
совершенствовать грамматический строй речи:
согласование существительных с помощью суффиксов «ИЦ», «ИК»,
согласование местоимений Я, МЫ с глаголами,
изменение формы глаголов в зависимости от числа (ед., мн.),
образование прилагательных от существительных (из стекла – стеклянная), работа с относительными прилагательными;
Коррекционно-развивающие:
развивать связанную речь, зрительное восприятие и внимания, координацию речи с движением, конструктивного праксиса.
Коррекционно-воспитательные:
формировать навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии; культуру сервировки стола.

Оборудование: различные предметы кукольной посуды, муляжи баночек варенья, картинки с предметами посуды и видов продуктов, силуэты посуды, ширма, кукла – перчатка Федоры

Предварительная работа: экскурсия с родителями в магазин посуды, чтение К.И.Чуковского «Федорино горе», разучивание стихов о посуде пальчиковой гимнастики «Помощники».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Логопед: Ребята, вы любите сказки? (Да!) А в гости вы ходить любите? (Да!)
– Сегодня утром я получила необычное письмо с приглашением в гости.

Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю,
Всех вас в гости приглашаю

(Самовар-Самоварыч).

– Из какой сказки к нам пришло такое необычное приглашение? («Федорино горе»). Кто написал эту сказку? (К.И. Чуковский).
– А разве в гости ходят с пустыми руками? Давайте возьмем наши гостинцы и отправимся в сказку. (Корзинка с муляжами баночек с вареньем).

(Музыка – двери в сказку отворяются.)

Логопед: Ребята, посмотрите какой беспорядок вокруг.

(Декорации квартиры Федоры, на столе записка «Ушла искать Самовар – Самоварыча»).

Снова горе у Федоры
Не пошел ей впрок урок.
Чистоты, порядка нету
И опять переполох.

Разбежалась вся посуда
Нет тарелок, а еда
Фрукты, овощи, продукты
Разбежались кто куда!

– Ребята, Федора посуду не жалела, не мыла, била. Вот посуда и убежала от нее. Посмотрите внимательно на картинку и. дорисуйте недостающую часть посуды. Расскажите, какие предметы посуды убежали от нее, и без какой части они остались.

(Дети рассматривают рисунок, дорисовывают недостающую деталь и называют)

От Федоры убежал чайник. Чайник был без носика.
От Федоры убежала чашка. Чашка была без ручки… и т.д.

Игра «Разбитые чашки»

– Ребята, помогите мне, пожалуйста, склеить чашки, которые разбила Федора. (Детям выдаются разрезные картинки). Давайте, пока нет Федоры, поможем ей навести порядок и накрыть на стол.

На столе – посуда горкой
Под столом – с водою таз
Генеральная уборка
Начинается у нас.

Упражнение «Разложи продукты на место»

На столе лежат продукты, а вы должны догадаться, куда их сложить?
(Каждый выполняет действие и называет «Сахар я положу в сахарницу»)
масло... в масленку
салфетки... в салфетницу…

– Давайте попробуем показать состояние посуды, которая была у Федоры до приборки.

Мимическая гимнастика

Выразить мимикой свое огорчение – разбили чашку;
Неудовольствие – много грязной посуды;
Радость – мы навели порядок, помыли посуду.

(Появляются пиктограммы)

Игра «Найди пару»

– Молодцы! А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Найди пару!» На полу разложены картинки, вы должны найти себе пару, и объяснить, почему вы так решили: (словообразование существительных с помощью суффиксов)

Хлеб – хлебница
сахар – сахарница
перец – перечница
конфеты – конфетница и т.д.

(Ответы детей: «Хлеб мы кладем в хлебницу. Салат мы кладем в салатницу. Перец мы насыпаем в перечницу и т.д.)

– Ребята, посмотрите, какая странная картинка висит на стене.

Задание «Узнай предмет по силуэту»

– Какие предметы спрятались в картине. (Чашка, кастрюля, ложка, ваза и т.д.)

«Из чего может быть сделана посуда»

Чашка сделана из стекла – значит, она стеклянная.
Ваза сделана из фарфора – значит она фарфоровая.
Кастрюля…
Ложка...

Давайте правильно разложим предметы посуды по полкам.

1 – глиняная посуда; 4 – стеклянная;
2 – металлическая; 5 – пластмассовая;
3 – фарфоровая; 6 – деревянная.

– Посмотрите, какие мы молодцы. Навели порядок у Федоры, разложили всю посуду и можем немного отдохнуть.

Физминутка «Помощники» (речь с движением)

Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли.
Чайник, чашку, ковшик, ложку,
И большую поварешку
Мы посуду перемыли
Только чашку мы разбили.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы дружно помогали.
(Н.Нищева)

Дети сжимают, разжимают кулачки.
Трут одной ладошкой другую.
Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Опять трут ладошки.
Загибают пальчики

Игра «Накрой на стол»

– Вот мы и все убрали, навели порядок, отдохнули и теперь можем накрывать на стол. Мы будем пить чай. Какая посуда нам понадобится? (Чайная).
– Какая посуда еще бывает? (Столовая для обеда; кухонная для приготовления еды.)

(Дети накрывают стол для чаепития).

Кукольный театр.

(Появляется Федора.)

Ах, вы чистые сиротки мой,
Утюги и сковородки мои!
Их почистили песочком
Окотили кипяточком
И вы будете опять
Словно солнышко сиять!

Федора: Да, у меня гости. Здравствуйте ребята! Я смотрю, вы все прибрали и даже на стол накрыли. Но только здесь не хватает чего-то самого главного. Как вы думаете, чего? (Ответы детей) А я вам загадку загадаю.

Загадка:

Мой сердечный друг-приятель
В чайном тресте председатель.
Все семейство вечерком
Угощает он чайком.
Парень дюжий он и крепкий
Без вреда глотает щепки
Хоть и ростом не велик,
А пыхтит, как паровик.

(Самовар)

– Конечно, это наш Самовар-Самоварыч вернулся

(На столе появляется самовар. Появляется ребенок в роли Самовар-Самоварыча).

Самовар-Самоварыч:

Вижу, радуются блюдца
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
В пляс пошла сковорода
Пляшут миски, пляшет пол,
Скачет в печке мой котел!

Федора приглашает всех пить чай.

Логопед: Федора, а чай пьют с вареньем. Мы к тебе пришли не с пустыми руками, а с гостинцами.

Игра «Назови варенье»

Наварили мы Федоре – ароматного варенья,
Вкусного такого, ну просто объеденье.
Вот сейчас возьмем мы ложку,
И отведаем немножко.

Логопед: Федора, ты должна догадаться какое варенье ребята тебе принесли.

(Каждый ребенок по очереди достает баночку с вареньем, а Федора иногда с ошибками угадывает. Ребенок должен ее исправить и назвать правильно.)
Например: Из сливы – сливочное. Нет Федора из сливы сливовое…и т.д

Ответы детей:

Из вишни – вишневое,
Из малины – малиновое,
Из черники – черничное,
Их клубники – клубничное,
Из яблок – яблочное.

Федора: Спасибо, ребята! Какое вкусное варенье.

Логопед: А еще, Федора, ребята стихи для тебя выучили.

Ты знаешь, какая бывает посуда?
И как без нее нам приходится худо?
Попробуй поесть без тарелки и ложки
Без миски никак не накормишь и кошки.
Кофейники, чайники, чашки, стаканы
О них вспоминаем мы утречком рано.
Кастрюли, салатницы, вилки, ножи
Всегда всю посуду в порядке держи!

Буду всем я помогать
Чисто мыть посуду
И поставить все на место
Я не позабуду.

(Федора приглашает всех к столу, совместное чаепитие с угощением.)

Наталья Беспалова
Конспект занятия по рисования во второй младшей группе «Посуда»

Задачи с интеграцией образовательных областей :

«Художественное творчество» : Развивать у детей эстетическое восприятие к миру предметов,воспитывать аккуратность при работе с краской, способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

«Социализация» : воспитывать положительное отношение детей к сотрудничеству с взрослым, с детьми, собственной деятельности, ее результату.

«Познание» : Расширять представления детей об окружающих предметах, их предназначении.

«Чтение художественной литературы» беседа по отрывку К. Чуковского «Федорино горе»

Цель : Расширить представления об окружающих предметах.

Образовательные задачи :

Совершенствовать знания детей о назначении, функции предметов.

Активизировать в речи детей обобщающее понятие «посуда » , «кухонная посуда » , «столовая посуда » , «чайная» .

Развивающие задачи :

Развивать внимание восприятия.

Развивать познавательную деятельность, интерес к рукотворному миру.

Закреплять умение рассуждать, объяснять.

Воспитательные задачи :

Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.

Воспитывать чувства отзывчивости, взаимопомощи.

Предварительная работа :

чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе» .

рассматривание иллюстрации на тему «посуда » .

с\р игра «Чаепитие»

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, к нам в группу пришло письмо от бабушки Федоры (Открывает конверт и читает письмо) .

Дорогие ребята, мои чашки и блюдца разбились. Помогите мне пожалуйста!

Воспитатель. Дети, сможем мы помочь бабушке? (Дети отвечают.)

Ребята, если бабушка решит приготовить обед : сварить суп и пожарить котлеты, какая посуда ей понадобиться ? (ответ детей : сковорода, кастрюля, нож, чайник) . Верно, ребята! Где готовят еду? (на кухне) . Правильно. Как называется посуда , которая нужна для приготовления еды? Назовите одним словом (кухонная) . Повторить хором и индивидуально.

Какую посуду мы возьмём для обеда? (ложка, тарелка, кружка (стакан, вилка) . Как вы думаете, как называется посуда для обеда за столом ? (ответ детей : столовая) .

Воспитатель, Ребята, давайте поможем Федоре, у меня есть тарелочки и блюдца, но они какие-то скучные, некрасочные. Как нам сделать яркую красивую посуду ? (надо украсить.)

Показ : указательный пальчик макаем в краску и делаем мазки на листе бумаги. Получаются красивые круглые горошины. А теперь вы сами попробуете. но сначала сделаем зарядку.

Физминутка «Помощники» (речь с движением)

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли .

Чайник, чашку, ковшик, ложку,

И большую поварешку

Мы посуду перемыли

Только чашку мы разбили.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы дружно помогали.

(Н. Нищева)

Дети сжимают, разжимают кулачки.

Трут одной ладошкой другую.

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Опять трут ладошки.

Загибают пальчики

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ.

ВОСПИТАТЕЛЬ НАБЛЮДАЕТ ЗА РАБОТОЙ ДЕТЕЙ, СЛЕДИТ ЗА ОСАНКОЙ, ГОВОРИТ, ЧТО НАДО РАБОТАТЬ АККУРАТНО, НЕ ПАЧКАЯ РАБОЧЕЕ МЕСТО, ОДЕЖДУ. ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ ВЫТИРАТЬ ПАЛЬЧИК САЛФЕТКОЙ.

Итог : (складывают в коробку) Ребята, мы молодцы! У нас получилось помочь Федоре, потому, что мы были дружными и добрыми! Чем помогли Бабушке Федоре? (дети припоминают : рассказали о посуде , УКРАСИЛИ посуду ). Если бабушке вновь понадобиться помощь, можно к вам обратиться? (да)

Публикации по теме:

Тема: «Посуда». Период: 7 ноября – 13 ноября. Итоговое мероприятие: просмотр презентации «Посуда». Содержание работы: расширять представления.

Конспект открытого интегрированного занятия во второй младшей группе по нетрадиционным техникам рисования «Зонтики для Зайки» Тема: «Зонтики для Зайки» Техника: рисование пальчиком Вид деятельности: рисование «пальчиковыми красками». Реализация содержания программы.

Конспект открытого занятия по нетрадиционной технике рисования во второй младшей группе «Солнышко, которое мне светит» Цель: Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования ладошкой. Задачи: Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную.

Конспект занятия по аппликации с элементами рисования во второй младшей группе «Облака» Конспект занятия. Аппликация: «Облака» Цель: развитие творческих способностей у детей. Задачи: Упражнять в умении детей выполнять аппликацию,.

Конспект занятия НОД по аппликации с элементами рисования во второй младшей группе «Курочка с цыплятами». Составила: Вишнякова Ю. В Цель:.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКЕ РИСОВАНИЯ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: Коллективная работа «Летняя полянка» Рисование мыльными.

Ольга Исаева
Конспект занятия по рисованию в первой младшей группе «Красивая чашка в горошек»

Программное содержание : совершенствовать умение рисовать пальцем , стараясь равномерно расположить рисунок (горошинки ) внутри контура.

Материал : листы бумаги в виде чашки по количеству детей , краски гуашевые двух-трех цветов, салфетки, рисунок чашки на магнитной доске .

Ход занятия:

Ребята давайте споем песенку про пирожки

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку

А для милой мамочки

Испеку два пряничка

Кушай, кушай мамочка

Вкусные два пряничка

А ребяток позову

Пирожками угощу.

Чем мы ребяток угостим? (пирожками) . А маму? (пряничком) . Ай, как вкусны пирожки с чаем. А из чего пьют чай? (из чайных чашек) . Правильно. Посмотрите ребята какая у меня красивая чашка . (на доске чашка с цветными горошками ) . А вы хотите такую чашку ? (да) . Посмотрите ребята на столе краски разных цветов (красная , желтая, синяя) . Горошки могут быть разного цвета. Кому какой цвет нравится, тот и будет делать горошки этим цветов , у кого синии, у кого красные , у кого красные .

Показ : я указательный пальчик макаю в краску и делаю мазки на листке бумаги шарики-горошки . Смотрите какая горошина . Сначала одна, затем еще одна, еще и еще… Какая красивая чашка у нас получилась ! А теперь вы сами попробуйте нарисовать красивую чашку . (во время рисования можно включить музыку)

Воспитатель раскладывает каждому ребенку листы бумаги в виде чашки и краски разных цветов . В процессе работы обращать внимание детей на то, что рисовать надо аккуратно , не пачкать стол, не ронять краску на пол , не брать ее в рот. Если, у ребенка не получается то надо ему помочь.

Вот какие умницы! У всех получились красивые чашки , у Влады чашка с красными горошками , у Арины с синими, у Тимура с желтыми и т. д. А теперь давайте поиграем в игру «Каравай»

Молодцы, поиграли хорошо, песенку спели дружно. А теперь мы с вами сделаем выставку «Самая лучшая я чашка » .

Интеграция образовательных областей:

Познание: расширять представления детей о предметах посуды.

Коммуникация: вступление в диалог с взрослыми и друг другом, внимательно слушать собеседника, не перебивать товарища.

Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе».

Физическая культура: физкультминутка.

Художественное творчество: роспись тарелочек красками.

Социализация: учить приходить другу на помощь.

Цели и задачи:

Образовательные: систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении; материала, из которого она сделана; формировать понятия: чайная, столовая, кухонная; уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда»; совершенствовать навыки собирать из мелких частей целую картинку по представлению; формировать навыки рисовать кисточкой.

Развивающие: развивать связанную речь, логическое мышление, память, воображение, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением; мелкую моторику рук; усидчивость.

Воспитательные: создать условия для закрепления навыков культурного общения, уметь поддерживать разговор, здороваться, прощаться; формировать навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии; культуру сервировки стола; взаимовыручку.

Оборудование: игрушки, различные предметы кукольной и детской посуды, картинки с предметами посуды, разрезные картинки; гуашь, кисточки, баночки с водой, бумажные тарелочки по количеству детей.

Предварительная работа: чтение сказки К. Чуковский «Федорино горе», рассматривание иллюстраций, беседа по прочитанному., рассмотреть кукольную и настоящую посуду, пояснить, для чего нужна та или иная посуда и как она называется.

Методические приемы: проблемная ситуация, игровая ситуация, д/и, дыхательная гимнастика, беседа, вопросы, ситуативные разговоры.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, к нам гости пришли, что мы должны сказать? (Здравствуйте)

А кто у нас сегодня ещё в гостях? (Кукла, Чебурашка, Зайка и Хрюша)

А когда приходят гости, то их надо угощать.

Дети, мы сейчас с вами, накроем стол и угостим наших гостей чаем.

Беседа о посуде.

Воспитатель: Как одним словом можно назвать все эти предметы? (Посуда)

Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (Ложка, вилка, нож)

В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка, противень и т. п.)

Как называется эта посуда? (Кухонная)

Какой посудой мы пользуемся, когда пьём чай? (Чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник)

Как называется эта посуда? (Чайная)

А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу)? (Столовая)

Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, солонка)

Помогите мне расставить посуду по своим местам: отдельно столовую, кухонную, чайную.

Игра «Разбитая посуда»

Воспитатель: Дети, а в какой сказке говориться о посуде? (К. Чуковский. Федорино горе)

(Предложить детям самостоятельно собрать из предложенных фрагментов по образцу посуду.)

– Ребята, помогите мне, пожалуйста, склеить посуду, которую разбила Федора. (Детям выдаются разрезные картинки).

Задание «Из чего может быть сделана посуда»

Стакан сделан из стекла – значит, он стеклянный.

Чашка сделана из фарфора – значит они фарфоровая

Давайте правильно разложим предметы посуды по полкам.

1 – стеклянная посуда

2 – металлическая;

3 – пластмассовая;

4 – фарфоровая;

5 – деревянная.

Физминутка.

Вот большой железный чайник, Надули животик: одна рука на поясе,

Очень важный, как начальник. другая изогнута, как носик.

Вот фарфоровые чашки, Присели, одна рука на поясе.

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками круг,

Только стукни – разобьются. хлопают и приседают.

Вот серебряные ложки, Потянуть руки вверх, сомкнуть над

Голова на тонкой ножке. головой.

Вот пластмассовый поднос, Легли на ковер, потянулись.

Он посуду нам принес.

Художественное творчество. (Разукрасить тарелочки красками)

Загадки:

Мой сердечный друг-приятель Я вас чаем напою,

В чайном тресте председатель. Лишь заварку заварю.

Всё семейство вечерком Дружат люди все со мной –

Угощает он чайком. Это …. (чайник заварной)

Парень дюжий он и крепкий

Без вреда глотает щепки.

Хоть и ростом не велик,

А пыхтит, как паровик. (Самовар)

Чайника подружка, Есть и ручка у нее,

Имеет два ушка. Есть и стенки, есть и дно.

Варит суп для Юли - Очень хрупкая бедняжка –

Зовут её …(Кастрюля) Всем известно это - …. (чашка)

Игра «Накрой на стол». Вывод.

– Вот теперь можем накрывать на стол. Мы будем пить чай. Какая посуда нам понадобится? (Чайная). (Дети накрывают стол для чаепития).Угощают.

Воспитатель: Дети, помогите мне, пожалуйста, накрыть стол для чаепития.(Дети приносят салфетки. сахар, ложки.)

Воспитатель: Куда же мы положим сахар?(в сахарницу)

Воспитатель: А для салфеток есть специальная подставка. Интересно, кто знает, как она называется? (Салфетница)

Воспитатель: А в чём же мы завариваем чай? (В чайнике)

Воспитатель: Вот и закипел наш чайник, только он горячий. Как мы будем его пить? Что нужно сделать, чтобы чай остыл? (Подуть на него)

Воспитатель: Вот накрыли мы стол, можно приглашать гостей пить чай.

Дети желают друг другу приятного аппетита и пьют чай.

Ты знаешь, какая бывает посуда?

И как без нее нам приходится худо?

Попробуй поесть без тарелки и ложки

Без миски никак не накормишь и кошки.

Кофейники, чайники, чашки, стаканы

О них вспоминаем мы утречком рано.

Кастрюли, салатницы, вилки, ножи.

Всегда всю посуду в порядке держи!

Поделиться: