Ребенок пишет в зеркальном отражении причины. Ребенок зеркалит буквы и цифры

Классификация дисграфии

Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма.

О. А. Токарева выделяет 3 вида дисграфии: акустическую, оптическую, моторную.

Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв:

В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Ребенок пишет только отдельные буквы. В ряде случаев, особенно у левшей, имеет место зеркальное письмо, когда слова, буквы, элементы букв пишутся справа налево.

Зеркальное письмо. Причины возникновения зеркального письма. Обследование и коррекция

Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии, в основе которой лежат:

  • - недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений (т.е. представлений о форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве по отношению к себе и друг к другу;
  • - недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза;
  • - недостаточная сформированность буквенного гнозиса.

Такие проблемы чаще встречаются у детей 6-7 лет и выявляются при обучении их письму. Если ребёнок дошкольного возраста, до момента обучения его грамоте, не приобрёл умение сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и раздифференцировать тонкие различия оптически сходных букв.

В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности. Зеркальное написание букв бывает свойственно тем детям, у которых ведущей является левая рука, но которых «переучили» на правую. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.

Предпосылки «зеркального» письма могут быть выявлены в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не владеет грамотой. При этом особое внимание нужно обращать на тех детей, которые предпочитают больше пользоваться левой рукой.

Один из способов выявления таких предпосылок: взяв два карандаша, один из них положить на столе в вертикальном направлении, а другой приложить к нему с правой стороны под прямым углом. Попросить ребенка, чтобы он, глядя на ваш образец, то же самое проделал с двумя другими карандашами. Возможно, он приложит карандаш с левой стороны, то есть «зеркально». То же самое может произойти и в процессе рисования разных простых предметов, фигур - ребенок может воспроизводить предлагаемые ему образцы зеркально.

С началом школьного обучения такие дети точно так же будут воспроизводить и буквенные знаки. Это говорит об устойчивом характере имеющихся у ребенка трудностей и одновременно о несистематичности, как бы случайности их проявления в отношения отдельных букв. Все это свидетельствует об общей несформированности пространственных представлений на фоне которой правильное или зеркальное написание отдельных букв носит во многом случайный характер. Поэтому нужно думать не столько об отдельных буквах, сколько о необходимости решения проблемы в целом. И решать ее нужно именно в дошкольном возрасте, не ожидая появления устойчивых нарушений письма, а, стараясь их, по возможности, предупредить.

Важно учитывать, что устойчивое преобладание левой или правой руки окончательно формируется примерно к 6 годам. Если доминирующей оказывается левая рука, то независимо от того, какой рукой ребенок будет писать, он требует в рассматриваемом отношении особого внимания.

Прежде чем проводить работу по различению правильной буквы и ее двойника, проводится подготовительный этап , помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги. Начинать здесь следует с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки. (Какая рука у тебя правая? А какая левая?).

Затем учат ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.

Следующий этап работы - развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребенку нужно объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке - слева. После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?) Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.

Например : тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка), ручка слева от тетради и т. п. И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве ю и т. п.

Начинать работу с таким ребенком сразу с усвоения начертаний букв нецелесообразно.

Работа по предупреждению «зеркального» письма должна вестись по нескольким направлениям.

Основные направления работы :

  • 1. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения (времена года, дни недели).
  • 2. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.
  • 3. Развитие тактильных ощущений посредством дермалексий, профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)
  • 4. Расширение поля зрения ребенка.
  • 5. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв.

Дети должны четко усвоить понятия «вверх», «вниз», «право», «влево». Для осуществления этой цели должны проводиться разные игры, вплоть до выкладывания различных фигур, орнаментов.

Поиск букв, наложенных друг на друга.

Необходимо выделять буквы, написанные одна на фоне другой.

Реконструирование букв.

Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку.

Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К).

Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

На заключительном этапе работы можно перейти к письменным упражнениям.

1. Очень полезно письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: Э, Э, Е, Е, Э,Э,Э и т. д.

Перед записью каждой буквы ученик должен сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону направлена - «смотрит».

2. После исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму слогов, а затем и слов с этими буквами.

Для облегчения стоящей перед ребенком непростой задачи усвоения правильного начертания букв лучше выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространиться «зеркальность».

Дело в том, что многие печатные и некоторые рукописные буквы полностью симметричны, в силу чего их просто невозможно написать «зеркально». Вот эти печатные буквы: А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш. Эти 11 букв можно полностью исключить из упражнений, что сразу сделает работу более целенаправленной и менее объемной. Затем ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв прописываются справа. Это относится к следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю.Ребенку остается запомнить еще те 6 букв, которые «развернуты» в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я.

На заключительном этапе работы широко используются письменные упражнения, так как именно в обеспечении правильного написания букв и состоит конечная цель всей работы. В процессе выполнения письменных упражнений нужно особенно внимательно следить как за направлением письма в целом (строка заполняется слева направо), так и за способом написания каждой буквы: элементы в буквах дописываются только с правой стороны и в направлении сверху вниз. Важно видеть сам процесс письма, а не довольствоваться только готовым «видом» пусть даже и правильно написанных букв. В качестве письменных упражнений можно использовать письмо под диктовку отдельных букв, затем - слогов и слов с этими буквами. При отсутствии ошибок переходят к записи предложений.

Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр. Опыт показывает, что все цифры могут «зеркально» изображаться. Подобные ошибки могут периодически возникать при изучении новой темы. Они - отголоски когда-то актуальных проблем.

«Зеркальность» в математике проявляется очень ярко, так как гораздо чаще надо действовать в заданном направлении, особенно при построении геометрических фигур и при вычислениях.

Следует помнить, что даже после проведения комплексной коррекционной работы необходимо внимательно отслеживать письменные работы, своевременно выполняя работу над ошибками.

А еще для обучения математике используется потрясающее изобретение человечества - тетради в клетку. Каждый взрослый должен помнить, что ребенка необходимо научить пользоваться клеточками: уметь отсчитать необходимое количество вверх - вниз, справа, слева, отступить клеточку вниз, три клеточки в заданном направлении. Одним словом, научить соблюдать единый орфографический режим. Это первый шаг ребенка к усвоению письменных вычислений в столбик! Если ребенок затрудняется при работе в клеточках, то при работе с многозначными числами, при письменном сложении и вычитании, письменном умножении и делении появятся ошибки, обусловленные смещением записи по клеткам.

Рисунок, на котором изображены правильно и зеркально написанные печатные буквы.



Игры и упражнения, направленные на предупреждение и исправление «зеркального» письма

Цель: освоение понятий «верх», «низ», «право», «лево», «центр». Совершенствование зрительного анализатора.

1. Игра «Виртуальный паук»

Положите перед ребёнком лист с квадратной сеткой. В центре сетки находится «паук» - фишка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах поля. Начало отсчёта - середина (центр) поля. Даётся сигнал: вверх - вправо - вниз. Ребёнок передвигает свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановился «паук». Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений от 2-3 до 8-10. На последнем этапе ребёнок определяет положение «паука» с закрытыми глазами и называют это место. В результате этой игры чётко и прочно усваиваются понятия верх-низ, вправо-влево, а также дети запоминают названия квадратов.

2. После такой подготовки ребёнку можно предложить графические диктанты для рисования орнаментов, фигур и букв.

Например, поставить точку на листе клетчатой бумаги и от неё вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:

8 клеток вверх, 2 клетки вправо, 3 клетка вниз,2 клетки влево, 3 клетки вверх, 2 клетки вправо, 8 клеток вниз, 2 клетки влево, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 3 клетки вниз, 2 клетки влево.

Если нет ошибок, то получится буква «Н», которую ребёнок штрихует. Таким образом, можно нарисовать любую букву. Эта работа очень нравится детям, хотя она требует концентрации внимания, чёткости выполнения инструкции, сформированного зрительно-пространственного восприятия.

  • 3. Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены элементы и в каком количестве.
  • 4. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.
  • 5. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами (игра «Чудесный сундучок»). Необходимо достать букву из сундучка с закрытыми глазами, определить на ощупь, какая буква, назвать её, придумать слова, содержащие эту букву, положить её на стол так, чтобы она отражала верное написание.
  • 6. Определение букв, написанных на спине, руке, на ладони (пальцем медленно проводить контур буквы), в воздухе (с закрытыми и с открытыми глазами).

Для более младших детей можно использовать это упражнение, рисуя вместо букв знакомые им геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

7. Нахождение недостающих элементов букв. Игра «Буква сломалась».

  • 8. Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура букв ниточками, семечками, проволокой, палочками; рисование букв на асфальте, на снегу, на стекле, на песке.
  • 9. Демонстрация букв в разном положении.

10. Предъявление букв разного шрифта: печатные, прописные, строчные, стилизованные.

11. Игра «Морской бой». Правила этой игры известны всем. В данном случае для «координатной сетки» берутся буквы и заглавные, и строчные.

Коррекционное занятие при зеркальном письме(оптическая дисграфия)

Тема: Дифференциация букв 3 - Е в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Цели: закрепить у детей знания о буквах 3 - Е;

научить детей дифференцировать буквы 3 - Е в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте;

способствовать преодолению устного аграмматизма у детей;

развивать у детей связную речь, зрительное восприятие, пространственные и кинетические представления, логическое мышление;

закрепить знание правил написания имён собственных.

Оборудование: буквы 3-Е (запись на доске); пособие «Кроссворд» (на каждого ребенка); тексты загадок; альбом 2.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

1. Развитие зрительного восприятия и логического мышления.

Логопед: Подберите и запишите слова с буквами 3 - Е в клетки кроссворда.
Например:

- ежи, Егор, енот, Ева;

  • -туз, полз, мерз, воз.
  • 2.Сделать вывод и сформулировать тему занятия.

II. Основная часть занятия

  • 1. Припоминание сходства и различия в начертании букв занятия.
  • 2.Соотнесение букв занятия со звуками и символами для их схематичного обозначения.
  • 3.Развитие логического мышления.

Логопед: Отгадайте загадки и составьте с отгадками словосочетания.

Вымолвил словечко -К царю и царевне.

Покатилась печка.И за что, не знаю,

Прямо из деревниПовезло лентяю.

(Емеля)

Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

  • (Золотая рыбка )
  • 4.Работа по дифференциации букв занятия на уровне предложения {задание 6. с. 30-31).

Логопед: Прочитайте пары слов и составьте с ними предложения.

Зина - зонтЗоя - звери

Егор - зубыЕва - задача

Захар - козаЕлена - замок

5.Дифференииаиия букв занятия в словах. Закрепление правила написания имён собственных

Логопед: Составьте и запишите имена, отчества и фамилии по образцу. Укажите буквы занятия при помощи стрелок-символов.

Образеи: Зинаида - Егор - Егор - Зинаида Егоровна Егорова.

ИМЕНАОТЧЕСТВА ФАМИЛИИ

ЗинаидаЕгор Егор

ЕгорЗахар Емельян

ЗахарЕмельян Захар

ЗояЕвгений Евгений

6.Физминутка.

На выбор логопеда.(по теме)

7.Работа на уровне текста.

Логопед: Послушайте сказку и постарайтесь запомнить её.

Логопед читает сказку два раза: первый - для активизации внимания и поверхностного запоминания, после чего объясняет отдельные слова текста, повторяет имена, встречающиеся в сказке, и т.д. Второй раз сказка читается для запоминания с целью последующего пересказа.

Прачечная «Егор и сыновья»

На берегу лесной речки под вывеской «Прачечная - Егор и сыновья» ежедневно рано утром усаживалась семья енотов, и начиналась шумная стирка.

Но как-то папе-еноту пришла в голову мысль назвать своих сыновей Егора, Захара и Евгения необычными именами. Первый стал именоваться Епифанием, второй - Елистратом, а третий превратился в Евлампия. И прачечная встала.

Каждое утро начиналось теперь с того, что папа-енот вспоминал имена своих детей. Но подумав часов пять и так ничего и не припомнив, он понимал, что это невыполнимая задача. Решил он ставить крестики около имён своих детей, но и это ему не помогло. В книге еле-еле найдёт крестик и закладку, а стирать-то уже некогда.

Ходят звери в грязной одежде, а прачечная стоит. Однажды, пока папы-енота не было дома, в гости к енотам пришёл ёж, он попросил отдать ему книжечку с неудачными именами. Енотики с радостью согласились. Но малыши боялись папы. Тогда ёжик решил схитрить, он попросил постирать книжечку, сказав, что она грязная. Детёныши принялись за любимое дело, и вскоре книжка была постирана. Они так удачно постирали книгу, что все буквы стёрли.

Вернулся папа-енот. Посмотрел на работу малышей, погрустил, да делать нечего, стал называть своих детей привычными именами: Егор, Евгений и Захар.

8. Запись необычных и привычных имен енотов. Пересказ текста по памяти.

Логопед: Запишите имена героев, укажите буквы занятия. Перескажите текст сказки.

III. Итог занятия

Логопед: Назовите имена, где вы написали букву, которая «смотрит» вправо. Теперь такие, в которых буква «смотрит» влево.

ВЫЯВЛЕНИЕ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, ИСПРАВЛЕНИЕ.

«Зеркальное» письмо букв – один из видов нарушения письма, в основе которого лежит недостаточная сформированность:

  • зрительно-пространственного восприятия и представлений;
  • зрительного анализа и синтеза;
  • знаний о буквах.

Если ребенок дошкольного возраста до начала обучения грамоте не научился сравнивать предметы по величине и форме, плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг другу, то ему сложно будет усвоить и дифференцировать различия оптически сходных букв.

В русском языке 33 буквы, и 23 из них вызывают затруднение из-за свойств зеркальности, а именно:

  • Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, ы, ь, ъ (элементы прописываются справа)
  • З, Л, У, Ч, Э, Я (элементы прописываются слева)

«Зеркальное» письмо букв встречается у детей 6-7 лет и выявляется при их обучении письму.


ВЫЯВЛЕНИЕ «ЗЕРКАЛЬНОСТИ» ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Рисунок, на котором изображены правильно и зеркально написанные буквы.

Ребенку можно предложить следующие задания:

  1. В каждой паре букв покажи правильно написанную.
  2. Придумай и расскажи, как можно переделать неправильную (зеркальную) букву в правильную.

С началом школьного обучения дети с нарушением зрительного восприятия точно так же будут воспроизводить и буквенные знаки. Это говорит об устойчивом характере имеющихся у ребенка трудностей и об общей несформированности пространственных представлений. Поэтому нужно думать не столько об отдельных буквах, сколько о необходимости решения проблемы в целом. И решать ее нужно именно в дошкольном возрасте, не ожидая появления устойчивых нарушений письма, а, стараясь их, по возможности, предупредить.


I.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цель : развитие у ребенка умения ориентироваться

на собственном теле.

  1. Воспитание четкой дифференциации правой и левой руки.
    (Какая рука у тебя правая? А какая левая? В какой руке ты держишь карандаш, ложку?).
  2. Упражнение в безошибочном нахождении правой ноги, правого глаза, левого уха, правой щеки и т. д.
    (- Попрыгай на левой ноге. - Положи левую руку на правую щёку.)
  3. Обучение ориентировке в пространстве с точки зрения учета правой и левой стороны.
    Ребенку необходимо объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева.
    После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Шкаф слева или справа от тебя? Твой друг Миша сидит слева или справа от тебя? Почему ты так считаешь?)
  4. Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.
    Например: "Положи тетрадь слева от книги. Сядь справа от Димы".

    И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и половинку овала в букве "Б".


II. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ и ИСПРАВЛЕНИЕ «ЗЕРКАЛЬНОГО» ПИСЬМА

Цель: освоение понятий «верх», «низ», «право», «лево», «центр». Совершенствование зрительного анализатора.

1. Игра «Виртуальный паук»

Положите перед ребёнком лист с квадратной сеткой. В центре сетки находится «паук» - фишка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах поля. Начало отсчёта – середина (центр) поля. Даётся сигнал: вверх – вправо – вниз. Ребёнок передвигает свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановился «паук». Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений от 2-3 до 8-10. На последнем этапе ребёнок определяет положение «паука» с закрытыми глазами и называют это место. В результате этой игры чётко и прочно усваиваются понятия верх-низ, вправо-влево, а также дети запоминают названия квадратов.

2. После такой подготовки ребёнку можно предложить графические диктанты для рисования орнаментов, фигур и букв.

Например, поставить точку на листе клетчатой бумаги и от неё вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:

8 клеток вверх, 2 клетки вправо, 3 клетка вниз,2 клетки влево, 3 клетки вверх, 2 клетки вправо, 8 клеток вниз, 2 клетки влево, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 3 клетки вниз, 2 клетки влево.

Если нет ошибок, то получится буква «Н», которую ребёнок штрихует. Таким образом, можно нарисовать любую букву. Эта работа очень нравится детям, хотя она требует концентрации внимания, чёткости выполнения инструкции, сформированного зрительно-пространственного восприятия.

3. Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены элементы и в каком количестве.

4. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.

5. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами (игра «Чудесный сундучок»). Необходимо достать букву из сундучка с закрытыми глазами, определить на ощупь, какая буква, назвать её, придумать слова, содержащие эту букву, положить её на стол так, чтобы она отражала верное написание.

6. Определение букв, написанных на спине, руке, на ладони (пальцем медленно проводить контур буквы), в воздухе (с закрытыми и с открытыми глазами).

Для более младших детей можно использовать это упражнение, рисуя вместо букв знакомые им геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

7. Нахождение недостающих элементов букв . Игра «Буква сломалась».


8. Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура букв ниточками, семечками, проволокой, палочками; рисование букв на асфальте, на снегу, на стекле, на песке.

9. Демонстрация букв в разном положении.

10. Предъявление букв разного шрифта: печатные, прописные, строчные, стилизованные.

11. Игра «Морской бой». Правила этой игры известны всем. В данном случае для «координатной сетки» берутся буквы и заглавные, и строчные.

12. Поиск букв, написанных одна на фоне другой, или «зашумлённых» букв.

13. Реконструирование букв.

Например из буквы Р можно сделать букву В, дорисовав один элемент, а из буквы Н получится буква П, если передвинуть всего одну палочку.

14. Определение букв, которые можно выложить из трёх, четырёх или из двух палочек.

Из трёх палочек – Н, П, И, А, С, К, Ж

Из двух палочек – Т, Л, Х, Г.

Из четырёх – Ш, М

III . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цель: закрепление образа буквы и её письменного написания.

Письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: в, в, б, с, б ….

Таким образом, проблема «зеркального» письма существует и требует пристального внимания от педагогов и родителей.

Желаем успеха Вашим детям!

Зам. зав. по УМР МБДОУ детский сад № 13 «Сказка» Агафонова Ю.В.

Большинство исследований зеркального почерка у детей проводится на особых выборках - например, изучается зеркальное письмо в контексте дисграфии или феномен правшей, пишущих левой рукой. Считается, что зеркальное письмо - то есть, справа налево для большинства европейских народов - связано с недостаточной сформированностью пространственного мышления, прежде всего, по отношению к собственному телу, когда дети путают правую и левую руку, а также недостаточной сформированностью функций зрительного анализа и синтеза и даже слишком быстрым обучением письму печатными буквами, из-за чего дети не успевают надежно усвоить взаимосвязь формы буквы и ее значения.

Однако, последние исследования показали, что так называемый "почерк Леонардо", названный так в честь гения, предпочитавшего вести свои многочисленные дневники именно зеркальным почерком, встречается и у детей с типичным развитием. В журнале Journal of Educational Psychology недавно была опубликована статья французских психологов Жан-Поля Фишера и Юссефа Тазути, посвященная тому, какими причинами вызвано зеркальное письмо у пятилетних детей.

Авторы поставили перед собой два основных вопроса. Первый заключался в том, чтобы выяснить характер связи между зеркальным копированием букв и цифр с образца и написанием их по памяти, а второй - как зеркальное написане отдельных символов приводит к зеркальному написанию целых слов, в частности, собственного имени.

Ученые провели три серии экспериментальных исследований в школах Франции, чтобы ответить на эти вопросы. Оказалось, что копируя с образца, дети совершают гораздо меьнше зеркаьлных ошибок, чем при письме по памяти. Слабая, но значимая корреляция, была выявлена между зеркальным написанием символов и своего имени. Удивительно, что уровень школьной успеваемости также положительно коррелировал с зеркальным написанием, хотя сила этой корреляции были намного меньше, чем в случае правильной ориентации букв. При этом другие ошибки - например, орфографические, но совершаемые в правильной ориентации слева направо - отрицательно коррелировали с успеваемостью.

В результате исследований авторы пришли к выводу, что феномен зеркального письма может возникать наряду с рядом других ошибок на определенном этапе развития навыков письма у всех детей с нормальным развитием. При этом большую роль могут играть не индивидульано-психологические факторы, право- или леворукость и пол ребенка, но факторы контекста: так, значительно более сильное влияние на зеркаьлное написание букв и цифр оказывало то, что ребенок написал перед этим, и даже в какой части страницы он начал писать.

Одни родители лишь посмеиваются, когда видят, что их кроха пишет буквы и цифры «задом наперед», полагая, что в школе научат, как надо. Другие же сильно переживают по этому поводу, опасаются, не является ли это патологией развития, и начинают искать способы коррекции.

Ребенок пишет в зеркальном отражении: норма или патология?

У маленького ребенка нервная система и головной мозг развиваются с определенной, запрограммированной от природы скоростью, поэтому теми или иными навыками малыш полноценно сможет овладеть лишь в подходящем для этого возрасте, когда созреют все необходимые для данного действия функции нервной системы и отделы головного мозга.

Однако некоторые родители, и даже педагоги, будучи одержимы идеей раннего развития, не учитывают этого, и стараются форсировать процесс обучения. И тогда дитя, у которого еще не сформировались, как следует, процессы зрительного анализа, синтеза и пространственные представления, начинают учить читать и писать. В результате малыш читает, но не понимает смысла прочитанного, а пишет «почерком Леонардо» – в зеркальном отображении.

Скорректировать последствия раннего обучения бывает порой непросто, поэтому не следует начинать учить кроху чтению и письму до тех пор, пока он не научился различать правую и левую руки, сравнивать предметы по форме и величине, различать направления в пространстве. То есть, до того, как приступать к обучению грамоте, малыша следует научить различать предметы по таким признакам как: больше-меньше, выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче. Также он должен уметь называть направления в пространстве: вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево. Перед обучением письму важно научить дитя еще и правильно употреблять предлоги, обозначающие расположение предметов друг относительно друга (перед, за, около, над, под).

Всеми вышеперечисленными навыками дети овладевают в возрасте 5-6 лет, поэтому обучать письму до 5,5 лет не нужно. У некоторых детей, чаще это касается мальчиков, соответствующие отделы головного мозга развиваются чуть медленнее. Таким образом, дети до 7-8 лет могут ошибаться в написании букв и цифр, и это абсолютно нормально.

Если же вас гложут сомнения, не пора ли обратиться к дефектологу, то попробуйте провести простой тест: покажите ребенку, неправильно написавшему буквы в слове, правильный вариант написания и спросите, написано ли у него так же, как на образце. Если у малыша нет никаких нарушений в развитии, то он сам увидит свою ошибку.

Пишет задом – наперед, когда пора к специалисту?

Особого внимания при обучении письму требуют дети с явной или скрытой леворукостью, так как левши несколько иначе, нежели праворукие, воспринимают пространство и имеют некоторые особенности в зрительно-моторной координации.

В отдельную группу можно выделить детей со скрытой леворукостью. Эти дети научились выполнять разные трудовые операции правой рукой, но ведущей у них является все же левая рука, а проявляется это чаще всего в ситуации стресса. Выявить скрытую леворукость можно, предложив ребенку выполнить незнакомое ранее действие новым для него предметом (например, вскопать землю в цветочном горшке с помощью тяпки). Дети со скрытой леворукостью обычно берут незнакомый предмет не правой рукой, а левой, хотя едят и рисуют так, как их учили – правой рукой. Скрытые левши очень часто пишут в зеркальном отображении не только буквы, но даже целые слова и предложения.

Коррекцией «зеркального» письма у левшей должен заниматься специалист, так как помимо этого недостатка при освоении навыка письма леворукие дети и, особенно, скрытые левши, встречаются и еще с рядом других трудностей. Сами трудности и степень их проявления могут быть очень индивидуальными, поэтому и при коррекции требуется индивидуальный подход. Если ваш ребенок пишет буквы в зеркальном отображении и является явным или скрытым левшой, то вам необходима консультация врача-логопеда.

А вот детям, у которых дисграфия связана с особенностями развития нервной системы и головного мозга, потребуется не только помощь логопеда и дефектолога, но и консультация врача-невропатолога. После ряда обследований, которые помогут оценить состояние ребенка, врачи не только подберут индивидуальную коррекционную программу, но и предложат специальные процедуры или медикаментозное лечение.

«Зеркальное» письмо: методы коррекции

Если у вашего ребенка нет описанных выше особенностей развития, то скорректировать написание букв и цифр в зеркальном отображении вполне под силу самим родителям. Начинать работу следует с упражнений, закрепляющих умение ориентироваться в пространстве (найди у себя правое ушко, левый глаз, правое колено; что находится справа от тебя, слева, впереди и т.п.). Затем нужно перейти к упражнениям на копирование узоров, рисунков и геометрических фигур, потом детям предлагаются графические диктанты и рисование по клеткам. Хорошая игра для коррекции «зеркального» письма: напишите половину буквы, пусть малыш дорисует оставшуюся половину.

Старайтесь в повседневной жизни играть с ребенком в игры, развивающие его мелкую моторику: собирать игрушки из конструктора, лепить, рисовать и раскрашивать, делать аппликации, работать с природным материалом, бисером, песком. При изучении букв используйте прием моделирования из разных материалов: буквы можно выкладывать из палочек, лепить из пластилина и соленого теста, выкладывать из пуговиц, риса, фасоли или гречки.

При освоении грамоты подключайте все возможные тактильные ощущения. Например, рисуйте букву пальцем на спине у ребенка, а он пусть старается угадать, что это за буква. Используйте в коррекционной работе и любимую всеми детьми игру «Чудесный мешочек». Сначала кладите в мешочек небольшие предметы, а ребенок на ощупь должен определить, что он держит в руке. Затем к предметам можно добавлять выученные буквы из магнитной азбуки, а малыш на ощупь должен определить и назвать букву, которая попалась ему в руку.

Следующий этап работы – это реконструирование букв, то есть превращение одной буквы в другую (например, чтобы из Ж получилась К надо убрать две палочки) и игра «Найди ошибки», в которой ребенку предлагается помочь какому-нибудь сказочному герою найти ошибки в письме (в словах некоторые буквы умышленно перевернуты).

В процессе коррекционной работы обязательно используйте наглядные материалы: повесьте дома яркий плакат с буквами и картинками. Неплохо, если плакат будет еще и «говорящим» – при нажатии на изображение буквы пособие ее озвучивает. Также используйте в работе магнитную азбуку и специальные коврики-вкладыши.

На заключительном этапе работы ребенку предлагают написание диктантов: сначала диктуются только отдельные буквы, а затем и несложные слова. При написании диктантов важно, чтобы ребенок писал в строке слева направо, а элементы букв дописывал только с правой стороны и сверху вниз.

Практически всегда дети, которые пишут буквы в зеркальном отображении, то же самое проделывают и с цифрами. Коррекционная работа над правильным написанием цифр ведется точно так же, как и с буквами.

В играх и развлечениях для детей, страдающих зеркальным письмом, полезно использовать всевозможные конструкторы, разрезные картинки, пазлы, детское домино (с буквами и цифрами), лото, лабиринты и мозаики.

В последнее время родители все чаще стали задаваться вопросом: «Что делать, если ребенок зеркалит буквы и цифры?» Подобная проблема часто встречается у малышей дошкольного и школьного возраста, и является одним из типов оптической дисграфии (нарушение письма).

Написание большинства входящих в русский алфавит букв способно вызвать те или иные затруднения из-за своих зеркальных свойств. Если до начала обучения грамоте дошкольником не был приобретен навык сравнения объектов по величине и форме, он путает право и лево, ошибочно понимает значения и использует предлоги, которые обозначают расположение объектов в пространстве, то он с трудом сможет усвоить и дифференцировать разницу между оптически схожими буквенными знаками.

С особым вниманием следует отнестись к детям, у которых преобладающей является левая рука. Зачастую они не только выводят буквы по отдельности, но даже целые строчки по направлению справа налево. Другой характерной тенденцией является написание буквенных знаков и цифр по направлению снизу вверх.

Причины зеркального письма у детей

Основной причиной, по которой ребенок зеркалит буквы и цифры, является несформированность:
● представления о форме и размере объектов, их расположения в пространстве относительно себя и друг друга;
● зрительного анализа и синтеза;
● буквенного гнозиса.

Зеркальное письмо у детей: методы решения проблемы

Первым этапом является обращение за помощью к специалисту узкой квалификационной категории, после чего им будет проведен ряд обследований и выявлены причины, по которым ребенок зеркалит буквы. Далее в индивидуальном порядке осуществляется выработка подходящих методов коррекции. Для максимально точного подбора методов коррекции, необходимо знать следующее:
● зеркальное письмо распространяется только на буквы или на цифры тоже;
● в какой плоскости ребенок зеркалит цифры и буквы;
● как часто проявляется данная проблема;
● как ребенок копирует изображение и как восстанавливает его по памяти;
● насколько развит гнозис.

Одной из составляющих коррекционной работы по устранению данного типа оптической дисграфии у детей являются занятия, направленные на межполушарное взаимодействие и развитие пространственных представлений. В данном случае ведение работы будет разделено на несколько следующих направлений:
● совершенствование пространственно-временного ориентирования, улучшение памяти, воспроизведение и доведение до автоматизма нескольких серий движений и т.д.;
● работа над мелкой моторикой рук посредством использования специального оборудования во время развивающих игр;
● развитие тактильных ощущений, профилактика дисграфии;
● расширение кругозора;
● моделирование и реконструирование буквенных знаков.

Подобный дефект письма без особого труда поддается коррекции. Главное, что необходимо сделать, так это уделить проблеме достаточно внимания и своевременно обратиться за профессиональной помощью. Однако важно помнить о том, что даже по факту прохождения комплексной коррекции необходимой мерой является внимательное отслеживание успехов ребенка в письме.

Поделиться: