Великий древний народный праздник - комоедица. Весеннее равноденствие у славян - Комоедица (Масленица) Что такое комоедица

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова комоедица

Википедия

Комоедица (праздник)

Комое́дица - белорусский народный праздник, связанный со встречей весны. Праздник отмечается накануне Благовещенья и посвящён пробуждению медведя.

Единственным источником, свидетельствующим об этом празднике, является статья священника Симеона Нечаева за 1874 год, частично перепечатанная этнографом П. В. Шейном и потому ставшая популярной. Нечаев наблюдал Комоедицу в селе Бегомль Борисовского уезда Минской губернии.

«В этот день приготавливаются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготавливается сушёный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительною пищею, травами; на второе блюдо подаётся овсяный кисель, потому что медведь любит овёс; третье блюдо состоит из гороховых комов, отчего и самый день получил название «комоедица». После обеда все - стар и мал - ложатся, не спят, а поминутно самым медленным способом перекатываются с бока на бок, как можно стараясь приноровиться к поворачиванию медведя».

Считается, что на следующий день «медведь встаёт». В Белоруссии говорили: «На Овечницу медведь ложится в берлогу и начинает сосать лапу, на Сретенье переворачивается и сосёт другую лапу, а на Благовещенье - выходит из берлоги».

Б. А. Рыбаков в своих исследованиях считал, что название комоедица происходит из того же индоевропейского корня, что и « комедия ». Сам праздник Рыбаковым возводился ко временам каменного века и связывался с охотничьим культом медведя.

По мнению Л. С. Клейна, название праздника - это «позднее заимствование из латинизированной польской культуры, поэтому его и нет восточнее, у русских ». Название действительно может быть связано с греческой комедией, но не как древний родственник, а как заимствование в белорусский из греческого через латинское посредство. Чтобы объяснить это название, появился обычай есть гороховые комы, а поскольку комоедицы совпадали с первым выгоном скота, ряженые стали изображать медведя - «скотьего бога» в славянских представлениях. В то же время, подтверждающего эту версию польского аналога праздника, Л. С. Клейн не приводит.

Уходи, Зима холодная! Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой, с цветами, с травой!

И здавна наступление Весны, а с ней и Новолетия на Руси связывали с днём весеннего равноденствия, что по нашему календарю выпадает на 20 или 21 марта. Ночь становится короче дня и это определяет все изменения в природе. Всё вокруг просыпается от длинного зимнего сна.

Солнце-младенец Коляда, ежегодно возрождающееся обновлённым утром после Ночи зимнего солнцестояния (самой долгой ночи в году), пройдя через Зиму и набрав сил подниматься в небе повыше, становится в День весеннего равноденствия юношей Ярилой-Солнцем, прогоняет надоевшую Зиму, и для всей природы наступает долгожданная Весна.

Празднования начинались за неделю до солнцестояния и длились еще неделю после. А вслед за комоедицей принимались за земледельческие работы.

До нас это великое событие дошло после долгой и безуспешной борьбы христианства с православием в XVI веке в виде Масленицы или церковной седмицы, определенной церковью на последнюю неделю перед Великим постом.

Утратив свою связь с законами природы, этот праздник утратил и свое истинное назначение. То, что устраивается сейчас в виде широкого гулянья, распития алкогольных напитков, всеобщего шабаша пришло к нам во время царствования Петра I, который обязал все людно проводить масленицу по образу и подобию традиционных европейских карнавалов. По Указу Петра I празднование Масленицы именовалось "Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор" и имело целью развлечения, питейные увеселения, карнавальные действа и так далее.

Комоедица - один из древнейших славянских праздников. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали Медвежьего Бога: утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками приносили великому Медовому зверю в лес "блинные жертвы" первыми выпекаемыми праздничными блинами и раскладывали их на пеньках. После этого начиналось праздничное пиршество. Древние славяне называли медведя Ком. Отсюда правило - «первый блин комам», т.е. медведям.

Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В глубокой древности в честь солнца славяне пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто (IX век), стали печь блины. Наши предки считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. Также символом солнца были ватрушки и круглые баранки.

В дохристианское время праздник заключался в разнообразных обрядовых действиях магико-религиозного характера, перемежавшимися с веселыми играми и пирами, которые, постепенно изменяясь, перешли затем в более поздние традиционные народные обычаи и обряды (сожжение соломенного чучела Зимы, печение жертвенного хлеба - блинов, переряживание и т. д.).

На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях.

В те давние времена 2-недельное празднование Комоедицы имело для славян большое функциональное значение - после прошедшей долгой и холодной, а, зачастую, и полуголодной зимы, когда работ было немного, славянам надо было отъесться тщательно сохраненными после зимы остатками пищи, взбодриться и укрепить свои силы для предстоящих напряженных полевых и прочих работ, после наступления астрономической весны непрерывно продолжавшихся всё теплое время года.

Тогда нынешних еженедельных выходных дней ещё не было, и люди все короткое русское лето непрестанно от восхода до заката трудились, чтобы обеспечить пропитание себе и домашним животным на всю предстоящую долгую и холодную русскую зиму, запасти топливо, поправить или заново построить свои жилища, помещения для скота, подготовить одежду и пр.

«Богиня Весна на Землю пришла»

«Празднуем и радуемся! Наступил праздник встречи даруемой Небом Весны священной – День весеннего равноденствия»

«Вот и пришёл Зиме-Марене конец! С этого дня солнце-юноша Ярило начинает яриться, жарить» Солнечные лучи становятся всё жарче, всё ярче. Текут вовсю ручьи, всюду звенит веселая капель»

«Накрывайте на столы печенье, горячие блины и пироги, овсяный кисель, меды, квасы и закуски»

«Первый блин - Ко́му! - Великому Первопредку, Хозяину Леса и Отцу людей»

«Первый блин – комам, второй – знакомым, третий – родне, четвертый – мне!»

Как праздновали Комоедицу на Руси

Начало праздничного дня

Утром люди торопились на святилище (капище), на высокое место, где уже подсохла земля. Поодаль от капища и на перекрёстках дорог рассыпали зерно. Это делалось для того, чтобы навьи (умершие предки), непременно являвшиеся на празднество в образе сорок, поедали своё зерно в стороне и не попадали под ноги играющих и активно веселящихся потомков.
На столы, покрытые скатертью, ставили горячие блины и пироги, овсяный кисель, мёды, квасы и закуски. Угощение делилось на пять частей, пятую часть помещали на открытое место возле Священного Огня, приговаривая:

«Честные наши родители!
Вот для вашей души блинок».

Чучело Марены (Зимы)

Торжественно везли к капищу на шесте соломенное чучело Марены. Все стояли вдоль дороги, кланяясь в пояс и величали Марену Свароговну:

«Приезжай ты к нам
На широк двор:
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешаться.
Масленица - красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Сорока бабушек внучка,
Трёх матерей дочка, кветочка,
Ягодка, перепёлочка».

Масленица выезжает на "семидесяти сами санях" в гости к "честному Семику" (бог огня Семаргл, его священное число 7), который "бьёт челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток" (богу Огня совсем не холодно на салазочках, то есть дровах). "Честной Семик" зовёт её "во тесовый терем" (домовину или погребальную краду), где она, после того, как в "блинах повалялась" (блин - поминальная треба), сгорает на седьмой день святок. До сих пор сохранившейся обряд сжигания масленичного чучела (а там, где вскрылись реки, его остатки бросают в воду) есть не что иное, как торжественные похороны богини Смерти (то есть Мары) со всеми почестями. Нельзя не почтить богиню, с которой каждому из участников обряда когда-нибудь придётся встретится.

Угощение блинами

Начинали угощать друг друга блинами. Первый блин комам (Ком - медведь, отсюда же «команика» - медвежья ягода, она же ежевика, снобориха), его относили в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса - великому Медовому зверю кому.

После проводили зачин. Возжигали Огонь. Славили богов и предков, весь Славянский род. Посолонь закручивали хоровод, одевши хари, дабы не узнали злые духи, скоморохи показывали представление, им помогали колоброды:

«Как на блинной на неделе
Из трубы блины летели!
Вы блины, блины, блины,
Вы блиночки мои…»

Прыжки через костёр

Потом все прыгали через костёр (вот при таких прыжках в день весеннего равноденствия и растаяла сказочная Снегурочка в пьесе Островского), а после обязательно умывались снегом или талой водой. Справедливо считалось, что мягкая талая вода придаёт лицу особую свежесть и красоту.

Величали молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывали на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо было откупиться, принеся с собой на общий стол угощение.

Распитие сурьи

Всем наливали чудесный веселящий и умножающий силы солнечный напиток - сурью (название напитка восходит к санскритскому слову "surya" - «cолнце»). Первую чашу сурьи жрица Марены несла к жертвеннику. Жрица Живы выбивала эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо тогда вновь похолодает, вернётся Марена:

«Уходи, Зима холодная!
Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой,
С цветами, с травой!»

Сжигание Марены (чучела надоевшей Зимы)

Затем торжественно сжигали на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи:

«Марена загорела,
Всему миру надоела!»
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Опять прыгали через костёр, обращаясь к Семарглу, чтобы он зажёг снега. Катали горящие колеса. Затем прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца:

«С горы катись,
С весной воротись!»
«Пробуди»

Затем, вооружившись горящими головнями, шли «будить медведя» (пробуди). В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья.

«Медведь» не просыпался, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот тогда «медведь» начинал пробуждаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль:

«Скрипи нога,
Скрипи липовая!
И вода-то спит,
И земля-то спит.
И по сёлам спят,
По деревням спят.
Одна баба не спит,
На моей коже сидит.
Мою шёрстку прядёт,
Моё мясо варит.
Мою кожу сушит».

Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой.

Игрища

После пробудей начинались игрища.
Первая игра - городок. Девушки становились на высокое огороженное место (городок). Вооружившись длинными палками, отбивали нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытались ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получал право перецеловать всех девушек-защитниц.
После взятия городка начинался пир горой, а затем остальные масленичные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк.

Прощание

При прощании одаривали друг друга всякими сладкими "заедками" (позднее - пряниками) и говорили:

«Прости меня, пожалуй,
Буде в чём виноват перед тобой».

Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном.

Сакральное

Духи великих предков, незримо присутствуя на празднике весеннего равноденствия, радовались вместе со всеми своими потомками-соплеменниками долгожданному наступлению преобладания дня над ночью, окончательному изгнанию надоевшего холода Зимы ласковым теплом Весны и грядущего Лета, славили род Славянский, одобряли, что, следуя изначальной традиции, приходят славяне все вместе на великий Праздник Весны, чтобы соблюсти древний священный Обычай. В общем, славянский языческий праздник, приуроченный к ежегодному астрономическому событию, проходил всем на радость в потехах и развлечениях. А впереди уже было не за горами и лето красное, особо ценимое в нашем холодном климате.

Рецепт здравых блинов (веган)

Мука пшеничная – 1 ст.
Мука овсяная - 1 ст.
Минеральная вода с газом - 2,5 ст.
Соль – по вкусу
Растительное масло - для жарки

Приготовление:

Муку просеять через сито, минеральную воду, столовую ложку растительного масла и соль смешать до однородной массы блендером. Чтобы тесто хорошо замешалось, минеральная вода должна быть немного теплой. Хорошо разогретую сковороду смазать растительным маслом и пожарить блинчики с двух сторон.

Славной трапезы!

Тетерки

Мука ржаная - 400 г
Масло оливковое - 3 ст. л.
Соль - 1/3 ч. л.
Мед или другой подсластитель - 2 ст. л.
Вода - 200 мл
Мак - 3 ст. л.

Приготовление:

Муку смешать с солью, просеять. Добавить мак, перемешать. Добавить масло и мед, затем воду. Замесить крутое тесто. Завернуть его в пищевую пленку и дать отдохнуть 20-30 мин. Тесто должно быть эластичное и не липкое. Отщипывать от теста небольшие кусочки и раскатывать их в жгуты толщиной примерно 0,5 см. Из жгутов сплетать узоры, формируя печенье. Лучше это делать прямо на противне, застеленном пергаментом. Выпекать "тетёрки" при 190 градусах 15-20 минут, до слегка золотистого цвета.

Наши предки почитали Солнце, исповедовали культ Солнца - культ Жизни, и их календарь основывался на солнечном календаре, по которому сегодня день весеннего равноденствия. В этой статье приведена авторская версия того, как Солнечная Комоедица превратилась в христианскую Масленицу.

С 20 по 26 февраля на всей территории нашей огромной страны с размахом отмечается праздник Масленицы . Местные администрации в меру своих возможностей организовывают во вверенных им населённых пунктах различные развлекательные мероприятия. На территориях парков строятся целые подворья - масленичные городки с деревенскими домами и торговыми рядами, которые ломятся от всевозможных лакомств. Здесь и огромные самовары с чаем, и связки баранок, и горы расписных пряников, и разные соленья-копченья, шашлыки, рыба и икра, но главным лакомством в эти дни являются, конечно же, блины. С пылу с жару, с маслом, сметаной, икрой, грибами или рыбой - на любой вкус.

На Масленицу устраиваются театрализованные представления, хороводы с народными песнями, торжественное сожжение чучела Масленицы и всякие разные пиротехнические развлечения, организовываются специальные «масленичные туры», выставки декоративно-прикладных искусств. Народ с удовольствием катается на санях и огромных каруселях, участвует в забегах на ходулях и конкурсах с призами, водит хороводы, дети с восторгом съезжают с ледяных горок, девушки наряжаются в посадские платки, разгорячённые чаем (и не только) молодые люди без(с)страшно лезут на масленичный столб за подарками.

Всюду царит приподнятое настроение. Да это и понятно. Длинная, холодная зима уже всем порядком надоела, отмечание нового года уже слегка подзабылось, и душа просит праздника. И это правильно - праздновать надо, и отдыхать весело тоже надо. Но вот вопрос: В чём суть этого праздника? Что мы празднуем на Масленицу, русы?

Вариантов ответов будет, в общем-то, немного. Предположу, что правоверные христиане на мясопустной или сырной неделе, ибо так у них этот праздник называется, готовятся к Великому Посту перед , а остальные ответят, что праздник этот языческий, и провожают они зиму, и встречают весну. Но, помилуйте, в феврале в России встречать весну в разгар холодов, среди сугробов и метелей ещё слишком рано. Какая весна? Вы на градусник посмотрите! И не логично ли встречать весну не за месяц до неё, а, собственно, весной? Именно тогда встречали её так называемые «язычники» - в день весеннего равноденствия - день астрономического, а не календарного, начала весны. Интересно, что в некоторых странах Европы, в частности в Испании, весна и сейчас «наступает» 21 марта, а зима - 21 декабря.

К сожалению, истинный смысл этого праздника был давно утерян, вернее его намеренно пытались утерять служители лунного культа чтобы отшибить генетическую память целого народа. В разное время и в разных странах служителей этого чёрного культа называли по-разному, а сейчас мы знаем его под именем . Однако, кое-какие обрывки сохранились, ибо, несмотря на тысячелетнее иго христианской церкви и выжигание истинных народных традиций огнём и мечом, они сидят в нашей генетике. Нам нужно лишь её пробудить. Нам нужно лишь вспомнить , кто мы и откуда пришли.

Дело в том, что никаким древнеславянским праздником Масленица не является , и никаких «языческих» корней она не имеет. Имя «Масленица» этот праздник получил от обильной масляной еды, которую полагалось употреблять в течение всей последней недели перед Великим постом, когда мясо уже есть не разрешалось, а молочные продукты ещё было можно. Кроме того, Масленицу в современной её форме, как таковую, стали праздновать только в XVI веке, когда христианская церковь оставила напрасные попытки вытравить ведический праздник из народной памяти, но и оставить всё на самотёк не желала, и просто решила его слегка «отредактировать», так же, как она сделала с другими ведическими праздниками. Как говорится, не можешь победить врага, примкни к нему, и, добавлю, разрушь его изнутри.

Значительную роль в этом чёрном деле сыграла реформа патриарха Никона в XVII веке, суть которой заключалась совсем не в исправлении богослужебных книг по греческому образцу и измении христианских обрядов, типа двоеперстия на троеперстие, как нам сейчас пытаются это преподнести. Никон запустил информационный вирус замены ведического мировоззрения на мракобесие христианства, «одев» на ведические празники свои одежды. Ко всем ведическим праздникам «пристегнули» по христианскому святому, благо у церкви их было более чем достаточно, или празднику. После чего праздники, которые русы праздновали на протяжении тысячелетий, а некоторые - десятков тысяч лет (например, древний весенний праздник в честь разрушения Даждьбогом луны Лели с базами Тёмных Сил на ней), при сохранении ведической формы, приобрели совсем другой смысл, весьма далёкий от первоначального, но так необходимый для порабощения самого непокорного народа на земле, который Тёмные силы никогда не могли победить в честном бою. Однако, это им почти удалось с помощью обмана, применив социальное оружие - , подложив своего христианского кукушонка в ведическое гнездо русов, который вытеснил из их сознания ведические традиции и заменил их на свои, да так, что подмена и не замечается, дабы усыпить их генетическую память и навязать им свою религию смерти (о «принципе кукушки» см. замечательную книгу академика Н.В. Левашова ]]> «Зеркало моей души» ]]> , Том. 2, Гл. 5).

После кровавого крещения Руси в X веке, которое было настоящим геноцидом славян, после которого население европейской Руси сократилось c 12 до 3 млн. человек, на территории нашей страны установилось двоеверие . Чтобы сохранить свою жизнь, люди формально соблюдали церковные традиции, но продолжали жить по ведическим законам. Так продолжалось веками, но упорная в своей политике навязывания своих мракобесных ритуалов (см. об этом фильм Александра Атакина ) христианская церковь постепенно заменила ведические праздники своими, для чего она также постепенно уничтожила поголовную грамотность среди славян. Неграмотным и невежественным народом управлять гораздо сподручнее! А ведь ещё в X веке обычные новгородские земледельцы из дальних весей писали записки друг другу, подсчитывали урожай, взыскивали долги, обменивались шутками и писали наставления по домашнему хозяйству. И это притом, что в это же самое время король Франции был безграмотен и ставил крестик вместо подписи!

Так вот. Такая же кукушечная петрушка приключилась и с ведическим праздником, который сейчас называется Масленицей . Вполне возможно, что под видом Масленицы нам скрытно навязали празднование еврейского «весёлого праздника» Пурима, ежегодно напоминающего всем о безпрецедентном, кровавом злодеянии евреев, подло вырезавших 2400 лет назад персидскую элиту, которая не сделала им ничего плохого! (В Библии об этом повествуется в книге ).

Христианская церковь «признала» неискоренимый из памяти народной ведический праздник, но обозвала по-своему, перенесла его празднование на неделю, предшествующую Великому Посту (как раз на время празднования Пурима), и теперь под разными названиями Пурим «празднуется» во многих странах мира ничего не подозревающими людьми. Подтверждением этого служит дата этого праздника, которая почему-то оказалась «плавающей» , зависящей от даты «плавающей» же христианской Пасхи, которая, в свою очередь, рассчитывается по лунному календарю. Так что не только у правоверных христиан их бог ежегодно умирает в разные дни, но и по их милости весну мы встречаем тоже в разные дни и даже, бывает, в разные месяцы .

Чтобы понадёжней закрепить «новинку» в народной памяти, к делу празднования Масленицы подключились и светские власти. В начале XVIII века Пётр I, вернее, лже-Пётр (о подмене Петра I см. замечательный фильм Александра Атакина ), желая во всём походить на «просвещённую» Европу, издал указ, по которому Масленица праздновалась на европейский манер по типу карнавалов с весёлыми карнавальными шествиями ряженых, кривляниями шутов, обильными пьянками и гулянками. Праздник возглавлял назначаемый на время Масленицы шутовской «Патриарх», возглавлявший «всешутейший и всепьянейший собор».

Так какой же древний ведический праздник был исковеркан на этот раз?

Праздник этот назывался Комоедица . Он всегда отмечался в день весеннего равноденствия - 21 марта по современному календарю, после которого день становится длиннее ночи, и пробуждается природа. Это праздник также имел и функциональное значение. Он был необходим, чтобы взбодрить и укрепить силы людей после долгой и холодной, а часто и полуголодной, зимы весельем и обильной едой перед началом напряжённых земледельческих работ, которые продолжались всё тёплое время года. Торжественный праздник встречи весны длился 2 недели - за неделю до дня весеннего равноденствия и неделю после него. И сразу за ним начинался тяжёлый интенсивный труд от восхода до заката, чтобы обеспечить себе пропитание на следующую долгую зиму, поправить или построить жильё, запастись топливом и т.д., в общем, «приготовить сани летом».

Помимо главного смысла священного праздника - встречи весны и перехода к земледельческим работам, - в этот день почитался славянский Медвежий бог: хозяину леса приносились в жертву первые выпекаемые праздничные блины, которые торжественно относили в лес. Отсюда русская пословица «Первый блин комам, блин второй - знакомым, третий блин - дальней родне, а четвёртый - мне». Комам , а не комом, как нас приучили говорить, то есть священным животным - медведям. Отсюда и название праздника - Комоедица .

Дело в том, что славяне называли это животное по-разному: медведь - ведающий мёд, бер - отсюда берлога (логово бера) и ком . Отсюда «команика», ягоды кома - малина, которую называли медвежьей ягодой за пристрастие медведей лакомиться малиной. Кроме того, малиновый сок очень часто в народе называли — медвежьей кровью. Старинное название этого растения упоминается в «Славно-Арийских Ведах» - древнейшем источнике информации о прошлом нашего народа.

Растение каждое рядом с Источником
Свойства меняло и рост изначальный.
Грибы поднимались в аршин
над землёю,
Но каменной плотью они наделялись.
Ковыль-трава поднималась до пяди,
А ягоды комы взросли, как деревья…

(«Славяно-Арийские Веды» , Круг Первый, «Источник Жизни», Весть вторая).

Так что наши мудрые, древние предки-«язычники» - дети и внуки богов - встречали весну в гораздо более подходящий для этого день, чем современные правоверные россияне, превращённые в рабов Божиих стараниями . Наши предки имели Ведическое мировоззрение, не религию, потому и знали о законах мироздания неизмеримо больше нас, и, как следствие, их праздники имели больше смысла и связи с природой. Их главными праздниками были четыре астрономически важных дня - четыре праздника, ориентированых на естественный Солнечный цикл, выражающийся в четырёх ежегодно повторяемых годичных ипостасях бога Солнца:

- день весеннего равноденствия (21 марта) - праздник Комоедица в честь крепчающего Солнца-Ярилы .

- день летнего солнцестояния (21 июня) - праздник в честь могучего Солнца-мужа Купала .

- день осеннего равноденствия (21 сентября) - праздник в честь уходящего на покой стареющего Солнца-Световита .

- день зимнего солнцестояния (21 декабря) - праздник в честь нарождающегося Солнца-младенца Коляды .

Наши предки почитали Солнце, исповедовали культ Солнца - культ Жизни , и их календарь основывался на солнечном календаре, который за последнюю тысячу лет вытеснился лунным культом - культом Смерти, навязанным русам, чтобы держать их генетическую память в одурманенном состоянии, чтобы продолжали русы оставаться «Иванами, родства не помнящими» .

Вот именно поэтому ведический празник Комоедицы , отмечавшийся в день весеннего равноденствия, и был заменён на Масленицу с плавающим «графиком», привязанным к христианской Пасхе (к лунному календарю). Именно поэтому ведический праздник Купалы на летнее солнцестояние заменили на «Ивана Купалу», приурочив его ко дню рождения библейского Иоанна Крестителя (24 июня), праздник дня осеннего равноденствия Солнца-Световита подменён на Рождество Пресвятой Богородицы, а зимнее равноденствие Солнца-Коляды превратилось в .

Мы - русские люди. Мы - русы . И мы должны знать и чтить свои праздники, и праздновать их так, как праздновали их наши предки, и в то время, как требует наш обычай. Нравится кому-то праздновать «святые» даты Смерти, как то - «усекновения голов», «положения во гроб», «воздвижения креста» - орудия казни, это их дело. Нравится кому-то молиться чёрным богам и демонам смерти - это тоже их дело.

Наше же дело и наше право - быть людьми разумными и праздновать Свет и Жизнь !

Елена Любимова

]]> ]]>

Славянский Кремль - Основан русским землепроходцем Сундаковым Виталием (Святославом), сыном Владимира В Лето 7514 (2005 г.) в память о Предках великих, во славу Земли русской.

Очень отрадно было увидеть такое количество людей, близких по духу и преданным Вере Предков. Почувствовать себя единым целым со всеми на обряде в Храме Всебожья, а так же слиться с родичами в едином Коло на действе.

Немного из истории:
Славянская языческая Комоедица (Масленица).

День Весеннего Равноденствия. Проводы Зимы и встреча Весны. Праздник, который дарит нам Природа.

Первый блин – комом!!!

Один из четырёх важнейших Праздников Кологода, приуроченный к Весеннему Равноденствию. Празднуется на третий день после Равноденствия – 25-го березеня/марта. Согласно славянским верованиям, о сию пору «отверзается» Сварга, и Светлые Боги «возвращаются» в Явь – входят в Силу после зимы, а души Предков «прилетают на птичьих крылах» из Ирия Небесного навестить нас – своих потомков.

Славянский Традиционный мир празднует Комоедицу – день становится длиннее ночи, пробуждается Природа и Солнце – дитя Коляда становится юношей Ярилой.

Помимо главного смысла Праздника прощания с Зимой и встречи Весны – это Медвежий праздник. По поверьям, о сию пору Медведь (Лесной Хозяин) просыпается в своей берлоге. Комы, которые пекутся старшими в семье женщинами на Комоедицу, суть обрядовые хлебцы. Часть комов выносят в лес и кладут на пень, призывая на трапезу самого лесного хозяина.

Масленица (до XVI века праздновалась славянская языческая Комоедица) - "трансформированный" христианскими церковниками один из 4-х древнейших солнечных праздников религии друидов (волхвов), до принятия христианства единой у всех "варварских" народов Европы;

Прежде Комоедица - великий древнеславянский языческий 2-недельный праздник торжественной встречи Весны в День весеннего равноденствия, которым также отмечался переход к весенним земледельческим работам, по сути - это земледельческий Новый год, празднование Комоедицы начиналось за неделю до Дня весеннего равноденствия и продолжалось неделю после;

Возникновение у человечества 4-х великих солнечных праздников (отмечаемых в дни весеннего и осеннего равноденствий, летнего и зимнего солнцестояний) восходит к временам Верхнего палеолита (древнего каменного века послеледникового периода), потому в той или иной форме эти праздники присутствуют в культурах всех народов Евразии и Северной Африки;

После принятия христианства на Руси празднование славянской языческой Комоедицы, как и других языческих праздников, было строго запрещено и тяжко каралось;

После долгой и безуспешной борьбы властей и церковников с празднованием Комоедицы, в XVI веке в России она была заменена на празднование церковной "сырной" (или "мясопустной") седмицы, определенной церковниками на последнюю неделю перед Великим постом;

В том же XVI веке "сырная" седмица получила в народе наименование "Масленица", и назначенный церковниками праздник раскололся на два по сути разных празднования:

Церковная "сырная" седмица - последняя неделя подготовки к Великому посту,

И народная Масленица - обжорное, пьяное и разгульное празднество;
(примечание: народная Масленица не является языческим празднованием)

Современные традиции празднования народной Масленицы на Руси оформились во времена царствования Петра I, который своим Указом ввел этот веселый разгульный праздник как организуемый светскими властями, обязательный для всего народа и проводимый по образу и подобию празднований традиционных европейских масленичных карнавалов;

ВСЕШУТЕЙШИЙ, ВСЕПЬЯНЕЙШИЙ И СУМАСБРОДНЕЙШИЙ СОБОР

По Указу Петра I празднование Масленицы именовалось "Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор" и имело целью развлечения, питейные увеселения, карнавальные действа и так далее; для организации празднований была учреждена своеобразная шутовская «орденская организация», объединявшая царских единомышленников;

Главной чертой «Собора», что явствует из названия, являлось отчётливое пародирование обрядов католической (собор возглавлял «Князь-папа», которого выбирали всепьянейшие «кардиналы») и православной церквей;

- "Собор" был создан с главной целью - дискредитации церкви и, наряду с бритьём бород, входит в общий ряд разрушения стереотипов старорусской повседневной жизни, в практике Собора использовалось большое количество матерной лексики и водочных возлияний;

- "Собор" просуществовал около 30 лет - с начала 1690-х до середины 1720-х годов, внеся свою лепту в восприятие царя рядом слоёв общества как Антихриста;

- "Всешутейший собор" относился к проявлениям типичного для Петра I (как и для ряда его предшественников, прежде всего Ивана Грозного) «антиповедения», опирающегося на народные представления и святочные маскарадные традиции;

По старой дореволюционной орфографии писали "МаслЯница".

СПРАВКА. Современное толкование слово языческий (т.е. «народный») происходит от древнего славянского слова «язык» (языцех), означавшего «народ». Но это не название древней славянской религии. Истинное название былой славянской религии исчезло вместе со всеми ее богами, мифологией, традициями, обрядами и славянскими письменными хрониками к началу XIV века под многовековым тяжким давлением христианской церкви, кроваво внедренной на Руси пришлыми скандинавскими поработителями древних славян (варягами-викингами).

Последние дохристианские письменные документы славян были уничтожены по распоряжению царя Алексея Михайловича, пуще огня боявшегося возникновения смуты.

Вся славянская культура была церковниками полностью уничтожена, как позднее церковники полностью уничтожили древнейшие и весьма развитые самобытные культуры майя, ацтеков, инков и других народов Америки, в том числе практически всю их литературу. То же было бы и с культурами Индии и Китая, если бы воинствующие средневековые церковники сумели до них добраться.

Сжигать на кострах культурные ценности человечества - это изобретение не нацистов, а христиан. Когда церковь дорвалась до власти в Александрии, христианские святоши 6 месяцев жгли на городских площадях свитки Александрийской библиотеки и топили ими местные бани.

Даже в начале XIX века христиане все еще продолжали заниматься своим любимым святым делом - жечь живых людей на кострах, пока Наполеон не запретил им этим заниматься под страхом тяжких наказаний. Именно по приказу Наполеона были арестованы архивы Ватикана и вскрыты колоссальные масштабы их многостолетних чудовищных преступлений. После свержения Наполеона дальнейшее расследование злодеяний христианской церкви было прекращено, а архивы опять вернули Ватикану.

Ныне применяемое наименование язычество – всего лишь придуманная христианскими церковниками презрительная обзывалка исконной славянской религии. Слово язычество образовано попами от славянского слова язык, означавшего тогда народ. В современном языке тогдашнему церковному определению языческий соответствуют слова простонародный, плебейский, хотя действительное значение слова язычник совсем другое.

Себя христианские церковники к народу не относили ни в давние времена, ни ныне, всегда полагая себя некой особой кастой, приближенной к Богу и недостижимо возвышенной над народом, за что народ своими трудами обязан их всегда содержать в сытости и довольстве. И ныне церковники полагают себя разумными пастухами (пастырями), пасущими и стригущими свое несмышленое пасомое стадо (паству). При этом пастыри свою паству "окормляют духовно", а постригают с пасомой паствы блага материальные. Любопытно, но многих прихожан положение пасомых барашков вполне нравственно устраивает, что связано с особенностями их измененной подавленной психики. Таким людям свойственна внутренняя потребность преклонения перед чем-либо или кем-либо.

Сам христианский Бог тратиться на содержание своих "верных прислужников" не желает (что вполне соответствует нравам народа, его породившего), потому попам приходится обеспечивать себе жизненные блага бесстыдным обиранием народа, в т.ч. и с помощью власти. Ныне содержание церковников обеспечивают все без исключения российские налогоплательщики, т.к. церковь имеет немалые средства из государственного и местных бюджетов, а также за счет переданной ей нынешними демократическими властями ранее общенародных земель и собственности.

Одно время русские попы столь превелико вознеслись в своей гордыне, что даже объявили основополагающим принцип "Священство выше Царства" (т.е. что они превыше царя), за что в условиях абсолютной российской монархии незамедлительно тяжко пострадали от руки русского царя-самодержца, не пожелавшего иметь кого-то превыше себя.

За прошедшее тысячелетие властвования христианства холопско-почтительное (рабское - ведь в христианстве все рабы божьи) отношение к попам как к носителям чего-то высшего настолько крепко вбито в сознание народа, что сохраняется и ныне, проявляясь в самых смешных формах, порождаемых примитивизмом мышления многих простолюдинов. Этот же примитивизм порождает и многие другие бедствия России.

Славянская мифология представляла собой поэтические воззрения на природу. Эта мифология возникала удивительно естественно и органично, как бы сама собой. Она была чужда всего иррационального, сверхчувственного и являла обобщение народной мудрости.

Особое внимание наших древних предков привлекали небесные явления, такие как восход солнца или гроза: «Днём катится по Небу Златой Коловрат - ярое Солнце, ночью льётся наземь звёздный свет - сияние тысяч Очей Сварога. Когда приходит время грозы - сверкают, рассекая Небеса, cтрелы Перуновы... Многолико Небесное Пламя Сварги. Многолико и едино, подобно самому Роду, Богу нашему...»

Как и для нас ныне, основополагающее значение для жизни древних людей имели астрономические события, связанные с Солнцем и Небом - восходы и закаты, смены времен года. Только впоследствии мифы о природных явлениях были приурочены к событиям и существам, имеющим земную локализацию, однако именно небесные явления и составляют главное содержание мифов.

Календарь наших древних языческих предков.

Солнечный календарь друидов/волхвов всегда был точен, т.к. привязывался не к числу дней в году (оно, как и у нас ныне, могло изменяться), а к астрономическим событиям четырех дней - летнего и зимнего солнцестояния и весеннего и осеннего равноденствия, которые происходят в природе независимо от любого календаря.

Дни этих 4-х ежегодных астрономических событий, столь важных для людей и всей природы, были самыми главными и самыми священными языческими праздниками наших предков.

У древних славян существовал такой календарь:

Неделя состояла из девяти дней:

понедельник; вторник; тритейник; четверг; пятница; шестица; седьмица; осьмица; неделя;

В месяце было по 41 и 40 дней поочерёдно. (вот почему усопших поминают на 9 и 40 день, т.е. через неделю и через месяц)

В лете (в году) было по 9 месяцев, что соответствует 365 дням. (Со времён Петра I «лето» именуется «год», что в переводе с немецкого - «бог»)

Каждое 16-е лето (год) было священным, и в нём все месяцы были по 41 дню, т.е. 369 дней в священном лете (годе).

(Слово «лето» в смысле «год» и поныне сохранилось в нескольких русских фразах, например: «С тех пор уже сколько лет прошло», «Сколько тебе лет?».

Четыре великих славянских языческих праздника, как и аналогичные праздники европейской языческой религии друидов-волхвов, ориентированы на естественный Солнечный цикл, выражающийся в четырех ежегодно повторяемых годичных ипостасях бога Солнца.

У славян годичные ипостаси бога Солнца имели следующие наименования:

1) рождающееся обновленным утром после Ночи зимнего солнцестояния Солнце-младенец Коляда,

2) весеннее крепчающее Солнце-юноша Ярило,

3) летнее могучее Солнце-муж Купайла,

4) стареющее и слабеющее осеннее Солнце-старик Световит, умирающее на закате перед Ночью зимнего солнцестояния.

Природные границы между четырьмя языческими ипостасями ежегодно рождающегося, набирающего силу, затем стареющего и умирающего языческого бога-Солнца (четыре смены времени года) - это ежегодные важные для жизни всей нашей планеты астрономические события, на которых в прежние времена строился природный календарь друидов-волхвов:

1) Ночь зимнего солнцестояния (самая долгая ночь в году, после которой день начинает понемногу удлиняться, начало астрономической зимы) - 2-я Ночь Йоля-Солнцеворота - еще слабенькое зимнее Солнце-младенец Коляда заново рождается обновленным на восходе после Ночи зимнего солнцестояния и, по мере роста малых детских сил, с каждым днем все выше поднимается на небе;

2) День весеннего равноденствия (постепенно удлиняющийся день стал равным ночи) - праздник наступления долгожданной Весны Комоедица - набравшее силу весеннее Солнце-юноша Ярило растапливает снега, прогоняет надоевшую Зиму и дарует Природе наступление Весны (начало астрономической весны);

3) День летнего солнцестояния (самый долгий день в году) - летний праздник Купайла - могучее летнее Солнце-муж Купайла вступает в свои права (начало астрономического лета);

4) День осеннего равноденствия (постепенно укорачивающийся день стал равным ночи) - осенний праздник Вересень (или Таусень), начало астрономической осени, - былое летнее солнце-Купайла обращается в постепенно теряющее силы мудрое осеннее Солнце-старика Световита, затем умирающего на закате перед Ночью зимнего солнцестояния (начало астрономической зимы), чтобы наутро после этой Ночи опять возродиться обновленным солнцем-малышом Колядой, вновь набирающим свою солнечную силу.

В современной традиции эти ежегодные новогодние исчезновения старого и рождения нового воспринимаются людьми как символическая новогодняя передача эстафеты обновленной жизни от старика Старого Года к младенцу Новому Году.

Этот солнечный цикл, четыре славянские ипостаси Солнца - Коляда-Ярило-Купайла-Световит, повторяется из года в год, и от него, как и от ежедневной смены дня и ночи, зависит вся жизнь людей, зверей, птиц, растений и всей земной Природы.

Праздновать Масленицу - едва ли не самое веселое время в году - начинали с понедельника, и каждый день имел собственное название: понедельник - «встреча», вторник - «заигрыши», среда - «лакомка», четверг - «разгул», «перелом», «широкий четверг», пятница - «тещины посиделки», суббота - «золовкины посиделки», воскресенье - «проводы», «прощеный день».

Масленицы ждали, к ней тщательно готовились: заливали для катаний крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные горы, крепости, городки. Считалось обязательным сходить перед последними днями Масленицы в баню, дабы смыть с себя всё плохое, что было в минувшем году. Работать в эти дни запрещалось.

Последние два дня праздника были наполнены всеобщим весельем. На льду озер и рек штурмовали снежные городки, в которых укрывалось чучело Марены под защитой ряженых. Там же устраивали яростные кулачные бои, на которые сбегались мужики разного возраста и из разных деревень. Бились всерьез, считая, что пролитая кровь послужит доброй жертвой грядущему урожаю.

В воскресенье преимущественно совершали обрядовые действа, провожая зиму. Сжигали насаженное на шест чучело Марены, на которое навязывали «наузы» - старые, отслужившие свое Обереги или просто старое тряпье с наговором, дабы сжечь на огне обрядового костра все плохое и отжившее.

Комоедицы – дохристианское название известного ныне народного праздника Масленица. Этот праздник (день весеннего равноденствия) издревле символизировал приход весны и напоминал славянам о начале полевых работ. Наверное, поэтому его ещё называют земледельческий Новый год. Как празднуются и какого числа отмечаются Комоедицы в 2018 году? Какие особенности празднования Масленицы с её традициями и обрядами актуальны на сегодняшний день?

Если заглянуть в древность…

Праздник, именуемый Масленицей широко известен на Руси уже достаточно давно, а вот первоочередное название этого дня – Комоедицы мало кому что говорит. Итак, что за праздник Комоедицы и почему он так был назван?

Само название Комоедицы происходит от имени медвежьего Бога Кома, которому ранней весной в жертву приносились первые, испечённые в этот день, блины. Ведь именно в этот период медведи просыпались из зимней спячки и отправлялись в лес в поиске еды. Трансформация под церковные устои превратила языческие Комоедицы в Масленицу – народный праздник со светским уклоном.

Когда отмечается праздник Комоедицы 2018?

В старину наши предки день весеннего равноденствия отмечали всегда в одно и то же время — 21 марта. С принятием на Руси христианства праздник Масленица, который вытеснил собой Комоедицу, из года в год стал отмечаться в разное время, определяемое лунным (астрологическим) календарём. Так называемый «плавающий график» праздника определил и день, когда будут отмечать Комоедицу-Масленицу в 2018 году в России. И это дата — 20 марта.

В идеале для празднования Масленицы (Масляной недели) и больших проводов зимы отводится целых семь дней в период с 20 по 26 февраля. В церковном календаре этот период называется Сырной седмицей. Его окончание является началом Великого поста, который предшествует Пасхе.

Таблица: главные праздники в году у славян, посвящённые культу Солнца

Название, дата Ипостаси бога Солнца Соотношение дня и ночи
День весеннего равноденствия, 21 марта Крепчающее Солнце (Ярило)
День летнего солнцестояния, 21 июня Могучее Солнце (Купала) День самый длинный, а ночь – самая короткая
День осеннего равноденствия, 21 сентября Уходящее Солнце (Световит) День по продолжительности равен ночи
День зимнего солнцестояния, 21 декабря Рождение Солнца (Коляда) Самая длинная ночь в году и самый короткий день

Обряды на Комоедицу

Главный обряд Масленицы-Комоедицы – это проводы зимы. Для его выполнения сжигают соломенное чучело именуемое Мареной. Согласно славянской мифологии этот женский персонаж считался божеством Зимы и одновременно был воплощением её смерти.

На шест, обвитый соломой который являлся каркасом Марены, наши предки также завязывали старое и ненужное тряпьё, а также обереги, которые уже отслужили свой назначенный срок. Согласно преданиям с огнём должны уйти все неприятности и невзгоды, которые были до этого в семьях.

Массовые потехи и весёлые забавы на Масленицу включали:

  • ярмарки и балаганы,
  • катания на лошадях,
  • спуск на санках с ледяных горок,
  • хороводы и пение обрядовых песен,
  • хождение по селу ряженых,
  • смотрины молодожёнов и вечерние посиделки,
  • гостевание у родичей и знакомых.

Особый акцент празднования Комоедицы делается также на поминальные обряды, главным из которых является разжигание костров. Пылающий огонь служил приглашением душ умерших на праздничный ужин, который предшествовал началу великого поста.

Что касается кулинарной составляющей праздника, то на Масленицу традиционно пекут обрядовые блины (лепешки), а также ватрушки, которые своей формой напоминают Солнце. Ими угощают всех желающих, ведь отведав кусочек вкусного блина округлой формы, человек, по преданиям, наполняется животворящей силой и энергией солнечного света. Примечательно то, что когда-то блины замешивали только на талой воде.

Гадания на Комоедицы

Одним из самых интересных видов гадания на Комоедицы было выпекание пряников с необычной «начинкой». В сырое тесто клали определённые мелкие предметы, каждый из которых имел своё предсказание. Пряники выпекались утром, а съедались вечером. Какую вещицу найдёт девушка, разломив пряник, такая судьба ей будет уготована в этом году. Итак, предметы, спрятанные в тесто, и их значение.

  1. Монета – жизнь в достатке.
  2. Пуговица – грядут бытовые обновления.
  3. Колечко – пора готовится к свадьбе.
  4. Бусина из ожерелья – беременность.
  5. Ключик – наследство, покупка дома, большая прибыль.
  6. Гвоздь – к печали.

Масленицу, которая пришла на смену Комоедицы условно можно разделить на два праздника: церковный и народный. В первом случае он предполагает подготовку к Великому посту, а во втором – празднование с раздольным гулянием и весельем. Но вместе с тем Комоедица в деревнях и сёлах напоминает о старте сельхозработ, которые будут длиться всё тёплое время года и закончатся только поздней осенью.

Поделиться: