Характеристика семейной гостиной с родителями в доу. Семейная гостиная

Семейная гостиная как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов способствующая просвещению и укреплению семейных ценностей .

Педагог-психолог,

воспитатели,

музыкальный руководитель,

старший воспитатель Н. П Озерина,

МОУ детский сад № 000

Команда педагогов хотела бы представить опыт работы с родителями в форме семейной гостиной, где дети, родители, педагоги являются активными участниками встречи, создателями единого воспитывающего, эмоционально благополучного образовательного пространства для развития гармоничной личности ребенка.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

К сожалению не все родители осознают это предназначение, не обладают достаточными знаниями и навыками эффективного взаимодействия с детьми. Семья в наше время становится нестабильной, конфликтной, разрушается культура семьи, теряются навыки материнского и родительского поведения. Педагоги, сталкиваясь с проблемами ребенка, понимают, что за ним стоит его семья и вместе они составляют единое целое. И чтобы помочь нужно входить в контакт с этим сложным организмом и влиять на него. Как это осуществить в современных условиях общественного воспитания, учитывая особенности современной семьи?

В течение веков в России общество вырабатывало систему воспитания и обучения детей, подростков, молодежи. Она должна была обеспечить передачу жизненно необходимых трудовых навыков, знаний о природе, человеке, окружающем мире. Целью неписанной народной педагогики было овладение правилами обыденного и обрядового поведения, приоритетным считалось знание традиционной культуры своего края, народа, семьи; предполагалось также привить умение правильно использовать досуг. Эта система готовила и к созданию семьи, и к воспитанию полноценных членов социума.


Именно поэтому педагоги в наше время ищут новые подходы и методы использования национальных ценностей народной педагогики

Одним из приоритетных направлений в деятельности ДОУ является возрождение семейно-родовых ценностей, традиций и культуры родного края. Мы ставим для себя задачу выбрать и представить то, что составляет непреходящую ценность, что сохранилось, считалось важным, что предавалось будущим поколениям вопреки реальным будням. Мы обращаемся к золотому фонду культуры, к кладезю мудрости, опыта, хранителю национального сознания.

В сложившейся системе работы ДОУ используются разнообразные формы взаимодействия детей, педагогов и родителей – это семейные календари, газеты, выставки поделок, проекты, родительские клубы, викторины, гимнастика с мамами, эстафеты. В последние годы популярными стали семейные гостиные, в которых участвуют все – дети, их родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, творческая команда детского сада.

Семейная гостиная - это альтернатива родительскому собранию, в которой психолого-педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников, самих воспитанников и педагогов.

Цели и задачи семейной гостиной:

Просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста в лучших традициях русской культуры и современной психолого-педагогической практики.

· Информирование родителей о закономерностях развития детей дошкольного возраста, об эффективных стратегиях внутрисемейных отношений.

· Содействие развитию творческого взаимодействия детей и взрослых, в процессе подготовки и проведения семейной гостиной.


· Получение опыта позитивного, интересного общения детей, родителей, педагогов.

· Презентация опыта семейного воспитания в организации досугов, сохранения истории семьи, продолжения семейных традиций.

· Актуализация воспитательного потенциала семьи через совместную деятельность.

Семейная гостиная дети-родители-педагоги решает 3 важные функции:

1.Познавательная функция. Получение знаний становится инициативой

самого человека, упор делается на самообразование.

2. Коммуникативная функция - это общение. Доброжелательная среда формирует добровольные, открытые, эмпатийные взаимоотношения .

3. Преобразовательная функция - это творческий подход в решении проблемы.

Мы разработали содержание 5-ти семейных гостиных, в которых мы основываемся на опыт традиционного русского воспитания и на теорию и практику современно и психологии:

1) «Играйте вместе с нами: семейный театр!»

2) «Как мы трудимся: посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер!»

3) «Наши самые родные: посвящение семье!»

4) «Любимым мамам и бабушкам: хранительницы семейного очага!»

5) «Мужчины моей семьи: русские богатыри!»

Структура встреча в семейной гостиной:

l Встреча-вступление

l Выступления родителей и детей с опытом семейного воспитания (театр, песня, стихи, газета, мультимедийная презентация, видеоролик).

l Совместная деятельность детей и взрослых.

l Ритуал расставания, совместная фотография

Семейная гостиная способствует взаимопроникновению и взаимовлиянию образовательного пространства ДОУ и семьи, созданию оптимально-благополучных условий для воспитания и развития личности ребёнка. В качестве критерий оценки успешности встреч в семейной гостиной для нас стали позитивные изменения во взаимоотношениях родителей с детьми: понимание и доброжелательность; интерес родителей к совместному творчеству в семье и детском саду; инициативность, находчивость и фантазия детей и родителей в подготовке к встрече; активное участие в семейной гостиной.

Команда детского сада находится в постоянном поиске форм работы с семьями воспитанников, которые бы позволили достигнуть реального сотрудничества, включения родителей в воспитательно-образовательный процесс. На протяжении ряда лет мы сотрудничаем с в рамках программы «Воспитание маленького волжанина», образовательной программы для родителей «Мудрая мама» и одной из самых привлекательных сторон этого сотрудничества - возможность принципиального изменения взаимоотношений детского сада и семьи. Мы понимаем, что путь этот труден и не все всегда получается, но радостно осознавать, что преодолеваем эти трудности мы вместе, с семьями наших воспитанников, и сейчас нам есть чем гордиться.

Мы не останавливаемся на достигнутом, мы стремимся и делаем многое для взаимного обогащения друг друга всем самым лучшим, ценным в воспитании и развитии наших детей. И в этом поиске мы не одни, с нами мамы, папы, бабушки, дедушки наших воспитанников, мы – семья.

Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи.

Мастер-класс для педагогов «Родительская гостиная»

Жиличкина Мария Юрьевна, педагог-психолог, МАДОУ детский сад № 66 «Яблонька» г. Щелково Московской области.
Описание: В статье представлен опыт работы с родителями в форме родительской гостиной, где педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. На этих встречах дети и родители вместе играют, выполняют упражнения, а итогом становится совместная детско-родительская творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ по теме гостиной. Данный материал будет полезен всем, кто работает с детьми и кому необходимо взаимодействовать с родителями воспитанников.
Цель мастер-класса: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
Задачи:
1. Показать необходимость творческого взаимодействия педагогов с родителями.
2. Познакомить с формой взаимодействия с родителями в виде гостиной, показать ее отличительные особенности.
3. Познакомить педагогов с проведением родительской гостиной по теме «Развитие мелкой моторики».
4. Показать эффективность внедрения данной формы взаимодействия с родителями.
Оборудование:
1.Мультимедийная система.
2.Презентация 17 слайдов.
3. Цветы красной и желтой окраски по количеству педагогов.
4. Магнитофон с записью латышской польки, музыки Е.Макшанцевой «Разминка»
5. Кисточки по количеству детей.
6. Мягкая игрушка - медведь средней величины.
7. Круги из картона, пластилин, природный материал для украшения, влажные салфетки.
Ход мастер-класса.
Слайд 1. Обозначение темы.
Взаимодействие с родителями – важное направление профессиональной деятельности педагогов.
Слайд 2. Необходимость взаимодействия с семьей.
Необходимость взаимодействия семьи и образовательной организации вытекает из естественных причин:
1. Тесная эмоциональная связь ребенка с семьей и ее влияние на поведение ребенка.
2. Неизбежность совместных усилий родителей и педагогов при оказании помощи ребенку в его нормальном развитии или при возникновении проблем.
3. Признание родителями полезности пребывания ребенка в образовательной организации для его общего развития и признание педагогами важности родительской компетентности в воспитании ребенка.
Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье. Именно взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей во многом определяют психическое развитие ребенка. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то педагогические воздействия по воспитанию ребенка в образовательной организации будут напрасными.
Если образовательная организация и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух несообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Для этого педагоги должны расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.
Слайд 3. Родительская гостиная.

Педагоги нашего детского сада используют разнообразные формы взаимодействия с родителями. Наиболее эффективной, на наш взгляд, выбрана “Родительская гостиная”.
«Родительские гостиные» - это модель взаимодействия "родитель – ребенок – педагог", где родителю и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком.
На этих встречах дети и родители вместе играют, выполняют упражнения, а итогом становится творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ.
Слайд 4. Отличительная особенность родительских гостиных.
Активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
Подготовка каждой семьи к встрече.
Родители делятся своим опытом решения проблем воспитания.
Согласование единых принципов в воспитании между педагогами и родителями.

Слайд 5. Цель данной формы работы: добиться высокого уровня взаимодействия детского сада и семьи путем активного участия родителей в педагогическом процессе.
Слайд 6. Задачи.
- Организовать консультации специалистов, просвещение родителей в области педагогики и психологии;
- Изучить и распространить семейный опыт в воспитании детей;
- Информировать родителей о жизни детей в группе;
- Формировать позицию “любящего взрослого”;
- Заинтересовать родителей активнее участвовать в жизни детского сада.
Слайд 7. Темы творческих гостиных.
Исходной предпосылкой подбора тематики встреч в наших “Родительских гостиных”, является многолетний мониторинг родителей детского сада по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
Темы творческих гостиных на учебный год:
- Давайте познакомимся!
- В здоровом теле – здоровый дух!
- Развивающие игрушки
- Учимся красиво говорить
- Развитие мелкой моторики
- Фейерверк добродетелей (конференция с награждением)
Слайд 8. Участники гостиных.
- педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- инструктор по физкультуре;
- музыкальный руководитель;
- дети группы
- родители воспитанников;
- воспитатели группы.
Сейчас предлагаем разделиться на родителей и детей и поучаствовать в одной из гостиных «Развитие мелкой моторики». Для этого предлагаю каждому взять по одному цветку. Те, у кого окажутся желтые цветы будут детьми, а те, у кого красные – родителями.

Слайд 9. Родительская гостиная «Развитие мелкой моторики».
Цель: взаимодействие детского сада и семьи.
Задачи: расширить психолого-педагогические знания родителей об играх, упражнениях, развивающих мелкую моторику детей раннего возраста, создать благоприятные условия для развития позитивных эмоциональных отношений между родителями и детьми раннего возраста.
Слайд 10. Цитата В.А.Сухомлинского.
Сообщение «Что такое мелкая моторика».
Психолог: Еще В.А.Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, зрительно-пространственное восприятие, зрительная и двигательная память, речь.
На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук, идет развитие речевой функции. Пока движения пальцев не станут свободными, добиться хорошего уровня развития речи не удастся. Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий.
Слайд 11.Игры и пособия для развития мелкой моторики.
Обзор пособий и игр, развивающих мелкую моторику.
«Родители» - те, кто взял красный цветок, - передают друг другу какой-либо предмет для массажа рук и рассказывают, как дома со своим ребенком они развивают мелкую моторику. Затем воспитатель описывает наиболее интересные игры, которые есть в детском саду.


Слайд 12.Сюрпризный момент.

Приветственная песенка «Здравствуйте».
«Дети» - те, кто взял желтый цветок, выходят из музыкального зала, а затем заходят и подходят к «родителям». «Родители» вместе с «детьми» садятся на стулья, стоящие полукругом.
Воспитатель: Давайте поздороваемся друг с другом. Я буду петь приветственную песенку "Здравствуйте" под музыку латышской польки, а вы повторяйте слова и движения за мной. Первый раз строчку я пою одна, а потом мы повторяем ее вместе.

Здравствуйте, глазки, глазки!
Здравствуйте, ушки, ушки!
Здравствуй, носик, носик!
Здравствуй, ротик, ротик!
Здравствуйте, ручки, ручки!
Здравствуйте, ножки, ножки!
Глазки смотрят, ушки слушают,
Ручки хлопают, ножки топают.
Все мы вместе потянулись
И друг другу улыбнулись!


Слайд 13. Подвижная игра «Птички».
Подвижная игра «Птички»
Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем – превратимся в птичек. Покажите, как птички летают, клюют зернышки. Вдруг налетел злой ветер, закапал дождик «Тук-тук-тук». Прячьтесь, птички, в домик! (дети садятся на корточки, соединяют руки над головой). Дождик закончился, опять птички летают, зернышки клюют.
Когда я скажу: «Бегите к маме, папе!», «дети» побегут к «взрослым» (игра повторяется 2-3 раза).


Слайд 14. Значение и виды массажа.

Сообщение о значении массажа.
Психолог: Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что массаж рук и пальцев приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Регулярный массаж большого пальца повышает функциональную деятельность головного мозга и тонизирует весь организм. Указательного - активизирует деятельность желудка. Среднего - активизирует деятельность кишечника. Безымянного - нормализует функцию печени. Мизинца - стимулирует работу сердца.


Игровой массаж.
Воспитатель. Давайте выполним игровой массаж. Большим и указательным пальцами одной руки растирайте каждый палец руки ребенка. Растирайте и разминайте пальцы рук от кончиков пальцев и обратно.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
А теперь повторим массаж на другой руке.
Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Теперь под музыкальное сопровождение Е. Макшанцевой «Разминка» давайте сделаем пальчиковую гимнастику. Родители, помогайте детям сделать пальчиковую гимнастику.
Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко. Легкие хлопки
Похлопаем в ладошки – очень хорошо! перед грудью. (2 раза)
Вращая кистями
И пальчики попляшут у маленьких ребят! медленно поднимают
И пальчики попляшут, и пальчики попляшут, обе руки вверх и
А девочки и мальчики все ровненько сидят. опускают их.
Тук-тук молотком - Стучат кулачками
Мы построим птичкам дом. друг о друга.
Тук-тук молотком -
Поселяйтесь птички в нем. (2 раза)
Бум-бум барабан! Стучат по коленкам
Что за шум и тарарам? указательными пальчиками.
Бум-бум барабан –
Просыпайтесь по утрам! (2 раза)
Ду-ду-ду, ду-ду-ду перебирают пальчиками
Вот какая дудка! обеих рук, имитируя игру
Ду-ду-ду, ду-ду-ду на дудочке
Вот какая дудка! (2 раза)
Поехали потихонечку, Медленно попеременно хлопают
Поехали потихонечку! ладошками по коленкам.
И быстренько, Быстро, весело хлопают по коленкам
И быстренько! (5-6 раз)
Игра с кисточкой.
Воспитатель: Возьмите по одной кисточке и делайте в соответствии со словами (дети сидят на коленях у родителей).
Вышла кисточка гулять, водим по ладошке ребенка, кисточкой
Стала пальчики считать затем по каждому пальчику
Раз, два, три, четыре, пять от основания к кончикам
Раз, два, три, четыре, пять загибаем пальчики, проводя кисточкой
по их тыльной поверхности
Вышли пальчики гулять разжимаем пальчики
В домик спрятались опять сжимаем кулачки.
И решили рисовать. свободные движения кисточкой по телу ребенка.


Игровое упражнение «Поиграем с мишкой».
Психолог вносит в зал игрушечного медведя.
Психолог: Ребята посмотрите, кто сегодня пришел к нам в гости! Поздоровайтесь с ним, погладьте медведя ладошкой. Покажите, как мишка ходит (дети изображают) , подойдите к маме и покажите как мишка сердится (дети и взрослые показывают мимикой).
Слайд 15. Угощение для мишки.
Лепка «Угощение для мишки».
Психолог: Мишка хочет пригласить друзей в гости и просит помочь ему приготовить угощение. Поможем ему?


Для угощения надо растереть пластилин на картоне и украсить бусинами, косточками, пуговицами (во время работы родители обмениваются впечатлениями о встрече, о том, что понравилось, что хотели бы еще узнать).

После изготовления угощения, психолог подходит к каждому ребенку, благодарит от имени медведя за угощение, берет малыша за ручки и поет на прощание:
До свидания, до свидания, приходите к нам опять.
До свидания, до свидания, будем вместе мы играть.
Психолог: Наша встреча в родительской гостиной подошла к концу, и мы все становимся опять педагогами.
Слайд 16. Результат.
Психолог: «Родительские гостиные» способствует формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, повышению педагогических знаний у родителей, помогают им осознать важность дошкольного периода детства, как базовой ступени развития личности ребенка.
При проведении регулярных родительских гостиных родители становятся более заинтересованными в воспитании детей, сплоченными с педагогами детского сада, создаются единые установки на формирование у детей ценностных ориентиров.

Заседание семейного клуба в детском саду

Рубцова Анна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР -д/с №108"
Населённый пункт: г.Сыктывкар, Республика коми
Наименование материала: статья
Тема: "Семейная гостиная -как эффективная форма работы с родителями"
Дата публикации: 28.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Статья из опыта работы по взаимодействию с семьями по теме

«Семейная гостиная» - новая и эффективная форма работы с родителями

в МАДОУ в рамках проведения тематических недель и проектов.

Новая и эффективная форма работы

с родителями в МАДОУ - «Семейная

гостиная»

совместная

взаимодействия

музыкального

руководителя Романовой Натальи Владимировны, воспитателя Рубцовой Анны

Васильевны,

родителей группы № 11

в рамках проведения тематических

недель и проектов.

Семейная

го с т и н а я

возможно сть

родителя м

н ау ч и т ь с я

взаимодействовать

ребенком

музыкально-художественной

деятельности,

совместную

музыкально-театрализованную

деятельность понять его чувства и переживания, увидеть достижения своего

продемонстрировать

творческие

способности

р од и т е л е й

музыкально-художественной деятельности.

проводимые

форме музыкальных

праздников,

позволяют

организовывать

равноправное

родителей

музыкально-

художественной,

театральной

деятельности.

р е з ул ьт а т е

т а к о г о

взаимодействия

родителями

происходят

положительные

изменения

отношениях.

Детско-родительские

отношения

приобретают

конструктивный характер. Это особенно важный результат работы семейной

гостиной.

Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены

привлеченные

специалисты

(педагог-психолог,

медицинские

работники,

изодеятельности

встречам

семейной гостиной готовятся все участники: педагоги, дети и родители.

Положительный

эмоциональный

удовлетворения от совместной музыкально-художественной деятельности

помогают создать музыкальные игры с детьми и родителями, выступления

родителями

родителей

выставки

детского

творчества, музыкальное оформление. Но главное – это общий настрой всех

участников.

Итоговые мероприятия, проведенные в рамках работы семейной гостиной:

«День Матери» (ноябрь, 2015)

праздника

«Воспевание

женщины-матери,

женщины-рукодельницы, женщины-хранительницы семейного очага». В ходе

родители

удивляют

творческими талантами. Вок. ст. мал. «Домисолька» радовала своих мам

чудесными песнями, папы рисовали мамин портрет на воздушных шариках,

были выступления семейного дуэта «Вдохновения», а так же вок.гр.мам

«Берегиня».

«Рождественские встречи» (январь, 2016)

«Широкая масленица» (апрель, 2016)

Основная цель этих праздников – это возрождение забытых национальных

ценностей, погружение в истоки национальной культуры.

«Мамин день» (март, 2016)

концерта,

родители

порадовали

присутствующих

концертной программой, в которой принимали

участие не только дети и

родители, но и бабушки были активными участниками. Тепло и с восторгом

воспринимали зрители номер семейного вокального ансамбля «Элис».Свой

номер представила танцевальная группа мам «Сударушка». Дети с восторгом

и гордостью смотрели на своих замечательных мам в танце. Благодаря таким

мероприятиям дети и их родители погружаются в разные формы музыкально-

художественной деятельности.

Конкурс – шоу «Минута Славы» (май, 2016).

зрелищное

мероприятие

выявление

творческих

способностей

родителей

деятельности (танец, песня, чтение собственных стихов, различные виды

фигурное

тхэквондо,

художественная

гимнастика,

акробатика, а также иллюзионисты-фокусники). Эти способности надо было

представить через музыкально-художественную деятельность. Результатом

родитель

«Вечер поэзии» (октябрь, 2017).

Самым эмоциональным и трогательным стал «Вечер поэзии» - основной

которого

проявление

родителями

литературного

творчества

музыкально-художественную

деятельность.

посвященные

танцевали

«Домисолька» дарила свой музыкальный подарок мамам – песня «Смешной

человечек»-солист

Лужецкий.

придуманы

муз.конкурсы

различные

Подарком

аппликация созданная детьми «Птица счастья».

семейной

гостиной

признание

стороны детей, родителей, педагогов МАДОУ.

Проект в старшей группе, совместный с родителями, на тему «Воспитание сказкой»

«Сказка неотделима от красоты, способствует
развитию эстетических чувств, без которых немыслимо
благородство души, сердечная чуткость
к человеческому несчастью, горю, страданию.
Благодаря сказке ребенок познает мир
не только умом, но и сердцем»
(Сухомлинский В. А.)

Актуальность
Актуальность выбранной темы проекта обусловлена тем, что у моих воспитанников - детей группы наблюдется низкий уровень интереса к русской народной сказке, так как в семье отдается предпочтение просмотрам зарубежных мультфильмов, а русская народная сказка, особенно в книжном варианте, остается забытой и практически не участвует в воспитании детей. Данный печальный факт подтвердило и анкетирование родителей, показавшее, что в семье чтению сказок и детских книг, уделяется недостаточно времени. Поэтому, актуальной становиться задача - объединение усилий педагогов и родителей по привитию и сохранению устойчивого интереса у детей с ЗПР к русской народной сказке и определение её средством воспитания, развития и обучения дошкольников. Как, воспитатель детского сада, на протяжении многих лет в своей работе активно использую древний педагогический метод – сказкотерапию, и считаю его особенно эффективным в работе с детьми, так как сказка является увлекательным, интересным, доступным, ненавязчивым средством, способным решить целый спектр задач духовно-нравственного содержания:
познание окружающего мира, расширение представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности;
развитие психических процессов: память, речь, наглядно-действенное и образное мышление, зрительное воображение, слуховое восприятие, внимание;
формирование коммуникативных навыков, межличностных отношений;
развитие умений анализировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
развитие речевого творчества с учетом индивидуальных способностей детей;
формирование нравственных качеств: дружба, доброта, уважение, честность, взаимопомощь, ответственность.
формирование умения оценивать поступки окружающих людей, на примере сказочных героев;
формирование семейных ценностей: уважение и любовь к родителям, к семейному очагу, родной природе, Родине; формирование начала гражданственности.
формирование представлений о многообразии литературных жанров: авторские сказки, народные сказки; русские народные сказки.
формирование умений сотрудничества в коллективном труде, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи.

Одно из основных направлений современной педагогики нацелено на формирование у дошкольников духовно-нравственных качеств, в том числе и у детей с задержкой психического развития. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением культурных традиций, исторической преемственности поколений и воспитанием бережного отношения к историческому наследию России.
Одно из ценных наследий и сокровищ россиян – это русская народная сказка, которая одновременно является благодатным и не заменимым источником воспитания ребенка-дошкольника. Ведь дошкольный возраст – это возраст, когда ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному, а также это возраст, когда в нем закладываются базовые качества личности, то есть происходит процесс накопления социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д. Если сказка правильно подобрана и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей и будет способствовать формированию духовной нравственности в сознании маленького человека. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о взаимоотношениях в семье, о трудолюбии и взаимопомощи; о связи человека с природой, с предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, дружба и предательство, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, то есть доступная пониманию ребенка. Русские народные сказки учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными, а вызовет желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к познанию. В результате сопереживания, познания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Поэтому те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких читателей.
На современном этапе ДОУ активно решает задачи по духовно- нравственному развитию личности дошкольников, но ведущую роль в её становлении играет семья, ведь именно в семье благодаря примеру взрослому ребенок приобретает первый социокультурный опыт, к сожалению не всегда положительный.
Сказка, как древний метод педагогического воздействия ненавязчиво учит детей различать добро и зло, помогает усваивать нормы и правила поведения в обществе, формирует семейные ценности. С помощью народных сказок дети получают первичную информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Любая форма работы со сказкой изначально ориентирована на социально-педагогический эффект, то есть - обучает, воспитывает, развивает, побуждает к деятельности и даже лечит. Поэтому русская народная сказка должна входить в жизнь каждого ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и остаться с ним на всю жизнь. Данному проекту определена важная роль и место в образовательном процессе, так как он направлен на признание родителями моих воспитанников, русской народной сказки - важным «помощником» в обучении и воспитании дошкольников; в понимании, что сказка – это не только развлечение, но и извлечение положительного урока.
Условия реализации проекта:
Активное участие всех детей, родителей и педагогов старшей группы в реализации проекта.
Продолжительность проекта: долгосрочный (6 месяцев).
Тип проекта: творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность проблемы: У детей старшей группы наблюдается низкий уровень интереса к русской народной сказке.
Объект исследования: осуществление практических мероприятий по приобщению детей к русской народной сказке.
Предмет исследования: процесс формирования у детей старшей группы З интереса к русской народной сказке.
Название итогового мероприятия, форма: спектакль совместный с родителями «Воспитание сказкой».
Цель проекта: Формирование устойчивого интереса и воспитание любви к русским народным сказкам, как средству духовно-нравственного развития дошкольников.
Проект осуществлялся через образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие на НОД и в свободное от занятий время, а также дома совместно с родителями.

Задачи проекта:
Для детей:
Обучающие:
1.Учить детей внимательно слушать сказки (чтение книг, аудиозаписи) и отвечать на вопросы по содержанию сказки.
2. Учить детей характеризовать сказочных героев, оценивать их поступки.
3. Учить детей пересказывать русские народные сказки с помощью мнемотаблиц.
4. Учить детей собирать разрезные картинки по сюжетам русских народных сказок; узнавать сказки, рассказывать их.
5. Обучать с помощью сказок диалогической и монологической видам речи.
6. Обучить складыванию фигурок оригами – героев русских народных сказок.
7. Обучать навыкам владения различными видами театра: настольный, пальчиковый, би-ба-бо, театр-оригами.
8. Закреплять умение определять количество слогов в слове с помощью дидактической игры по мотивам русских народных сказок – «Найди нужный домик».
9. Закреплять счет в пределах 10 с помощью дидактической игры по мотивам русских народных сказок – «Сосчитай героев сказки».
10.Учить детей рассказывать сказки с помощью различных видов театра: настольный, пальчиковый, бибабо, театр-оригами.
Развивающие:
1. Развивать мелкую моторику посредством настольных дидактических игр, складывания фигур оригами, различных видов театра.
2.Развивать способность подражать сказочным героям (звукоподражание, жесты, мимика).
3. Развивать творческие способности детей и родителей через различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование и др).
4. Развивать память, речь, слуховое восприятие, фантазию, воображение.
5. Развивать познавательные способности детей (экспериментировать, наблюдать, описывать, сравнивать).
Воспитательные:
1. Прививать детям любовь к чтению русских- народных сказок.
2. Формировать у детей интерес к драматизации русских народных сказок.
3. Воспитывать у детей чувство сострадания к положительным сказочным героям.
4.Формировать нравственные качества: доброту, сострадание, взаимопомощь, дружбу, коллективизм, честность.
5. Формировать у детей дружеские взаимоотношения в группе.
6. Воспитывать уважительное отношение к маме, родителям, к своей семье.
7. Воспитывать у детей бережное отношение к книге.
Для родителей:
1. Создать благоприятные условия для развития ребенка в семье – сбор детской библиотечки сказок.
2. Сформировать потребность в систематическом семейном чтении сказок.
3. Сформировать привычку обсуждать с ребенком прочитанное
художественное произведение.
4. Принять активное участие в творческих выставках по теме проекта.
5. Самостоятельно развивать дома совместное творчество с детьми.
6. Развивать способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
7. Интересоваться жизнью группы своего ребенка, принимать в ней активное участие.
8. Принять участие в изготовление атрибутов к спектаклю «Старая сказка на новый лад».
Для педагогов:
1. Развивать творческий потенциал каждого ребенка;
2. Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.
Направления работы по проекту
1. Методическая работа педагогов:
Анализ проблемы; подбор литературы по теме проекта, выбор методов работы над проектом; разработка плана работы по проекту, разработка анкет; обобщение опыта работы над проектом.
2.Формы работы с детьми в ДОУ:
Решение поставленных задач через практическую деятельность: НОД, беседы, чтение и слушание сказок, драматизация, игра, продуктивная деятельность в вечернее время.
3.Формы работы с родителями: привлечение родителей к участию в проекте с помощью бесед, информационно-наглядной агитации; организация практической деятельности.

Ход работы над проектом.

1 этап проекта - организационно-подготовительный Сотрудничество с родителями:
1. Анализ проблемы.
2. Подбор и обзор литературы по теме проекта.
3. Разработка плана работы по проекту.
4. Подбор методов работы над проектом.
5. Разработка анкет для родителей на тему: «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста».
6. Разработка консультаций для родителей на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств с помощью русских народных сказок», «Какие сказки читать ребёнку на ночь?»
7. Беседа с родителями о серьезной проблеме в воспитании детей и необходимости реализации проекта.
8. Анкетирование родителей. Подведение итогов анкетирования.
9. Заинтересовать родителей предстоящей работой над проектом.

2 этап проекта – практический
1. Формы работы с детьми:
1 . Чтение русских-народных сказок перед сном, в вечерние часы. Беседы по содержанию сказок.
2. Беседы с детьми на темы: «Какие сказки мне читали дома», «Сказки - добрые друзья», «Мои любимые сказки», «Мой любимый сказочный герой».
3. Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок («Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», «Лиса и волк», «Царевна-лягушка» и др).
4. Чтение сказок с использованием театров: настольного, пальчикового, бибабо.
5. Обучение детей рассказыванию сказок, с помощью мнемотаблиц.
6. Внесение новых дидактических игр по мотивам русских народных сказок. Обучение игре с учетом индивидуальных возможностей детей.
7. НОД - рисование, лепка, аппликация на темы: «Герои русских народных сказок»
8. Игры-драматизации по сказкам «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Теремок».
9. Раскраски по сюжетам русских народных сказок (в вечерние часы).
10. Распределение и разучивание ролей для спектакля «Старая сказка на новый лад».
11. Экспериментальная деятельность «Строительство избушки для Лисы из ледяных кубиков».
12. Лепка «Мебель для трех медведей», «Посуда для трех медведей»;
13. Конструирование. Обучение детей технике оригами-создание сказочных героев для театра «Оригами».
14. Драматизация сказки «Теремок» для родителей группы (театр Оригами).
15. Викторины по мотивам русских народных сказок.
16. Участие детей в интернет-конкурсах на тему «Сказки».
17. Этические беседы о дружбе, взаимопомощи на основе сказок, слайдпрезентаций, иллюстраций.
18. Участие детей в литературной викторине ДОУ «Путешествие по сказкам».
19. Экскурсия в библиотеку МАДОУ, детскую городскую библиотеку.
20. Строительные игры «Избушки для зайчика и лисы»; «Теремок для зверей», «Мебель для трех медведей».
21. Корригирующая гимнастика на оздоровительной дорожке «Сказка Теремок».

2. Формы работы с родителями:
1. Акция с участием родителей группы по сбору русских народных сказок для групповой библиотечки - «Подарите детям сказку».
2. Создание домашних библиотечек сказок.
3. Совместное творчество детей и родителей – участие в выставке «Мой любимый сказочный герой».
4. Обучение родителей технике оригами для создания домашних театров (Мастер-класс).
5. Совместное творчество детей и родителей – создание книжки-самоделки на тему: «Моя любимая русская народная сказка».
6. Изготовление оздоровительной дорожки по сказке «Теремок».
7. Изготовление атрибутов к спектаклю «Воспитание сказкой».
8. Участие родителей в спектакле (роль Волка).
3 этап проекта – заключительный
1. Итоговое мероприятие проекта – Спектакль с участием детей и родителей «Старая сказка на новый лад».
2.Обобщение опыта по реализации проекта.
3. Размещение информации о проекте на сайте ДОУ.
4. Вынесение благодарности родителям, принявшим активное участие в проекте.
5. Опрос родителей о результате совместного проекта.

Продукт проекта:
1. Большинство родителей осознали значимую роль русской народной сказки в воспитании детей.
2. У детей возрос интерес к чтению русских народных сказок; дети
научились внимательно слушать сказки и отвечать на вопросы по их
содержанию.
3. Родители создали и пополнили домашние библиотечки русскими народными сказками.
4. Большинство детей научились характеризовать сказочных героев, оценивать их поступки.
5. Часть детей научилась пересказывать русские народные сказки с помощью мнемотаблиц.
6. Дети (в соответствии с индивидуальными возможностями) научились собирать разрезные картинки по сюжетам русских народных сказок; узнавать сказки, рассказывать их.
7. Большинство детей научились исполнять диалоги и монологи самых известных сказок: («Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Заюшкина избушка»).
8. Дети (в соответствии с индивидуальными возможностями) научились складывать фигурки оригами – героев русских народных сказок.
9. Дети стали бережнее относится к книге.
10. Дети (в соответствии с индивидуальными возможностями) научились определять количество слогов в слове с помощью дидактической игры по мотивам русских народных сказок – «Найди нужный домик».
11. Дети (в соответствии с индивидуальными возможностями) научились соотносить количество сказочных героев на картинке с соответствующей цифрой в пределах 10 с помощью дидактической игры по мотивам русских народных сказок – «Сосчитай героев сказки».
12. У детей сформировался устойчивый интерес к игре с использованием различных видов театра, к драматизации сказок.
13. Часть детей научилась рассказывать сказки с помощью различных видов театра: настольный, пальчиковый, бибабо, театр-оригами.
14. У детей стали активнее проявляться нравственные качества по отношению друг другу: доброта, сострадание, взаимопомощь, дружба, коллективизм, честность.
15. В группе пополнилась предметно - развивающая среда: библиотечка, дидактические игры, мнемотаблицы, поделки, книжки-самоделки, игрушки-сказочные герои, театр оригами.
16. Дети и родители были вовлечены в совместную творческую деятельность.
17. Дети, задействованные в спектакле, выучили слова героев.
18. Большинство детей научились конструировать, рисовать, лепить по образцу воспитателя предметы и героев из русских народных сказок.
19. В группе укрепились взаимоотношения между детьми.
20. Дети и педагог получили дипломы победителей интернет-конкурсов на темы «Русские-народные сказки».





- Театр бибабо;
- Настольный театр;
- Пальчиковый театр;
- Театр оригами;



- Ширма;

- Уголок ряженья.


2. Методическая литература:
- «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Книга 1 / Под общей редакцией С.Г.Шевченко.
- Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика., под редакцией Полянской Л.И., Школьная пресса, 2010 г
- «Ознакомление детей с художественной литературой»;
- « Книга для чтения в детском саду и дома 5-7 лет» (Хрестоматия);
- «Воспитание сказкой» - Л.Б. Фесюкова;
- «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» - Т.И. Петрова.
- Русские народные сказки под редакцией Волковой Т.С. , Лабиринт, 2015 г.

Итоговое мероприятие к проекту: Спектакль «Сказка на новый лад «Волк и семеро козлят»
Автор (воспитатель 1): В мире много сказок, грустных и смешных И
прожить на свете нам нельзя без них. Впрочем, сказочки начало вышло
старомодное,
вот и песня зазвучала, ну почти народная:
Коза (воспиатель 2): Ой, козлятушки, вы ребятушки, остаетеся вы без матушки
В поле я иду за капустою, может волк прийти, сердцем чувствую. Надо сидеть, слышите вы, тише воды, ниже травы.
Вы на семь замков запирайтеся, лишь на голос мой откликайтеся, ой, боюсь за вас я ребятушки, ох, не вышли бы обознатушки.
Козленок (Дима): Не волнуйся мамочка, будет все в порядке, знаем мы из сказочки, волк ужасно гадкий.
(Коза уходит)
Только мама за порог, не прошел и миг серый волк перед избою, тук как тут возник.
Волк (стучит в дверь): Отворите поскорей мамаше дверь, я устала, я голодная как зверь. Вас поила, я поила молоком, а теперь мой голос даже не знаком.
Козленок (Артем): Твой голос на мамин совсем не похож, ты голосом толстым фальшиво поешь.
(Волк уходит)
Жил петух – вокала мастер и творил он чудеса, мог зверям дарить на счастье он любые голоса.
Волк (голосом козы): Открывайте маме дверь, я голодная как зверь.
Лишь пропел он эту фразу, волка в дом впустили сразу загорелся волчий взгляд.
(волк входит в дом под фонограмму «Песня волка»)
Волк: «Баста карапузики! Кончилися танцы».
Козленок (Надя): Дядя Волк ты нас послушай: «Нельзя слабых обижать, ну а если хочешь кушать - пирожки ты можешь взять.
Волк (заинтересовавшись): А с чем пирожки то у вас?
Козлята (Аня): Пирожки у нас с брусникой, и с капустой, с голубикой.
А еще мама – Коза их с любовью испекла,доброту, тепло вложила и про ласку не забыла. Проглотил злодей пирог 1,2,3 и волк не волк. Волк: Ой, что это со мной? я теперь совсем не злой!
Не буду больше слабых обижать! А буду вам козлятки помогать! Хотите научу вас петь, хоть наступил мне на ухо медведь.
(Волк уводит козлят на лесную полянку, козлята усаживаются на пенечки, волк наигрывает им мелодию)
Что с козлятами случилось, я оставлю «на потом» А коза, что отлучилась, наконец вернулась в дом.
Коза: Ах, козлятушки, куда сгинули? на кого ж меня вы покинули? Не послушались своей матушки, Получилися обознатушки.
(Коза плачет, прислушивается к звукам гитары и идет на этот звук) Автор: Пред козою на поляне дружно здравствует народ Пред козою на поляне Волк с козлятами поет.
Коза (удивленно): Да друзья сказать осмелюсь, не видала никогда,чтоб козлята с волком спелись ведь они его еда. В чем причина не пойму? От чего и почему?
Волк: Пирожки твои я съел вот и сразу подобрел! Добро, помощь и забота - вот теперь моя работа!
Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро навеки побеждает зло.

Ресурсное обеспечение проекта.
1. Организация предметно-пространственной среды в группе.
- Уголок книги – библиотечка с подборкой русских-народных сказок;
- Сборник мультфильмов русских-народных сказок;
- Слайдпрезентации по сказкам;
- Разные виды театров (бибабо, настольный, пальчиковый), ширма;
- Иллюстрации по сюжетам русских-народных сказок;
- Уголок художественного творчества;
- Серия дидактических игр по мотивам русских-народных сказок;
- Маски, шапочки сказочных героев;
- Уголок ряженья.
- Раскраски по мотивам русских-народных сказок.
- Оздоровительная дорожка по сказке «Теремок».

2. Методическая литература:
1. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». - под редакцией С.Г.Шевченко.
2.Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
3. «Проектная деятельность в детском саду» под редакцией Полянской Л.И., Школьная пресса, 2010 г
4.«Ознакомление детей с художественной литературой»;
5.« Книга для чтения в детском саду и дома 5-7 лет» (Хрестоматия);
6.«Воспитание сказкой» - Л.Б. Фесюкова;
7.«Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» - Т.И. Петрова.
8. «Русские народные сказки» под редакцией Волковой Т.С. 2015 г.
11
3. Атрибуты к спектаклю: костюмы героям, гитара, лавка, коврик, печь, стол, самовар, блюдо с пирожками, корзина с капустой, дерево, дверь, ширма, деревья.

Необходим поиск новых форм, разработка и внедрение новых программ взаимодействия классного руководителя и семьи в вопросах воспитания детей.
«Семейная гостиная» предназначена для использования в качестве новой формы родительского всеобуча в образовательных учреждениях: детских садах, школах, центрах психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания, региональных и территориальных общественных объединениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Семейная гостиная «Мы вместе»

Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро. Одной из причин кризиса семьи и воспитания является утрата преемственности с прошлым, нарушение связей между поколениями. Именно по причине утраты исторической преемственности современная семья не выполняет исконной своей функции: передачи подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций, утратив понимание самого процесса воспитания как питания ребенка не только телесной, но и духовной пищей. Кризисное состояние современной семьи – и социальная проблема, требующая решения, и социальная реальность, которая ждет помощи.
Сегодня родители и педагоги уже осознают необходимость тесного взаимодействия, которое может выразиться в педагогическом сопровождении семьи в вопросах воспитания детей. Такое взаимодействие необходимо как семье, так и образовательному учреждению, которое не может в полной мере решать вопросы воспитания и образования, не имея контакта и взаимопонимания с семьями своих воспитанников. В то же время ни для кого не секрет, что традиционные формы работы с семьей в образовательных учреждениях не приносят часто зримых и положительных результатов. Необходим поиск новых форм, разработка и внедрение новых программ взаимодействия классного руководителя и семьи в вопросах воспитания детей.
«Семейная гостиная» предназначена для использования в качестве новой формы родительского всеобуча в образовательных учреждениях: детских садах, школах, центрах психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания, региональных и территориальных общественных объединениях.


Цель : содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, помощь семье в осознании и оформлении своей системы жизненных ценностей.

Задачи:
1. Повысить психолого-педагогическую культуру и компетентность родителей;

2. Помочь родителям в изучении и осознании особенностей своего ребенка и своей семьи; в овладении практическими навыками позитивного взаимодействия с детьми;
3. Помочь в овладении навыками совместного проживания с детьми.

Задача «Семейной гостиной» не дать исчерпывающие ответы на многочисленные частные вопросы семейного воспитания вопросы,а сформировать активный родительский интерес к отечественным педагогическим традициям, найти проявление этих традиций в педагогической культуре своего рода, творчески воссоздавать в жизни своей семьи.
Выполнение заданий на занятиях «Семейной гостиной» поможет родителям объединиться, осознать взаимную значимость позитивного опыта организации жизни и воспитания детей в разных семьях. Кроме того занятия помогут родителям приобрести навыки творческой педагогической импровизации в общении и совместной деятельности с детьми, во взаимном общении семей, в общении с педагогами образовательного учреждения.
Занятия в гостиной проводятся с группой родителей и предполагают использование активных форм и методов включения слушателей в выполнение предлагаемых аналитических и практических заданий. На занятиях семейной гостиной предполагается использование опросников, анкет, обсуждения фрагментов научной и художественной литературы. Кроме того, на занятиях «Семейной гостиной» можно использовать детские устные рассказы, рисунки и другие художественные работы детей, что поможет родителям овладеть навыками анализа результатов детского творчества с целью изучения личности, особенностей душевного состояния ребенка.
Групповые занятия в «Семейной гостиной» не исключают индивидуального и семейного консультирования. Для решения конкретных вопросов (помимо занятий в «Семейной гостиной») мамы, папы, бабушки и дедушки воспитанников дошкольных групп и учеников младших классов могут посещать занятия педагогического лектория в образовательном учреждении, групповые консультации специалистов (педагога, психолога, логопеда, врача), могут быть членами семейного клуба, а также обращаться по своей инициативе за индивидуальными консультациями или откликаться на приглашение ведущего «Семейной гостиной» к индивидуальной беседе.

Тематика занятий в «Семейной гостиной» (38 часов)

Тема

Количество часов

Психическое развитие и формирование личности ребенка

Незаменимость семьи в воспитании детей

Современная семья глазами разных специалистов: психолога, социолога, историка, демографа, этнографа, священника

Родственное пространство семьи

История семьи. Семейная память.
Преемственность в семье

Особенности уклада, строя жизни семьи

Пространственно-предметный мир семьи. Дом, уют

Педагогические традиции семьи

Проблема содержания семейного общения

Духовная жизнь семьи

Обобщающее итоговое занятие

Всего

Тема 1. Особенности развития и формирования личности ребенка
Физическое, душевное и духовное развития ребенка. Основные линии развития и задачи воспитания в разные периоды детства. Психологический климат семьи как важное условие психо-физического развития и духовно-нравственного становления ребенка. Методы диагностики психологического климата в семье. Анализ детских творческих работ как один из методов диагностики особенностей психического развития и состояния ребенка и особенностей психологического климата в семье.
Образы младенчества, детства, отрочества в фольклоре, изобразительном искусстве, музыке, литературе.

Тема 2. Незаменимость семьи в воспитании ребенка
Семья как социальная, духовная и культурная ценность в жизни общества и отдельного человека. Разнообразие функций семьи в жизни человека. Русский философ И.А. Ильин о семье как «первичном лоне человеческой культуры». Основные потребности ребенка. Основанная на истинной любви семья как идеальная среда для удовлетворения детских потребностей. Русская культура о роли семьи в воспитании детей и горькой доли сиротства.Характерные особенности современной семьи: взгляд демографа и социолога.

Тема 3. Современная семья в сравнении с патриархальной российской семьей.

Вопросы семейной иерархии. Проблемы исторической и культурной преемственности: традиционное и новое в жизни современной семьи. Духовные корни и духовное здоровье современной семьи.

Тема 4. Родственное пространство семьи
Системы и степени родства. Наука генеалогия. Генеалогическое древо как способ изучения родственного пространства семьи. Имена наших предков и имена наших детей. Пишем родословную.

Тема 5. История семьи. Семейная память. Преемственность в семье
Почему важно знать историю своей семьи? Возможность осмысления уроков истории рода и задач рода, семьи, отдельных членов семьи. Память рода. Проблема нравственной и духовной преемственности в семье. Ответственность перед родом.
Изучаем историю своей семьи. Семейный архив. Семейные реликвии и домашние святыни. История семьи в преданиях и воспоминаниях. Летопись семьи в старинных и современных фотографиях. Семейный фотоальбом. История страны в истории семьи. Семейные рассказы о профессиях. Традиции выбора профессии в семье.

Тема 6. Особенности уклада, строя жизни семьи
Распорядок дня, недели года как важный фактор уклада жизни семьи.
Трудовые будни семьи в прошлом и настоящем. «Мужские» и «женские» трудовые дела. Традиции семейного рукоделия. Традиции семейного досуга. Телевизор: «за» и «против». Активный досуг семьи. Семейные праздники: особенности подготовки и проведения. Праздник Рождества Христова в семье. Праздник Пасхи в семье. Праздник именин в семье. Праздник дня рождения в семье.

Тема 7. Пространственно-предметный мир семьи. Дом, уют
Что для Вас Родина? Понятие родного дома. Образ дома в духовной и культурной традиции разных народов. Образ русского дома и наш современный интерьер. Теплота и уют как непременные качества родного дома. Что обязательно должно быть в доме, и чего в доме быть не должно.
Роль предметного мира в развитии ребенка. Многое делаем своими руками.
Семья собирается вместе. Домашние реликвии. Дом-музей.


Тема 8. Педагогические традиции семьи
Как воспитывали наших бабушек и дедушек. Особенности «мужского» и «женского воспитания». Преемственность семейной педагогической традиции. Родители и дети, бабушки и внуки. Восстанавливаем традиции.

Тема 9. Проблема содержания семейного общения
Сердечные чувства и отношения как важный компонент уклада жизни семьи. Роль семейного общения в жизни ребенка-дошкольника. Принципы общения в семье. Детские и недетские проблемы. Игра в жизни семьи. Мир чтения семьи. История семейной библиотеки. Музыка в семье. Любимые песни. Домашний театр: каким он может быть? Наша семья и мир природы. Домашние питомцы. Цветы у нас дома. Семейные путешествия по родным просторам.

Тема 10. Духовная жизнь семьи
Духовные основы брака и семейной жизни. Традиции домашней молитвы, посещения храма, общения с духовником в семье. Семейное паломничество по святым местам. Небесные покровители семьи. О духовном родстве. Домашние святыни.

Приложение


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


Эта анкета предназначена для изучения потребностей молодых людей в информации родительской культуры. Провести анкетирование целесообразно в процессе комплектации группы для занятий в Семейной гостиной или на первом занятии.

«ВАЖНО ЛИ БЫТЬ РОДИТЕЛЯМИ?»

1. Получали ли Вы когда-нибудь в жизни систематизированные знания но вопросам семейного воспитания и родительской культуры? (можно выбрать любое количество вариантов)
1) Нет, никогда.
2) Эти вопросы затрагивались на уроках этики и психологии семейной жизни в школе.
3) Эти вопросы затрагивались при получении профессионального образования.
4) Эти вопросы рассматривались на специализированных курсах, которые я посещал (а).
2. Из каких источников Вы получаете информацию по вопросам семейного воспитания и родительской культуры? (можно отметить 2-3 варианта).
2) Из книг.

5) Из телевизионных, радиопередач.


3. Хотели бы Вы получать знания но вопросам семейного воспитания и родительской культуры?
1) Нет, мне эти знания не нужны.
2) Нет, у меня достаточно знаний.
3) Да, я хотел (а) бы получать такие знания, если это не потребовало бы от меня больших временных и финансовых затрат
4) Да, я хотел (а) бы получать эти знания, и готов (а) тратить на это определенные средства (например, на приобретение литературы) и время (на пример, на посещение специальных курсов).
4. Каким образом, на Ваш взгляд, правильнее воспитывать ребенка до школы? (отметьте только один вариант ответа).
1) Отдать ребенка как можно раньше в ясли, детский сад, где с ним будут заниматься воспитатели.
2) Растить ребенка дома, воспитывать и обучать до школы должны ро дители.
3) Растить и обучать ребенка дома, но при этом водить его в развиваю щие школы для маленьких детей.
4) Ваш вариант: ______________________________________________
5. Читаете ли Вы специальную литературу, посвященную проблемам материнства (беременность, подготовка к родам, уход за маленькими детьми, здоровье матери и ребенка и т.д.)?
1) Нет.

4) Да, прочитал (а) больше 5 книг.
6. Читаете ли Вы специальную литературу, посвященную пробле мам воспитания детей?
1) Нет.
2) Да, прочитал (а) 1-2 книги.
3) Да, прочитал (а) 3-5 книг.
4) Да, прочитал (а) больше 5 книг
7. Из каких источников Вы хотели бы получать информацию по вопросам родительской культуры? (можно отметить 2-3 варианта).
1) Не интересуюсь такой информацией.
2) Из книг.
3) Из журналов, газет общей тематики.
4) Из журналов, газет, посвященным семье, детям.
5) Из телевизионных и радиопередач.
6) Из разговоров с родителями, родственниками.
7) Из разговоров с друзьями, знакомыми.
8) Из лекций, курсов, занятий, семинаров, проводимых различными организациями с родителями.
9) Из бесед со специалистами: педагогами, врачами.
8. Оцените, пожалуйста, Вашу информированность по перечисленным вопросам по 5-и балльной шкале (1- самый низкий балл, практически полное отсутствие информации, 5 - самый высокий балл, информации абсолютно достаточно).

По усмотрению ведущего «Семейной гостиной», на занятиях по отдельным темам можно использовать блоки вопросов анкеты. А можно дать родителям домашнее задание (в самом начале, или в итоге курса): с помощью вопросов анкеты составить описание традиций рода и семьи в отдельной большой тетради или альбоме.

«ВАША СЕМЬЯ И ЕЕ ТРАДИЦИИ»


Уважаемые родители, поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты.
Отвечая на них, Вы сможете осмыслить традиции Вашей семьи и подготовиться к участию в дискуссиях на занятиях «Семейной гостиной».
I. Генеалогия
1. Много ли Вы знаете о своих предках (по рассказам родных и близких)? Если мало, то почему?
2. Сколько поколений знаете? Можете ли нарисовать генеалогическое древо?
3. Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?
4. Связаны ли Вы с дальними родственниками? Много ли их у Вас?
5. Есть ли (была ли) традиция переписки между родственниками в роду, семье?
II. Семейные рассказы
1. Известны ли Вам яркие факты из истории рода, семьи (интересные, смешные, любопытные) вам известны? Расскажите некоторые из них.
2. Считали (считают) ли кого-то в Вашем роду неординарной, интересной личностью? Почему? Что Вы знаете об этом человеке?
3. Были ли (есть ли) в Вашем роду особо добрые, отзывчивые, милосердные люди?
4. Сохранились ли предания о жизни семьи в различные исторические периоды? О чем больше любят вспоминать и рассказывать бабушка, дедушка, родители и другие родственники?
5. Есть ли в истории семьи (рода) интересные, памятные случаи, биографические факты, о которых рассказываю детям; вспоминают, когда родственники собираются вместе?
6. Есть ли семейные рассказы, связанные с профессиональной деятельностью?
7. Есть ли семейные рассказы о детях, о вашем детстве (со слов старших)?
8. Есть ли семейные рассказы о домашних животных, растениях?
9. При каких обстоятельствах в семье чаще вспоминается прошлое или рассказываются истории?
III. Наследственность и связи родственников
1. Есть ли в истории Вашего рода (семьи) закономерности, повторяющиеся события?
2. Передаются ли в Вашем роду по наследству личные качества, способности, интересы, профессиональные склонности?
3. На кого из родственников Вы похожи или хотели бы быть похожи?
4. Хотели бы Вы воспитать своего ребенка похожим на кого-то из родственников? На кого?
5. Любовь и заботу кого из родственников Вы ощущаете на себе больше всего?
6. Есть ли у Вас в семье традиция хранения памяти об умерших родственниках? Как обычно поминают умерших в Вашей семье?
IV. История взаимоотношений
1. Можно ли назвать Вашу семью дружной?
2. Бывали ли в роду (семье) серьезные конфликты? Если можно охарактеризуйте их.
3. Бывали ли ситуации непонимания, ссор, размолвок между детьми и родителями?
4. Есть ли мачехи, отчимы, сводные братья и сестры; как складываются с ними отношения?
5. Каковы Ваши отношения с сестрами братьями? Каковы такие отношения в других поколениях семьи?
6. Есть ли родственники, с которыми нельзя (или невозможно) ссориться?
7. Были ли случаи расставания близких родственников, их потери на долгие годы или навсегда в силу внешних (исторических) причин?
8. Были ли случаи знаменательных, в том числе неожиданных, встреч родственников?
9. Приходилось ли принимать в семью нового человека?
V. События жизни семьи
1. Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?
2. Сохранились ли в семье знаменательные случаи, связанные со свадьбой бабушки и дедушки, родителей?
3. Сохранились ли интересные воспоминания, связанные с рождением детей?
4. Существовала (существует) ли в семье особая традиция выбора имени ребенку?
5. Почему (в честь кого) Вам дали Ваше имя? Есть ли особые истории, связанные с именами других членов семьи?
6. Почему вы назвали определенным именем (именами) Вашего ребенка, (детей)?
VI. Семейные реликвии
1. Есть ли в Вашей семье семейные реликвии? С чем они связаны?
2. Хранят ли в Вашей Семье фотографии? Есть ли семейный альбом? Какие из фотографий Вам особенно дороги? Есть ли интересные подписи на фотографиях?
3. К какому периоду относится самая старая фотография, хранящаяся в Вашей семье?
4. Есть ли домашний архив? Что в него входит?
5. Какие документы семейного архива представляют наибольшую, на Ваш взгляд, ценность?
6. Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?
7. Есть ли домашние альбомы о каких-либо событиях, периодах жизни?
8. Была ли (есть ли) в семье «книга рода»?
9. Есть ли в семейном архиве мемуары, дневники членов семьи?
VII. Дом
1. Какое место Вы считаете Родиной?
2. Что для Вас «родной дом»?
3. Были ли в истории семьи переезды, что с ними связано?
4. Любите ли Вы (Ваши дети) возвращаться домой из поездок, путешествий?
5. Какое помещение (место) в доме (квартире) у Вас (Ваших детей) самое любимое и почему?
6. Где и когда семья собирается вместе?
7. Где и когда собираются вместе родственники?
VIII. Праздники
1. Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые, почему?
2. Как отмечаете дни рождения? Есть ли отличия в праздновании дней рождения ребенка и взрослого члена семьи?
3. Отмечаете ли именины, дни Ангела членов семьи?
4. Отмечаете ли другие религиозные праздники: Рождество Христово, Пасху? Всегда ли так было в семье?
5. Как отмечается в семье Новый год? Есть ли традиции, связанные с подготовкой к празднику и самим празднованием?
6. Отмечаете ли государственные праздники?
7. Какие события в жизни родственников становятся праздниками семьи?
8. Отмечаются ли годовщины свадеб?
9. Отмечаются ли профессиональные праздники?
10. Расскажите о праздновании юбилеев?
11. Какие формы поздравлений приняты в Вашей семье?
12. Есть ли (сохраняются ли) домашние поздравительные стихи или другие тексты (пожелания и т.п.)?
13. Кто в доме обычно руководит праздничным обедом, застольем?
IX. Повседневное общение
1. Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?
2. Какие формы приветствий и прощаний у Вас приняты?
3. Какие формы напутствий в дорогу, при любом расставании приняты в вашей семье?
4. Есть ли семейные привычки? Есть ли правила «домашнего происхождения»?
5. Есть ли у членов Вашей семьи «домашние» имена?
6. Какими формами обращений, образованных от слов «бабушка», «дедушка», «мама», «папа», Вы пользуетесь в семье?
7. Как принято обращаться к тетям и дядям в Вашей семье? К братьям и сестрам бабушек и дедушек? Ко всем ли одинаково?
8. Как в Вашей семье давались клички домашним животным?
9. Нет ли семейных названий для отдельных помещений, предметов?
10. Есть ли шутки, дразнилки, принятые в Вашей семье? Как они появились?
11. Есть ли в Вашей семье привычка как-то по-особому называть, характеризовать предметы, явления, людей? Приведите примеры таких характеристик и названий.
12. Используются ли в Вашей семье особые слова или формы упреков в случае размолвки; слова для примирения?
X. Ребенок в семье
1. Что в Вашей семье поют или рассказывают детям, в том числе на ночь? Что Вам пели и рассказывали в детстве? Чем заменяли пение и рассказывание?
2. Есть ли сказки, которые взрослые сами сочиняют для детей в Вашей семье? Если можно – расскажите.
3. Есть ли сказки и сказки-игры, придумываемые, когда ребенок не хочет ложиться спать, мыться, есть, не слушается и т.п.?
4. Чем и в каких формах пугают детей, если они непослушны, плохо себя ведут или плохо учатся?
5. Есть ли особые (словесные и другие) семейные формы поощрений? Кого обычно приводят детям в пример?
6. Что обычно следует за словами: «Вот мы в твое время…» (у разных членов семьи)?
7. Что Вам рассказывали, чтобы, не поучая, дать пример поведения?
8. Какие высказывания («жизненная мудрость») старших памятны Вам с детства?
9. Какие события в жизни ребенка празднуются в Вашей семье?
10. Что считается в Вашей семье признаком взрослости?
11. Ваш «образ семьи» в любом исполнении.

Поделиться: