Родительское собрание «Что значит любить своего ребенка. Эссе «Что значит любить детей Любовь матери к ребенку

Проблемы с ребёнком в семье начинаются в тот момент, когда родители теряют с ним эмоциональную нить, связывавшую их с рождения.

Проблемы эти проявляются в непонимании, отчуждённости, появлении авторитетных лиц «на стороне» (что не всегда положительно сказывается на детях), скрытности и агрессивности.

Дети становятся недосягаемыми для родителей, а их внутренний и социальный мир – тайной за семью печатями.

Плачевные последствия потери этой эмоциональной нити между детьми и родителями мы наблюдаем сегодня, когда тысячи детей стали заложниками «групп смерти» в соцсетях, пользующихся популярностью среди них.

Почему так произошло? Почему подростки ушли с головой в эту виртуальную реальность, толкающую их на страшный и бесповоротный шаг?

Вы задавались этими вопросами?

На самом деле здесь нет каких-то заумностей, причины этого ухода в никуда довольно просты: «там» дети почувствовали себя по-настоящему нужными, особенными, причастными к общности (а для подростков причастность имеет особенно большое значение).

Они нашли «там» понимание и возможность выражения собственных переживаний, что является недопустимым для них в реальности, поскольку взрослые не воспринимают их всерьёз, считая детские переживания недостойными их важного взрослого внимания.

К сожалению, все необходимые подросткам элементы жизни они нашли не в семье, как это должно быть, а в «группах смерти», толкающих их на жуткий и непоправимый поступок.

Как этого избежать? Как уберечь своего ребёнка от ухода в эту чёрную дыру?

Ответ прост: необходимо восстановить ту тонкую нить, которая некогда связывала детей и родителей.

Возможно, это не так легко, но достижимо! Обязательно достижимо! Главное – иметь желание и любить своих детей.

Большой ошибкой родителей сегодня является убеждённость, что детям в первую очередь нужны «вещи», будь то гаджеты последней модели или ультрамодная одежда.

И, желая обеспечить всем этим своих детей, родители буквально живут на работе, возвращаясь лишь для того, чтобы элементарно «поспать и поесть»…

Естественно, что в таком ритме жизни у них просто не остаётся ни сил, ни желания общаться с детьми, которые на самом деле нуждаются именно в этом. В доверительном общении с самыми близкими людьми.

Правильно сказано: «Тратьте на своих детей в два раза меньше денег и в два раза больше времени». Ведь они нуждаются в вас больше, чем в том, что вы можете им купить.

Проводите с ними свободное время – разговаривайте, играйте, гуляйте, выбирайтесь в кафе (дети это очень любят).

Давайте им возможность переживать – то, что вам кажется незначительным или даже глупым, для них представляется трагедией вселенского масштаба.

Необязательно что-то говорить, просто обнимите, позвольте ребёнку ощутить опору и успокоение в ваших объятиях, в вашем внимании.

Ни в коем случае не допускайте таких фраз, как «ты ещё ребёнок!», «что ты знаешь о страданиях?» и прочее. Одной такой фразой вы выстроите стену непонимания между вами и больше уже никогда не услышите откровений от своего чада.

Не акцентируйте внимание на слабых сторонах ребёнка или его ошибках. Помогайте ему пережить неудачу, убеждая в том, что в следующий раз всё обязательно получится, нужно только постараться.

Избегайте оскорблений и уничижительных слов. В сердце подростка они оставляют глубокий след на долгие, долгие годы.

Поддерживайте его сильные стороны и делайте упор именно на них, а не на недостатках.

Не скупитесь на адекватную похвалу (прошу обратить внимание на слово «адекватная», поскольку похвала, которая не имеет под собой реальных достижений ребёнка, ведёт к завышенной самооценке и необъективному восприятию своих возможностей) и просто важные и приятные слова, такие как «ты мне очень дорог», «ты моя радость» и другие.

Не пренебрегайте телесным контактом, обнимайте детей чаще, гладьте их по голове, берите за руки. Это то, что создаёт мощную связь и даёт сигнал о том, что человек нужен и любим (кстати, это касается не только отношений с детьми).

Проявляйте интерес к их делам, к тому, как прошёл день, что появилось нового в их жизни. Они постоянно должны чувствовать свою нужность для вас.

Создавайте какие-то свои традиции, ритуалы, тайны.

Детям это безумно нравится. Именно элемент таинственности привлекает их во все эти «группы смерти», поскольку в них запрещено рассказывать взрослым об игре, в которую они вступают.

Пусть дети найдут желаемую и интересную для них таинственность в реальной жизни, с вами.

Мы можем всё исправить! Мы можем спасти наших детей, главное – наше желание и любовь к ним.

Давайте прекратим, наконец, эту погоню за «вещами» и начнём тратить на детей не уйму денег, а уйму времени. Постараемся быть для них не просто родителями, а друзьями, которым можно рассказать обо всём на свете и всегда найти понимание и поддержку.

Поверьте, если они найдут это в нас, в родителях, у них не будет необходимости искать это в чужих людях и виртуальных играх.

Мира и добра вашим семьям!

Да оградит Аллах наших детей от всякой скверны этого мира! Амин!

Педагогическое эссе «Что значит любить детей?», Волкова Т.В. г.Полярный, Мурманская область, МБОУООШ№2.

Ребенок становится счастливым, как только ощущает

к себе искреннюю и бескорыстную любовь.

Ш. А. Амонашвили.

Кто-то из родителей, конечно, прислушается, к написанному выше, но кто-то посчитает, что намного важнее обеспечить ребенка материальным благом, нежели подарить ему частичку своего внимания и любви… таким детям, особенно важна любовь и внимание учителя. Я, работая учителем начальных классов, очень часто наблюдаю эту закономерность у своих учеников…Многие учителя, несомненно любя своих учеников, ставят строгие рамки: не обнимать, лишний раз не шутить и так далее, мало ли нарушиться учительский авторитет? Я придерживаюсь другого мнения. «Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком: он лишь маленький беззащитный взрослый», - писал Ж. Сесброн. Маленький человек, который приходит в твой класс, прежде всего ребенок, который нуждается в любви, поддержке и понимании. Он- маленький мир, который учитель, действительно Учитель, с большой буквы « У» стремиться познать. Вот так, приходит к тебе в 1 класс двадцать пять, а то и больше «миров», и ты, на протяжении всего времени обучения пытаешься понять этот мир, заглянуть внутрь, увидеть, а почему в данной ситуации он сделал так, а в другой так, а не иначе. Само собой, до конца этот процесс не завершается спустя 4 класса обучения, но постараться как можно четче разглядеть душу ребенка, его возможности и потенциал – одна из главных составляющих именно учительской любви.

А может ли учитель работать в школе, не любя детей? Казалось бы, ответ очевиден и лежит на поверхности - конечно нет! Нет, и еще тысячу раз нет! Но, если мы заглянем в наши школы, оказывается все не совсем так, как должно бы быть! Окончив университет, я сразу же пришла работать в одну из школ, нашей матушки - России. Работала на одной параллели с очень опытными и замечательными учителями, которые всю жизнь свою проработали на благо родины, «взращивая» молодые кадры для нашей страны… Но когда, после одного из уроков, я услышала всю правду, которую одна из них думает о детях…. Не о какой любви, как стало ясно из ее слов, и речи быть не могло. И такое я слышала из уст заслуженного учителя России! И тогда я решила для себя, пусть лучше я всю жизнь проработаю учителем, не имея никаких званий и наград, чем стану такой. Ведь не так страшно остаться без награды государства, как страшно, подчас в нашей рутинной работе, потерять себя как человека. А я считаю, с этим учителем произошло именно такое. Кто- нибудь из вас может мне возразить и сказать, а ты попробуй лет тридцать проработай учителем, тогда возможно и сама скажешь что-то подобное. А я отвечу вам следующим образом, если у учителя, сколько бы не было ему лет, может двадцать, а может и все семьдесят, если у него появляются такие мысли в голове, это значит стоп…остановись…сделай вдох и выдох и хорошенечко подумай, виноват ли кто-то из детей твоего класса в том, что ты не способен больше в полной мере быть учителем, педагогом, тем человеком, смотря на которого у детей должен гореть глаз, на того, на кого они хотят в чем- то быть похожим лет этак через двадцать??? Ты уже не тот? Тогда, возможно пора сменить профессию или уйти на заслуженный отдых, но не надо сваливать свои проблемы и усталость на детей, они не виноваты в том, что ты погас.. погас как учитель….ведь уважение к своим ученикам, это немаловажная часть любви к ним.

Еще В.А. Сухомлинский писал « Нельзя познавать ребенка, не любя его». А учитель начальных классов это не просто учитель, зачастую это «вторая мама» для тех детей, которым недостает родительской любви. Порою такие детки намного больше доверяют тебе, учителю, рассказывают свои тайны и секреты, которые не знает даже его близкий друг, и рассказывает он их тебе вполголоса, на ушко, чтоб никто-никто не слышал…а ведь это и есть проявление детской любви, любви к тебе как к учителю, но прежде всего любви к тебе как к человеку. В такие моменты каждый из нас понимает, что он не зря выбрал эту нелегкую и подчас неблагодарную профессию. Ребенок любит тебя чистой любовью, поэтому и ты, взрослый человек, знающий всю грязь этого мира, должен постараться дать ему почувствовать от себя подобное…Подзови такого ребенка к себе, чуть приобними, если ему плохо, дай ему понять что все будет хорошо, что ты дашь ему любовь, а вернее постараешься восполнить тот баланс, который он не получает от своих близких людей. И я больше чем уверенна, что уделяя такое пристально внимание таким детям, учитель не останется в долгу. Пусть не сразу, но учитель найдет свою награду! Пусть пройдет пять, десять, а может и более лет, но кто-то из таких учеников обязательно придет к тебе в класс, или возможно, встретит тебя на улице, и, улыбаясь, протягивая букет скромных ромашек, скажет тебе:« Спасибо, мой учитель!». Я считаю, что такая благодарность куда важнее многих государственных наград.

Зачастую, учителям приходится работать в довольно непростых классах, в которых есть неблагополучные семьи, родители которых злоупотребляют алкоголем, так же сейчас очень много неполных семей. В подобном классе работаю я сейчас, поэтому прекрасно осознаю, что многим детям из моего класса я должна уделить особое внимание. И прежде чем ругать такого ребенка, как это привыкли многие делать, я должна поговорить с ним и попытаться понять суть проблемы.. Не нужно далеко ходить за примером, приведу его из своей недавней школьной ситуации…Девочка приходит в школу с невыученными уроками, на мои слова ведет себя довольно агрессивно. Соответственно, у меня, как и у любого учителя, первая реакция – повысить голос и потребовать объяснений от ребенка. Что я и сделала, о чем очень скоро пожалела...В итоге из разговора с девочкой выясняется, что мама вчера была пьяная, кидалась на них с сестрой с кулаками и они сбежали к бабушке… После всего этого ты, учитель, сидишь и думаешь, а стоило ли повышать голос на ребенка? Зачем эта лишняя грубая эмоциональность? Что этот маленький человечек пережил за вчерашний вечер? Возможно, ты взрослый человек, многое уже повидавший, не испытывал никогда такой боли и унижения! Ведь никто не может заменить родную мать, и сложно найти большую боль для ребенка, чем ту, которую он получил от матери, а все мы прекрасно понимаем, что зачастую моральная боль и унижение куда сильнее чем физическая.

Уделяя таким детям повышенное внимание, мы поможем им не потеряться в этой жизни, они будут стоят увереннее на ногах и чувствовать себя в классном коллективе как дома. Ведь это очень важно, чтобы дети чувствовали себя в классе комфортно.

Все- таки очень много можно рассуждать над тем, что значит любить ребенка, и конечно нельзя забыть о том, что любить ребенка - это исключить любые оскорбления в его адрес. «Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство», - писал Николай Чернышевский. Нашему будущему нужны люди, которые выведут нашу страну на новый передовой уровень, а это смогут сделать лишь достойный люди, которых мы, учителя, должны взрастить именно сейчас! Очень часто приходится слышать в СМИ, да и просто в школьных коридорах о том, что учитель как-то оскорбил своего ученика. Возможно, ученик сам попытался сделать все, чтобы учитель повел себя таким образом. Но учитель, он на то и учитель! Если ребенок сделал или сказал что-то непристойное, ты взрослый умный человек должен объяснить, донести до души ребенка ту мысль, что это поступок неприличный, не нужно делать так! И, конечно, педагог, любящий детей обязан сделать это без оскорбительных слов в адрес своего шаловливого, непослушного, возможно часто раздражающего его, но РЕБЕНКА! Каждый из нас, в этот момент должен представить, что это его собственный ребенок, и гнать от себя мысли о том, чтобы сказать этому маленькому человеку что-то нехорошее….

А еще любить детей- это значит быть с ними на одной волне, в какой –то мере, учитель сам всегда должен оставаться ребенком! Посмотрите на учителей, очень часто они выглядят намного моложе своих сверстников. А за это мы должны сказать спасибо именно детям, которые нас постоянно окружают и дарят нам каждый день заряд молодости, не дают стареть нашим душам! Учитель, который плывет вместе со своим классом, в одном направлении- счастливый учитель! Лишь такой педагог каждый день приходит на работу с удовольствием. Конечно, не всегда сразу получается найти общий язык со всеми детьми. Но в этом очень помогают коллективные дела: участие в различных конкурсах, совместная подготовка к ним, походы на природу, совместные праздники, чаепития.. Именно в таких, внеурочных ситуациях каждый из нас может показать себя настоящего, без ложных масок. Именно в эти моменты возникает доверие между учителем и учениками, а доверие – это одно из составляющих такого чувства как любовь. Конечно, рамок и границ никто не отменял. Доверие должно идти под руку с уважением, иначе дети просто могут сесть учителю на шею и свесить ножки, чего допускать ни в коем случае нельзя, как бы ты не любил свой класс.

Уважение…уважение к ребенка как к личности, вот еще одна из важных составляющих учительской любви к детям. Каждый человек, имея даже небольшой жизненный опыт - это личность. Я. Корчак писал « Уважайте чистое, ясное, непорочное святое детство!». Так давайте прислушаемся к этому великому человеку. Мы, взрослые люди, должны постараться отградить ребенка от этого жестокого мира, мира, полного лжи и предательств. Пусть ребенок узнает об этом как можно позже, пусть он проживет счастливое детство! Для каждого из нас, детство - это самая лучшая пора в жизни, рядом любящие тебя родители, а самая главная твоя забота – не пропустить любимый мультфильм, гуляя с другом во дворе. Те люди, которые были лишены счастливого детства – несчастные люди. Даже если в жизни у них все складывается хорошо, душевную рану детства уже не залечишь ничем. Она будет терзать тебя снова и снова, и ты сделаешь все, чтобы твой ребенок увидел самое счастливое детство, которое только может быть! Поэтому и учителя, несомненно, не должны разрушать хрупкий мир детства, а должны оберегать его, как стражники и вносить в него много новых интересных знаний и открытий. Ведь кто знает, что приготовила жизнь для того или иного ребенка, поэтому необходимо постараться сделать ребенка счастливым не завтра или через неделю, а именно сейчас, в ту минуту и секунду, когда ты находишься рядом с ним!

Учителя! Давайте не скупиться на добрые слова для своих учеников, давайте дарить им тепло и поддержку, давайте уважать их, прислушиваться к ним и быть с ними честными, ведь дети могут нас очень много научить, и показать мир в совершенно других красках! Давайте любить своих учеников, и получать эту любовь взамен, ведь делиться любовью – это и есть настоящее счастье!

А ребенок без любви просто не может нормально развиваться. И то, как он будет воспринимать себя на протяжении всей жизни, - его самооценка - во многом зависит от того, насколько удовлетворена его потребность в любви.

P: Что дает ему родительская любовь, почему она важна?

Юлия Гиппенрейтер: Маленький ребенок еще ничего не знает о себе, он видит себя таким, каким его видят близкие. Каждым обращением к ребенку - словом, интонацией, жестом, даже молчанием - мы сообщаем ему что-то о нем. От повторяющихся знаков одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение «я хороший», а от сигналов осуждения, неудовольствия, критики - ощущение «со мной что-то не так», «я плохой». Наказание ребенок воспринимает как сообщение «Ты плохой!», критику - «Ты не можешь!», невнимание - «Мне до тебя нет дела» или даже «Я тебя не люблю». Поэтому, заботясь о безопасности ребенка, его воспитании, успехах в учебе, мы должны отдавать себе отчет, какое сообщение мы сейчас ему посылаем. Чем младше ребенок, тем сильнее влияние информации, которую он получает от нас. К счастью, с маленькими детьми родители обычно более ласковы и внимательны. Но по мере взросления ребенка мы все сильнее стремимся его «воспитывать» и часто не задумываемся о том, насколько ему необходимо наше тепло, принятие и одобрение. Мы просто не фокусируем свое внимание на том, как обращаемся к детям . А они всегда понимают нас буквально, и тон, каким произнесены слова, для них важнее смысла. Если тон резкий, сердитый, даже просто строгий, ребенок делает вывод: «Меня не любят», «Я им не нужен».

P: Дети настолько не уверены в нашем к ним отношении?

Юлия Гиппенрейтер: Да, не уверены. Они подсчитывают любые проявления нашей любви, у них своя, эмоциональная бухгалтерия. Они все время сравнивают: «Брат подарил цветочек - мама обрадовалась, я подарила - обрадовалась меньше», «Папу мама любит больше, чем меня», «Гости пролили чай, мама сказала - ничего, а я пролил - меня отругали»… Им очень не хватает внешних «сигналов» любви. А ведь положительное отношение к себе - это основа психологического выживания человека. Поэтому ребенок постоянно ищет нашей любви, борется за нее, ищет подтверждения тому, что он хороший.

P: Так как же родителям выражать свою любовь?

Юлия Гиппенрейтер: Говорить больше теплых слов: «Мне хорошо с тобой», «Я рад тебя видеть», «Хорошо, что ты пришел», «Мне нравится, как ты…», «Я по тебе соскучилась», «Как хорошо, что ты у нас есть». Не нужно забывать и обнять ребенка, приласкать, прикоснуться к нему. Американский семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия необходимы каждому человеку просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не меньше восьми объятий в день. У детей есть потребность «подзаряжаться» нашей любовью: так, совсем маленький ребенок, который еще только научился ходить, возвращается к маме, прижимается к ее коленям - и идет дальше играть, исследовать мир. И ему не страшно, потому что он уверен: мама здесь, недалеко, она любит его и может защитить. С возрастом формы «подзарядки» меняются: это и семейное чаепитие, и чтение перед сном, и просто разговор, совместные посиделки… Эти семейные ритуалы необходимы ребенку, чтобы чувствовать: мы вместе.

P: Но как же быть с воспитанием? Обнимать, хвалить - и не ругать за дурные поступки, не наказывать, если он что-то натворил?

Юлия Гиппенрейтер: К сожалению, очень многие родители уверены, что главные (если не единственные) воспитательные средства - это награды и наказания, пряник и кнут. Но воспитание - это не дрессура, и родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы. Прежде всего нужно построить с ребенком человеческие отношения . Прежде чем его воспитывать, критиковать или наказывать за поступки, которые нам не нравятся, нужно научиться безусловному принятию ребенка. Мама говорит дочери: «Если ты будешь хорошей девочкой, я буду тебя любить». Но любовь - не товар и не деньги. Для психологического благополучия ребенку необходима уверенность, что наша любовь не оценочна и не зависит от каких-то условий. Мы любим его не «за то, что он…» и не «только если он…», а просто потому, что он есть. Только на фоне безусловного принятия возможно все остальное: воспитывать, договариваться, налаживать дисциплину, даже и наказывать, если в этом возникает необходимость.

P: Может ли родительской любви быть слишком много?

Юлия Гиппенрейтер: Вопрос в том, что мы понимаем под словом «любовь». Януш Корчак писал: «От матери зависит, даст она ребенку грудь или вымя». Что значит «дать вымя»? Это как раз и есть слишком много любви, но такой, которая не идет на пользу. Ведь растя ребенка, мы помогаем ему стать человеком, то есть учим руководствоваться не только инстинктами и желанием получить удовольствие. Мы не можем не ставить ему ограничения, необходимые для его же блага. Но некоторым родителям бывает трудно сделать это - они боятся огорчить ребенка и готовы удовлетворять любые его желания, чтобы ему было хорошо. Однако на самом деле они не помогают ему стать человеком, они «дают вымя»: заваливают нежностями, которые приятны им самим, впихивают в него пищу, оберегают от холода, тепла, жары, микробов, дурных влияний, влезают в его жизнь с навязчивой заботой и тревогой. Когда в ребенке не видят личность с ее самостоятельными потребностями, заслуживающими внимания и уважения, а видят только свою слепую преданность ему, свое животное чувство, - это совсем не та любовь, в которой он нуждается. Настоящей любви к ребенку - ответственной, уважительной и дружеской - много не бывает.

P: Вы говорите о любви к ребенку как об отдельном понятии. Чем отличается это чувство от других его видов, например от любви между взрослыми людьми?

Юлия Гиппенрейтер: Да, любовь к ребенку - совершенно особый род чувства. Мы не можем любить его, как любим мужчину или женщину, - хотя бы потому, что ребенком мы никогда не будем обладать всецело. Кроме того, мы любим его, зная, что рано или поздно он покинет нас, чтобы создать свою семью (а ведь сама мысль, что от нас уйдет любимый муж или жена, для нас неприемлема). Мы вкладываем в ребенка все силы и средства… чтобы отпустить его в самостоятельную жизнь. Хотя во «взрослой» любви есть много разных сторон: помимо, например, сексуальной, есть и чисто человеческая. Только в этом смысле отношения мужчины и женщины и отношения родителя с ребенком принципиально не различаются: это такое же взаимодействие двух людей.

P: Что важно в человеческом аспекте отношений между взрослым и ребенком?

Юлия Гиппенрейтер: Это понимание, уважение к личности, доверие. Некоторые родители боятся раскрыться, рассказать о том, что чувствуют. Они избегают доверительных отношений из страха потерять свой авторитет. Но, когда мы открыто и искренне выражаем свои чувства, дети видят, что мы тоже живые люди, - и, в свою очередь, начинают доверять нам. В своей книге я привожу пример, письмо одной мамы, которая, видя, что сын тоскует по отцу, сказала: «Я вижу, что тебе трудно без папы, и мне тоже трудно. Был бы у тебя папа, а у меня муж, было бы нам жить намного интереснее». Мама доверила мальчику свое переживание, обоим стало легче, они сблизились. Сблизились как мужчина и женщина? Конечно же нет. Как мать и ребенок? Тоже нет. Как кто же тогда? Просто как два человека. На самом деле с ребенком прежде всего надо дружить. Да, он младше нас, он меньше знает, у него меньше опыта, мы в ответе за него. Но он - наш друг. Попробуйте закрыть глаза и представьте, что вы встречаете своего лучшего друга или подругу. Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте себе, что это ваш ребенок: вот он приходит из школы домой, и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Тогда попробуйте сделать это на самом деле. Не бойтесь, что «испортите» его за эти минуты. Это просто невозможно.

«В чем вопрос?», - спросите вы. Как можно не любить детей? Можно! Огромное количество детей страдают, не находя любви у своих родителей. Невыразимое одиночество, душевное страдание, внутренняя несостоятельность, а в целом, ранимая личность – вот портрет ребенка, родители которого пренебрегают любовью к нему. Нетрудно представить будущую перспективу развития такого человека. Огромная пропасть между ребенком и его родителями приведет, в конце концов, к замкнутости, отсутствию доверия и превратится в настоящий «снежный ком» к подростковому периоду. Тогда ребенок обычно прекращает попытки найти удовлетворения своих неразделенных чувств у родителей и отправляется в «большой мир» искать «счастья». Вот тут один Бог знает, какие пути суждено пройти бедняге, прежде чем он удовлетворит, наконец, свою потребность в безусловной любви и сможет спокойно жить, совершенствоваться и творить свою судьбу.

Почему же происходит так, что родители не любят своих детей? Психологи считают, что многие родители просто не умеютпередать свою любовь ребенку. Как это сделать? Как в действительности любить и уважать детей? Для начала необходимо уяснить, что дети живут в эмоциональном мире и тонко улавливают настроения своих самых близких людей – родителей. И еще: именно родители являются источником наполнения «эмоционального резервуара» у детей, который заполняется при тесном контакте ребенка и родителей, при их взаимодействии и общении, при наличии общих интересов и т.д.

Существует несколько способов выражения любви: через глаза, тактильное прикосновение, проявление внимания и организация дисциплины. Каждый из способов играет важную роль в проявлении любви, поэтому ни один из них нельзя игнорировать.

Смотреть любящим взглядом на ребенка, дарить ему при этом свою открытую и искреннюю улыбку, получать ответный поток эмоций – вот, что значит выражать любовь глазами. Исследователи подтверждают – ребенок наиболее внимательно слушает родителей, глядя им в глаза. А любящий взгляд – это мощнейший источник для наполнения «эмоционального резервуара» ребенка. Вспомним теперь о том, когда на самом деле чаще всего родители смотрят в глаза своему ребенку? Когда он провинился, и родители хотят призвать его к ответу. Какие при этом эмоции мы ему посылаем? Ответ не требует комментариев. Вот здесь неплохо будет подвести черту и хорошенько уяснить, что поведение малыша не связано никак со взглядом родителей. А точнее сказать – независимо от поведения ребенка, взгляд родителей должен всегда быть искренне любящим и доброжелательным.

Тактильные прикосновения необходимы ребенку ежедневно, чтобы он чувствовал себя любимым. Разумеется, речь идет о естественных и ненавязчивых прикосновениях. Иногда ребенок вдруг горячо обнимет родителей, выражая ему свой восторг, а иногда лишь положит руку на плечо, глядя в глаза и объясняя что-то. В другой час прикосновение будет исходить от родителя. Здесь нужно отметить, что тактильный контакт родителей и сыновей особенно важен в дошкольном и младшем школьном возрасте – до наступления подросткового периода. Девочкам, наоборот, необходим физический контакт с родителями в сложном подростковом возрасте, когда нужно ощущать уверенность, защищенность и спокойствие.

Что такое проявление внимания ребенку? Это, прежде всего, любящие мысли о нем – о его настоящем и будущем. Это еще внимательное слушание того, что говорит ребенок – по-настоящему редкое явление в общении – гораздо чаще родители хотят, чтобы дети только их слушали. Слушать то, что говорит ребенок – это значит разделять его интересы, потребности, проблемы. Проявление внимания по отношению к своему ребенку – это уединение с ним и ежедневное посвящение только ему какого-то количества времени. Ежедневное проявление внимания по отношению к ребенку уверяет его в том, что он очень важный и единственный в своем роде человек для родителей. В такие периоды очень часто ребенок открывает родителям самые сокровенные тайны, делится своими мечтами, а может быть рассказывает то, что его по-настоящему тревожит. Это время можно найти перед сном или по дороге из школы (из детского сада) домой, а может, наоборот, из дома в школу (в детский сад).

Организация дисциплины ребенка – это отнюдь не только осуществление наказания или порядка. Организация дисциплины – это приучение ребенка к самостоятельности, воспитанию в нем чувства собственного достоинства и самообладания путем собственного примера, путем доброжелательного и доверительного общения или разъяснения того, «что такое хорошо и что такое плохо». Это обеспечение ребенку свободы, чтобы он имел возможность получить личный опыт, где-то, конечно, это наказание (только не физическое или моральное унижение). Это, в огромной мере, уважение его личности и прав. Родителям следует позаботиться о собственной состоятельности и внутреннем комфорте (о самодисциплине), приступая к организации дисциплины ребенка, чтобы избежать, например, неконтролируемых приступов гнева в отношении ребенка.

В заключении хочется напомнить родителям, что выражать свою любовь по отношению к ребенку – это родительский долг, который необходимо отдать детям, чтобы они выросли полноценными, сильными личностями, с готовностью творить свои собственные жизни, а не восполнять пробелы небрежного (лучше сказать пренебрежительного) воспитания.

Поделиться: