Китайский метод воспитания детей. Как воспитать ребенка по-китайски: модель принуждения

После выхода известной книги Эми Чуа “Боевой клич матери тигрицы” а также статьи “Почему китайские матери лучше всех” в известном американском издании The Wall Street Journal, среди родителей продолжаются После выхода известной книги Эми Чуа Боевой клич матери тигрицы а также статьи Почему китайские матери лучше всех в известном американском издании The...

После выхода известной книги Эми Чуа “Боевой клич матери тигрицы” а также статьи “Почему китайские матери лучше всех” в известном американском издании The Wall Street Journal, среди родителей продолжаются дебаты об особенностях воспитания в различных культурах. Например, Эми Чуа утверждает, что китайские методы воспитания помогают вырастить более успешных детей.

Этим вопросом заинтересовались и исследователи из Стенфордского университета. Они решили пролить свет на то, каковы ключевые фундаментальные различия между методами воспитания китайских и американских родителей. Результаты этого исследования были опубликованы в научном издании Personality and Social Psychology Bulletin.

Китайское воспитание детей

Чтобы выявить культурные различия в воспитании детей, исследователи сравнили то, как ученики старших классов (по происхождению китайцы и американцы) описывают свои отношения со своими мамами. Ученые также изучили: мотивируют ли китайские и американские матери своих детей для достижения успехов в школе.

Ведущий исследователь Алисса Фу объясняет, что научная работа фокусируется на материнском отношении, потому что в китайских семьях матери, как правило, принимают более активное участие в жизни детей. «Китайские родители поощряют своих детей выстраивать прочные отношений с родителями. Другими словами, китайских детей готовят к тому, чтобы они были взаимозависимыми”, - отмечает эксперт.

В то же время европейских и американских детей родители готовят к независимости. Родители поощряют своих детей, чтобы те видели в себе личностей. Мамы и папы также стремятся изучить мысли и переживания своих детей. Это ключевое различие между китайским воспитанием и американским.

Китайская мудрость о воспитании детей и американские принципы

Алисса Фу с коллегами провела уже четыре исследования на эту тему. В первом исследовании школьников просили просто рассказать о своих мамах. Китайские дети чаще всего описывали свои отношения с мамой (например, говорили: “Она подталкивает меня, чтобы я преуспел”), в то время, как европейские и американские дети чаще описывали матерей как отдельных личностей, говорили о том, как они выглядят. (Например, “У моей мамы голубые глаза, и она любит читать”.)

Во время второго исследования школьников просили оценить, какие чувства связывают их со своими матерями, а также испытывают ли они давление со стороны родителей. Как и предполагали ученые, китайские дети испытывают большую взаимозависимость от своих матерей. Они также испытывают большее давление со стороны своих матерей, но не ощущают от этого дискомфорта.

Европейские же и американские дети сообщили, что давление со стороны своих матерей они расценивают, как негативный фактор. И чем больше давление они чувствуют, тем меньше им кажется, что матери их поддерживают. Европейские и американские дети также чаще чувствуют, что матери их не понимают. Они также стремятся отстаивать свою независимость.

Во время третьего и четвертого исследования школьников попросили решить сложную задачу. При этом у китайских детей появлялось больше мотивации решить задачу, когда они думали о своих мамах. Европейские и американские дети были более мотивированы, думали о своем собственном будущем.

Интересным оказался тот факт, что что китайским школьникам помогали не столько мысли о маме, сколько воспоминания о каких-либо моментах, когда мать “давила” на своих чад и заставляла что-либо делать.

Все эти четыре исследования подчеркивают принципиальные различия в методах воспитания, присутствующих в разных культурах. Взаимозависимость китайских матерей и их детей позволяет использовать эту связь для мотивации во время решения сложных задач. Европейские и американские дети напротив считают себя независимыми от своих матерей. Соответственно давление мамы для них не может быть чем-то мотивирующим. В европейском и американском контексте преодоление неудач является личным достижением, а не коллективным.

Китайская система воспитания детей

Результаты научной работы касаются не только отношений детей и родителей. Они также объясняют определенную динамику отношений между студентами и преподавателями. «Например, китайцы весьма чувствительны не только к ожиданиям своих матерей, но и к соиальной иерархии. Поэтому для них большую роль играет авторитет учителя на много больше, чем для европейских и американских детей”, - объясняет эксперт.

Ученые считают, что оба подхода - и китайский, и американский являются в чем-то верными. Европейские и американские матери правы в своем предположении, что слишком много материнского участия может убить мотивацию. Поэтому они прививают своим детям сильное чувство независимости. А вот китайские мамы правильно считают, что их взаимосвязь с ребенком может послужить отличной мотивацией для сына или дочери.

Невероятное трудолюбие, целеустремленность и терпение китайского народа – во многом заслуга специфической системы воспитания, принятой в этой крупнейшей азиатской стране, показывающей в бурные темпы экономического роста и завидные спортивные успехи. Мы бы, пожалуй, назвали эту систему авторитарной и даже жестокой, но сами китайцы считают ее абсолютно естественной и единственно верной.

Печально известный лозунг «Одна семья – один ребенок», выдвинутый правительством в 80-е годы 20 века, заставил семьи с особой тщательностью подходить к рождению ребенка – права на ошибку у них не было. Женщина решала делать аборт, даже если ее не устраивал пол ребенка (с давних лет рождение мальчика считается в Китае большой радостью, а рождение девочки – неудачей), а о рождении малыша с возможными отклонениями не могло быть и речи. В сельском местности, правда, этого правила никогда не придерживались, «незаконных» детей или вовсе не регистрировали, или привыкли рожать и платить налог. Сейчас государство, убедившись в неэффективности старой стратегии, выдвинуло новый лозунг – двое детей, правда, многие китаянки, решившиеся на стерилизацию, уже не смогут им воспользоваться.

Политика ограничения рождаемости заставляет родителей воспитывать своего единственного малыша (максимум двух) очень строго для того, чтобы он вырос самым лучшим, самым талантливым, образованным, успешным. «Если ты не первый, то ты неудачник» - привычный лозунг китайский родителей. Это не жестокость, а трезвый расчет и забота о будущем своего чада, ведь «выбиться в люди» в миллиардной стране совсем не просто. Умение выживать в конкурентной борьбе прививается малышам с детства.

В отличие от ценностей, которые развиваются в западном обществе, во главу угла китайское общество ставит не личность ребенка и его гармоничное развитие, а лидерство, усердие и умение добиваться цели. Педагоги и родители не усложняют процесс воспитания такими понятиями, как нежная детская психика, самооценка, доверительные отношения с ребенком и т.д. Напротив, они считают, что это европейцы слишком «заморачиваются» проблемами детской индивидуальности. Китайских детей учат покорности, а проявления непосредственности и обычной эмоциональности считаются признаком незрелости и неумения держать себя в руках. При наличии проблем китайские родители ни за что не поведут ребенка к психологу, скорее накажут его или даже выпорют.

Амбициозное государство, понимая ценность «человеческого фактора», ставит целью всесторонне развитие детей. С 3-месячного возраста государство берет на себя воспитание детей, которых уже можно отдать в ясли. С 1,5 лет ребенок начинает получать развернутое и, надо сказать, вполне качественное образование: детей учат музыке, рисованию, развивают умственные и физические способности. С 3 до 6 лет дети ходят в бесплатные садики, которые мало чем отличаются от советских и постсоветских – здесь без лишних изысков детей приучают к труду и коллективному сосуществованию, начинают обучать грамоте. Внимание: ребенка, который в три года не умеет сам себя обслуживать (кушать, одеваться–раздеваться, ходить в туалет, вытирать себе попу и т.д.), в государственный сад НЕ ВОЗЬМУТ. Есть и частные садики, где лучше техническое оснащение, больше внимания уделяется культурному и эстетическому развитию, меньше детей и больше воспитателей. С 6 до 12 дети посещают начальную школу, следующие три года посвящены обязательному среднему образованию. А вот в старшую школу попадают только те, кто достойно учится, и конкуренция очень высока.

Школы в Китае требуют отдельного абзаца. В них дети не просто учатся, а по нашим меркам, просто «вкалывают». Ежедневно школьник встает в 5 утра, чтобы повторить и доделать уроки. В учебном заведении дети находятся весь день, дабы дать родителям возможность полноценно работать. Официально они учатся до 5-6 часов вечера, но на практике после кружков и дополнительных занятий приходят домой после 10 вечера! На каникулы им задают столько, что необходимо заниматься ежедневно не менее 2 часов, причем перед началом учебного года нужно прийти в школу и сдать задание учителю. Самое удивительное, что нервные срывы и переутомления при таком ритме жизни детям Китая не свойственны (или требовательные родители и педагоги их просто не замечают?)

Складывается впечатление, что ребенок для китайца – это некий проект, который в будущем должен обязательно оправдать все надежды родителей. И здесь мама и папа могут быть поистине безжалостными: часами заставлять играть гаммы, не давая ребенку есть, пить и отдыхать, пока у него не получится, так, как надо. Или разорвать открытку ко дню рождения мамы, если она окажется недостаточно хорошо сделана. Они идут на шантаж, угрозы, обман и суровые наказания, лишь бы дети отвечали установленной для них планке. Тратить время впустую, на телевизор или компьютерные игры китайцы не позволяют. Выбор вуза и будущей профессии для ребенка тоже делают взрослые. А уж о том, чего стоят победы маленьких китайских спортсменов, впечатлительным родителям лучше и вовсе не знать.

При этом китайские родители всегда приветливы и действительно любят своих детей. Как все это отражается на психике детей? Сложно сказать, ведь их в младенчества учат слушаться старших, не капризничать и довольствоваться малым. Но ведь штука – китайские дети совершенно открытые, улыбчивые, не «задерганные», ласковые к старшим и воспринимают свою «каторжную» жизнь как норму. В школах не стреляют, учителей не ненавидят.

Итак, китайский стиль воспитания – абсолютная противоположность европейскому, но ведь и трудолюбивые и дисциплинированные китайцы – абсолютная противоположность, к примеру, инфантильным и ленивым испанцам. Что-то в китайском воспитании покажется нам неприемлемым, а что-то и вполне разумным. А если снизить уровень авторитарности и сделать поправку на культурные особенности, мы узнаем в нем старое доброе советское воспитание. Которого иногда очень не хватает моим детям.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Китай считается одной из самых перспективных и быстро развивающихся стран современности. Китайцы известны всему миру как очень трудолюбивая и целеустремленная нация. Что же формирует такой характер у подрастающего поколения?

Воспитание детей в Китае имеет свои особенности, о которых мы и хотим поговорить сегодня. Статья ниже расскажет об особенностях китайского воспитания, роли государства и образования в нем, кратко поведает о воспитательных методах в разные временные отрезки: от древних времен до наших дней.

Древний Китай

Древнекитайские мамы практически сразу после родов всегда были заняты работой, домашними хлопотами, поэтому просто привязывали к себе чадо куском материи и носили его с собой повсюду. Детей всегда очень любили, но воспитывали в строгих, иногда даже спартанских условиях. К примеру, пол часто был грязным, поэтому, чтобы ребенок не ползал, его могли даже привязать к стулу.

Часто дети спали в одной кровати с родителями. С рождения младенцев кормили грудным молоком, но, как только он учился подносить ладошки ко рту, считалось, что пора ему есть самостоятельно ложкой.

Древние китайские города

В древности особой радостью считалось появление в семье сына – наследника. Его облачали в красное одеяние как символ счастья и представляли всем родным, близким и дальним. Воспитанию мальчиков уделяли гораздо больше внимания, чем воспитанию девочек.

В сельской местности было распространено женское имя, которое переводится как «большая ошибка».

Девочками прививали основы, которые должны были пригодиться в будущей семейной жизни:

  • покорность;
  • скромность;
  • умение быть хорошей хозяйкой.

Мальчиков, кроме домашнего воспитания, ждало еще и школьное. Там их обучали:

  • календарному летоисчислению;
  • теории мироздания;
  • труду;
  • песнопению;
  • небесным телам;
  • знаниям о Земле;
  • устройству человека;
  • истории;
  • музыкальному искусству.


Школа в Древнем Китае

Ученые говорят, что школы появились еще в 30-х веках до нашей эры. Во времена династий Шан и Чжоу (16-3 столетия до нашей эры) они носили название «сюэ» — там учили считать, писать, стрелять из лука, управлять конем, музицировать, а также отличать плохое от хорошего. В cюэ обучались представители знати, они были как в столичном городе, так и в провинциях.

В cюэ упор делали на самостоятельную работу и уважительные, доверительные взаимоотношения «ученик-учитель».

Влияние конфуцианства

На отношения к детям, начиная с периода 6-5 столетий до нашей эры, когда жил Конфуций, оказали влияние его идеи. Он придерживался традиционного воспитания и считал, что заниматься им нужно не только в детские годы, но и в более старшем возрасте, до конца жизни. Родители должны не только вырастить, но и воспитать хорошего человека для страны.

Конфуций объединил воспитательные и образовательные аспекты в собственной школе. Главными ее методами считалась связь обучающихся со своим наставником, исследование вещей путем сравнительной характеристики, следование идеалам и образцам.


Портрет Конфуция

Ученый считал основой хорошего воспитания так называемый «жень», согласно которому воспитанный человек должен быть:

  • гуманным
  • благородным;
  • честным;
  • искренним;
  • верным;
  • почтительным к окружающим;
  • трудолюбивым.

Чтобы ребенок вырос хорошим и полезным обществу, ему прививали трудолюбие, учили трудиться и правильно обращаться с деньгами, растили в строгости, не баловали. Даже в богатых семьях не принято было выделять большие суммы на будущее молодого человека, и уж тем более он не мог пользоваться родительским положением в обществе – всего он должен был добиться самостоятельно.

Считалось, что то, каким вырастет малыш, во многом зависит от окружающей его обстановки. Поэтому его любили и уважали в семье – среди родственников, соседей, а также в большой семье, которой считалось государство в целом. Этот принцип работал и в обратную сторону – человек с самого детства долженпочтительно относиться к старшим, окружающим и государству в целом.


Конфуций называл одним из главных принципов воспитания «сяо» – почтительность сыновей. Она выражается в уважении к взрослому поколению, семейным ценностям. Интересы семьи должны стоять выше личных интересов.

От средних веков до нашего времени

Конфуцианские устои и воспитательные принципы существовали в разные периоды истории и по большей части сохранились до наших дней. Во время китайского феодализма, когда государство было разделено на множество царств, подчинявшихся одному императору, правитель имел огромное влияние на всех жителей страны.

Императора почитали наравне и даже выше собственных родителей, и на него в первую очередь распространялось правило «сяо».


Портрет Императора. Китайская живопись

С 3 по 10 столетия существующие воспитательные методы и система образования сохранялись, появлялись все новые школы, а также возникли первые университеты. При семье Юань (13-14 века) большую важность приобрели науки вроде математики, медицины, естествознания, астрономии. Эти тенденции сохранились при воцарении империй Мин и Цин (14 - начало 20 века).

Ситуация меняется в 20 веке, при падении императорской власти и приходу к социализму. Система воспитания подверглась большему влиянию государства, демографической политики, новых образовательных учреждений и дисциплин, пропагандирующих социализм.

Принципы воспитания сегодня

Китайские родители, пожалуй, одни из самых строгих, даже авторитарных в мире. У них не принято уделять личности, психической уязвимости детей большое внимание. В стремлении научить младшее поколение дисциплине современные китайцы нечасто прибегают к похвале, а даже за малейшие проступки могут наказывать своих чад.

В Китае есть поговорка, которая гласит, что родители хотят увидеть в каждом мальчике дракона, а в девочке – феникса.

Воспитание призвано в первую очередь взрастить в ребенке важные качества:

  • трудолюбие;
  • целеустремленность;
  • терпение;
  • покорность;
  • уважение к близким;
  • всестороннее развитие;
  • лидерство.


Последний пункт считается китайской национальной особенностью. Ребенок должен быть не просто хорошим, он должен быть лучшим, причем важно, чтобы он преуспел не только в одном направлении, а во всех сразу. Даже за «пять с минусом» школьника могут строго отчитать, требуя объяснений, за что был получен этот «минус».

Одна из самых популярных книг по воспитанию, известная по всему миру сегодня, называется «Боевой гимн матери-тигрицы» и принадлежит перу Эми Чуа – китаянке, которая стала одной из влиятельнейших женщин Америки и по совместительству матерью двоих детей.

Демографическая политика государства

В 70-80 годы прошлого столетия руководство осознало проблему перенаселения страны, поэтому стала набирать обороты государственная демографическая политика, в основе которой лежал принцип «Одна семья – один ребенок». Семьи, где рождалось больше одного ребенка, подвергались высоким налогам, а иногда даже гонениям. Это привело к большому количеству абортов, а также нелегальных родов.


Китай. Снимок 70-х годов

Такая политика сказалась также и на методике воспитания. Во-первых, ребенок становился единственной надеждой, поэтому его заставляли много трудиться, чтобы стать самым умным, сильным, талантливым. Во-вторых, внимание всех родственников — родителей, бабушек, дедушек, дядь, теть — было сконцентрировано на нем одном, и вырастал этакий «маленький император».

Даже сегодня рождение сына считается более привилегированным, и женщины иногда способны на аборт, узнав, что ожидается девочка. Как следствие – мужчин в стране на двадцать миллионов больше, чем женщин, и эта цифра продолжает расти.

Впрочем, становиться слишком эгоистичным ребенку не дает общество – среди полуторамиллиардного населения, в условиях неизменно высокой конкуренции дети сами стремятся учиться, развиваться. С поступлением в школу детство становится все менее беззаботным, ведь школьное воспитание, а с ним семейное, становится все строже.


В 21 веке закон о регулировании рождаемости отменили, но и в наши дни все равно в большинстве семей – по одному ребенку. Дело в том, что детейсодержать дорого, а китайцы привыкли давать своим чадам только самое лучшее – образование, секции, кружки, частные школы, курсы, развивающие игры.

Декретный отпуск китаянок длится всего 3-4 месяца в зависимости от того, в какой провинции она проживает.

Образование

Молодые китайские мамы занимаются развитием младенца еще до его рождения. При беременности они стараются слушать классическую или национальную приятную музыку, наслаждаться природой, смотреть только на прекрасное.

Так как срок декретного отпуска очень короткий, детей с трехмесячного возраста начинают принимать в ясли. Уже здесь они привыкают быть в коллективе и воспринимать себя как его часть.

Иногда китайцы прибегают к услугам няни, которые очень недешевы – до 2 тысяч долларов в месяц, за что их называют «золотыми няньками». Часто их нанимают всего на несколько недель, чтобы мать с их помощью научилась ухаживать за ребенком. Когда есть возможность, роль няни исполняет бабушка ребенка.


Китайские малыши развиваются не по годам:

  • с 1,5 лет обучаются счету, пению, рисованию, физической культуре;
  • к 2,5 годам уже знают несколько стихов и песен;
  • к 3-м – несколько сотен иероглифов;
  • к 4-м – осваивают музыкальные инструменты, посещают спортивные секции, например настольный теннис, боевое искусство вроде у-шу, английский язык, рисование.

С 3 до 6 лет ребята идут в детский сад: обычно детсады государственные, хотя при желании детишек можно отдать в частное заведение, которое стоит на порядок дороже. Если малыш не умеет сам ходить в туалет, одеваться, есть, то его не возьмут в государственный садик.

В Китае говорят, что, когда малышу исполнилось три года, можно уже сказать, каким он станет человеком в будущем.

Шестилетние детки идут в начальную школу, где учатся шесть лет, то есть до достижения 12 лет. С 12 до 15 лет – средняя школа, тоже обязательная. А в старшую школу, которая длится еще три года, берут только самых способных, отличившихся учеников.

Дети, начиная с детсадовских времен, заняты с утра до вечера. В детском саду – развивающие игры, прогулки, после которых следуют занятия, в школе – дополнительные курсы после уроков, выполнение домашних заданий и обязательно – самообразование.


Несмотря на огромную нагрузку, школьники не подвержены стрессам, депрессиям, перегрузкам и нервному истощению. Хотя, возможно, что взрослые просто не придают этому значения.

Отличия от западного воспитания

Воспитательные правила китайцев разительно отличаются от подхода к детям со стороны представителей Запада.

Это проявляется в том, что китайцы:

  • почти не уделяют внимание психическом состоянию, а поход к психологу здесь – большая редкость;
  • отказ от занятий объясняют как лень, упрямство и непослушание, а не усталость;
  • делают упор на нужды коллектива, а не на личные желания;
  • наказывают даже за мельчайшие оплошности;
  • могут заставлять заниматься искусством даже по 3-4 часа в день;
  • заставляют постоянно учиться, чтобы ребенок не просто преуспел, а стал лучшим во всем;
  • очень беспокоятся, если ребенок учится не на одни пятерки;
  • тратят в 10 раз больше времени, чтобы делать или проверять домашние задания;
  • ждут от детей беспрекословного подчинения;
  • считают, что лучше знают, что нужно детям;
  • не разрешают много времени проводить за компьютерными играми, развлекаться и заводить отношения с противоположным полом.

Несмотря на такие ограничения, кажущиеся европейским детям спартанскими условиями выживания, китайцы, когда вырастают, не ненавидят, а наоборот, любят и бесконечно уважают родителей, испытывают чувство огромной благодарности. Повзрослев, они ухаживают за родителями, тем самым убеждая их, что те вырастили достойных людей.


Заключение

Китайское воспитание складывалось еще с древних времен, и его основы мало поменялись за многие столетия. Детей все также растят в строгости, но при этом в атмосфере любви, стараясь прививать трудолюбие, честность, смирение, послушание.

Именно поэтому китайцы – не каждый сам за себя, а только вместе. Для них семья – не только их родные, но и вся страна.

Кажущаяся иногда чрезмерной строгость китайцев по отношению к младшему поколению на самом деле является проявлением заботы. Маленькие китайцы, находясь в условиях постоянной конкурентной борьбы, понимают, что должны учиться, чтобы преуспеть и найти свое место во взрослой жизни. Китайская модель воспитания показывает свою эффективность, и, возможно, жителям Запада можно позаимствовать некоторые ее методы.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам понравилась статья, и вы узнали для себя что-то новое. Если это так, поддержите нас – поделитесь ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях. Не стесняйтесь оставлять комментарии, если вам есть что сказать – будем рады искать истину вместе с вами.

И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

До скорых встреч!

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Известно, что народ Тибета отличается терпением, мудростью и собственным уникальным взглядом на все сферы жизни человека. Так и в вопросе воспитания детей существует особый «тибетский взгляд», помогающий вырастить полноценную и самодостаточную личность, которая будет принимать правильные решения и с уважением относиться к родителям.

сайт рассказывает о 4 временных этапах, существующих, согласно тибетской мудрости, в воспитании ребенка.

1-й этап: до 5 лет

Согласно тибетской системе воспитания, в этот период с ребенком нужно обращаться «как с царем» . Нельзя что-либо запрещать ребенку и тем более наказывать его.

В этом возрасте ребенок любознателен, активен, готов познавать и исследовать мир. Но он еще не умеет опираться на свой опыт и строить логические цепочки. Поэтому, если он делает что-то неправильное или опасное, нужно изобразить испуганный вид и переключить его внимание на что-то другое. Эмоции - тот язык, который дети в этот период хорошо понимают.

  • Если вы будете излишне оберегать ребенка и многое запрещать ему в этом возрасте, то подавите его жизненную активность и научите бездумно подчиняться.

2-й этап: с 5 до 10 лет

В этот период советуют обращаться с ребенком «как с рабом» , но, конечно же, без жестокости. В это время особенно активно развиваются интеллект и логическое мышление и закладывается фундамент будущей личности.

В данный период важно ставить перед ребенком различные задачи, контролировать, как они выполняются, и научить ребенка быть готовым к последствиям, возникающим из-за их невыполнения. Так ребенок должен научиться нести ответственность за свои поступки, стремиться к положительным вещам и избегать отрицательных. В это время можно не опасаться нагружать ребенка знаниями: он впитывает их быстрее, чем когда-либо.

  • Если же в данный период продолжать относиться к ребенку «как к королю», он вырастет инфантильным, не умеющим отвечать за свои поступки и неспособным к труду.

3-й этап: с 10 до 15 лет

С 10 до 15 лет с ребенком важно обращаться «как с равным» . Вы знаете, что у вас больше жизненного опыта и знаний, но ребенку важно заявить о своей жизненной позиции и показать силу своего мнения.

Так помогите ему в этом: советуйтесь, спрашивайте его мнения, поощряйте самостоятельность. Важно подсказывать, а не приказывать и запрещать, ведь в этом возрасте формируются независимость мышления, самостоятельность в делах и поступках.

  • Если вы будете все запрещать, то отношения только ухудшатся, и ребенок может попасть в опасную ситуацию. А если, напротив, чрезмерно оберегать, то он вырастет неуверенным в себе и зависимым от чужого мнения.

4-й этап: с 15 лет и старше

К этому времени личность ребенка уже сформирована. Теперь важно относиться к нему с уважением , давать советы, но не воспитывать. И вы пожнете плоды своего труда и увидите, что ребенок превратился в самодостаточную, полноценную и уважающую себя, своих родителей и всех окружающих личность.

Тибетский метод воспитания детей

Для того чтобы воспитать личность каждый думающий родитель выбирает свою методику. Одни предпочитают во всем «потакать» маленькому чаду, другие - наоборот избирают «ежовые рукавицы». Что из этого правильно и чье семейное воспитание принесет большие плоды - покажет время. Сегодня мы расскажем вам о тибетском методе воспитания детей. Для нас, европейцев, страны Востока кажутся чем-то загадочным и манящим, а восточные люди всегда ассоциируются с выдержкой и мудростью. На Тибете, где основой вероисповедания лежит буддизм, воспитание детей разительно отличается от того, какие подходы пользуем мы.

Основой тибетского воспитания детей является неприемлемость унижения и телесных наказаний. Ведь единственной причиной, по которой взрослые бьют детей, это то, что дети не могут дать им сдачи. Тибетский метод воспитания детей делит весь период детства и взросления на «пятилетки».

Первая пятилетка: от рождения до пяти

С появлением на свет малыш попадает в сказку. Подход в воспитании до 5-ти лет можно сравнить с воспитанием детей в Японии. Детям разрешено все: их никто ни за что не ругает, не наказывает, детям ничего не запрещено. Согласно тибетскому воспитанию в этот период у детей закладывается интерес к жизни и любознательность. Малыш еще не способен выстраивать длинные логические цепи и понимать, что может являться следствием того или иного поступка. Например, малыш до 5-ти лет не сможет понять, что для покупки какой-то вещи нужно зарабатывать деньги. Если же малыш хочет сделать что-то рискованное или ведет себя неподобающе, его рекомендуют отвлекать, или же сделать испуганное лицо, чтобы малыш понял, что это опасно.

Вторая пятилетка: от 5-ти до 10 лет

Отпраздновав свой пятый день рождения, ребенок из сказки перемещается прямиком в рабство. Именно в этот период тибетское воспитание советует обращаться с ребенком, как с «рабом», ставя перед ним задачи и требуя их беспрекословного выполнения. В этом возрасте у детей стремительно развиваются интеллектуальные способности и мышление, поэтому их как можно сильнее следует нагружать. Хорошо занимать детей музыкой, танцами, рисованием, привлекать к физической работе по дому, просить оказывать посильную помощь родителям в выполнении ежедневных дел. Главной задачей этого периода считается - научить ребенка понимать окружающих, прогнозировать реакцию людей на его поступки и вызывать положительное отношение к себе. Наказывать ребенка можно, только не физически, «сюсюкать» и проявлять жалость категорически запрещено, чтобы не развить инфантилизм.

Третья пятилетка: от 10 до 15 лет

По достижению ребенком 10-летнего возраста с ним нужно начинать общаться «на равных», то есть больше советоваться по всем вопросам, обсуждать любые действия, поступки. Если вы хотите навязать подростку какую-то свою идею, то следует делать это методом «бархатных перчаток»: подсказками, советами, но ни в коем случае не навязыванием. В этот период очень бурно развивается самостоятельность и независимость мышления. Если вам что-то не нравится в поведении или поступках ребенка, то старайтесь указывать на это косвенно, избегая запретов. Не пытайтесь опекать ребенка. Потому как это может привести к тому, что он будут слишком зависим от своего окружения (не всегда хорошего) в будущем.

Последний период: с 15 лет

Согласно тибетскому взгляду на воспитание детей после 15 лет детей воспитывать уже поздно, и родителям остается лишь пожинать плоды своих усилий и трудов. Тибетские мудрецы говорят, что если не уважать ребенка после 15 лет, то он уйдет от своих родителей навсегда при первой возможности.

Возможно, такой метод воспитания не может быть стопроцентно применен для нашего менталитета, но все же хорошая доля истины в нем есть.

Воспитание детей в Японии


Дети - наше будущее и вопрос их воспитания очень серьезен. В разных странах преобладают свои особенности и традиции воспитания детей. Существует множество случаев, когда при всем огромном желании родителей дать хорошее воспитание своему ребенку, применяемые ими методы являются крайне неэффективными. И наличие в благополучных и порядочных семьях самодовольных, эгоистичных детей, есть тому прямое доказательство. В данной статье мы кратко рассмотрим семейное дошкольное воспитание детей в Японии, так как именно в этой стране особенности воспитания детей имеют ярко выраженный характер.

Особенности японской системы воспитания детей

Японская система воспитания позволяет детям возраста до 5 лет делать все, что им угодно, и не опасаться последующего наказания за непослушание или плохое поведение. У японских деток в этом возрасте не существует запретов, родители могут их только предостерегать.

При рождении малыша у него отрезается кусок пуповины, сушиться и кладется в специальную деревянную коробочку, на которой позолотой выбивается дата рождения младенца и имя мамы. Эта символизирует связь между мамой и ребенком. Ведь именно мать играет решающую роль в его воспитании, а отец лишь иногда принимает участие. Отдавать детей в ясли в возрасте до 3-х лет, считается крайне эгоистичным поступком, до этого возраста ребенок должен находиться с мамой.

Японская методика воспитания детей возраста с 5 до 15 лет, уже не дает детям такой безграничной свободы, а напротив, их держат в предельной строгости и именно в этот период в детей закладывают общественные нормы поведения и другие правила. По достижению 15 лет, ребенок считается взрослым, и общаются с ним на равных. В этом возрасте он уже должен четко знать свои обязанности.

Развивать умственные способности ребенка, родители начинают сразу с момента появление его на свет. Мать поет песни младенцу, рассказывает ему об окружающем мире. Японский метод воспитания ребенка исключает различно рода нравоучения, родители во всем стремятся быть примером своему ребенку. С 3-х летнего возраста малыша отдают в детский сад. Группы, как правило, по 6-7 человек и каждые полгода дети переходят из одной группы в другую. Считается, что такие смены групп и воспитателей препятствуют привыканию ребенка к наставнику и развивает коммуникативные навыки, позволяя общаться постоянно с новыми детьми.

Существуют различные мнения по поводу, насколько актуальна и действенна японская система в отечественных реалиях. Ведь она складывалась в Японии на протяжении столетии и неразрывно связана с их культурой. Будет ли она так же эффективна и уместна у нас решать только вам.

Поделиться: