Портфолио пренатальная педагогика. Внутриутробная педагогика или гармоничное развитие

Еще несколько десятилетий назад словосочетание «пренатальное воспитание» (в переводе с фр. «пре» - до, «наталь» - рождение) еще не было общеупотребительным и встречалось только в спец. лит-ре. Обществу понадобилось время, чтобы принять это понятие. Выделяют: пренатальный (дородовой) период – время от зачатия ребенка до его рождения и перинатальный период жизни , который начинается с 28-й недели беременности матери и заканчивается первыми неделями после рождения ребенка.

Задачи пренатальной педагогики: изучение вопросов, раскрывающих особенности внутриутробного развития и воспитания плода, а так же пренатальный этап. Этот этап относится не только к ребенку, но и к его будущим родителям – ко времени созревания и воспитания у них первых родительских чувств. С этой точки зрения важно рассмотреть вопросы подготовки родителей к воспитанию ребенка в семье.

Совр. пренатальная педагогика связана с др. науками: пренатальной и перинатальной психологией, акушерством и гинекологией, педиатрией и неонатологией. Основные понятия : пренатальный, перинатальный период, эмбриогенез, пренатальное воспитание, беременность.

Раздел «Дородовое (пренатальное) развитие ребенка » базируется на: концепции С.Фанти об эмбрион. стадии психич. развития человека. Здесь важно знать сенсорные способности плода, а также факторы и условия риска для будущего ребенка (эколог. условия, питание, стрессы и страхи матери во время беременности, отриц. отношение к беременности и т.п.).

Раздел «Подготовка к рождению будущего ребенка » включает становление пренатального материнства и отцовства. Вед. факторы, способствующие созреванию и проявлению инстинкта материнства в виде последующей заботы о детях и любви к ним (Захаров А.И.): прообраз материнства; желание иметь детей, установка на них; полож. отклик на беременность; нежность к зародышевой жизни; чувство жалости и сострадания к ребенку; чувство близости с ребенком; эмоц. отзывчивость матери.

Компоненты зрелой матер. сферы : способность организма к рождению здоров. ребенка (физиол. зрелость и сомат. здоровье); нравств.-психолог. состояние; наличие материал. и бытовых условий для развития и воспитания ребенка в семье (соц. благополучие). Аспекты, влияющие на формирование материн. сферы: родит. семья; взаимодействие с собственной матерью; игровая деятельность; нянчание; взаимодействие с собственным ребенком. 9 периодов развития материн. сферы поведения по Г.Г. Филипповой: идентификация беременности; период до начала ощущений шевеления; появление и стабилизация ощущений шевеления плода; 7 и 8 месяцы беременности; роды и послеродовой период; новорожденность; совместно-раздельная деятельность матери с ребенком; возможные интересы к ребенку как личности.



Компоненты зрелой отц. сферы : способность к зачатию здор. ребенка (физиолог. зрелость и сомат. здоровье); нравств.-психолог. состояние, включающее в себя чувство любви к женщине и желание иметь от нее ребенка и т.д.; проф. самоопределение и самосовершенствование, стремление обеспечить материал. сторону сем. жизни (соц. активность).

Формируется «Школа дородовой педагогики». «Сонатал» - методика муз. воспитания и развития плода, новорожденного и ребенка младшего возраста М.Л. Лазарева.

Появление отрасли педагогики – пренатальная педагогика, обусловлено потребностью изучения возможности влияния на развитие зародыша в утробе матери. Ученые установили, что воздействовать можно не только на здоровье будущего ребенка, но и на его эмоц. сферу, а через нее на эстет. и интеллект. развитие. На основе этих данных стала разрабатываться пед. стратегия воздействия на ребенка. Будущим матери рекомендуется чаще переживать полож. эмоции, слушать классич. музыку, читать худ. произведения. Кроме этого полезно вести обоим родителям беседы с еще не родившимся ребенком. Ребенок, привыкая к голосу матери и отца, и после рождения узнает, успокаивается, когда их слышит.

1. Система МИР и основы пренатальной и перинатальной педагогики - обучения будущего ребенка в период беременности и в первые месяцы после рождения

Вопрос 1: На чем основана возможность реализации методов перинатальной педагогика, если такие методы существуют?

Разговоры в чате о ресурсах по пренатальной педагогике, программах и результатах

1. Система МИР и основы пренатальной и перинатальной педагогики - обучения будущего ребенка в период беременности и в первые месяцы после рождения"

На вопросы отвечает вице-президент Российской народной академии наук (РНАН), президент Академии образования, социального и экономического развития (АОСЭР) Павел Викторович Тюленев.

Павел Викторович, какую программу Вы могли бы порекомендовать нашим беременным женщинам? Чем им занять с пользой то свободное время, которым они иногда располагают? Когда и кто предложил замечательный термин: пренатальная педагогика? Ведь этим понятием был нанесен сокрушительный удар по «традиционной педагогике», которая вводила в заблуждение и внушала всем, что обучать ребенка можно только с семи лет!

Итак, Вопрос 1: На чем основана возможность реализации методов перинатальной педагогика, если такие методы существуют?

Ученые сравнительно недавно установили, что к 4 месяцам развития эмбриона человека уже сформирован слуховой аппарат. Теперь уже многие педиатры и акушеры знают, что с 4-х месяцев беременности матери ребенок уже слышит звуки. Можно ли повлиять на интеллектуальное развитие ребенка в период беременности?
Открытие и практическая проверка того, что это возможно, было сделано нами в конце 80-х годов.
Сегодня в Интернете и в литературе можно встретить информацию о воспоминаниях людей, которые помнят себя ещё до рождения, но до сих пор это воспринимается как фантастика, если не записки сумасшедших. Огромное давление стереотипов поведения общества и семьи заставляет человека забыть, что с ним происходило, что он слышал и что чувствовал. Представьте, что было полвека тому назад!
Память человека устроена по-разному, но под гипнозом удаётся выяснить о том, что помнит человек о своём предродовом развитии, и это уже никто, кроме самых закоренелых ретроградов, не оспаривает. Меня все годы после рождения беспокоили некоторые воспоминания в своем предродовом периоде, и постепенно в большинстве из них я разобрался – они помогли мне понять, что и как необходимо делать, чтобы ребенку эти воспоминания пошли на пользу.
Что может вспомнить и рассказать ребенок о своём предродовом развитии? На самом деле, 9 месяцев – это меньше одного года. Не такой уж большой срок для большого разнообразия событий: однообразное питание, не такое уж разное поведение матери, несколько праздников, и хорошо, если матери есть с кем поговорить, пообсуждать интересные темы… Но представьте себе такую ситуацию: а что, если мама начнёт целенаправленно и квалифицированно заниматься со своим будущим ребенком так, что он запомнит и после рождения вспомнит почти каждый день из этих занятий!

Вопрос 2: Не могли бы Вы рассказать немного об истории возникновения пренатальной педагогики? Почему-то никто об этом ничего не пишет…

Итак, немного истории. В 50-60-е годы, когда мне - из-за болезни матери - пришлось заняться «жесткой практической педагогикой» со своими младшими братьями. Мне надеяться было не на кого я много читал и решал все педагогические вопросы самостоятельно и радикально, анализируя всю доступную мне информацию. Но тогда даже тема развития ребенка сразу после рождения – раннее развитие детей - была запретной.
По этой же тематике, как я выяснил 12 лет спустя параллельно начал работать и о ней во всеуслышанье начал говорить только Б.П. Никитин - ему терять было нечего. Он порвал с традиционной педагогикой после того, как в 1957 году Первый секретарь МГК (Московского горкома) КПСС Л. Фурцева и Академия педагогических наук (АПН) не позволили ему с группой других педагогов-новаторов возродить известный во всём мире «проект А.С. Макаренко». Уволенный из системы «традиционного образования», Б.П. Никитин буквально в те же дни женился и начал создавать новую, родительскую педагогику «с нуля и до семи лет»: с самого рождения своих семерых детей. Так, несмотря на репрессии, запреты и гонения, начался штурм устаревших и ошибочных догм не только «начального образования», но и перинатального периода развития детей. В период сразу после рождения Б.П. Никитин обращать внимание на необходимость развития и закрепления хватательного и опорного и других «врожденных» рефлексов… Об этом вы сможете прочитать в книгах Никитина, которые я рекомендую всем - для начального ликбеза.
Поскольку я работал в системе Академии наук СССР, меня, как научного работника всегда интересовали фундаментальные вопросы и, в частности, проблема максимально возможного развития ребенка: что есть, на самом деле Человек? Каковы пределы его обучаемости?

Но до появления результатов системы МИР в конце 80-х и начале 90-х годов никто не знал и не говорил о том, что можно начинать развивать, воспитывать и обучать детей до рождения!
Между тем мною были получены конкретные практические результаты в 1988 году и вскоре я создал Центр «Содействие развитию и воспитанию детей». Этот центр обосновался в недрах ГлавНИВЦа Министерства геологии и начал с 1991 года регулярно рассылать сообщение о начатом мною проекте «Развивая детей – развиваем Россию» через факс-модемы при помощи двух компьютеров. Сохранившиеся протоколы рассылок этого своеобразного факс-спама показывают, что с каждого из компьютеров цели достигало до 500 факссообщений еженочно.

Сегодня можно обнаружить немало сайтов, где в общих словах и обтекаемо рассказывают о пренатальной педагогике. При этом ни слова не говорится об том, кто впервые раскрыл возможности развития и обучения в дородовой период? На сайтах как-то странно и поголовно умалчивают о том, этот термин впервые появился в системе МИР и настоящий бум начался как только по телевидению я решил показать наши результаты по расширенной моей методике «Читать – раньше, чем ходить: начинать обучение чтению раньше, чем родить».

Вопрос 3: Как возник или вошел в употребление термин пренатальная педагогика? Каковы его связи с понятиями перинатальная и неонатальная педагогика?

В конце 90-х и начале 2000-х годов после безуспешных попыток провести через Администрацию президента Ельцина, а затем и В. Путина Указ о переходе на новое оптимальное образование, я специально предпринял своеобразную информационную атаку на нескольких форумах, где рассказывал об удивительных результатах предложенной мною пренатальной и перинатальной педагогике.
У педагогов эта атака вызвала шок, но зато ко мне стали обращаться врачи – педиатры и гинекологи … Дело было сделано!

Эти термины подхватили как-то сразу.
Затем появились консультанты, начали создаваться центры. В частности, появился Центр Цареградской, которая даже стала выпускать собственную газету для посетителей и пренатальных педагогов. Я побывал, проанализировал работу этого центра, и так же, как в случае с практикой Лазарева с его СОНАТАЛом пришел в ужас: нарушались главные законы и принципы интеллектуального развития в раннем возрасте ребенка!
Что можно сделать, чтобы исправить положение?
Я всячески приветствую попытки педагогов и врачей разобраться в раннем развитии, до рождения и после рождения. Но для этого потребуется потратить десятилетия исследований и получить реальные результаты, как сделал это я. Сначала надо учиться, учиться и учиться в системе МИР – постараться хотя бы повторить результаты – ну а потом имеет смысл двигаться дальше и проводить исследования уже будучи обученными специалистами в области Интеллектики. Это необходимо для того, чтобы не наделать непоправимых или трудноисправимых ошибок занимаясь с детьми.
Категорически не рекомендую обращаться к «специалистам», которые не обучались в нашем Центре МИР ребенка и не используйте не проверенные нами и на аттестованные в системе МИРР методики. Другой рекомендации в нынешнюю эпоху авантюризма, мошенников и шарлатанов я не могу дать. Но самое главное: следите, смотрите за результатами. Если результаты у независимых родителей получаются феноменальные, удивительные и замечательные – значит и методика должна быть эффективная. Но когда показывают результаты в 1 % (один процент) при ошибке социометрических исследований в 5 – 10 % и более, то это вообще смешно и представляет собой попытку повесить обычную «лапшу на уши».

В нашей системе Методов Интеллектуального Развития Ребенка - МИР ребенка – мы выделяем два основных периода: пренатальный – дородовой, и перинатальный – после родовой, который длится 2-3 месяца сразу после рождения. Этот период ещё называют иногда неонатальным периодом. По моему мнению пренатальный и перинатальный термины больше подходят для наших целей, так как тут сами слова демонстрируют ту малую грань между этими периодами и тесную между ними связь.

В свою очередь дородовой период делится ещё на два основных периода, которые мы называем мирклассы: для них нужны свои программы и курсы обучения и развития плода. Но, на самом деле, более детальных микропериодов в пренатальный период существует гораздо больше! Но не будем распыляться. Скажем лишь одно: в пренатальный период формируются задатки будущего ребенка. Мать формирует фундаментальные основы будущей личности.

Вопрос 4: Можно ли говорить о том, что существует какой-то длительный опыт и статистика использования пренатальной педагогики?

Интересно, что через 15 лет после получения интересных результатов я обнаружил, что в некоторых мировых религиях сохранились традиции, в которых случайно или сознательно используется это качество человека для его интеллектуального развития в период внутриутробного развития. То есть, в принципе можно сказать, что пренатальная педагогика уже имеет тысячелетний опыт использования и можно проанализировать некоторые результаты её применения теми или иными семьями или народами.

В системе МИР ребенка методы обучения будущего ребенка начали целенаправленно рекомендоваться и использоваться с 1987 года. Было обнаружено, что ребенок, которого обучали в пренатальный период стихам А.С. Пушкина, в 2,5 года прекрасно и бегло мог читать поэму Руслан и Людмила», в семь лет обнаружилось, что он знал наизусть всю поэму «Евгений Онегин»! Аудио- и видеозаписи этих фактов Вы сможете послушать и посмотреть в Интернете по ссылкам с сайта www.rebenokh1.narod.ru.

Разумеется, есть и другие знания, которые лучше всего дать в пренатальный и перинатальный периоды, чтобы не тратить драгоценное время на их усвоение в будущем.

В этот период будущей маме надо выбрать или составить себе и будущему ребенку какую-то простую программу для перинатального обучения составить. :)

Скажем, озвучить по 10 - 20 первых, основных слов по нескольким, от 1 до 10-ти программам МИРР. Думаю, что больше - не надо. Кроме того, рекомендуется давать возможность будущему ребенку прослушивать различные наборы и коллекции звуков по определенной системе, так как тут можно навредить. Я не рекомендую слишком серьезно прислушиваться к тем дилетантским рекомендациям, которые имеются сейчас во многих книгах, включая книгу Масару Ибука, Лазарева и других. В книгах по системе МИРР вы найдете объяснения, что как и когда надо делать? Узнаете об отрицательном опыте, который был получен родителями при попытках использовать рекомендации Масару Ибука («После трех - уже поздно!», Лазарева (СОНАТАЛ) и других.

Помните о главном: те чувства, те эмоции, которые Вы испытываете, будет испытывать и Ваш будущий ребенок: здесь и сейчас.

Помните, что Вы сегодня формируете матрицу будущих эмоций ребенка.

В период беременности Вы связаны биохимически, через плаценту, поэтому мы этот период делим на два миркласса и называем - сначала "Химунок", а затем, с 4-го месяца добавляется "Слышунок".

Обратим внимание на второй миркласс, который начинается с 4-го месяца беременности и который называется «Слышунок».

То есть, с 4-го месяца Ваш плод развивается под влиянием двух интеллектообразующих факторов: он чувствует Ваши биохимические молекулы, которые обращаются в кровеносной системе будущей матери, и слышит - одновременно.

Итак, если вы с радостью и удовольствие проговариваете наборы из десяти слов по каждому «школьному предмету», то примерно тоже самое будет слышать и чувствовать и ваш будущий ребенок. В системе МИР установлено, что ребенок в этом состоянии может запоминать большие куски текста. …

Какие точно объёмы и на каких языках ваш ребенок может запомнить – мы говорить пока не будем. Об этом вы найдете информацию по ресурсах РК МИР и после регистрации.

Полный текст и рекомендации этой главы, а также результаты пренатального и перинатального обучения ребенка можно найти на сайте www.rebenokh1.narod.ru

2. Материалы обсуждения в чате руководства МИР пренатальной и перинатальной Педагогике и ссылки на ресурсы в Интернет

Http://vk.com/id153333881

Http://www.baby.ru/blogs/post/48704104-25392300/
Питание при планировании и беременности! Статья всем представительницам прекрасного пола!!! Читайте все-все интересно

Полный текст материалов обсуждения в МИР-чатах и ссылки на различные ресурсы - см. www.rebenokh1.narod.ru/mir0200.htm

Каждая русская семья, каждая пара может поставить себе цель создания и совершенствования новой, высококачественной ветви своего Рода, когда их дети станут необычайно здоровыми , сильными, мобильными и всесторонне развитыми людьми. Но таких оригинальных детей в семье должно быть не менее трёх. Это позволит им осуществлять взаимную поддержку в нашем загнивающем обществе. А если поднялся один, другой, третий Род, то в конечном итоге воспрянет и Народ. Для этого не требуется капитальных вложений – нужны знания, цель и ответственность за будущее своего Рода, за будущее своего Народа. Это и есть настоящая, действенная политика, которая определит перспективы нашей страны, и семья станет плацдармом этой политики, а крутизну этой деятельности станет определять русская молодёжь.

Сегодня стало очевидным, что все болезни человека возникают от всеобщего невежества людей в отношении собственного образа жизни и воспитания детей, начиная с пренатального периода. Их этому никто не учит.

В Древней Руси существовала повивальная культура, которая учила молодых наших прапрабабушек общению с будущим своим ребёнком, находящимся в утробе, а также учились они рожать в домашних и полевых условиях. Но в дальнейшем повивальная культура была подавлена, как проявление язычества и несоответствующая духу научной медицины. Ну, вот и имеем непрерывно ухудшающуюся породу Русского народа, Белой расы. Необходимо направить народ в нужное русло реабилитации и совершенства своей породы, но для этого требуется понимание данной проблемы со стороны общества и государства. На самом деле повивальная культура в своём развитии не имеет предела, это уникальное творчество молодых в животворящей архитектуре.

В результате многолетней просветительской деятельности в области здоровья в системе общественных организаций, государственных, муниципальных и образовательных учреждений я получил следующие результаты по коэффициенту полезного действия (КПД) своей просветительской деятельности:

1. Ветераны труда – в пределах 7%
2. Средний возраст – в пределах 25%
3. Старшеклассники и молодежь – в пределах 40%
4. Результаты преднатальной и пренатальной педагогики - 99% детей рождаются здоровыми. При том, что в России полностью здоровых детей рождается около 4%.

Высокий КПД просветительской деятельности с будущими родителями объясняется их беспрекословным выполнением всех рекомендаций, объясняемый степенью их любви к своему ещё нерождённому или даже незачатому ребёнку. В результате преднатальной и пренатальной педагогики можно рожать не только физиологически совершенных детей, но даже с определённо заданными физическими, эмоциональными и интеллектуальными данными.



Но чтобы нам возродить следующее поколение, необходимо создать при ЗАГСах службу преднатальной педагогики и ввести должность наставника, который бы проводил семинар с молодыми парами. Этот наставник должен ставить свою подпись на брачном свидетельстве вместе со свидетелями и размер его премии должен определяться прочностью семейных отношений, регистрируемых пар, но главное - качеством рождённых этими парами детей. При каждом муниципалитете должен быть создан Дом Семьи, где будущих родителей необходимо просвещать в области воспитания и совершенствования их детей в чреве матери, равно как уходу и воспитанию ребёнка после рождения, то есть пройти курс постнатальной педагогики.

Для успешного развития данного направления оздоровительной деятельности необходимо создать общероссийскую некоммерческую, негосударственную организацию (независимую от Минздрава), в задачу которой должен входить сбор и обработка статистических данных в требуемом направлении и научные исследования в области совершенствования породы Человека. Эта организация будет обучать наставников, специалистов Дома Семьи. Государство должно осуществлять финансирование деятельности этой организации. Финансирование на эту деятельность необходимо изыскать за счёт реконструкции определённых подразделений Минздрава.



Пренатальная педагогика

Вот как излагает суть пренатальной педагогики Наталья Кулакова в статье «Воспитание до рождения» (Журнал «Аистенок», 2003, №11): «Более ста лет назад учёные обратили внимание, что в мозгу новорождённых имеется значительное число атрофированных нейронов. Возникло предположение, что они атрофируются в период внутриутробного развития ребёнка, в связи с их невостребованностью. К этому времени уже существовало достаточно достоверной информации о том, что от числа нервных клеток головного мозга в значительной степени зависит интеллект будущего ребёнка. В связи с этим, в конце семидесятых, начале восьмидесятых годов ХХ века, сначала в Европе, а потом в Америке появились идеи о начале воспитания и развития ребёнка ещё в дородовый период, появилась специальная отрасль психологии – педагогика дородового воспитания , пренатальная педагогика (pre- перед и natalis-относящийся к рождению) и пренатальная психология, которая изучает, как события, происходящие во время беременности, родов, послеродовом периоде, влияют на формирование психики взрослого человека.

Воспитание эмоциями

Существует связь между эмоциональным содержанием ожидания ребёнка и его последующим развитием и обучением: желанный, любимый ребёнок намного успешнее беспокойного и «вечно капризного» нежеланного. Как ни странно, ещё не родившемуся малышу необходимо, чтобы о нём думали и говорили, иначе, как отмечает автор книги «Тайная жизнь неродившегося ребёнка» Томас Верни , «…его дух, а часто и тело начинают слабеть». А негативное отношение мамы может приводить к тяжёлым расстройствам в уже вполне зрелом возрасте.

Современные исследования подтверждают, что такие эмоции беременной мамы, как чувство уверенности в себе, независимости, радость улучшают развитие младенца, а чувства вины, тревоги, страха, подавленности – угнетают. Особенно это касается длительных переживаний, депрессии, но короткие стрессы компенсируются.



А вот главная эмоция, которая совершенно необходима будущему ребёнку для его успешного развития – это Любовь мамы к нему. Научно доказано, что дети, родившиеся у женщин, не думавших о вынашиваемом ребёнке, часто имели при рождении вес, не достигавший средних показателей, чаще страдали различными нарушениями желудочно-кишечного тракта, страдали нервными расстройствами, были более беспокойны и труднее адаптировались к окружающей жизни. Более того, у взрослых людей в подсознании информация из их пренатальной жизни (которые были восстановлены на гипнотических сеансах и после расспросов их родителей), и если она негативна, это может стать причиной серьезных заболеваний. Так уже в утробе матери человечек проходит свою первую школу принятия и любви или ненависти и отвержения. На изменение эмоционального состояния матери ребёнок реагирует изменением характера движений. Профессор Хуго Юнг считает, что его движения можно расценивать как язык знаков, подаваемых «с целью досознательного выражения самочувствия и развития». Можно беседовать с ребёнком, спрашивать, как его зовут, говорить ласковые слова, похлопывать по животу и по его толчкам определять ответ, такую методику развития тактильных ощущений ребёнка, налаживания контакта с ним задолго до родов датчанин Франц Бельдман назвал гаптономией (от греческого – hapto –касаться). Радуйтесь, наслаждайтесь жизнью, а ребёнок будет радоваться вместе с вами, а, поглаживая, похлопывая свой животик, танцуя вместе с ним, вы, наверняка, добьётесь и ответной реакции. Ощущения радости, любви, передаваясь ребёнку, зафиксируются в клетках его мозга и во многом определят его отношение к миру после рождения. Существует мнение, что, если зримо представлять себе те качества, которые хочется видеть у своего будущего ребёнка, сознательно визуализировать их, они войдут в новое существо и станут его личностными особенностями.



Развитие сенсорики (органов чувств)

Уже к 3-му месяцу беременности у развивающегося малыша появляется вкусовое восприятие, вскоре развиваются обоняние и слух, чувство равновесия, кожа ребёнка постоянно подвергается воздействию мышц матки и передней брюшной стенки, так что ребёнок рождается с уже хорошо развитым тактильным восприятием. В последнюю очередь появляются зрительные ощущения, но всё-таки ребёнок различает свет, который падает на живот матери, поэтому для развития зрения растущего крохи очень полезно принимать солнечные ванны. Ребёнок уже в материнском чреве демонстрирует определенные вкусовые пристрастия, ведь нос и рот его постоянно омываются амниотической жидкостью, которая имеет вкус и запах. Ребёнок может глотать или выплевывать её уже начиная с 10-й недели. Если добавить в амниотическую жидкость сахар, малыш проглотит двойную порцию, а если добавить горький раствор, то количество заглатываемой околоплодной жидкости резко уменьшается. Можно сказать, что ребёнок питается вместе с мамой: состав околоплодной жидкости зависит от того, что она ест, пьёт, чем дышит и т. д. Так что ещё до рождения вы можете познакомить ребёнка с разными вкусами, приучить к определенной пище. Уже шестимесячный плод прекрасно слышит, внешний мир врывается в его жизнь водопадами звуковых вибраций, которые он запоминает, ведь звуки извне могут доходить до ребёнка в усиленном виде, он ощущает на себе вибрации звуковых волн, воспринимает их как бы всем телом. За два месяца до рождения малыш начинает различать мужской и женский голоса (кстати, некоторые учёные считают, что мужской, и вообще низкие звуки, ребёнок слышит более отчётливо). Известны случаи, когда ребёнок шевелился в такт музыки. В своём интервью американский дирижёр Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: «Эта любовь жила во мне ещё до рождения». Знакомясь с определённым произведением впервые, он уже знал партию скрипки ещё до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он упомянул об этом при матери, которая занималась музыкой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной. О подобном феномене рассказывали и другие музыканты. Замечено, что младенцы прекрасно относятся к классической, медленной музыке. Вивальди, Шопен – неизменные любимцы у ещё не родившихся малышей. Впрочем, подобрать музыку не так сложно, почти наверняка, ребёнок своими движениями даст понять, что ему нравится. Очень полезно «давать послушать», как звучат разные инструменты, колокольчики, бубны, цимбалы, трещотки, музыкальные шкатулки. Пусть мир звуков будет разнообразным и красивым. Даже если ваш малыш и не станет в будущем музыкантом-виртуозом, он будет восприимчив к музыке, и у него хорошо будет развит слух. У матерей, регулярно занимавшихся во время беременности музыкой, в три раза чаще рождаются дети с абсолютным слухом. Но самое значительное воздействие имеет голос самой матери, он оказывает вибрационное воздействие на клетки плода, активизируя различные биохимические процессы в них. Потому так популярно пение у многих народов во время беременности и родов. Пойте и разговаривайте со своим ребёнком как можно больше. Считается, что ребёнок запоминает музыкальные отрывки, стихи и колыбельные, которые слышал ещё в животике у мамы.



Развитие речи

Рядом исследователей выдвигается гипотеза о том, что ребёнок фиксирует даже язык, на котором говорят вокруг его мамы, да и сама мать, впоследствии он начинает раньше говорить, а если его усыновят граждане другой страны, он легко усвоит язык, на котором говорила его настоящая мать. Описан эксперимент, проведённый любящим отцом над своим ещё не родившимся сыном. В этом эксперименте он читал вслух отрывок из Одиссеи Гомера, находясь рядом со своей беременной женой. Когда ребёнку исполнилось семь лет, ему предложили выучить наизусть два отрывка из Одиссеи. Один был взят из той части, которая была ему прочитана несколько раз ещё до рождения. Знакомый отрывок ребёнок выучил вдвое быстрее незнакомого. Точно установлено, что дети в животике у мамы узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости. Понимают интонацию, настроение собеседников, – если окружающие, особенно мать, говорят нервно и раздражённо, у них учащается сердцебиение, а частота сердечных сокращений нормализуется, когда тон разговора становится спокойным. Вы можете начать развивать у ребёнка способность к слуховому восприятию звуков речи, учить его прислушиваться и слышать, развивать чувство ритма. Как можно больше разговаривайте с ним, пойте песенки, рассказывайте стихи, не забывайте при этом похлопывать по животу, подчеркивая ритм. Объясняйте свои действия, особенно, если произошло что-то неприятное, успокойте его.

Чем бы вы ни занимались со своим будущим малышом, главное - чтобы эти занятия приносили радость вам обоим. Фантазируйте, придумывайте, прислушиваясь к себе и уважая развивающиеся способности своего ребёнка, вы непременно добьетесь успеха».

Начиная с 1996 года в России началось широкое распространение пренатальной педагогики по методике «Сонатал», автором которой является Михаил Лазарев (д.м.н.). Метод направлен на обучение беременной женщины навыкам общения с ребёнком ещё до его рождения, на стимуляцию двигательной активности, раннее психоэмоциональное созревание плода, а также на улучшение самочувствия самой беременной женщины, подготовку её к родам и воспитанию здорового ребёнка. Вот как Лазарев излагает существо своего метода: «Сказанное подводит нас к одному из основных положений теории пренатальной эволюции, которое звучит так: процесс получения плодом звуковой информации должен сопровождаться развитием других функций, прежде всего двигательной.

Информация, полученная им, не просто запоминается нейронами, как это происходит после рождения. Она в прямом смысле слова лепит сами нейронные клетки. Отсюда ещё одно важное положение: пренатальный опыт плода становится основой его личности, на которую должно опираться всё последующее образование.

На базе основных положений теории пренатальной эволюции нами была разработана и сформулирована концепция пренатально - ориентированного образования, при реализации которой учитываются стадии формирования интеллекта ребёнка пренатального, раннего и дошкольного возраста, названного интеллектом развития».



В семидесятые годы ХХ века в Европе и США вокруг центров пренатальной педагогики возникло народное движение по совершенствованию физического и физиологического развития утробных детей.

В период беременности женщина проявляет высокую физическую активность, на уровне женской возможности, умеренно питается здоровой пищей, а не fast food (быстрая еда), но главное - будущая мама один день в неделю пропускает еду, переходя на внутренние резервы (питание жиром). В этот период ребёнку приходится зарабатывать себе питание повышенной физической активностью. Дитя стучит в стенки матки ручками, ножками, головкой, добиваясь, таким образом, поступления дополнительной порции пищи. Некоторые женщины так увлекались физическим развитием своего дитя, голодая по 3 и более дней, что были неспособны родить своего могучего богатыря обычным способом. Этим увлечённым женщинам приходилось делать «кесарево сечение». А это уже угроза будущему здоровью новорождённого, поскольку он не прошёл родовой прессинг, равно как и нарушает физиологическое состояние матери и её отношения с ребёнком. Здесь надо отметить, что в течение правильного пренатального периода ребёнок совершает глубокую чистку организма матери. Такая мама, грамотно вынашивая своего ребёнка, может избавиться от многих «неизлечимых» болезней, таких как ревматоидный полиартрит, зачастую возникающий после календарных прививок в детстве.

Русские женщины в прошлые века имели по 20, 30 и даже более 50 детей.

Введение 2

Внутриутробное взаимодействие на уровне «мать-дитя» 4

Сенсорные способности плода. 6

Эмоциональный след в формировании личности ребенка 8

Запись информации на клеточном уровне. 12

Отношение к плоду во время беременности. 13

Заключение. 15

Литература. 17

Введение

Рождение малыша – значительное, полное счастливых переживаний, событие в жизни каждой женщины. Осознание своей новой роли приходит как светлое, трепетное чувство, наполняя жизнь новоиспеченной матери непознанным ранее смыслом. Однако мало кто из молодых мам знает о том, что воспитание ребенка должно начаться задолго до его рождения, то есть практически с первых недель беременности.

Из уст в уста передается известная притча:

Пришли отец и мать к мудрецу и говорят:

Нашему малышу уже целых пять дней, посоветуйте, когда нам начать его воспитывать?

На что мудрец глубокомысленно ответил:

Дорогие мои, вы опоздали ровно на девять месяцев и пять дней!

Таким образом, воспитание – это процесс, к которому нужно отнестись со всей ответственностью, причем еще до рождения ребенка.

Исследования, проведенные учеными разных специальностей, подтверждают наличие и указывают важность взаимосвязи между определенными событиями, происходившими во время беременности, или самочувствия матери в этот период и какими-то отклонениями, чем-то необычным, по мнению самих матерей, в характере или поведении ребенка.

В 1982 году Андре Бертин создала Национальную ассоциацию пренатального воспитания (НАПВ). По замыслу создателей этой ассоциации она должна стать связующим звеном между проводимыми исследованиями и супружескими парами и матерями. Создание такой организации говорит о том, что пренатальное воспитание действительно оказывает огромное влияние на эмоционально-личностное развитие ребенка после его рождения.

По мнению ученых данной ассоциации, пренатальное воспитание оказывает фундаментальное воздействие на развитие ребенка, нежели воспитание его в первые годы жизни.

В древности считали, что беременные женщины и молодые мамы связаны незримой энергетической нитью с Космосом. Во время беременности женщина становится более чувствительна и восприимчива ко всему тому, что видит и слышит вокруг. А то, что чувствует мама, чувствует и ее ребенок. Этим и занимается пренатальная педагогика.

Для древних цивилизаций значимость периода беременности была абсолютно непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для жизни и развития.

В Древней Индии для беременных женщин устраивали храмовые обряды, во время которых женщины наслаждались прекрасными танцами, слушали мелодичную музыку.

В Древнем Китае существовали специальные заведения для беременных, где они могли отдохнуть и полюбоваться произведениями искусств, погулять в ухоженных садах и парках.

Современные научные исследования, проводимые специалистами четырех различных направлений, позволяют выделить важнейшие факторы, играющие роль в воспитании плода еще в утробе матери. К ним относятся:

    сенсорные (от лат. sensus – чувство, ощущение.) способности плода (изучаются специалистами разного профиля);

    эмоциональный след (обнаружен и изучается психологами и психоаналитиками);

    способность элементарных частиц, составляющих атомы, молекулы и живые клетки, «записывать» информацию (область интересов физиков);

    действие морфогенетических полей (Морфогенетические поле – поле, в котором формируется тело человека), (выдвинуто в качестве гипотезы одним из английских биологов).

Внутриутробное взаимодействие на уровне «мать-дитя»

Воспитание можно определить как «предоставление условий и средств, способных обеспечить формирование и развитие ребёнка». Воспитывая живое существо, мы подразумеваем под этим его формирование и развитие в процессе развертывания движения жизни внутри него самого. Это происходит благодаря тому физическому, эмоциональному, ментальному материалу, который он получает из окружающей среды.

После рождения ребенка процесс воспитания характеризуется тремя этапами:

1. впитывание информации;

2. подражание;

3. личный опыт ребенка.

Однако в период внутриутробного развития опыт и подражание, естественно, отсутствуют. Впитывание информации в перинатальном возрасте максимально и протекает на клеточном уровне. Новорожденный уже прожил девять месяцев, впитывая в себя информацию, поступающую от матери и от внешних раздражителей, которая в значительной степени сформировала базу для его дальнейшего развития.

Роль пренатального развития оценивается с точки зрения формирования материнского чувства, которое в дальнейшем будет определять развитие личности ребенка. Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать-это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения. Роль матери во всех случаях состоит в отношении к будущему ребенку, которое определяет ее эмоциональное состояние в беременности и служит «материалом» для формирования субъективного опыта ребенка.

Пренатальное воспитание несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Мать является посредником между внешним миром и плодом. Человеческое существо, формирующееся внутри матки, не воспринимает окружающую мать среду напрямую, однако, оно непрерывно улавливает ощущения, чувства и мысли, которые вызывает у матери окружающий её мир. Это существо регистрирует, запоминает первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

Говоря о проблемах дородового обучения эмоциям, важно отметить, что эмоция это не только психическое состояние субъекта, а еще и гормональная реакция его организма. При длительных стрессовых состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих через плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка. Величина и характер эмоционального контакта между матерью и плодом, возможно, является одним из самых решающих факторов, влияющих на развивающуюся психику ребенка, особенно на ее эмоциональную составляющую.

Во время перинатального периода развития ребенок живет практически «одной жизнью» с матерью. Сегодня доказано, что при стрессе гормоны надпочечников матери выбрасывают в кровь катехоламины (гормоны стресса), а во время положительных эмоций (радости, успокоения), гипоталамические структуры вырабатывают эндорфины (гормоны радости), которые, проникая через плацентарный барьер, непосредственно воздействуют на плод. Следовательно, мать и ребенок представляют собой единый организм, и каждый из них в равной степени страдает от неблагоприятного влияния внешнего мира, которое записывается в долговременной памяти, оказывая воздействие на всю последующую жизнь ребенка. Позитивные материнские эмоции вызывают усиление роста плода, спокойствие и возрастание уровня сенсорного восприятия плода.

Сенсорные способности плода.

Органы чувств соответствующие центры мозга плода, отвечающие за сенсорное восприятие, развиваются уже к третьему месяцу беременности. На протяжении последующих шести месяцев они совершенствуются и специализируются в соответствии с выполняемыми функциями.

Зрение, которое невозможно без света, находится в состоянии временного бездействия. Плод воспринимает лишь слабый оранжевый свет, да и то при непосредственном освещении живота матери.

Вкус у плода уже хорошо развит, плод даже может отдавать предпочтение одного другому. Это было установлено путем добавления в амниотическую жидкость (околоплодную воду, которую потребляет плод) сахара, после чего плод употреблял двойную порцию этой жидкости. При добавлении же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости снижалось в несколько раз. Внутриматочная жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и выпивает мать. Это способствует привыканию плода к вкусу той пищи, которую он будет потреблять после рождения и которая характерна для региона проживания родителей.

На сегодняшний день наиболее хорошо изучены чувствительность и слух. Кожа плода подвергается непрерывному воздействию мышц матки и брюшной стенки. Таким образом, это дает возможность поддерживать тесный контакт между отцом, матерью и плодом через брюшную стенку. Отмечено, что когда отец или мать совершают нежные поглаживания живота, то ребенок ощущает эти прикосновения и ещё до рождения он чувствует эмоциональное успокоение и заботу родителей, что в дальнейшем сказывается на его дальнейших отношениях с родителями уже после рождения и когда он становится более взрослым ребёнком.

Внутренне ухо, воспринимающее звуки и передающее сигналы в мозг плода, формируются уже в конце шестого месяца беременности. Звук оказывает огромное влияние в развитии не только плода, но и дальнейшей самостоятельной жизни ребенка. Звуки голоса матери и отца отличаются по тембру и частоте, поэтому важно, чтобы оба родителя принимали участие в беседах с малышом. Можно просто рассказать, как прошел день, как вы ждете его появления на свет, можно спеть нежную песенку – замечено, что колыбельные, которые мать пела во время беременности, лучше успокаивают новорожденных, поскольку они давно им знакомы! Эти разговоры устанавливают контакт между родителями и ребенком, и он сохранится на долгие годы.

Малыши часто узнают песни и музыку, услышанные в пренатальном периоде, причем они действуют успокаивающе на ребёнка и могут использоваться родителями, например, при его сильном эмоциональном напряжении как успокаивающее средство. Что касается рок-музыки, металла и альтернативной музыки, то всеми специалистами отмечается, что она приводит плод в состояние бешенства. Он начинает причинять матери непереносимые страдания, которые она испытывает от бурного движения плода. Такое воздействие на плод является негативным и отрицательно действует на его развитие в утробе матери и на состояние психики уже после рождения. Дети родителей, увлекающихся рок-музыкой, чаще страдают различными нервными расстройствами. Избежать такого отрицательного влияния можно - прослушивание классической успокаивающей музыки.

Т.А.Сваталова, к.п.н., доцент КРДО ГБОУ ДПО ЧИППКРО Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче оно кажется, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. К.Д. Ушинский План Перинатальная педагогика как наука Значение и особенности внутриутробного периода развития ребёнка Воздействие среды на развитие и воспитание будущего ребенка Народная педагогика о жизни до рождения Перинатальная педагогика как наука Перинатальная педагогика - молодая отрасль педагогики, изучающая управление различными факторами, влияющими на внутриутробное развитие плода. Задача перинатальной педагогики: сформулировать основные правила поведения беременной женщины для развития здорового ребенка, опираясь на знание закономерностей внутриутробного развития плода. Значение и особенности внутриутробного периода развития ребёнка Внутриутробное воспитание малыша Развитие ребенка до рождения Помесячное развитие плода Внутриутробное воспитание малыша Роль звуков и музыки в пренатальном воспитании Качество эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком Сознательное, положительное отношение к плоду во время беременности Физический уровень. Сознательное отношение к питанию. Эмоциональный уровень. Эмоции и окружающее человека пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Ментальный уровень. Осознанное влияние на силы подсознания следует строго контролировать. Развитие ребенка до рождения Восприимчивость плода Движения плода Вкусовые ощущения плода Слуховые ощущения плода Зрительные ощущения плода Познавательная деятельность плода Личность плода Помесячное развитие плода К 4-м неделям у ребенка закладываются практически все жизненноважные органы - нервные ганглии (прообраз мозга), легкое, желудок, печень, поджелудочная железа, эндокринные железы. К этому времени у него формируются первичная почка - мезонефрос, зачатки рук и ног, а также 4 пары жаберных дуг: На 5-й неделе беременности у зародыша формируются мочевой пузырь, прямая кишка, половые валики, продолжают развиваться бронхи и легкие, а также закладывается окончательная почка - метанефрос. На 6-8-й неделе у ребенка формируется лицо, у него уже можно разглядеть появляющиеся глаза и уши, а также пальчики рук и ног. В это время происходит интенсивный рост головы, которая может составлять половину от всей длины туловища. Размер ребенка на 8-й неделе около 3-х см: Плодный период внутриутробного развития Этот период продолжается с 9-й недели беременности до момента рождения. В это время происходит дальнейшее развитие и созревание всех органов и систем ребенка. Ребенок увеличивается в размере, набирает массу. В возрасте 3 месяцев длина ребенка уже составляет около 9 сантиметров, он уже начинает двигаться, хотя мать этих движений еще не замечает. В 4 месяца его длина уже около 16 сантиметров, он уже умеет открывать и закрывать рот, если дотронуться до его губ: С 16-20-й недели мама уже начинает чувствовать шевеления своего ребенка. В 24-25 недель беременности длина плода уже составляет 30 сантиметров, а масса - около 700 грамм: В 28 недель все органы ребенка уже сформированы, однако не совсем зрелые. Длина его при этом составляет около 35 сантиметров, а масса - около 1000 грамм. В этот период у ребенка уже появляется шанс выжить в случае преждевременных родов: В возрасте 32-х недель масса ребенка уже около 1600 грамм, а длина его в этот период уже около 40 сантиметров. И, наконец, в 40 недель беременности ребенок уже вполне созрел и готов к самостоятельной жизни. Начинаются роды… Воздействие среды на развитие и воспитание будущего ребенка Отрицательные воздействия во время беременности и их последствия для плода Внутренние тератогенные факторы Внешние тератогенные факторы Критические периоды внутриутробной жизни плода Дородовая диагностика пороков развития плода Народная педагогика о жизни до рождения Психология беременности Симбиоз «мать-дитя» Биохимическая связь Гормональная и эмоциональная связь Нервно-психическая связь Психологические особенности беременной Антенатальная психология Развитие органов чувств и формирование сенсорного опыта плода Научное подтверждение мудрости народных традиций как истоков перинатального воспитания Звуки музыки в жизни плода Значение психологического комфорта матери для здоровья плода Забота о здоровье плода, отраженная в народной традиции Психология рождения Развитие нервной системы и головного мозга Психический опыт новорожденного Генетическая программа развития и обучение Основы формирования здоровой психики ребенка Подготовка родителей к воспитанию ребенка в семье. Условия для формирования здоровой психики ребенка Роль матери в успешном развитии психики ребенка

Поделиться: