Труд 1 младшая группа. Хозяйственно-бытовой труд в первой младшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками

Хозяйственно-бытовой труд пронизывает всю повседневную жизнь детей, он постоянен и необходим, хотя результаты его нередко не так заметны, как в других видах труда и наглядно ощутимы лишь непродолжительное время. Хозяйственно-бытовой труд создает большие возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения заметить беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление. В период дошкольного детства перечень видов деятельностей, в которых ребенок может достичь уровня самостоятельности невелик. В младшем и среднем возрасте таким видом деятельности, который превращается в формы самовоспитания и самообразования становится труд (самообслуживание и хозяйственно-бытовой).

В младшем возрасте необходимо раскрыть детям значение труда: трудиться – это значит заботиться о ком-то. Необходимо показать 5 компонентов трудовой деятельности:

  1. задумка
  2. материал (из чего делать)
  3. инструменты (чем делать)
  4. действия (делать по порядку)
  5. результат (что задумал, то и получил)

Предварительная работа заключается в следующем:

1. Ознакомление с предметом (чашкой).

А) показать чашку как чудо! Это чашка. У нее есть стеночки высокие, донышко без дырочек, ручка.

Б) узнавание чашки (чашка и стакан).

В) уговаривание Мишки (из чашки удобнее пить, есть ручка – держать).

Г) зачем нужна чашка.

Д) все берут чашку и показывают Мишке.

2. Ознакомление с материалом – на всех видах занятий через продуктивные виды деятельности учим выбирать материал.

3. Инструменты – показать все инструменты в работе.

После этого проводится занятие «Наблюдение за мытьем чашек няней».

Мотивация: есть потребность выпить морс, а чистой чашки нет ни у кого. Кто выручит? Няня. Показ мытья чашек дидактический. Дети увидят процесс мытья, каждый его компонент наглядно. Таких занятий должно быть два.

Цель второго иная: дети должны активно разговаривать с Мишкой, доказывать, убеждать его, что из грязной чашки пить нельзя. В этом смысл повторного занятия. Дети должны в речи осмыслить процесс, его компоненты:

  1. замысел – задумала няня сделать чашки чистыми.
  2. материал – собрала грязные чашки.
  3. средства – тазы, вода, мыло, губка, поднос и руки.
  4. действия, их порядок – сначала намылила, потом сполоснула, поставила сушить.
  5. результат – чистые и сухие чашки, которые готовы для морса.

Только после этого проводится фронтальное занятие по развитию у детей самостоятельности и самоорганизации в трудовой деятельности.

Столы ставятся в свободном месте группы, там, где будет педагог показывать образец деятельности. Поднос с грязными чашечками, запачканными землей так, чтобы дети четко видели что и донышко грязное, и стеночки и даже ручка и не только внутри, но и снаружи.

Мотивация. Куклы хотят пить. Напоите их молочком. Угощайте. Дети видят грязные чашечки. Начинают говорить: «Грязные, надо мыть».

Педагог: «А вы можете позаботиться о куклах? А как вы можете позаботиться? Садитесь, я вас научу, как сделать чашку чистой».

Дети садятся на стулья, стоящие полукругом, перед ними стол, за которым будет педагог. Он спрашивает:

  • что задумали сделать? (загибает мизинчик)
  • какие сейчас чашки? (безымянный)
  • возьму грязную чашку, поставлю ее на свой стол. Сделаю ее чистой. Приготовлю рукава, сделаю их короткими, проверю свой костюм (даем детям 3 правила работы, сформулированные Буре Р.С.: 1. костюм должен быть чистым. 2. рабочее место чистое, чтобы капелек воды не было ни на столе, ни на полу. 3. чашку – результат труда – сделаю чистой, чтобы куколке было приятно пить.) Смотрите, сейчас мой костюм чистый, стол – сухой, пол тоже, но чашка пока грязная. Теперь приготовлю все для работы. Педагог встает и приносит со скамейки, где лежит оборудование для детей, называет каждый предмет, фиксирует внимание на том, где его размещает на столе: « Принесу стул, поставлю с краю около стола 2 тазика: один на стол поставлю, второй на стул.»(для воспитателя переход ребенка от одного тазика к другому – сигнал, чтобы налить воду в тазик для споласкивания. Если сразу налить малышам воду в оба тазика, то они путают и пачкают воду в обоих тазиках, теряя цель труда).

Теперь принесу мыльницу с мылом, губку, салфетку. Положу мыльницу с мылом с правой стороны, салфетку на уголок. А теперь налью воду в первый тазик. Наливаю так аккуратно, чтобы ни одна капля воды на стол не упала. Возьму чашку, опущу в воду. Возьму губку в левую руку, мыло в правую – вот так, чуть намочу губку, отожму вот так, смотрите, чтобы капельки не капали с нее и теперь намылю губку: 1,2,3 – мыло положи (если это не сказать, то дети будут бесконечно тереть мылом губку). Все – губка мыльная. Достану чашку из воды, но не поднимаю над тазиком, руки держу внизу, в тазу, иначе капельки воды будут на столе. Начинаю тереть донышко, стеночки, ручку. Опущу в воду, дам воде стечь и посмотрю, есть ли еще где грязь? Нет. Вижу, что чашка мыльная, но уже без грязи. Опущу ее во второй тазик и перейду к нему. Теперь опять налью воды и буду споласкивать, теперь чашка чистая, но мокрая. Поставлю ее на салфетку сушить. Теперь все унесу, оставлю порядок.

Показ трудового процесса воспитателем отличается от того, как его делала няня. Задача няни – выделить в трудовом процессе основные компоненты: что задумала, из чего будет делать, чем делать, как делает. А задача педагога – показать технику трудовых действий, 4 компонента трудового процесса – как надо делать!

«Посмотрите, как понесу тазик с водой, чтобы не пролить на пол – вот так, за края двумя руками. Поднесу к ведру, наклонюсь и медленно солью воду в ведро, потом также принесу второй тазик. Затем протру их салфеткой, сложу стопочкой. Возьму салфетку, пойду проверю не осталось ли капелек воды на столе – протру стол, вот так. Уберу мыльницу с губкой в тазики. Теперь все чисто и сухо. Могу взять чашечку и идти угощать куклу? Нет, надо еще проверить костюм – опустить рукава, а потом идти к кукле.»

Мы специально не вводим клеенчатые передники, чтобы учить детей самоконтролю своих действий.

«Вот теперь и вы сделаете чашки чистыми. Приготовьте свой костюм.» дети берут чашку и каждый находит себе место, кто где хочет, кто с кем хочет работать рядом. Потом начинают переносить со скамейки все, что нужно для работы.

Педагог наблюдает, никаких указаний никому не дает. Цель – развивать самоорганизацию. Заметив, что кто-то уже готов, подхожу к ребенку, проверяю, называя каждый предмет: тазы есть, салфетка есть, мыльница есть (то, что у ребенка приготовлено). « Так, ты еще не готов. Подумай, что ты еще не принес». Отходит к следующему, опять лично называя ему предметы. Если все правильно – наливаем воду.

Во время работы педагог проходит, наблюдает, подсказывает, разговор с каждым тихий, личный. В группе спокойная, рабочая атмосфера, дети разговаривают сами с собой, показывают свою работу. Когда закончил работу, педагог спрашивает, что будешь делать дальше?

Надо поставить ведра, тазы, куда дети будут сливать воду в таком количестве, чтобы удобно было переносить на небольшое расстояние.

Ребенок убирает, берет свою чашку, куклу и садится на стул играть. Задача воспитателя – заметить каждого, где он трудился, все ли за собой убрал. Контроль позволит справедливо провести анализ деятельности детей. Когда все закончат, все сядут с куклами, говорю: «Куклы довольны, очень вкусным вы их напоили, чем ты поил из своей чашечки? А ты чем?»

Вносится Мишка: «А где вы взяли чистые чашки? Научите меня, я тоже хочу сам мыть чашку.»

Подожди нас, кто первым пообедает, тот и научит.

После обеда запись рассказа о том, как мыли чашку.

После этого в другие дни в утренний отрезок времени подготовить для детей проблемную ситуацию: в кукольный уголок поставить грязную чашку. Как ребенок будет решать эту ситуацию? Прежде, чем мыть, он должен сказать, что ему надо для работы. В процессе мытья посоветовать как лучше тереть губкой, что нужно протирать, чтобы чашка стала чистой. Вместе решить, вымылась ли чашка. При оценке результата обращать внимание не только на чистоту чашки, но и не забыл ли приготовить костюм, рукава, аккуратно ли мыл. Такую работу необходимо провести с каждым ребенком.

Воспитатель проводит и показывает трудовой процесс без ошибок, Мишка же – торопыга. Он торопится, ошибается, постоянно провоцирует детей. Дети учат его, переходят на позицию «учителя».

В средней группе дети овладевают следующими трудовыми процессами:

1. мытье стульчиков, игрушек.

2. стирка салфеточек.

Организация работы проводится также как и при мытье кукольной посуды.

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень самостоятельности, достигнутый в одном виде деятельности – база для расцвета новой деятельности, почва для самовыражения в ней.

Перспективный план трудовой деятельности

1 неделя – самообслуживание

2 неделя – хозяйственно-бытовой труд

3 неделя – труд в природе

1 неделя

Игра «Мы пришли умыться »

Знаем, знаем, да, да, да

Где тут прячется вода

Выходи, водица,

Мы пришли умыться

Учить детей правильно умываться; воспитывать культурно-гигиенические навыки; проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).

мыло

Цель: Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать опрятность

2 неделя

Хозяйственно-бытовой труд

Беседа «Всему свое место»

Закреплять знания детей о том, в каком порядке хранятся игрушки. Учить аккуратно и компактно складывать строительные детали в коробки.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться

3 неделя

Труд в природе

Привлечь детей к поливу клумбы

( под руководством воспитателя поливать растения).

Знакомить детей с правилами ухода за растениями. Дать детям понятия о том, что растениям необходимы вода и свет, что за ними нужно ухаживать, поливать, опрыскивать. Учить выполнять трудовые действия; воспитывать желание ухаживать за растениями, заботиться о них, проявлять бережное отношение к ним. Развивать любознательность, инициативность.

Лейки

4 неделя

Хозяйственно-бытовой труд

Разыгрывание игровой ситуации «Помоги кукле Тане накрыть на стол».

Развивать элементарные трудовые умения и навыки; помогать няне накрывать на столы (расставлять салфетницы, хлебницы, ложки). Закреплять названия предметов посуды, правила обращения с посудой (посуду нельзя ронять, она разбивается). Развивать стремление трудиться вместе со взрослыми, испытывая удовлетворение от совместного труда

ОКТЯБРЬ

1 неделя

Самообслуживание в процессе умывания

Упражнение «Закатаем рукава»

Руки надо чисто мыть

Рукава нельзя мочить

Учить детей закатывать рукава перед умыванием; воспитывать аккуратность, спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

Разыгрывание игровой ситуации «Поможем мишке собраться на прогулку».

Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого; самостоятельность

2 неделя

Хозяйственно-бытовой труд

Игра «Убери мусор в корзину

Объяснить детям, что для мусора есть специальная корзина; воспитывать привычку соблюдать чистоту и порядок

Корзина для мусора

3 неделя

Труд в природе

Полив комнатных растений

Учить детей правильно поливать растения (под листья); воспитывать желание ухаживать за растениями

лейки

4 неделя

Хозяйственно-бытовой труд

Привлечение детей к помощи воспитателю

(подготовка к НОД )

Развивать умение правильно расставлять оборудование на столах; воспитывать ответственность

Дощечки для лепки

НОЯБРЬ

1 неделя

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

Упражнение «Выверни колготки»

Учить детей правильно выворачивать колготки; воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.

Разыгрывание игровой ситуации

«Расскажи мишке зачем надо завертывать рукава ».

Учить детей завертывать рукава. Учить спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).

2 неделя

Хозяйственно-бытовой труд

Упражнение «Расставим стулья»

Учить детей действовать в соответствии с заданием; воспитывать положительное отношение к труду

3 неделя

Труд в природе

Опрыскивание растений водой

Продолжать знакомить с правильным уходом за растениями; воспитывать заботливое отношение к природе

Опрыскиватели

4 неделя

Ознакомление с трудом взрослых.

Наблюдение за трудом дворника (поливает участок, сгребает граблями листву, мусор, увозит на тачке).

Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых.

Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым

ДЕКАБРЬ

1 неделя

Самообслуживание в процессе умывания.

Дидактическая игра «Умой куклу Таню»

Учить детей порядку умывания; спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого

2 неделя

Труд в природе

Посадка лука

Учить детей втыкать луковицы в землю; воспитывать положительное отношение к труду

Луковицы,

ящики с землей

3 неделя

Наблюдение за трудом няни (моет посуду, пол).

Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым.

4 неделя

Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым

(Раскладывать книжки)

Закреплять знания детей о том, где лежат книги.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, желание трудиться. Развивать волевое усилие, желание помогать взрослым, проявлять активность, старание, доводить порученное дело до конца.

ЯНВАРЬ

1 неделя

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

Упражнение «Все мы делаем по порядку»

Учить детей снимать и надевать одежду в определенном порядке

Самообслуживание в процессе умывания

пены , тщательно смывать). Учить спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).

2 неделя

Хозяйственно-бытовой труд

Помогать няне накрывать на столы (расставлять салфетницы, хлебницы, ложки )

Закреплять названия предметов посуды, правила обращения с посудой (посуду нельзя ронять, она разбивается). Развивать стремление трудиться вместе со взрослыми, испытывая удовлетворение от совместного труда.

3 неделя

Труд в природе

Помыть листья фикуса

Продолжать учить детей правильному уходу за растениями; воспитывать заботливое отношение к растениям

Салфетки

4 неделя

Расставлять игрушки .

Закреплять знания детей о том, в каком порядке хранятся игрушки. Учить аккуратно и компактно складывать строительные детали в коробки. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

Игра «Одежкин домик»

Учить детей правильно складывать одежду в шкафчике; воспитывать любовь к порядку

Самообслуживание в процессе

умывания

Разыгрывание игровой ситуации «Помой руки кукле Кате»

Учить пользоваться мылом (намыливать руки до образования пены , тщательно смывать). Учить спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).

Мыло

Кукла Катя

2 неделя

Труд в природе

Подкармливание птиц

Учить готовить корм для птиц: измельчать руками кусочки хлеба, оставшиеся после обеда.

Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу, наблюдательность.

Хлеб

Кормушки для птиц

3 неделя

Хозяйственно-бытовой труд

Расчищать дорожку от снега (небольшой отрезок).

Учить выполнять задания воспитателя, няни. Формировать навыки работы с лопатами.

Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать интерес к повседневном труду, желание принимать в нем участие; желание трудиться самостоятельно активно; любовь к чистоте и порядку.

4 неделя

Ознакомление с трудом взрослых

Наблюдение за трудом медсестры в медицинском кабинете (бинтует, мажет мазью, взвешивает, измеряет рост, закапывает капли в нос ).

Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Дать конкретные представления труде взрослых, общественной значимости труда.

Закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах их труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым; желание отражать полученные впечатления и представления о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх.

МАРТ

1 неделя

Самообслуживание в процессе умывания

«Вытрим личико»

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

Дидактическая игра «Шнуровка».

Учить, пользоваться различными застежками. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого

2 неделя

Хозяйственно-бытовой труд

Расставлять стулья (в групповой комнате, в зале.

Учить выполнять порученное дело до конца, трудиться совместно, трудиться рядом, общаться в процессе деятельности, действовать в соответствии с заданием. Формировать дружеские взаимоотношения.

Развивать настойчивость, терпение, аккуратность. Воспитывать стремление оказывать помощь

3 неделя

Труд в природе

Под руководством воспитателя сажать луковицы тюльпанов, нарциссов, гладиолусов .

Учить сажать растения (какой частью нужно сажать луковицы в землю).

Закреплять представления об уходе за растениями.

Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу, проявлять в работе старание и аккуратность.

4 неделя

Ознакомление с трудом взрослых

Экскурсия в прачечную

наблюдение за процессом глажения белья. Разыгрывание игровой ситуации «Погладим белье для куклы Кати

Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Дать конкретные представления о труде взрослых, общественной значимости труда.

Закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах их труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым; желание отражать полученные впечатления

АПРЕЛЬ

1 неделя

Самообслуживание в процессе умывания.

Чтение потешки «Водичка, водичка…»

Учить: мыть лицо, насухо вытираться своим, снятым и развернутым полотенцем, аккуратно вешать его на место. Учить бережно относиться к предметам личной гигиены (полотенце).

Самообслуживание в процессе одевания

Упражнение «Наши вещи ложатся спать»

Учить детей аккуратно складывать вещи на стульчик; воспитывать бережное отношение к вещам

2 неделя

Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом

Собирать игрушки перед уходом с прогулки

Учить выполнять задания воспитателя, няни. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать бережное отношение к игрушкам интерес к повседневном труду, желание принимать в нем участие; желание трудиться

3 неделя

Труд в природе

Полив комнатных растений

Продолжать учить правильно поливать растения; воспитывать заботливое отношение к растениям

лейки

4 неделя

МАЙ

1 неделя

Самообслуживание в процессе умывания

Учить своевременно пользоваться носовым платком .

Учить спокойно вести себя, проявлять вежливость; бережно относиться к предметам личной гигиены (носовой платок);

2 неделя

Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом.

Собирать мусор .

Учить выполнять задания воспитателя, няни. Воспитывать желание трудиться самостоятельно активно; любовь к чистоте и порядку, желание старательно трудиться на общую пользу; стремление добиваться результата в труде, имеющем значение для окружающих.

3 неделя

Труд в природе

Помогать воспитателю поливать цветник, огород .

Учить носить воду в лейках, правильно поливать растения (лить воду под листья равномерно). Воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание трудиться на общую пользу.

4 неделя

Хозяйственно-бытовой труд в первой младшей группе

Вовлечение" href="/text/category/vovlechenie/" rel="bookmark">вовлекают в совместную с ними посильную работу, дают поручения, которые они могут выполнить.

Дети должны уметь называть наблюдаемые трудовые действия взрослых в семье, детском саду, на улице: няня моет и вытирает посуду; повар варит суп, компот, готовит другую еду; мама шьет платье, стирает и гладит белье; дворник подметает дорожки, расчищает их от снега.

Наряду с формированием представлений о бытовом труде взрослых детей привлекают в качестве помощников: по просьбе воспитателя малыши выносят на площадку игрушки, ставят стулья к столам, приносят и убирают материал для занятий, собирают бумагу с пола или листья на участке, приносят тарелки с хлебом на столы. Все это способствует овладению детьми трудовыми навыками, готовит их к более сложной трудовой деятельности в дальнейшем.

Выполнение даже элементарных трудовых поручений воспитатель связывает с заботой о других людях ― сверстниках, няне, родителях, дворнике. Вместе с тем педагог воспитывает желание помогать взрослым, выполнять их поручения, соблюдать чистоту и порядок: старательно вытирать Ноги, не сорить, не лить воду на пол при умывании, не разбрасывать игрушки.


Методика работы. Педагогическое руководство хозяйственно-бытовым трудом осуществляется с учетом возрастных особенностей детей этой группы.

Воспитатель, формируя элементарные трудовые навыки, опирается на большое стремление малышей к активности, самостоятельной деятельности, па их желание подражать взрослым. Задача воспитателя ― поддерживать и поощрять настойчивое «я сам!», а также научить детей целенаправленному действию. Наиболее приемлемой здесь оказывается индивидуальная форма организации труда. Ребенок, контактируя с воспитателем, учится выполнять определенные действия, затем ряд операций.

Особое внимание воспитатель уделяет показу и объяснению, как надо выполнять то или иное действие. «Ты тарелочку возьми вот так, двумя ладошками. Смотри, как я ее держу. Правильно, держи хорошо, к себе не прислоняй,― говорит воспитатель.― И я возьму тарелку. Давай поставим на стол. Ставь, Олечка, тарелку вот сюда. И ты, и все ребятки будут суп есть с хлебом». Воспитатель радуется, что ребенок успешно справился с заданием, радуется и девочка. Она получила первый урок участия в хозяйственно-бытовом труде.

Приобщая малыша к труду, важно, чтобы он видел и цель действия, и результат работы. Этому и способствует показ и объяснение взрослого. Он говорит: «Держи тарелочку двумя руками. Не прислоняй к себе. Поставь тарелочку на стол, ребята будут есть суп с хлебом». Все это понятно малышу. Он испытывает удовольствие не только оттого, что несет тарелку к столу, но и оттого, что достигает необходимого результата ― ставит ее на стол.

Однако мало только показать и объяснить, как следует выполнить действие. Малышу нужна непосредственная помощь. Воспитатель может вместе с ребенком нести на участок мишку, машину; дать малышу в руки подставку с карандашами, показав как надо ее держать (крепко ее захватить руками малыша), чтобы не выскользнула из рук, и поставить ее в шкаф. Постепенно дети овладевают навыками, и взрослый может уже ограничиться оказанием помощи лишь в случае выполнения ребенком трудного действия. По мере освоения действий воспитатель использует другой прием ― напоминание: «Ты, Костя, стульчик всегда немножко приподнимай, когда его ставишь к столу. Тогда не будет так шумно. Покажи, как ты это сделаешь. Вот и хорошо. Еще так же поставь другой стульчик».

Очень важно создать спокойную и деловую атмосферу, не торопить ребенка с выполнением задания, не делать за него того, что он может сделать сам. И конечно, нужно помнить о постоянстве требований относительно того, что и как должен делать ребенок. Так, воспитатель обращает внимание малыша только на такую последовательность в работе: «Сначала нужно все карандаши со стола собрать, сложить их так, чтобы отточенные концы были с одной стороны, поставить их в подставку (бокал, стакан) неотточенной частью вниз, а затем отнести подставку на полочку». Если взрослый и в дальнейшем будет постоянен в содержании требований, ребенок научится необходимым действиям, усвоит их последовательность. У малыша выработается привычка действовать определенным образом.


Примером может служить игра-занятие «Как игрушки убежали от Коли». Содержание игры заключается в том, что мальчик Коля любил играть в игрушки, но ленился их убирать. Однажды машина, мяч, мишка, кубики убежали от мальчика. Ему стало скучно, и он заплакал: «Почему и игрушки не берег, не убирал на место? Вот если бы они ко мне вернулись, я стал бы их всегда убирать». Игрушки услышали ли слова и вернулись к Коле. Он обрадовался мишке, кубикам, мячу, машине, все сложил аккуратно.

Ребята могут в ходе развития сюжета помочь Коле навести порядок в игрушках. Малышей можно спросить, почему игрушки убежали от мальчика, что нужно делать, чтобы они не покидали детей. Все это воспитывает у ребят правильное отношение к хозяйственно-бытовому труду, интерес к нему, обеспечивает овладение необходимыми действиями.

Успех детей нужно отмечать. Поощрение создает у ребенка радостное настроение, стремление к повторению действия, к достижению желаемого результата.

Для формирования у детей представлений о хозяйственно-бытовом труде взрослых воспитатель организует специальные наблюдения, обращает внимание малышей на то, что делает няня (чисто моет посуду, окна, пол, наводит порядок в группе, умывальной, раздевальной), на то, как надо стирать кукольное белье, гладить его, наводить порядок в игрушечном хозяйстве. Важно вызвать детей на разговор по поводу увиденного. При этом вести разговор не в форме беседы, а дать возможность ребенку свободно высказать то, что ему запомнилось, понравилось.

Организуя подобные наблюдения, педагог использует ситуации, позволяющие малышам принять элементарное участие в труде взрослого: убрать в буфет ложки, подать тряпочку, принести воды, повесить на низко висящую веревку выстиранную воспитателем кукольную одежду.

Выполнение детьми элементарных трудовых поручений вполне доступно для малышей двух-трех лет и вместе с тем ценно, так как готовит их к трудовой деятельности, становление которой происходит в старшем дошкольном возрасте.

Воспитатель

Воспитательные задачи:

1. Формировать и закреплять у детей интерес к труду, желание включиться в него.

2. Учить детей трудиться рядом, не мешая друг другу.

3. Поддерживать и развивать интерес к труду сверстников и взрослых, стремление кобщению и совместной деятельности с ними.

4. Воспитывать у детей исполнительность, послушание, желание выполнить требование взрослого.

5. Прививать детям навыки выполнения трудовых поручений, способствовать появлению у них желания овладеть этими навыками.

Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд (2—3 ребенка).

Сложить аккуратно на полке строительный материал.

Расставить игрушки, посадить красиво кукол.

Расставить стулья на занятие, по окончании — убрать их.

Вынести на участок игрушки, а после прогулки помочь собрать их.

Разложить на столе ложки, расставить салфетницы.

Отнести на раздаточный стол чашки, салфетницы.

Раздеться, одеться, помочь товарищу развязать шарф.

Расчистить дорожку от снега.

Собирать сор, листья в определенное место.

Смести снег с лавочек.

Труд в природе:

Поливать комнатные растения.

Полить грядку на огороде, цветник на участке.

Кормить птиц.

Сеять крупные семена (гороха, фасоли, настурции).

Сажать лук.

Вытирать пыль с листьев крупнолистных растений.

Средняя группа

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать и поощрять стремление детей помогать друг другу, учить умению принимать помощь своих товарищей.

2. Приучать детей к соблюдению навыков культуры труда: знать и находить то,Воспитывать умение совместно достигать цель, не переключаясь на более интересное занятие, игру.

3. Развивать у детей чувство радости от совместно выполненной работы, от совместных усилий, направленных на достижение общего результата.что нужно для работы, бережно пользоваться предметами труда, уносить их на место по окончании работы и по просьбе воспитателя.

4. Закреплять стремление детей включаться в труд по собственной инициативе по примеру сверстников.

Хозяйственно-бытовой труд (3—4 ребенка).

Протирать мокрой тряпкой столы, стулья. Стирать кукольное белье.

Вытирать влажной тряпкой пыль с подоконников.

Вытирать разлитую воду после поливки цветов.

Мыть и протирать строительный материал.

Мыть игрушки в группе и на участке.

Наводить порядок в раздевальных шкафах.

Подметать часть участка, веранды, дорожки.

Сметать снег с лавочек, игрового оборудования.

Собирать песок в горку в песочном дворе.

Собирать мусор и относить его в ведерках в определенное место.

Труд в природе:

Собирать овощи, фрукты в саду и огороде.


Срезать лук специальными ножницами.

Рыхлить землю в цветочных горшках.

Собирать природный материал для поделок.

Собирать щавель, крупные семена.

Ухаживать за птицей, черепахой (менять им воду, кормить их, уносить в определенное место отходы).

Приносить из кухни корм (капусту, морковь, зелень).

Старшая группа

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать у детей устойчивое положительное отношение к труду, закреплять интерес к коллективной деятельности со сверстниками и взрослыми.

2. Прививать детям навыки совместной постановки цели и достижения ее результатов.

3. Развивать умение общаться со сверстниками: обсуждать и планировать работу, оценивать достигнутый результат.

4. В совместном труде воспитывать у детей чувство справедливости; правильно распределять интересную и малоинтересную работу, трудиться с детьми до конца.

5. Приучать детей выполнять некоторые задания по типу «совместного труда».

Хозяйственно-бытовой труд.

Приводить в порядок шкаф с игрушками и пособиями.

Протирать подоконники влажной тряпкой в групповой комнате и спальне.

Помогать няне застилать чистое белье, надевать наволочки.

Поливать в сухую погоду участок, в песочном дворе — песок.

Протирать лавочки на своем участке и у малышей.

Следить за порядком в песочном дворе.

Мыть, просушивать и укладывать строительные материалы.

Приводить в порядок огород (очищать от мусора и камней).

Приводить в порядок игрушки (мыть, сушить, протирать).

Подметать участок, дорожки (от снега, песка, мусора).

Стирать салфетки, тряпочки, использованные на занятиях по изобразительной деятельности.

Срезать цветы, составлять букеты, украшать помещение.

Протирать шкафы в раздевальной комнате (совместно с няней).

Труд в природе:

Пересаживать комнатные растения.

Сеять семена цветов, овощей, выращивать рассаду.

Высаживать рассаду, ухаживать за ней.

Собирать корм на зиму для животных, птиц, находящихся в детском саду.

Полоть грядки на своем участке и участке малышей.

Собирать в саду ягоды и фрукты.

Перекапывать грядки (вторичная перекопка).

Ручной труд:

Вместе с воспитателем менять воду в аквариуме.

Ремонтировать книги.

Готовить пособия, материалы для предстоящего занятия.

Делать гирлянды, бусы, елочные украшения.

Ремонтировать пособия, игрушки для сюжетно-ролевых игр.

Участвовать в оформлении группы, участка к праздникам.

Изготавливать сувениры, игрушки, украшения из природного материала.

Делать гирлянды цветных флажков для оформления веранды, песочного двора.

Конспект практического занятия по трудовой деятельности для младшего дошкольного возраста «Купаем кукол»


Цель: организовать практическую трудовую деятельность детей посредством ухода за куклами.

Задачи:
1. Продолжать учить детей трудиться в коллективе;
2. Упражнять их в умении предлагать свою помощь товарищу;
3. Воспитывать чувство ответственности за общее дело, удовлетворения от успешного выполнения работы;
4. Активизировать словарь детей, употребляя в речи слова: мыльница, намыливать, ополаскивать, пенится, губка.
5. Учить определять свойства воды (холодная, горячая, теплая)
6. Учить обозначать характер действий (намыливать, смыть мыло, вытирать)
7. Учить детей доброму отношению к куклам.

Форма организации: коллективный труд.
Вид труда: хозяйственно-бытовой.

Предварительная работа:
Игры с водой: «Холодное - горячее», «Плавает -Тонет», «Переливание»
Д /игра: «Умывалочка», «Вымой руки»
Игровые упражнения: «Чистые ладошки»
Игры – забавы: «Мыльные пузыри»
Чтение потешек, стихотворений.


Материал:
На столе 2 таза, мыльница, мыло, губки, полотенце, зёленое ведёрко с горячей водой, желтое ведёрко с холодной водой.
Кукла Катя, красивая коробочка, мыльные пузыри.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости обещала прийти кукла Катя, но что-то она опаздывает….Раздается стук в дверь. Воспитатель открывает дверь и вносит большую куклу Катю (носик, щёчки и ручки куклы измазаны чёрной краской).

Воспитатель: Ой, Катя, что с тобой? Что у тебя на носике, на щёчках, на ручках? Что это, дети? (Грязь)

Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Девочка чумазая» сопровождая чтение инсценировкой
Воспитатель: Ребята, кукла очень грустная, не хочет быть грязной, поможем Кате? (Поможем). У меня есть волшебная коробочка, в ней много полезных вещей, я буду их доставать, а вы говорите, какие из них нам понадобятся, чтобы вымыть куклу.
Воспитатель поочерёдно достаёт из коробки мыло, тетрадку, полотенце, машинку, губку, телефон - дети определяют, что нужно для купания. Воспитатель уточняет назначение предметов, объясняет, как ими пользоваться.

Воспитатель: А теперь, давайте искупаем Катю в тазике. (Подходят к столу, где стоят два пустых таза, и два ведра с горячей и холодной водой). Потрогайте, дети, какая вода в зелёном ведерке? (Горячая)
В зелёном ведерке горячая вода. А какая вода в желтом ведерке? (Холодная)

Катя в горячей водичке купаться не любит и в холодной водичке купаться не любит. Она любит купаться в теплой водичке.
Сейчас мы с вами нальем в таз сначала холодной водички, а потом добавим водички горячей. Я смешала горячую воду и холодную. Какая водичка получилась? (Дети опускают руки в тёплую воду) – Водичка стала тёплая.

Воспитатель берёт куклу Катю, снимает с неё одежду, сажает куклу в та-зик и начинает купать. При этом сопровождает свои действия пояснениями, проговаривает слова: мыло, мыльница и т.д.


Воспитатель берет губку. Проговаривает, это губка, ей мы моем куклу Катю. Намыливая кукле голову, взбивает пену и приговаривает:
Будет мыло пениться
И грязь куда – то денется.
Водичка, водичка
Умой Катюше личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Воспитатель: Наша Катюшка, стала чистенькая, только нужно смыть с неё всю пену. Что для этого нужно сделать? (Нужно ополоснуть куклу чистой, теплой водичкой).
Вы помните, какая водичка в зелёном ведерке? (Горячая).
А в жёлтом ведерке? (Холодная).
Воспитатель: Какая получится вода, если я смешаю горячую воду с холодной (теплая).
Во второй таз наливаем теплую воду.
Воспитатель: Этой теплой водичкой я смою с нашей куколки остатки мыла.
Льет водичку на куклу, ласково приговаривая:
Теплую водичку
Льем на нашу птичку.
(Воспитатель достает из тазика куклу и вытирает ее полотенцем)
Вытрем Катю полотенцем и положим на кроватку отдохнуть. (Куклу укладывают на широкое полотенце - «в кровать»)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, остальные куклы тоже хотят быть чистыми и красивыми, давайте помоем и их? Возьмите каждый по одной кукле. (Дети при помощи воспитателя моют своих кукол, ополаскивают их и укладывают чистых кукол рядом с Катей)


Воспитатель: Посмотрите, в тазике вода стала грязная и мыльная. Ее надо вылить. Воспитатель убирает также мыло в мыльницу, вешает сушить полотенце.
Затем воспитатель предлагает посмотреть, какие куклы стали чистые, красивые. Отмечает, что все хорошо потрудились, все работали дружно, помогали друг другу. Затем накрывает кукол полотенцем и сообщает, что куклам нужно отдохнуть, поспать, а детей приглашает поиграть с мыльными пузырями.
Поделиться: