Как мужчине уйти в монастырь: стоит ли отрекаться от мирской жизни? Откровенно о главном: зачем и как уходят в монастырь Почему молодые люди уходят в монастырь.

Что заставляет молодых, полных сил людей покидать общество, отрекаться от житейских радостей и в полном расцвете сил уходить в монастырь, когда казалось только жить да жить? Ведь священные заповеди можно соблюдать где и когда угодно или здесь кроются более глубокие причины?

Понятны мотивы тех, кого судьба-злодейка придавила и другого выхода нет, но бегут от мирской суеты также люди успешные, богатые, из знатных семей, получившие прекрасное образование, с привлекательной внешностью.

Почему люди уходят в монастырь

Укоренился общественный стереотип, что жизнь в монастыре – это конец жизненного пути, тупик и туда идут люди, которые не смогли найти себя, реализовать своё предназначение, но так ли это на самом деле?

Наиболее распространенные причины ухода в монастырь:

  • потеря веры;
  • эмоциональная и умственная незрелость;
  • разрыв между ожиданиями и действительностью;
  • разочарование в любви;
  • неспособность реализовать собственные цели;
  • страх безысходности;
  • безответственность;
  • чувство одиночества;
  • потеря смысла жизни;
  • трудности в отношениях с близкими, друзьями, начальством;
  • желание покаяться, замолить грехи;
  • стремление посвятить себя служению Богу.

Причин бесконечное множество, но уход от мира злой действительности не решает психологических проблем личности, а скорее усугубляет их. Став монахом, бежавший от проблем и поспешивший с выбором человек, обрекает себя на неминуемую работу над преобразованием собственного внутреннего мира, которое сродни перерождению. Жизнь в братстве монахов, посвящение себя служению Богу подразумевает полный отказ от личных интересов, желаний, гордыни.

Монастырь напоминает большую семью, где у каждого свои обязанности, которые исполняются добросовестно. Монахи живут скромной, аскетичной жизнью далёкой от бытовых, семейных, материально-финансовых проблем. Большую часть времени они проводят в трудах – занимаются натуральным хозяйством, доят коров, убирают навоз, изучают труды великих православных сподвижников, изготавливают церковную утварь, помогают неимущим и молятся. Сможет ли человек эгоистичный, не готовый отречься от себя выдержать такое испытание, вести подобную жизнь в монастыре? Разумеется, нет. Его ожидает разочарование и набор внутренних психологических проблем, деморализующих личность.

Зов сердца

Монастырь – не темница, где постоянно скорбят и плачут. В монашеской среде много молодых, активных, жизнерадостных, успешных людей, желающих оставаться чистыми, не замаранными социумом, деньгами, плотскими удовольствиями и др. страстями. Их душа требует большего. Она не может смириться с неудовлетворённостью духовных поисков, её не прельщают земные идеалы. В ней сокрыта жгучая потребность служить Богу, людям, добру, высоким идеалам.

Монахи – это войско Христово, непрестанно воюющее со своими страстями во имя Царства Небесного.

В старину, православные христиане отдавали своих отпрысков в монахи, служивших молитвенниками для всего их Рода. Таких детей готовили к монашеству с раннего детства, воспитывая в них возвышенное чувство долга и беззаветную любовь к Богу. Жизнь в монастыре для таких подвижников, сродни духовному призыву Бога к уединённому пути послушника, отрёкшегося от мира (Промысел Божий). Словами не передать ту громадную радость, счастье человека, обретшего веру в сокровищнице души своей, огонь которой воспламеняет сердце и разум совершенно измениться, посвятить себя высокому служению отрекшись от себя.

Монах даёт 3 обета :

  1. Обет целомудрия – отречение от семейной жизни и любых плотских отношений.
  2. Обет послушания – отречение от собственной воли, подчинение духовному отцу, ведущего инока по духовному пути.
  3. Обет не стяжания – полное отречение от личной собственности, забота о потребностях монашеского братства, обители, близких.


Служение Всеблагому Творцу избавит от суеты, мирских забот, смятения, но этот крест нести намного тяжелее. Смирение, кротость, снисхождение, предпочтение молитве другим развлечениям помогут обрести духовную свободу, ведут к преображению души и счастью. Человек раскрывает сердце перед Богом, преисполненное величайшей благодарностью, блаженством, духовным восторгом за дарованную жизнь. Отречение от себя освобождает дух монаха, который сияет в его взгляде светом, не здешнего Солнца, горит огнём духовным.

Уход от проблем

Если человек уходит в монастырь необдуманно, то его ждут сильные разочарования. Путь монаха – достойный и высокий выбор, но требующий большой ответственности, осознания потребности жить во имя Бога и любви. В обитель не примут людей, связанных семейными узами, имеющих малолетних детей. Заблуждается тот, кто думает, что жизнь в монастыре спасёт от неудач и трудностей.

Бегство от себя, от навалившихся проблем не спасёт от кризиса личности. Нужно вовремя остановиться и задуматься, что привело к ухудшению жизненных обстоятельств. Нужно отмотать события в обратной последовательности и внимательно проанализировать хронологию, непредвзято разобрать причины. Сердце подскажет, где были совершены ошибки. Монастырь никуда не денется, а собственная жизнь уходит и в ней нужно разбираться самому. Не думайте, что со смертью ошибки, грехи, обиды, страхи исчезнут. Нет, они перейдут на ваших детей в виде негативной , которую им придётся отрабатывать. Пространство не терпит пустоты.


Когда поворачиваешься к проблеме лицом, разбиваешь её на мелкие составляющие и поэтапно решаешь, то на поверку всегда оказывается, что её величина преувеличена собственными домыслами и страхом. Жизнь на Земле устроена так, чтобы человечество непрерывно развивалось. Живя в условиях, где всего в достатке, не зная горя и лишений, люди начинают деградировать, т. к. им не к чему стремиться.

Создатель нас безмерно любит и непрерывно одаривает испытаниями, чтобы мы росли, эволюционировали духовно в со-Творцов, светочей жизни. Поэтому не бегите от себя, а займитесь лучше работой над ошибками, меняйтесь сами и мир вокруг станет приветливым, светлым, радостным. Другого пути к счастью нет.

Каждый хотя бы раз в жизни видел монахов или монахинь. Их можно встретить во время экскурсий по монастырям или в обычной жизни. Опросы показали, что на вопрос о том, что заставляет людей уходить в монастыри, люди дают одинаковые ответы.

Почему люди принимают такое решение

Абсолютное большинство считает, что монахи стали жертвами безответной любви и их страдающая душа смогла обрести покой лишь в стенах монастыря. По их мнению, мужчины и женщины до ухода в монастырь не имели ни семьи, ни профессии. Но так ли это? Получается, монахи - это те, кто не нашел себя в обычной жизни, но они категорически не согласны с таким определением. Монахи говорят, что это лишь мнение обывателей, не имеющее ничего общего с истинными мотивами. Что же заставляет идти людей в монастырь на самом деле?

Кто может стать монахом

В монастыри приходят люди разного возраста и социального положения. Это могут быть нищие, зрелые женщины, старики или совсем молодые люди. Их объединяет лишь стремление покаяться и посвятить свою жизнь служению Богу. Другой характерной чертой является неконтролируемое стремление к самосовершенствованию. Все люди в монастыре не неудачники, а энергичные и решительные. Только такой склад характера позволит жить монашеской жизнью.

Как люди попадают в монастырь

Чтобы стать монахом, необходимо принести Богу ряд клятв. Это очень серьезный шаг, и пути назад нет. Для этого существует так называемая "страховка". Чтобы предостеречь человека от большой ошибки под влиянием сиюминутных чувств, ему поочередно присваиваются монашеские степени. Это своеобразная проверка, не каждый может пройти все ступени и принести обеты.

  1. Служащий. Это человек, который решил временно пойти в монастырь и трудиться во благо Бога совершенно бесплатно. Он не имеет никаких обязательств и может в любой момент вернуться в мир.
  2. Послушник. Это человек, который подал прошение о вступлении в братство. Для него устанавливается испытательный срок, который длится несколько лет. На этой стадии еще можно вернуться в мир, но это не приветствуется.
  3. Монах. Это высший ранг, и он необратим. Человек, достигший ранга монаха, дает обеты, нарушение которых приравнивается к измене самому Богу. Если человек нарушает обеты, его даже не хоронят на кладбище.

Только пройдя все стадии, человек может стать полноправным монахом. Его принимают в ряды братства до конца жизни. Все это время он сможет посвятить покаянию, труду во имя Бога и самосовершенствованию.

А вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы уйти в монастырь?

М ир Вам, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

П риоткрывая завесу монашеской жизни, публикуем ответы на следующие вопросы, касающиеся ухода в монастырь и последующей иноческой жизни:

П очему люди идут в монастырь? Какие люди идут в монастырь?

К аковы причины, влекущие человека оставить мир и уйти в монастырь?

К то такие монахи и чем они занимаются? В чем разница между монахом и мирянином? В каких словах можно выразить содержание жизни монаха?

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«В монастырь идут и монахами становятся люди, прежде всего, мудрые и смелые.

Сначала о мудрости. Все мы знаем, что Бог есть, знаем, что во всей вселенной нет никого и ничего, что могло бы с Ним соперничать. Он над всеми, занимает самое важное, господствующее место в системе ценностей.

Здесь мысль большинства из нас останавливается. Но есть люди, которые не боятся думать дальше. Раз нет ничего выше Бога, значит, и в моей жизни Он должен быть на самом главном месте, исполнение Его воли должно быть главным делом моей жизни, а все, что мешает этому, нужно из жизни убрать. Так рассуждает человек, решившийся на монашество.

Если у человека хватает решимости и последовательности, то он идет в монастырь, где жизнь всех и каждого, полностью направлена на угождение Богу, а все, отвлекающее от этого, отсечено. Согласитесь, это смелый поступок, и большая часть из нас на него не способна.

Итак, желание максимально угодить Богу — одна из причин, приводящих человека в монастырь. Другая — покаяние. Искреннее раскаяние в своих грехах — это не просто сожаление о случившемся когда-то, это еще и изменение своей жизни с целью не допустить ничего подобного впредь. В монастырь идут люди, стремящиеся не только не повторять грехов, но совершенствоваться в добродетелях.

Монашество — это не какой-то особый вид Православия. Каяться и угождать Богу должен любой христианин. Поэтому, и у мирских людей, и у монахов, направление жизни одно то же. Единственное значительное различие — то, что монахи берут на себя обет (обещание Богу) безбрачия, а мирские — нет.

Монах, кроме упоминавшегося обета безбрачия, дает еще два обета — нестяжательности (отказ от личного имущества) и послушания (отказ от своей воли). Обеты эти пожизненные.

Прежде, чем стать монахом, человек продолжительное время (обычно, не менее трех лет) живет в монастыре. Этим испытывается его решимость, твердость намерения стать монахом. Затем совершается постриг — чин, после которого у человека начинается новая, монашеская, жизнь.

Практически с самых первых веков христианства, среди верующих во Христа появились люди, которые решили посвятить Богу всю свою жизнь без остатка. Они уходили в пустыню, уединялись, брали на себя подвиг молитвы, поста и нестяжания. Но, как правило, таким подвижникам не удавалось долго оставаться одним. Их духовное делание привлекало других людей, желающих учиться у них вере, молитве, любви к Богу. Так появлялись первые монастыри, а христиане, их населяющие, стали называться монахами. Во все века монашество было оплотом православной веры, хранителем христианских культурных традиций, а часто и источником просвещения для всех людей. На Руси к монастырям относились особо трепетно. Их боголюбивое население становилось примером истинной любви, глубокой духовной жизни, граничащей со святостью. Самые почитаемые русские святые были монахами - преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, оптинские старцы и святители. Что же влечет людей в монастыри, почему они хотят стать монахами и монахинями, невзирая на времена и политическую обстановку в государстве?

Мы предлагаем вам беседу с игуменом Кириллом (Федотовым), настоятелем Преображенской церкви села Селинское Клинского района, трагически погибшим 30 декабря 2006 г.

- Отец Кирилл, кто же все-таки такой монах?

Слово "монах" - греческое. "Монос" означает "один, одинокий". Это человек, который избрал одиночество Господа ради.

М.В. Нестеров. Монах. 1913
Источник: www.art-catalog.ru

Апостол Павел в Священном Писании говорил, что "оженивыйся печется, как угодить жене, а не оженивыйся, как угодить Богу". Основа монашества как раз в этих словах, то есть человек оставляет мир и все, что в мире, оставляет ради того, чтобы быть с Господом. Причем не потому, что он этот мир ненавидит, не потому, что этот мир чем-то недостоин его, а для того, чтобы ничто мирское, временное, суетное не отвлекало человека от единственной цели - стяжания Духа Святого.

- Почему люди идут в монастырь, становятся монахами?

Как сказано в Священном Писании, "есть скопцы Царствия Небесного ради". У кого-то цель жизни - жениться, родить детей, быть добрым христианином в семейной жизни, а кто-то изначально избирает путь одиночества, монашества, для того, чтобы, подвизаясь в посте, молитве, добрых делах, угождать Богу, совершенствоваться. Не зря же Святые Отцы говорили, что "Ангелы - свет монахов, монахи - свет мирянам", то есть кому-то надо быть таким духовным авангардом.

- Каждый ли человек может стать монахом?

Монашество - это не какая-то степень святости, это не какое-то признание заслуг, монашество - это образ покаяния. Поэтому любой человек, в каком бы сане, чине, ранге он не был, какую бы должность не занимал, какую бы жизнь он не вел - нравственную, безнравственную, он никогда не лишен надежды быть монахом. Лишь бы было желание каяться, исправлять свою жизнь, исполнять монашеские обеты. Поэтому, если для принятия священного сана существуют канонические препятствия, то для принятия монашества канонических препятствий нет. Любой человек может быть монахом, единственное условие сейчас при приеме в монастыри, чтобы не было на иждивении малолетних детей или престарелых родителей, которые нуждаются в постоянной опеке.

Конечно, в наше время открываются монастыри, но могу сказать, как монах: монастыри плохо наполняются именно потому, что сейчас нет людей, готовых к монашеству. Еще 100 - 150 лет назад семья была малым монастырем. В семье постились, в семье молились, в семье посещали храм в воскресные и праздничные дни, и было бы стыдно не пойти в храм. Сейчас этого уклада уже нет. И, конечно, в семье трудились. Потому что во всех монастырях, что бы про монахов не говорили, что они только молятся и только кушают, они трудились, всегда в монастырях были самые лучшие хозяйства, самые передовые агротехнические технологии, и было и тогда, и сейчас очень много физического труда, который плюс ко всему сопрягается с духовной дисциплиной. Сейчас это воспитание, эта культура, этот духовный семейный уклад уже утрачены.

- Значит, монах, в первую очередь, воспитывается в семье?

Конечно, ведь монахи с неба не падают. Их растят и семья, и общество. Раньше в больших благочестивых христианских семьях было счастьем, если кто-то из детей уйдет в монастырь, не только для того, чтобы земельный надел ему не давать, а потому что молитвенник будет за всю семью.

- В чем же заключается деятельность монахов, чем они занимаются?

При пострижении в монахи послушник дает три обета: послушания, нестяжания, целомудрия. Послушание Христу и от Него - поставленному игумену. Нестяжание - это отказ от личной собственности. Монастырь - своего рода коммуна. То, что коммунисты придумали 100 лет назад, в монастырях существовало испокон веков - это общность интересов, общность жизни и в связи с этим общность имущества и хозяйства. То есть человек трудится не для себя, не для своего кармана, не ради своего благополучия и обогащения, а трудится для обители, для братства. Обет целомудрия и так понятен - это отказ от всяких плотских утех и всего, что из этого проистекает. Во многих монастырях был безалкогольный устав, очень строго соблюдался пост, монахи не ели мяса. До сих пор уставное монастырское богослужение остается примером для богослужений всех остальных церковно-приходских общин. В монастырях самая благолепная и продолжительная служба, полный суточный круг богослужений, ну и, конечно, все остальное время посвящается труду на благо общины и на благо ближнего.

- Откуда же появилось такое понятие, как монах в миру?

Сначала монашество возникало как отшельническое жительство, потом появилась киновия, или общежитие. На Руси, начиная, наверное, с 17 века, появилось такое понятие, как "черный поп". Это неженатый священник, монах в священном сане. Таких монахов посылали служить в остроги, в какие-то глухие таежные деревни, туда, где священник с семьей просто бы не выжил, где сил и средств прокормиться хватало едва одному. И традиция приходского монашества, которая возникла не вчера, и не сегодня, а существует уже несколько столетий, обусловлена объективными причинами. А с другой стороны в советское время, когда был погром, разгром монастырей, монахам просто не куда было деваться. Сначала их уничтожали, эшелонами отправляли в лагеря. Потом в хрущевское время появилась административная высылка, изгнание, и тогда монахи находили свое применение в приходских храмах. И, в общем-то, по опыту церковному отмечено, что те храмы, куда попадал монах, через какое-то время начинали благоукрашаться, процветать, потому что монах свободен от забот о семье, о пропитании жены, детей, близких, и все, что он делает, он делает для храма, для Бога.


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Когда монахов спрашивают: почему они уходят в монастырь , те отвечают: “В монастырь не уходят, а приходят”. Не скорби и несчастья заставляют уйти из мира. Любовь Христова призывает прийти в монастырь. Быть монахом — призвание.
Когда человек стремится служить Господу и принимает постриг, он добровольно идет страдать со Христом, сораспинается Ему. И с креста не сходят, а снимают.
Это великий подвиг — быть настоящим монахом.
Много до революции было монастырей, более 1200. В 70-х годах их оставалось около 15, сейчас более 500 по России. Все они открыты в последние годы. Наш монастырь, наверное, один из первых в своем роде: он не восстанавливается, а строится.
...Свято-Введенский храм 50 лет бездействовал. Один из недавно прославленных подвижников благочестия старец Леонтий, 25 лет проведший в заключении, говорил, что придет время, этот храм откроют, и о нем узнает весь мир. Это время пришло. В 1989 году, когда будущие прихожане Введенской церкви объявили голодовку, требуя возвращения храма, о Свято-Введенской церкви узнали не только в России — телевидение, радио, газеты, журналы у нас и за рубежом много писали об этом.
Два года борьбы за храм — и вот он возвращен верующим. Жалкое представлял он тогда зрелище: стены в огромных дырах — следы от вбитых бревен, храм весь израненный, как после артобстрела, окна выбиты, крыша течет (вместо кровли из жести — брезент, покрашенный зеленой краской). Но главным было начать службу Богу, начать проповедь, потому что за 70 лет безбожной власти народ изголодался и жаждал духовной пищи — Слова Божия. Первое время проповеди говорили и в начале, и в конце богослужений. По воскресным дням вечером всем народом пели Акафист Божией Матери нараспев, а потом священники выходили на амвон, им письменно и устно задавали вопросы о вере и о спасении души, на которые тут же давались ответы. Традиция эта сохраняется и поныне...
При Свято-Введенском храме образовалась небольшая общинка, несколько человек сестер, в основном певчих. Подали прошение архиепископу Амвросию, он — Святейшему Патриарху с просьбой благословить при храме женский монастырь. 27 марта 1991 года появилась новая обитель — Свято-Введенский женский монастырь.
Монастырю было чуть более полугода, когда Владыка архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий совершил первый рясофорный постриг. Владыка каждой сестре громко и протяжно произносил: “Сестра наша Екатерина постригает власы главы своея в знак полного послушания”... Было очень торжественно, красиво, и все миряне от мала до велика тянулись посмотреть как все это делается. Сестры снимали платки, им расчесывали длинные волосы (а у некоторых были и короткие — еще не успели с мира отрасти). Когда Владыка совершил постриг сестер, то казалось, будто деревце взял, вырвал с корнем и пересадил из одного места в другое, более надежное — передал сестер в руки Божии. Такие постриги совершались потом в нашей обители не раз.
235 насельниц подвизаются в монастыре. Сестры все прибывают... Когда было в нашем монастыре 100 человек, мне приснился сон: приезжает к нам Святейший Патриарх Алексий II и спрашивает: “Сколько у вас сестер?” — “Около 100”, — говорим. “А еще вы думаете набирать?” — “Хотелось бы еще сотенку”... И тогда он благословил, рукой перекрестил и сказал: “Бог благословит”. Это сон, но число насельниц у нас все растет.
Каждый день просятся. И молодые, и престарелые. Многие престарелые хотели бы закончить свою жизнь в монастыре, и мы каждый раз объясняем, что у нас большое подсобное хозяйство, много работы, что им это не под силу. И монастырский устав тяжел: службы в храме идут каждый день утром и вечером. Помимо службы очень много разных послушаний на территории монастыря и вне его, на скитах, где подсобное хозяйство: коровы, козы, более 200 грядок овощей, поля картофеля. Надо посеять, посадить, прополоть, собрать, сохранить, овощи законсервировать. И на все это требуются силы. Нужно всех матушек одеть (и в пошивочной работы немало), всех накормить (за столом у нас бывает каждый день до 300 человек). Так что семья большая, забот много.
Каждый монастырь напоминает пчелиный улей. Каждая пчелка в улье совершает свою работу: одни летят в разведку, ищут нектар; другие пчелы его собирают; третьи в улье наводят порядок; четвертые — сторожат. То есть каждая пчела несет свое послушание, а в целом награда всем одна, всех пчелок любят и уважают.
В монастыре то же самое, у каждого свое послушание, а в целом творится общее дело, идет молитва, служба Господу, помощь ближним: в тюрьмах, больницах, школах. Совершается духовное делание. Цель пчелок получить мед, цель монашествующих — стяжать благодать Духа Святаго...
И Господь нас Своею милостью не оставляет. Благословил нашему монастырю мощи святых угодников Божиих: святителя Василия Кинешемского и блаженного Алексия Елнатского. Оба они подвизались о Господе в нашем крае, оба пострадали от безбожных властей.
В августе 2000 года свт. Василий Кинешемский и блж. Алексий Елнатский причислены к лику святых Российской Православной Церкви.
И еще одно утешение: с декабря 1998 года в нашем монастыре совершается чудо — мироточат иконы. Уже более 12 тысяч икон источают благодатное миро. Миро — это милость Божия, видимым образом Господь подтверждает, что Он с нами.
Господь благословил мне основать женский монастырь. Пусть это никого не смущает: история Церкви знает немало примеров, когда жизнь женским обителям давали монахи.
Меня часто спрашивают: “Как Вы справляетесь с таким количеством сестер? Где проще — в мужском монастыре или в женском?” Я всегда отвечаю: “В мужском проще. Там меньше обид, ревности, слез”. Новоначальные послушницы несут с собой еще много мирского, а монашество — это ангельский чин. “Свет монахов суть Ангелы, а свет для человеков — монашеское житие”. Вот мы и стремимся изжить в себе все мирское и обрести духовное.
Призвание
Монастырь — это не стены. Монастырь — это люди. И от того какими будут они, зависит дух в монастыре. Святые отцы говорят, что тому, кто желает идти в монастырь, надо иметь терпения не воз, а целый обоз. В монастыре собираются люди разных возрастов, разного воспитания, разного образования, характеров, они друг к другу “притираются”, шлифуются как камушки морские. Были острые уголки и стерлись. Камушек стал ровный, гладкий.
В монастыре представляется прекрасная возможность научиться духовным добродетелям. Можно свою душу, свой характер довести до совершенного состояния, если, конечно, серьезно к этому относиться. Тогда в душе не будет тоски, уныния, отчаяния: там обретут себе пристанище душевные мир и покой. В послушаниях человек будет находить удовлетворение и радость. Он может так привыкнуть с радостью исполнять любое послушание, что не будет ни ропота, ни неудовольствия. В поте лица он будет трудиться во славу Божию. А капли пота, по свидетельствам святых отцов, ангелы Божии будут собирать и относить к Престолу Господню на Небо как капли мученической крови. Поэтому монашество считается подвигом.
Есть три вида подвижничества, на которые призывает Сам Господь. Первый подвиг — юродства, когда человек в дар получает от Господа непрестанную сердечную молитву, и, будучи разумным, перед всеми ставит себя безумным — юродствует. Все, видя эти странности, ругают его и осуждают. Этот путь сложный, для избранных. Преподобный Серафим Саровский говорит: “Из тысячи юродивых навряд ли найдется один не ради себя, а Христа ради юродивый”.
Второй вид подвижничества — пустынножительство. Человек уходит в пустынное место: в горы, в лес, в степь. На это надо иметь особое устроение души. В пустыне идет непрестанная борьба, духовная брань, потому что демоны бьют и колотят отшельников непрестанно. И уныние нагоняют, и отчаяние, и тоску. Истинный подвижник все это мужественно переносит, терпением и смирением побеждает великую злость демонов. Без призвания, без особого промысла Божия этого подвига не понести. Если человек пойдет в пустыню без духовной подготовки, долго там не пробудет. Демоны в два счета выгонят.
Третий путь, на который призывает Сам Господь, — монашество. Монахи — это воины войска Христова. В стране у нас много войсковых частей, где солдаты постоянно несут службу, следят за неприкосновенностью границ нашей Родины. Их служба идет для того, чтобы населению спалось спокойно. Монастыри — это тоже своеобразные пограничные части, монахи стоят на границе невидимого мира. Монахи-воины молятся Господу, чтобы Он защитил народ от врага невидимого — диавола, от его нападок и козней. Потому чем больше монастырей будет в России, тем лучше для нее, для ее народа. Чем больше будет действующих храмов, тем благополучнее и живее будут души людей. Мы живем по молитвам святых, по милости Божией, на нас нисходящей. Постоянно идущая к Богу монашеская молитва испрашивает небесную поддержку и благодать всему народу.
В монашестве человек оставляет мир, жертвует себя Господу и старается жить в чистоте.
У каждого человека свое призвание. Не все могут быть врачами, художниками, хорошими певцами, летчиками. Каждому Господь дает свое, каждого призывает на свой путь. Точно так же призывает Господь человека к монашеству.
Любой монастырь — это преддверие рая. Если человек живет свято, Господь его не оставляет, дает ему силы, дает ему крепость и терпение.
Главное - послушание
Монастырь — это нравственный институт, где выковывается характер православного христианина. В монастыре свои законы. Самое главное — это послушание. Без послушания нет спасения. Надо слушаться духовного наставника, матушек, старших по чину. Надо стараться и свое дело-послушание выполнять с любовью, но не иметь к нему пристрастия. Благословят на другое: “Слава Богу”, и идти выполнять новое.
Обычно в монастыре насельницы должны пройти все послушания. Для чего? Чтобы знать тяжесть послушаний и делать снисхождение другому. Когда меня рукоположили в иеродиакона в Троице-Сергиевой Лавре, послали на послушание в трапезную. И я узнал, какая же великая тяжесть трудиться там! Нужно было в 6 утра хлеб получить, подготовить столы к завтраку для рабочих, накормить их, убрать со стола, приготовить столы для обеда братии (на 100 человек), нарезать хлеб. За обедом разнести каждому второе, опять столы привести в порядок, приготовить все к ужину, потом убрать... Вечерние молитвы, и в келию приходишь в 11 часов вечера. Не выходишь из трапезной целый день. Да еще надо звонить в пекарню, чтобы привезли хлеб, получать все необходимое для обеда у келаря, через день делать квас (200 литров), и целый день нужно всех кормить: и опоздавших, и приезжих. И когда мне послушание сменили и поставили другого брата, я ему сочувствовал, знал, как это тяжело. И потом всегда после обеда помогал собирать посуду, относить в посудомойку.
В старых монастырях монахи уже прошли закалку, имеют духовный опыт, могут и пример подать. А в нашем монастыре все из мира, и каждому, вновь пришедшему, говорим: “У нас в монастыре не ругаются, все терпят друг друга. Если ты в другом человеке увидишь недостатки, знай, что ты свои грехи видишь. Чистому — все чисто, а грязному — все грязно”.
И в монастыре есть все возможности для борьбы со своими недостатками: подъем в 6 часов, полунощница. Божественная литургия, общая трапеза, послушания, вечерняя служба, вечерние молитвы, — все это настраивает человека на духовную жизнь.
15 лет я прожил в мужских монастырях, и нигде не наблюдал, чтобы кто-то из братии впадал в уныние. А в женских монастырях это бывает и, надо сказать, часто без причины: найдет — и все. Видать, женская душа более ранимая, беззащитная, потому и подвергается частым искушениям.
Как бы там ни было, а каждая из сестер на своем послушании трудится. Не ладится что-то, придут покаются (ведь не все же были приучены к работе), и дело идет. Трудиться приходится всем — монастырь живет на самообеспечении. Сами копаем грядки, сеем, полем, убираем. Как говорится: как потопаешь, так и полопаешь... Некоторым поначалу тяжело: жили в миру, в голове еще остались светские песни, телевизионные передачи. Знают многих артистов, певцов, может быть, даже любили прежде щеголять в светской одежде, краситься. Но постепенно от этого отвыкают, смиряются. И если кто-то из молодежи на подворье заведет светскую песню, сестры постарше так на них строго посмотрят, что те умолкают.
А так как в монастыре молитва общая, то Господь покрывает все недостатки, потому святые отцы и говорят: “Добре, братие, жити вкупе”.

Фотография иеромонаха Митрофана, насельника Нило-Столобенской пустыни.

Поделиться: