Как воспитывались царские дети. Как воспитывались дети в царской семье

Императрица Александра Федоровна писала: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни». И действительно Царь Николай и Царица Александра на протяжении всей их земной жизни на собственном примере учили детей милосердию, состраданию, братолюбию.


О «Духовно-нравственных аспектах воспитания детей в Царской Семье» в 2013 году участникам VIII Съезда православных законоучителей Екатеринбургской митрополии рассказал клирик Ново-Тихвинского женского монастыря, кандидат педагогических наук иеромонах Иероним (Миронов). Его работа вошла в Сборник докладов, который был опубликован по итогам Съезда по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла.

Вашему вниманию мы предлагаем текст доклада, в котором автор на примере Царской Семьи показывает принципы воспитания детей в современной семье.

Духовно-нравственные аспекты воспитания детей в Царской Семье

Самодержавные монархи редко имеют время излагать свои воззрения в пространных концептуальных документах. Монархи действуют на основе своего мировоззрения; они проповедуют действием, предоставляя другим теоретическое обоснование этих действий.

В допетровские времена образование и воспитание в России находились в ведении Церкви и духовенства, что определяло их национальный и религиозно-нравственный характер.

С Петра I обращается внимание как на обучение полезным знаниям, так и на религиозное и нравственное просвещение народа, причем Церкви и духовенству поручалось следить за делом религиозного и нравственного просвещения. С того же времени начинается заведение и домашнего воспитания и образования, преимущественно в домах дворянства и аристократии. Для этого выписывались воспитатели из Франции, Швейцарии и других европейских стран. Но, несмотря на это, обучение и воспитание при Петре и при Екатерине II отличались духом патриотизма и были строго национальны. Это давало возможность получить для самостоятельной жизни и полезной общественной жизни людей, бодрых духом и телом, любящих свой народ и своё Отечество, преданных учению Православной веры, своей Верховной власти и законному Правительству.

Большой вред русскому народу и русскому государству был нанесен в царствование императора Александра I, когда всемогущим владыкой в деле просвещения был поляк Адам Чарторыйский.

При Александре II либеральные реформы в образовании продолжились, и только Александр III ясно и определенно повёл русскую национальную политику в области просвещения. Его преемник государь-страстотерпец Николай Александрович видел себя продолжателем политики своего отца в этой области.


Не будет далеким от истины утверждение, что основные мысли «Московского сборника» К.П. Победоносцева, изданного в самом начале царствования (в 1896 г.), были тождественны с исходными взглядами царя. Так, во всяком случае, полагали современники этого издания.

«Московский сборник», касаясь вопроса о народном образовании, замечает: «Понятие о народной школе есть истинное понятие, но к несчастью его перемудрили повсюду новой школой. По народному понятию, школа учит читать, писать и считать; но в нераздельной связи с этим учит знать Бога и любить Его, и бояться, любить Отечество, почитать родителей».

И самым ярким примером воспитания в этом духе детей может служить семья императора-страстотерпца Николая II.

Видеть в каждом человека... В Царской Семье это было не просто принципом, но образом жизни. Известные простота и скромность этой семьи не были наигранными, к тому же они вовсе не приносили ей популярности. Напротив, больше всего царя и царицу осуждали именно за эти качества. В личной жизни Царская Семья вообще не делала различий между социальными ступенями. Ценился в первую очередь человек, его индивидуальные качества.

Взгляды государя и его семьи на человеческие взаимоотношения были рыцарски благородными, чистыми, проникнутыми доброжелательством, и атмосфера, в которой протекала их домашняя, скромная однообразная жизнь, являлась тому наглядным доказательством. Во время семейных бесед их разговор был всегда далек от всяких мелких пересудов, затрагивавших чью-либо семейную жизнь и бросавших какую-либо тень на одну из их сторон. Государь требовал от своих детей уважения и внимания к нуждам любого человека даже в мелочах, из которых, как известно, складывается целое.

Николай Дмитриевич Семенов-Тян-Шанский вспоминал: «Государь очень хорошо плавал и любил купаться. После продолжительной гребли на двойке в финских шхерах мы причаливали к какому-нибудь островку и купались. В этих редких случайных встречах государь проявлял необыкновенную простоту в общении. Когда мы были в воде, цесаревич, разрезвившийся на берегу (он не купался), сбил мои вещи, аккуратно сложенные на скамейке, в песок. Я начал было выходить из воды, желая подобрать вещи, так как был ветер, и их разбрасывало; Его Величество, обращаясь ко мне, сказал: «Оставьте вещи, Алексей их уронил, он и должен их собрать» - и, обращаясь к наследнику, заставил его поднять мои вещи».

Подумаем, а не упускаем ли мы наших детей именно в таких, незначительных на первый взгляд, мелочах, не позволяем ли благодаря «пустякам» развиться в неокрепшей детской душе эгоизму и невниманию к другим людям?

Вот еще один из главных принципов воспитания: не прятать детей от жизни не только в радостных, но и в скорбных ее проявлениях. А, казалось бы, как просто было окружить детей императора только приятными вещами! Но такое просто не приходило в голову августейшим родителям. В полной мере это проявилось во время Первой мировой войны, когда не только сама государыня, но и ее юные дочери работали в госпиталях и посещали раненых.

Также воспитывали и сына. Чтобы показать мальчику, наследнику, реальную жизнь его будущих подданных, страдания войны, государь брал с собой Алексея Николаевича на фронт, невзирая на то, что это приносило некоторый ущерб его здоровью и учению.

«Что касается детей, то долг родителей - подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог», - писала императрица Александра Федоровна.

Но при этом царская чета оберегала детей от всего непотребного. Да, царевич и царевны видели не только красоту, но и горесть жизни. Но они не знали мерзостей порока. Старшие царевны видели гнойные раны солдат, ампутированные руки и ноги. Смрад ран они могли ощутить - смрада человеческих пороков не ощущали даже в заключении, когда похабники-караульные всячески пытались оскорбить чистоту юных девушек.

В императоре и императрице не было ни капли родительского эгоизма. Огромная любовь к детям, которой жила Александра Федоровна, не перешла в превозношение детей.

Чему же учила детей святая императрица Александра Федоровна? Из письма к дочери Ольге: «Девочка моя, ты должна помнить, что одна из главных вещей - быть вежливой, а не грубой и в манерах, и в словах. Грубые слова в устах детей - это более чем некрасиво. Всегда обдумывай свое поведение, будь честной, слушай старших...»

«Дети должны учиться самоотречению, - рассуждала императрица. - Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль ненамеренно, а просто по небрежности. Для того чтобы проявить заботу, не так уж много нужно - слово ободрения, когда у кого-то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства из-за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми».


Христианские принципы жизни царской четы становились принципами воспитания детей: «Любовь - это самое великое в мире. Мы должны стараться, чтобы все, что мы делаем, вся наша жизнь были на благо другим людям. Мы должны так жить, чтобы никому не навредить, чтобы наша жизнь служила примером для других...

Даже то, что нам не нравится, мы должны делать с любовью и тщанием, и перестанем видеть то, что было нам неприятно. Мы должны оказывать помощь не только когда нас об этом попросят, но сами искать случая помочь... Наполните любовью свои дни. Забудьте себя и помните о других. Если кому-то нужна ваша доброта, то доброту эту окажите немедленно, сейчас. Завтра может быть слишком поздно. Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения... Всегда любить - это долг» (царица-мученица Александра Федоровна).

Зачем нужно послушание в детях?

Государыня Александра Федоровна не затруднилась бы ответить на этот вопрос. «Послушай, дорогая, - пишет она самой «трудной» своей дочери, Ольге, - ты должна стараться быть послушнее. Когда я тебе велю что-то делать, делай это сразу, даже если другие заняты чем-то своим. Учись послушанию, пока ты еще мала, и ты приучишься слушаться Бога, когда станешь старше».

Послушание нужно детям не для того, чтобы потешить родительскую гордыню, а чтобы научиться слушаться Бога; приобрести разумное послушание, т.е. христианскую добродетель, - одно из условий спасения. И если разумные родители проецируют детское послушание на высшее - на Бога, естественно, они будут стараться и сами вести себя по-христиански.

Обучая детей послушанию, императрица строга и последовательна: «Скажем, есть вещи, которые тебе нравится делать, но ты знаешь, что я их запретила, - стремись их не делать, даже если мое запрещение кажется тебе странным, и ты не понимаешь его причины, но я-то её знаю и знаю, что это для твоей пользы. Быстрее выполняй мои распоряжения, а не тяни время, чтобы посмотреть, делают ли другие. Ты должна показать хороший пример, а другие ему будут следовать. Внуши им, что нужно слушаться меня и папу и, конечно, Мари и С.И. Я сама была маленькой девочкой, меня учили слушаться, и я благодарна тем, кто меня учил, был строг со мной». Совершенно верно: есть родительские требования, которые детьми должны, безусловно, выполняться. Запреты должны быть разумными, немногочисленными, но четкими: раз нельзя - так нельзя. Однако почему в письме Александры Федоровны не ощущается духа приказа? Только материнские любовь и теплота. Потому что любовь определяла в жизни императрицы все, а менторство вообще было ей чуждо как христианке.

Царская Семья - это пример истинно православного воспитания, привития детям таких богоугодных черт характера как доброта, честность, простота, кротость, всепрощение, сочувствие, скромность. Мы видим, какое огромное внимание уделялось православному воспитанию.

Весь внешний и духовный уклад быта Царской Семьи представлял собою типичный образец чистой, патриархальной жизни простой русской религиозной семьи. Все дети были воспитаны в условиях чрезвычайной скромности и простоты, приучались не любить роскоши. Император и императрица были верны принципам их собственного воспитания: походные кровати без подушек, холодные купания, простая еда (говядина, свинина, борщ и гречневая каша, вареная рыба, фрукты).

Государь с детства был приучен к физической работе и приучал к ней с ранних лет и своих детей. Царевич Алексей в парке Александрия, возле Петергофа, сам посеял, вырастил и убрал пшеницу.

Находясь в заточении, царские дети с отцом по своему желанию сами заготавливали дрова на зиму, выращивали овощи на огороде, расчищали дорожки от снега и т.д., причем делали это, как свидетельствуют их письма, с большим удовольствием.

Эти дети не жили в монастыре. Они вращались в миру полном роскоши и разврата, но оставались скромными и чистыми, как будто ничто грязное и жестокое не затронуло их души. Весь быт этой семьи оставался таким, дети росли в обстановке любви и чистоты.

Таким образом, детей в Царской Семье воспитывали строго, но с любовью к Богу, родителям и окружающим. Несмотря на то, что Николай II был главой огромного государства, детей своих он воспитывал в строгости, без всяких излишеств и мог служить примером для любого христианина. Пример воспитания в этой семье - не единичное явление, а целый пласт в нашей отечественной духовной культуре.

Список источников :

  1. Кравцова М.В. Воспитание детей на примере Святых Царственных мучеников / М.В. Кравцова. М.: Благо, 2003. – 288 с.
  2. Ольденбург С.С. Царствование Императора Николая II. Т. I / С.С. Ольденбург. Белград: Издание Общества Распространения Русской Национальной и Патриотической Литературы, 1939. – 384 с.
  3. Царские дети: Сб. / Сост.: Н.К. Бонецкая. М.: Сретенский монастырь, 2005. – 448 с.

Экология сознания: Жизнь. Принципы воспитания в доме Романовых вполне могут стать пособием для воспитания будущих поколений.

Николай II:«Мне нужны нормальные здоровые русские дети»

В семье императора Николая II и царицы Александры Фёдоровны было пятеро детей - четыре дочери и сын. Император в воспитании своих детей требовал: «Мне нужны нормальные здоровые русские дети».

Как же чета Романовых воспитывала детей?

Николай и Александра Фёдоровна показывали собой пример. Дети росли в атмосфере взаимного уважения и любви родителей друг к другу. Ближайшая подруга императрицы Анна Вырубова сказала: «За 12 лет я никогда не слыхала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видала их даже сколько-нибудь раздражёнными друг против друга».

Дети Николая II почти не знали светских развлечений вроде балов. Они сами придумывали себе развлечения: игры на воздухе, физические упражнения, театральные постановки. Родители часто присоединялись к детям в их играх. Совместные развлечения способствовали жизнерадостности детей и укреплению дружбы с родителями.

Великая княжна Ольга Николаевна

Царица говорила: «Радость и счастье нужны детям не меньше, чем растениям нужны воздух и солнечный свет». Для этого нужны «не просто любовь, а культивированная любовь в повседневной жизни семьи, выражение любви в словах и поступках. Любезность в доме - не формальная, а искренняя и естественная».

В целях воспитания быт семьи не был роскошным. Царевны спали по двое в комнате на армейских складных кроватях. Мебель в их комнатах была безыскусной. Детей учили преемственности во всём, поэтому одежда и игрушки передавались по наследству. Царские дети играли в игрушки, которые были поломаны десятки лет назад. Таким образом, их учили ценить и беречь то, что у них есть.

Семья Николая II в общении не делила людей по «социальным сословиям». Ценился сам человек с его индивидуальными качествами. Государь требовал от детей проявлять уважение и внимание к нуждам любого человека даже в мелочах.

Великая княжна мария Николаевна

Вот как наставляла Александра Фёдоровна свою дочь Ольгу в письме: «Будь особенно вежлива по отношению ко всем слугам и няням. Они так хорошо заботятся о вас. Подумай о Мари, как она устаёт и не очень хорошо себя чувствует, не заставляйте её ещё и нервничать. Слушайтесь её, будьте послушными и всегда добрыми. Я сделала её вашей няней, и вы всегда должны хорошо относиться к ней, а также к С. И. Ты достаточно большая, чтобы понять, что Я имею в виду. Будь хорошей и слушайся Маму. Прочти это Татьяне. Всегда проси прощения, когда была грубой или непослушной. А сейчас постарайся быть как можно лучше, и Я буду счастлива».

Царица воспитывала девочек как будущих хранительниц домашнего очага. «Дом и семья - это то, что держится в первую очередь на женщине, и каждая девушка обязана понять это ещё в детстве» , писала императрица. Александра Фёдоровна обучала девочек основам домашнего хозяйства. Они занимались рукоделием, шили рубашки и гладили бельё.

Детей не прятали от жизни. Государыня говорила: «Кроме красоты, в мире много печали». Она постоянно занималась благотворительностью, и в этом ей помогали дети. Когда она не могла посещать туберкулёзных больных, то посылала туда дочерей. В годы войны Ольга и Татьяна работали медсёстрами в Царскосельском госпитале наравне с другими медсёстрами. Государь брал с собой сына на фронт, чтобы показать мальчику реальную жизнь его будущих подданных и страдания войны.

Ефрейтор Русской армии Алексей Романов

Царские дети видели горести войны, но от всего непотребного родители их уберегали. Подруга царицы Юлия Ден отмечала: «Все Великие Княжны были бесхитростными, невинными созданиями. Ничего нечистого, дурного в их жизнь не допускалось. Её Величество очень строго следила за выбором книг, которые Они читали. В основном это были книги английских авторов. Их Величества не имели ни малейшего представления о безобразных сторонах жизни».

Император Николай II и Александра Фёдоровна воспитывали детей в духе постоянной работы над собой. Царские дети росли сильными, независимыми и милосердными. Принципы воспитания в доме Романовых вполне способны стать пособием для будущих поколений. опубликовано

1)этикету 2)обычаям 3)морали 4)традициям

384.Верны ли следующие суждения об институтах общества?

А. К социальным институтам, призванным удовлетворить базовые потребности человека и общества в комфортных материальных условиях существования, относят бизнес, рынок, собственность.

Б. К социальным институтам, призванным удовлетворить базовые потребности человека и общества в стабильности, безопасности

и социальном порядке, относят государство.

385. Многие европейские страны отказались от национальных валют и перешли на единую европейскую валюту, границы между странами Шенгенского союза условны. Проблемы мировой политики обсуждаются двумя клубами: «Большой восьмёркой» (G8) и «Большой двадцаткой» (G20). Какой социальный процесс иллюстрируют приведённые факты?

1)миграцию 2)стратификацию

3)интеграцию 4)социальную мобильность

386.Верны ли следующие суждения о человеке?

Человек может определить, каков он,

А. сравнивая себя с другими людьми.

Б. прислушиваясь к мнению других людей о себе.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4) оба неверны

387.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.« Наблюдение – это целенаправленное систематическое (А) объекта. Концентрируя внимание на объекте, наблюдатель опирается на имеющиеся у него некоторые (Б) о нём, без которых нельзя определить цель наблюдения. Наблюдение характеризуется активностью (В), его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью исследования. В научном наблюдении взаимодействие между субъектом и объектом опосредуется (Г) наблюдения: приборами и инструментами, с помощью которых ведётся наблюдение. Микроскоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, радиолокатор и генератор ультразвука, многие другие приспособления превращают объекты, недоступные органам чувств человека, – микробы, элементарные частицы и т.п. – в эмпирические (Д). Как метод научного познания наблюдение даёт исходную (Е) об объекте, необходимую для его дальнейшего исследования».

388. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1)восприятие 2)знания 3)объекты

4)информация 5)познание 6)наблюдатель

Где наши дети могут получить хорошее, качественное образование? Как вырастить детей верующими людьми? Из чего складывается пресловутое и трудноуловимое «всестороннее развитие личности»? Не мы первые в истории человечества столкнулись с этими проблемами. И до нас жили на земле родители, которые вполне успешно решали те же самые вопросы.

В биографиях и особенно в автобиографиях интересных, выдающихся людей мы можем увидеть, как из маленького ребенка постепенно вырастает та самая «всесторонне развитая личность». Можем увидеть, как из крошечных лоскутков, из случайных обстоятельств и целенаправленных педагогических усилий образовывается человек.

Конечно, это воспоминания только об одном ребенке из этой семьи. К тому же далеко не все мы сможем увидеть – ведь не все можно отследить и зафиксировать, даже когда поставлена такая задача. Не все сможем применить к воспитанию и обучению собственных детей. Но сделать для себя какие-то выводы, конечно, нам ничто не мешает. В любом случае эта история – реальный опыт живых людей.

Итак, жил-был в дореволюционном Киеве священник Николай Михайлович Боголюбов (1872–1934) . Настоятель храма при Киевском императорском университете святого Владимира; преподаватель Закона Божия, географии, русского языка, дидактики; философ. В будущем – исповедник, который несколько лет провел в советских тюрьмах. Участник Поместного Собора Русской Православной Церкви. Ученик архиепископа, потом митрополита Антония (Храповицкого). Владыка Антоний даже подарил отцу Николаю свой «докторский» крест – знак отличия доктора богословия.

Когда отец семейства начал преподавать в университете, ему выделили трехкомнатную квартиру. После революции семья Боголюбовых жила в сельском доме. А потом поп-лишенец скитался со своей семьей по чужим углам, без определенного места жительства. В таких бытовых условиях и росли будущие академики.

Вера ученых

Что ученые часто бывают людьми верующими и церковными – конечно, не удивительно . Но то, что отцу Николаю Боголюбову удалось передать свою веру детям, передать так, что на всю жизнь осталась, – это кажется подвигом и чудом.

Из воспоминаний Алексея Николаевича Боголюбова мы узнаем, что дети-Боголюбовы уже в детстве увлекались изучением священной истории. Ходили с родителями в храм. Были вполне погружены в православную культуру – например, на Рождество будущие академики «христославили» .

Как именно отец Николай учил своих сыновей вере? Сразу скажем очевидное: он сам был не только священником, не только богословом – но и глубоко верующим человеком. То есть главный воспитатель и учитель будущих академиков сам был поистине христианином.

А еще отец Николай не только сам служил в храме, но брал с собой своих детей. Например, возьмет сыновей за руки и идет с ними пешком, через поле, в храм. И по дороге разговаривает с ними.

Дети прислуживали отцу-священнику во время богослужений. А еще папа знакомил сыновей с теми епископами, с которыми общался сам, которым сослужил . Как именно проходили эти встречи, трудно сказать, Алексей Николаевич не подробно осветил эти темы. Но в своих воспоминаниях он рассказал о том, что память об этих встречах, память о таких богослужениях сохранилась у сыновей отца Николая навсегда.

Пример отца

Дети видели, что их папа работает, что работать – интересно, работать – важно

Отец Николай был человеком занятым: и служение священника, и преподавание, и научная работа. Но он старался проводить больше времени с детьми – например, много работал дома. Работа у него была непростая, требующая вроде бы уединения – например, работа над докторской диссертацией. Но отец Николай устроил себе рабочее место у себя в квартире, в углу общей залы-столовой.

Он работал – и дети видели, что их папа работает. Дети видели, что работа, научная работа – есть, работать – интересно, работать – важно.

Вот как пишет об этом сын отца Николая Алексей:

«Интересы сыновей развивались под непосредственным влиянием знаний отца. Они видят, что отец читает английскую книгу. “Папа, ты все понимаешь?” – “Да!” Значит, и им надо все понимать, и интерес к языкам растет сам собой. Затем возникает интерес к сочинительству. Папа сидит и пишет книгу (он работал над своей докторской диссертацией…). Оба сына, старшему было тогда около семи, тоже решили писать книги: они сшили себе по маленькой тетрадочке и примостились в разных углах отцовского кабинета» .

Именно устремленность родителей к образованию – образованию в самом широком смысле – порождает эту самую устремленность и у детей. В такой ситуации яблочко от яблоньки наверняка недалеко упадет.

Начальное образование

Отец Николай Боголюбов планировал отдать детей в 1-ю Александровскую классическую гимназию. Но при этом «подготовкой к школе» и первоначальным образованием родители занимались с детьми сами, дома.

Алексей Николаевич пишет об этом так:

«Занимались с ними родители: отец учил сыновей немецкому, французскому, несколько позже английскому языку. Он развивал в них любовь к языкам, готовил их к вхождению в иной мир, сперва незнакомый. Он же учил всем предметам, включая чистописание. Позже он сам готовил сыновей к поступлению в гимназию… Мать… учила сыновей нотной грамоте и игре на рояле…» .

Если педагогическая деятельность отца в отношении своих детей оказалась весьма успешной, то матери «не хватало строгости» доучить сыновей до конца.

Родители целенаправленно, осознанно, организованно открывали своим детям мир познания

Так родители целенаправленно, осознанно, организованно открывали своим детям мир науки, мир познания. Так образование само по себе становилось для детей интересной и значимой вещью в жизни. Потому что их в родном доме учили родные и любимые родители.

Но отец Николай вовсе не противопоставлял домашнее обучение школьному. Когда старшему сыну Николаю исполнилось 8 лет, отец Николай отдал его в подготовительный класс гимназии. Через год девятилетний Николай – его звали в семье Котей – перешел в первый класс (примерно пятый класс нынешней средней школы), а восьмилетний Алексей поступил в подготовительный.

Основное среднее образование

Когда Николай закончил второй класс гимназии (Алексей, соответственно, первый), протоиерей Николай Боголюбов с семьей вынужден был уехать из Киева – от уличных обстрелов, «голода, холода… от самодуров, которыми была так богата народная власть». Теперь преподаватель университета продолжил служение на приходе в далеком селе. В этом селе была школа-семилетка, где преподавали энтузиасты-самоучки. «Учитывая уровень знаний, братьев Боголюбовых приняли в шестой и седьмой классы школы. Было это осенью 1920 года», – вспоминает Алексей Николаевич. Алексею, которого приняли в шестой класс сельской школы, было 10 лет, Николаю-семикласснику – 11.

Вот как Алексей Николаевич пишет об этой школе, вспоминая брата Николая:

«В том, что он стал ученым, была, конечно, немалая заслуга этой сельской школы. Кстати, удостоверение об окончании семилетки было единственным документом об образовании, полученным им на протяжении всей его жизни».

Неорганизованность сельской школы времен гражданской войны оказалась, как это ни странно, большим плюсом в деле образования детей. Похоже, основной задачей учителей было просто сохранить образование детей в это тяжелое для всей земли нашей время, и делали они это как могли, но явно на совесть. Обучение здесь было настолько несистематизированным, что старший сын отца Николая после окончания седьмого класса… снова пошел в седьмой класс этой же школы. Чтобы еще немного поучиться. И это – «по совету отца».

Сельский труд снова стал поводом для общения с детьми, еще одной формой их воспитания

В это голодное время служение приходского священника отец Николай совмещал с тяжелым сельскохозяйственным трудом, чтобы как-то прокормить семью. Но сам этот труд снова стал поводом для общения с детьми, еще одной формой их воспитания и обучения. На этот раз обучения труду: например,

отец «учил сыновей молотить хлеб цепами. Эту операцию и проводили отец с сыновьями втроем, двигаясь по кругу…» – вспоминает Алексей Николаевич.

Дети ухаживали за скотиной, за огородом. И все это – вместе с родителями.

Хотя дети учились в школе, отец Николай занимался с ними и дома. Это было организованное, систематическое домашнее обучение:

«Несмотря на трудности и отсутствие учебников, он продолжал заниматься с сыновьями языками. Он познакомил их с латинским и греческим языками и продолжал заниматься с ними французским», – вспоминает Алексей Николаевич.

Спустя много лет старший сын Котя, уже известный ученый, трудился на благо науки и страны в закрытом Арзамасе-16. Один из коллег заглянул как-то к поповскому сыну, когда тот слушал радио на каком-то неведомом языке. Оказалось – на иврите. В годы гражданской войны, в голоде, в болезнях и трудах отец Николай действительно помог детям освоить древние языки. Так выросли не просто ученые-специалисты, а еще и эрудиты, полиглоты, те самые «всесторонне образованные люди». Люди великой культуры.

Заметим: так же, как и отец Артоболевских, отец Боголюбовых занимался с детьми дома «параллельно» школьному обучению. И отец Артоболевский, и отец Боголюбов не помогали детям делать школьные задания – они сами были «учителями» и «руководителями» образования своих детей.

Становление математика

Каким был в общем и целом подход к образованию детей в этой семье, каким было соотношение школьного и семейного обучения, хорошо иллюстрирует изучение математики будущим математическим гением – старшим сыном Боголюбовых.

В подготовительном классе гимназии (уровень начальной школы) уникальные способности будущего великого математика и физика-теоретика Н.Н. Боголюбова не только никак не проявились, но даже «были некоторые нелады с арифметикой, и однажды учитель сказал ему: “Из тебя, Коля, математика не будет!”». Такая вот ремарка – утешение каждому родителю, бьющемуся над «неуспевающими» детьми.

Затем, в сельской семилетке, босой и голодный 11-летний Н.Н. Боголюбов последовал примеру и совету преподавателя-самоучки, юриста: просто решил все задачи «из знаменитого задачника Малинина-Буренина». Затем «Котя выпросил» у преподавателя алгебры «задачник по алгебре Шапошникова и Вальтера и перерешал все задачи. Это было вторым этапом», – рассказывает Алексей Николаевич.

Таким образом, в основании увлечения Николаем Боголюбовым математикой лежала самостоятельная работа ребенка, школа в этом случае служила поддержкой для этой самостоятельной работы, для работы и увлечения этого конкретного ребенка. Очень и очень важная вещь. Этот момент прослеживается в большинстве исследованных биографий великих ученых, выдающихся людей: не особенные спецшколы, не многоэтажные программы, не количество часов в сетке расписания и уж тем более не навороченные электронные гаджеты позволяют ребенку заинтересоваться предметом, увлечься им, разобраться, открыть для себя красоту труда, красоту науки, любовь к познанию, жажду образования…

А на следующем этапе в изучении математики будущим великим математиком важную роль снова играет отец-священник. А.Н. Боголюбов пишет:

«По-видимому, первым заметил необычайный талант Николая отец… Отец решил заниматься с ним математическим анализом, которым когда-то интересовался сам. Начинался 1922 год, и Николаю было уже 12 лет. Отец достал у кого-то два учебника Гренвилля по дифференциальному и интегральному исчислению. Несмотря на то, что он сам серьезно никогда не занимался математикой, теперь, не имея ничего по своей специальности, он решил и сам изучать анализ… Он начал изучать Гренвилля и одновременно пробовал растолковывать Николаю основы математического анализа. Вскоре оказалось, что ученик быстро перегнал учителя».

Отец Николай не был математиком. Но он все равно стал учить сына – просто потому, что батюшка был по-настоящему внимателен к своему сыну. И по-настоящему стремился помочь ребенку, что называется, «раскрыть свой потенциал». Отец-учитель здесь даже не учит – а вместе с ребенком осваивает новый и очень непростой предмет.

Отец-учитель вместе с ребенком осваивает новый и очень непростой предмет – а это требует еще и смирения

А ведь учить ребенка тому предмету, который не знаешь сам, – это не только трудно. Это требует еще и смирения. В этой ситуации отец Николай позволяет ученику – своему сыну – увидеть собственное неумение. Но ведь одновременно отец Николай показал сыну и свое стремление к образованию.

Мы вот сетуем, что у нас времени нет, что учебники плохие, что денег нет на репетиторов. А отец Николай служил в сельском храме, сам молол муку, чтобы прокормить жену и детей. Голод, нужда: дети босые и раздетые – в школу ходить было буквально не в чем, обувь одна на двоих сыновей, и та – женская… И отец семейства находит время заниматься с ребенком математикой. Интегральным исчислением…

А потом появилась возможность вернуться в Киев. Так Боголюбовы снова оказались в родном городе. Как священник, отец Николай уже не мог преподавать в университете (хотя ему предлагали с условием сложить с себя сан). Но отношения с преподавателями вуза сохранились. И пользуясь этим, отец Николай Боголюбов повел своего Котю в университет. А здесь собрался цвет российской науки. Те, кого не расстреляли, те, кто не смог или не захотел эмигрировать, предпочли более спокойный Киев кровавому Петрограду. Поэтому отцу Николаю удалось познакомить сына с академиком Д.А. Граве, крупным представителем петербургской математической школы, оказавшимся на тот момент в городе.

Священник думал, что его мальчик-подросток вполне подготовлен к поступлению в институт. Ведь к 13 годам Котя «проработал ряд учебников на русском, английском и французском языках, проштудировал пятитомный трактат О.Д. Хвольсона по физике». Между прочим, здесь откликнулись отцовские занятия языками.

Но мальчик не поступил в институт. Оказалось, что Котя уже имел знания не ниже выпускника математического факультета университета. И Д.А. Граве сказал священнику Николаю Боголюбову, что «посещать лекции в каком-либо высшем учебном заведении Николаю уже не было смысла, работать с ним нужно индивидуально». В 15-летнем возрасте мальчик защитил аспирантскую работу – то, что ныне называется кандидатской. В апреле 1930 года общее собрание физико-математического отделения ВУАН присудило Николаю Николаевичу Боголюбову ученую степень доктора математических наук.

Образовательное пространство

Конечно, Николай Николаевич Боголюбов – гений. Но ведь этот гений должен был раскрыться, проявиться, вырасти. К тому же в этой семье выросло еще два крупных ученых. Так что речь идет не о феномене Николая Боголюбова – но о феномене семьи Боголюбовых. И раз уж у нас есть возможность увидеть «образовательную траекторию» только старшего сына, посмотрим, что же она из себя представляет.

В основании здесь – образовательное пространство семьи , в которой растет ребенок. Где культура, книжная культура, научная культура – фон жизни, органичная часть жизни дома.

В основании здесь также пример родителей. Пример, скажем так, активный. А еще в основании – сформированная привязанность к родителям. И еще такая банальная вещь: здесь большое количество времени дети проводят с родителями.

То есть количество времени, которое дети проводят в этом самом образовательном пространстве, с этими родителями, в этой атмосфере. Так это пространство, этот пример смогли реально повлиять на детей.

Отец занимается с детьми – и так задает тон всему образованию ребенка. Задает отношение к учебе и работе

А помимо этой трудноуловимой, но такой важной атмосферы есть еще и вполне конкретная вещь: сознательная работа родителей. Когда родитель воспринимает самого себя как учителя. Ведь с этого начинается и восприятие ребенком своих родителей в роли учителей. Мы видим, как занятой отец семейства садится с маленьким ребенком за парту и аккуратно, систематически занимается с ним. А потом мы видим, как этим же самым занимается еще более загруженный и при этом буквально нищий отец. Он занимается с детьми – и так задает тон всему образованию ребенка, где бы и как этот ребенок ни учился еще. Задает отношение к учебе и к работе.

Несомненно, именно это отношение оказалось важнее тех предметов, которыми отец Николай занимался с детьми. Хотя и предметы оказались важны, и знания важны. Но все же важнее – отношение. Именно этого и не хватает тем детям, которые заканчивают дорогостоящие гимназии, круглосуточно занимаются с репетиторами – и на выходе гора рождает крошечную мышку: ничего из себя не представляющего, равнодушного, бескультурного и непристроенного, без-образного молодого человека…

Где учился будущий академик Боголюбов? В гимназии два-три года. Еще пару лет в сельской школе. Потом тоже были какие-то курсы. Занятия у частных учителей, иногда у прекрасных учителей. То здесь, то там, то с учебниками, то без них. Здесь не было исключительно домашнего образования, и не было культа домашнего образования. Но дом в этой семье был местом образования детей.

Образование начиналось именно дома. Всегда домашнее образование сопровождало обучение в учебных заведениях. Не только отец был учителем своих детей. Но среди учителей на каждом этапе образования и отец был учителем тоже.

Но в этом образовании детей Боголюбовых самая важная роль отца даже не в том, что он учил своих детей, не в том, что он садился с ними за парту. А в том, что он направлял это образование. В том, что он соединял воедино все разрозненные кусочки образования своих детей. Выстраивал все элементы обучения–воспитания–образования. С любовью и вниманием он вел каждого своего ребенка по той самой «индивидуальной образовательной траектории» к той самой «реализации творческих способностей». Отец внимательно и чутко руководил самообразованием своих детей, создавал условия для непрерывного самообразования ребенка, поддерживал в детях стремление к образованию. В самых тяжелых условиях…

Вот такая история. История семьи. История культуры отношения к детям. Отношения к образованию. Отношения, которое принесло свой плод. Отношения, которому мы можем не только подивиться, но и поучиться.

Принципы воспитания детей в царской семье на примере династии Романовых... Как сформировать гармоничную, высоконравственную, полноценную личность...

Хорошим примером для современных родителей, интересующихся различными системами воспитания, может стать воспитание детей в царской семье из последней императорской династии России. У последнего русского императора Николая Александровича и его супруги императрицы Александры Федоровны родилось пятеро детей: цесаревич Алексей и его сестры, великие княжны Анастасия, Мария, Татьяна, Ольга. Детей, несмотря на высочайшее происхождение, воспитывали строго.

Основные принципы воспитания детей

Воспоминания современников и дневники императрицы позволяют составить полное представление об основных принципах воспитания царских наследников. Современники отмечают, что они росли воспитанными, развитыми, вежливыми, послушными и отличались высокими .

Можно говорить о следующих воспитательных принципах, принятых в царской семье:

  • первоочередная роль личного родительского примера. Воспитание детей начинается с воспитания родителей. Пожалуй, это основа всей системы, без которой невозможно добиться эффективности воспитательного процесса;
  • религиозность;
  • искреннее послушание;
  • разумная строгость;
  • постоянная занятость детей делом;
  • патриотизм;
  • строгая дисциплина;
  • серьезное физическое воспитание;
  • спартанские условия жизни;
  • привитие нравственных качеств через реальные дела.

Наследники росли в атмосфере родительской любви. Питательной средой и устойчивой нравственной основой для них было взаимное уважение родителей. Император Николай и его царственная супруга относились друг к другу с предельным вниманием и терпением, не допускали ссор, особенно при детях, имели общие интересы. Все это самым благотворным образом отражалось на психическом здоровье детей.

Дети с рождения были отделены от взрослой жизни венценосной семьи. Маленькие наследники росли под присмотром тщательно отобранных воспитателей. После шести лет их общение с родителями, особенно с матерью, становилось более тесным и наполнялось ежедневным воспитательным контекстом.

Религиозность и послушание – вот чему учили детей с пеленок. Ослушаться мать или отца было так же невозможно, как нарушить основы христианской добродетели. Высокая духовность окутывала детские души с первых дней жизни. Девочкам царской семьи запрещалось общаться с девушками высшего света, если у последних появлялся хотя бы намек на развязность. Весьма строгим был и отбор книг для чтения детей. Александра Федоровна считала, что только сильный духовный стержень позволяет сформировать гармоничную, высоконравственную, полноценную личность.

Полезный материал:

При этом послушание не было навязано извне. Дети слушались родителей не из страха наказания, а из боязни огорчить или обидеть их. Безусловно, наказания в царской семье все же случались. Самым серьезным было лишение общения. Ребенок оставался в своей комнате в полном одиночестве. Так он учился размышлять о проступке.

Строгость воспитания касалось и материальной стороны. Никаких дорогих подарков. Первое настоящее украшение – золотой браслет – девочки получали в подарок на двенадцатилетие. Младшие девочки носили платья выросших сестер.

Русская царская семья на протяжении веков основное воспитательное значение уделяла . Так, мальчиков с ранних лет воспитывали в патриотических традициях. Они рано начинали готовиться к военной службе. Игрушки на военную тематику традиционно использовались для ранней военной подготовки.

Особое отношение уделялось дисциплине, умению планировать свое время. Дети должны были записывать в личный дневник все события дня. Без такой записи вечером нельзя было отправиться в кровать. Эта привычка формировала не только внутреннюю дисциплину, но и ответственное, осознанное отношение ко всему окружающему.

Роль труда и физической культуры

Строгость царственных родителей сочеталась с огромной нежностью. Император Николай при любой возможности проводил время с детьми. Мог вместе с ними пошалить, не видя ничего дурного в том, чтобы на время отвлечься от государственных дел. Дети ценили внимание отца на вес золота.


С самого юного возраста наследники Николая II ни минуту не пребывали в праздности. Их время было расписано по минутам: обучение, рукоделие, игра, чтение, прогулки, занятия спортом. Личный пример родителей способствовал тому, что царские дети учились старательно и ответственно выполнять даже те поручения, которые им не нравились.

Похожая статья:

Важное значение Мария Федоровна придавала тому, чтобы научить детей быть полностью самостоятельными, независимым от других людей, иметь внутреннюю силу противостоять соблазнам и трудностям. Императрица считала, что родители должны подготовить детей к любому развитию событий, в том числе к испытаниям и лишениям. Цесаревич Алексей и его сестры учились самоотречению, заботились о животных, которые жили в парке недалеко от дворца, изготавливали подарки для малоимущих подданных. Милосердие и сострадание были обязательной частью духовного развития. Так, старшие девочки из императорской семьи вместе с матерью во время Первой мировой войны работали в госпитале для раненых.

Обязательным компонентом воспитания была высокая физическая активность. Дети проводили много времени на свежем воздухе при любой погоде, активно двигались. Пешие и конные прогулки были обязательными. Большое внимание уделялось танцевальной культуре, искусству верховой езды.

Таким образом, обучение детей в царской семье становилось законченной, логичной системой воспитания.

Поделиться: