Развитие внимания в дошкольном возрасте. Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста Развитие устойчивого внимания у детей дошкольного возраста

Татьяна Капилевич
Понятие и способы развития внимания у детей дошкольного возраста

Что же такое внимание ?

Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Внимание нельзя рассматривать в качестве самостоятельного психического процесса.

Оно характеризует динамику любого психического процесса, обеспечивает селективность, избирательность протекания любой психической деятельности, любых психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых) .

Существует несколько форм внимания . К ним относится :

Сенсорное внимание - зрительное , слуховое, тактильное и др.

Двигательное внимание - внимание , проявляющееся в моторных процессах, их осознании и регуляции.

Эмоциональное внимание привлекается эмоционально значимыми стимулами (имеет тесную связь с памятью, с процессом запечатления информации) .

Интеллектуальное внимание – проявляется в интеллектуальной деятельности, т. е. - к предмету обдумывания, интеллектуальным операциям.

Проблема внимания - одна из самых сложных проблем психологии.

Хорошо изучено сенсорное и двигательное внимание . Хуже – эмоциональная и интеллектуальная его формы.

Внимание имеет внешние и внутренние проявления.

К внешним относятся : напряженная поза, сосредоточенный взгляд…

К внутренним - изменения в организме (например, учащение сердцебиения, дыхания, выделение адреналина в крови и др.)

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций.

Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы.

Способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

Обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов.

Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

Существует несколько видов внимания . А именно :

Природное внимание дано человеку с самого рождения в виде врождённой способности избирательно реагировать на внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

Социально-обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания.

Непосредственное внимание – оно не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств (жестов, слов и тд.)

Непроизвольное внимание не связано с участием воли. Это то внимание , с которым человек рождается. Оно не требует усилий для того, чтобы удерживать в течение определённого времени, сосредотачивать на чём-то внимание , а произвольное внимание обладает всеми этими качествами.

Произвольное внимание обязательно включает волевую регуляцию и формируется по мере становления всех психических функций. Это социально опосредованный вид внимания .

Чувственное внимание связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.

Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.

Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств :

концентрации; устойчивости; распределения и переключения.

Концентрация определяется тем, насколько человек углублён в работу.

Устойчивость. Её показателем выступает время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него.

Переключение проявляется при переходе от одного объекта или деятельности к другому.

Распределение имеет место тогда, когда человек выполняет одновременно несколько действий (например : рассказывает стих, перемещаясь по комнате) .

Внимание является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – её качественное выполнение.

Противоположностью внимания является рассеянность. Это состояние, когда человек ни на чём основательно и долго удерживать внимание не может , всё время отвлекается посторонним, причём ничто не привлекает к себе надолго его внимания , а сейчас же уступает своё место чему-либо другому.

Развитие внимания у дошкольников .

Развитие внимание у дошкольников связано с тем , что с каждым последующим годом изменяется организация жизни детей .

Они осваивают новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную) .

Ребёнок направляет свои действия под влиянием взрослого (воспитателя, родителя, педагога, который всё чаще говорит дошкольнику : «Будь внимателен » , «Слушай внимательно » , «Смотри внимательно » .

Выполняя требования взрослого, ребёнок должен управлять своим вниманием .

Связано с усвоением средств управления им.

Первоначально – это внешние средства, указательный жест, слово взрослого.

В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребёнка, которая приобретает планирующую функцию (например : «Я хочу посмотреть сначала обезьян, а потом крокодилов» , - говорит ребёнок по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть» , а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты).

Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи , но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием её цели.

Развитие произвольного внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия (например : ребёнку хочется присоединиться к игре других детей , но нельзя. Он сегодня дежурный. Сначала надо помочь взрослому накрыть на стол. Ребёнок сосредотачивается на выполнении этой задачи.

Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы. И волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется .

Важным значением для развития внимания дошкольников имеет режим дня . Он создаёт опорные точки в жизни детей , служит внешним средством её организации; облегчает переключение, распределение и концентрацию внимания .

Главную роль в помощи развития внимания у детей играет , конечно, взрослый (родитель, воспитатель и т. д.)

На всём протяжении дошкольного детства детей притягивает эмоционально насыщенный материал.

Взрослый, помня об этом, должен создать зону положительных переживаний, тем самым вызывая и поддерживая внимание детей .

При изучении нового материала большое значение имеют способы его подачи . Это всегда нужно учитывать!

Внимание детей привлекает рассказ педагога, воспитателя, родителя, который отличается живостью, динамичностью.

Также для детей очень важно понимать то, о чём им говорят, что это обозначает.

Большое значение для привлечения и удержания внимания имеет активность детей . Надо стараться сделать так, чтобы они были не пассивными слушателями и зрителями, а ещё и действовали сами, т. е. задавали вопросы, интересовались, делали собственные умозаключения и т. д.

Огромную роль в развитии внимания детей- дошкольников выполняет игра , как основной вид деятельности в этом возрасте .

В игре развивается не только интенсивность и концентрированность внимания , но и его устойчивость.

Игры и упражнения, включающие в себя умственную и двигательную активность, требуют от ребёнка переключения, распределения и сосредоточенности внимания .

Ну и конечно взрослые должны помнить, что важным условием внимания является : общий культурный уровень детей ; расширение их познавательных интересов; увеличение круга представлений; обогащение знаниями, умениями и навыками; общая осведомлённость и широта кругозора.

В. А. Сухомлинский писал : «Внимание маленького ребёнка – это капризное «существо» . Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать её можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребёнка : если ты держишь его как птичку, то оно плохой твой помощник».

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующее заключение : конечно развитие внимания у детей- дошкольников во многом зависит от нас - взрослых, непосредственно от нашего участия в этом процессе. Так как он требует большого терпения, квалифицированного и грамотного подхода, а главное – любви к детям, ведь это - кропотливое и продолжительное занятие, если есть желание помочь.

Советы родителям и воспитателям, которые помогут в развитии внимания у детей – дошкольников .

1. В каждое занятие включайте игры и упражнения на развитие внимания , широко представленные в литературе для педагогов и родителей.

2. Включайте в занятия с ребёнком задания, требующие довольно длительного сосредоточения : нарисовать город, построить сложный мост, послушать и пересказать сказку и т. д.

3. Предлагайте ребёнку следующее упражнение : в газете, старой книге на одной из страниц зачёркивать карандашом все буквы «а» , стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а» , обвести в кружок все буквы «б» , подчеркнуть все буквы «д» ).

4. Используйте дидактические игры с чётко выраженными правилами.

5. Регулярно включайте ребёнка в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий : можно выполнять постройки из конструктора, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы.

6. Тренируйте ребёнка в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.

7. Предлагайте детям : повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами, неоконченные фразы, которые надо закончить, вопросы, на которые нужно ответить, поощряя ребёнка, когда тот верно справляется с заданием.

8. Учите анализировать и сравнивать образец и результаты своей и чужой работы, находить и исправлять ошибки.

9. Учите переключать внимание с помощью двигательных упражнений по команде или сигналу взрослого : прыгать, останавливаться, шагать и т. д.

10. Периодическое переключение с одного вида работы на другой, многогранная структура занятия, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля – такой подход сделает занятие интересным для ребёнка, что само по себе будет способствовать организации его внимания .

Несмотря на то, что развитие внимания у детей дошкольного возраста носит... Подготовьте две коробочки с идентичным набором разных пуговиц или...

Как часто родители первоклашек жалуются, что ребёнок «считает ворон» на уроках, отвлекается при выполнении домашнего задания, не может и минуты усидеть на месте. А он совсем и не виноват! Это им, родителям, нужно было подумать о развитии внимания у малыша ещё до школы.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский, указывая на важность воспитания у детей внимания, сравнивал его с дверью в детское сознание, которая должна быть всегда открытой. Это умение сосредотачиваться на нужном объекте не появляется у ребёнка самостоятельно.

Понятие внимания

Внимание – это психический процесс, во время которого происходит избирательный отбор информации, поступающей через органы чувств.

Оно обладает рядом свойств.

  1. Объем — характеризуется количеством информации, которую ребёнок может воспринять. Разложите перед малышом 10 предметов или картинок и спрячьте их под куском ткани. Затем откройте их на 3 секунды и снова накройте. Попросите кроху назвать их.
  2. Сосредоточенность — показывает, насколько сильно малыш может сконцентрироваться на объекте. Дошкольникам её нужно развивать, т. к. она ещё совсем мала. Попробуйте выучить стишок или песенку под включённый телевизор.
  3. Устойчивость – умение продолжительное время поддерживать сосредоточенность. Активность шестилеток продолжается всего 10–15 минут, после чего нужно сменить вид деятельности.
  4. Переключаемость – осмысленный переход от одного объекта или занятия на другой. Перевод концентрации внимания происходит осознанно и требует волевого напряжения.
  5. Распределение – возможность выполнения нескольких дел одновременно.

Нарушение каждого из свойств может привести к отклонениям в познавательной деятельности детей.

Однако бывает, что рассеянность и невнимательность малыша вызвана иными причинами:

  • наличие в носоглотке крохи аденоидов, которые мешают носовому дыханию, как следствие появляется дефицит кислорода в мозге;
  • перегрузки, к которым приводит несоблюдение режима, «перенасыщенные» секциями, занятиями выходные дни;
  • особенности воспитания, когда в семье малыша балуют избытком развлечений, освобождают от обязанностей, позволяют откладывать время занятий.

Родителям не стоит требовать внимательности от уставшего или больного ребенка.

Непроизвольное внимание

Внимание детей дошкольного возраста непроизвольно, или непреднамеренно. Главной его особенностью является то, что появляется оно, лишь, когда крохе интересно занятие или предмет. Наглядно, эмоционально, неожиданно – вот, как должно строиться занятие с малышом.

Произвольное внимание

Ближе к старшему дошкольному возрасту начинает формироваться произвольное внимание. Оно не зависит от развития непреднамеренного и формируется вследствие воздействия взрослых.

Произвольное внимание развивается у детей при необходимости осознанно сосредоточиться на предмете или деятельности. Хоть здесь и играет роль сила воли и самодисциплина, оно также зависит от интересов и ощущений ребёнка.

Послепроизвольное внимание

Послепроизвольное внимание у детей дошкольного возраста возникает в то время, когда волевое усилие переходит в заинтересованность и увлечённость.

Оно обычно самое эффективное и длительное по времени, т. к. ребёнок не напрягается и не утомляется. Например, малыш хочет посмотреть мультфильм, а взрослые просят его помочь накрыть на стол. Вначале крошка занимается этим с усилием воли, выполняя указания родителей, затем он увлекается и в концентрировании внимания нет необходимости, из произвольного оно становится послепроизвольным.

С чего начинается развитие внимания

Несмотря на то, что внимание детей дошкольного возраста носит пассивный характер, возрастающий опыт и знания малыша об окружающем мире позволяют ему многие действия совершать автоматически. В связи с этим совершенствуется распределение внимания, когда чадо может оперировать уже несколькими объектами без волевого усилия.

Тематический материал:

Под руководством родителей ребёнок учится сосредотачиваться на занятии, даже когда ему неинтересно. Отличным средством при этом становится речь. Дети старшего дошкольного возраста часто проговаривают инструкцию вслух при выполнении задания.

Давая указания своему чаду, следите, чтобы они были логичными и понятными ребёнку. Постарайтесь вовлечь его, освещая привлекательные стороны объекта.

Учите детей с детства подмечать необычные особенности предметов и явлений. Возрастающая любознательность и совершенствование мыслительных процессов позволяют дошколёнку лучше концентрироваться на заинтересовавшем предмете.

Вниманием детей 4-5 лет управляет взрослый при помощи речи или жестов («Будь внимательнее!», «Посмотри, какая птичка!»). В старшем дошкольном возрасте, дети управляют своим вниманием при помощи своей речи. Таким образом они планируют свою деятельность, задают ей конечную цель. Это даёт толчок к развитию произвольного внимания.

Чтобы развитие произвольного внимания у детей стало успешным, родителям нужно учитывать некоторые его особенности.

  • Задания необходимо планомерно усложнять, они должны немного превосходить знания и умения дошкольника. Если малышу сложно сразу его выполнить, составьте подробную пошаговую инструкцию. Обдумывая указание, кроха будет проговаривать вслух план выполняемых действий.
  • По мере необходимости повторяйте инструкции несколько раз. Только тогда крошка сохранит в голове алгоритм действий и будет следить за их выполнением.
  • В силу своих возрастных особенностей ребёнок не в состоянии управлять вниманием и нередко попадает под влияние разного рода раздражителей. Формируйте у него умение сопротивляться отвлекающим факторам.
  • Подталкивайте малыша на завершение действия похвалой, одобрением, восхищением будущим результатом.
  • Учите детей контролировать себя. Дошколята любят сравнивать свою работу с работами других ребят. Можно предложить проверить вас в выполнении задания. Ещё одним стимулом может стать одна из особенностей детской психологии – стремление к соревнованию.
  • Не тормозите детей постоянными замечаниями. Слова типа «Не отвлекайся!», «Не трогай!», «Не смотри!» не настроят на рабочий лад.

Все познаётся в игре

Трудно переоценить роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Являясь основным видом деятельности малышей, она учит, формирует полезные навыки, знакомит с новыми действиями. Доказано, что продолжительность игры у шестилетки доходит до часа и более, трёхлеток же занять удастся не более чем на 20-25 минут. Следует учесть эти особенности в организации занятий выборе упражнений.

«Посмотри на меня»

Во время игры чадо внимательно рассматривает маму и отворачивается. Затем ему следует ответить на вопросы: «Что на мне надето?», «Есть ли на мне очки?», «Какого цвета шарф?». Потом можно поменяться ролями.

«Зоркий глаз»

Дома или на прогулке попросите ребенка осмотреться и назвать все предметы по какому-то признаку (найди круглые, синие предметы). Для крошек помладше выбирайте простые признаки – форму, цвет, размер. Деткам старшего дошкольного возраста можно усложнить критерии: найди все деревянное, гладкое.

«Сложи пуговку»

Во время данной игры происходит развитие внимания и памяти у ребят дошкольного возраста. Подготовьте две коробочки с идентичным набором разных пуговиц или мелких предметов и два бумажных листочка, расчерченных на квадраты. Один из игроков выкладывает на клетки 3 пуговички и через некоторое время накрывает их. Задача второго участника повторить расположение пуговиц на своем игровом поле. В зависимости от возрастных особенностей, можно сделать игру сложнее и добавить предметы и клетки.

«Маленький корректор»

Отличная игра для развития произвольного внимания. Приготовьте любой текст с крупным шрифтом. Задача малыша зачеркнуть в нем все встречающиеся буквы «и», например. Замечательно, если родитель присоединится, и по сигналу будет работать с таким же текстом. Завершив задание, можно проверить тексты друг друга. Так развивающий эффект игры будет намного выше.

Когда и проверка, и задание даются крохе легко, можно применить хитрость и допустить одну - две ошибки. Если ребенку трудно их обнаружить, не торопитесь с подсказкой. Достаточно лишь ненавязчиво направить малыша фразами типа «По-моему, я ошибся», «Может в этой строке» и т. д., пока кроха найдет ошибку.

Усложняя игру можно:

  • искать несколько букв;
  • отмечать их по-разному;
  • поиграть, кто быстрее.

Поддайтесь и вы увидите, как вкус победы заставит дошколёнка стремиться к совершенствованию своих навыков.

Примечание: обратите внимание на особенности поиска ребенка. Его взгляд не должен хаотично искать нужные буквы, а двигаться слева – направо. Если необходимо, объясните и покажите, как следует действовать.

«Не собьюсь»

Игра полезна для сосредоточенности и распределения произвольного внимания. Крошка считает до 10 или рассказывает стихотворение, а родители пытаются его отвлечь. Не забудьте приготовить приз победителю.

«Три задания»

Данная игра направлена на развитие объема произвольного внимания у ребят старшего дошкольного возраста. Не двигаясь, ребенок должен внимательно выслушать три задания. Потом по сигналу быстро приступить к их выполнению в заданном порядке.

Упрощенный вариант:

  • подпрыгни три раза;
  • назови домашнее животное;
  • возьми в руки пластмассовый предмет.

Усложненная игра:

  • моргни столько раз, сколько дней в неделе;
  • напиши на бумаге имя на букву «н»;
  • встань рядом с круглым синим предметом.

Можно придумать и больше пунктов, если особенности познавательных процессов ребенка позволяют.

«Не пропусти слово»

Взрослый называет малышу набор слов, а он, услышав те, которые обозначают неживые предметы, например, хлопает в ладоши или встает.

Усложните задачу, добавив для «узнавания» еще одно слово (к примеру, растения) и новое действие к нему.

Подобные игры, кроме развития произвольного внимания, расширяют кругозор дошкольника. Замечательно, если к игре присоединится еще несколько ребят. Желание победить и символический приз сделают игру еще увлекательнее.

Вспомните старые добрые детские игры типа «съедобное - несъедобное», «да - нет, черное - белое», в которой эти слова являются запрещенными, или «Ухо-нос». В последней малыш по команде показывает части тела, а ведущий путает его, называя одно слово, а показывая на другой орган.

Также отличным упражнением для формирования произвольного внимания станут лабиринты, которые необходимо пройти глазками, и картинки «Найди отличия». Важно, чтобы занятия были не от случая к случаю, а систематическими.

Старайтесь не упрекать свое чадо за невнимательность, ни при каких обстоятельствах не сравнивайте его с другими детками, просто любите крошку и работайте над его развитием. И тогда результаты не заставят себя долго ждать!


Вниманию присвоен статус одной из наиболее значимых составляющих познавательной деятельности. Этот психический процесс позволяет людям выбирать объекты для изучения и сосредотачиваться на них, что способствует более полному и четкому отражению действительности.

Влияние внимания на жизнь и развитие ребенка сложно переоценить. Физиологические и психические сбои препятствуют полноценному познанию мира, вследствие чего дошкольники не могут сфокусироваться на заинтересовавших их явлениях, предметах и животных.

Разновидности внимания

В младшем возрасте внимание характеризуется как непроизвольное (привлечение возможно в случае появления чего-то красочного и интригующего). Ответная реакция проявляется в виде эмоционального отклика. Занимающиеся с крохами взрослые не должны забывать о том, что у малышей могут возникать трудности с сосредоточением. Именно поэтому предлагаемые для изучения предметы должны вызывать у ребятни интерес.

Непроизвольное внимание по сути является пассивным и непреднамеренным. Реализуется оно за счет выделения отличительных черт. В число последних вошли привлекательные для ребенка запахи, мелодичные звуки и поражающие воображение цветовые сочетания.

Активация непреднамеренного внимания может наблюдаться в случае:

  • появления нового предмета или объекта;
  • совершения людьми или механизмами каких-либо действий, связанных с движением;
  • неожиданного обнаружения раздражителей (в этот перечень вошли световые вспышки, громкие и резкие звуки);
  • выявления контрастных особенностей предметов, имеющих отношение к размеру, форме и цвету.

У дошкольников фиксируется доминирование пассивного внимания. Обусловлено это наличием частичной зависимости от закрепления и дифференциации недавно усвоенных знаний. Поначалу кроха не имеет представления о видовом многообразии растительного и животного мира. Ему неизвестно о том, что на планете проживают люди с разнообразным цветом кожных покровов, а строения могут иметь различную форму и цвет в зависимости от их предназначения и архитектурного замысла. На начальном этапе новые для себя знания малыши получают от взрослых. Чуть позже внимание начинают привлекать не только выбивающиеся из общей картины предметы, но и необычные объекты, сталкиваться с которыми ребенку еще не приходилось.

Начало развития произвольного внимания приходится на старший дошкольный возраст. Шестилетние дети должны демонстрировать навык управления собственным вниманием. Действует принцип приоритетности: малыши сосредотачиваются на более важных и нужных действиях, в то время как занимательное и интересное может отодвигаться на второй план.

Произвольное внимание характеризуется как активное и преднамеренное. Изначально его формирование проходит за пределами личности крохи. Важно понимать, что развитие непроизвольного внимания не является предпосылкой возникновения произвольного. Формирование преднамеренного внимания — результат коммуникации детей с окружающими их взрослыми. Несмотря на существенные различия с пассивной разновидностью активное внимание также базируется на увлечениях, ощущениях и накопленном на текущий момент опыте.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Что такое эмоции? Как происходит эмоциональное развитие малышей дошкольного возраста? Что нужно знат...

Возникновение произвольного внимания наблюдается при необходимости проявления воли, подразумевающей возможность сосредоточения на объекте, по отношению к которому следует произвести определенные действия. Психическому состоянию ребенка отведена значимая роль. Пребывание в неподходящем настроении, перевозбуждение, болезнь или возникшая на фоне переутомления слабость оказывают негативное влияние на способности, связанные с концентрированием и сосредоточением.

Возникновение послепроизвольного внимания возможно в случае полного погружения крохи в определенный вид деятельности. В такие минуты фиксируется отсутствие волевого напряжения, вследствие чего у малыша отпадает необходимость принуждения себя к осуществлению конкретных действий. Благодаря этому повышается привлекательность процесса, реализация которого уже не вызывает особых затруднений.

Подобному вниманию присущи некоторые особенности. Наиболее важные из них связаны с высокой результативностью и опережающей другие разновидности продолжительностью. Сосредоточенность без потери целенаправленности объясняется отсутствием усталости, накопления которой не наблюдается ввиду отсутствия перенапряжения.

Свойства внимания

Благодаря вниманию осуществляется отбор информации, поступающей от органов чувств. Некоторые данные игнорируются, в то время как другие принимаются к сведению. Уникальному психическому процессу присущ ряд свойств:

  • Под объемом подразумевается количество информации, удерживаемой в сознании. По отношению к ребенку этот показатель представляет собой число объектов, одновременно воспринимаемых и «схватываемых» малышом. Для оценивания данного параметра можно разложить на поверхности стола десяток небольших предметов и накрыть их тканью. Далее в присутствии малыша объекты открываются на несколько секунд, после чего вновь закрываются. Задача дошкольника — правильно назвать как можно большее количество скрытых от глаз вещей.
  • Под сосредоточенностью понимают возможность концентрирования на определенном объекте без отвлечения на посторонние факторы. Поскольку дошкольникам присуща небольшая сила сосредоточения, указанное свойство нуждается в развитии. Весьма полезны разучивания стихов при работающем телевизоре или радиоприемнике.
  • Устойчивость представляет не что иное, как способность сохранения сосредоточенности на протяжении длительного времени. Она демонстрирует, насколько долго малыш в состоянии поддерживать требуемый уровень сосредоточенности по отношению к конкретному объекту или виду деятельности. Шестилетним крохам, к примеру, вполне по силам продуктивное занятие одним делом на протяжении 10-15 минут. Превышение верхней границы временного интервала чревато снижением активности, в связи с чем возникает необходимость предоставления малышу короткого перерыва.
  • Переключаемость ассоциируется с осмысленным переведением концентрации с одного предмета/вида деятельности/объекта на другой. В качестве оценивающего параметра выступает скорость преднамеренного перехода. Отличительная особенность — наличие нервного напряжения, реализуемого в виде волевого усилия.
  • Термин «распределение» подразумевает возможность рассредоточения внимания на несколько дел, выполняемых одновременно. Нарушение любого из перечисленных выше свойств грозит детям возникновением аномалий. Дошкольники младшего возраста больших успехов в переключении и распределении внимания не добиваются. Для их развития могут быть задействованы специальные упражнения. Плохая переключаемость довольно часто проявляется в виде рассеянности. Ребенку при этом свойственны частые отвлечения и неумение сосредоточения на одном объекте. В качестве наиболее вероятных причин рассеянности могут выступать:
  • Аденоиды в носоглотке, препятствующие нормальному носовому дыханию. Работа мозга нарушается из-за нехватки кислорода, поступающего в систему кровоснабжения;
  • Быстрая утомляемость, побороть которую способно соблюдение режима дня (исключения не делаются даже для выходных дней). Малыш не должен ощущать себя эмоционально перегруженным. Занятия в разнообразных кружках, посвящение времени компьютерным играм, поход в гости, просмотр мультфильмов и художественных картин не должны осуществляться в один день. Впечатления должны поступать дозировано. Отступление от этого правила чревато перевозбуждением крохи, за которым может последовать апатия.
  • Неправильное воспитание, проявляющееся в выполнении любой прихоти любимого чада . Ребенок при этом освобождается от всех обязанностей. Отключению внимания предшествует утомление, вызванное обилием развлечений, несоблюдением временных границ отдыха и занятий, разбросанностью интересов.

Особенности развития внимания

Свойства внимания нуждаются в целенаправленном развитии. Лишь при таком подходе взрослеющий ребенок сможет осознать важность внимательности и научится быть внимательным.

Зрительное восприятие дошкольников

В психическом развитии дошкольников одним из важнейших показателей следует признать степень зрительн...

Развитие внимания у детей дошкольного возраста обусловлено внесением изменений в повседневную жизнь, сопряженным с освоением новых для малышей видов деятельности. Ребятне 4-5 лет довольно часто приходится слышать от взрослых призывы к внимательности. Тщательное выполнение советов и наставлений способствует совершенствованию навыка управления вниманием.

Произвольное внимание развивается по мере овладения средствами управления, носящими внешний характер. Наибольшее распространение получили указывающие жесты и озвучиваемые взрослыми фразы. По мере взросления фиксируется появление новых особенностей, влекущих за собой расширение списка средств управления. Речь крохи усложняется за счет внедрения планирующей функции. Накануне похода в зоопарк малыш может сообщить, что в начале экскурсии он будет любоваться жирафом, после чего проследует к клетке с тиграми. Возможность формулирования цели позволяет ребенку намечать объект заблаговременно. За этим действием следует внимательный осмотр и оценивание особенностей. Соблюдение разработанного плана подталкивает карапуза к осознанию и пониманию значения и конечной цели предстоящих шагов. Таким образом запускается процесс развития активного внимания.

Знакомство с правилами поведения и принятыми в обществе нормами также способствует развитию внимания. Желание поиграть с ровесниками может натолкнуться на какую-нибудь преграду. В качестве последней зачастую выступает просьба родителей об оказании помощи по дому. Предшествующее обеду размещение столовых приборов принуждает карапуза к сосредоточению сил на порученном важном деле. Увлекшийся интересным для него занятием малыш уже не нуждается в применении силы воли. На смену произвольному вниманию приходит послепроизвольное.

Направления развития внимания

В сфере развития внимания намечены несколько основных направлений:

  • Удержание полученных инструкций в памяти. Приветствуется повторение указаний вслух. Это действие может осуществлять как взрослый, так и непосредственно сам ребенок. Этот способ гарантирует запоминание малышом разработанного родителями или педагогом алгоритма, благодаря чему кроха окажется в состоянии проконтролировать выполнение каждого пункта. Отклонение от плана подразумевает проведение дополнительного инструктажа. Проговаривание поставленной задачи может сопровождаться действиями, закрепляющими тот или иной навык.
  • По мере успешного выполнения поставленных ранее задач необходимо переходить к их постепенному усложнению. Как правило, дошкольникам довольно редко удается с первого раза справиться со сложным заданием. При возникновении трудностей желательно разбить исходную задачу на несколько этапов и снабдить их подробными инструкциями. По истечении некоторого времени можно переходить к усложнению действий. На этапе обдумывания очередной инструкции малыш предпринимает попытки к ее трансформированию в самоприказ, отличительной особенностью которого является проговаривание про себя или вслух запланированных действий.
  • Формирование самоконтроля, заключающегося в осуществлении дошкольником контроля за собственными действиями. В ходе выполнения задания ребенок может разъяснять, что именно он собирается сделать. Рассуждения могут быть ориентированы как на окружающих, так и на самого себя. В качестве примера может быть приведено исправление ошибок на основании анализа рисунков, сделанных другими детьми. Присущее ребятне желание победить может быть задействовано на занятиях в качестве дополнительного стимула. Самостоятельное выполнение задачи при отсутствии ошибок вознаграждается небольшим призом.

Краткая инструкция по развитию внимания

Помимо проговаривания и повторения, способствующих активизации понимания и принятию задания, можно обучать детей сознательному направлению внимания на конкретные объекты и явления. На этапе просмотра иллюстраций можно предложить ребенку отыскать любимого сказочного персонажа, самое высокое здание, знакомое животное и т.д. В ходе прогулки малыш может попытаться найти автомобиль заданного цвета или дерево конкретной породы (тополь, ива, клен, каштан и т.п.). Услышанное и увиденное подлежит обязательному обсуждению. Также кроха проявит интерес к следующим упражнениям:

Сенситивные периоды развития ребенка

Под сенситивным периодом понимают временной интервал, для которого характерно наличие наиболее подхо...

  1. Выбору идентичных предметов из совокупности представленных;
  2. Нахождении отличий;
  3. Раскрашивании картинок определенными цветами;
  4. Прохождении нарисованных лабиринтов;
  5. Озвучивании изменений, произошедших за период пребывания ребенка с закрытыми глазами (перемещение или исчезновение одной из игрушек и т.д.);
  6. Запрету на выполнение заранее оговоренного движения (другие движения можно выполнять после соответствующей команды взрослого);
  7. Соотнесению предметов с предложенными категориями (живое/не живое, летает/не летает, съедобное/несъедобное и т.п.);
  8. Перерисовыванию рисунков и узоров по клеточкам;
  9. Графическому «диктанту», представляющему собой вычерчивание узора на листе в клеточку под диктовку одного из родителей (педагога, бабушки) путем озвучивания соответствующих указаний: три клетки влево, одна клетка вниз и т.д. Рисунок желательно проработать заранее;
  10. Предоставлению ответов на вопросы, в которых не содержатся определенные слова (к примеру, «да» или «нет»);
  11. Вычеркиванию (подчеркиванию, обведению в кружок и т.д.) определенных символов (кругов, треугольников, квадратов, букв алфавита и т.д.);
  12. Прислушиванию к звукам, раздающимся вне пределов комнаты или на улице, с целью описания сопровождающего их действия (проехал автомобиль, гавкнула собака, стекает вода с крыши, хлопнули двери и т.п.);
  13. Игре в «Пуговички», для которой потребуются два одинаковых набора пуговиц и несколько листов бумаги. Суть игры определена следующими правилами. Один из участников выставляет три пуговицы. Задача второго игрока заключается в запоминании особенностей задействованных предметов и мест их расположения. После накрывания пуговиц этот участник воспроизводит увиденное на имеющемся в его распоряжении игровом поле, в качестве которого выступает лист бумаги. Успешный результат предполагает усложнение игры за счет сокращения выделяемого на осмотр времени и увеличения количества пуговиц.

Заключение

Совершенствование детского внимания подразумевает возможность развития всех присущих данному психическому процессу свойств, включая устойчивость и переключение. В качестве подсобных материалов могут выступать конструкторы и пазлы. Весьма эффективны игры развивающего характера и разработанные специалистами упражнения.

Для дошкольного возраста типичны видимые невооруженным глазом перемены, затрагивающие все разновидности и свойства внимания. Доминирование пассивного внимания не мешает одновременному осуществлению манипуляций с несколькими объектами. В часто повторяющихся действиях просвечивается автоматизм, благодаря чему совершенствуется возможность рассредоточения.

Закрепление способности сосредоточения позволяет крохе выполнять даже те указания взрослых, которые не вызывают особого восторга. Осознание необходимости доделывания порученной работы способствует фокусированию на конечной цели.

Стремительное развитие активного внимания в конце старшего дошкольного возраста обусловлено влиянием самоинструкций, базирующихся на стремлении внимательного следования подсказкам взрослых до достижения малышом пятилетнего возраста. При наличии трудностей в сфере сосредоточенности и концентрации крохе должна быть предоставлена соответствующая помощь, учитывающая особенности развития ребенка и степень демонстрируемой малышом внимательности. На протяжении всех проведенных в школе лет преднамеренное внимание будет рассматриваться в качестве одного из наиболее значимых условий, сказывающихся на степени успешности учебного процесса.

37 0

Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем - либо определенном. Направленность - выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений. Сосредоточенность - углубленность в деятельность.

Свойства внимания:

Концентрация внимания определяет, насколько сильно, интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам. Чаще всего сила сосредоточения у дошкольников невелика, ее важно развивать.

Объем внимания - это свойство зависит от количества объектов, которые одновременно ребенок может воспринять, "схватить" с одинаковой ясностью.

Переключение внимания определяется скоростью преднамеренного перехода ребенка с одного объекта или вида деятельности на другой. При этом перевод внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием.

Распределение внимания предполагает его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Именно это свойство дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. В дошкольном возрасте переключение и распределение внимания развиты слабо и требуют тренировки

Расширение объема внимания сказывается в том, что ребенок старшего дошкольного возраста может воспринять уже не один предмет, не одну картинку. Он может внимательно рассмотреть последовательно два, даже три объекта и воспринять каждый из них достаточно ясно. Результат улучшается, если воспитатель использует при этом прием сравнения для выделения сходного и различного в объектах .

Устойчивость внимания с возрастом нарастает. Это проявляется, например, в увеличивающейся продолжительности детских игр. Продолжительность игры годовалых детей 14,5 минут, у трехлетних это время возрастает до 27 минут; пяти-, шестилетние дети могут сохранять устойчивое внимание на протяжении 96--100 минут.

В дошкольном возрасте появляются зачатки произвольного внимания, но преобладающим всё-таки остаётся непроизвольное. Непроизвольное внимание характеризуется тем, что ребенок руководствуется преходящими интересами, его внимание в зависимости от чувства неудовольствия или удовольствия сосредотачивается то на одном, то на другом предмете. Детям трудно сосредоточится на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, а вот эмоционально насыщенные ситуации способствуют сохранению внимания.

К концу дошкольного возраста у дошкольника появляется возможность управлять своим вниманием. Сначала окружающие люди при помощи ряда стимулов и средств направляют внимание ребенка, руководят его вниманием, и таким образом дают ребенку средства с помощью которых он впоследствии сам овладевает своим вниманием. Самым доступным средством для управления внимания, которым пользуются, является жест (указывание пальцем). Следующим средством является слово, которое на первых этапах сопровождает жест. Более сложными средствами, которые осваивает ребенок после трех лет, являются условные знаки (цвет, форма, геометрические фигуры), которые указывают на объект, требующий внимания. В конце дошкольного возраста дети могут усваивать знаки-символы, в которых зашифрована информация о нужном объекте, которые являются общепризнанными эталонами, управляющими вниманием (светофор, знаки-указатели входа и выхода, дорожные знаки и др.). Переход или врастание этих знаков во внутренний психический план поднимает ребенка на следующую ступень развития -- появление элементов произвольного внимания, которое пока еще пользуется вспомогательными знаками-средствами .

Произвольное внимание развивается в процессе освоения разных видов деятельности. Любая деятельность подчиняется общим законам. Ребенок усваивает эти законы или правила и начинает подчиняться им. Они управляют поведением ребенка, его вниманием. Выполняя действия в определенной последовательности, требуемым способом, учитывая предусмотренные правила, ребенок сознательно управляет своим вниманием, удерживает его на нужных объектах и действиях, переводит на другие в соответствии с требованиями. Это и есть элементы произвольного внимания. Ребенок, способный управлять своим вниманием в простых видах деятельности, может освоить более трудные требования учебной деятельности. К таким законам относятся элементы, общие для всех видов деятельности: цель, план, действия, контроль, оценка результата. Следовательно, при обучении любой деятельности необходимо обучать ребенка этим элементам. Именно они управляют вниманием ребенка в процессе любой деятельности, но в каждой деятельности эти элементы имеют свое особое содержание .

Выделяют внешнее внимание, обращенное на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей. Проявление этого вида направленности и сосредоточенности психики можно замечать уже у младенца. Поисковые движения глаз, поворот головки в сторону источника света, запаха или звука, замирание - подобные поведенческие реакции позволяют выделить объекты, заинтересовавшие малыша, а также фиксировать проявление его внимания.

У дошкольника можно наблюдать и проявление внутреннего внимания, которое направлено на его собственные мысли и переживания. Самым ярким примером этого является ситуация, когда ребенок, забросив все дела, замирает с отрешенным взглядом. Не стоит принимать подобную отрешенность за рассеянность. Наоборот, это кульминация внутреннего внимания. Что стало его объектом, об этом знает только сам ребенок, ушедший в мир своих мыслей, фантазий, переживаний .

Важным принципом развития внимания является требование к организации деятельности ребенка. Внимание поддерживается, когда дошкольник активен в отношении предмета, обследует его, открывая в нем все новое и новое содержание. В то же время взрослый требует довести начатое дело до конца, создает у ребят установку на получение качественного результата. Помня о трудностях переключения внимания, педагог готовит малыша к смене деятельности, заранее предупреждая его об этом: «Поиграйте еще немного. Скоро будем мыть руки и ужинать» .

Отклонения внимания от нормы проявляются в следующих чертах: распыленности, рассеянности, неустойчивости, узости внимания, -- это показатели недостаточного развития таких свойств внимания, как концентрация, переключение, устойчивость, распределяемость и объем. Наиболее важными чертами отклонения внимания являются показатели уровня развития внимания, которое проявляется в особенностях непроизвольного и произвольного внимания.

Непроизвольное внимание показывает наличие ориентировочных реакций ребенка на раздражители внешнего и внутреннего характера, то есть наличие познавательной активности ребенка. А произвольное внимание показывает наличие у ребенка механизмов саморегуляции поведения в различных видах деятельности и является показателем готовности ребенка к обучению в школе .

Выделяют следующие причины нарушения внимания: 1) врожденные особенности нервной системы, 2) нарушение речевых функций, 3) дефекты интеллектуальной сферы, 4) педагогические ошибки воспитания, 5) организация условий восприятия.

У мальчиков и девочек одинаковая степень устойчивости внимания, различия между младшими школьниками разного пола находятся в уровне различных свойств внимания. Мальчики и девочки младшего школьного возраста различаются по уровню продуктивности и переключаемости внимания. При этом уровень продуктивности внимания выше у девочек, а уровень переключаемости внимания выше у мальчиков. Объем внимания у мальчиков больше, чем у девочек. Уровень активной концентрации внимания у младших школьников разного пола имеет значимые различия. Так, оказалось, что у девочек эта особенность внимания развита в большей степени, чем у мальчиков. У мальчиков и девочек одинаковая степень устойчивости внимания, различия между младшими школьниками разного пола находятся в уровне различных свойств внимания. Мальчики и девочки младшего школьного возраста различаются по уровню продуктивности и переключаемости внимания. При этом уровень продуктивности внимания выше у девочек, а уровень переключаемости внимания выше у мальчиков. Объем внимания у мальчиков больше, чем у девочек. Уровень активной концентрации внимания у младших школьников разного пола имеет значимые различия. Так, оказалось, что у девочек эта особенность внимания развита в большей степени, чем у мальчиков.

ЕЛЕНА АЛФЁРОВА
Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста

Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом , а, следовательно, и внимание претерпевает изменения.

В старшем дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания . Рассмотрим динамику развития свойств внимания у детей дошкольного возраста .

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем внимания : дошкольник уже может действовать с 2-5 предметами.

У старших дошкольников возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действии ребёнка. Но у детей старшего дошкольного возраста еще слабо , как распределение и переключение. Это связано с отсутствием опыта в каком – либо виде деятельности.

Исследования С. Л. Рубинштейна на устойчивость внимания дошкольников показали , что её рост особенно интенсивен от трёх до семи лет. Основной особенностью детей старшего дошкольного возраста является то , что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Но по сравнению с младшим дошкольным возрастом , устойчивость внимания в период старшего дошкольного возраста увеличивается в два раза. Так у годовалого ребёнка наибольшая длительность игр – 14 минут, в возрасте трёх лет – 27 минут , а у шести-, семилетнего ребёнка продолжительность игры может достигать часа и дольше, продолжительность образовательной деятельности – 30 минут. Поддержание устойчивости внимания , фиксация его на объекте определяется развитием любознательности , познавательных процессов.

Наблюдение над отвлечениями ребёнка от игры так же показали быстрый рост концентрации внимания в старшем дошкольном возрасте . Так в то время, как у трёхлетнего ребёнка в течение 10 минут было зафиксировано три отвлечения, у пятилетнего – их было меньше двух, а в возрасте семи лет – только одно отвлечение. Количество ошибок при выполнении задания снижается до 10 и менее.

Развитие внимания старших дошкольников связано с тем , что изменяется организация их жизни, они осваивают новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную) .

Внимание ребёнка в период дошкольного детства отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. В начале дошкольного возраста (2-3 года) у ребёнка преобладает непроизвольное внимание , к 5-7 годам проявление внимания носит произвольный характер. Следует отметить, что, начиная со старшего дошкольного возраста , дети становятся способны удерживать внимание на действиях , начинающих приобретать для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа) . Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к 7 годам . К концу дошкольного возраста у детей способность произвольного внимания начинает интенсивно развиваться . В дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием успешной организованной учебной деятельности. Нужно сказать, что сам процесс получения знаний у детей старшего дошкольного возраста способствует быстрому росту произвольного внимания , развивающемуся у них , главным образом, на основе возникновения интересов, в частности интереса к учебной деятельности.

Развитие познавательных способностей ребёнка , тренировка сосредоточенной деятельности ребёнка позволят развивать произвольное внимание , все его свойства. Хотя следует отметить, что избирательность внимания не нуждается в особом развитии , так как представляет собой проявление потребностей, интересов, желаний и влечений личности.

Общий психологический склад личности в значительной степени зависит от состояния процессов возбуждения и торможения. Если в раннем детстве возбудительные процессы нередко преобладают над процессом торможения, то у возбуждение и торможение в коре головного мозга сменяются довольно быстро. В этом возрасте обуславливается наличие у ребёнка довольно сильного рефлекса на всё новое.

Как отмечает В. С. Мухина, если в младшем дошкольном возрасте для привлечения внимания имеет значение качество раздражителя (сила, яркость и т. д., то у старших дошкольников всё больше значение имеет соответствие объекта внимания их внутреннему состоянию и прошлому опыту.

Следует согласиться с П. Я. Гальперины, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью, которая приобретает планирующую функцию. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием , его надо просить больше рассуждать вслух.

Вместе с постепенным овладением активной речью ребёнок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания .

Л. С. Выготский отметил, что «с самых первых дней жизни ребёнка развитие его внимания происходит в среде , включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание . Первый ряд – это сами окружающие предметы, которые своим яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребёнка . С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов – указаний, направляющих непроизвольное внимание ».

Общая последовательность культурного развития внимания по Л . С. Выготскому состоит в следующем : «Сначала люди действуют по отношению к ребёнку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на себя. Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы – указания; затем ребёнок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т. е. обращая внимание взрослых на интересующий его предмет».

Универсальное средство организации внимания – речь взрослого . Первоначально взрослый организует внимание ребёнка при помощи словесных указаний, позднее, ребёнок сам начинает обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание .

Первоначально процесс произвольного внимания , направляемого речью взрослого, является для ребёнка скорее процессом внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребёнок переходит к саморегуляции поведения, т. е. произвольному вниманию .

Проанализировав особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста , можно сделать выводы :

1. Внимание является одним из важнейших показателей при оценке психического развития ребёнка . В старшем дошкольном возрасте внимание имеет ряд особенностей , значение и учет которых важны как с точки зрения психодиагностики готовности ребёнка к обучению, так и для организации оптимальных условий обучения и воспитания.

2. Качественно высокий уровень развития внимания в старшем дошкольном возрасте заключается в том , что дети впервые начинают управлять своим вниманием , сознательно направлять его на определённые предметы, явления, удерживаться на них, т. е. возникает произвольное внимание .

3. Особая роль в формировании произвольного внимания отводится волевой сфере личности ребёнка. Управляемое целенаправленное поведение, каким является волевое, характеризуется, прежде всего, неуклонным следованием к цели при наличие трудностей на пути её достижения.

4. Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребёнка в новые виды деятельности и при помощи определённых средств направляют и организуют внимание . Руководя вниманием ребёнка , взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием .

5. Особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте :

Значительно возрастает его концентрация , объем;

- внимание неустойчиво ;

Слабо развиты такие свойства внимания , как распределение и переключение;

Складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи , познавательных интересов;

6. Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста тесно связано :

1) с развитием речи ;

2) с пониманием значения предстоящей деятельности;

3) осознанием её цели;

4) с освоением норм и правил поведения;

5) с становлением волевого действия;

6) со способностью сосредоточиться на действиях, которые имеют

для них интеллектуальное значение.

Проведенное экспериментальное исследование особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста , с использованием методик «Расставь точки» А. Л. Венгера, «Шифровка» Д. Векслера, «Корректурные пробы» Б. Бурдона выявили ряд особенностей , характеризующих внимание детей данного возраста .

Анализ полученных результатов, позволил сделать выводы :

1. У детей старшего дошкольного возраста значительно увеличивается объем внимания , ребенок способен безошибочно воспроизвести 5-6 предметов или явлений.

2. У детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе наблюдается высокий уровень концентрации внимания , развивающийся на основе мотивации и возникновения интереса к учебной деятельности.

3. У детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе еще слабо развиты такие свойства внимания , как переключение и распределение, что связано с отсутствием опыта в данном виде деятельности и недостаточно сформированными волевыми качествами. Способность к переключению и распределению внимания формируется в процессе практической деятельности, путем упражнения и накопления соответствующего опыта.

4. Внимание у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе еще неустойчиво и имеет тенденцию к понижению при продолжительной работе. Это объясняется особенностью нервной системы детей данного возраста и быстрой утомляемостью.

5. Конгнитивные способности у девочек в экспериментальной группе выше, чем у сверстников мальчиков.

Таким образом, выбранные нами методики для экспериментального исследования особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста доказывают , что в этом возрасте наблюдается качественно высокий уровень развития внимания , обусловленный тем, что дети начинают управлять своим вниманием , сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, следовать поставленной цели задания, т. е. возникает произвольное внимание .

Поделиться: