Сценарий родительского собрания в группе раннего возраста на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей. Родительское собрание «Развитие мелкой моторики у детей Родительское собрание мелкая моторика

Конспект родительского собрания "Наши ручки помогают говорить". Младшая группа

Харчикова Людмила Николаевна, воспитатель МДОУ "ЦРР "Зорька" Детский сад №16"г. Железногорск
Описание работы : Родительское собрание "Наши ручки помогают говорить". Данный материал предназначен для воспитателей и родителей младшей группы. Содержание материала: закономерности развития речи детей 3-4 лет, причины недоразвития речи. упражнения и игры по развитию мелкой моторики и речи у детей 3-4 лет.
Родительское собрание «Наши ручки помогают говорить»
Цель: Формировать у родителей представление о роли мелкой моторики в общем развитии детей.
Задачи:
Показать взаимосвязь развития моторики и развития речи.
Познакомить с приёмами развития мелкой моторики рук.
Научить использовать нестандартные средства для развития мелкой моторики рук.
Приобщать родителей к сотрудничеству и единым требованиям детского сада и семьи в вопросах здоровья, воспитания и обучения детей.

Предварительная работа:
Подготовка средств для развития мелкой моторики для проведения мастер-класса. Оформление выставки по теме (папка-передвижка, книги, пособия, оборудование, игры).
Форма проведения: семинар-практикум.
Повестка собрания:
1. Вступление. Игра с родителями.
2. Вопросы родителям.
3. Теоретические аспекты..
4. Мастер-класс.
5. Совместная деятельность родителей и детей.
6. Подведение итогов
ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.
Добрый вечер уважаемые родители! Спасибо, что нашли время для нашей встречи. А начать её хотелось бы с игры «Да. Нет» Я буду говорить фразу, а вы её закончите словом да, или нет.
Крикните хором друзья, деток вы любите?(да)
Пришли на собрание. Сил совсем нет?
Вам лекции хочется слушать здесь?(нет)
Мы вас понимаем господа.
Проблемы детей решать нужно нам?(да)
Дайте нам тогда ответ, Помочь откажитесь нам, нет?
Последнее спросим мы, Активными будете вы? (да)
А активность нам нужна при обсуждении сегодняшней темы «Наши ручки помогают говорить или развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет».
(вопросы родителям)
И так, что же такое мелкая моторика рук? Как вы это понимаете? Почему она так важна? Как вы можете объяснить высказывания великих мыслителей:
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» (И.Кант).
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В.Сухомлинский).
«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» (М. Монтессори).
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию мозга».
Всё верно. А, теперь поднимите руки, кто знает, как происходит развитие моторики? У кого есть пособия для развития мелкой моторики рук? Кто занимается дома с детьми развитием мелкой моторики рук?
Ну что же, давайте, рассмотрим, как это происходит?
Мелкая моторика- это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – это движения всей рукой, всем телом.
Мелкая моторика развивается естественным путём, начиная с младенческого возраста. Сначала ребёнок учится дотягиваться до предмета, хватать его, удерживать, стучать, бросать, кусать. После появляются новые навыки перекладывания предмета из руки в руку, потом учится правильно держать ложку, кружку, кисточку, карандаш и т. д.. Движения постепенно усложняются и к трём годам они становятся похожи на движения взрослого человека. Дети могут снимать и надевать просторные вещи, пытаются рисовать, лепить, вырезать, строить, активно играют с игрушками. На фоне такого активного двигательного развития, развитие речи происходит не так быстро. Рука, как бы созревает раньше и тянет за собой развитие речи. Так как в головном мозге центр, отвечающий за мелкую моторику, находится рядом с центром, отвечающим за речь. Наблюдается прямая зависимость уровня развития речи от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если двигательные навыки в пределах нормы, то и речь соответствует возрасту, и интеллектуальное развитие в порядке. Значит ли, это, что у ребёнка с хорошим развитием моторики, достаточно развита речь? Конечно, не всегда. Так как развитие речи зависит от многих условий. Необходимо с ребёнком много и активно общаться в быту, вызывать его на разговор, стимулировать речь вопросами и просьбами, читать книги, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, и плюс к этому развивать мелкую моторику рук. За последние 5-10 лет уровень речевого развития у снизился. Наблюдается три группы детей. В первой группе отсутствует речь совсем, во второй говорят всего несколько слов, в третьей говорят фразами, но невнятно, с ошибками. Причины могут быть разные: родители слишком заняты на работе, на занятия с детьми дома не остаётся ни времени, ни сил, современные игрушки, одежда слишком удобно устроены, дети слишком рано начинают увлекаться компьютерами. Отношение родителей к проблеме тоже не однозначно. Одни тревожатся, что-то делают, другие говорят, что со временем сам заговорит. Конечно, заговорит когда-нибудь, но на тот момент норма будет уже совершенно другая, и будет наблюдаться отставание в речевом развитии от сверстников. Чтобы определить, хорошо ли развита мелкая моторика у детей 3-5 лет, следует предложить им выполнить несколько заданий:
1.Взрослому прочитать потешку и выполнить несложные движения из её содержания, затем повторить её и выполнить движения вместе с ребёнком.
2. Разобрать и собрать на глазах у ребёнка пирамидку, матрёшку, затем всё это попросить выполнить ребёнка.
3.Должны загибать пальчики по очереди по одному, начиная с мизинца.
4.Шагать по горизонтальной плоскости двумя пальцами(указательным и средним).
5.Пальцы левой руки сжать в щепотку, как клюв дятла, а правая рука выпрямлена вертикально, попросить постучать по правой ладони, затем поменять руки,
6.Срисовать домик с несложными элементами: окно, дверь, труба, ступеньки.
7.Соединить рисунок по точкам.
8.Заштриховывать фигуру не выходя за границы.
9.Показать кулак – ребро - ладонь.
Если ребёнок 3-4 лет выполняет около 40% заданий, значит моторика в норме. К 5 годам надо выполнять 90% заданий. Если требуется помощь в развитии мелких движений, то в настоящее время существует большое количество упражнений, методик, которые могут помочь.
Массаж.
1. Массаж пальцев рук. Начинают с растирание подушечек пальцев, затем медленно опускаются к основанию. Желательно сопровождать весёлыми приговорками.
2.Массаж ладоней шестигранным карандашом. Грани карандаша легко покалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. «Карандаш в руках катаю. Карандаш в руках кручу. Быть послушными пальчики научу».
3. Массаж грецкими орехами. Катание орехов между двумя ладонями, прокатывание ореха между пальцами, удерживание ореха между растопыренными пальцами.
4.Массаж ладоней щёткой, перебирание бус.
Пальчиковые игры
Это, как правило инсценировка детских стихов. Пальчиковые игры хорошо развивают произвольное внимание, координацию, воображение, память, творческие способности, готовят руку к обучению в школе. До 4 лет текст может произносить взрослый, а ребёнок показывать движения.
Ой лады.
Ой, лады, лады, лады (хлопать в ладоши, поворачивая голову вправо,
Не боимся мы воды влево, поглаживать личико круговыми движениями
Чисто умываемся вытянуть руки вперёд, улыбнуться).
Маме улыбаемся!

Ручки.
У меня пропали ручки. (убрать ручки за спину, оглядеться по сторонам
Где вы рученьки мои? показать руки, несколько раз ритмично сжать
Раз, два, три, четыре, пять, и разжать руки).
Показались мне опять!

Наш малыш.
Этот пальчик – дедушка. (Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке,
Этот пальчик – бабушка. начиная с большого, а в конце второй ру-
Этот пальчик – папочка. кой охватить весь кулачок).
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья.

Пальчик – мальчик.
Пальчик мальчик где ты был? (левая ладонь открыта, правой рукой
С этим братцем в лес ходил. поочерёдно дотрагиваемся до подушечек
С этим братцем щи варил. каждого пальца немного надавлива).
С этим братцем песни пел.
С этим братцем кашу ел.
Оттого и потостел.
Медведь
Лез медведь в свою берлогу, (медленно засовываем платочек одним
Все бока свои помял, пальцем в кулак, после последних слов с
Эй скорее на подмогу силой вытянуть платочек из кулака)
Мишка, кажется, застрял!
Зайка
Зайка серенький сидит и (пальцы правой руки, указательный и
Ушами шевелит большой выпрямлены и слегка согнуты,
остальные прижаты к ладони).
Упражнения на развитие моторики рук.
Разрывание бумаги на мелкие кусочки. Аппликация из них.
Доставание из коробочки бусинок и нанизывание их на шнурок.
Работа с пластилином, например скатывание комочка и втыкание в него спичек.
Выкладывание из палочек различных фигур.
Рисование изображения с помощью клея и крупы.
Рисование по пластилиновому фону горохом.
Вырезание. Работа с ножницами.
Раскрашивание.
Шнуровка.
Мозаика. Пазлы.
Складывание разрезных картинок.
Складывание картинок из геометрических фигур.
Пальчиковый театр.
Оригами.
Дидактические игры: «Помоги Золушке разложить семена», игры с прищепками: «Составь цветок», «Сделай Ёжику иголки», «Нарисуй солнышко».
И так, подведём итог. Кроме того, что развитие мелкой моторики играет важную роль в развитии речи, в психическом развитии детей. Также, на ладони множество биологически активных точек, воздействуя на которые вы нормализуете деятельность внутренних органов, и самое главное, играя, в подобные игры по 5 минут каждый день со своим ребёнком вы прекрасно его развлечёте и проведёте с ним время в любом месте.
А теперь, я вас приглашаю на практике попробовать упражнения, которые развивают детские ручки.
(родители вместе с детьми выбирают пособие по развитию моторики и упражняются)
Ну, что же остаётся поблагодарить вас за внимание. Поднимите, пожалуйста, руки, кто, что-либо узнал новое или чему-нибудь научился.
Спасибо.
Похлопайте в ладоши, кому было здесь интересно.
Спасибо.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 12 «БерЁзка»

комбинированного вида города Искитима Новосибирской области

Тема родительского собрания:

«Развитие у ребёнка мелкой

моторики руки»

Могилевцева Ирина Николаевна

г. Искитим, 2017

Форма проведения: собрание практикум.

Цель родительского собрания:

    Показать важность работы по развитию мелкой моторики руки;

    Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;

    Научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики руки.

Повестка:

1. Сообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики руки у ребёнка».

2. Практикум «Приёмы развития мелкой моторики руки с помощью изонити».

Ход мероприятия

Жили-были ручки,

Ручки-закорючки,

Что они не брали;

Все они ломали:

Только тронут вазу –

Разбивают сразу,

Чуть коснуться книг –

Разрывают вмиг.

Но страшнее бомб и пушек

Были ручки для игрушек.

Горевали мама с папой,

Ручкины родители:

«Долго ли нам мучиться,

Что из них получится? »

Годы шли – и ручки вдруг

Стали парой взрослых рук.

А хозяин этих рук

Стал известный врач – хирург.

Стали для науки

Золотые руки!

Тема нашего собрания – практикума посвящена детским ручкам, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка.

Вопрос к родителям: Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, с чем это связано? (Обмен мнениями) .

Это можно объяснить несколькими причинами:

Взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.

Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео).

Дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).

Почему же так важно подготовить руку ребёнка к письму?

Ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

"Рука - это инструмент всех инструментов", - сказал еще Аристотель.

"Рука - это своего рода внешний мозг!" - писал Кант.

Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и рече двигательного анализаторов.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.

Педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детских рук, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, а тем сложнее движения этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

К старшему дошкольному возрасту возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся завязывание узелков, бантиков, нанизывание бусинок, разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы, верёвочек (плетение ковриков из бумажных разноцветных полос, плетение верёвочных косичек…).

Большую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.

Симметричное вырезание, аппликация, вырезывание фигурок из открыток – развивает зрительно-двигательную координацию, воспитывает аккуратность, настойчивость, терпение.

Изготовление поделок из бумаги также является хорошим средством развития мелкой моторики кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления.

Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитьё, вязание.

И сегодня мы хотели бы познакомить Вас с некоторыми способами развития мелкой моторики – это изонить и театр теней. Внимание родителей на выставку работ детей нашей группы (работы детей по изонити). И то, что это действительно важно, нужно, необходимо, но еще и интересно, мы попробуем выполнить сегодня сами.

Сегодня мы предлагаем Вам выполнить «Валентинку» в технике изонить с элементами аппликации, рисования и лепки, а вашими помощниками будут дети.

Изонить - это техника, получения изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Особое переплетение нитей дает эффект объема изображения. Графический рисунок выполняется нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе.

Изонить, нитяная графика, изображение нитью, изографика, ниточный дизайн, вышивка по картону – вот неполный список названий этой техники.

У Вас на столе лежат иголки, нитки и заранее приготовленные шаблоны для работы.

У каждого на столе есть буклет: «Правила безопасности», «Последовательность составления рисунка для изонити.», «Правило заполнения угла и круга».

И так приступаем к работе…

У нас три сердечка. Одно из них вышивают родители в технике заполнения окружности «Изонить», а два сердечка дети должны приклеить на открытку составляя композицию и украсить сердечки разными техниками, у вас на столе клей, бумага, бисер, пшено, нитки, пластилин, кофе, гуашь…

Рефлексия занятия в кругу.

Что вы узнали нового, чего не знали ранее?

Чему научились?

Как вы примените на практике?

Своим родительским собранием я показала работу «Ребёнок-Родитель-Воспитатель». Это собрание очень сближает как родителя к ребёнку, так и воспитателя к ним.

Теплоту и любовь материнского сердца не заменит ни кто и ни чем.

Мы с вами убеждаемся в том, что дети растут быстро в темпе будничной суеты, мы даже не замечаем, как быстро вырастают наши дети.

Так давайте же эту частицу любви отдавать самому дорогому, что у нас есть, это дети.

В итоге занятия были вручены на память «Буклеты».

Воспитатель.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка- детский сад №6

Щербиновский район станица Старощербиновская

Разработала: воспитатель Бубнова В.В.

Уважаемые родители, мы рады вас видеть всех вместе. У меня в руках весеннее солнышко, которое сейчас мы будем передавать и говорить друг другу комплименты.

Вот и обогрело нас солнышко. А сейчас хочется вам загадать загадку.

Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»,
Угадайте, как их звать? (Пальцы.)

  1. Тема нашего разговора посвящена « Развитию мелкой моторики рук у детей»

Как вы считаете, что такое мелкая моторика рук ?(высказывание родителей )

Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук. Развивая мелкую моторику у ребёнка, мы одновременно развиваем его творческий потенциал. Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уважаемые родители, а вы дома развиваете мелкую моторику у ребёнка? Какими играми? (ответы родителей)

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

Развивая пальчики ребенка , мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики.

Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной, тем самым мы развиваем речь ребёнка. И нам в этом помогают пальчиковые игры и упражнения.

На каждом ОС мы с детьми используем различные игровые пальчиковые игры и упражнения, а также массаж рук. Данные виды игр и упражнений мы используем не только на ОС, но и в свободной деятельности. Детям это очень нравится. Да вы и сами можете в том убедиться и посмотреть как мы играем с детьми в группе

(Слайды)

А сейчас предлагаю с вами немножко поиграть

Давайте сначала на руке сделаем массаж.

  1. «Моя семья» (Начинать массаж нужно с поглаживание, все движения массажа идут от периферии к центру, делаем круговые движения, чередовать с поглаживающими движениями)

Этот пальчик дедушка……

Это пальчик Я.

Это вся моя семья.

После массажа очень хорошо использовать различные предметы.

Шарики СУ-ДЖОК

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

Можно использовать разные предметы для игр и упражнений (шишка, грецкий орех, карандаш, яйцо-киндер, мячик, и т.д.)

Не зря существует выражение, что наш ум - на кончиках наших пальцев. Поэтому мы рекомендуем и дома использовать упражнения и игры для развития мелкой моторики .

Не забывайте, что развитие мелкой моторики необходимо проводить в игровой форме, постарайтесь не забывать хвалить ребёнка, создавая ситуации успеха, поощрение.

Очень хорошо развивают моторику у детей игры с прищепками Такие игры способствуют развитию воображения, мышления, умения устанавливать логические связи. Также способствуют более быстрому развитию речи у ребёнка.

(На слайде показать в какие игры с прищепками играют дети

«Коврик», «Солнышко», «Парочки», «Сушим бельё» и др.)

Игра с прищепками

(Предложить родителям сделать коврик, солнышко, дождик, цветок и др.)

Также для развития мелкой моторики мы используем различные виды театров – пальчиковый, би-ба-бо. С детьми разыгрываем сказки "Колобок", "Теремок", "Репка". (показать на слайде )

С родителями

Я предлагаю и вам поиграть, отправиться в сказку «Теремок»

Как Вы думаете, пальчиковый театр оказывает влияние на развитие кисти Вашего ребенка? (Обмен мнениями )

(Кистью или пальцами руки ребёнок имитирует движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища куклы)

Также отлично развивает руку разнообразное нанизывание, шнуровка, защёлкивание, вытаскивание предметов из ёмкости (вытаскивание рыбок из аквариума)

Нанизывать можно всё что нанизывается: пуговицы, бусы. Нанизывать по цвету, усложняя чередовать по размеру и т.д. (Слайд)

Дома вы можете составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.

Сегодня на прилавках магазинов достаточно разных развивающих игр.

А мы предлагаем Вам отправиться в наш «Магазин игрушек».

(предложить 1-2 родителям купить в магазине игры, предметы на развитие мелкой моторики. Почему вы выбрали эти игры? Объясните как они влияют на моторику рук?)

Мы для Вас приготовили памятку, которая называется «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук, не требующее затрат». Игры, описанные в ней, помогут Вам с пользой для детей проводить время дома.

  1. Подготовить учреждение к летнему оздоровительному периоду

Заключительная часть. Рефлексия.

В завершении, нам хотелось услышать ваше мнение о нашей встрече. Что нового вы сегодня узнали? Полезна ли была сегодняшняя тема нашего разговора?

Составитель: воспитатель первой категории МДОУ №23 «Аленушка» Латышева В.Н.

Форма проведения: собрание-практикум

Аудитория: родители подготовительной логопедической группы

Количество участников: 12 человек, воспитатель.

Задачи:

    Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.

    Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.

    Заинтересовать проблемой.

    Научить родителей по-новому играть с детьми, применяя методы развития мелкой моторики рук, привить навыки игрового взаимодействия.

Ожидаемые результаты:

    Родители должны понять важность развития мелкой моторики рук и ее непосредственного влияния на речь детей.

    Применять методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашних условиях.

Информационно – техническое обеспечение:

    «Лучший способ подготовить руку ребенка к письму и развить речь – игра» (выступление воспитателя).

    Выставка книг по теме собрания.

    Презентация игр (слайды).

    Памятка «Развитие у ребенка мелкой моторики рук».

Материалы и оборудование:

    Плакаты с высказываниями:

    «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. П. Павлов.);

    «Источник способностей и дарований детей – на кончиках пальцев» (В. А.Сухомлинский);

    «Рука – Это своего рода внешний мозг» (Э. Кант);

    «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее

развитию» (В.М. Бехтерева)

    Листы бумаги, простые карандаши.

    Организация выставки развивающих игр.

Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки

и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутки, игры: «Двое белых лебедей – у каждого по пять детей. У двух матерей по пяти сыновей», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Рука руку моет, а две руки - лицо», «Глаза боятся, а руки делают», «Сорока – Белобока».

Я не случайно завела разговор о руке. В последнее время у детей дошкольного возраста снижается уровень развития кистевой моторики, что существенно отражается на общем развитии ребенка и на развитии речи в том числе.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Человечек, которого вы видите на этом рисунке, не какой-нибудь вор или карикатура на известного политика. Нет. Этого человечка придумал канадский ученый нейрохирург Уайлдер Грейвс Пенфилд, который таким наглядным образом изобразил мозг человека. Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть - губы, язык, гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики у детей большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками. Родители видят в этих играх развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия. Им проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться полезной деятельностью, в виде игры. Например, перебрать рис, горох, разложить карандаши, порисовать, полепить и т.д. Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда, и не каждый ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки или застегнет пуговицы.

Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв.

Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений, и конечно же, не надо забывать хвалить ребенка, создавая ситуации успеха.

Приемы для развития мелкой моторики пальцев рук.

Проводимые наблюдения показали, что наиболее простые приемы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными.

    Катать шарики из пластилина. Пока ребенок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить.

    Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).

    Перебирать крупные деревянные бусы, четки.

    Собирать, складывать пирамидки.

    Работать с вкладышами (Монтессори).

    Застегивать пуговицы.

    Завязывать, развязывать узлы.

    Пальчиковые игры типа “Здравствуй, пальчик”, “Кто приехал?” и др.

Средства развития мелкой моторики рук.

Различные игры: мячи, пазлы, пирамидки, формы.

Пластилин, глина, песок, вода, крупы, бумага, куклы, бусы, пуговицы, природный материал, карандаши, нитки, веревки и т.д.

Игры с пластилином: мнем и отщипываем; надавливаем и размазываем; скатываем шарики, раскатываем колбаски; режем на кусочки; лепим картинки; готовим обед.

Игры с бумагой

Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

Игры со счетными палочками

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на

улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии. Положите 4 счетные палочки на столе. Ребенок берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку. Игры с конструктором и мозаикой, пазлы.

Развитие тактильных чувств.

Игры с прищепками, коробочки где лежит нарезанный материал, мягкий, грубый, шероховатый, с ворсом и т.д. Который ребенок может трогать и рассказывать о своих чувствах. Мешочки с камушками, ракушками и разным другим материалом.

Игры с пуговицами. Заполните просторную коробку пуговицами, опустите руки в коробку, поводите ладонями по поверхности, перетирайте пуговицы между ладонями, пересыпайте их из ладошки в ладошку. Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

Игры с крупами. Прячем ручки. Пересыпаем крупу. Дождь, град. Покормим птичек. Разложи по тарелочкам. Вкусная кашка. Найди игрушку. Игра «Золушка». «Отгадай, какая крупа в мешочке». «Сухой бассейн» из гороха и фасоли.

Игры с природным материалом. Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

Рисование. Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

Игры с песком. Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.

    Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький. - Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки. - Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.

Игры с водой. - Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз.

    Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой.

    Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем.

Шитье, вязание, плетение, застежки.

Игры с веревочкой. Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук. Учителя математики находят их полезными для объяснения некоторых абстрактных понятий и терминов.

Шнуровки различные, можно купить в магазине, можно сделать своими руками.

Куклы. Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы-марионетки.

Массаж кистей и пальцев рук. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук: массаж тыльнойстороны кистей рук; массаж ладони; массаж пальцев рук.

Массажеры. Упражнения с массажерами : катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди. Пальчиковая гимнастика. Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок или занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

В заключении выше увиденного хочется сказать. Развитие мелкой моторики

    тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, - лучше адаптироваться в практической жизни,

- научиться понимать многие явления окружающего мира.

Сейчас мы вам предложим игры.

1. Пальчиковая гимнастика .

Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трем-трем, мы капусту солим-солим, мы капусту жмем-жмем. Мы морковку рубим-рубим, мы морковку трем-трем, мы морковку солим-солим, мы морковку жмем-жмем.

2. Оригами. Квадрат сложить пополам. Еще раз пополам. Развернуть лист, теперь уголочки складываем к середине. Переворачиваем на другую сторону

    снова уголки складываем к середине. Сделайте складки. Поверните.

Раскройте все карманы. Вставьте пальцы в фигурку. Направления, в которые открывается фигурка. Готово.

3. Графический диктант.

1 рисунок. Отступите сверху три клетки поставьте точку. Начинаемузор. Одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка влево, одна клетка вверх, две клетки в право, две клетки вниз, две клетки в право, одна клетка вверх, одна клетка в право, одна клетка вверх, две клетки в право, две клетки вниз, две клетки в право, дальше продолжайте сами.

2 рисунок. Отступите от предыдущего рисунка две клетки внизпоставьте точку. Одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо. Дальше продолжайте сами.

4. Выгладим платочки для мамы и для дочки.

Перед ребенком скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым. Затем сделать тоже самое одной рукой.

5. Рефлексия

Предлагаю родителям украсить дерево цветными ладошками (по методу «светофор»: зеленый – было интересно; желтый – послушала, но нового не узнала; красный – зря потратила время).

Подведение итогов собрания

В заключении можно сказать следующее:

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку:

    кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом;

    формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте;

    доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Памятка для родителей.

Родителям детей 5-7 лет для развития мелкой моторики рекомендуется проводить:

    катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики запускать пальцами мелкие «волчки»;

    разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

    сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а

    вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и

    «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в

    воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;

    нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

    завязывать узелки на шнурке, веревке;

    застегивать (расстёгивать) пуговицы;

    играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;

    резать (вырезать) ножницами;

    выполнять аппликации.

Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:

    перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;

    уход за срезанными и живыми цветами;

    водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));

    разбор круп и т.д.

    выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;

    мять руками поролоновые шарики, губки;

    рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;

    резать (вырезать) ножницами;

    плести из бумаги коврики, корзинки, косички;

    выполнять аппликации.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

в подготовительной логопедической группе

Составитель: воспитатель

МДОУ №23 «Аленушка»

Латышева В.Н.

Ирина Костарева

Цель : Показать и научить родителей выполнять упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей .

Задачи : 1 . Показать с помощью наглядных средств, как нужно выполнять упражнение в группе.

2. Научить родителей использовать , различные предметы в выполнение упражнений.

Добрый вечер уважаемые родители , коллеги. Сегодня хотелось начать наше собрание немножко не обычно , для вас. Давайте мы с вами поиграем.

Сейчас я попрошу вас встать вкруг. Нужно поприветствовать своего соседа и сказать ему комплимент.

Вот посмотрите, сколько приятных слов вы пожелали друг другу.

Тема нашей сегодняшней встречи - это «Развитие мелкой моторики рук у детей »

Как вы считаете, что такое мелкая моторика рук ?

(высказывание родителей )

Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук.

Она оказывает влияние не только на речь, но и на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление и воображение. Развивая пальчики ребенка , мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Чем раньше будем развивать двигательные способности малыша, тем лучше. Начинать нужно с самого рождения.

На каждом занятии с детьми мы всегда используем пальчиковую гимнастику, либо массаж рук.

Сейчас мы вам покажем некоторые игры, которые мы проводим с детьми в группе. (Слайды)

Вот такие игры мы проводим в группе, ну это конечно же еще не все игры.

А сейчас я с вами хочу немножко поиграть, у вас на столах лежат предметы, которые можно использовать в упражнениях Показ : Что вам больше понравилось?




Используете ли вы дома такие игры? Какие?

Не зря существует выражение, что наш ум - на кончиках наших пальцев. Поэтому если вы хотите, что бы ваш ребенок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики . Старайтесь как можно больше заниматься с ребенком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Конечно, в детском саду мы развивают пальчики детей , но этого не достаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. Лучше пусть ребенок лишний раз не сядет за компьютерные игры, не будет вечерами смотреть телевизор, заниматься бесполезными делами, а поиграет вместе с вами в игры на развитие двигательных способностей пальчиков.

А в помощь мне бы хотелось подарить, вот такие буклеты.

Наше собрание подходит к концу , и давайте закончим его игрой. Встаньте, пожалуйста, и возьмитесь за руки, я благодарю вас за участие в семинаре практикум. А теперь на счет три дружно поднимите руки вверх и повторите фразу «Всем, всем до свидания.

Приложение

Давайте сначала на руке сделаем массаж.

1) «Моя семья» (Начинать массаж нужно с поглаживание, все движения массажа идут от периферии к центру, делаем круговые движения, чередовать с поглаживающими движениями)

Этот пальчик дедушка…

Это пальчик я, Это вся моя семья.

Теперь делаем массаж на кисти руки, тоже круговыми движениями, все движения делаются по кругу и к предплечье, Начинаем с поглаживание, дальше делаем растирающие движения. Чередуем с поглаживанием и здесь можно сделать щепцевидное разминание 2-мя пальцами.

2) массаж прижимающий

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены . Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево - вправо.

Шел медведь к своей берлоге (мизинец)

Да споткнулся на пороге (безымянный)

«Видно очень мало сил (средний)

Я на зиму накопил- (указательный)

Так подумал и пошел (большой)

Он на поиск диких пчел. (большой)

Все медведи сладкоежки, (указательный)

Любят, есть медок без спешки, (средний)

А наевшись, без тревоги (безымянный)

До весны сопят в берлоге (мизинец)

На этом массаж можно закончить.

После массажа очень хорошо использовать различные предметы.

1)Упражнения с мячом - ежиком

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

2)Упражнения с прищепками

Левая рука

Вот проснулся, встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок.

Правая рука

Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне!

3)Упражнение с грецким орехом

Вверх, вниз, вверх, вниз

Ты по горочке катись!

Вверх, вниз, вверх, вниз

Ты по пальчикам катись

(покатали по пальчикам, по ладошке, везде, везде) (Такое упражнение очень нравится детям)

5) Упражнения с пробками

Берем пластмассовые крышки от бутылок и надеваем их на два пальчика, идем не отрывая обувь от стола, можно сделать также по цвету крышки, например беленькие крышечки зайчик, оранжевые лисичка, коричневые медведь и так далее, и можно обыгрывать сказки. (можно без пробок, пальчики бегают; пианино.

6) Упражнения с бигудями-липучками

Посмотрите, какие колючки. Потрогайте их.

«Я колючек не боюсь, даже если уколюсь!»

7)Упражнение «Крутись, карандаш» (используем ребристый карандаш)

Карандаш в руках катаю.

Между пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу.

Презентация

1) Пальчиковая гимнастика : взрослый читает стихотворение, а малыш в это время выполняет определённые движения руками. Таких пальчиковых игр и гимнастик можно найти очень много в специальной литературе. 2)Кубы вкладыши - вот такие у нас есть кубы вкладыши, здесь мы развиваем мышление . 3) пазлы (мягкие) – такие пазлы мы можем приобрести в магазине, и выкладывать их вместе с ребёнком, при этом важно помнить, что пазлы должны соответствовать возрасту ребёнка, еще у нас в группе есть пазлы из картона.

4)ежик (прищепки) - ежик связан своими руками, еще можно прищепки прищепить на нитку, на ткань какую нибудь.

5)Рисуем на песке – здесь мы рисуем пальчиком на цветном песке.

6)Рыбалка : Ловим удочкой рыбок на магнит.

- Ловим в воде : здесь мы используем сачок, и ловим не тонущие игрушки.

7)Шнурование 1 (вот такая вот подставка для шнурования из дерева)

Шнурование (черепаха) : это черепаха изготовлена своими руками, здесь и шнуровка, пуговки, замочек, а под замочком на ощупь, можно найти сюрприз, и здесь идет еще для закрепления цвета. Шнурование 3 : Такие игры можно купить уже в готовом виде, а можно сделать самим. Для этого на картоне рисуется изображение, например, яблоко, и по его контуру делаются отверстия с помощью дырокола. Ребёнок берёт шнурок и продевает его в эти отверстия.

8) Сшитая - бабочка : здесь и пристегивание, липучка,шнурование

9)Пересыпание : в одну ёмкость можно что-нибудь насыпать. Ребёнок должен аккуратно пересыпать в пустую ёмкость. Или напр упражнение с водой, если что-то просыплется, то пусть он соберёт это на совок и выкинет, а если прольётся вода, то ребёнок должен будет её вытереть тряпочкой. Одновременно это будет формировать в ребёнке аккуратность.

10)Перекладывание : Пересыпать и переливать можно из одной ёмкости в другую с помощью ложки. Можно даже устроить небольшое семейное соревнование.

11)Найди игрушку : эта игра заключается в следующем. В небольшую ёмкость насыпается манка, туда же помещаются, мелкие игрушки . Всё размешивается, и ребёнок должен найти на ощупь игрушки.

12)Перебор круп : для этой игры хорошо подойдут крупы, которые смешиваются друг с другом, и ребёнок должен их перебрать по разным ёмкостям. Крупы являются хорошим массирующим материалом.

13) Лепка - лепить можно из пластилина, из глины, из соленого теста.

Поделиться: