Чуждая одежда: как будут защищать национальный костюм в Таджикистане. Туры в таджикистан - путевки в санатории таджикистана - скидки Национальный костюм таджиков

И почему власти так усиленно пытаются бороться с хиджабами.

В закладки

Фото «Азия-плюс»

28 августа президент Таджикистана подписал несколько законов, касающихся соблюдения национальных традиций. Среди них в том числе и закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан».

В тексте закона говорится именно о защите одежды от современных негативных влияний, но многие предположили, что он обязывает жителей носить исключительно национальную одежду.

Одновременно физические и юридические лица обязываются оказывать уважение основам национальной культуры, в том числе государственному языку и национальной одежде, защищать их от современных негативных влияний.

Закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан»

Некоторые СМИ предположили, что закон касается ношения национальной одежды исключительно на торжествах, праздниках и свадьбах. При этом не ясно, обязаны ли все участники торжества надевать национальные костюмы или же это просто рекомендации.


Введение Моя работа посвящена исследованию национального таджикского костюма. Эта тема заинтересовала меня неожиданно. Сама я родилась в Таджикистане в городе Душанбе. Мой папа военный и его перевели служить в Нальчик, в военный городок. Здесь меня все очень удивляло. Люди в городе одеваются современно, совсем никого не увидишь в национальных костюмах. А на моей родине очень многие люди всегда ходят в своем национальном костюме. Недавно на уроке рисования мы рисовали национальные костюмы Кабардино – Балкарии. И вот мне пришла мысль рассказать о своем национальном костюме. Ведь он тоже очень яркий и красивый.


Моя главная цель – познакомить одноклассников с таджикским национальном костюмом, рассказать об истории возникновения знаменитого во всем мире таджикского атласа. Моя гипотеза – хотя традиционная одежда у таджиков отличается в зависимости от района проживания, но имеет общие черты. К методам, которые я использовала, можно отнести следующие: мои наблюдения, рассказы моих родственников, анализ публикаций материала интернета по данной теме.


Женский таджикский костюм. Женщины одевались в просторные платья из гладких тканей. В горных южных районах, особенно в Дарвале и Кулябе, платья богато вышивались и являли собою образцы народного декоративного искусства. Костюм дополняли широкие шаровары с напуском у щиколоток. Головной убор - платки, тюбетейки. Горожанки и равнинные таджички носили распашной халат и местную обувь. У горянок халатов не было. Традиционные украшения - ожерелья, браслеты, подвески, серьги, кольца.


Женский костюм, по составу обязательных элементов, был подобен мужскому, его точно так же составляла рубаха ("курта") и шаровары. Женская рубаха кроилась так же, как и мужская, но в отличие от последней, была значительно длиннее и украшалась богатой вышивкой. «Курта» могла быть и однотонной и яркой, многоцветной, оформленной рисунком. Женские шаровары обычно шили из двух типов ткани: верхнюю часть делали из более дешевой, хлопчатобумажной - приятной для тела и «дышащей», а нижнюю, которую видно из-под рубахи, из нарядной и более дорогой материи. Шаровары заканчивались красивой тесьмой, которая затягивалась вокруг щиколотки.


Верхней одежды таджикские женщины вообще не имели, в холода им предписывалось сидеть дома. Однако, если по необходимости нужно было выйти на улицу, они просто надевали несколько платьев, а сверху накидывали стеганый халат, сделанный подобно мужскому. Выходя из дома, каждая женщина должна была надеть особый вид накидки - паранджу (" фаранджи"). Она представляла собой стилизованный халат-мешок со сложенными и сшитыми за спиной рукавами, впереди паранджа оформлялась черной волосяной сеткой (чачван).


В современной одежде Таджиков сочетаются традиционные элементы - верхний халат, тюбетейка с городской одеждой. Таджички сохраняют больше традиционных элементов одежды. Девушки и молодые женщины в основном носят платье на кокетке, которое широко распространено в Средней Азии (кроме Туркмении). Шаровары шьются уже, у молодых женщин значительно выше щиколотки. Традиционные украшения сочетаются современными: ожерелья, подвески, серьги, кольца.


Мужской таджикский костюм Мужчины носили рубаху туникообразного покроя, штаны с широким шагом, распашной халат, пояс-платок, тюбетейку, чалму. Обувью служили кожаные сапоги на мягкой подошве, кожаные с заостренным носом галоши (их носили отдельно, иногда надевали на сапоги), в горных местностях - туфли типа сабо с тремя шипами на подошве для удобства ходьбы по горным тропам. В современной одежде таджиков традиционные элементы (верхний халат, тюбетейка) сочетаются с городской одеждой, а в женской одежде национальные элементы доминируют и сегодня.


Так, для мужского комплекта горного, или равнинного населения были характерны: широкая рубаха - "курта" сделанная из хлопчатобумажной ткани, брюки - шаровары, одевавшийся сверху халат, поясной платок и головной убор - тюбетейка. Рубаху, обычно, шили из одного куска ткани, перегнув на плечах и сделав в середине вырез для горловины. Бока и рукава просто пришивались к основанию. Получалось широкое, не стесняющее движений изделие, названо в среде этнографов - туникообразным.


Брюки – шаровары ("эзор") шились широкими, не стесняющими шаг сверху и узкими к низу. Рубаха носилась навыпуск, подпоясанная сложенным по диагонали поясным платком. Здесь нужно отметить, что платок, в этом случае выполнял функцию ремня и карманов одновременно, поддерживая брюки и делая функциональнее длинную рубаху. Прямо поверх рубахи надевали халат («чапан»), распашного, прямого кроя. Для лета был предусмотрен легкий его вариант - без подкладки, для зимы – более плотный, на вате, имевший простежку по всему полю изделия. Халаты, как правило, шили из полосатой (полосами вдоль) или цветной хлопчатобумажной ткани.


Жители горных районов предпочитали носить «чапаны» из некрашеной домотканой шерсти, ворот которых украшал вышитый орнамент. Гардероб горцев дополняли высокие, вязаные цветной нитью, чулки ("джураб"), на которые надевали башмаки из сыромятной кожи на мягкой подошве - чарыки ("чорук").


Равнинные жители надевали на ноги мягкие высокие сапоги-чулки из выделанной кожи - " махси ", в которые заправляли шаровары, а при выходе из дома прямо на них надевали кожаные калоши. В обиходе так же были кожаные сапоги с каблуком, и загнутым носом, используемые для верховой езды.


Головным убором для таджиков всегда служила тюбетейка, которая представляла собой невысокий конический колпак, затейливо украшенный вышивкой, узор которой, лучше всякого документа указывал на происхождение и место жительства хозяина. Равнинные таджики поверх тюбетейки носили еще и чалму. К XX веку в моду у таджиков вошла плоская квадратная тюбетейка, черная с белой вышивкой, которая получила название – « чусти «, по месту ее изготовления в городе Чуст. Ее стали охотно надевать и женщины, ранее использовавшие в качестве головного убора только платок.


Из истории возникновения таджикского атласа Первое упоминание об этой материи относится ко 2 веку нашей эры, во времена Великого Шелкового Пути. Но ничего конкретно, именно об узоре этой материи, нигде не сказано. Я спросила у своей бабушки, откуда взялся такой чудесный рисунок, и она рассказала мне такую старинную легенду: «В незапамятные времена один из правителей Маргилана решил жениться в пятый раз. Его выбор пал на юную дочь одного бедного ткача. Расстроившись, отец девушки бросился в ноги старому хану, моля его отступиться от девушки. Хан ответил, что исполнит просьбу бедняка, если он к следующему утру создаст нечто такое необыкновенное, что заставит хана забыть о красоте девушки. Опечаленный ткач сидел на берегу арыка, не зная, что ему дальше делать. И вдруг - увидел в воде отражение облаков, окрашенных, после прошедшего дождя, во все цвета радуги. «О, небо, благодарю тебя за идею!», - воскликнул он и побежал домой, чтобы немедленно приняться за работу.


Наутро он соткал необычайную ткань по образу увиденного – легкую и воздушную словно облако, прохладную, как чистый горный воздух, и переливающуюся всеми цветами радуги. Когда мастер принес эту необыкновенную ткань хану, тот был потрясен ее волшебной красотой «Как ты это сделал?» – спросил он у ткача. На что ткач ответил: «Я взял зелень листвы, омытой дождем, добавил цвет лепестков тюльпанов, румянец зари, синь ночного неба, блики солнца на быстротекущей воде арыка, блеск глаз моей любимой дочки и все смешал». Необыкновенную ткань назвали «хан-атлас» («ханский шелк»), а дочку ткача хан отдал в жены своему любимому сыну».



« ТАДЖИКСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ» Проект – исследование ученицы 4 «а» класса МКОУ СОШ с.п.п.Звездный Латиповой Ганджины Руководитель проекта учитель высшей категории Ионесян Лариса Викторовна


Введение Моя работа посвящена исследованию национального таджикского костюма. Эта тема заинтересовала меня неожиданно. Сама я родилась в Таджикистане в городе Душанбе. Мой папа военный и его перевели служить в Нальчик, в военный городок. Здесь меня все очень удивляло. Люди в городе одеваются современно, совсем никого не увидишь в национальных костюмах. А на моей родине очень многие люди всегда ходят в своем национальном костюме. Недавно на уроке рисования мы рисовали национальные костюмы Кабардино – Балкарии. И вот мне пришла мысль рассказать о своем национальном костюме. Ведь он тоже очень яркий и красивый.


Моя главная цель – познакомить одноклассников с таджикским национальном костюмом, рассказать об истории возникновения знаменитого во всем мире таджикского атласа. Моя гипотеза – хотя традиционная одежда у таджиков отличается в зависимости от района проживания, но имеет общие черты. К методам, которые я использовала, можно отнести следующие: мои наблюдения, рассказы моих родственников, анализ публикаций материала интернета по данной теме.


Женский таджикский костюм. Женщины одевались в просторные платья из гладких тканей. В горных южных районах, особенно в Дарвале и Кулябе, платья богато вышивались и являли собою образцы народного декоративного искусства. Костюм дополняли широкие шаровары с напуском у щиколоток. Головной убор - платки, тюбетейки. Горожанки и равнинные таджички носили распашной халат и местную обувь. У горянок халатов не было. Традиционные украшения - ожерелья, браслеты, подвески, серьги, кольца.


Женский костюм, по составу обязательных элементов, был подобен мужскому, его точно так же составляла рубаха ("курта") и шаровары. Женская рубаха кроилась так же, как и мужская, но в отличие от последней, была значительно длиннее и украшалась богатой вышивкой. «Курта» могла быть и однотонной и яркой, многоцветной, оформленной рисунком. Женские шаровары обычно шили из двух типов ткани: верхнюю часть делали из более дешевой, хлопчатобумажной - приятной для тела и «дышащей», а нижнюю, которую видно из-под рубахи, из нарядной и более дорогой материи. Шаровары заканчивались красивой тесьмой, которая затягивалась вокруг щиколотки.


Верхней одежды таджикские женщины вообще не имели, в холода им предписывалось сидеть дома. Однако, если по необходимости нужно было выйти на улицу, они просто надевали несколько платьев, а сверху накидывали стеганый халат, сделанный подобно мужскому. Выходя из дома, каждая женщина должна была надеть особый вид накидки - паранджу (" фаранджи"). Она представляла собой стилизованный халат-мешок со сложенными и сшитыми за спиной рукавами, впереди паранджа оформлялась черной волосяной сеткой (чачван).


В современной одежде Таджиков сочетаются традиционные элементы - верхний халат, тюбетейка с городской одеждой. Таджички сохраняют больше традиционных элементов одежды. Девушки и молодые женщины в основном носят платье на кокетке, которое широко распространено в Средней Азии (кроме Туркмении). Шаровары шьются уже, у молодых женщин значительно выше щиколотки. Традиционные украшения сочетаются современными: ожерелья, подвески, серьги, кольца.


Мужской таджикский костюм Мужчины носили рубаху туникообразного покроя, штаны с широким шагом, распашной халат, пояс-платок, тюбетейку, чалму. Обувью служили кожаные сапоги на мягкой подошве, кожаные с заостренным носом галоши (их носили отдельно, иногда надевали на сапоги), в горных местностях - туфли типа сабо с тремя шипами на подошве для удобства ходьбы по горным тропам. В современной одежде таджиков традиционные элементы (верхний халат, тюбетейка) сочетаются с городской одеждой, а в женской одежде национальные элементы доминируют и сегодня.


Так, для мужского комплекта горного, или равнинного населения были характерны: широкая рубаха - "курта" сделанная из хлопчатобумажной ткани, брюки - шаровары, одевавшийся сверху халат, поясной платок и головной убор - тюбетейка. Рубаху, обычно, шили из одного куска ткани, перегнув на плечах и сделав в середине вырез для горловины. Бока и рукава просто пришивались к основанию. Получалось широкое, не стесняющее движений изделие, названо в среде этнографов - туникообразным.


Брюки – шаровары ("эзор") шились широкими, не стесняющими шаг сверху и узкими к низу. Рубаха носилась навыпуск, подпоясанная сложенным по диагонали поясным платком. Здесь нужно отметить, что платок, в этом случае выполнял функцию ремня и карманов одновременно, поддерживая брюки и делая функциональнее длинную рубаху. Прямо поверх рубахи надевали халат («чапан»), распашного, прямого кроя. Для лета был предусмотрен легкий его вариант - без подкладки, для зимы – более плотный, на вате, имевший простежку по всему полю изделия. Халаты, как правило, шили из полосатой (полосами вдоль) или цветной хлопчатобумажной ткани.


Жители горных районов предпочитали носить «чапаны» из некрашеной домотканой шерсти, ворот которых украшал вышитый орнамент. Гардероб горцев дополняли высокие, вязаные цветной нитью, чулки ("джураб"), на которые надевали башмаки из сыромятной кожи на мягкой подошве - чарыки ("чорук").


Равнинные жители надевали на ноги мягкие высокие сапоги-чулки из выделанной кожи - " махси ", в которые заправляли шаровары, а при выходе из дома прямо на них надевали кожаные калоши. В обиходе так же были кожаные сапоги с каблуком, и загнутым носом, используемые для верховой езды.


Головным убором для таджиков всегда служила тюбетейка, которая представляла собой невысокий конический колпак, затейливо украшенный вышивкой, узор которой, лучше всякого документа указывал на происхождение и место жительства хозяина. Равнинные таджики поверх тюбетейки носили еще и чалму. К XX веку в моду у таджиков вошла плоская квадратная тюбетейка, черная с белой вышивкой, которая получила название – « чусти «, по месту ее изготовления в городе Чуст. Ее стали охотно надевать и женщины, ранее использовавшие в качестве головного убора только платок.


Из истории возникновения таджикского атласа Первое упоминание об этой материи относится ко 2 веку нашей эры, во времена Великого Шелкового Пути. Но ничего конкретно, именно об узоре этой материи, нигде не сказано. Я спросила у своей бабушки, откуда взялся такой чудесный рисунок, и она рассказала мне такую старинную легенду: «В незапамятные времена один из правителей Маргилана решил жениться в пятый раз. Его выбор пал на юную дочь одного бедного ткача. Расстроившись, отец девушки бросился в ноги старому хану, моля его отступиться от девушки. Хан ответил, что исполнит просьбу бедняка, если он к следующему утру создаст нечто такое необыкновенное, что заставит хана забыть о красоте девушки. Опечаленный ткач сидел на берегу арыка, не зная, что ему дальше делать. И вдруг - увидел в воде отражение облаков, окрашенных, после прошедшего дождя, во все цвета радуги. «О, небо, благодарю тебя за идею!», - воскликнул он и побежал домой, чтобы немедленно приняться за работу.


Наутро он соткал необычайную ткань по образу увиденного – легкую и воздушную словно облако, прохладную, как чистый горный воздух, и переливающуюся всеми цветами радуги. Когда мастер принес эту необыкновенную ткань хану, тот был потрясен ее волшебной красотой «Как ты это сделал?» – спросил он у ткача. На что ткач ответил: «Я взял зелень листвы, омытой дождем, добавил цвет лепестков тюльпанов, румянец зари, синь ночного неба, блики солнца на быстротекущей воде арыка, блеск глаз моей любимой дочки и все смешал». Необыкновенную ткань назвали «хан-атлас» («ханский шелк»), а дочку ткача хан отдал в жены своему любимому сыну».



Проект занял 3 место во II Республиканском конкурсе исследовательских работ и проектов школьников «Первые шаги в науку»

ДУШАНБЕ, 30 ноя — Sputnik. В Таджикистане женщинам решили предложить эскизы национальной одежды, которые они могут носить в любую погоду.

Над разработкой моделей нарядов трудились эксперты трех ведомств — Министерства культуры РТ, Комитета по делам женщин и семьи, а также Комитета по делам молодежи при правительстве РТ.

Подобная инициатива, как отмечается, была предпринята с целью пропаганды национальной одежды, и предотвращения распространения чужой культуры в стране.

Почему-то власти Таджикистана проявляют такую заботу только по отношению к женщинам, а ведь в дореволюционное прошлое в повседневную и официальную форму таджикских мужчин входили чалма и чапан.

Отказ от европейского

Чужое не бывает только женским. Поэтому надо бы облегчить задачу трем инициативным ведомствам страны и заблаговременно рассмотреть возможные модели национальных одежд для таджикских мужчин, причем на все сезоны.

Но так как в Таджикистане не совсем любят европейское, придется уйти в то прошлое, когда в Центральной Азии все было исключительно национальным. Когда не успело, например, распространиться движение джадидизм ("новаторство", — ред.), представители которого на рубеже XIX-XX веков старались заимствовать и использовать плоды европейской культуры.

Так, задолго до этого в основу одежды государственных служащих, учителей, торговцев и даже обычного дехканина входили рубаха туникообразного покроя (яктаҳ), штаны с широким шагом (эзор), распашной халат (чапон, ҷома), пояс-платок (яккабанд), тюбетейка (тоқӣ, кулоҳ), чалма (салла, чаккабанд), кожаные сапоги на мягкой подошве (маҳсӣ), кожаные с заостренным носом галоши (кафш), в горных местностях — туфли с тремя шипами на подошве для удобства ходьбы по горным тропам (кафши чубӣ).

Традиционная одежда таджиков имела свои особенности в каждом из этнокультурных регионов, а богатый вид наряда зависел от статуса мужчины. Например, последний эмир Бухарского эмирата Сейид Мир Мухаммед Алим-хан носил халаты из дорогостоящих тканей, обшитых золотыми нитками, а также головные уборы с драгоценными камнями. Обычный же дехканин мог позволить себе лишь одежду из дешевой хлопчатобумажной ткани.

Таким образом, если перенестись в наше время, нынче в зимние дни, например, для министров Таджикистана в самую пору были бы традиционные таджикские стеганые чапаны из бархата с шалевым воротником, теплая кашемировая чалма или каракульская шапка, а также утепленные кожаные сапоги с заостренным носом. Этот чисто таджикский наряд, в пользу которого они бы отказались от строгих костюмов и пальто, однозначно показал бы их уважение к таджикской культуре.

А студенты, к белым носкам которых, по уверениям ряда местных СМИ, придираются в вузах страны, могли бы весной, к примеру, носить легкую льняную рубашку со штанами, согласно эскизу национальной одежды для мужчин. В дождливые дни они могли бы накинуть на себя распашной халат и туго завязать пояс с платком в цветочных вышивках. А белые носки им бы заменили пойтоба (онучи) — лентаобразная хлопчатобумажная ткань, которой обматывают ступню и голень.

Не по карману

Но есть одно но: адрас, атлас, шелк, кашемир и бархат, которые так часто использовались в традиционных мужских одеяниях, — самые дорогие ткани. Такую роскошь позволить себе сегодня, конечно же, может не каждый.

Метр панбархата, к примеру, на рынках Душанбе стоит 1000 сомони (около 111 долларов), а шифон и шелк — важные ткани мужского лука — от 300 до 1500 сомони (30 — 167 долларов).

© Sputnik / Валерий Шустов

Пошив национального костюма из этих тканей обойдется таджикским мужчинам не меньше стоимости самого материала. Ведь за такую капризную ткань, как, например, вельвет или бархат, возьмутся не все. Здесь при пошиве нужно учитывать не только направление ворса и разглаживание швов, но и акцентировать особое внимание на декатировании, отчего и стоимость чапанов из этих тканей может вырасти до космических цен.

Такая роскошь, естественно, будет не по карману простым жителям. В связи с чем профильные ведомства при составлении списка повседневных нарядов должны будут обратить внимание и на их стоимость.

Скорее всего, с учетом бюджета среднестатистического таджикистанца надо будет отказаться от использования недешевых тканей, и уж тем более от дорогостоящих декоративных вышивок. Последнее можно будет позволить себе лишь в дни празднований таджикских традиционных торжеств.

А на работу мужчины смогут одеваться проще: в одеждах из таких тканей, как алоча (яркая, разноцветная полосатая материя из шелка и хлопка), бекасаб (полосатая ткань, широко применявшаяся для пошива мужских и детских халатов, ватных одеял и прочего) или банорас (однотонная хлопчатобумажная ткань).

Эти материалы, кстати, несмотря на свою простоту и дешевизну, давно покорили сдержанный Запад. Среднеазиатские мотивы теперь уже можно встретить даже в коллекциях таких мировых домов мод Gucci и Dior. Так что таджикские мужчины с переходом на национальную одежду однозначно будут одеты по последнему писку моды.

Все это, конечно, только идеи, но если они претворятся в жизнь, через некоторое при слове "таджик" каждому будет представляться колоритный брюнет с длинным халатом в пол.

Со временем эскизы перестанут носить лишь рекомендательный характер и войдут в повседневную моду, а затем и в привычку, особенно, если над ними работали такие профильные ведомства, как Минкультуры, Комитет по делам женщин и семьи, а также Комитет по делам молодежи при правительстве РТ.

Несмотря на то, что известная часть таджиков, особенно в городах и рабочих поселках, теперь носит общераспространенные городское платье и обувь, национальный таджик­ский костюм продолжает бытовать, главным образом среди сельского женского населения. В наибольшей степени он сохранился в отдален­ных горных районах.

Женский костюм в горных районах (Каратегин и Дарваз) состоит из платья-рубахи-курта, шаровар - эзор или пойцома, стеганого халата - цома, головного платка- румол (нумол), соба, дока. За последние годы в районных центрах стали носить также камзул - верхнюю одежду в виде узкого в талии пальто, заимствованную у жителей равнинных районов. Рубахи шьют обычно из бумажных и шелковых фабричных тканей, одно­тонной белой, цветной, или из набивных ситца и сатина с ярким орнамен­том; местами встречаются еще курта из кустарных бумажных и шелковых тканей. Туникообразного покроя курта служит одновременно и нательной и верхней одеждой; шьют ее из одного куска ткани, сложенного пополам на плечах; в бока вставляют скошенные клинья, рукава делают длинными и прямыми по всей длине и пришивают к основному полотнищу.

Больше всего рубахи отличаются одна от другой покроем ворота, с которым свя­зано и название их: рубахи с клинообразным глубоким вырезом на груди- пешчокак, со стоячим воротником с плиссированной сборкой - парпари, со стоячим воротником без сборки - ЦазоЦй, платье с отрезной кокеткой и отложным воротником - узбакй; раньше девичью рубаху в отличие от женской шили не с вертикальным разрезом спереди, а горизонтальным на плече, теперь это различие уже исчезло. Рубахи для девушек и молодых женщин украшались вышивкой вдоль воротника, на концах рукавов, на подоле.

Женские шаровары обычно широкого покроя и доходят до щиколотки, низ штанин подгибают и подшивают; иногда его обшивают узорной тесь­мой - гиероза; шаровары нередко шьют из ткани двух сортов; верхнюю часть - лифа делают из кустарной хлопчатобумажной ткани - карбос, верх подгибают и подшивают, пропуская тесемку. Нижнюю часть (шта­нины и клинья в шагу) делают из цветного ситца, сатина, шелка, полу­шелковой материи бекасаб или адраса.

Женский халат почти не отличается по покрою от мужского. В ста­рое время женщины в горных районах халатов вообще не носили, счита­лось, что женщина не нуждается в верхней одежде.

Головные платки делают из белой кисеи, носят также фабричные бе­лые вязаные платки, шелковые или полушерстяные; платок обычно боль­шого размера (до 2 м по каждой стороне), его складывают по диагонали и набрасывают на голову концами за спину; молодые женщины часто по­вязывают платок, закрывая лоб и завязывая концы на затылке. В послед­нее время женщины стали носить тюбетейки - тоци, что раньше не было в обычае. Женщины расчесывают волосы на прямой пробор, затем пле­тут тоненькие косички впереди - печа, оплетая лоб, а также с боков, над ушами - торак; основные две косы, плетущиеся за ушами, назы­вают гусй\ к ним приплетают косички торак. К собственным косам обычно приплетаются искусственные из простых или шерстяных ниток черного цвета - чура, кокул, заканчивающиеся кистями из разноцветных ни­ток и бисера.

Обувь теперь носят главным образом фабричную, в основном туфли или резиновые галоши в острыми носками. Иногда еще носят маусй - мягкую обувь с высокими голенищами, надеваемую с галошами, которая в свое время была заимствована у татар. Иногда встречается еще старинная местная дере­вянная обувь кауги на трех шипах. В теплое время года обувь надевают на босую но­гу, а в холодное-на шерстя­ные орнаментированные чул­ки ууроб; такие чулки мест­ные женщины вяжут из раз­ноцветных шерстяных ниток.

Постоянным украшением для женщин служат бисер­ные повязки на шею - гулу- бандакж ожерелье - муура, которые делают из монет и коралловых бус. Употреб­ляют также браслеты - ме­таллические и из бус, неко­торым бусинам придают ма­гическое значение; носят так­же кольца, иногда с глазком из цветного стекла.

Мужской костюм состоит из рубахи, шаровар, халата, поясного платка и тюбетей­ки. Рубахи и штаны сейчас шьют из светлых фабричных тканей. Мужская рубаха - куртаи китфак имеет тот же покрой, что и женская курта, только делают ее короче, с несколько более узкими короткими рукавами, иногда немного скошенными, с полукруглым вырезом на шее и го­ризонтальным разрезом вдоль одного из плеч (встречаются рубахи и с вертикальным вырезом по левой стороне груди). Широкое распростра­нение получил другой тип рубахи - куртаи яктагй, заимствованный, возможно у населения Ферганской долины. Штаны - эзор делают, как и женские, на вздержке, широкими сверху и суживающимися книзу, но более короткими, чем женские. Рубаху носят навыпуск, поверх штанов и подпоясывают сложенным по диагонали большим платком - лощ или вышитым по краям чорсу (буквально - четыре стороны). Поверх рубахи и штанов надевают халат. Летний халат без подкладки раньше делали из особой кустарной хлопчатобумажной ткани - сатращй (по своей фак­туре напоминавшей вафельное полотенце), а теперь - из фабричной тка­ни, которая называется яктагй. Зимой носят стеганые на вате халаты из цветных фабричных тканей, на подкладке. Однако наиболее характер­ной верхней мужской одеждой для горных районов в холодное время яв­ляются широкие шаровары - гиораеза и широкий же запахивающийся халат с очень длинными рукавами - чакман; то и другое шьют из кустар­ной узкой шерстяной ткани - раеза, весьма плотной и добротной выдел­ки; ворот чакмана украшают орнаментом из цветных шерстяных ниток; чакманы и шорагза имеют естественный цвет шерсти - белый, черный или коричневый. Шорагза и чакман надевают обычно в стужу или в дальнюю дорогу, при этом в шорагза заправляют и надетый под чакманом халат. Зи­мой обычно поясной платок надевают поверх стеганого халата или чакмана.

Головным убором мужчин всех возрастов служит тюбе­тейка. Типичной для горных районов является конусообраз­ная тюбетейка с круглым око­лышем; такая тюбетейка прост­рачивается, а в расходящиеся от ее вершины стежки, между верхом тюбетейки и подклад­кой, вставляется для прочности свернутая в тугой валик вата- пилта; по околышу строчка идет вокруг горизонтальными рядами. Тюбетейки в большин­стве случаев вышивают расти­тельным или геометрическим орнаментом; околыш обшивают орнаментированной тесьмой шероза, зй, вышитой тамбурным швом. За последние годы в гор­ные районы проникла тюбетейка чустй (см. ниже). Чалму, распространенную в других рай­онах, в горах почти не носят.

В холодную погоду голову об­матывают поверх тюбетейки шерстяным платком или же на­девают меховые шапки. Мужчи­ны, как правило, бреют голову, Таджик в национальной одежде. Северный оставляя усы; бороду отращивают уже в более старшем воз­расте.

Горные таджики носят цветные шерстяные чулки джураб. Икры ног, особенно в дальнюю дорогу, крепко бинтуют широкой тесьмой - пой- тоба, что по существующему представлению придает ноге крепость при ходьбе. Башмаки из сыромятной кожи - чоруЦ, или же мукки, из более тщательно выделанной кожи, шьют из двух половин, со швом посередине, на мягкой подошве; местами еще употребляют деревянные башмаки - кауш.

У равнинных таджиков северных районов (Ленинабадский и смежные с ним районы) уже совершенно не употребляется частично еще бытующая в горах кустарная ткань (за исключением некоторых видов шелковых тканей, изготовляемых ткацкими мастерскими). Женская одежда у таджи­ков северных районов также состоит из рубахи курта и штанов эзор. На­чиная с детского возраста и лет до 40-45 женщины сейчас носят рубахи камзулбуриш (рубахи покроя камзола). Это длинная рубаха, доходящая до щиколоток, с отрезной кокеткой, швами на плечах и длинными вшив­ными прямыми рукавами; стан рубахи кроят прямым и собирают у кокет­ки в сборки или складки, спереди кокетку разрезают по вертикали и края разреза подшивают, воротник делают отложной. Пожилые женщины носят рубахи туникообразного покроя, по фасону напоминающие рубахи горных таджичек, но со стоячим воротником, застегивающимся спереди, эти рубахи называют иттико. Рубахи делают ситцевые или шелковые, из тканей с рисунком, более яркие для девушек и молодых женщин, более темные для женщин постарше, для старух светлые или белые. Штаны де­лают широкими вверху, узкими и отороченными расшитой шелковой тесьмой (цияк) внизу.В качестве верхней одежды как домашней, так и выходной употре­бляется короткий жакет - касту м; его носят все, исключая маленьких девочек и очень старых женщин. Молодые девушки и девочки носят корот­кий жилет. Наряду с жакетами женщины носят также халаты - чапон. Халаты делают всегда на вате (летние на тонкой ватной стежке). Эти халаты имеют вид прилегающего в талии пальто с отложным воротником и широкими лацканами, с хлястиком на талии. Верхнюю одежду шьют главным образом из плюша, вельвета, бархата.

Голову покрывают платком - царе, теперь главным образом шелко­вым, цветным, более светлым и ярким - молодые женщины и более тем­ным - пожилые. Существует много способов повязывания платка; чаще всего платок складывают по диагонали и, накидывая на голову, повя­зывают простым узлом на затылке, оставляя открытыми уши; иногда, на­пример во время работы, платок, перекрещивая концы на затылке, за­вязывают узлом спереди; зимой поверх обычного платка надевают шер­стяной или пуховый. Сейчас все шире входит в быт в качестве летнего женского головного убора тюбетейка; ее носят в основном девушки и мо­лодые женщины, часто и без платка, укладывая иногда вокруг нее косы. Тюбетейка как женский головной убор появилась лишь после револю­ции, так же как и в горных районах; до революции тюбетейку под платком носили лишь женщины долины нижнего Зеравшана (таджики Самарканда и Бухары). Девочки, а также девушки и молодые женщины волосы за­плетают во множество косичек как спереди, так и сзади; с возрастом жен­щины перестают заплетать волосы спереди. В последнее время многие женщины стали укладывать косы вокруг головы, что вызвано удобством такой прически во время работы.

Украшений сейчас носят мало, из них наиболее распространены серьги.

Махси с галошами теперь носят обычно пожилые женщины, а осталь­ные надевают их только в холодную и грязную погоду; в основном же женщины перешли к фабричной обуви - открытым туфлям или полуботин­кам, которые вне дома носят с чулками.

Мужской костюм состоит из рубахи навыпуск, обычно белой, запра­вленных в сапоги штанов, пояса и тюбетейки; в холодное время носят халаты.

Мальчики и молодые мужчины носят рубахи прямого русского покроя с высоким воротником. Мужчины постарше носят типичную для Ферган­ской долины рубаху куртаи яхтак. Она имеет туникообразный покрой, ско­шенные, расширяющиеся книзу бока и суживающиеся книзу рукава; спереди делается глубокий вырез, пришивной, стоящий сзади воротник сходит спереди на нет. Рубаха эта ведет свое происхождение от нательного халата яктаги, носившегося еще в XIX в. Штаны местного покроя, ши­рокие, вверху на вздержке, постепенно выходят из употребления, их но­сят теперь лишь пожилые люди. Рубаху носят поверх штанов, подпоя­сывая поясом-платком каре из шелковой или бумажной ткани, вышитым по четырем сторонам; концы платка завязываются узлом на талии или бедрах, слегка на бок. В некоторых местах принято повязывать сразу два платка, один из них служит своеобразным карманом (в него заворачивают хлеб и различные мелочи, к нему подвешивают ножик в ножнах). Халаты, так же как и женские, делают на вате; они имеют туникообразный пок­рой; шьют их главным образом из сатина или из полушелковых тканей, вырабатываемых местными предприятиями.

Из тюбетеек, которые носят, буквально, все, от детей до стариков, наи­более распространена тюбетейка чусти (буквально «чустская» - обычно черная, квадратная, с вышитыми белыми нитками четырьмя изобра­жениями «огурца» или «перца»). В холодное время года мужчины, как и в горных районах, поверх тюбетейки повязывают головные платки или же надевают меховую шапку. Голову раньше обычно брили, теперь во­лосы чаще стригут, молодежь нередко оставляет длинные волосы. Теперь большинство молодых муж­чин бреет также бороду и усы или же оставляет усы. Боро­ду носят только пожилые люди.

Обувь носят фабричную - высокие сапоги, летом иног­да парусиновые туфли и бо­тинки.

Как видно из изложенно­го выше, в национальном ко­стюме таджиков имеются различия, наиболее сущест­венные в одежде горных и равнинных таджиков. Но не­которые различия можно на­блюдать и по отдельным райо­нам. Так, ферганским таджи­кам свойствен более корот­кий, облегающий фигуру ха­лат, с узкими и сравнительно короткими рукавами, в то время как таджики других мест, в частности Гиссара и Зеравшанской долины, носят более просторные халаты с широкими рукавами; халаты ферганских таджиков шьются из ткани темных тонов - черной, синей или зеленой, халаты гиссар дев, Самарканд- Молодой колхозник в праздничной одежде, цев и кулябцев - более ярких цветов, а излюбленная расцветка у бухарцев - полосатая, розовая с черным. Варьируют по отдельным районам также и типы тюбетеек и их орнамент (своеоб­разны тюбетейки Исфары, Канибадама, Ленинабада и некоторых других мест), а также женские прически и манера заплетать волосы.

Однако таджикский костюм даже в прежнее время , при значительной изолированности отдельных районов, в частности горных, не оставался неизменным. Выше было сказано о проникновении в горные районы таких элементов одежды, как махси, перенятых с равнины, где они в свою оче­редь были заимствованы от татар, или как рубаха типа яхтак. Вновь про­никавшие в тот или другой район элементы костюма, новые моды, есте­ственно, воспринимались молодым, менее консервативным поколением, в то время как старшее поколение продолжало держаться старины.

Вполне естественно, что с ликвидацией после революции былой изо­лированности и в связи с распространением одежды фабричного произ­водства, использующего национальные мотивы, проникновение отдель­ных элементов национальной одежды из одного района в другой стало еще более широким; ярким примером этого является распространение почти повсеместно среди таджиков и узбеков тюбетейки чусти.

Наряду с национальным костюмом с каждым годом все более входит в быт общераспространенное городское платье и обувь. В результате это­го в настоящее время костюм таджика и таджички, особенно в городах и промышленных районах (у рабочих, служащих, интеллигенции), в рай­онных центрах, является уже целиком городским или же смешанным, в котором национальные принадлежности одежды сочетаются с городскими.

Характерно, что быстрее всего исчезают различные виды местной обу­ви; у мужчин их заменяют сапоги и ботинки с галошами, у женщин - туфли (чаще на низком каблуке), надеваемые поверх чулок и носков. Это “объясняется гораздо большим удобством и прочностью фабричной обуви. Наиболее стойко сохраняются национальные головные уборы - тюбетейки (которые, как уже говорилось, не только не исчезают, но вош­ли в обиход и у женщин), а также яркие и красочные головные платки, ко­торые теперь выпускают с учетом национальных вкусов народов Средней Азии, в том числе и таджиков.

Пиджак и брюки получают все более широкое распространение; они сочетаются часто с такими принадлежностями национального костюма, как поясной платок и тюбетейка, а также нередко и халатом в качестве верхней одежды. После войны привились гимнастерки и брюки военного покроя, которые не стесняют движения и удобны. Интеллигенция как в городах, так и в районных центрах в теплое время носит белые костю­мы - белый китель и брюки навыпуск. Женщины, хотя и сохраняют в основном в своей одежде местный национальный покрой, для платьев и верхней одежды употребляют фабричные ткани, обычно сообразно с на­циональным вкусом яркие и богато орнаментированные.

Мужское белье, верхнюю одежду местных фасонов и женскую одежду шьют дома. Сейчас во многих домах имеются швейные машины. Мужские костюмы шьют в государственных пошивочных мастерских. Многие при­надлежности одежды покупают готовыми в магазине, особенно верхнюю одежду и костюмы. Постепенно входит в обиход и готовое покупное белье, в частности майки и трусы, рубахи, а также чулки и носки.

Таким образом из принадлежностей национального костюма сохра­няются в основном такие, которые наиболее красочны, нарядны и в то же время удобны: тюбетейки, женские головные платки, женские платья, поясные платки и характерный для народов Средней Азии халат.

Поделиться: