Как младший брат влияет на развитие сестры. Характеры детей, в зависимости от их очередности появления на свет и их пола

Психологические аспекты

Исследования Уолтера Тоумена [Тоmaп, 1976] показывают, что модели поведения и реагирования людей во многом определяются тем, были ли они старшими, средними, младшими или единственными детьми в семье. Изучив тысячи семей, он обнаружил, что люди, занимающие сходные позиции в семье по порядку рождения, имеют весьма близкие психологические характеристики. Стереотипы не означают, что каждый должен быть именно таким. Однако это означает, что люди, родившиеся в семье в той или иной последовательности, чаще всего имеют именно такие психологические характеристики.

Старший ребёнок в семье

Старшему ребенку часто свойственны ответственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Такой ребенок чаще других заботится о младших братьях и сестрах, особенно в случае болезни или потери родителей. 0н может чувствовать себя в ответе за материальное благополучие семьи, продолжение семейных традиций, часто становится лидером. Рождение следующего ребенка лишает его исключительной позиции в обладании любовью и вниманием матери и часто сопровождается ревностью к брату или сестре.

Старшие дети, в особенности мальчики, чаще других наследуют профессии отца и деда, семья в большей степени ожидает от них успешной карьеры. Старший ребенок более серьезный, стремится к совершенству и реже играет со сверстниками. Довольно распространенной проблемой старших детей является тревога не оправдать ожидания родителей и других авторитетных фигур (начальников, учителей, тренеров и т.д.). Им очень трудно научиться расслабляться и получать истинное удовольствие от жизни. Из известных людей старшими детьми были Уинстон Черчилль, Борис Ельцин, Раиса Горбачева.


Средний ребёнок в семье

Средний ребенок может обладать чертами как младшего, так и старшего ребенка или их комбинацией. Средний ребенок, если только это не единственная девочка и не единственный мальчик в семье, вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свою роль и место в семье. Такие дети не имеют авторитета старших детей и спонтанности младших. Альфред Адлер, кстати, сам будучи вторым сыном, отмечал: "Второй ребенок в семье находится под постоянным давлением с обеих сторон - борясь за то, чтобы опередить своего старшего брата, и боясь, что его догонит младший..." [Аdler, 1970].
Если в семье много детей, то черты характера средних детей определяются тем, в группе каких детей они родились: среди младших или среди старших и какова разница в возрасте между ними. У средних детей очень развиты социальные навыки. Они умеют договариваться и ладить с различными людьми, поскольку были вынуждены научиться жить в мире со своими старшими и младшими братьями и сестрами, наделенными разными характерами.

Младший ребёнок в семье

Младший ребенок беззаботен, оптимистичен и готов принимать чужое покровительство, заботу и поддержку. Для своей семьи он может навсегда остаться ребенком. Родители относятся менее требовательно к его достижениям. И если старшие дети в семье не погибают, он меньше посвящает себя продолжению дела семьи.

Основные проблемы младшего ребенка связаны с самодисциплиной и трудностью принятия решений, поскольку обычно рядом был кто-то старший и мудрый, который принимал решения за малыша. Младший ребенок знает, что силой в близких отношениях ничего не добьешься, и часто вырабатывает манипулятивные пути достижения желаемого, демонстративно обижаясь или пытаясь очаровать. Если в семье его чрезмерно опекали, то выбирая партнером по браку старшего ребенка, он может бороться впоследствии против контроля и опеки супруга. Младший ребенок, с которым хорошо обращались в детстве, oбычно не имеет трудностей в общении и популярен среди друзей. Альфред Адлер, автор теории о комплексе неполноценности, писал: "Положение младшего брата всегда чревато опасностью быть избалованным и остаться семейным ребенком... Он может стать артистом, или, как результат сверхкомпенсации, развить огромные амбиции и бороться за то, чтобы быть спасителем всей семьи" [Аd1ег, 1970].
Традиционно земельный надел и замок доставался старшему сыну, а младшие уходили искать счастья в чужие края. Библейский блудный сын также был младшим в семье. Из известных людей старшими детьми были Уинстон Черчилль, Борис Ельцин, Раиса Горбачева. Характеристики младших детей ярко выражены у Элизабет Тейлор и Бернарда Шоу.

Единственный ребёнок в семье

Единственный ребенок обладает свойствами как старшего ребенка, так и младшего. Единственный ребенок очень часто наследует черты характера родителя того же пола. Поскольку родители возлагают особые надежды на своего единственного ребенка, он обычно хорошо учится в школе. Единственные дети часто очень тесно привязаны к родителям на протяжении всей жизни и испытывают большие трудности в отделении и самостоятельной жизни. Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, единственный ребенок уже в детстве может походить на маленького взрослого и достаточно комфортно чувствует себя в одиночестве. Единственные дети, в силу их большей привязанности к родителям, часто ищут в партнере черты отца или матери. Наилучший прогноз для таких лиц имеет брак с партнером, имевшим младшего брата или сестру (например, жена, бывшая единственной дочерью и муж, имевший младшую сестру). Браки, в которых каждый из супругов был единственным ребенком в семье, имеют наихудший прогноз.

Близнецы в семье

Для близнецов параметры старший/младший ребенок также важны и зависят от того, в группе каких детей они родились. Например, близнецы, имеющие старшую сестру или старшего брата, будут вести себя как младшие дети. Если родители особо подчеркивают, что один из них родился первым, то роли старшего и младшего делятся автоматически. У близнецов довольно низкие результаты в тестах на интеллект по сравнению с другими детьми. Это связано с тем, что близнецы больше общаются друг с другом и меньше ориентируются на взрослых и сверстников. Во взрослой жизни близнецы одного пола испытывают особые трудности в разделении и обретении собственной идентичности.

Пол ребёнка

Также, большую роль играют установки родителей относительно пола ребенка. Так, в большинстве семей предпочтение отдается сыновьям. Старшая сестра часто несет ответственность за воспитание младших детей и принимает на себя часть родительских функций, а младший брат получает славу и высокие родительские ожидания. Существует большая вероятность, что семьи, в которых рождаются только девочки, будут продолжать попытки родить мальчика, в то время как семьи, где есть только сыновья, остановятся на меньшем количестве детей. [Вгоverman et al., 1972].


Если разница в возрасте составляет более пяти-шести лет, каждый из детей будет иметь черты характера единственного ребенка, и некоторые качества той позиции, к которой ребенок ближе всего. Например, старший брат сестры, который на десять лет старше ее, будет скорее единственным сыном, каким он и был в течение десяти лет, но в его поведении будут заметны и черты старшего ребенка.Чем меньше разница в возрасте, тем более вероятна конкуренция между сиблингами за достижения. Например, если между старшим братом и младшей сестрой разница всего в год-полтора, то наступит время, когда мальчик будет испытывать страх, что его опередит младшая сестра, которая развивается быстрее.

Согласно исследованиям Тоумена [Тоman, 1976] для стабильного супружества важно, в какой мере в нем повторяется положение, которое каждый из партнеров занимал среди своих братьев и сестер в своей семье.

Выделяют комплементарный (взаимодополняющий), некомплементарный и частично комплементарный браки. Важно отметить также, что комплементарность брака не гарантирует стабильность взаимоотношений.

В комплементарном браке старшего и младшего ребенка супругам легче договориться и подстроиться друг под друга. Роли в браке комплементарны, т.е. дополняют друг друга - один заботится, другой принимает заботу; один планирует, другой осуществляет эти планы; один хочет ходить на работу, другой предпочитает оставаться дома и т.д. Чем больше отношения обоих партнеров напоминают их собственное положение в семьях родителей, тем прочнее и продолжительнее их связь.

Некомплементарным браком считаются взаимоотношения партнеров с одинаковой порядковой позицией в родительской семье. При прочих равных условиях им требуется больше времени и усилий, чтобы договориться друг с другом и действовать сообща. Когда в брак вступают два старших ребенка, основной психологической проблемой может стать борьба за власть. Два младших ребенка будут избегать ответственности и соревноваться, кто из них младше и нуждается в большей заботе. Двое младших детей могут испытывать трудности после рождения детей, когда возникает необходимость заботиться и распределять ответственность.

Важно, был ли у супругов опыт общения с сиблингами противоположного пола в родительской семье. Жена, которая произошла из семьи, где все дети были девочками, будет, вероятно, воспринимать мужчин как нечто чужое и непонятное, и ей придется приложить больше усилий, чтобы понять своего мужа, чем женщине, у которой были братья.


Партнеры, которые занимают идентичное положение в родительской семье, легче узнают друг друга и быстрее достигают взаимопонимания. Например, младший брат и младшая сестра, старший брат и старшая сестра легко понимают друг друга. Муж и жена, которые были самыми старшими в семье своих родителей, умеют ухаживать за детьми и могут подменить один другого при необходимости, но плохо сотрудничают. Партнеры с одинаковым типом сохраняют полное согласие в браке, когда работают в разных областях, обеспечивают друг другу определенную свободу, имеют разных друзей и параллельно воспитывают детей: например, сыновей воспитывает отец, а дочерей - мать.

Старший и младший Наверняка многие выросшие старшие дети помнят, как их под угрозой наказания оставляли присматривать за младшим братом или сестрой, ругали , если те падали и набивали шишки, пресекали справедливые жалобы и возмущения словами «Он же маленький! Уступи ему!».

В то же время, младшие могут «предъявить», что донашивали вещи старших, сидели дома, когда те ходили на вечеринки и в клубы , и постоянно были объектом сравнения с ними. И горе младшим, если они были в чем-то на них не похожи в «отрицательную» сторону - хуже учились, больше баловались и меньше слушались родителей.

Хорошо, если такие обиды вспоминаются с улыбкой или легкой грустью. Но часто подобные «приветы» из детства достаточно сильно отравляют жизнь уже взрослым людям. Мужчина каждый месяц покупает себе новые брюки, потому что был четвертым ребенком в семье. Старшая сестра всю жизнь буквально пашет для младших, забывая о себе, несмотря на то, что «младшим» уже по 35 лет. Кто-то помнит, как ему не купили роликовые коньки, потратив отложенные деньги на игрушку для младшего брата, а другой как ненавидел старшего брат только за то, что того постоянно ставили в пример, как более умелого и самостоятельного среди них.

Воспитывать в одинаковых условиях старшего и младшего ребенка не просто сложно, это невозможно потому, что старший навсегда останется страшим, а младший младшим. В психологии много написано про то, как воспринимается детьми их порядок рождения в семье , как зависит от этого восприятие мира и самого себя, как происходит становление личности ребенка.

Но если от психологии никуда не денешься, и изменить порядок рождения каждого ребенка родители не могут, то им вполне по силам сделать так, чтобы описанных выше ситуаций было как можно меньше. Для этого нужно стараться избегать следующих родительских приемов воспитания.

1. Покупать младшему ребенку как можно меньше новой одежды.

Конечно, если от старшего осталось много вещей, выкидывать или отдавать их жалко, тем более, если дети одного пола и младший до них пока не дорос. Для семейного бюджета эта хорошая экономия денежных средств , а вот для младшего ребенка отрицание его права на самобытность, отдельность от старшего ребенка.

Исключением может быть та ситуация, когда младший сам хочет что-то такое, как у старшего.

2. Водить младшего на те же занятия, что и старшего: все рано идут в одну сторону, так хоть будет под присмотром.

В этой ситуации точно так же отрицается право младшего ребенка на отдельность. На другие интересы, занятия и увлечения. Конечно, удобно, когда два ребенка идут в одну секцию и приглядывают друг за другом, но не всегда это полезно для развития самих детей.

3. Сравнивать старшего с младшим, нагружая его обязанностью «быть как старший брат».

Это, пожалуй, самое сложное, но самое важное. Разумеется, имея опыт воспитания одного ребенка, сложно удержаться от сравнения его с другим. В таком случае, сравнивайте детей хотя бы про себя. Младшему вовсе не обязательно знать, что старший в его возрасте уже сам прибирал игрушки , красиво рисовал солнышко или даже ходил в магазин за хлебом.

Олеся Гаранина

педагог-психолог

Сравнивая детей между собой вы, особенно если это сравнение не в пользу одного из детей, делаете две ошибки - загоняете сравниваемого в угол, развивая ненависть к брату/сестре, и лишаете себя возможности приобрести новый опыт воспитания. Кто сказал, что так, как было со страшим - правильно и верно?

Сравнивать нужно, чтобы похвалить одного, не принижая другого и не формируя в нем чувство зависти и неполноценности.

Например: «Смотри, как Володя нарисовал! Молодец у нас старший братик?!», «Как здорово Оксана танцевала, да, Коля? Какая сестренка у тебя умница», вместо фраз - «Смотри, как Володя нарисовал, не то, что ты», «Как здорово, Оксана танцевала. Может, ты тоже так будешь/хочешь?!»

4. «Взрослеть» старшего, обесценивая его чувства и желания: «Ты старше, будь умней; уступи ему, он же маленький и вообще, хоть ты веди себя нормально».

5. Нагружать ответственностью за младшего: «Если с ним что-то случится, ты виноват».

Старший ребенок, будь ему 3 года или 8 на момент рождения младшего, не перестал быть вашим ребенком тоже. И продолжает нуждаться в вашей любви, а вовсе не в том, чтобы резко стать еще одним «родителем» для малыша . В такой ситуации чувство любви, скорее уступит место раздражению и злости. Лучше посильно привлекайте его к уходу за младенцем, рассказывайте и показывайте какой тот маленький и беспомощный. А младшего приучайте к тому, что старшего брата или сестру нужно уважать и слушаться, не мешать ему заниматься, и не брать без спроса карандаши с его стола.

Помните, что два ребенка - это не два противоположных лагеря, которые нужно привести к общему знаменателю, а два источника любви и радости для родителей, две личности, каждую из которых нужно отправить в жизнь своей дорогой!

СТАРШИЙ БРАТ И МЛАДШИЙ БРАТ

Было это осенью 1917 года.

На железных дорогах господствовали товарищи в серых шинелях. Они ездили не иначе как в вагонах первого класса, торговали крадеными казенными вещами, сахаром, табаком, лускали семечки, насыщали воздух пряными словцами, читали нравоучения той испуганной публике, которая с билетами первого и второго класса стояла в проходах, жалась к стенкам и виновата была уже тем одним, что не сморкалась в кулак, не плевалась шелухой подсолнушков.

Я ехал в одном купе с полковником Донской армии, больным туберкулезом. Была долгая остановка в Царицыне. Нас обыскали, подозрительно осмотрели. Строго взыскательные демократические лица несколько раз заглядывали в окно, проходили, уходили… Подошел к окну казак в гимнастерке и шароварах с лампасами, очень внимательно поглядел на полковника, углубленного в газету, кашлянул раз, другой и третий. Осторожно заговорил:

Ваше высокоблагородие, кабыть, это вы?

Полковник поднял глаза. Удивился. «Ваше высокоблагородие», отмененное со всей суровостью революционного правотворчества, и в самом деле прозвучало, как отдаленный звон в глухой чаще леса.

Гляжу-гляжу и боюсь обмишулиться: кабыть, мол, наш командир полковник Попов?

А меня не признаете? Кудинов. Второй сотни. Конь у меня был саврасый, может - припомните, в Добрудже подстрелили?

А-а, Кудинов! Как же, как же! здорово, мой дорогой…

Здравия желаю, ваше высокоблагородие!

Оч-чень рад… ну как? давно из полка? как домачность?

Да ничего, слава Богу, ваше высокоблагородие…

Началась беседа - не очень связная, отрывочная, беспорядочная. В сущности, ею скоро завладел безраздельно Кудинов, начавший посвящать полковника во все подробности своей жизни по приходе из полка. Рассказал, сколько скотины у него в хозяйстве, сколько посева, как между делом подработал на прессовании сена. Полковник слушал, одобрительно покачивал головой. Подходили «товарищи» с семечками, с некоторым изумлением прислушивались, глядели то на офицера в погонах - тогда это уже было редким зрелищем, - то на казака, не раз повторявшего «ваше высокоблагородие». Уходили молча.

Пробил второй звонок. Кудинов попрощался, отошел. Через минуту неожиданно появился снова - уже не у окна, а в дверях купе и, протягивая полковнику две французских булки - тогда они еще были, - с робкой лаской сказал:

Ваше высокоблагородие… гостинчик вот от меня… не погребуйте…

Что это? - смущенно спросил полковник.

Франзоль, ваше высокоблагородие.

Да… но… к чему, Кудинов?

Не погребуйте, ваше высокоблагородие: гостинчик от меня… Как вы наш старый командир… У кого-кого, а у вас за нашего брата всегда печенка болела… По гроб жизни мы должны это помнить…

Полковник засуетился было, чтобы отблагодарить чем-нибудь, но пробил третий звонок, поезд тронулся. Кудинов, провожая командира добрыми пожеланиями, выскочил уже на ходу.

Вот эта «франзоль», эти две булки, это смущенно любовное бормотание казака перед своим старым командиром, когда кругом дико оскорбляли, глумились над офицерами, срывали с них погоны, охотились на них, - неожиданным лучом осветила мне одну бытовую черточку в казачьем офицерском облике: его естественную близость к меньшему брату, рядовому казаку, его тесную спаянность с ним, его подлинный демократизм.

Я часто вспоминал эту «франзоль» и после, когда травля, направленная против офицерских погон, дошла до вершин бессмысленно-злобного бешенства, когда эти погоны стали почти единственным ресурсом, на котором выезжали большевистские зазывания к «трудовому» казачеству. Заученная травля помещиков и капиталистов, с которой успешно выступали перед рабоче-крестьянской аудиторией «товарищи», в глазах «трудовых» казаков представляла интерес не больший, чем ирландский вопрос или африканские колонии. И лишь Миронов нашел и подсказал подходящий мотив для революционного углубления казачьего трудового сознания - погоны.

По-видимому, сейчас эта изрешеченная там изрешетенная мишень, за малой пригодностью, сдана уже в архив тов. Троцким, человеком сообразительным, но было время, когда над ней упражнялись и вожди, и ораторы, и «трудовые» изменники казачества в достаточной мере. И был угар. С успехом дошли до полной разнузданности самых низменных инстинктов, вывернули все паскудство человеческого дна, раскрылся во всей наготе дурман и ошалелый запой доморощенного нигилизма, достигло кульминационных точек бессмысленное бормотание чужих исковерканных слов, непонятных лозунгов. И когда наверх мутного потока жизни всплыло зловонное разложение, от которого стало задыхаться само «трудовое» казачество, - момент отрезвления и покаяния вошел в казачью жизнь так же властно, как незадолго перед тем ворвался угар временного безумства, - и вспыхнул дух святого протеста. Казак опять обратился к своей родной, рядом, нераздельно, единой с ним жизнью живущей интеллигенции - к офицеру, вождю и вдохновителю этого протеста во имя чести и достоинства имени казачьего.

Я вспомнил «франзоль» казака Кудинова.

Я понял, что то, что другим, поставленным трагическим сцеплением событий под наиболее жестокие удары революционного шквала, доставалось ценой величайшего труда, напряжения всех сил, великого подвига страстотерпчества, - офицеру-казаку досталось много легче, проще и естественнее: само пришло. Еще не вполне выяснено и раскрыто, какими путями, какими тропами сносились и перекликались степные балки, ерики, шляхи и курганы, - но казак сам, без зова и клича, вспомнил, «хватился» своего старшего брата, нашел своего природного вождя - офицера. И этому вождю не нужно было приседать до миросозерцания младшего брата, находить с ним единый язык, единую цель, единый идеал, - ибо по происхождению, по образу жизни, по всем <з>аветам и обычаям он был костью от кости той народной среды, которая вела свою традицию от зипунного рыцарства родных степей. Он был тем натуральным, а не натурализованным демократом, который с полуслова, с полунамека, нюхом понимал казака и говорил с ним так, как надо, и для этого не требовалось особого усилия: само собой выходило так, как было нужно.

Отсюда отнюдь не должен вытекать вывод, что офицер-казак не поднялся над младшим братом по интеллекту, что он слишком элементарен, малокультурен, сер. Есть - или было, по крайней мере - у людей белой кости и алой крови известное поползновение взирать сверху вниз, «мелко крошить» казачество и его офицерство. Вернее: было. И может быть, находился кое-какой материал для такого трактования. Эпизодические проявления избытка первобытности и удали в обстановке, не требующей особого восторга воинственности и «буести духа», давали такой материал. Но за всем тем общий интеллектуальный уровень нашего родного офицерства, скромного, на медные гроши добивавшегося образования, не избалованного послаблениями, трудом и подлинною доблестью пробивающего себе дорогу, - отнюдь не ниже культурного уровня офицерского корпуса всей русской армии. Но одна несомненная черта отличает наше офицерство, казачье, - прирожденная способность полного и тесного слияния с рядовой массой, исторически унаследованный навык к истинному, не показному равенству, отсутствие барской психологии, подлинный демократизм и полное единство основных гражданских чувств: каких бы разных политических воззрений ни держались казаки, какая бы разница чинов и рангов ни отличала их друг от друга, - любовь к родному краю, Дону Тихому, гордая и трогательная привязанность к родному брату прочнейшей, неразрывной спайкой объединяет старшего брата и брата младшего, и генерала, и казака рядового…

Три четверти донской интеллигенции вышли из Новочеркасского военного училища, ныне справляющего свой полувековой юбилей. И вся эта интеллигенция ушла в свой народ, ему отдала свои знания и способности, с ним жила единой жизнью. Она, эта военная интеллигенция, отдавала и общей матери-России свои силы, билась и умирала за ее целость, честь и достоинство. Но то, что она отдавала своему родному краю - на заре своей жизни и на закате ее, - то для нас, донцов, особенно ценно, и важно, и значительно.

И когда ныне судьба всю донскую интеллигенцию собрала в родной край и власть событий заставляет пройти через Новочеркасское казачье военное училище учителей, студентов, агрономов, инженеров, все, что есть у нас образованного, умственно обогащенного, самоотверженного - я говорю: слава Богу, родной край, родное казачество много обретут от этой школы, сообщающей своим питомцам не только специально военные знания, но и традиционный боевой дух казачий, удаль, силу, беззаветную привязанность к политой кровью дедов родимой землице и способность полного и прочного слияния с народной массой, станичной и хуторской. Слава Богу! За полосой тяжких испытаний наступит черед строительства жизни, творческого труда и созидания. И спаянные узами единой крови, единой боевой школы и единой судьбы, пойдут нога об ногу, рядом, нераздельно - офицер-казак и казак-рядовой, старший брат и брат младший, - найдут путь к лучшей жизни, обновленной и оздоровленной, пойдут к светлому и славному будущему…

Из книги Теория заговора: тайны и сенсации автора Такетт Кейт

ОСТОРОЖНО! СТАРШИЙ БРАТ CЛEДИT ЗА ТОБОЙ Приходила ли вам когда-нибудь в голову мысль, что ОНИ могут постоянно наблюдать за вами? Казалось ли вам когда-нибудь, что вы - всего лишь игрушка в их руках и что правительственные службы вступили между собой в сговор и осуществляют

Из книги За гранью реальности [Объяснение необъяснимого] автора Никонов Александр Петрович

История 1 Старший брат Эту историю рассказал мне интеллигентный бомж Дмитрий с правильной речью. Фамилию свою он то ли по скромности, то ли в силу врожденных и еще не до конца утраченных интеллигентских комплексов сообщить постеснялся. Надо сказать, разговор с бомжом

Из книги Газета День Литературы # 93 (2004 5) автора День Литературы Газета

Регина Григорьева МЛАДШИЙ БРАТ ХАРОНА (Вокруг Сергея КАЛУГИНА) Сколько раз нужно прослушать песню, чтобы запомнить слова? Обычно от двух до пяти. Еще два-три прослушивания - и она начинает преследовать тебя, поджидать в засаде, внезапно набрасываться из

Из книги Газета День Литературы # 68 (2002 4) автора День Литературы Газета

Елена Голунова МОЙ ЕДИНСТВЕННЫЙ, МОЙ САМЫЙ СТАРШИЙ БРАТ Елена Голунова заканчивает Литературный институт. На занятиях семинара прозы, который я веду, рассказы и очерки Е.Голуновой оценивались неоднозначно, что вполне естественно: даже у опытных

Из книги Хроника пикирующего времени автора Проханов Александр Андреевич

Брат мой зэк сентябрь, 2003 г., № 37(512) Не все граждане устремятся на выборы. Не каждому милая барышня вручит пахнущий духами бюллетень. Не всякий удостоится сунуть волшебную бумажку в прорезь нарядной урны и под музыку марша прошествовать по избирательному пункту, среди

Из книги Философия в будуаре автора Собчак Ксения Анатольевна

Брат 2 Виктор Батурин о себе, Яне Рудковской, чучмеках и американской избирательной системе Соколова: Мы хотели бы обсудить с вами наболевшую в последнее время тему разводов.Батурин: А я ни с кем не развожусь. Это моя жена со мной разводится. У меня с ней нет проблем. Она

Из книги Бизнес есть бизнес - 3. Не сдаваться: 30 рассказов о тех, кто всегда поднимался с колен автора Соловьев Александр

Брат Братом оказался не кто иной, как Федор Татаров. Ему тоже пришлось возвращаться на родину из Молдавии, но он это сделал раньше Николая.- Я закончил в Кишиневе автодорожный колледж, - рассказывает Федор. - Потом поступил на заочное отделение в транспортную академию.

Из книги Литературная Газета 6396 (№ 49 2012) автора Литературная Газета

Мой брат Мой брат Татьяна БОНЧ-ОСМОЛОВСКАЯ Родилась в Симферополе. Окончила МФТИ и французский университетский коллеж. Кандидат филологических наук, автор учебного курса комбинаторной литературы. Автор сборника рассказов "Идти легко". Публиковала прозу, стихи,

Из книги Итоги № 14 (2013) автора Итоги Журнал

Старший брат / Политика и экономика / Вокруг России Старший брат / Политика и экономика / Вокруг России Чем грозит России китайское экономическое чудо Премьер-министр Дмитрий Медведев после долгих дискуссий и совещаний в правительстве

Из книги Газета Завтра 33 (1030 2013) автора Завтра Газета

Брат мой Владимир Золотых 15 августа 2013 0 Общество История из 90-х Был у меня брат родной, Слава. Когда он уже заканчивал школу, то водил меня за руку в первый класс. После армейской службы окончил брат геологоразведочный техникум в Старом Осколе и попал на работу в Крым.

Из книги Газета Завтра 511 (36 2003) автора Завтра Газета

БРАТ МОЙ "ЗЭК" Александр Проханов 9 сентября 2003 0 37(512) Date: 10-09-2003 Author: Александр ПРОХАНОВ БРАТ МОЙ "ЗЭК" Не все граждане устремятся на выборы. Не каждому милая барышня вручит пахнущий духами бюллетень. Не всякий удостоится сунуть волшебную бумажку в прорезь нарядной урны

Из книги В строю - сыновья автора Азов Дмитрий Сергеевич

«ПРИНИМАЙ ВАХТУ, МЛАДШИЙ БРАТ» Резко открылась дверь, и в комнату ворвался Виктор. Он прибежал с работы, узнав о том, что из армии вернулся Петр.Родные и знакомые уже были в сборе. Мария Андреевна, помолодев от счастья, сияющая, глядела на своего среднего сына, такого же

Из книги Russian X-files [Сеансы черной и белой магии с разоблачением] автора Никонов Александр Петрович

История 1 Старший брат Эту историю рассказал мне интеллигентный бомж Дмитрий с правильной речью. Фамилию свою он то ли по скромности, то ли в силу врожденных и еще не до конца утраченных интеллигентских комплексов сообщить постеснялся. Надо сказать, разговор с бомжом

Из книги Венец творения в интерьере мироздания автора Никонов Александр Петрович

Глава 33 Старший брат Самое интересное - заглядывать в будущее. Недаром так популярны гадалки, прогнозы погоды, книги по футурологии и политические аналитики. Любопытно же, а что будет дальше?!Трудно ответить на этот вопрос, поскольку главный закон футурологии гласит:

Из книги Апгрейд обезьяны [Большая история маленькой сингулярности] автора Никонов Александр Петрович

Глава 33.Старший брат Самое интересное - заглядывать в будущее. Недаром так популярны гадалки, прогнозы погоды, книги по футурологии и политические аналитики. Любопытно же, а что будет дальше?!..Трудно ответить на этот вопрос, поскольку главный закон футурологии гласит:

Из книги Россия в путах лжи автора Ващилин Николай Николаевич

С кем ты, БРАТ? Погиб поэт! Невольник чести. Пал, оклеветанный молвой. Ставил он нам большое наследие. Брат, Война, Груз-200, Жмурки, Кочегар… Весь тот кошмар, в который нас ввергли младореформаторы и братаны он показывал нам под лупой, открывал наши, склеившиеся от

Было это осенью 1917 года.

На железных дорогах господствовали товарищи в серых шинелях. Они ездили не иначе как в вагонах первого класса, торговали крадеными казенными вещами, сахаром, табаком, лускали семечки, насыщали воздух пряными словцами, читали нравоучения той испуганной публике, которая с билетами первого и второго класса стояла в проходах, жалась к стенкам и виновата была уже тем одним, что не сморкалась в кулак, не плевалась шелухой подсолнушков.

Я ехал в одном купе с полковником Донской армии, больным туберкулезом. Была долгая остановка в Царицыне. Нас обыскали, подозрительно осмотрели. Строго взыскательные демократические лица несколько раз заглядывали в окно, проходили, уходили…

Подошел к окну казак в гимнастерке и шароварах с лампасами, очень внимательно поглядел на полковника, углубленного в газету, кашлянул раз, другой и третий. Осторожно заговорил:

– Ваше высокоблагородие, кабыть, это вы?

Полковник поднял глаза. Удивился. «Ваше высокоблагородие», отмененное со всей суровостью революционного правотворчества, и в самом деле прозвучало, как отдаленный звон в глухой чаще леса.

– Гляжу-гляжу и боюсь обмишулиться: кабыть, мол, наш командир полковник Попов?

– А меня не признаете? Кудинов. Второй сотни. Конь у меня был саврасый, может – припомните, в Добрудже подстрелили?

– А-а, Кудинов! Как же, как же! здорово, мой дорогой…

– Здравия желаю, ваше высокоблагородие!

– Оч-чень рад… ну как? давно из полка? как домачность?

– Да ничего, слава Богу, ваше высокоблагородие…

Началась беседа – не очень связная, отрывочная, беспорядочная. В сущности, ею скоро завладел безраздельно Кудинов, начавший посвящать полковника во все подробности своей жизни по приходе из полка. Рассказал, сколько скотины у него в хозяйстве, сколько посева, как между делом подработал на прессовании сена. Полковник слушал, одобрительно покачивал головой. Подходили «товарищи» с семечками, с некоторым изумлением прислушивались, глядели то на офицера в погонах – тогда это уже было редким зрелищем, – то на казака, не раз повторявшего «ваше высокоблагородие». Уходили молча.
Пробил второй звонок. Кудинов попрощался, отошел. Через минуту неожиданно появился снова – уже не у окна, а в дверях купе и, протягивая полковнику две французских булки – тогда они еще были, – с робкой лаской сказал:

– Ваше высокоблагородие… гостинчик вот от меня… не погребуйте…

– Что это? – смущенно спросил полковник.

– Франзоль, ваше высокоблагородие.

– Да… но… к чему, Кудинов?

– Не погребуйте, ваше высокоблагородие: гостинчик от меня… Как вы наш старый командир… У кого-кого, а у вас за нашего брата всегда печенка болела… По гроб жизни мы должны это помнить…

Полковник засуетился было, чтобы отблагодарить чем-нибудь, но пробил третий звонок, поезд тронулся. Кудинов, провожая командира добрыми пожеланиями, выскочил уже на ходу.

Вот эта «франзоль», эти две булки, это смущенно любовное бормотание казака перед своим старым командиром, когда кругом дико оскорбляли, глумились над офицерами, срывали с них погоны, охотились на них, – неожиданным лучом осветила мне одну бытовую черточку в казачьем офицерском облике: его естественную близость к меньшему брату, рядовому казаку, его тесную спаянность с ним, его подлинный демократизм.

Я часто вспоминал эту «франзоль» и после, когда травля, направленная против офицерских погон, дошла до вершин бессмысленно-злобного бешенства, когда эти погоны стали почти единственным ресурсом, на котором выезжали большевистские зазывания к «трудовому» казачеству. Заученная травля помещиков и капиталистов, с которой успешно выступали перед рабоче-крестьянской аудиторией «товарищи», в глазах «трудовых» казаков представляла интерес не больший, чем ирландский вопрос или африканские колонии. И лишь Миронов нашел и подсказал подходящий мотив для революционного углубления казачьего трудового сознания – погоны.

По-видимому, сейчас эта изрешетенная мишень, за малой пригодностью, сдана уже в архив тов. Троцким, человеком сообразительным, но было время, когда над ней упражнялись и вожди, и ораторы, и «трудовые» изменники казачества в достаточной мере. И был угар. С успехом дошли до полной разнузданности самых низменных инстинктов, вывернули все паскудство человеческого дна, раскрылся во всей наготе дурман и ошалелый запой доморощенного нигилизма, достигло кульминационных точек бессмысленное бормотание чужих исковерканных слов, непонятных лозунгов. И когда наверх мутного потока жизни всплыло зловонное разложение, от которого стало задыхаться само «трудовое» казачество, – момент отрезвления и покаяния вошел в казачью жизнь так же властно, как незадолго перед тем ворвался угар временного безумства, – и вспыхнул дух святого протеста. Казак опять обратился к своей родной, рядом, нераздельно, единой с ним жизнью живущей интеллигенции – к офицеру, вождю и вдохновителю этого протеста во имя чести и достоинства имени казачьего.

Я вспомнил «франзоль» казака Кудинова.

Я понял, что то, что другим, поставленным трагическим сцеплением событий под наиболее жестокие удары революционного шквала, доставалось ценой величайшего труда, напряжения всех сил, великого подвига страстотерпчества, – офицеру-казаку досталось много легче, проще и естественнее: само пришло. Еще не вполне выяснено и раскрыто, какими путями, какими тропами сносились и перекликались степные балки, ерики, шляхи и курганы, – но казак сам, без зова и клича, вспомнил, «хватился» своего старшего брата, нашел своего природного вождя – офицера. И этому вождю не нужно было приседать до миросозерцания младшего брата, находить с ним единый язык, единую цель, единый идеал, – ибо по происхождению, по образу жизни, по всем [з]аветам и обычаям он был костью от кости той народной среды, которая вела свою традицию от зипунного рыцарства родных степей. Он был тем натуральным, а не натурализованным демократом, который с полуслова, с полунамека, нюхом понимал казака и говорил с ним так, как надо, и для этого не требовалось особого усилия: само собой выходило так, как было нужно.

Отсюда отнюдь не должен вытекать вывод, что офицер-казак не поднялся над младшим братом по интеллекту, что он слишком элементарен, малокультурен, сер. Есть – или было, по крайней мере – у людей белой кости и алой крови известное поползновение взирать сверху вниз, «мелко крошить» казачество и его офицерство. Вернее: было. И может быть, находился кое-какой материал для такого трактования. Эпизодические проявления избытка первобытности и удали в обстановке, не требующей особого восторга воинственности и «буести духа», давали такой материал. Но за всем тем общий интеллектуальный уровень нашего родного офицерства, скромного, на медные гроши добивавшегося образования, не избалованного послаблениями, трудом и подлинною доблестью пробивающего себе дорогу, – отнюдь не ниже культурного уровня офицерского корпуса всей русской армии. Но одна несомненная черта отличает наше офицерство, казачье, – прирожденная способность полного и тесного слияния с рядовой массой, исторически унаследованный навык к истинному, не показному равенству, отсутствие барской психологии, подлинный демократизм и пол-ное единство основных гражданских чувств: каких бы разных политических воззрений ни держались казаки, какая бы разница чинов и рангов ни отличала их друг от друга, – любовь к родному краю, Дону Тихому, гордая и трогательная привязанность к родному брату прочнейшей, неразрывной спайкой объединяет старшего брата и брата младшего, и генерала, и казака рядового…

Три четверти донской интеллигенции вышли из Ново-черкасского военного училища, ныне справляющего свой полувековой юбилей. И вся эта интеллигенция ушла в свой народ, ему отдала свои знания и способности, с ним жила единой жизнью. Она, эта военная интеллигенция, отдавала и общей матери-России свои силы, билась и умирала за ее целость, честь и достоинство. Но то, что она отдавала своему родному краю – на заре своей жизни и на закате ее, – то для нас, донцов, особенно ценно, и важно, и значительно.
И когда ныне судьба всю донскую интеллигенцию собрала в родной край и власть событий заставляет пройти через Новочеркасское казачье военное училище учителей, студентов, агрономов, инженеров, всё, что есть у нас образованного, умственно обогащенного, самоотверженного, – я говорю: слава Богу, родной край, родное казачество много обретут от этой школы, сообщающей своим питомцам не только специально во-енные знания, но и традиционный боевой дух казачий, удаль, силу, беззаветную привязанность к политой кровью дедов родимой землице и способность полного и прочного слияния с народной массой, станичной и хуторской. Слава Богу! За полосой тяжких испытаний наступит черед строительства жизни, творческого труда и созидания. И спаянные узами единой крови, единой боевой школы и единой судьбы, пойдут нога об ногу, рядом, нераздельно – офицер-казак и казак-рядовой, старший брат и брат младший, – найдут путь к лучшей жизни, обновлен-ной и оздоровленной, пойдут к светлому и славному будущему…

Комментарий А. Ч.:
В втором томе «Тихого Дона» есть такие строки казацкой песни:

Ехали каза́ченки да со службы домой,
На плечах погоники, на грудях кресты.

(4, XV, 137).

А в третьем томе иначе:

…Да со служби-цы до-мой!
На грудях - по-го-ни-ки,
На плечах - кресты-ы-ы…

(6, XLI, 274)

Эти вывернутые наизнанку слова горланит казак Шамиль, но, пожалуй, мало кто из читателя обращает внимания, на грозный смысл переиначеной в пьяном бреду песни.

Начало 1919. На Дону полыхнуло Вешенское восстание. Харлампий Ермаков со товарищи подбивает Григория свергнуть избранного всем миром командующего мятежной армией Павла Кудинова и воевать на два фронта – и против красных, и против белых.

«– Опять нами золотопогонники владеют! Забрали власть к рукам! – орал Ермаков, обнимая Григория.
– Какие погоны?– спрашивал Григорий, отстраняя руки Ермакова. – В Вешках, што же ты не знаешь, што ли? Кавказский князь сидит! Полковник! Зарублю! Мелехов! Жизню свою положу к твоим ножкам, не дай нас в трату! Казаки волнуются. Веди нас в Вешки, все побьем и пустим с дым! Илюшку Кудинова, полковника, всех уничтожим! Хватит им нас мордовать. Давай биться и с красными и с кадетами. Вот чево хочу!» («Тихий Дон». «Октябрь». 1932. № 2. С. 40).

И тут же:
«– Чево шутишь, Мелехов? Ты не шути, тут дело сурьезное,– строго заговорил Медведев. – Мы хотим перетряхнуть власть. Всех сменим и посадим тебя. Я гутарил с казаками, они согласны. Скажем Кудинову и его опричине добром: «Уйдите от власти. Вы нам не гожи». Уйдут – хорошо, а нет – двинем полк на Вешки, и ажник чорт их хмылом возьмет!»

Григорий понимает, что принять это предложение – погубить дело, и отказывает заговорщикам. Вне белого, Добровольческого движения, восстание казаков обречено.

Проговорка пьяного Шамиля «на грудях погоники» отнюдь не бессмысленна. Как и красноармейцы, казаки сами сорвали с себя погоны. Белые «золотопогонники» стали для символом «прежнего прижима».

«Кудинов, все покашливая, ладонью прикрывая рот, нехотя отвечал:

– Неудобно перед казаками. Знаешь, какие они, братушки? «Вот, – скажут, – позасели офицерья, свою линию гнут. Опять погоны…» – и все прочее» (6, XXXVIII, 248).

Тема продолгается и тут: «долой погоны» (6, LVIII, 372).

Эту тему Федор Крюков будет развивать в «Старшем брате и младшем брате», одном из последних своих газетных очерков:

«Заученная травля помещиков и капиталистов, с которой успешно выступали перед рабоче-крестьянской аудиторией «товарищи», в глазах «трудовых» казаков представляла интерес не больший, чем ирландский вопрос или африканские колонии. И лишь Миронов нашел и подсказал подходящий мотив для революционного углубления казачьего трудового сознания – погоны. По-видимому, сейчас эта изрешетенная мишень, за малой пригодностью, сдана уже в архив тов. Троцким, человеком сообразительным, но было время, когда над ней упражнялись и вожди, и ораторы, и «трудовые» изменники казачества в достаточной мере. И был угар».

Чем не устраивает Ермакова избранный командующим Павел Кудинов? Тем, что, хотя он из простых казаков и герой Германской войны, но успел закончить военное училище и носит офицерские погоны.

Павел Кудинов врывается в «Тихий Дон» в третьей книге (и мелькает в 6 и 7 частях романа более ста раз):

«Суярова на должности командующего объединенными повстанческими силами сменил молодой – двадцативосьмилетний – хорунжий Кудинов Павел, георгиевский кавалер всех четырех степеней, краснобай и умница. Отличался он слабохарактерностью, и не ему бы править мятежным округом в такое буревое время, но тянулись к нему казаки за простоту и обходительность. А главное, глубоко уходил корнями Кудинов в толщу казачества, откуда шел родом, и был лишен высокомерия и офицерской заносчивости, обычно свойственной выскочкам. Он всегда скромно одевался, носил длинные, в кружок подрезанные волосы, был сутуловат и скороговорист. Сухощавое длинноносое лицо его казалось мужиковатым, не отличимым ничем» (6, XXXII, 208–209).

С чего автор взял, что Павел Кудинов был «слабохарактерным»? То, что летом Павел Назарович Кудинов присоединил свою армию к Добровольческой и сдал командование, еще не повод к такому упреку.
О боевых подвигах этого казака из романа мы узнаем немногое. Вот он говорит Григорию: «И фронт порвать нелегкое дело, знаю, сам рвал с генералом Брусиловым…» (6, LVIII, 371).

Собственно, это всё. Однако обратимся к исторической справке.

СПРАВКА:
Кудинов Павел Назарович (1891–1967), ур. ст. Вёшенская, х. Нижне-Дударевский, 1911 г. переписи. Закончил общеобразовательное начальное училище. Приказом № 480 от 27.11.1913 произведен в младшие урядники 12-го Донского полка (старшинство с 14.09.1913); приказом № 119 от 30.07.1915 по 11-й кавалерийской дивизии награжден Георгиевским крестом 1-й ст.; 21 мая 1916 г. приказом № 282 старший урядник 12-го Донского полка утвержден в правах по образованию 2 разряда. В 1916 г. вахмистр 5-й сотни 12-го Донского полка. В 1917 г. закончил Иркутское военное училище. В 1917 г. прапорщик, отправлен на отдых в Севастополь; на 03.11.1917 прапорщик 5-й сотни, с 22.09.1917 – в Петрограде на курсах; 19.07.1918 прапорщик, награжден Ст-3. Хорунжий (старшинство с 27 июня 1917 г.). 19 июля 1918 г. приказом № 512 хорунжий Сводного отряда Войска Донского, награжден Ст-3, 24 октября 1918 г. приказом № 1339 произведен в сотники Северо-Задонского района; с 17.03.1919 командующий повстанческими войсками Вёшенской, Мигулинской, Еланской и Каргинской станиц. Есаул с 25 апреля 1919 г. (приказ № 795 от 10.05.1919); 10.06.1919 отдал последний приказ по повстанческой армии.

В романе Кудинов вспоминает, что во время Германской войны по весне он возвращался в родной хутор: «В семнадцатом году весной еду на станцию, пахота шла, время – около Пасхи…» (6, XXXVIII, 244).

Это подверждается справкой, составленной историком казачества А. В. Венковым:

«В 1917 г. прапорщик, отправлен на отдых в Севастополь; на 03.11.1917 прапорщик 5-й сотни, с 22.09.1917 – в Петрограде на курсах» (Венков А. В. 12-й Донской казачий генерал-фельдмаршала князя Потемкина Таврического полк в годы Пер-вой мировой войны. – Ростов-на-Дону. 2014. С. 122).

Ценнейшая информация! Значит, в начале сентября мы можем увидеть направляющегося в Петроград Кудинова где-нибудь на царицинском железнодорожном вокзале.

Но мы именно там и тогда его и встречаем! Только не в романе, а в заметке Федора Крюкова «Старший брат и младший брат» (см. начало этой заметки).

Однако тот ли это Кудинов, который на станции узнал бывшего своего полкового командира?

То самый. Потому что командир тоже тот самый, и полк. 12-й Донской казачий, перекинутый в 1916-м в Румынию, в Добруджу. Полк полковника Попова.

В начале войны полком командовал Василий Каледин, старший брат будущего атамана Войска Донского Алексея Максимовича Каледина.

Василий Максимович Каледин родился в хуторе Каледин Усть-Хоперской станицы Усть-Медведецкого округа, то есть земляк Крюкова. Командовал 12-м казачьим полком с 1911 по 1915 год. Умер 3 июня 1919 г. в Новочеркасске от рака желудка.

Василий Каледин на миг мелькнет на страницах романа:

«От корчмы до деревни Горовищук гусеницами ползли пехотные части, обозы, батареи, лазареты. Чувствовалось смертное дыхание близких боев. У деревни Берестечко четвертую сотню обогнал командир полка Каледин. С ним рядом ехал войсковой старшина. Григорий, провожая глазами статную фигуру пол-ковника, слышал, как войсковой старшина, волнуясь, говорил ему:
- На трехверстке, Василий Максимович, не обозначена эта деревушка. Мы можем попасть в неловкое положение.
Ответа полковника Григорий не слышал. Догоняя их, проскакал адъютант» (3, V, 267).

Каледина сменил Владимир Петрович Попов (1877-1935), полковник, ставший командиром 12-го Донского казачьего полка в мае 1915-го. В июне 1916 г. он уже произведен в генерал-майоры - «за боевые отличия» и назначен начальником штаба 1-й Донской казачьей дивизии. В 1917 г. исполнял должность начальника штаба 3-го кавалерийского корпуса, а с июня командовал 1-й Донской казачьей дивизией, с которой участвовал в составе 3-го кавалерийского корпуса генерала Крымова в Корниловском походе на Петроград.

В ноябре 1917 г. Попов прибыл с 1-й Донской казачьей дивизией на Дон и поступил в распоряжение Донского атамана генерала Каледина. Не успел присоединиться к отряду Походного атамана генерала П. X. Попова и скрывался в районе Новочеркасска в период занятия его Красной гвардией Голубова. После Общедонского восстания весной 1918 г. некоторое время командовал северной группой войск, а затем занимал ряд ответственных должностей в Военном управлении Донской армии. Эмигрировал во Францию. Скончался 17 октября 1935 г. в Париже.

А теперь чуть подробнее о «младшем брате», о Павле Кудимове, который при первом своем появлении в «Тихом Доне» совершенно справедливо назван Павлом и которого полуграмотный переписчик романа в речи Ермакова переименовал в «Илюшку» (очевидно, переписчик не разобрал слова «Иудушка»; так это и держалось до последнего издания 2018 года):

В начале 1919-го Кудинов, подчинив себе отряды Казанской и Мигулинской станиц, объявил в Округе мобилизацию в повстанческую армию. 12 марта новый Окружной Совет избрал его главнокомандующим повстанческой армией, которая насчитывала тогда до 15 тысяч человек. Кудинов реорганизовал её. За три месяца повстанческая армия увеличилась до 25–30 тысяч бойцов и отражала наступление 8-й и 9-й армий красного Южного фронта. 25 мая (7 июня) повстанческая армия соединилась с Донской армией. В течение следующих двух недель совместными усилиями Донской и повстанческой армий вся территория Области Войска Донского была освобождена от красных. 10 (23) июня – в день, когда армии вышли к границам Области – Кудинов сложил с себя командование. Его армия была расфор-мирована, части её влиты в Донскую армию. Командование Донской армии повстанцам не доверяло, поэтому Кудинов был произведён в есаулы и получил должность в штабе 3-го Донско-го отдельного корпуса генерала Гусельщикова.

Почему мы можем быть уверены в том, что описанный в газетном очерке казак 12-го полка – это не кто иной, как Павел Кудинов? Да потому, что в сентябре 1917 года, когда весь полк был на фронте, только Кудинов, отбыв отпуск, положенный ему после окончания училища, ехал через Царицын из родной станицы в Петроград. И на станции в следовавшем на Дон поезде с платформы углядел в окне бывшего своего командира Владимира Попова. И подарил ему две французские булки. Ну а Крюков, описавший это, именно в сентябре возвращался из Петрограда в Глазуновку. Той осенью Попов и приехал на Дон. Нет ничего удивительного в том, что из Петрограда они ехали вместе с Крюковым в одном купе.

* * *
Летом 1919-го, после того, как «слабохарактерный» Кудинов сдал командование своей повстанческой армией, Федор Крюков имел возможность познакомиться с ним поближе. Штаб 3-го Донского корпуса находился в Ночеркасске. Генерал-майор Владимир Петрович Попов запечатлен на одном снимке с Федором Дмитриевичем Крюковым летом того же 1919 года.

Усть-Медведицкая станица. Сидят: Федор Крюков (внизу снимка, слева, с сумкой) и партизан Павел Дудаков. Стоят: войсковой старшина Александр Голубинцев, букановский атаман Петр Громославский, генерал-майор Эммануил Семилетов, британский майор Хадлстон Вильямсон, генерал-лейтенант Владимир Сидорин, генерал-майор Владимир Петрович Попов и хуторские атаманы Усть-Медведицкого округа. Во втором ряду между майором Вильямсоном и генералом Сидориным – генерал-майор Захар Алферов.
1919. Фото из собрания Английского Имперского военного музея
https://www.iwm.org.uk/collections/item/object/205320727

PS о генерале Сидорине, которому Кудинов сдал командование повстанческой армией:

Владимир Ильич Сидорин (1882–1943) Казак станицы Есауловской, 2-го Донского округа. Окончил Донской кадетский корпус (1900) и Николаевское инженерное училище (1902). В 1913-м был прикомандирован к Офицерской воздухоплавательной школе и получил диплом летчика-наблюдателя. В 1915 г. в чине капитана генерального штаба награжден Георгиевским оружием. Во второй половине декабря 1917 – начальник штаба Походного атамана генерала А. М. Назарова. После назначения Походным атаманом генерала П.X. Попова становится его начальником штаба и 12.02.1918 вместе со штабом выступает в Степной поход. Во время похода руководит боевыми операциями и готовит весеннее восстание на Дону. После Степного похода Круг Спасения Дона производит Сидорина в генерал-майоры (05.05.1918). При генерале Краснове командных должностей не занимает. 06.02.1919 на место Краснова Донским атаманом избран генерал Богаевский. По его рекомендации Сидорин назначен командующим Донской армией. Приняв армию, откатившуюся почти до Новочеркасска и не превышающую пятнадцати тысяч бойцов, Сидорин произвел ее реорганизацию. В ходе весеннего наступления он вышел в район Верхнедонского (Вешенского) восстания, увеличив за счет повстанцев состав армии более чем вдвое. Генерал-лейтенант (02.02.1919). Несмотря на личное мужество, много раз проявленное в период отступления Донской армии осенью 1919 – зимой 1920, он не смог остановить стихийный отход Донских корпусов к Новороссийску. В Новороссийске не хватило судов для погрузки большей части Донской армии, и это 19-20.03.1920 вызвало тяжелый конфликт между Сидориным и Деникиным. В Крыму Сидорин и его начальник штаба генерал Кельчевский были обвинены в сочувствии казачьему сепаратизму и преданы суду по приказу Врангеля. Сидорин был приговорен к четырем годам каторжных работ, однако Врангель помиловал его и уволил из армии без права ношения мундира. Будучи выслан из Крыма, Сидорин недолго жил в Болгарии, после поселился в Праге, где служил в картографическом отделе Генерального штаба Чехословацкой армии. Вместе с генералом Стариковым был соавтором написанных с сепаратистских позиций статей по истории Донской армии времен гражданской войны. Статьи публиковались в издаваемом в Париже журнале «Вольное казачество» (1936–1938). В Париже тогда же они были анонимно опубликованы и отдельной книгой в четырех частях в под заглавием «Трагедия казачества». Во время Второй мировой войны Сидорин выехал в Германию. Скончался в Берлине. Похоронен на русском кладбище Тегель.

«Важна не очередность появления ребенка на свет как таковая, а его восприятие сложившейся ситуации: от того, какое значение придает ребенок своему положению внутри семьи, зависит влияние порядка рождения на стиль его жизни».
Альфред Адлер

Семья – это маленькая планета. И от обстановки на ней зависит, какими станут малыши, когда вырастут, их характер, профессия, отношение к собственным детям.

Братья и сестры: дружная компания

Самые близкие люди после мамы и папы – это сестра, брат. Детям приходится учиться соседствовать друг с другом, мириться, делить будни и праздники. Трудности во взаимоотношениях между детьми в семье неизбежно перерастают в конфликты с родителями. Как правило, отношение родителей к детям находится в жесткой зависимости от очередности их рождения и пола. Мамам и папам нелегко бывает открыть глаза на их несправедливость, завышенные ожидания, вредные стереотипы, которые сопровождают семьи с несколькими детьми.

Вывод. Нереализованные желания типа «хотели девочку, а получился третий мальчик», разочарование, явное или скрытое, в ребенке, отсутствие безусловной любви. Все это подрывает уверенность малыша в себе. А без этого качества нельзя вырасти счастливым.

Старший и младший: кто главней?

Рассмотрим несколько позиций, в которые попадают дети в зависимости от пола и порядка появления на свет.

Старший ребенок – ответственный, организованный, серьезный и пунктуальный. Разрешает все конфликты, часто замещает маму в уходе за младшими детьми, при этом больше всего нуждается во внимании и любви. Родители часто забывают, что старший ребенок – не значит взрослый, и поручают ему дела, не подходящие для маленького человека, превышающие его возможности. Такое перекладывание ответственности травмирует, и если старший ребенок не справляется, например, с уходом за младшими, то у него становится больше комплексов и неуверенности в себе. Зачастую неумение родителей привить старшим детям чувство самоценности приводит к тому, что всю жизнь они страдают от гиперповышенного чувства долга и требовательности, не могут сказать «нет», когда это нужно. По отношению к своим младшим братьям и сестрам старшие дети часто испытывают неподдельную любовь, и, чем больше разница в возрасте, тем легче и спокойнее между детьми отношения.

Вывод. Эти отношения уже не сиблинговые (братско-сестринские), а, скорее, детско-родительские. Именно старшего брата и сестру младшие беззаветно и преданно обожают, копируют, гордятся им. С взрослыми сестрой и братом им нечего делить. Хотя иногда и тут возможны варианты.

Младший ребенок: в очередь

Младшие дети не столь ответственны и властны. Они не доминантны, но их любят такими, какие они есть, и потому с самооценкой у них все в порядке. Они смелее своих старших братьев и сестер, веселее и проще в общении. Нацелены на сотрудничество и построение отношений, умеют расположить к себе. В наиболее выгодной позиции оказываются младшие дети, рожденные у «возрастных» родителей, когда беременность и роды даются уже тяжелее, и нелегко доставшийся поздний ребенок обожаем без всяких условностей. Ему не придется доказывать, что он – самодостаточное счастье. Кроха и без того с рождения купается в любви, и это определяет во многом мягкий характер и умение с оптимизмом идти по жизни.

Средний ребенок попадает в позицию, выгодную и по отношению к братьям-сестрам, и к родителям. Это самые большие дипломаты из всех сиблингов, миротворцы, наблюдатели, но чаще всего именно им не хватает внимания матери и отца.

Вывод. Чтобы заявить о себе, «середнячки» стараются привлечь внимание родителей разными способами, вплоть до внезапных болезней, непонятных диагнозов и хворей.

Как дети в семье будут делить маму?

Отдельная тема отношений сиблингов – детская ревность. Рождение очередного ребенка – всегда огромное потрясение для старших детей. Существует неписанное правило, по которому старшего ребенка не оставляют наедине с грудничком первое время, во избежание проблем. Даже если старший ребенок не проявляет видимой агрессии по отношению к беспомощному младенцу, будьте начеку! Засунутые в рот и в нос месячных детей конфеты, пластилин, щипки, шлепки, случайно уроненные на пол грудные дети – все это последствия того, что родители переоценили возможности старшего ребенка и не заметили скрытую ревность. Основное, о чем нужно знать родителям, – ревность не является признаком того, что старший ребенок плохой. И, конечно, не стоит наказывать старшего брата или сестру за то, что он не справился с эмоциями: маленькие дети импульсивны, и каждый поступок является сигналом.

Вывод. Плохое поведение при появлении младшего ребенка – это крик о том, что старший отчаянно боится потерять любовь и внимание родителей.

Детей полон дом

Многодетная семья дает возможность ребенку рано приобрести много полезных коммуникативных навыков: умение договариваться, уважать потребности окружающих, трезво оценивать себя. В таких «коллективах» младшие дети нередко больше привязаны к ближайшему по старшинству, чем к маме. Старшие дети выполняют замещающую роль в силу занятости матери, и многие антропологи считают, что это совершенно нормально.

Вывод. Бывает, но не обязательно, что люди, выросшие в многодетных семьях, не хотят повторять опыт своих родителей и ограничиваются одним ребенком или остаются бездетными. Берегут личное пространство, которого им так не хватало в детстве.

Сестра и брат

В семьях, где младший ребенок – мальчик, а старших сестер несколько, ожидаемо вырастает мягкий мужчина, знакомый со многими особенностями «женского царства». Такие мальчишки, как правило, обожаемы родителями, получившими наследника после многих лет ожидания. Негласно мальчик в семье, где много девочек, становится объектом номер один. Он не конфликтен, до определенного возраста спокойно позволяет обращаться с собой, как с живой игрушкой: например, спокойно переносит «художественные эксперименты» по завивке волос, макияжу и прочим девичьим премудростям. Девочка, выросшая среди старших братьев, неизбежно учится у них быть сильной, конкурентоспособной, умеющей находить интерес в активных видах спорта.

Вывод. Родители могут снизить накал соперничества, который всегда имеет место в сиблинговых отношениях, отказавшись от сравнения детей. Предоставив каждому ребенку достаточно родительской заботы, а также собственного пространства для развития, взрослые бесспорно выиграют сами и помогут своим крохам не обрести лишних комплексов. Хотят папа и мама того или нет, но им придется найти время, чтобы уделить всем карапузам по отдельности равное количество внимания, вникнуть во все подробности их жизни, переживаний, страхов. Иначе будут проблемы. «Командную» работу – совместные игры и занятия малышей – тоже надо поддерживать. Придется отказываться от приведения одного ребенка в пример для подражания для других и избегать «фаворитизма». Говорите с малышами о своих переживаниях, и это снимет напряжение.

Помогите старшему ребенку

Старшие дети боятся потерять любовь родителей и очень нуждаются в тесном контакте с мамой и папой, как и было до рождения нового малыша. Что можно предпринять?

  • Не говорите старшему ребенку, что он теперь взрослый, не перекладывайте на него заботы о маленьком.
  • Хвалите старшего за инициативу, если он хочет помочь ухаживать за младенцем.
  • Не ругайте за неумелые действия – маленькая нянька решит, что не нужна маме.
  • Не уделять все внимание только младшему ребенку, даже если он только родился.
  • Рассказывайте старшему, как младший на него похож и как он его любит.
  • Обещайте старшему, что скоро у него появится настоящий друг и хороший товарищ.
  • Не сравнивать детей: они наверняка разные.
  • Не разрешайте младшему пользоваться вещами старшего без его разрешения. Старший должен чувствовать, что его мир вне опасности и защищен.
Поделиться: