Как начать родительское собрание. Методические рекомендации как провести родительское собрание

Образование в современном мире, как и раньше, остается в цене. Качественное и полноценное оно позволяет реализовать себя в будущем. Поэтому неудивительно, что большинство родителей трепетно следят за успехами и промахами своих детей, выбирают лучшие школы, осведомляются о квалификации учителей, нанимают репетиторов. Но вот родительские собрания посещать не особенно любят. Все потому, что темпы жизни нынче уж очень скорые. И тратить время на выслушивание жалоб классного руководителя попросту не хочется.

Однако родительское собрание в начальных классах школы, и в средних, и в старших - это очень важный момент организации учебного процесса детей. Ведь только при налаженном взаимодействии школы и семьи от учащегося можно ждать успехов. Когда же ценности родителей идут вразрез с образовательными методиками почва под ногами ребенка теряет устойчивость. О каких уж тут достижениях можно говорить!

Чтобы занятые в погоне за материальным благополучием современные взрослые нашли время и с охотой откликнулись на приглашение прийти в школу, необходимо правильно подбирать . То, что педагогу порой кажется прописной истиной иногда совсем не знакомо родителю.

Следует акцентировать внимание на особенностях разных возрастов детей, о том, как вести себя с младшим школьником, подростком или старшеклассником. В современном обществе чрезвычайно остро стоят проблемы вредных привычек и раннего сексуального развития детей. Многие родители просто теряются, не знают, как пресечь непотребное поведение. В этом вопросе всесторонняя работа с подростками и их родителями просто необходима.

Например, в старшем и среднем звене школы можно провести детей и способах борьбы с ними; в начальной школе актуально будет родительское собрание:

Проблемы современных родителей кроются, как уже упоминалось, в ускоренном ритме жизни. В «бешенном» распорядке дня очень мало времени остается на то, чтобы просто пообщаться со своим ребенком, поговорить по душам. Навязываемая обществом позиция «иметь все самое лучшее» многих заставляет работать внеурочно, чтобы занять своих детей продвинутыми компьютерами, телефонами и другими электронными новшествами на то время, пока трудятся родители. Получается замкнутый круг. Поэтому так важно выдернуть родителей из этого круга и призвать больше общаться со своими отпрысками. Зачастую это и есть решение проблемы поведения многих детей. Нужно лишь поднимать .

Образование после школы не заканчивается. Обучение в престижных вузах требует либо высокой оплаты, либо хороших показателей на экзаменах. Поэтому актуальным является родительское собрание, посвященное подготовке к выпускным экзаменам и будущим перспективам, которые ждут их позже. Необходимо дать нужные не только ученикам, но и их родителям.

А в целом современные родители мало отличаются от тех, что были ранее. Они все желают благополучия своим детям, и также не хотят краснеть за свое чадо.

Кстати, есть ряд правил, которые важно соблюдать , чтобы родители доверяли классному руководителю и приходили на собрания снова и снова.

Ни в коем случае не стоит ругать и обсуждать конкретного ребенка при всем коллективе. Хвалить можно, но опять же не конкретного учащегося, а обобщенно.

Нет смысла регулярно обсуждать финансовые вопросы. Этим должны заниматься представители родительского комитета.

Нельзя навязывать свою точку зрения, навешивать ярлыки, жаловаться на детей каждую встречу.

Собрание должно иметь своей целью совместное планирование стратегии развития и образования детей. И каждый присутствующий должен чувствовать себя равным с прочими. Только тогда оно будет продуктивным и принесет пользу и учителю, и родителям, и, главное, детям.

Родительское собрание - это всегда волнительное событие для учителя, так как нужно решить много организационных вопросов и суметь наладить контакт с родителями. Мы подскажем, как спланировать мероприятие так, чтобы оно оказалось продуктивным и интересным.

Идеи организации родительского собрания

Любую встречу с родителями можно провести в сугубо деловом тоне, с минимумом отступлений и творческих решений. Однако подобные собрания не способствуют сближению коллектива с учителем, школой и вызывают мало приятных чувств.

Если же приложить к работе больше креативности, то вам удастся провести родительское собрание интересно и с позитивом. В этом случае встреча должна будет включать:

  • Использование информативного, очень подробного и желательно красиво оформленного раздаточного материала, позволяющего родителям больше узнать друг о друге, о насущных проблемах, о школе, педагогах, нюансах учебного процесса и проч. Можно составить для каждого одну базовую подшивку с основной информацией, а далее на встречи готовить материал по текущей повестке дня;
  • Внедрение интерактивных технологий (видео- и аудиопроигрывателей, компьютеров) для демонстрации видео-, фотоотчетов с уже прошедших классных мероприятий;
  • Украшение класса стенгазетой, посвященной проведению родительского собрания;
  • Использование специальных приемов для создания во время собрания атмосферы дружеского общения. Например, расстановка столов по кругу, объединение родителей в микрогруппы с той или иной целью и проч.;
  • Использование различного рода анкет, опросников (в том числе анонимных).

Кроме того, неплохо предлагать родителям кофе-брейк с небольшим угощением.

О чем нужно сказать на собрании?

Если вы думаете о том, как правильно провести родительское собрание, то вам обязательно потребуется составить план мероприятия. Каждый раз он будет новый, но в целом же классное собрание должно включать:

  • Вступительное слово учителя, в котором он напоминает тему собрания и вкратце перечисляет те вопросы, которые будут рассматриваться;
  • Изучение мнения родителей по каждому из вопросов и принятие решений по ним;
  • Анализ проделанной с прошлого собрания работы, оценка результатов;
  • Определение общих краткосрочных и долгосрочных планов для класса, отдельных учеников;
  • Предварительную проработку конкретных задач и вопросов, которые нужно будет решить до следующей встречи или на ней.

Можно составлять протоколы собраний, поручив работу одному из членов родительского комитета.

Что касается того, как провести первое родительское собрание, то об этом стоит рассказать подробнее.

Пример сценария первого родительского собрания

Оформление

  • Негромкая музыка (пока родители собираются в классе).
  • Фотографии, рисунки, стенгазеты, плакаты.
  • Интерактивная презентация повестки дня (при помощи компьютера и проектора).
  • Составленные в круг столы.
  • Визитки с именами родителей и их детей (можно сразу расставить на столы).
  • Раздаточный материал для каждого родителя.

Поскольку подготовка к встрече займет много времени и сил, то стоит попросить других учителей и самих детей помочь провести интересное родительское собрание.

Первый этап: знакомство

  • Классный руководитель рассказывает о себе, своих педагогических принципах, планах на класс и пр. Родители задают интересующие их вопросы.
  • Представляются родители. Для этого можно вывести через проектор фотографию класса - учитель будет показывать на ученика, называя его имя и фамилию и предлагая родителю рассказать о себе.
  • Педагог рассказывает все самое важное и интересное о школе (традиции, правила, регламент работы), учебном процессе (расписание занятий, проведение контрольных и экзаменов), учительском коллективе, службе психологической помощи учащимся и проч.

Второй этап: планирование, решение вопросов

  • Родителям предлагается объединиться в мини-группы по 5-7 человек и обсудить, чего они ждут от школы, процесс обучения, какими они хотят видеть своих детей в старших классах, на выпускном. После этого представитель от каждой группы озвучивает список пожеланий. Учитель выписывает их на доску и предлагает к следующему родительскому собранию определиться с методами достижения поставленных целей - организация кружков, проведение экскурсий, углубленное изучение предметов и проч.
  • Обсуждается вопрос режима дальнейших встреч, связи родителей между собой и с классным руководителем. Участники встречи решают, когда провести следующее родительское собрание.
  • Обсуждаются и решаются насущные организационные вопросы (питание, школьная одежда, ведение дневников, финансовые вопросы и проч.).
  • Выбирается родительский комитет, определяется список вопросов, которыми будет заниматься каждый родитель.
  • Намечается список предстоящих задач и график их решения.

Другие полезные статьи вы найдете в разделе

В последнее время в школьной жизни существенно изменился характер взаимоотношений и с учеником, и с его семьей. Сегодня учитель, общаясь с родителями, может рассчитывать только на ту информацию, которую ему готовы доверить родители, поскольку вмешательство в чужую жизнь, а тем более использование частной информации во вред семье и ребенку в условиях демократии совершенно недопустимы.

Существует не так уж много форм взаимодействия учителя с родителями: родительские собрания, индивидуальные беседы в школе, посещения на дому (кстати, только с разрешения родителей), совместная деятельность.

Обычно родительские собрания проводятся в назначаемый администрацией школы день.

К сожалению, они не всегда результативны и не достигают своей цели. На собраниях родителей, как правило, идет разговор, связанный с задачами или результатами образовательного процесса в школе и в конкретном классе. При этом активную роль играют учителя-предметники, а родители пассивно воспринимают информацию, более заинтересованно обсуждают вопросы, связанные со степенью успешности сына или дочери в освоении программного материала.

Что можно использовать в работе с родителями, чтобы они были активны на родительском собрании? Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными школе и были хорошими помощниками учителя в воспитании учащихся?

С этой целью можно использовать разные формы: анкетирование, родительские сообщения и доклады, дни открытых дверей, совместные праздники для родителей и детей.

Как подготовить и провести родительское собрание в начальной школе?

Родителей лучше приглашать на родительское собрание открыткой с обращением по имени и отчеству, с указанием обсуждаемых тем.

Классное собрание лучше проводить в уютном зале.

Классный руководитель знакомит родителей с психолого-педагогическими особенностями подросткового возраста не вообще, а применительно к данному коллективу в связи с возникшими проблемами.

Приглашенные на собрание учителя согласовывают с классным руководителем тематику и направленность своих выступлений.

Классный руководитель предлагает родителям обсуждать и решать разнообразные педагогические ситуации.

Родительское собрание, как правило, завершается индивидуальным консультированием родителей.

Непедагогично на собрании коллективно обсуждать недостатки и ошибки детей.

Классное родительское собрание необходимо перенести, если учитель плохо знает детей, не готов к родительскому собранию. Речь не идет об информационно - организационных встречах.

Иногда родителям можно предложить написать сочинение на тему: «Что удалось и что не удалось в воспитании детей» или ответить на вопросы теста «Умеете ли вы воспитывать детей? ».

Тест «Умеете ли вы воспитывать детей?»

1. Есть ли у вашего ребенка детская комната?

б) Нет — 1.

2. Уделяете ли вы внимание ребенку каждый день?

б) Нет — 1.

3. Терпеливы ли вы, когда ваш ребенок капризничает, плохо ест?

а) Всегда — 5.

б) Иногда — 3.

в) Никогда — 1.

4. Вы применяете телесные наказания?

а) Часто — 1.

б) Иногда — 3.

в) Принципиально нет — 5.

5. Умеете ли вы прощать ребенку шалости?

а) Всегда — 5.

б) Иногда — 3.

в) Никогда — 1.

6. Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок был с вами откровенен?

б) Иногда — 3.

в) Нет, не хочу — 1.

7. Ваш ребенок послушен?

б) Иногда — 3.

в) Нет — 1.

8. Если вы что-то запрещаете ребенку, то объясняете ли причину запрета?

а) Да, всегда — 5.

б) Иногда — 3.

в) Никогда — 1.

9. Требуете ли вы от ребенка выполнения всех обязанностей, которые он, по-вашему, должен выполнять?

а) Всегда — 5.

б) Иногда — 3.

в) Нет — 1.

10. Следите ли вы за новинками педагогической литературы?

б) Иногда — 3.

в) Нет — 1.

А теперь подсчитайте количество набранных баллов.

От 10 до 23 баллов. К сожалению, вы не очень внимательны к своему ребенку. Возможно, вы просто не знаете, что ему нужно, когда он капризничает или балуется. Не понимая причин, вы теряете терпение и реагируете неадекватно. Так нельзя относиться к своему ребенку. Будьте более внимательны и терпеливы в общении с ним.

От 24 до 37 баллов . Ваши взгляды на воспитание в принципе правильны. Хотя порой вас, что называется, заносит, и тогда ни в чем не повинное дитя рискует пострадать. Право, стоит проявить больше заботы о ребенке, и он, пусть не сразу, обязательно отплатит вам взаимностью. Старайтесь управлять своими эмоциями и настроением во взаимоотношениях с ребенком.

От 38 до 50 баллов. Жмем вашу руку! Более чуткого педагога трудно сыскать. Порой это даже внушает тревогу: а о себе-то вы успеваете думать? Все о ребенке, все о нем, любимом. Не забывайте и о себе, проявляйте чувство меры в общении с ребенком.

Тест-опросник «Каков ваш ребенок?»

Тест-опросник можно использовать родителям или педагогам для более глубокого изучения личностных взаимоотношений взрослых и детей, интересов своих детей или членов микроколлектива.

В перечне приведены некоторые направления деятельности и качества, уже составившие круг устойчивых интересов ребенка (подростка). Подсчитав сумму ответов, можно узнать степень сформированности круга интересов подростка, что позволит взрослому в дальнейшем корректировать свою воспитательную деятельность.

1. Любит животных.

2. Любит шутки.

3. Запоминает и выполняет просьбы.

5. Любит спорить.

6. Любит наводить в доме (в классе) чистоту.

7. Любит готовить вкусные блюда.

8. Любит смотреть телевизор.

9. Любит слушать рок-музыку.

10. Любит классическую музыку.

11. Любит эстрадную музыку.

12. Любит заниматься спортом.

13. Любит ходить в кино.

14. Любит помогать на даче (в классе, на пришкольном участке).

17. Любит сочинять стихи, сказки, рассказы, песни.

18. Любит освещать политические события.

19. Любит рыбалку.

20. Любит фантазировать.

21. Любит решать кроссворды.

22. Любит цветы.

23. Любит природу.

24. Любит слушать.

25. Любит путешествовать.

26. Любит точность.

27. Любит решать задачи.

28. Любит играть на сцене (в сценках в классе).

Если анкета заполнена честно, откровенно и объективно, то вы получите определенный круг интересов ребёнка:

первый уровень — 27-36 очков — достаточный,

второй уровень — 36-45 очков — многосторонний,

третий уровень — 45-56 очков — разносторонний.

Если же сумма очков ниже 25, то взрослым есть над чем призадуматься: ребенок не интересуется окружающим миром, следует срочно выявить причины этого, предшествующие и сопутствующие, составить программу коррекции развития интересов подростка.

«Методы семейного воспитания» (материал к родительскому собранию)

Начать разговор с родителями о методах и приемах воспитания можно с постановки и анализа типичных ситуаций в семейном воспитании: ребенок долго гулял на улице и не выучил уроки, не выполнил ваших поручений, садится за стол с грязными руками, читает в постели до поздней ночи, по утрам не хочет вставать, получил двойку. В этих типичных ситуациях родите ли используют различные приемы воспитательного воздействия. Их выбор в значительной степени определяется личными качествами родителей, стилем отношений в семье, общей духовной культурой. Так, метод убеждения в одних семьях проявляется в силе слова, логике примера, доверительности тона, в других семьях — в крике, угрозах, назиданиях.

Метод воспитания — это способ воздействия на сознание, чувства ребенка с целью формирования убеждений, волевых свойств личности, опыта нравственного поведения.

Методы воспитания многообразны, по своей сущности они едины в школьном и семейном воспитании. Однако в семье их применение носит более индивидуализированный характер, окрашивается особой эмоциональностью, родительской любовью.

Выбор методов воспитания определяется целями, которые ставят перед собой родители. Например, если хотят добиться послушания ребенка, то все воспитательные воздействия сводятся к одному: меньше рассуждай, а выполняй то, что требуют взрослые. Если в ребенке видят и формируют личность, то учат его видеть и поступать самостоятельно, проявлять инициативу, организованность и т.д.

Характеризуя методы воздействия на сознание, следует прежде всего выделить метод убеждения, разъяснения, требования, внушения.

Наиболее распространенным методом в семейном воспитании является требование. Оно может быть прямым («сделай», «сходи», «убери») и косвенным (совет, просьба, пожелание). Требования нужно варьировать. В подростковом возрасте иногда лучше применять совет, просьбу, пожелание с правом выбора («я бы поступил так, а ты сам решай»). Родителям нужно помнить, что требование- распоряжение срабатывает при учете ряда условий, а именно:

— в семье должен царить спокойный, уравновешенный тон;

— распоряжение должно быть коротким, не должно вызывать сомнений в его правильности и неизбежности;

-— к таким распоряжениям детей приучают с 1- 2 лет;

— распоряжение должно отдаваться доброжелательно;

— нельзя проявлять педантизм, особенно в подростковом и старшем школьном возрасте. Нужно считаться с просьбами и делами детей. Уступать, но не отменять: «Хорошо, не можешь сегодня — сделай завтра».

Убеждение — главный, но не универсальный метод. Поэтому младшим школьникам лучше разъяснять нормы морали, исходя из необходимости разъяснения того, почему одно хорошо, а другое плохо. Здесь велика роль наглядности.

Подростка нужно учить оценивать и анализировать свои и чужие поступки. Тон разговора должен быть доверительным. Если ребенок возбужден, лучше отсрочить обсуждение, дать ему возможность успокоиться, а затем высказаться до конца. Родители должны учитывать эмоциональное состояние детей. Очень важно верить ребенку, а свои доводы — аргументировать. Такие разговоры должны стать минутами духовного общения в семье. Взгляды, суждения детей могут быть ошибочны, переубеждать их нужно тактично, оперируя убедительными фактами, жизненными примерами, а не просто навязывая свое мнение.

Внушение оказывается действенным, если дети вообще легко внушаемы, а также если находятся в состоянии растерянности, психологической депрессии. Когда у ребенка неприятности — не нужно его ругать, лучше действовать внушением. При этом важное значение имеет авторитет родителей. Ребенок, учитывая их знания, опыт, благородство, честность, порядочность, доверяет им.

В семейном воспитании велика роль примера родителей во всех аспектах жизни детей, особенно в воспитании культуры чувств: сопереживание, сочувствие, сострадание.

Рассматривая методы формирования опыта нравственного поведения, нужно подчеркнуть, что главным показателем воспитанности являются поступки детей. Приобретение опыта нравственного поведения начинается с приучения к послушанию, порядку, организованности. Нужно добиваться, чтобы дети поступали в соответствии со своими взглядами, убеждениями. Этому способствуют выполняемые ими систематические поручения; наличие обязанностей, ответственность перед другими членами семьи, т.е. упражнения в хороших делах.

Применим метод естественных последствий: «Насорил — убери», «Поломал — почини».

Игра, режим дня также важнейшие методы воспитания в семье. Родителям младших классов следует подробней изложить сущность метода переключения внимания ребенка, позволяющего избегать ненужного нервирования детей, подавления их «я», обеспечивая при этом послушание и развитие самостоятельности.

Раскрывая методы стимулирования поведения, следует подчеркнуть, что большинство родителей подсознательно воспитывают своих детей по своему образу и подобию, нередко так, как их самих когда- то воспитывали. «Меня отец бил, и я благословляю его руку, потому что благодаря этому стал порядочным человеком», — говорят некоторые самодовольные родители. А ведь главным источником недостатков в личности ребенка являются унижения и побои.

«На чем основана "вера" в действенность физических наказаний? — пишет А. О. Пинт. — ...Родителям хочется видеть сразу результат воспитательного влияния, запугать, усмирить, сделать больно». Наказание выполняет роль возмездия.

Необходимо обратить внимание родителей на то, что подростки потом сами начинают унижать других, в них развиваются жестокость, агрессивность.

Желание родителей любой ценой сломить упрямство детей напоминает пружину, сжимаемую до предела, которая затем или разжимается и бьет, или ломается. У ребенка утрачиваются очень ценные качества — вера в себя, самостоятельность и многое другое.

Наказания должны соответствовать проступку и быть направлены на разрушение опыта отрицательного поведения, тормозить развитие отрицательных качеств.

Используя метод поощрения, важно не допускать захваливания, задаривания. Излишние материальные блага растят потребителя, иждивенца. Лучшее поощрение — похвала, одобрение, наслаждение от совместного труда, удовлетворение от добрых дел.

Важнейшим условием семейного воспитания является правильный выбор и разнообразие методов. Так, для воспитания трудолюбия у детей недостаточно одного только примера родителей-тружеников. Личный пример достигает цели в сочетании с приучением, контролем, разъяснением.

В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания. Например, применительно к семье может быть использована классификация методов воспитания учащихся в школе, данная в «Педагогике» под редакцией Ю. К. Бабанского (М.: Просвещение, 1998):

1. Методы формирования сознания личности, взглядов, убеждений, идеалов. К ним относятся: убеждение, пример, рассказ, беседа, разъяснение.

2. Методы организации деятельности, общения, опыта общественного поведения (требование, приучение, подражание, создание воспитывающих ситуаций, игра, режим).

3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения детей и подростков (поощрение, наказание). Антистимулы — физические меры воздействия: оскорбление, месть, унижение человеческого достоинства.

4. Методы контроля, самоконтроля, самоанализа деятельности, поведения.

Классные руководители опираются нередко на методы воспитания детей в школе, разработанные профессором И. П. Ивановым. При таком подходе, основанном на идеях методики коллективной творческой деятельности, внимание родителей обращается на следующие три группы методов:

1. Методы родительского побуждения В эту группу входят:

а) методы увлечения радостной перспективой доброго дела, творческого поиска, увлечение героическим, красивым и прекрасным, необычным, таинственным и веселым;

б) методы родительского поощрения: одобрение словом, мимикой, междометием, жестом, взглядом, рассуждениями;

в) методы родительского требования, контроля, напоминания, помощи, осуждения;

г) методы доверия к ребенку, родительского внушения, обращения к ребенку за помощью.

2. Методы родительского убеждения

В эту группу входят методы убеждения на собственном опыте, короткое разъяснение, беседа-размышление, обсуждение собственного опыта и опыта других с извлечением уроков на будущее, спор, основанный на взаимоуважении и взаимной требовательности.

3. Методы родительского приучения

В эту группу методов входят оптимальный режим и микроклимат семьи, поручение, семейные традиции.

Педагог-воспитатель, ведущий занятие, посвященное методам воспитания, после раскрытия перечисленных выше трех групп методов семейного воспитания, особо подчеркивает роль личного примера родителей. Этот метод является комплексным, он может быть отнесен к каждой из трех групп методов.

Учащиеся, как известно, отличаются друг от друга по возрасту, темпераменту, уровню знаний и жизненному опыту, степени воспитанности, по особенности восприятия окружающего мира, но и один и тот же ребенок постоянно изменяется. Замечая или не замечая этих перемен, родители нередко не затрудняют себя выбором нового комплекса приемов и методов семейного воспитания, тогда как требуется родительская мудрость, прозорливость, огромное терпение, умение в каждом конкретном случае, в каждой ситуации исходить из того, что именно в данный момент важно для ребенка, осознано им, а значит, приведет к положительным результатам в будущем.

Внеурочная деятельность

Как провести родительское собрание без конфликтов

Родительское собрание часто становится настоящим испытанием, причём и для педагогов, и для родителей. Способен ли учитель верно организовать ход мероприятия, чтобы собрание стало не только эффективным, но и приятным? Разбираем лучшие советы педагогов по трансформации проведения встреч с родителями учащихся.

Неудобное время проведения встреч, классные помещения, рассчитанные на маленьких детей, обилие информации, разбор конфликтов, неприятные новости - всё это никак не способствует благоприятной атмосфере мероприятия.

Учитель, даже настроенный весьма позитивно, обладающий достаточным педагогическим опытом и «фонтанирующий» отличными идеями, может столкнуться с абсолютным непониманием (да и нежеланием понимать) со стороны родителей. Однако в общении с любым родительским коллективом существует несколько хитростей, помогающих направить беседу в нужное русло и сделать собрание эффективным и приятным. Разберём подробнее несколько полезных принципов успешного родительского собрания.

Позитивное начало

Какие бы неприятные темы вы ни планировали затронуть на собрании, начинайте всегда с хороших новостей. Это может быть краткий рассказ о прошедшей недавно экскурсии, тёплые слова о каждом из учеников или (если есть время на подготовку) короткая презентация с фотографиями учащихся.

Позитивные слова, сказанные преподавателем в адрес ребёнка, поднимают настроение любому родителю и улучшают принятие последующих, пусть и менее приятных, новостей.

План - всему голова

Школа занимает в жизни любого преподавателя значительное место - это призвание, любимое дело, работа. Но в жизни других людей, не проводящих большую часть дня в школьных стенах, школе отведена малая толика времени. Родители, сумевшие явиться на собрание после трудового дня, с трудом удерживают внимание на происходящем в течение всего мероприятия.

Мать ученика, сидящая перед вами на стульчике и внимающая каждому слову про её драгоценного ребёнка, озабочена не только его школьными успехами. Она думает о его достижениях и неудачах, о том, как его интересы повлияют на дальнейшее поступление в вуз, как всё это скажется на его будущей жизни, как спланировать бюджет, учитывая школьный сбор «на шторы», что приготовить сегодня на ужин, задержится ли муж сегодня на работе... и о миллионе других вещей. Чем дольше длится собрание, чем оно менее сконцентрировано на конкретных задачах, тем меньше родительского внимания получает учитель. Как итог: часы потерянного времени, размытость целей, сокращение числа родителей на последующих собраниях.

Помните, на каждом собрании перед вами стоят конкретные задачи. Составьте план, подготовьте речь к каждому событию. Информация должна быть последовательная, логичная, доступная. Таким образом внимание родителей будет сконцентрировано на поднимаемых темах, собрание пройдёт быстрее и эффективнее.

Книга написана в соавторстве. Тодд Уайтекер - профессор образовательной подготовки в Университете штата Индиана, США. Автор ряда бестселлеров для учителей. Аннетт Бре - популярный американский автор, консультант и оратор. В своей книге эти известные эксперты в области образования предлагают уникальную программу повышения преподавательского мастерства: 40 эффективных методик, которые помогут радикально изменить картину успеваемости учеников в лучшую сторону!

О дивный новый мир!

Одна из причин «столкновений» педагогов с родителями кроется в том, что последние мало что знают о школьных реалиях. Даже если мамы с папами и проявляют интерес к тому, что происходит в школе, дети не всегда могут объективно поведать о происходящем. Ребёнок часто гиперболизирует или, наоборот, преуменьшает действительность, пропуская ее через свою призму значимости событий.

Рассказывая о происшествиях, учителю необходимо давать родителям полную картину событий. Описывать события стоит ясным и простым языком. Например, если затрагивается тема, касающаяся новшеств в сфере образования, стоит выделить ключевые моменты: суть нововведения, как оно отразится на учениках, что требуется сделать родителям. Рассказ «чётко и по делу» помогает сконцентрироваться на главном и «не растекаться мыслью по древу».

Конструктивный диалог

Родительское собрание - это не университетская лекция. Несомненно, учитель приглашает в школу семьи учеников, чтобы поставить их в известность о происходящем в школе, поведать об успехах и неудачах детей, рассказать об изменениях в учебном процессе. Однако ещё преподаватель должен обсудить с родителями те или иные вопросы, а обсуждение - это взаимное общение.

Учителю необходимо не только урегулировать конкретные вопросы с родителями, но и узнать о своих учениках что-то новое - нечто такое, что не видно на уроке, но является ключом к поведению школьника. Поэтому, рассказывая о каком-то событии, будет полезно узнать у родителей, как в подобной (но домашней!) ситуации ведёт себя их чадо. Открывая подробности того или иного школьного мероприятия, спросите у мам и пап, узнали ли они что-то новое о своём ребёнке.

Также следует помнить, что подобные вопросы вы задаёте родителям, способным часами рассказывать о своих детях. Поэтому не забывайте следить за временем и вежливо управляйте ходом беседы. Родители должны иметь возможность высказаться, однако собрание проводите вы, следовательно и управляете им тоже вы.

«Нам нужно серьёзно поговорить...»

К сожалению, на родительских собраниях невозможно затрагивать только позитивные темы. Невозможно постоянно хвалить учеников, рассказывать весёлые истории о походах и экскурсиях и планировать школьные праздники. Существуют темы, которые не хочется поднимать ни учителям, ни родителям. Конфликты, неуспеваемость, неудовлетворительное поведение - об этом неприятно рассказывать и тяжело слушать, однако обсуждать негативные вопросы необходимо.

Часто учителя допускают ошибку в обсуждении негативных тем и начинают «разбирательства» с родителями с наскока, иногда даже по телефону. Гневные нотки в голосе, требование решить всё «здесь и сейчас» мгновенно настраивают родителей на конфронтацию. Помните, семья всегда будет любить и защищать своего ребёнка, а если учитель кричит и обвиняет его, то адекватного общения можно не ждать.

Для того чтобы обсудить «нехорошую» тему, учителю нужно установить с родителями контакт. Лишь обеспечив взаимопонимание, можно переходить к сути проблемы. Естественно, никто не хочет слышать неприятные новости, но вам придётся их донести до мам и пап. Расскажите о произошедшем, предложите пути решения проблемы... и дайте родителям время на осмысление! Возможно, один из родителей захочет посоветоваться с другим, поразмыслить над инцидентом в кругу семьи, подумать, какое решение станет лучшим выходом из положения. Будьте спокойны, рассудительны и неторопливы. Родители в любом случае дадут свой ответ, но при вашем умелом принятии ситуации обязательно оценят педагогический профессионализм и человечность.о ту по отношению к ученику. Учителю кажется, что родители поймут его шутку верно, всем будет весело и собрание пройдёт на более лёгкой ноте. Но не стоит забывать, что предугадать, во что выльется ваше невинное подтрунивание на собрании, невозможно. Мамы и папы могут принять сказанное на свой счёт или решить, что вам не нравится их ребёнок. Вполне понятно, какая реакция последует за этими умозаключениями.

Не рискуйте вашими отношениями с родителями, будьте легки и позитивны, но не допускайте острот по отношению к ученикам.

Подытожим. На родительском собрании присутствуют два типа людей. Один тип представляют учителя, с их верным преподавательским отношением, опытом, но также и со множеством учеников, их родителей, школьных проблем, давлением со стороны тех же родителей и администрации. Другой тип людей - это родители, далёкие от реальной школьной жизни, равнодушные к тяготам преподавательского состава, ставящие во главу угла интересы только своего ребёнка. Залог успешного собрания - это умело построенный диалог обеих сторон, учитывающий интересы и тех, и других. Но как бы ни были важны мнения и нужды родителей, помните, именно вы, учитель, руководите этим мероприятием и именно от вас зависит эффективность родительского собрания.

МАСТЕР-КЛАСС

Опять это родительское собрание …

При входе достают из коробки высказывания.

Цель: создание условия для профессионального самосовершенствования, взаимообогащения учителей по данной теме.

Задачи: познакомить участников мастер-класса с одним из приемов проведения родительских собраний; провести практическое занятие.

Презентация педагогического опыта

Существует проблема – низкая посещаемость родителями собраний. Стоит задача - привлечение родителей к участию в образовательной деятельности. Действительно, в большинстве случаев у родителей нет ни малейших оснований для присутствия на тех собраниях, где классный руководитель в красках расписывает все известные ему негативные шаги и поступки несчастного ребенка или читает скучные нотации о том, как родителям надо воспитывать их собственных детей.

К сожалению, стоит констатировать и то, что значительная часть родителей просто пассивна и не научена занимать не то, чтобы активную, но и вообще какую – либо выразительную роль в родительских собраниях.

Как же повысить мотивацию родителей к посещению родительских собраний? Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными школе? Как вывести родителей из их пассивной позиции? Если посмотреть на график посещаемости родителями классных собраний, то можно увидеть нестабильность посещения в 1 и 2 классе. Исходя из этого, я поставила перед собой задачу, привлечь родителей к вопросам воспитания любым способом и задала себе вопрос? Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! В первую очередь, необходима вариативность форм, методов, приемов при проведении родительских собраний. Это значит, что на родительских собраниях должны использоваться такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших после работы родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. В результате многолетней работы, проб и ошибок, я внесла изменения в уже всем известные формы проведения родительских собраний, стала активно применять различные приемы при подготовке и проведении родительских собраний.

В результате я повысила интерес родителей к вопросам воспитания детей, повысила их явку на собрания, активизировала родителей на решение проблем воспитания. (График 3 класса и 4)

Представление системы работы.

Слайды с родительских собраний.

Имитационная игра.

Главная задача родительских собраний – искать совместные пути решения возникающих проблем в воспитании и обучении.

С чего начинается родительское собрание? С приглашения!

Приемы начала родительских собраний

Приветствия.

Первый вариант. Каждый участник родительского собрания говорит своему соседу, называя его по имени: "Здравствуй, я рад тебя видеть!", - и обязательно добавляет что-нибудь приятное для человека.

Второй вариант. Каждый говорит по очереди всем приветствие, причем не повторяясь. Можно на различных языках.

Третий вариант. Родителям предлагается разделиться на малые группы (по цвету одежды, по знаку зодиака, по первой букве имени и т. д.) и придумать соответствующее приветствие всем участникам.

Четвертый вариант. Сформулировать официальное приветствие на президентском уровне, математическое, биологическое, физическое, от имени сказочного героя, героя литературного произведения и др.

Плотный круг.

Все участники родительского собрания садятся в плотный круг, прижимаясь друг к другу локтями. Учитель предлагает всем закрыть глаза и молча посидеть одну минуту, думая обо всех сидящих в круге.

Все участники сели в круг.

Участникам предлагается представить, что они - лепестки цветка. Можно представить бусинки, звезды и другие варианты. Это способствует единению группы.

Девиз родительского собрания.

Родители выбирают девиз, под которым будут работать на собрании. Если мнения разделятся, то можно договориться об использовании других предложенных вариантов на последующих собраниях, чтобы все были удовлетворены.

Сегодня я вас хочу познакомить с полюбившимся мне приемом «Карусель»

Этот прием можно использовать не только на одном этапе собрания. Сегодня мы его используем в начале родительского собрания и на имитационной игре.

Карусель приветствия. Образуется 2 круга (малый и большой) Каждый говорит по очереди всем приветствие, причем не повторяясь. Можно на различных языках.

Прошу вас сесть в группы по одинаковым высказываниям.

I. Психологический настрой (загадка притча и т.д.)

Мой друг! Вступая в этот мир,

Такой огромный и мятежный,

Ты должен очень стойким быть

И в то же время – добрым, нежным.

Ты дружбу научись ценить.

Будь сам надёжным, верным другом,

Способным слабых защитить.

Добро к тебе вернётся кругом.

Умей сдержать себя, когда

Кричать так хочется от гнева.

И мимо бедных не пройди,

Сумей им дать кусочек хлеба.

Стремись познать как можно больше

И знанья в пользу обернуть,

Чтоб на закате своей жизни

Было бы на что взглянуть.

Добрый день, уважаемые родители! Я рада снова встретиться с вами. Тема нашего собрания написана у Вас на пригласительных и будет актуальна всегда. Сегодня мы поговорим о нравственности, о роли семьи в воспитании нравственных ценностей в ребенке.

Практическая часть

    Беседа

    Вопрос-ответ

    Клубок проблем

    Анализ собственного опыта

    Карточки-задания

    Карусель

Решение педагогических ситуаций

Теперь перейдём к практической части нашего собрания. Каждая группа получает педагогическую ситуацию и предлагает пути её разрешения, затем идет обмен листами по часовой или против часовой стрелки, таким образом, чтобы каждая группа поработала с каждой выделенной проблемой. Как только в группы возвращаются их первые листы, работа по обсуждению прекращается, и каждая группа обобщает полученные ответы и представляет их всем участникам. (ПРИЕМ КАРУСЕЛЬ) (5 мин)

Ситуация 1. Учитель сообщает родителям о каком-либо проступке ребёнка. Ребёнок отрицает это. Родители не замечали за ребёнком подобного поведения, поэтому не верят учителю. Но, побеседовав с детьми в классе, они выяснили, что ребёнок солгал. Как бы поступили вы?

Ситуация 2. Вы заметили, что ребёнок вырвал листки в дневнике. Ребёнок отказывается говорить о причинах поступка. Ваши действия?

Ситуация 3. Родители одноклассников пожаловались вам, что ваш ребёнок обзывает детей неприличными словами. Что вы предпримите?

Ситуация 4. Ребёнок пришёл из школы и делится радостью: «Я получил «5», а у Миши «двойка». Что вы ответите?

Ситуация 5. Вы недолюбливаете одного своего знакомого и за глаза называете его, например, Медведем. Вечером в дверь позвонили, открыл ребёнок и крикнул: «Мама, к нам дядя Медведь пришёл». Как вы выйдете из этой ситуации?

Вывод: подходит к концу наше собрание. И в заключении мне хотелось бы напомнить вам о том, что мерилом нравственности, благородства и красоты души человека является совесть. Ошибаться, совершать проступки, нарушающие моральные нормы, может любой человек. Но, если у ребёнка воспитано такое качество души, как совесть, если он испытывает стыд, он сможет остановить себя в другой аналогичной ситуации. Задача родителей – воспитать в нём это качество.

Как видите, много проблем стоит перед современной семьей, из года в год мы убеждаемся в том, что духовно-нравственное воспитание детей процесс сложный, длительный, требующий напряжения духовных сил родителей и высокой нравственности, и заинтересованными в этой работе должны быть и родители, и школа, и общество в целом. Только совместными усилиями, совместным сотрудничеством при доверительных отношениях семьи и школы мы можем добиться положительного результата и воспитать в каждом школьнике настоящего человека.

Помните слова А.С. Макаренко: «Ребенок – это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослой». Пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Школа что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.

Рефлексия родительского собрания.

В правильности каких методов, применяемых вами, убедились?

Опыт каких родителей вам был полезен?

Над чем вы задумались?

Что хотели бы исправить в воспитательном процессе в вашей семье?

Памятка для родителей. БУКЛЕТ

Моделирование.

"Как помочь ребенку хорошо учиться"- тема собрания.

Составить вопросы для групп приема «Карусель»

(Как учить ребенка самостоятельности; как научить его быть внимательным; когда целесообразнее выполнять задание вместе; как контролировать учебу ребенка)

Рефлексия.

Поделиться: