Меня стоит полюбить хотя бы за белокурые волосы…. Мэрилин Монро и Артур Миллер«Умник и Песочные Часы Мэрилин монро и артур миллер история

СКАЗКА С ПЛОХИМ КОНЦОМ


Доподлинно известно о трех официальных браках Мэрилин Монро, но ни в одном из них она не смогла найти свое счастье. Мэрилин нравились мужчины-интеллектуалы, рядом с которыми она могла само-совершенствоваться, открывать что-то новое. Причины разводов были разными, но итог один: Мэрилин так и не смогла создать семью, о которой так мечтала с детства. Душевное беспокойство нарастало в ней с каждым вновь не сложившимся романом.

Мужчины, которые были рядом


Первый брак с Джимом Догерти актриса впоследствии назовет «ошибкой молодости». Возможно, она была слишком юной (на момент бракосочетания ей было 16 лет), чтобы понять, подходят ли они друг другу. Причиной раскола этого союза стал поставленный мужем выбор: либо съемки для журналов, либо семья. Мэрилин выбрала публику.

Второй брак Мэрилин со звездой бейсбола Джо Димаджо продлился всего 9 месяцев, но был для актрисы очень значимым. Джо был старше Мэрилин на двенадцать лет - Монро всегда предпочитала мужчин старше себя. Слухи о романе актрисы и спортсмена стали появляться в прессе за несколько лет до их официального бракосочетания. В сентябре 1952 года Мэрилин и Джо заявили, что у них нет планов на совместное будущее. Однако спустя почти полтора года, в январе 1954-го, они стали мужем и женой. Этот брак стал вторым и для Димаджо. В конце 1930-х он женился на актрисе Дороти Арнольд, они растили общего сына Джо Димаджо-младшего.

По свидетельствам современников, молодожены безумно любили друг друга, но их взгляды на семейную жизнь расходились. Димаджо не нравилось, что супруга выставляла напоказ свое тело. Легендарный бейсболист был очень ревнив. Кроме того, ему хотелось, чтобы Мэрилин оставила карьеру и занималась только семьей, а это в планы актрисы точно не входило. Джо не любил Голливуд - с его суетой, постоянными склоками и шумом. Осенью 1954 года было подписано заявление о разводе. Однако и после расставания Димаджо будет помогать Мэрилин. Так, во время сильнейшей депрессии после развода с третьим мужем Артуром Миллером он приехал поддержать ее. Он же помог вызволить Мэрилин, когда та оказалась в психиатрической больнице.

С Артуром Миллером, известным драматургом, Монро познакомилась после неудавшейся попытки самоубийства из-за смерти Джонни Хайда. На тот момент Миллер был женат и вос¬питывал двоих детей. После знакомства они не виделись несколько лет, потом снова встретились и вступили в тайную связь. Мэрилин говорила об этом романе: «Он увлек меня тем, что умен. У него ум сильнее, чем у любого из мужч ин, которых я когда-либо знала. Он понимает мое стремление к самосовершенствованию». В начале 1956 года Миллер принимает решение развестись с первой женой - настолько сильным было его чувство к Мэрилин. Когда в этом же году проходило слушание по делу членства Артура в коммунистической партии, актриса всячески поддерживала возлюбленного. Миллер был даже приговорен к тюремному заключению, но позже адвокаты подали апелляцию, и его оправдали. «Никто не сказал бы, что Артуру нравятся легкие по нраву блондинки. До меня у него не было таких», - как-то сказала Мэрилин.

Из воспоминаний Артура Миллера о Мэрилин Монро:

Бурливая пена, под которой вздымалось море печали... Ее сон не походил на сон, но был пульсацией измученного существа, которое сражалось с демоном. Каждая сцена в буквальном смысле слова стоила ей жизни. Разве в Америке была какая-нибудь другая женщина, за которой бы гоняли из Нью-Йорка туда-обратно вертолет ради двух фотографий? Что-то ненормальное было в том, как все в ней нуждались. Она обладала поистине магической властью! В ее популярности было что-то скрытно-параноидальное. Она была женщиной, но не могла вести семейную жизнь, играя на публике отведенную ей роль. То, что ей приходилось воспринимать себя в двух ипостасиях - собственными глазами и глазами зрителей, - видимо, усиливало неизбежность нервного расстройства. Будучи порождением эпохи сороковых-пятидесятых годов, она доказала, что сексуальность не уживается в американской душе с серьезностью».

И еще через 20 лет после смерти Монро Миллер скажет в автобиографии: «Есть люди, которые настолько неповторимы, что, кажется, не могут исчезнуть из жизни даже после своей смерти. Абсолютная правдивость, прозрачная, как свет, - на меньшее она была не согласна. Для того чтобы выжить, ей надо было стать еще более циничной, либо еще сильнее отгородиться от реальности. Она была поэтом, который стоя на углу улицы, читает людям стихи, в то время как толпа срывает с нее одежды. Ей пришлось уступить, и в конце жизни она вернулась к съемкам обнаженной для рекламных роликов».

Летом 1956 года состоялось их бракосочетание. Они прожили вместе четыре с половиной года, этот брак стал самым длинным из трех браков Монро. Рядом с Миллером она чувствовала себя увереннее, тянулась к искусству, читала пьесы. Не раз актриса называла мужа «своей жизнью». Но с каждым днем жить с Мэрилин становилось всё труднее: учащались срывы и истерики. Период, когда Артур был женат на Монро, оказался очень сложным для его творчества: за четыре года он почти ничего не создал. В итоге зимой 1961 года они развелись, официальная причина была названа самая банальная - «непримиримые разногласия». Последним подарком Миллера Монро стал сценарий «Неприкаянных», где одна из главных ролей была написана специально для нее.

Разорвав эти семейные узы, Артур почувствовал себя вновь свободным и вдохновленным. Довольно быстро его спутницей жизни стала автор фотоагентства «Магнум» Ингеборга Морат, которая разделяла все его увлечения. Рядом с ней писатель вновь начал активно работать.

А был ли брак?


До сих пор в прессе ходят слухи, что Мэрилин была замужем четвертый раз. Если верить им, то актриса сочеталась браком с начинающим кинопродюсером Робертом Слетцером. По рассказам самого Слетцера, бракосочетание состоялось в Мехико, затем они поехали в отель. А уже несколько дней спустя вернулись в Лос-Анджелес, договорившись считать их брак «шугкой» и предварительно разорвав свидетельство. Было ли это на самом деле - неизвестно. Однако близкие отношения связывали Монро и Роберта всю жизнь. Говорят, что за несколько дней до смерти она даже показала Слетцеру свой знаменитый дневник.

Во многом благодаря Роберту Слетцеру официальная версия о самоубийстве Монро была поставлена под сомнение. Он лично вел расследование после смерти звезды на протяжении десяти лет, а затем еще десять - вместе с частным детективом.

Мечта о материнстве


Во многом именно в несчастном детстве Мэрилин видела причины своих уже «взрослых» проблем. Всю жизнь она так и не перестала ощущать себя девочкой, которая ищет тепла и внимания. В своем последнем интервью она сама назвала себя брошенным ребенком. Монро испытала на себе то, о чем чуть позже стали говорить все психологи мира: «недолюбленный» в нежном возрасте ребенок всю жизнь будет носить эту травму глубоко в душе.

Она искала сильных мужчин, которые, возможно, могли заменить ей отца, и вдохновенно мечтала о собственных детях. «Детям, особенно девочкам, надо всегда говорить, что они красивые и что все их любят. Если у меня будет дочка, я всегда буду ей говорить, что она красивая, буду расчесывать ей волосы до блеска и не буду оставлять ее одну ни на минуту», - гово¬рила актриса. Монро очень быстро находила с детьми общий язык.

Когда Мэрилин была замужем за Джимом Догерти и сидела дома, она очень хотела родить ребенка, но Джим был против. Затем ситуация поменялась в противоположную сторону: Догерти мечтал об отцовстве, а Мэрилин в это время начала карьеру фотомодели. Тогда она заявила мужу, что не хочет испортить фигуру.

Во время брака с Миллером в 1957 году Монро забеременела. Ее счастью не было предела; наконец-то она получит то, что искала всю свою жизнь - рядом будет сильный мужчина, а она, наконец, станет матерью. Но этим мечтам не суждено было сбыться: беременность была внематочной, случился выкидыш. Это настолько потрясло Мэрилин, что актриса стала употреблять алкогольные напитки и беспорядочно принимать лекарства. От передозировки она даже временно впала в кому.

Еще раз Монро удалось забеременеть во время работы над фильмом «В джазе только девушки». Тогда ее положили в клинику «Ливанские кедры», но это не помогло: у актрисы вновь случился выкидыш.

Мэрилин сильно переживала из-за того, что не может выносить ребенка. Это сказалось на ее психическом состоянии и во многом стало причиной многочисленных депрессий. Ее мечтам о семье, которой у нее не было в детстве, так и не суждено было сбыться.

МЭРИЛИН НАВСЕГДА


В июле 2011 года в Чикаго была установлена восьмиметровая статуя Мэрилин Монро. Ее автором стал известный американский скульптор Сьюард Джонсон. Памятник создан по мотивам знаменитого кадра из фильма «Зуд седьмого года», когда подол юбки героини приподнимается от внезапного порыва воздуха. Статую назвали «Marilyn Forever», что в переводе означает «Мэрилин навсегда». По обещанию властей, она будет стоять на площади до весны 2012 года.

Артур Миллер и Мэрилин Монро

Свадьба с драматургом Артуром Миллером была третьей в жизни Мэрилин Монро, но привлекла наибольшее внимание прессы, поскольку к тому времени сама Мэрилин была звездой всеамериканского масштаба, да и Миллер был знаменит - не только своими тонкими психологическими пьесами, но также и скандалом, разразившимся, когда его объявили коммунистом, приговорили к году тюремного заключения, потом оправдали…

Мэрилин Монро и Артур Миллер

Эта пара привлекала внимание не только тем, что каждый из них был знаменит сам по себе, но еще и тем, насколько они казались разными, несовместимыми, существами из разных миров: роскошная чувственная Мэрилин с ее высветленными кудряшками и наивными голубыми глазами - и невзрачный очкарик Миллер, любимец интеллектуалов и студентов-бунтарей. Казалось, между ними не может быть ничего общего. Однако они произвели друг на друга впечатление еще при первой встрече, в 1950 году. Монро показалась Миллеру невероятно соблазнительной (что немудрено), он показался ей удивительно умным (что также естественно). Но тогда Миллер был еще женат, растил двоих детей, а Мэрилин делала карьеру, крутила романы со множеством мужчин, как приятных, так и полезных, и даже не задумывалась о семейной жизни. В 1955 году они встретились снова. Миллер был уже свободен, Мэрилин - на пике популярности, но разочарованная супружеством с бейсболистом Джо ДиМаджо, который неистово ее ревновал и даже бил… Интеллигентный, тихий Миллер показался ей еще более привлекательным. Артур же, будучи свободным от семейных уз, мог позволить себе восхитительное грехопадение с самой соблазнительной блондинкой на свете.

Они страстно влюбились друг в друга. Мэрилин была готова ради Миллера на все: во время судебного процесса над Артуром она пламенно его поддерживала, рискуя собственной карьерой. И когда процесс завершился, она согласилась выйти за Миллера замуж, хотя до того момента клялась, что больше никогда не вступит в брак.

Как только просочились слухи о том, что Мэрилин Монро и Артур Миллер планируют узаконить отношения, журналисты устроили буквально охоту на знаменитую пару.

Биограф актрисы Энтони Саммерс писал:

«Репортеры следовали за ними по пятам. Они выяснили, что пара сделала анализ крови, как того требовал местный закон о браке. Пробирки с кровью отвез в лабораторию на своей машине кузен Миллера, Мортон. Ходили слухи, что пара уже выправила брачную лицензию. Журналисты проверили пять десятков регистрационных отделов, но это ни к чему не привело.

На другой день, 29 июня, должна была состояться обещанная Миллером пресс-конференция. Газетчики снова понаехали, число их выросло до четырех сотен. Вся эта шумная орда толклась в районе пересечения двух дорог - Олд-Тофетс и Голдмайн. Но вскоре того места им стало мало, и они разбрелись по всей территории частных владений Миллеров, разместившись на траве и на деревьях… на улице были установлены телевизионные камеры. Телевидение Мэрилин ненавидела. Но все же вместе с Миллером и его родителями она появилась на этой странной пресс-конференции… В Мэрилин проснулась актриса, и она являла собой воплощение безмятежности. Миллер с неприкуренной сигаретой, свешивавшейся с одного уголка рта, едва сдерживался, чтобы не нагрубить репортерам. Он по-прежнему отказывался говорить, где или когда они собираются пожениться.

В тот вечер, после судорожно сделанных звонков юристам и местным властям, Миллер и Мэрилин пересекли на машине границу штата, направляясь к Белым Равнинам, штат Нью-Йорк. Второе за неполных три года бракосочетание Мэрилин Монро помешало мировому судье устроить званый обед. Судья Сеймур Рабинович, отложив празднование собственного юбилея, поспешил в здание суда.

Мэрилин в свитере и юбке в очередной раз заполнила брачную лицензию. Она сказала, что ее отцом был Эдвард Мортенсон, о браке с Робертом Слэтцером она не упомянула. Что касается возраста, то на этот раз она сказала правду. В начале месяца Мэрилин исполнилось тридцать лет. А Миллеру уже минуло сорок два. Он был одет в синий полотняный костюм, без галстука. Он вытащил позаимствованное для церемонии кольцо.

Бракосочетание состоялось в 7 часов 21 минуту. Стоял влажный жаркий летний вечер. О случившемся событии пресса ничего не знала.

Два дня спустя, снова тайно, для Мэрилин сыграли еврейскую свадьбу, как она этого хотела. Краткий курс по основам иудаизма прочел ей раввин Роберт Голдбург. Мэрилин утешила его, сказав, что дети, родившиеся от этого брака, будут воспитываться в духе иудаизма.

Вторая церемония проходила перед мраморным камином в доме литературного агента Миллера, в Ваккабуке, штат Нью-Йорк. На этот раз Мэрилин в свадебном наряде, с фатой была похожа на невесту. Миллер завязал галстук и воткнул в петлицу цветок. Новобрачные выпили вина и обменялись кольцами, потом жених разбил бокал в память о разрушении Иерусалима древними римлянами.

Недели напряжения закончились сценой из сельской жизни. Двадцать пять приглашенных на свадьбу гостей вышли на открытый воздух, чтобы насладиться обедом, включавшим блюда из омаров, индейки и шампанское. Мэрилин и ее муж разрезали свадебный торт. Его накануне испек один нью-йоркский кондитер после того, как восемь других отказались исполнить заказ, сделанный за двадцать четыре часа. Невеста и жених целовались и обнимались без всякого стеснения. За последние месяцы Миллер преобразился и теперь демонстрировал полную физическую раскрепощенность.

“Это было похоже на сказку, ставшую явью, - вспоминал потом Норман Ростен. - Появился принц - принцесса была им спасена”.

К этому дню Миллер купил золотое обручальное кольцо. На нем была выгравирована надпись: “М. от А., июня 1956. Сейчас и всегда”.

Мэрилин, в свою очередь, на обороте свадебной фотографии написала три слова: “Надежда, Надежда, Надежда”…»

Надежда в который уже раз не оправдалась.

Артур Миллер любил Мэрилин, и она пыталась интеллектуально до него дотянуться, читала серьезные книги, посещала публичные лекции по истории культуры и литературы. Но ее психическая неуравновешенность, а главное - ее пристрастие к снотворному и тонизирующим таблеткам, которые она щедро запивала шампанским и без которых не могла жить, превратили жизнь Миллера в ад. Помочь любимой женщине он не мог. Смотреть, как она губит себя, не хотел.

Уже через несколько недель после свадьбы Артур сделал запись в дневнике: «Я думал, что встретил небесного ангела, необыкновенную женщину, но иногда она мне кажется банальной шлюхой… Иногда мне кажется, что она маленький ребенок… Иногда мне кажется, что я ее ненавижу!» Мэрилин украдкой прочитала его дневник и устроила скандал - первый в череде множества скандалов. А ведь интеллигентный Миллер ненавидел скандалы!

К тому же они оба хотели детей, но многочисленные аборты, сделанные Мэрилин в былые годы, сказались на ее здоровье: у нее случилось несколько выкидышей, за которыми следовали депрессии, запои и горы антидепрессантов…

Артур Миллер и Мэрилин Монро развелись 20 января 1961 года. Это было самое длительное замужество Мэрилин. И - последнее.

Из книги Мысли, афоризмы и шутки выдающихся женщин автора

Мэрилин МОНРО (1926–1962), американская киноактриса Десять лет назад я впервые надела свитер, и с тех пор люди смотрят на меня так, будто у меня две головы. * * * Секс-символ – это всего лишь вещь, а я ненавижу быть вещью. Но если уж быть символом, то лучше символом секса, чем

Из книги Музы и грации. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

МЭРИЛИН Десять лет назад я впервые надела свитер, и с тех пор люди смотрят на меня так, будто у меня две головы.Мэрилин Монро (1926–1962), американская киноактриса* * *Если мне чуточку повезет, когда-нибудь я узнаю, почему людей так мучают проблемы секса. Меня лично они волнуют не

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора Душенко Константин Васильевич

Артур МИЛЛЕР (1915–2005) американский драматург Нация, которая ведет беседу сама с собой, - вот что такое хорошая газета. * * * Радио: смерть после полудня и до глубокой ночи. * * * Эпоху можно считать законченной, когда истощились ее основополагающие иллюзии. * * * Не будь

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭ

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Мэрилин Монро (1926-1962 гг.) киноактриса Карьера – чудесная вещь, но она никого не может согреть в холодную ночь.Мужчины питают искреннее уважение ко всему, что наводит скуку.Мужья, как правило, хороши в постели, когда изменяют

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

МИЛЛЕР Артур (Miller, Arthur, 1915-2005), американский драматург 443 Нация, которая ведет беседу сама с собой, – вот что такое хорошая газета.(«Обсервер», 26 нояб.

Из книги 100 великих любовниц автора Муромов Игорь

МОНРО Мэрилин (Monroe, Marilyn, 1926-1962), американская киноактриса 509 ** Что вы надеваете на ночь? – «Шанель» № 5. Диалог приведен в книге П. Мартина «Мэрилин Монро»

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги 100 великих кумиров XX века автора Мусский Игорь Анатольевич

МИЛЛЕР Артур Артур Эшер Миллер (1915–2005) – американский драматург.* * * Не поддавайтесь соблазну полагать, что всё, не сулящее выгоды, не имеет и ценности. Думаю, что всегда искать надежду не в себе самом – это ошибка. Думаю, что следует наконец взять свою жизнь в

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении.Сюжеты и характеры.Зарубежная литература XX века.Книга 1 автора Новиков В. И.

МОНРО Мэрилин Мэрилин Монро (1926–1962) – американская актриса, певица, модель и поп-звезда.* * * Когда я была маленькой девочкой, никто никогда не говорил мне, что я красавица. Всем маленьким девочкам надо говорить, что они красавицы, даже если это и не так. Светлые волосы и

Из книги 100 великих свадеб автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Мэрилин Монро Американская актриса Мэрилин Монро ушла из жизни 5 августа 1962 года. Внезапная смерть «богини любви» стала в США событием года. Монро было всего тридцать шесть лет.«Её домогались умудрённые опытом мужчины пяти континентов, - писал Норман Мейлер, - по ней

Из книги 200 знаменитых отравлений автора Анцышкин Игорь

Артур Миллер (Arthur Miller) [р. 1915] Смерть коммивояжера (Death of a Salesman)Пьеса (1949)Звучит незамысловатая мелодия - о траве, небесном просторе, листве…Шестидесятилетний коммивояжер Вилли Ломен с двумя большими чемоданами идет к своему нью-йоркскому домику, зажатому между

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Артур Миллер и Мэрилин Монро 29 июня 1956 годаСвадьба с драматургом Артуром Миллером была третьей в жизни Мэрилин Монро, но привлекла наибольшее внимание прессы, поскольку к тому времени сама Мэрилин была звездой всеамериканского масштаба, да и Миллер был знаменит - не

Из книги автора

СМЕРТЬ МЭРИЛИН Когда в калифорнийском доме Мэрилин Монро утром 5 августа 1962 года был обнаружен труп кинозвезды, эта смерть потрясла Америку. Ей было 36 лет. У нее не было причин убивать себя, и все же она ушла из жизни. Ее смерть до сих пор остается загадкой. Было много версий.

Из книги автора

МИЛЛЕР, Артур (Miller, Arthur, 1915–2005), американский драматург 643 Нация, которая ведет беседу сама с собой, – вот что такое хорошая газета. («Обсёрвер», 26 нояб. 1961) ? Augard, p.

Из книги автора

МОНРО, Мэрилин (Monroe, Marilyn, 1926–1962), американская киноактриса 785 «Что вы надеваете на ночь?» – «Шанель № 5». «Saturday Ivening Post», 12 мая 1956 ? Shapiro, p.


Артур Миллер (1915 - 2003) - американский драматург


Артур Миллер родился 17 октября 1915 года. То есть, сегодня у него был бы столетний юбилей.
Миллер прожил солидные 89 лет и работал над новыми произведениями до последнего часа.

Его наследие не устарело и сегодня: его пьесы ставятся в театрах, по мотивам его произведений снимаются фильмы, его слова расходятся цитатами.


Помимо драматургии и работы в театре, Артур Миллер прославился и тем, что был третьим мужем Мэрилин Монро, секс-символа мира, по крайней мере западного .



Артур Миллер и Мэрилин Монро, свадьба, 1956


В этот период Миллер работал над сценарием The Misfits (в нашем прокате Нерикаянные ).


Это вестерн, главную роль в нём должна была сыграть его жена Мэрилин. Сама по себе драматургия всех устраивала, но на съёмках фильма царило всеобщее разочарование и недовольство. На момент съёмок Миллер и Монро уже не ладили. Мэрилин постоянно прикладывалась к бутылке, к тому же директор фильма Джон Хьюстон, актёр Кларк Гейбл и некоторые другие не просыхали от спиртного.
Это было начало конца - как брака Миллера и Монро, так и самой Монро. Развод был оформлен в 1961 году. Через полтора года, 5 августа 1962г., Мэрилин не стало. На тот момент Артур Миллер был уже женат. Его новой избранницей была фотограф, с которой он познакомился на съёмках Неприкаянных. У них родилось двое детей - дочь и сын. Мальчик - с синдромом Дауна. По настоянию отца ребёнок был помещен в специализированное учреждение. Миллеру он был больше не интересен.

Впрочем, поговорим о драматургии Артура Миллера.
Вспомним две пьесы:
Death of a Salesman Смерть комивояжёра (1949) и The Crucible [ ˈkruːsɪbl ] Суровое испытание (1953).

Пьеса Смерть комивояжёра (1949) была поставлена в том же 1949-м году и сорвала бурные овации на Бродвее, получила восторженные отзывы критиков, а также как минимум три награды.



Следующая ремарка из пьесы как нельзя лучше подытоживает её смысл:
Вилли: Только подумай: работаешь, всю жизнь работаешь, чтобы выплатить за дом. А когда он наконец твой, в нем некому больше жить.
Willy: Figure it out. Work a lifetime to pay off a house. You finally own it, and there’s nobody to live in it.

А теперь о пьесе The Crucible [ ˈkruːsɪbl ] Суровое испытание (1953)




crucible [ ˈkruːsɪbl ]
1) тигель ;
2) горнило;
3) суровое испытание


Итак, на русский язык заглавие The Crucible переведено как Суровое испытание . И как видим, таково одно из значений слова crucible . Но посмотрим его этимологию (историю) и попытаемся понять, почему слово crucible созвучно слову crucifix [ ˈkruːsɪfɪks ] - крест. Случайность ли это?

Интересно, что слово crucible скорее всего произошло от латинского слова, которое обозначало тигель для металлов, а ещё раньше оно могло означать ночник, ночную лампу.
Не исключено, что crucible родственно и средневерхненемецкому kruse - глиняный горшок .

Но возможно… Внимание! Возможно, в предыстории слова crucible не обошлось без латинского crux , обозначающего крест.
Вчитываемся, вслушиваемся:
crucible - crux … Похоже!
Какая ассоциация возникла у людей тех далёких времён, как они связали тигель или лампу и крест остаётся только догадываться, наука же об этом умалчивает. Но слово crucible , а соответственно, и заглавие The Crucible , сегодня ассоциируется со словом crucifix - крест . И это не случайно, ведь произведение Миллера повествует о том, как в 1692 году жители Салема (США) из мести оговаривали друг друга, что привело к катастрофическим последствиям. Миллер обнажает религиозный фанатизм, что особенно актуально в последнее время. Он повествует об охоте на ведьм. А мы помним, что пьеса родилась в 1953 году, то есть в разгар маккартизма и охоты на ведьм в США. Суровое испытание вылилось в крестный путь на виселицу для 20 человек, по большей части женщин.

Морфологически crucible оказывается в одном ряду, скажем, с readable - читабельный - или edible - съедобный . Суффикс -able высвечивает объектность смысла слова, подверженность применению какой-то внешней силы.
И жертвы охоты на ведьм в Салеме гибнут, они подвергаются смертной каре, они беспомощно принимают смерть, потому что они crucible.



Для Миллера публикация и успех пьесы-аллегории не прошли даром. Он был зачислен в “ чёрные списки ” Голливуда и был вызван в Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности. Но в отличие от своего друга Элиа Казана, продьюсера, Миллер не указал ни на кого из тех, с кем посещал собрания. Казан же назвал восемь фамилий. Позже он признался в этом Миллеру. И их дружбе пришёл конец. Они не разговаривали десять лет.

"Суровое испытание" — постановка театра «Олд Вик»

(1915 - 2003 = 89 years )

American playwright

Arthur Miller was born 100 years ago on the 17 th of October 1915.
He was one of the leading figures of the 20 th century American theatre.
He got many prizes and awards in his day.
Today his work remains as popular as ever.

Death of a Salesman was published in 1949. The play recieved the 1949 Pulitzer Prize for Drama. It is one of the finest American plays of the 20 th century.

The Crucible (1953) tells the story of the Salem witch trials that took place in Massachusetts during 1692 and 1693.

witch [ wɪtʃ ] - ведьма

Miller was questioned before the House Un-American Activities Committee in 1956. The writer refused to name others present at meetings he had attended . His friend Elia Kazan, a film director and producer, had been questioned too, he named eight people. This ended their friendship. They did not speak to each other for the next 10 years.

Miller was the third husband of Marilyn Monroe.
They were married when he was 40. Marilyn was 10 years younger. The marriage lasted five years. Many believe that Arthur Miller’s intellectual pressure is among the reasons of Monroe’s decline .

decline - упадок; упадок духа

Most people belived that Miller and Monroe had never been a good couple. Miller was very dominant and he used to ridicule Monroe in front of strangers .

to ridicule [ˈrɪdɪkjuːl] - высмеивать

He often indicated that he was a more intelligent person than Monroe. This made Monroe upset and she began to drink more.

to upset [ˈʌpset] - расстраивать
upset - расстроенный

After they had married, Miller began work on the screenplay of The Misfits , which was going to be a western starring his wife Marilyn Monroe. Although The Misfits was a successful play, nobody was happy while the filming. Monroe and Miller hadn’t been getting along well and Monroe had been drinking too much. And the director John Huston, actors Clark Gable and Montgomery Clift were always drunk, too.
This was the beginning of the decline of both their relationship and Marilyn Monroe. In 1961, the pair divorced. A year and a half later, Monroe died of a possible drug overdose.
At that time Miller was already married. His new wife, and this was his third and last marriage, was a photographer. He had met her on the set for The Misfis.
The couple had two children. Their younger son was born with Down syndrome. The child was institutionalized and excluded from the Millers" personal life at Arthur"s insistence.

Arthur Miller lived a long and productive life. He was

89 years old when he died.
He kept on working to the last day.
His legacy is as valuable today as it was during his lifetime.

Буккер Игорь 15.03.2019 в 23:55

Самый длительный брак Мэрилин Монро продлился всего четыре с половиной года. 29 июня 1956 года самая желанная блондинка Штатов вышла замуж за культового драматурга-интеллектуала Артура Миллера. Брак распался за полтора года до смерти актрисы. Большая любовь сопровождалась громкими изменами, выкидышами, приемом транквилизаторов и съемками в фильмах.

Артур Миллер был вторым отпрыском состоятельной еврейской семьи из Нью-Йорка. Он был сыном владельца завода (правда, не дворцов и не пароходов), на котором трудилось 800 человек. Финансовое благополучие семьи, жившей в центре "Большого яблока", - окна их апартаментов выходили на Центральный парк - рухнуло с началом мирового экономического кризиса.

К моменту знакомства с Монро Артур был женат на католичке Мэри, с которой познакомился еще в бытность студентом университета в 1936 году. Она разделяла его левые убеждения. У них было двое детей. В конце 1940-х Миллер написал три пьесы, благодаря чему приобрел славу первого драматурга Америки и обзавелся некоторым снобизмом. Заподозренный в симпатиях к коммунизму, он был взят на контроль Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности.

Внешность будущего супруга первой красавицы своего времени была прямо скажем, далека от классических канонов. Напоминал он то ли шарж геббельсовской пропаганды на трутня-иудея, то ли карикатуру на интеллектуала, косящего под Авраама Линкольна: прилизанные черные курчавые волосы на затылке лысеющего черепа, оттопыренные уши и вечная сигарета или трубка в углу рта.

В начале 1951 года 36-летний Миллер в Лос-Анджелесе работал над сценарием фильма "Моложе себя и не почувствуешь" (As Young As You Feel). Его тогдашний (тогда еще) друг режиссер Элиа Казан (Elia Kazan), блестяще поставивший в театре "Смерть коммивояжера" и с успехом экранизировавший "Трамвай "Желание"", был убежден, что Миллер изнемогает от желания изменить опостылевшей супруге. Казан тоже был женат, но отнюдь не брезговал ходить налево и старался приобщить к этому своего приятеля, таская Миллера на тусовки в Беверли-Хиллз и заглядывая в гримерки старлеток.

Где-то в этом мире Миллер повстречал крашеную 24-летнюю блондинку, актрису второго плана, которую открыто домогались многие мужчины и которая спала с Казаном в надежде получить роль, чего так никогда и не случится. Мэрилин, которая понимала, что в Голливуде ее принимают за дурочку или шлюху, а порой за то и другое одновременно, мечтала общаться с интеллигенцией, хотела учиться, стать образованной. Хотела наконец, чтобы ее просто уважали как человека, а не видели в ней красивую куклу.

С французской раскованностью пишет о знакомстве двух любовников биограф Мэрилин Монро писательница Анна Плантажене: "Сексуальная блондинка очарована мужчиной в черном, его блестящим умом, респектабельностью, возрастом. Она заикается и умоляет взглядом. Драматург видит ее вибрирующее тело и одновременно ее покрасневшие, опухшие глаза с синяками от бессонницы. Он слышит призыв о помощи. Резко ощущает это несоответствие: душа потерявшегося ребенка в теле богини. Он уже испытывает желание и чувство вины. Смотрит, ка Казан кладет свои толстые руки на белую кожу воздушной нимфы. И яростно бичует себя, чтобы наказать за нечистые мысли".

На одном из приемов, устроенных в его честь, Артур Миллер, по словам очевидцев, с пылающими щеками ласкал ступню Мэрилин. В автобиографии, правда, Миллер утверждал, что даже не разговаривал с Монро в тот вечер. Влюбленный драматург какое-то время откладывал свое возвращение на ферму в Коннектикуте, где его ждали жена и дети, но вынужден был вернуться на Восточное побережье.

Когда в 1955 году судьба снова свела их вместе, в жизни каждого из них произошли большие перемены. Миллер вкушал очередные плоды славы (уже два года как с триумфом шла его пьеса "Салемские ведьмы"), а Монро из рядовой "девушки с обложки" журналов для мужчин превратилась в секс-символ Америки. В 1955 году все стены домов в Нью-Йорке были увешаны афишами с Мэрилин с задравшейся юбкой - знаменитым кадром из фильма "Зуд седьмого года" (The Seven Year Itch ).

21 июня 1956 года оказался неудачным днем для обоих. Стоило Мэрилин без косметики и парика, в простых черных очках выскочить на заре из дома, как тут же ее окружили репортеры и папарацци. Плачущая затравленная женщина призналась в своей связи с Артуром Миллером. Драматург на тот момент уже не жил с женой, но официальный развод еще не последовал. Снимки Монро без макияжа облетели весь мир.

В этот же день Артур Миллер был вызван в Комитет по антиамериканской деятельности в связи с получением загранпаспорта. Драматург собирался лететь вместе с Мэрилин в Лондон, где должны были начаться съемки "Принца и танцовщицы" (The Prince and the Showgirl) с великим Лоуренсом Оливье. Впоследствии Миллер рассказывал, что председатель комитета якобы предложил ему тайком "договориться по-хорошему": дать свою фотографию с Мэрилин Монро - и все уладится. Своей красавице Миллер не сказал ничего.

В день их бракосочетания произошла трагедия. Анна Плантанжене пишет: "В разгар дня корреспондентка "Пари матч", устроившая слежку за актрисой и писателем, разбилась на машине. Ее кровь забрызгала желтый пуловер Мэрилин, которой несколько минут спустя, приняв лошадиную дозу успокоительных, пришлось выйти к прессе". Кто-то шепнул - дурное предзнаменование.

1 июля 1956 года Мэрилин в бело-фиолетовом платье приняла иудаизм. После двухчасового сеанса с раввином-реформистом, она заперлась на втором этаже дома, снятого по случаю религиозной свадебной церемонии. Мэрилин больше не хотела замуж за Артура. Через восемь лет Миллер напишет пьесу "После грехопадения", где расскажет о своем романе с Монро, в том числе и о их свадьбе и колебаниях невесты. Тем не менее новобрачные обменялись кольцами с выгравированной надписью "Сегодня и навсегда" и через две недели уже направлялись в Англию. Там в роскошном замке Парлсайд-хаус, в поместье на пяти гектаров по соседству с владениями королевы, их ожидал роскошный прием, устроенный сэром Лоуренсом Оливье и Вивьен Ли.

Пока Мэрилин проводила дни на съемочной площадке, где не все шло гладко, Миллера обуревали сомнения, которые он поверял своей записной книжке. Неужели сэр Лоуренс прав и женщина, которую он, сам Артур Миллер, принял за ангела, на самом деле шлюха, доставляющая одни проблемы? Есть свидетельства современников, что во время съемок фильма "Принц и танцовщица" Монро встречалась по вечерам с неким мужчиной. В пьесе "После грехопадения" есть сцена: "Единственная женщина, которую я любил в своей жизни, - это моя дочь". Мэрилин прочитала записную книжку мужа. В октябре они возвратились в США.

К своей великой радости Монро узнала, что беременна. 1 августа 1957 года Миллер услышал дикий крик и нашел ее в саду почти без сознания. Мэрилин теряла ребенка. Только в этом браке Мэрилин сумела забеременеть, но из-за эндометриоза у нее случилось три выкидыша. После ее выхода из больницы Миллер купил (правда, на деньги жены) старую ферму в Роксбери, где окружил Мэрилин заботой. За время пребывания в Лондоне Миллер написал небольшой рассказ "Неприкаянные" (The Misfits), легший затем в основу сценария одноименного фильма, в котором снялась его жена. Миллер специально переделал новеллу, развив роль Розлин и предложив ее Мэрилин. Но Монро не понравился ни сюжет, ни героиня - сломленная жизнью, маниакально-депрессивная, списанная мужем с натуры, то есть с нее самой. Жизнь образцовой домохозяйки в забытом богом углу вскоре осточертела ей, и Монро вернулась в Нью-Йорк, где принялась наносить бесконечные визиты врачам, меняла психоаналитиков, занималась в Актерской студии. Она все чаще стала названивать своему бывшему супругу, баскетболисту Джо Ди Маджио.

Артур Миллер был трижды женат; мне довелось познакомиться только с двумя его женами - первой и последней. Я открыл Америку в 1952 году: путешествие прошло как нельзя лучше. Я пил чай в уютной гостиной Элеоноры Рузвельт. Она рассказывала о жизни в Белом доме, о муже, о его отношениях со Сталиным. «Сталин никому не доверяет, - говорил Франклин. - Он честен, но уж очень недоверчив. Однако мы должны выполнить все наши обещания».

В Чикаго я удостоился ужина в скромном доме Энрико и Лауры Ферми. Великий физик был горячим поклонником Гуарески и восхищался неореалистическим кино.

Однажды вечером моя приятельница Наталия Мюррей повезла меня в Бруклин и познакомила с молодым драматургом по фамилии Миллер - это имя только что прогремело на все Соединенные Штаты. Жену его звали Нэнси, она мне очень понравилась.

Одно время в витринах Таймз-сквер красовался плакат с изображением обнаженной женщины на алом фоне. За этот снимок никому не известной актрисе Норме Джин Бейкер заплатили пятьдесят долларов. Впоследствии она стала Мэрилин Монро и четыре года была женой «Арта» или «Папочки», как она его называла.

С Инге Морат, третьей женой Миллера, которая почти безвыездно живет с ним в глуши, в Коннектикуте, я познакомился на парижском конгрессе, устроенном фотоагентством «Магнум». «Моя жена - первоклассный фотограф», - представил ее мне Миллер.

Мы провели вместе несколько вечеров в компании еще одного знаменитого мастера фотографии, Анри Картье-Брессона. Инге, веселая, жизнерадостная австриячка, похоже, сумела проникнуться духовными муками своего замкнутого, очень нелегкого по характеру супруга.

Однажды вечером в Лос-Анджелесе я отправился в Уэствуд - так называется кладбище, где похоронена Мэрилин. Сквозь толстые стены ограды сюда почти не проникает уличный гул. Она тут - единственная знаменитость, объясняет коллега-журналист, сопровождающий меня. Памятник очень скромный: имя, фамилия и две даты, 1926–1962. На могиле живые красные розы. По воле Джо Ди Маджо, их меняют три раза в неделю. Кроме Джо, ни один из ее любовников не почтил своим присутствием траурную церемонию. Он же распорядился похоронить ее в белом шелковом платье - это был ее любимый цвет.

Я вспомнил пьесу Артура Миллера «После грехопадения», ее героев - Мэгги, женщину-ребенка, изначально не способную причинить зло, жаждущую искреннего чувства, и Квентина, самолюбивого интеллектуала, незадачливого Пигмалиона, приписавшего себе честь духовного сотворения жены, которую впоследствии бросил, и терзающегося запоздалым раскаянием после ее самоубийства.

Для миллионов людей Мэрилин стала секс-символом («самый непобедимый сексуальный миф века», - писал Энтони Бэрджесс) и метафорой, воплотившей трагическую растерянность Америки. Незаконная дочь, изнасилованная в детстве («в двенадцать лет у меня была фигура вполне сформировавшейся женщины»), раннее замужество в попытке избежать полуголодного существования, три развода, оглушительный успех, страшный конец. Карьера, начавшаяся эротической фотографией плюс удачная острота («Что на мне надето ночью? Шанель номер пять») и закончившаяся несбыточной мечтой («Я хотела бы сыграть Грушеньку в «Братьях Карамазовых»»). А в промежутке были мужья - рабочий, чемпион по бейсболу, писатель, - актерская студия, немного Фрейда, немного Достоевского, мимолетный роман с Джоном Кеннеди, для которого это было «не более чем чашка кофе или кусок торта», безнадежная любовь к отцу семерых детей Роберту Кеннеди и вообще жажда любовных приключений.

Все страсти мгновенно вспыхивали и столь же быстро сгорали: брак со спортсменом длился всего девять месяцев, с Артуром Миллером он оказался долговечнее - может, потому, что им редко удавалось побыть вместе. Она хотела ребенка, но две попытки закончились неудачей.

«Миллер - незаурядный человек, - сказала Мэрилин, когда они расстались, - но как писатель он, пожалуй, стоит больше, чем как муж».

«Жить с гением слишком утомительно», - заявила Рита Хейворт, когда развелась с Орсоном Уэллесом.

В своей цели преуспеть да и просто выжить Мэрилин особо не гнушалась средствами. («Звезда не может позволить себе спать по своему усмотрению».) Как повествуют безжалостные биографы, она не отказала ни Фрэнку Синатре, ни Элии Казану; миллиардер Говард Хью покинул ее, расцарапав все щеки своей щетиной и подарив на память недорогую брошку; прошли через ее постель и шофер, и массажист, и даже преподавательница актерской студии, лесбиянка; в последнем, правда, Мэрилин раскаивалась («Я не получила такого удовольствия, как с мужчиной»).

Она снималась с Ивом Монтаном в картине «Займемся любовью». Артур был в отъезде, в Нью-Йорке, Симона Синьоре - тоже далеко, в Европе, и то ли сюжет фильма подействовал, то ли близкое соседство (они занимали два бунгало рядом в отеле «Беверли-Хиллз»), но между ними возник короткий роман без осложнений. «Я не осуждаю своего мужа и свою подругу за то, что произошло между ними, когда они работали вместе и жили почти что под одной крышей, - писала в своих воспоминаниях Симона Синьоре. - Ну как тут не разделить одиночество, тоску, веселье и воспоминания о нищем детстве!.. Я, пожалуй, даже сочувствовала Мэрилин: ведь без косметики, наклеенных ресниц и высоких каблуков она была, ну может, чуть покрасивее какой-нибудь крестьянки с Иль-де-Франс».

Чересчур откровенные репортеры злословили, будто и в постели эта секс-бомба была не Бог весть что. Якобы ничего такого особенного в ней не было, недаром она придумала себе наивно-поэтический девиз: «Меня стоит полюбить хотя бы за белокурые волосы».

Так кто же она такая - Мэрилин Монро? Джо Манкевич, снимавший ее в своем фильме «Все о Еве», говорит о ней: «Это было какое-то щемящее одиночество».

Ему вторит Билли Уайлдер» режиссер фильма «Некоторые любят погорячее»: «Не знаю даже, настоящая ли она была женщина или манекен. Грудь твердая, точно из гранита, а в голове одни дырки, как в эмментальском сыре. Может быть, поэтому она как бы блуждала в пустоте и закон всемирного тяготения на нее не распространялся».

Роберт Митчум, у которого она снималась в «Великолепной добыче», вспоминает не без яда один эпизод, свидетельствующий, в сущности, лишь о наивном стремлении Мэрилин к совершенству. Кто-то ей, видно, сказал, что она недостаточно образованна, и она взялась штудировать словарь по психоанализу.

Митчум, притворившись простачком, спросил, почему она выбрала именно эту книгу.

Хочу научиться поддерживать светскую беседу, - ответила Мэрилин.

И как далеко ты продвинулась?

Я сейчас читаю про «анальный эротизм».

Вот как! - удивился Митчум. - Ты полагаешь, тебе придется обсуждать эту тему в салонах?

Она пожала плечами, вновь уткнулась в книгу, немного погодя подняла голову.

А что такое эротизм?

Получив объяснение, еще немного почитала и обратилась к присутствующим с новым вопросом:

А анальный что значит?

Сидевший рядом актер не удержался и выпалил:

Ну, это то место, куда ты себе клизму ставишь!

Гарри Липтону, ее первому антрепренеру, принадлежат слова: «Она играла всегда только голый секс». А самые ярые феминистки называли ее «жертвой женского отчуждения». У всех, кто ее знал, она вызывала какое-то двойственное чувство: с одной стороны, беззащитная, испуганная птичка, с другой - видавшая виды дива.

Видимо, эта двойственность и самой ей давалась нелегко: несколько раз Мэрилин пыталась свести счеты с жизнью, и наконец ей это удалось душной ночью 5 августа 1962 года. Сегодня ей было бы уже за шестьдесят.

Ее нашли в постели, голую, голова свесилась с подушки, рядом - брошенная телефонная трубка: вроде бы, накачавшись виски и наркотиками, она отчаянно пыталась пробиться к Роберту Кеннеди. Перед смертью она написала стихи, смысл их таков: «Жизнь надвигается на меня, в то время как мне хочется одного - умереть». Ее бабка и мать сошли с ума; и сама она долго лечилась.

Ее белокурые волосы были спутаны, под ногтями грязь. Дневник, которому она поверяла все свои горести, бесследно исчез.

Туристы, посещающие Голливуд, эту «фабрику лжи», как назвал его Бертольт Брехт, могут за четыре доллара увидеть декорации знаменитых фильмов-колоссов, коляску, бороздившую прерии Дикого Запада, корабль «Баунти», роскошную усадьбу Скарлетт О"Хары из «Унесенных ветром», балкон, на котором великовозрастная Джульетта - Норма Ширер - внимала любовным вздохам престарелого Ромео - Лесли Говарда. Еще среди музейных редкостей Голливуда числится… постель Мэрилин Монро! К тому же она удостоилась печальной чести стоять с задранной ветром юбкой в местном Музее восковых фигур.

Ее подпись, отпечатки рук и ног увековечены на бетонной стене Китайского театра Грюмэна, однако вряд ли на том свете это ее обрадовало. («Я бы лучше оставила свои отпечатки кое у кого на мордах и задницах», - заявила Джейн Фонда.)

С Артуром Миллером я встретился четверть века спустя в его «штаб-квартире» в Манхэттене, состоящей из спальни, кухоньки, ванной и полупустой гостиной. Он приехал в город, чтоб «запустить» новую книгу мемуаров - толстенное описание своих нелегких жизненных перипетий, включая и непродолжительную любовь королевы Голливуда (кажется, эти страницы в основном и привлекают читателя) к человеку, который, по словам Глории Стайнем, «любил размышлять в тишине и видел мир черно-белым».

Вот как протекала беседа, не оставившая у меня сомнений в полной искренности писателя.

Почему вы решили рассказать о своей жизни?

По многим причинам. Но, в частности, некто решил написать мою биографию и обратился ко мне за помощью. А я подумал: чем целый год рассказывать о себе другому, уж лучше все написать самому. К тому же я заметил, что люди моего поколения постепенно забывают все, что им пришлось пережить, и мне захотелось сказать свое слово об одном из периодов нашей истории. По-моему, получилось довольно любопытно. Мне вообще нравится рассказывать факты, а тут, что называется, представился случай.

А какой период в вашей жизни вы считаете наиболее благоприятным?

Пожалуй, нынешний. На здоровье я не жалуюсь и живу весело, как никогда. Много работаю, счастлив в семейной жизни, свободен. Зато прежде интереснее было работать для театра, потому что в сороковые-пятидесятые там кипела жизнь. Теперь же это чисто коммерческое предприятие.

А когда было тяжелее всего?

В годы маккартизма, когда я не знал, что со мной будет завтра. В обществе царила атмосфера страха, но никто не хотел в этом признаться, что самое страшное. Вроде бы все выглядело нормально, но это была лишь видимость. Именно тогда я написал пьесу «Салемские ведьмы».

У вас лично были неприятности?

Да. Например, мне заказали сценарий о малолетних преступниках. Это была очень актуальная тема, поскольку Нью-Йорк был буквально наводнен бандами подростков, которые грабили, насиловали, убивали. Из-за этих варваров люди боялись выходить на улицу. Чтобы поближе изучить это явление, я затесался в одну из банд и проводил там все свое время. В голове уже начал складываться сюжет, как вдруг на меня обрушились многие газеты. Они требовали, чтобы мне запретили заниматься этой проблемой, так как всем якобы известны мои левые взгляды. В проект борьбы с преступностью были вовлечены все городские власти во главе с мэром и, естественно, полиция. Так вот, мой сценарий был вынесен на их суд и отвергнут большинством в один голос. Больше вопрос об этом не поднимался.

Прежде чем стать писателем, вы сменили несколько профессий, ведь так? Это из-за того, что семья ваша жила в стесненных условиях?

Да. Во время войны я работал плотником на верфи (из-за покалеченной в детстве ноги меня признали негодным к службе в армии), занимался ремонтом судов по четырнадцать часов в сутки и имел один выходной в две недели. Потом и впрямь перебрал немало профессий, в том числе водителя грузовика. Мне нравится делать что-либо своими руками, вот этот стул, на котором вы сидите, я смастерил сам.

Мешало ли вам ваше еврейское происхождение?

Не скрою, в войну и до нее антисемитизм откровенно процветал. Стоило открыть в «Нью-Йорк таймс» раздел объявлений о приеме на работу, как ты сразу же натыкался на предупреждения типа «Евреев просят не беспокоиться», «Католиков просят не беспокоиться», «Негров просят не беспокоиться». На дверях гостиниц, особенно в Нью-Джерси, зачастую можно было увидеть табличку: «Евреям вход воспрещен».

Сюжеты ваших пьес, скажем «Смерти коммивояжера», вы придумываете или черпаете из жизненного опыта?

И так, и так. Теперь уже трудно сказать, кого из моих персонажей я на самом деле встречал в жизни.

Говорят, вы не любите Нормана Мейлера? Отчего?

Мне не хочется о нем говорить. Между нами нет ничего общего.

Как вы относитесь к его книге о Мэрилин?

Да он с ней никогда не встречался. Что он может о ней знать?

Когда вы впервые увидели Мэрилин, то сказали ей: «Ты самая грустная из всех женщин, каких я знал». А она ответила: «Мне никто еще такого не говорил». Что она была за человек?

В то время она еще не была знаменита. Никто и представить себе не мог, что ее ждет такая блистательная карьера. И сама она в это не верила. С тех пор прошло еще целых пять лет, прежде чем мы узнали друг друга ближе. С первого взгляда она мне показалась не просто грустной, а подавленной. Ей так хотелось показать всем, что она счастлива, но это было шито белыми нитками. По крайней мере для меня. Других-то она обманывала довольно искусно.

А для чего она притворялась?

Видимо, ей казалось, что она этим облегчит свои страдания, свое отчаяние. В детстве с ней, как теперь принято говорить, обращались жестоко. А следы детских травм остаются на всю жизнь и с годами только обостряются.

Почему вы влюбились в Мэрилин?

Почему? Странный вопрос.

И все же, что главным образом в ней привлекало?

О, если б я мог ответить на этот вопрос, так вообще, наверное, разрешил бы все земные проблемы.

Ну, тогда чем она была для вас?

Большой радостью и большой мукой. Пока мы жили вместе, она была все время больна. И болезнь эта в конце концов свела ее в могилу.

Злые языки утверждают, что вы воспользовались страданиями Мэрилин, когда писали «После грехопадения».

Да. «После грехопадения» - это гимн ее страданиям, памятник ее горестной судьбе. Она не имела права страдать, ибо должна была служить воплощением мифа. Она и поныне остается легендой. А легенды не чувствуют боли. Меж тем вряд ли кому-нибудь довелось пережить подобную агонию, которую люди упорно не желали замечать. Они и после смерти окружают ее ореолом безоблачного счастья, недоумевая, с чего бы это ей взбрело покончить с собой. Люди не любят смотреть правде в глаза. Это слово, по выражению Набокова, вообще надо брать в кавычки.

Когда вы поженились, газеты, помнится, напечатали высказывание вашей первой жены: «Мужчинам не запретишь совершать ошибки». Может, она была права?

Нет. Надо сказать, пресса была для Мэрилин настоящим бедствием. Не стану развивать эту тему, но на моей памяти репортеры еще ни над кем так не издевались.

Как вы относитесь к успеху?

Успех - это и радость, и огорчения: ведь он одной рукой дает тебе свободу, а другой отбирает ее. Каждый из нас по-своему глуп, но, когда ты популярен, твоя глупость выносится на всеобщее обозрение. И это несколько усложняет жизнь. Самое ужасное, что ты боишься совершить ошибку. А ведь наша жизнь - это цепь ошибок. Не совершая их, ты не живешь.

Я всегда старался быть естественным, не думать о своей известности и вести себя так, как считал нужным.

Вы, безусловно, много сделали для американского театра. У вас есть почитатели, поклонники, но есть и ярые противники. Почему, как вы думаете?

Сам не могу понять. Наверно, никому из тех, кто добился успеха, не избежать неприязни, злобы, зависти. Я ведь уже полвека вращаюсь в театральном мире, и за это время приобрел уйму врагов. Что делать - надо расплачиваться за то, что дожил до старости. И потом, друзей у меня тоже немало…

В своих драмах я пытаюсь затрагивать основные проблемы бытия, а недоброжелатели - они служат подтверждением того, что мне это в какой-то мере удалось, что труды не напрасны.

Критика сильно вас задевает?

С каждым годом все меньше и меньше. Вот недавно вышла моя книга, а я не прочел и половины рецензий. Но, конечно, для публики они имеют большое значение. Что меня действительно раздражает, так это стремление критики воздействовать на молодые умы, причем не самым лучшим образом.

У вас много знакомств в политических кругах. Что вы можете сказать о Джоне Кеннеди?

Я видел его один-единственный раз, на приеме в Белом доме. Он оставил впечатление невероятно энергичного человека. Хотел добиться всего и сразу. В лице у него было что-то искусственное - может быть, это от лекарств, которые он принимал. Набрякшие веки и какой-то странный взгляд. Прием был, помнится, в честь Андре Мальро. Президенту нравилось быть в окружении интеллектуалов, людей искусства. А интеллигенции тоже льстило внимание властей.

С Горбачевым вы ведь тоже встречались?

Да, меня включили в состав приглашенных. Пожалуй, сейчас он самый подвижный и нестандартно мыслящий лидер. В этом с ним никто не может тягаться.

По-моему, то, что он затеял в России, имеет огромное значение для всего мира. Если его не свалят, а я надеюсь, этого не произойдет, то уже через несколько лет Россию нельзя будет узнать. Правда, есть одна сложность: когда у власти только одна партия, ей крайне трудно завоевать доверие народа. Иными словами, система навязывает Горбачеву свои законы. Хочется верить, что внутри самой партии сложится конструктивная оппозиция.

В ваших пьесах всегда так или иначе присутствует смерть. А сами вы боитесь смерти?

Для писателя смерть - очень удобная штука: она дает возможность вовремя поставить точку. А если серьезно, я смотрю на жизнь как на кратковременный отрезок, данный нам перед уходом в вечность. И смерть в этом смысле очень даже привлекательна, как привлекательно все непонятное, загадочное.

Вы как-то ощущаете приход старости?

От этой даты надо держаться подальше. До сих пор я, как ни странно, ее не замечал, но, вероятно, однажды утром проснусь и почувствую себя стариком. С этим придется смириться, как же иначе? Иной раз меня спрашивают: «Если бы ты мог родиться заново, ты бы жил иначе?» Я этого не понимаю. У каждого своя судьба, и никто не в силах себя переделать. Я таков, каков есть, и ни от чего не отказываюсь - ни от плохого, ни от хорошего.

Большое ли место в вашей жизни занимают воспоминания?

Воспоминания - они как деньги в кармане: засовываешь руку, а их раз от разу все меньше и меньше. Да, память - наше единственное достояние в этом мире. Поэтому так обидна утрата каждой ее крупицы.

Вы часто думаете о прошлом?

Да. С годами я чувствую его все острее и ярче. Все мы тоскуем по молодости. Жаль, что нельзя все повторить.

У Бергмана в «Земляничной поляне» старик возвращается в дорогой ему с детства уголок. У вас есть такое место?

И не одно. В Нью-Йорке полно таких мест. Еще лет десять назад, когда я гулял по знакомым нью-йоркским улицам, ко мне, точно возникая из небытия, подходили люди, заводили со мной разговор. Однажды зашел я в ресторан, где прежде никогда не бывал, сел за столик, а официант без предисловий мне заявляет: «Ваш отец одевался лучше». Отец действительно знал в этом городе всех, а я, хоть и бываю тут лишь наездами, все же чувствую некоторую преемственность. Брожу по городу и думаю: вот здесь я с кем-то поругался, вот здесь страдал… и все такое прочее. В сущности, Нью-Йорк - большая деревня.

Были ли в вашей жизни обиды, которые вы помните до сих пор?

О, сколько угодно, но это все очень личное, и я не стану приводить примеры. Нет, не стану.

А у кого из близких вы искали утешения? И вообще, с кем больше всего считались?

Пожалуй, таким человеком отчасти была Мэрилин. Я увидел многое в жизни ее глазами: тоску, страдания, каких я раньше не знал и не понимал. Помочь ей я не мог, да и никто бы, наверное, не смог, а вот она сделала из меня другого человека, поэтому я никогда ее не забуду.

Как вы думаете, почему в Америке так много крупных писателей-евреев? Сол Беллоу, Сэлинджер, Рот, тот же Мейлер?..

После тысячелетий рабства и унижений, особенно в Европе, но частично и здесь, наступила эпоха, когда к евреям стали относиться как ко всем остальным гражданам. Возможно, это явилось для нас неожиданностью, и мы как бы празднуем свое освобождение. Поколения, идущие за нами, уже не видят здесь ничего из ряда вон выходящего. Мы же помним пережитые унижения, а нашим отцам и дедам пришлось еще тяжелее. И вот в процессе великой эмансипации евреев писатели открыли для себя мир, ранее им недоступный.

Каковы ваши политические убеждения?

Ну, пожалуй, я бы причислил себя к либералам, хотя это слово мне не нравится, поскольку либералы, как правило, ничего не делают, считая, что с них хватит одного названия. Нет, не знаю, куда себя отнести, в целом меня не устраивает ни одно из политических течений. К тому же у меня много других проблем. Я прекрасно понимаю всю глупость и бессмысленность политического механизма и тем не менее не могу сказать, что политика меня вовсе не интересует.

Вы о чем-нибудь сожалеете?

Каждый день и всегда о разном. Однако постоянно предаваться меланхолии - не в моих правилах. Людям, особенно в старости, свойственно мучиться раскаянием, угрызениями совести, а мне жаль тратить на это время. Я знаю, что все равно не смог бы себя переделать, что жизнь так уж сложилась, вернее, я сам так ее сложил. В основном человек сам творит свою судьбу - таково мое убеждение.

Но в этом вашем убеждении остается хоть какое-то место надежде?

Конечно. Я по натуре оптимист. Во всяком случае, когда я чем-то занят и нахожусь среди людей. Но стоит мне уединиться со своими мыслями, я тут же превращаюсь в пессимиста. Глупо, да? И все же давайте не будем терять надежду.

В уста Квентина, главного героя своей пьесы «После грехопадения», Артур Миллер вложил такие слова: «Вот почему я просыпаюсь каждое утро и чувствую себя юным. Да-да, и теперь тоже! Как будто ничего не случилось, как будто я могу снова полюбить жизнь и все начать сначала. Я знаю, что, когда мы встретимся там, в бездне, никакая благодать нас не осенит. Не в саду, где раскрашенные деревья с засахаренными плодами, не в фальшивом Эдеме! Нет, мы встретимся именно в бездне, после грехопадения, после стольких смертей…»

Поделиться: