Малыш не разговаривает: как ему помочь? Что делать, если ребенок в два-три года не разговаривает: основные причины и коррекция Что делать если ребенок не разговаривает.

Любая мама легко понимает своего ребёнка и без слов, однако нормы развития диктуют нам, что малыш определённого возраста должен иметь обязательное количество слов в словарном запасе. Что делать, если этот запас скуден: паниковать или спокойно ждать?

Нормы

Самое верное - это изучить возрастные нормы речевого развития. Причём узнать их не только у своего педиатра, а почитав современные(!) книги по развитию ребёнка и проконсультировавшись с детским невропатологом, логопедом и психологом. Затем стоит поинтересоваться у бабушек о том, как происходило становление речи у вас и вашего мужа. Возможно, это семейная особенность — долго копить знания, а потом разом начать их использовать.

Окружение

Образ жизни малыша, принятый в семье, безусловно, оказывает влияние на развитие речи. Если мама по своему характеру молчунья и именно она находится с малышом практически всё время, то речь может запаздывать вот по какой причине: мама угадывает потребности малыша без слов, и ему просто нет необходимости говорить. В этом случае маме нужно срочно сменить тактику. Каждое своё действие нужно сопровождать словами. «Вот сейчас мы наденем штанишки, сначала правую ножку, потом левую ножку, подтянем поясок. Давай ножку, наденем носочек, тебе нравятся такие яркие носочки?» Другими словами мама должна болтать без умолку, описывая всё, что видит и делает. Это позволит малышу существенно обогатить пассивный словарный запас. А для увеличения активного, задавайте вопросы, «не понимайте» малыша, когда он объясняет жестами, конечно, когда это уместно. Малыш показывает на кружку, а вы говорите: «А что же Сашенька хочет? Может, поиграть с кружкой?» Если малыш не готов ещё произносить слова самостоятельно, то помогайте: «Саша хочет пить, вот сейчас мама возьмет графин и нальёт Сашеньке в кружку воды. Нравится тебе водичка, сынок?»

Разнообразьте окружение малыша, он должен слышать разную речь, чтобы научиться распознавать слова. Бабушки, подруги, другие дети, которые умеют говорить - подключайте всех, однако не делайте проблему речи единственным центром своего внимания.

Стресс

Помните о том, что дети очень чувствительны к стрессам, это может приводить к некоторым запаздываниям в развитии, чаще всего временным. Ребенок серьёзно болел, вы куда-то переехали, резко сменился режим малыша или атмосфера в семье стала напряжённой - всё это может стать причиной задержки активных проявлений речи, и это нормально! Не принимайте участия в соревнованиях других мам на детских площадках по поводу развития детей. Во-первых, все малыши разные, семьи и условия воспитания тоже отличаются, поэтому сравнения не имеют смысла. Во-вторых, желая похвастаться успехами своего ребёнка, мамы часто из лучших побуждений приукрашивают действительность.

Когда стоит бить тревогу:

  • если вы заметили, что ребёнок перестал говорить те слова, которые говорил ранее;
  • если он явно не понимает обращённую к нему речь;
  • если к двум годам не пытается строить фразы из двух слов, а использует только звуковые обозначения: «кис-кис», «пи», «ма» и прочее;
  • если есть сильные искажения звуков, так что речь разобрать практически невозможно;
  • если вы зациклились на проблеме речи вашего малыша;

Всё это не означает, что у ребёнка есть какая-то патология. Это лишь повод, не откладывая, обратиться сразу к нескольким специалистам - детскому невропатологу, логопеду, ЛОР-врачу, детскому психологу, педиатру. Их консультация позволит вам составить полную картину и выявить причину задержки речи. А самое главное, успокоит маму и позволит от бессмысленных волнений перейти к действиям.

Каждый родитель с нетерпением ждёт, когда его чадо скажет своё первое слово.

Однако, часто встречаются ситуации, когда молодые родители обеспокоены тем, что у ребёнка нет желания разговаривать или же заметны серьёзные проблемы в дикции, несоответствующие норме и возрасту малыша.

Стоит ли обратить на это внимание и как бороться с данной проблемой?

В развитии фонематического слуха ребёнку помогают крики, бормотание и гудение, которые непосредственно издаёт он сам.

Полуторагодовалые дети уже начинают осваивать звукоподражательные изречения, а достигнув двухгодовалого возраста с большим энтузиазмом повторяют фразы, состоящие из двух-трёх слов, а также начинают осваивать грамматику.

Словарный запас малыша значительно увеличивается к трём годам.

Если родители не оказывают никакого участия в развитии речи ребёнка, то малыш начинает осваивать язык только к четырём годам.

Если ребёнок изолирован от общества, то проблемы в речи могут продолжаться до двенадцатилетнего возраста.

Прежде чем мы ответим на вопрос «ребенок не разговаривает в 3 года», давайте выясним, как он должен говорить в этом возрасте.

Нормы развития речи в трёхлетнем возрасте

В соответствии с нормами, словарный запас ребёнка, достигшего трёхлетнего возраста должен быть достаточно насыщенным для того, чтобы малыш смог вести диалог с окружающими его людьми.

В данном возрасте ребёнок должен уметь вкратце рассказывать о себе : называть имя, возраст, пол, а также составить простое, содержащее смысл, предложение используя три-четыре слова.

Также малыш должен уметь заменить существительное прилагательным (камень – каменный), быть знакомым с возможностью обобщения слов (лошадь и корова - это животные, майка и юбка - это одежда).

Трёхгодовалый ребёнок должен уметь правильно выговаривать все звуки, за исключением трудных, таких как «Ж», «Ш», «Ч», «Р», «Щ». Количество слов, употребляемых ребёнком в трёхлетнем возрасте приравнивается к трём сотням, в то время как понимает он примерно около полутора тысяч слов.

Мнение эксперта

Домина Валентина Александровна — педагог

Педагог детского развивающего центра, мама троих детей

Динамике ребёнка, в период развития речи, необходимо уделять особое внимание. Словарный запас чада должен постоянно пополняться, для этого рекомендуется активно общаться с ребёнком и читать ему полезные книги.

Каждый ребёнок индивидуален, поэтому и развитие речи у каждого протекает по-разному. Существует несколько признаков, которые без затруднений укажут на наличие задержки развития речи.

Если достигнув трёхлетнего возраста ребёнок до сих пор не научился правильно произносить пять-шесть звуков, то следует проконсультироваться с опытным специалистом , который поможет разобраться в причинах задержки речевого развития и в случае необходимости прибегнуть к услугам логопеда.

Если речь ребёнка слишком быстрая, а также он повторяет слоги единого слова, то это свидетельствует о заикании. В таком случае консультация логопеда и невропатолога обязательна.

Следует учитывать тот факт, что мальчики развиваются значительно медленнее, чем девочки. Поэтому, не всегда проблемы с речью у мальчиков, говорит о каких-либо отклонениях.

Если дитя не может запомнить лёгких текст, не воспринимает текст при чтении вслух, а также не может его пересказать, то это является первым признаком того, что у ребёнка присутствуют .

Проблемы со слухом также могут отразиться на речи ребёнка.

Это выражено тем, что чадо не может определить источник исходящего звука, а также делает звук музыки громче, чем прочие члены семьи. Разобраться с данной проблемой помогут опытные психолог, психотерапевт и педиатр-терапевт.

Чтобы разговорить «молчуна» вам потребуется много терпения, внимания и любви

Часто, причиной заторможенного развития речи может стать непосредственно лень ребёнка.

При отсутствии физиологических и психологических проблем в речевом развитии, ребёнок действительно может говорить очень мало и невнятно из-за лени.

Исправить данную проблему можно создавая для ребёнка такие ситуации, в которых он точно не сможет уйти от ответа.

К примеру, можно задать ребёнку вопрос о том, чем он хочет полакомиться в обед или хочет ли он пойти на прогулку вместе с бабушкой.

Наличие кивка или краткого ответа куда более хорошо, чем молчание. Также следует активно обсуждать с ребёнком то, что происходит вокруг, тогда со временем ребёнок вовлечётся в разговор. Подробнее о том, и читайте в материалах по ссылкам.

С детьми обязательно следует выполнять различные упражнения для развития мышц языка, также работать над произношением и интонацией, громкостью речи и правильностью ударения.

Почему малыш не говорит?

Задержка в общем развитии ребёнка соответственно отражается и на развитии речи.

Однако существует несколько причин того, почему ребёнок не желает вступать в диалог.

Все причины нарушения речи можно разделить на физиологические — связанные с проблемами речевого аппарата, психологические — обусловленные особенностями психики ребенка, психологической обстановкой в семье и социальные — связанные с социальным благополучием семьи.

Физиологические причины

  • Первой достаточно серьёзной физиологической причиной этому являются проблемы со слухом .Если чадо плохо слышит, то и непосредственно плохо воспринимает слова, которые произносят окружающие.

    Началом данной неприятности является нарушение в произношении, что в конечном итоге приводит к задержке в речевом развитии и поэтому ребёнок начинает разговаривать очень поздно.

  • Также немаловажным является тот факт, что данная проблема может быть наследственной .Поэтому не стоит переживать, если родители чада оба начали разговаривать достаточно поздно. Однако если трёхлетний кроха не говорит хотя бы простыми предложениями, то наследственность тут не причём.
  • Недоношенность или же перенесение тяжелой болезни во младенчестве также могут являться последствием задержки в развитии речи детей, так как прежде всего это оказывает отрицательное воздействие на нервную систему младенца.Сюда же входят гипоксия, родовые травмы, а также интоксикация медикаментами.
  • Проблемы в работе артикуляционных органов, укороченная уздечка языка, пониженный тонус органов артикуляции и мышц лица блокируют возможность произношения звуков, тем самым и задерживают речевое развитие.

Часто ребенку не даются какие-то определенные звуки, например «Ш», «Ч». Но самым трудным является звук «р». Как научить малыша его произносить читайте в материале .

Социальные причины

  • Первой социальной причиной задержки в развитии речи у детей является отсутствие стимула и мотивации.

    Чрезмерное внимание и забота родителей отбивают у детей стремление рассказать о своих желаниях и потребностях.

    Это происходит по причине того, что родители понимают своих детей по жестам из-за предвосхищения всех желаний чада, поэтому ребёнок даже не старается выражать свои мысли при помощи слов.

    Здесь, главным является создание мотивации для ребёнка.

  • Однако, полное отсутствие внимания и заботы от родителей также оказывает отрицательное воздействие на развитие речи , так как ребёнку неоткуда учиться новым словам.Всё, что окружает малыша – это фоновой звук телевизора и мобильного телефона.
  • Позже своих сверстников также начинают разговаривать те дети, члены семьи которого говорят на двух языках .Ребёнку трудно усвоить слова разных языков одновременно, они могут понимать родителей, но при этом не разговаривать.

Психологические причины

  • Психологической проблемой является чрезмерная требовательность . Часто встречаются ситуации, когда после того, как кроха сказал своё первое слово, родители настойчиво требуют, чтобы ребёнок повторил его вновь и вновь.

    Лучше всего следует ребёнка мотивировать, а не создавать давление.

  • Дети, которые растут в жестокой и неблагоприятной семье также начинают говорить очень поздно .

    Малыш, который видит жестокое обращение, побои, крики, ругань родителей и прочие не рекомендуемые семейные сцены, отказывается говорить очень долго, так как всё это отпечатывается на его психике.

В следующем видео рассказывается также о других причинах молчания ребенка:

Нарушения речи

Причин нарушения речи существует очень большое количество и встречаются они как у детей, так и у взрослых.

К органическим причинам нарушения речи относятся непосредственно все физиологические проблемы: наследственность, тяжёлые заболевания, недоношенность и тому подобное.

Функциональными причинами является патология работы органов, задействованных в речи. Эндокринные причины отвечают за психомоторное развитие детей.
Стоит также помнить, что помимо всего этого, на развитие речи детей может влиять даже окружающая среда.

Дизартрия

Является тяжелым нарушением речи, которое сопровождается расстройством артикуляции, дыхания речи, фонации и интонации речи, в результате чего речь теряет свою четкость и ясность.

Данное нарушение не является достаточно распространенным среди детей, однако в логопедии является одним из часто встречающихся нарушений устной речи .

Дизартрия также изучается неврологами и психиатрами, так как в механизме данного нарушения заложены органические поражения нервной системы.

Афазия

Афазией является приостановление уже имеющейся речи, которое вызвано органическими поражениями головного мозга и его речевых зон .

Мнение эксперта

Лисова Алина Викторовна — педагог

Педагог-психолог частного развивающего центра

Данное нарушение встречается у детей, достигших трёхлетнего возраста и старше. Афазия является достаточно серьезным нарушением, так как в данном случае страдают все виды речи, также задействованы и двигательные, и сенсорные, и личностные сферы.

Обратной стороной данного нарушения является Алалия, которая в отличие от Афазии заключается в том, что проблемы в развитии речи у чада возникли изначально.

Моторная алалия

Моторной алалией называют нарушение в развитии экспрессивной речи и чаще всего встречается у мальчиков .

Выражаться данное расстройство может как полным отсутствием экспрессивной речи, так и незначительными погрешностями в фонетике и грамматике.

Данный синдром из моторной формы может перерасти в сенсомоторный или мотосенсорный из-за поражения речевых центров.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия встречается гораздо реже, чем моторная. Чаще всего встречается в смешанном виде сенсомоторной алалии или же возникает на фоне других нарушений, например, дизартрии.

Данное нарушение является малоизученным, однако из-за многочисленного характера выражения, логопеды склоняются к переименованию данного нарушения в сенсорную дезинтеграцию

Иногда причиной нарушений бывает аутизм, чтобы его исключить, необходимо пройти обследование у специалистов.

Обследования

Если родители заметили у своего малыша нарушения в речевом развитии, то в первую очередь следует обратиться к педиатру, который проведёт комплексную диагностику и установит потенциальные проблемы.

Данные узкопрофильные специалисты в ходе процесса диагностики, установят точный диагноз задержки в развитии речи, независимо от других всевозможных нарушений общего развития.

Постарайтесь развивать у ребенка воображение, так он быстрее научится говорить словами и и предложениями

  • Многие родители считают, что когда чадо достигнет трёхлетнего возраста, начнет неумолкаемо разговаривать, но чаще всего такие ожидания оказываются тщетными, однако наверстать упущенное гораздо сложнее.

    Родителям следует уделять своим детям необходимое внимание с самого младенчества , иначе бездействие может привести в большому списку недоразвития.

  • Если пришлось столкнуться с проблемами в речи, и педиатр дал рекомендацию обратиться к логопеду, то следует обратить внимание на квалификацию и профиль по которому работает выбранный специалист .

    Каждый логопед обладает индивидуальной квалификацией, поэтому кто-то делает упор на произношение шипящих букв, кто-то опирается на правильность произношения звуков.

    Но если ребёнок страдает заиканием, а логопед учит его правильно произносить букву «Ш», то такой метод лечения окажется бесполезным.

  • Родители напрямую могут помочь своему ребёнку в развитии речи при помощи игры . Это могут быть простые и несложные для ребёнка игры на развитие моторики, также отличным помощником в решении данной проблемы могут стать книги.

    Главное не делать всё это насильно, иначе пользы из этого никакой не будет. Почитайте отзывы других мам на конкретные занятия и начните выполнять их сами.

Первые фразы ребёнка становятся запоминающимися моментами в жизни. Помимо этого, развитие речи является подтверждением нормального психологического и физиологического развития малыша. Однако все чаще в нашем мире фиксируются случаи, когда ребята не овладевают умениями коммуникации даже до школьного возраста. Почему такое происходит? Что делать, в случае если малыш в три года не говорит? Мы дадим ответ на данные и прочие вопросы, затрагивающие опоздания речевого развития.

Механизм развития речи

Часто родители задают вопрос о том, в каком же возрасте детки начинают разговаривать? Процесс развития речи наступает практически с появления на свет и заканчивается приблизительно в 4 года, если ребёнок уже может произносить все звучания родимого языка, а, кроме того, составлять фразы и создавать складные предложения. Позднее происходит модернизация существующих коммуникативных умений и увеличение словарного запаса. В специальной литературе выделяют такие этапы развития речи:

Почему ребенок в 3 года не разговаривает?

Почему есть задержка в развитии речи у малыша? Причины такого состояния можно разбить на следующие категории:

  • физические (нарушение слуха, патологии артикуляционного аппарата, болезни ЦНС);
  • психологические;
  • недостатки обучения (педагогические).

Так, в случае если малыш в три года слабо разговаривает , необходимо провести исследование ребёнка на существование разных болезней. С целью установления факторов ЗРР имеются разные исследования и диагностические технологии, что применяют, опираясь на возраст деток и анамнез.

Ребёнок не говорит в 3 года? Почему? Причины могут иметь также и психологический характер. Плохая ситуация в семье, частые размолвки, невежливое взаимодействие старших с ребёнком, наказания могут послужить причиной к тому, что ребёнок «замкнётся» в своём уютном мире. В этом случае потребность в коммуникации с окружающими у крохи уменьшится либо совершенно пропадёт. Неправильное развитие также может послужить причиной к этому, что малыш просто не будет нуждаться в общении.

Исполняя все желания ребёнка по первому призыву, не предоставляя малютке шанса лично постигать мир и высказывать собственное мнение, не в меру внимательные отец с матерью оказывают собственному чаду медвежью услугу . Ребята, пребывающие под чрезмерной опекой старших, не видят надобности в общении - ведь их и так хорошо понимают. Притом, чем старше малыш, тем труднее урегулировать сложившуюся проблему.

Что такое ЗРР?

Если ребенок 3 года не разговаривает , эксперты могут установить нерадостный диагноз - ЗРР (задержка речевого развития). Самостоятельно установить подобную проблему неосуществимо, так как для этого необходимо многокомпонентное исследование. Так, эксперты осуществят исследования и тесты для установления физиологических патологий, расценят объем словаря, выговаривание, реакции на внешние раздражители, обусловят психическое состояние крохи. При обнаружении каких-либо тяжёлых отклонений диагноз ЗРР медики могут установить даже годовалому малышу. Если в период обследования были доказаны ненормальные отличия в развитии малыша в таком случае эксперты информируют родителей о задержке психоречевого развития (ЗПР).

Когда необходимо бить тревогу?

Многие отец с матерью, если их ребенок не разговаривает в 3 года, поясняют это тем, что ближайшие родные крохи тоже поздно произнесли собственные первые фразы и «ничего, как-то выросли». К сожалению, такого рода случай говорит только лишь о том, что у ребёнка есть генетическая склонность к ЗРР . Необходимо помнить, что чем ранее начать коррекцию речи, тем выше успех такой работы.

Поэтому раннее выявление признаков и своевременное обращение к профессионалам может напрямую сказаться на последующей жизни ребёнка. В случае если малыш до 4 лет не разговаривает, факторами для призыва к доктору могут становиться следующие условия:

  • травма ребёнка (в том числе наследственная);
  • выявление признаков патологии ЦНС, генетических болезней;
  • недостаток у грудничка реакции на звучания, у полуторогодовалого ребёнка - словоподражания, у старших ребят - слов и складной речи.

К каким медицинским работникам обращаться?

Родители жалуются: «Ребёнку 3 годика - и он не разговаривает». Что же делать в таком случае? В первую очередь нужно установить причину состояния . Для этого понадобится прибегнуть к таким специалистам, как:

Основные способы устранения ЗРР

На сегодняшний день в нашем государстве задержку развития речи лечат при помощи разных способов. Например, это такие методы:

  • медицинский;
  • педагогический;
  • коррекционный.

Медицинский метод

При постановке ЗРР довольно часто назначается лекарственное лечение . Используют препараты для активации речи и полушарий мозга - «Кортексин», «Нейромультивит» и прочие. При обнаружении заболевания психики, назначаются медикаменты, исправляющие это положение. Также для возбуждения «речевых центров» доктор может назначить физиотерапию.

Педагогический метод

У отца с матерью появляется проблема о том, как обучить малыша говорить в 3 года? Можно употреблять педагогические способы устранения. В первую очередь необходимо уделить внимание процедурам для формирования мелкой моторики. Так как исследованиями была подтверждена связь между перемещениями пальцев рук и активацией головного мозга, что отвечают за разговор. В коррекционной работе используют много разных интересных игр, сориентированных на формирование мелких движений , к примеру, такие как:

К педагогическим способам, кроме упражнений для формирования мелкой моторики, причисляют следующие методы:

  • театрализованные выступления;
  • инсценировка сказок;
  • разучивание стихов, произведений фольклора;
  • составление повествований по сюжетным иллюстрациям и прочие.

Родители жалуются: «Ребёнку 3 года, слабо разговаривает. Что делать?» В этом случае педагогический способ является более действенными для решения такой трудности. Однако вот, если ребёнок говорит фразы себе под нос и плохо выговаривает звуки, то здесь понадобится профессиональная поддержка логопеда либо дефектолога.

К такой группе способов формирования речи причисляются логопедические и коррекционные занятия . Это намеренно разработанные мероприятия, нацеленные на предотвращение обнаруженного недостатка. Ведутся подобные занятия грамотными логопедами либо дефектологами. Отмеченные эксперты используют разные методики коррекции речи в связи от возраста, диагноза и уровня ЗРР, в частности, такие как:

Роль семьи в формировании речи малыша

Несмотря на разнообразие профессиональных способов, главную роль в формировании речи малыша играет обстановка в семье . Ежедневное взаимодействие родных взрослых с крохой, бесспорно, существенно повысит результативность специальных средств коррекции. Вот несколько простых советов для отца с матерью:

  1. Ещё до появления на свет крохи общайтесь с ним, пойте песенки, делитесь позитивными чувствами.
  2. Обучитесь внимательно обращаться к попыткам годовалого ребёнка высказывать собственные мысли словами, поддерживайте его.
  3. В случае если малыш в 3 года не разговаривает - рассказывайте ему в этом случае сами, описывайте все, что увидели, что делаете, чувствуете.
  4. Провоцируйте малыша к разговору в любых ситуациях.
  5. Установите такие домашние устои, как чтение сказки пред сном, разучивание прибауток в период умывания, проведение утренней гимнастики в стихах.
  6. Предлагайте ребенку игры для развития моторики.
  7. Никак не ограничивайте контакт малыша с иными ребятами.

Как обучить малыша говорить в 3 года?

Если малыш не разговаривает в 3 года - это не приговор, а причина подумать над факторами подобного состояния. При оперативной организации коррекционной работы, а, кроме того, подходящем воздействии семьи, ребёнок вполне может догнать собственных сверстников по степени речевого развития, становится активным коммуникативным соучастником социума. Полезные рекомендации:

Теперь вы знаете причины и способы решения трудности, в случае если дитя мало либо плохо говорит в 3 года. Непременно проконсультируйтесь у профессионалов, поменяете образ общения с дочкой и сыном. Терпение и любовь к малышу могут помочь поправить обстановку.

Первые три года жизни малыша – критический период для речевого развития. Именно в этот период можно успеть многое сделать, если у него имеются дефекты речи. Если ребёнок не говорит в 3 года - это признак большой назревающей проблемы, которую нужно решать в срочном порядке.

Почему этому отрезку детской жизни придаётся такое значение? К 3 годам созревают области головного мозга, ответственные за речь, дети овладевают основными грамматическими формами родного языка, его ритмикой и основными особенностями, они накапливают большой активный и пассивный словарь.

Если к трём годам не начать необходимую коррекционную работу, в дальнейшем для этого потребуется неизмеримо больше усилий. Как моральных, так и материальных.

По данным исследований в области детской физиологии, в период формирования функций центральной нервной системы они легко поддаются тренировке. Поскольку сензитивный (благоприятный) период для интенсивного развития головного мозга длится до 5 лет, именно сейчас для развития речи многое можно сделать.

Что должен говорить трёхлетий малыш

Если в 3 года ребёнок не говорит, это обстоятельство настораживает даже тех родителей, кто игнорировал подобное отставание в более раннем возрасте.

Норма развития детской речи в 3 года:

  • активный словарь (слова, употребляемые малышом) составляет от 250 до 1000;
  • знает и называет сколько ему лет, мальчик он или девочка, своё имя, фамилию;
  • начинает изменять, иногда с ошибками, слова в предложениях по родам, падежам и числам;
  • предложения, произносимые трёхлетним, состоят не менее чем из 3 слов;
  • малыш в состоянии выполнить многоступенчатую инструкцию типа «положи машинку в шкаф», «поставь конструктор на стол», «положи книги на тумбочку»;
  • в речи появилось большое количество прилагательных, местоимений, наречий;
  • понимает, что такое «один» и «много», пытаются считать предметы;
  • некоторые дети проговаривают то, что они видят или делают, когда играют или занимаются чем-то в одиночестве;
  • с интересом слушает доступные его пониманию литературные произведения, рассматривает картинки в детских книжках, запоминает понравившиеся стихотворения и сказки и с удовольствием их рассказывает близким людям.

Анализируя речь своего малыша, нужно помнить о том, что все дети развиваются по индивидуальному маршруту, и чем старше они становятся, тем шире диапазон умений, отличающий одного ребёнка от другого. Тем не менее, когда уровень развития детской речи значительно отличается от речи сверстников, следует провести диагностику с участием квалифицированных специалистов и понять в чём причины такого отставания.

Признаки задержки развития речи

Причиной родительской настороженности должны быть не только допускаемые ребёнком ошибки в согласовании и изменении слов, в произношении звуков. В этом возрасте речь – основное средство общения детей с близкими людьми. Если малыш не стремится обратиться к родителям и другим членам семьи, если выражает свои просьбы мимикой или жестом, стоит внимательно оценить его речевые возможности.

Сигналы неблагополучия, если ребёнок в 3 года плохо говорит:

  • он имеет ограниченный лексикон, состоящий в основном из существительных, реже глаголов, звукоподражаний, лепетных слов.
  • его разговоры похожи на речь иностранца, которого мало кто может понять.
  • при произнесении звуков наблюдается большое количество замен, искажений звуков. Например, вместо звука [к], говорит звук [т] (кот - тот), когда он говорит, его язык находится между зубами;
  • малыш разговаривает фразами, состоящими из 1–2 слов, с большой неохотой повторяет слова или предложения за взрослыми, или не делает этого совсем.
  • не может выполнить простую просьбу, не откликается на своё имя, не знает сколько ему лет;
Если причиной отставания детской речи становятся проблемы со слухом, малыш может не реагировать на обращённые к нему слова, пока он не видит лицо говорящего. При слуховой патологии нужно как можно скорее начать коррекцию слуха, чтобы наверстать упущенное время для формирования детской речи. Речь таких детей при правильно организованном обучении через год-полтора почти не отличается от речи сверстников.

Когда ребёнок молчит или плохо разговаривает в три годика, это может быть симптомом различных нарушений. Для начала следует обратиться к отоларингологу и невропатологу для обследования, получить консультацию логопеда, дефектолога, психолога. Если ребёнок 3 года не разговаривает - это не лень, или недостаток воспитания. У него могут быть следующие проблемы речевого развития:

  • моторная или сенсорная алалия;
  • темповая задержка речи;
  • общее недоразвитие речи (ОНР).

Каждая из этих патологий, несмотря на то, что проявляется схожими симптомами, требует разного коррекционного подхода. Своевременно выявленная проблема позволит подобрать индивидуальный план занятий с логопедом, психологом, педагогом-дефектологом.

Причинами недоразвития детской речи могут быть следующие:

  • хромосомные патологии, врождённые заболевания;
  • наследственность, когда в одной семье у нескольких поколений наблюдается позднее начало речи;
  • патологии беременности и родов;
  • педагогическая запущенность – бывает не только в асоциальных семьях, где на детей не обращают внимания, но и там, где его безумно любят и стараются выполнять все его прихоти и желания;
  • заболевания и травмы головного мозга в раннем возрасте.

Наиболее тяжёлые последствия несут поражения мозга во время внутриутробного развития, во время родов и в первый год жизни.

Как помочь своему ребёнку

Когда ребёнок в 3 года не разговаривает, обязательно нужно поинтересоваться как заниматься с ним, как научить его общению. Нужные рекомендации по формированию речевой среды обязательно дадут специалисты - логопед или дефектолог. Родители совместно с ними могут многое сделать, чтобы стимулировать развитие речи трёхлетнего ребёнка. И, наоборот, при равнодушном отношении к возможностям и достижениям малыша, профессионалы в меньшей степени смогут помочь.

Советы по стимулированию детской речи:

  • Сопровождайте своими комментариями все действия, касающиеся совместной деятельности с малышом, поясняйте функции отдельных предметов, рассказывайте о том, что интересное вы увидели на прогулке, из окна автобуса или автомобиля во время поездки. Пусть вы не получите пока отклика от ребёнка, но его пассивный словарь будет неуклонно пополняться.
  • Следите, чтобы ваша речь была эталоном, имела чёткое звучание и правильное произношение.
  • Читайте детскую литературу, побуждайте к повторению фраз и строчек из стихотворений, рассматривайте иллюстрации, поясняя то, что на них изображено.
  • Не оставляйте малыша один на один с телевизором или планшетом, смотрите мультфильмы и играйте в игры вместе, поясняя названия героев и действия персонажей.
  • Научите малыша собирать мозаику, нанизывать бусины на шнурок, делать постройки из кубиков, раскладывать крупы, горох, фасоль по тарелочкам, ведь развитие мелкой моторики активно стимулирует речевые зоны мозга.
  • Выучите несколько пальчиковых игр или потешек и играйте в них чаще, такое занятие тоже развивает речь и мелкую моторику.

Постарайтесь не бросаться на помощь к ребёнку, выполняя его молчаливые просьбы. Пусть он попробует выразить своё желание. Иногда мощным толчком для преодоления темповой задержки речи становится пребывание в детском коллективе, на совместных развивающих занятиях. Если ему захочется общаться, малыш постарается применить все имеющиеся у него ресурсы.

На видео ниже показаны несколько упражнения для занятий с детьми по развитию речи. Если ваш малыш не говорит в 3 года, стоит их запомнить и применять в играх:

Внимательное отношение к проблемам задержки речи трехгодовалого ребёнка, своевременная диагностика, вовремя начатые занятия со специалистами позволят сократить время на необходимую коррекцию и предупредить дальнейшие отставания от сверстников.

Поделиться: