Устала с дочерью. Дочь не хочет учиться Как определить родителям, почему подросток не желает учиться

Дочка не хочет учиться. Иногда филонит выполнение домашних заданий, а иногда вообще пропускает школу. С такой проблемой сталкиваются все родители чаще всего в средних и старших классах. С взрослой дочерью не работают стандартные способы мотивации вроде покупки мороженого, доступа к компьютеру. В 14-17 лет с ученицей вполне можно говорить на равных, во всех красках описывать ближайшие и долгосрочные перспективы безответственного отношения к учебе. Можно даже предоставить возможность испытать на себе все тяготы необразованного человека в реальных условиях.

Однако все чаще отсутствие желание учиться наблюдается у маленьких принцесс уже на пороге начальной школы. На этом этапе важно взять правильный курс развития ребенка. И прежде всего нужно докопаться до причин такого учебного поведения.

Почему нет желания учиться? Дочки-матери, или что не так в вашей стратегии воспитания

Самые распространенные факторы, создающие преграду в обучении всех детей, и девчонок в том числе:

  • неинтересная форма подачи материала;
  • большие нагрузки, сложно учиться;
  • нет контакта (доверия) с учителем;
  • трудности адаптации в детском коллективе;
  • давление со стороны взрослых, высокие требования;
  • отсутствие стимула.

Особенность развития девочек заключается в том, что они больше, чем мальчики, придают значение человеческим взаимоотношениям. По этой причине они эмоционально реагируют на критику взрослых, осуждение, болезненно переживают ссоры с друзьями и родителями.

Интерес к знаниям закладывается с дошкольного развития ребенка. Важно в этот период максимально интересно и разнообразно организовать развивающее пространство девочки, создать условия, располагающие к обучению и привитию важных привычек.

Первый шаг - пересмотреть свои принципы воспитания. Поверьте, все только выиграют, если вы предоставите малышке больше свободы, научитесь ей доверять и щедро хвалить за ее маленькие достижения.

  1. Ищите такие способы обучения, которые помогут увлечь, заинтересовать ученицу.
  2. Ставьте перед ребенком четкие и, главное, выполнимые задачи.
  3. Научите ребенка учиться, преодолевать трудности.
  4. Проследите, чтобы обучение не было утомительным.
  5. Не забывайте хвалить, подбадривать, поощрять и мотивировать.
  6. Развивайтесь вместе с дочкой. В конце концов, вы - первый и самый авторитетный пример для крохи.

Как мотивировать ребенка? Развивающие уроки ментальной арифметики для дочек и сыночков

Интерес к учебе нужно формировать очень деликатно и с самого раннего возраста. Природная детская любознательность, непоседливость и живость ума, так свойственная юным ученицам, - та основа, на которой и должно строиться интеллектуальное развитие.

Если у дочки нет желания учиться, ей нужен хороший стимул и особенный подход к обучению, который вы найдете в Школе ментальной арифметики Соробан®:

  • динамичные занятия и игровые компьютерные упражнения;
  • дружеская атмосфера в группе обучения, располагающая к развитию коммуникативных навыков - хороший опыт адаптации для любого ребенка;
  • особый способ коммуникации учителя с учениками - сотрудничество (отсутствует подчинение, требования, давление) ;
  • быстрые и явные результаты, мотивирующие на новые большие успехи.

Школа устного счета Соробан® в России стремится дать детям лучшее, что они могут взять собой во взрослую жизнь: яркий, неординарный интеллект, волю к достижению целей, трудолюбие, коммуникабельность и большой стимул к саморазвитию. Уже тысячи родителей в России и других странах по достоинству оценили все плюсы и минусы ментальной арифметики, а сотни детей получили в Соробане® мотивацию и инструменты, чтобы находить красоту и добиваться успеха в математике и других сложных науках.

Что делать, если доросшее до средней школы чадо, именуемое в дальнейшем подросток, вдруг начинает демонстрировать полную с этой школой несочетаемость и все наши педагогические попытки игнорирует или встречает в штыки? Можно ли каким-то способом вернуть в его дневник приличные оценки, а ему самому - желание учиться? Куда вообще подевался послушный и вполне прилежный ребенок? Что происходит?

В принципе мы все сегодня начитанные родители. Мы знаем, что подростковый период - трудное время в жизни ребенка, что нужно позволить ему быть самостоятельным, самому выбирать друзей, самому решать, что есть на обед, что надеть, что смотреть… «Да пусть носит все что угодно и хоть совсем ничего не ест, - взрывается Анна, мама 13-летнего Глеба, - только школу я ему забрасывать не позволю! Ведь совсем страх потерял, оболтус…» . Оболтусом Глеб стал не так давно, всего год назад, когда пошел в шестой класс. А до того считался нормальным школьником, учился на четверки и пятерки, и родители были уверены: чем ближе к старшим классам, тем меньше должно быть проблем. Ведь столько вложено сил, и школа дорогая, и должна же расти мотивация у взрослеющего человека!

Однако на деле получилось вот что: с первых же месяцев учебного года Глеб нахватал троек, к концу полугодия начали проскакивать двойки, и, несмотря на страшные скандалы дома, на контроль, нотации и санкции, вытянуть парня из болота, в которое он погрузился, не удалось. Обиднее всего было за историю и английский - любимые прежде предметы.

Сначала родительские внушения на подростка действовали хорошо: он каялся, садился за учебники и несколько дней прилежно занимался. Потом, как говорит мама, «обнаглел». Дневник заполняться перестал (возмущенные записи учителей не в счет), тетради «терялись», домашняя работа изо дня в день «не задавалась». У Ани от возмущения не находилось слов, а Глеб сидел за компьютером в наушниках, играл в сетевую игру с друзьями и бурчал: «Достали уже со своей школой…» . За лето от учебы отдохнули все, а теперь начинается седьмой класс, и мама заранее нервничает, папа настроен угрожающе, спокоен только сын: «Выучусь, не переживайте» .

Другая семья: 14-летняя Настя, победитель всевозможных школьных олимпиад, красавица и отличница - и снова похожая история. Последние два класса - как во сне. Ребенок натурально не понимает, что в школу ходят учиться, а не общаться с друзьями и не торчать на репетициях школьного ансамбля. Вечерние звонки на домашний телефон для родителей давно стали наказанием: ответственная классная руководительница регулярно бьет в набат - давайте спасать лучшую ученицу! Ее подменили, она распустилась, у нее одни мальчики на уме… Мама и папа спасать согласны, но только как? Как заставить учиться?

Никак. Не заставите. Нет рецептов. Это в унисон говорят все подростковые психологи. Вопросами об учебе в средней школе родители их мучают регулярно. Потому что у всех одно и то же: до 6 класса ребенок учился нормально, а потом - скатился… И у мамы с папой начинается психоз: а дальше-то что будет? А выпускные классы как? Разочарование в ребенке полное, будущее навевает тоску.

И совсем было бы худо, если бы не странное совпадение: ведь у всех так, не только у нас, почему?

Подросток хочет учиться!

Есть такой миф, что подросток учиться не хочет. Это неправда. Подросток впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет - но только не по тем предметам, что проходят в школе. Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя и понимать других. Это главная задача подросткового периода, и если мама с папой не готовы ее признать - дело плохо. Потому что против природы, как известно, не пойдешь, а природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. Как говорится, почувствуйте масштаб: психологический фундамент всей взрослой жизни - и три параграфа по истории...

Обычно в этом месте родители возражают: три параграфа по истории сложатся в профессиональное будущее ребенка. Без сегодняшних параграфов не поймешь завтрашние, пропустишь послезавтрашние - и прощай, ЕГЭ, а заодно и поступление в хороший ВУЗ и блестящие карьерные перспективы. На это возражение есть только один аргумент: представьте себе дом без основания. Сможете ли вы в нем жить? Школьные знания могут быть самым прекрасным образом выучены и систематизированы, однако, не освоенные вовремя уроки общения и самореализации попросту не дадут этим знаниям работать. Или во всяком случае здорово помешают. Основы успешной коммуникации, уверенность в себе - вот что должно быть самым ценным результатом этого сложного периода, средней школы.

Во что это выльется

Теперь у нас есть главное: понимание, почему все так происходит. Уже можно немного расслабиться: ваш ребенок не обленился и не распоясался, он просто направил все свои познавательные силы в другую область - причем в ту, в которую и запрограммировала природа. Он всего лишь ведет себя нормально для своего возраста - правда, здорово?

А дальше вот что. Средняя школа - важный этап психологической подготовки к старшим классам. Успешно пройденный, этот период взросления будет пропуском в старший возраст. В старших классах интерес к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности. Подросток уже знает себя, уверен в своих достоинствах, оценивает себя адекватно и может смотреть в будущее как взрослый - оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле. Когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и главное, найти ресурсы для ее воплощения. Мотивация не может быть привнесена со стороны, она всегда идет только изнутри — если, конечно, мы говорим о личности.

Большинство подростков к старшим классам по собственной воле вдруг «берутся за ум» и демонстрируют интерес к школьным предметам. Здесь бы родителям и расслабиться, но теперь их беспокоит, что интерес этот выборочный. Зная, куда он будет поступать и что сдавать, старшеклассник забрасывает «ненужные» ему предметы. И кстати, с точки зрения простой логики поступает совершенно правильно. Аргумент «школу надо закончить нормально» для него не аргумент. Он экономит силы - прежде всего интеллектуальные. И с уважением относится к своей голове: захламлять ее мертвыми знаниями в общем-то нет никакого смысла. Жаль, что обычно эту привилегию мы, взрослые, позволяем только себе.

Другие причины

Важно понимать, что вот эта общая, «генеральная» причина, по которой у большинства детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.

Например, сильная перегрузка. Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное - появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать. Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме чисто формального.

Еще одна причина — разочарование в учителях. Опять же, к этому возрасту ребенок уже снимает розовые детские очки и видит нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя - нет. Скучно - не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере - хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить школу - заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.

Третья причина - самая трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые трудности переходного периода связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой. Кстати, очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, вынужден сначала решать общесемейные проблемы, потому что корень бывает именно в них. И иногда хорошие оценки возвращаются как по мановению волшебной палочки, хотя специально для этого никаких усилий не прилагалось.

В любом случае, если оценки ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться в причинах. Лучше всего это делать с психологом — в первые разы даже присутствие вашего подростка может не понадобиться.

Важный возраст

Главный совет, который можно дать родителям на этот момент: будьте рядом и помогайте утолять возрастную жажду ребенка - познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена - ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде - о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками - не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, - это о его собственной самооценке. В интернете общаться - тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало - хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно - в компании.

Блог Людмилы Петрановской , известного московского психолога. Людмила много лет работает с приемными семьями, но ее советы всегда актуальны и для родителей вполне «самодельных» детей. Ведь принять своего собственного подростка бывает ничуть не легче, чем совершенно чужого приемного. Если у вашего ребенка нежелание учиться проявляется на общем фоне «трудного» поведения - прочитайте книгу Петрановской «Как ты себя ведешь?» . В ней много мудрых и действенных советов.

«Курс выживания для подростков ». Написанная в конце 80-х годов прошлого века и мгновенно ставшая культовой, книга до сих пор читается как бестселлер. Автор — популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер — ведет с подростками честный разговор обо всем, что их волнует. Книга написана с юмором и массой примеров из собственной жизни. Кроме того, к ней приложил руку и друг Снайдера, подростковый психолог, поэтому все советы, данные в книге, вполне профессиональны.

Наталья Родикова (Naтинка)

для журнала «Дорогое удовольствие »

Девочки, я к вам за советом. Моя старшая дочь учится в восьмом классе, учится с неохотой. Оценки разные - от пятерок до двоек, но ближе к концу четверти начинает быстро закрывать нехорошие оценки, чтобы в четверти не было троек. Я постоянно стою у нее над душой, заставляю ее учиться, исправлять оценки. Для моей дочери учеба - это наказание. Сколько моих нервов ушло вместе с этой учебой я не знаю, но много. Я замечаю, что все что связано с учебой у меня уже вызывает раздражение, я постоянно ругаюсь, стала нервная. Мне хочется, чтобы мой ребенок норально отучилась в школе 11 классов, потом пошла в институт, но моему терпению уже приходит конец и во мне уже назревает решение посмотреть как моя дочь отучится в 9 классе. Если будет все без изменений в отношении к учебе у моей дочери, то наверное она после 9 класса пойдет учиться в училище. Конечно не хотелось бы этого делать, но просто тянуть еще 10-11 классы у меня уже не хватит ни сил, ни терпения, ни нервов. Может я все усложняю, может отпустить вожжи и оставить ребенка в покое и будь что будет?
Странамамочки, подскажите, пожалуйста, может у кого уже имеется опыт в этом деле, как вы все это преодолели

Возраст ребёнка: 16 лет

Здравствуйте. У нас проблема с дочей, сами справиться не можем, поэтому ищу помощи специалиста. Дочка нынче поступила в колледж после 9 го класса, который находится в другом городе. Сами мы живем в селе, больше вариантов не было. Живёт с девочкой, снимаем квартиру. Пошли на такой шаг, потому что дочка никогда не тянулась к учебе, с первого класса у нас были проблемы и с уроками, и со здоровьем, и с желанием.

Побоялись ЕГЭ, что не сдаст, т.к. мы попадаем на иностранный язык, а с ним мы никак вообще. И дочка, она - творческая натура, всегда что-то творит, рукодельничает, постоянно что-то придумывает и находит новое, и по творчеству и в сфере красоты - вот это ей интересно, поэтому мы нашли более подходящую ей профессию - дизайнер. Поступила на платное, т.к. баллов на бюджет не хватало, но сдавала экзамен (рисунок), конкурс был большой, но она смогла. Мы надеялись, что там отучится, закончит ещё какие-нибудь дополнительные курсы, так как в городе все это есть, а у нас нет такого вообще, и потом - повзрослеет, определится.

Но дочка не очень-то хотела вообще учиться дальше, она хотела просто закончить курсы парикмахера или еще какие-нибудь, точной определенности не было, но мы настояли, что образование необходимо хотя-бы после колледжа, и она не сопротивлялась, потому что рвалась в Тюмень, да и колледж хороший и профессия интересная, поначалу ей было интересно. Отпускать мы ее конечно боялись, но она у нас девочка самостоятельная: хоть и со своими тараканами в голове, но постоять за себя может, и в принципе, она человек с головой, рассуждает по взрослому и всегда стремилась к самостоятельности.

В общем, что происходит сейчас. Первое полугодие мы закончили, почти без проблем, а во втором полугодии они нас настигли. Алина рассталась со своим мальчиком, с которым дружила 2 года, но вроде говорит, что не очень переживает, но я сомневаюсь, потому что после этого начались жуткие прогулы, мы даже ее хотели забрать, но куратор настояла, что не нужно, она сама за ней присмотрит.

Но после этого Алина заболела и пришлось уйти на больничный (на 2 недели где-то), затем она вышла, но там опять заболела и серьезно: инфекция мочевыводящих путей. Лечение назначили сразу, но лечиться решили так, что Алина будет в Тюмени, параллельно учиться. Но это у нас не получилось, так как были жуткие приступы, и она не могла выйти из квартиры. В общем, вся эта история продлилась на полтора месяца, конечно она могла потом ходить хотя-бы к преподавателям брать задания, но дочь просто не шла, каждый день мы разговаривали и все было бесполезно.

Сейчас она вылечилась, приступы прошли, но она не идет в колледж, каждое утро что то да находится: то бессонница жуткая, то месячные болезненные, то ревела всю ночь, то прыщи по всему лицу, то аллергия, а время идет и идет, в классе по успеваемости она на последнем месте, долгов очень много, но ее ждут там, пока не отчисляют, сказали, что ждём. Мы все уже замученные, не знаем что делать, как с ней общаться. Отец к ней приезжал, так она его даже в квартиру не впустила, побоялась, что он ее заберет, он всю ночь под окнами в машине сидел, дочь не вышла к нему.

Я сколько раз к ней ездила и разговаривала. Когда на нее начинаешь ругаться, она вообще не выходит на связь, трубку скидывает и все, когда по хорошем так ещё хоть как-то. Сейчас мы ей дали время до конца месяца, чтобы восстановилась в колледже. Прошло уже полторы недели - толку нет, осталось 5 дней. Когда мы с ней разговаривали в последнее время, дочка говорила, что хочет в колледж, а в пятницу она меня напугала. Оказывается, что она недавно прошла курсы оформление бровей хной, деньги говорит заработала сама, делала маникюр девочкам (она это делает иногда, умеет, сама научилась), и хочет халтурить. Я ее похвалила конечно, и немного поругала.

Но потом у меня появился страх, а не хочет ли она все-таки бросить колледж и заниматься тем, чем она хочет. Я потом ей написала письмо, но не грубое, что образование получать нужно, что если она будет учиться, с курсами мы ей поможем, что в городе жить мы ей не разрешим без колледжа, так как она еще маленькая, придётся идти обратно в 10 класс.

В общем, ответа не поступило. Два дня она не берет трубку, по вайберу пишет, что все хорошо и все на этом. Осталось 5 дней, и нам нужно будет ее забирать из города, я боюсь этого времени, что будет - не знаю. И как ее замотивировать, чтобы она пошла в колледж, я не знаю - мне кажется, что я все перепробовала. И в 10-й она просто не пойдет. Вот такая у нас ситуация, что делать не знаем. Извините за ошибки пишу с телефона, не удобно.


Любовь

Здравствуйте, Любовь!

Честно говоря, я тоже не знаю, как замотивировать вашу дочь закончить колледж. Думаю, никто не знает. Судя по вашему письму, идея колледжа была вашей, дочь не проявляла большого рвения в освоении профессии. По сути, вы ее направили, а она не направилась. Так часто бывает. Дочь уже взрослая и сама решает, как ей строить свою жизнь. Единственный способ "замотивировать" - экономическая, финансовая зависимость. Если вы содержите дочь - вы диктуете правила. Это нужно сформулировать достаточно прямо, но при этом так, чтобы не унизить ребенка. Просто как некий "закон жизни": кто платит - тот и ставит условия. Если условия не нравятся - надо на свои "хотелки" зарабатывать самостоятельно.

Но, похоже, ваша дочь в состоянии это сделать. И более того, ее жизненные ситуации как с молодым человеком, так и с учебой, в которой она не видит большого смысла, поставили ее на грань (а то и за грань) депрессии - вот этому нужно уделить большое внимание, это очень серьезно. Потому что чем раньше будет выявлена депрессия, самые ранние ее признаки, тем легче ее вылечить и обезопасить от этой беды на всю жизнь. Кстати, бессилие, апатия и нежелание учиться, капризы и истерики могут быть продиктованы депрессивным состоянием. Ваша дочь в этом не виновата: спусковым механизмом могут быть эмоциональное потрясение, психическое напряжение на фоне гормональной перестройки и переутомления. Есть замечательный проект, информирующий подростков и родителей о депрессии - "Ты не один" http://perekrestok.info/project/ti-ne-odin/ Это распространенная проблема, которая в наше время, к счастью, хорошо лечится.

Следующие проблемы, требующие решения - гиперопека (с вашей стороны) и связанная с этим низкая самостоятельность вашей дочери. Надо отдать ей должное, она всячески стремится эту самостоятельность отвоевать. Если вы дадите ей развиваться сейчас самостоятельно - пусть методом "проб и ошибок", закончить парикмахерские курсы, например, и работать в сфере красоты или там, где она решит, зарабатывать свои деньги и самой решать, куда дальше пойти учиться - но лишь тогда, когда она сама захочет и сделает осознанный выбор, будет замечательно. Это непростое решение: мы привыкли, что ребенок должен получить хоть какое-то "серьезное" образование. К счастью, времена меняются: сейчас вполне достойно работать на "простых" работах и развиваться в своем темпе и своем направлении. Да, родителям сложно гордиться достижениями детей в учебе, но зато есть возможность гордиться их самостоятельностью и трудовыми успехами. А уж как радует детей их самостоятельно заработанные деньги, как они вдохновляются, когда обретают самостоятельность и встают на ноги! Ваша дочь в состоянии добиваться самостоятельных результатов, двигаться небольшими шагами к цели - это важное качество, очень адаптивное. Думаю, вам уже можно не беспокоиться за будущее своей дочери, вот только нужно исключить депрессию или помочь ей с ней справиться.

Нам бывает непросто принять взросление своих детей, изменить наши отношения с ними, свою жизнь и распорядки. Квалифицированный специалист поможет вам пройти вместе через подростковый возраст вашей дочери бережно и эффективно.


Маргарита Лопухина,
Психолог Портала «Я – родитель»

анонимно

Здравствуйте! У нас сложилась не простая ситуация в семье. У нас 4 детей: две дочери 13 и 12 лет, два сына 9 и 5 лет. Я и муж оба работаем. Со второй дочерью (12 лет) - очень плохие отношения. Она не хочет учиться и все что ее интересует это телевизор и поваляться на кровати. Занимались и музыкой и в театр студии - все по очереди, не одновременно. И ото всюду нас выгоняли со словами "у вас очень ленивый ребенок". Недавно пришлось оставить хоровую школу, т.к. начала прогуливать занятия. При этом она очень любит петь и на хор отдали с ее согласия. Там очень хорошие педагоги и дом заданий не было. Очень не напряженные занятия. Домашние задания мы не записываем. Вечером приходится обзванивать учителей и одноклассников чтобы выяснить ДЗ. При этом она со слезами на глазах уверяет, что ничего не задали. Учителя жалуются, что на уроках ничего не делает, не достает даже учебника (типа дома забыла), хотя все берет. Мы это все контролируем. В обиход вошел ремень. Без ремня уже вообще ничего не делает. Можно стоять над душой часами, с просьбами прийти делать уроки. В ответ только слышно: "сейчас". Каждый вечер скандалы, пытаемся заставить ее делать уроки. А в семье еще два школьника 7 и 3 классы. Им тоже нужна помощь в некоторых предметах. А еще малыш, с которым нет времени заниматься. Папа работает допоздна. Приходит уставший. Я сама уже не справляюсь. Все те же проблемы, если попросить ее чем нибудь помочь (пропылесосить или помыть посуду). Этот процесс либо не начинается вообще или длится часами. При этом постоянно приходится ее заставлять или угрожать. При малейшей возможности она бежит к телевизору При этом старшая дочь всегда и охотно помогает. Но я же не могу ее постоянно просить все делать. При этом она и учится неплохо и спортом занимается. Времени у нее свободного очень мало. Иногда, чтобы я не орала, она делает за свою сестру. Старший из мальчишек тоже старается и помогает. Уроки делаем с ней вместе. сама она их вообще не делает. Сидим до 12 или до часу ночи. Успеваем сделать только письменные. Она тянет резину как только может, чтобы не делать остальное. Мы были уже у нескольких психологов. Все что нам говорят - это то что она психологически не готова к школе. Это придет годам к 15, если вообще придет. Мы следовали всем возможным советам. Ничего не помогает. Система поощрений на нее не действует. Уходя утром на работу - прячем все провода от телевизоров. Сил нет. Жалко и других своих детей, так как на них времени не остается. Помогите пожалуйста... Советовали нам и работу оставить, но это не реально. В семье четверо детей и их надо кормить и одевать. А живем мы на севере и уровень цен здесь высок, а з/п так же как и везде. И няню нанять тоже возможности нет. А психолог на МПК сказала, что максимум через полгода наша дочь вообще бросит школу... А ей 12 лет и она "учится" в 6 классе.

Здравствуйте! Ситуация действительно очень непростая. Если на ребенка не действует никакая система наказаний и поощрений, то ничего с этим не поделать. Ребенок должен сам учиться, а тут вся семья "учится" за него. Учебной мотивации у ребенка нет и не возникнет, так как все тылы у нее закрыты. Единственное, что могу посоветовать, это перенести ответственность за учебу и за оценки на плечи ребенка. В случае плохих оценок, двоек и т.д., оставить ее на второй год и тем самым "наказать ее". Также за плохие оценки можно лишать ее удовольствий, которые она любит. Но интерес к учебе у нее может возникнуть только тогда, когда она поймет, что учеба нужна и необходима именно ей, а не всей семье. Она не может отвечать за свои оценки, так как она не принимала ответственность за них на себе, ведь если она уроки не сделала - мама доделает, это же мама переживает, что она в школу пойдет без домашнего задания. Удачи!

Поделиться: