«Семинар-практикум для родителей «Волшебная гимнастика для дома и детского сада. Семинар-практикум для родителей «Мой веселый язычок Семинар практикум логопеда для родителей старшей группы

25.01.2016

Цель: Создание единого речевого пространства развития ребенка посредством тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей

  1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка;
  2. Оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, повышение их уверенности в собственных педагогических возможностях;
  3. Обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.

Ход семинара:

Учитель- логопед: Добрый вечер! Очень рада, что вы нашли время и пришли на нашу встречу. Рассаживайтесь поудобней и попрошу вас взять тетрадь для домашних заданий вашего ребенка.

Правильная речь ребенка - важное условие его нормального развития, и в дальнейшем успеваемости в школе. Чем она внятнее и выразительнее, тем легче ему выразить свои мысли, тем легче будут формироваться взаимоотношения с детьми и взрослыми. Родители должны принимать активное участие в речевом развитии ребенка. Если родители уклоняются от этой работы, нарушается целостность всего учебно - воспитательного процесса.

Научившись произносить поставленный звук изолировано, ребенок не сразу использует его в своей речи. Наступает сложный и длительный этап логопедической работы - автоматизация звука. Без помощи родителей этот процесс может затянуться на длительное время, поскольку у дошкольников навык формируется в результате систематического повторения и закрепления. Одно из обязательных условий успешной автоматизации- закрепление речевого материала в домашних условиях по заданию логопеда.

Итак, начнем нашу встречу со знакомства.

«Знакомство» (мама называет имя своего ребенка и его речевые нарушения).

Учитель- логопед: Предлагаю вам вспомнить этапы работы над формированием правильного звукопроизношения и подробно поговорить о каждом из них.

1. Артикуляционная гимнастика (выполняют и показывают родители по одному упражнению для губ, языка, щек, опираясь на схемы).

2. Работа над речевым дыханием

Правильное дыхание важно для звучания речи. Поскольку речь осуществляется на выдохе, то от силы, направления, длительности воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков, плавность речевого потока. Регулярные занятия дыхательными упражнениями способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет произносить длинные фразы и предложения. Не у многих детей сформирован сильный ротовой выдох.

Давайте вспомним, какие упражнения способствуют развитию правильного речевого выдоха. («Футбол», «Фокус», «Надувание воздушных шаров», «Выдувание мыльных пузырей», «Флюгер»)

Правила выполнения дыхательных упражнений: Вдыхать мягко и коротко, но при этом достаточно глубоко, выдыхать- длительно и плавно, следить за тем, чтобы, во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди, не поднимались плечи и не надувались щеки. На начальном этапе их можно придерживать ладонями.

3. Развитие мелкой моторики

«Рука - это мозг, выдвинутый вовне», - говорил философ Квант. О значении пальчиковой гимнастики написано немало книг. Учёные пришли к выводу о том, что развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи детей. Обусловлено это тем, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Какие игры и упражнения способствуют развитию мелкой моторики и как в них играть с ребёнком дома?

(вырезывание из бумаги, перебирание крупы, шнуровки, массажные шарики, пазлы, выкладывание из палочек узоров по схеме, аппликация из бисера, бумаги, лепка из пластилина, рисование, изготовление бус из макарон и т. д)

4. развитие фонематического слуха.

Для того, чтобы ребенок правильно произносил какой-либо звук, нужно, чтобы он умел его различать на слух в ряду других звуков. Какие игры и упражнения способствуют этому?

(«Где звучит?», «Поймай звук», «Кто позвал», Исправь ошибку»)

Итак, звук вызван, теперь необходимо его закрепить, то есть ввести в речь или автоматизировать.

Для закрепления изолированного звука используется звукоподражание:

Звук С- песенка водички, насос качает колеса,

Звук З- звенит комар

Звук Ш- змея шипит

Звук Ж- жук жужжит

Звук Л- пароход гудит

Звук Р- рычит папа тигр, « Катаемся на машине»

Звук р- рычит тигренок.

«Звуковые дорожки»

Когда звук четко произносится ребенком изолировано, автоматизируем его в слогах. Последовательная смена серий слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. Но механическое многократное повторение слогов и слоговых сочетаний- мало интересный для ребенка вид работы. Если к этому приему подключить игровые приемы, зрительный и слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдет быстрее, поскольку даст возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах

(Каждый палец соприкасается с большим пальцем и произносится слог с автоматизируемым звуком. Все движения выполняются попеременно и одновременно обеими руками, «Пальчики шагают», выкладывать счетные палочки- на каждый цвет- определенный слог, «Пальчики катятся по радуге» и.т.д)

После того, как ребенок четко произносит звук изолировано и в слогах, начинается новый этап работы- автоматизация звука в слове. Однако, поставленный звук еще очень «хрупкий», непрочный, ребенок пользуется им крайне нерегулярно, чаще только на занятии с логопедом.

Звук автоматизируется в начале слова, в середине, в конце. Здесь помогут нам специально подобранный картинный материал, дети проговаривают названия картинок.

На этом этапе очень хорошо проговаривать чистоговорки: ша-ша-ша- нашли мы малыша.

Затем вводим звук в речь-, то есть автоматизируем в словосочетаниях, и в предложениях (стихи, скороговорки, тексты, работа с деформированным предложением «Саня, Соня, детский сад идти в»

Часто дети заменяют одну группу звуков звуками другой группы: шипящие на свистящие или наоборот, Л на В, Р на Л и т.д, поэтому следующий этап- это дифференциация смешиваемых звуков. На этом этапе хороши такие игры «Исправь ошибку» , упражнение «Язычок качается на волнах», чистоговорки, «Веселые пассажиры».

Помните! Звук автоматизирован, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребенку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие звука в слове или фразе, его место в слове (в начале, в середине, в конце) Надо не забывать и о положении языка, губ, правильном выдохе, успеть оформит свою мысль, обдумать содержание высказывания. Конечно, мы должны понять, какая трудная задача стоит перед ним. Поэтому надо внимательно выслушать ребенка. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но, не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса. Помните - красивая речь- это систематический каждодневный, упорный труд родителей, логопеда, ребенка, воспитателя. Не жалейте похвалы за самые незначительные успехи.

Хочу поблагодарить Вас за участие в семинаре, за сотрудничество и вручаю вот такие памятки, которые послужат вам руководством по выполнению с ребенком домашнего задания. На этой позитивной ноте позвольте закончить наш семинар. Желаю вам успехов и радости в общении с вашими детьми.

Список литературы:

  1. Журнал «Логопед» № 7 /2013.
  2. «В мире слов, букв и звуков» Ю.А.Фадеева, Г.А. Пичугина.
  3. «Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей» В.Н. Чернякова.
  4. «Логопедический массаж, игры и упражнения» И.Ю.Оглоблина, С.Ю. Танцюра.
  5. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников» Е.С. Анищенкова.

«Семинар-практикум для родителей «Волшебная гимнастика для дома и детского сада»

Форма проведения : семинар-практикум

Аудитория: родители детей старшей группы

Количество участников : 14

Задачи :

    активизировать знания родителей о значимости логопедических игр в домашних условиях;

    помочь родителям овладеть специальной артикуляционной гимнастикой, подобранной для своего ребёнка с учётом особенностей его артикуляционного аппарата;

    сформировать представление о разнообразии артикуляционных упражнений с нетрадиционными приспособлениями и правильной их организации в домашних условиях;

    обучать использованию;

    формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.

Ожидаемые результаты:

Овладение родителями специальной артикуляционной гимнастикой.

Использование родителями артикуляционных упражнений с нетрадиционными приспособлениями в домашних условиях

Информационно - техническое обеспечение:

магнитная доска с перечнем проблем;

памятки правил артикуляционной гимнастики и выполнения артикуляционных упражнений с нетрадиционными приспособлениями

Материалы и оборудование :

зеркала, шарики, веревочки, ложки, ватные шарики, чупа-чупс по количеству участников, квадратики красного, синего, зеленого цвета

Логика проведения:

Приветствие

Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на наше мероприятие. Предлагаю вам представиться - назвать своё имя и отчество, затем охарактеризовать себя, подобрав слово на первые буквы своего имени и отчества. Педагог называет своё имя и подбирает слова: «Меня зовут Екатерина Александровна - естественная, аккуратная!

Родители по-очереди представляются.

Задание 1

Логопед: Очень приятно познакомиться с вами! Для начала, предлагаю вашему вниманию прочитать написанное на магнитной доске.

Родители читают

    Задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.

    Тяжелые психические переживания (проявляющиеся уже к 5 годам).

    Затруднения в школьном обучении: (дислексия, дисграфия)

    Нарушение стройного течения занятий в классе, из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать.

    Ограничения и проблемы при выборе профессии.

Логопед: Как вы думаете, последствием чего все это является? (Родители отвечают ) Да, причиной этих проблем являются речевые нарушения. Как нужно бороться с речевыми недостатками? И кто должен этим заниматься?

Родители высказывают свои предположения .

Логопед: Раннее выявление речевой патологии и своевременная коррекция, а также профилактика речевых нарушений - главная задача не только логопеда, но и родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Приглашаем вас к сотрудничеству, взаимодействию. Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ. Только совместными усилиями родителей и детского сада можно решать любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

Логопед: Сегодня мы с вами коснёмся темы формировании звуков, так как принято судить первично о речи ребёнка по его звукопроизношению.

Как вы думаете, как формируются звуки у детей? (Родители отвечают )

Бытует мнение, что речь формируется самостоятельно, без вмешательства взрослых. Кто так считает, поднимите руки? Как формируются звуки?

Предположения родителей

Логопед: В действительности же невмешательство в процесс влечёт за собой отставание в речевом развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Вы любите своего ребёнка? Хотите, чтобы он добился в жизни успехов, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно. Предлагаю стать для вашего ребёнка «домашним логопедом» и совместными усилиями помочь ребёнку овладеть правильным звукопроизношением.

Какие вы можете назвать органы речи?

Ответы родителей.

Логопед: Чтобы ребёнок правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо управлять своими органами речи. Для этого существует артикуляционная гимнастика - это специальные упражнения для губ, щёк, языка, уздечки. Гимнастика для рук и ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы, что бы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем тренировать язык, он и так «без костей?» Оказывается язык – это главная мышца речи и для неё, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Конечная цель гимнастики, чтобы звук «родился».

Задание 2

Логопед: А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало. Сейчас вы сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это делают ваши дети.
Логопед читает стихотворение, родители рассматривают свои органы артикуляции в зеркало и выполняют действия по тексту.

Не устала ты пока.
Покажи, моя рука:
Это - правая щека,
Это - левая щека.

Ты сильна, а не слаба,

Здравствуй, верхняя губа,

Здравствуй, нижняя губа,

Ты не меньше мне люба!

Есть у губ одна черта -
В них улыбка заперта:
Вправо - правый угол рта,
Влево - левый угол рта.
Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис.
Там - к прогулкам не привык - Робко прячется язык.

Нёбо вместо потолка
Есть во рту у языка.
А когда открылся рот, Язычок пошёл вперёд.

Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края -
Всё про ротик знаю я!

Задание 3

Логопед: А теперь мы с вами освоим эту «волшебную гимнастику», гимнастику зарядку, без которой звуки не появятся. Обычно нарушаются следующие группы звуков у детей: «свистящие», «шипящие», «сонорные».

На стенде который я сделала для вас дети распределены по подгруппам нарушенных звуков: группа «ласточка» л и ль, группа «солнышко» с сь з зь ц, группа «шоколадки» ш щ ж ч и группа «рыбки» р и рь.

Родители по подгруппам детей выходят и садятся на стульчики для выполнения артикуляционной гимнастики.

Логопед: Предлагаю сесть на эти стульчики родителям подгруппы «солнышко». Для образования свистящих звуков характерно: губы в улыбке, зубы сближены, кончик язычка за нижними зубами. Воздушная струя холодная. Выполним упражнения для образования этих звуков «улыбка», «хоботок», «заборчик», «лопатка», «чистим зубки», «самомассаж язычка».

Приглашаю родителей подгруппы «шоколадка»

Для шипящих звуков характерно губы выдвинуты вперёд и напоминают «бублик», язычок напоминает чашечку и поднят за верхние зубки, воздушная струя горячая. Упражнения «бублик», «трубочка», «лопатка», «чашечка», «фокус» или «парашютик», «вкусное варенье».

Приглашаю родителей подгруппы «ласточка».

Уклады звуков такие; ротик открыт, язычок за верхними зубами в форме седла. Упражнения «лопатка», «индюк», «накажем язычок», «иголочка», «лопатка-иголочка».

И подгруппа «рыбки»:

Звуки самые трудные требуют сильного языка и достаточно сильной воздушной струи воздуха. Упражнения «чашечка», «дятел», «лошадка», «барабанщик», «фокус».

Молодцы!

Родители делятся впечатлениями

Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.
Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционных упражнений с нетрадиционными приспособлениями, демонстрирует правильное выполнение. Родители перед зеркалами повторяют упражнения самостоятельно.

Задание 4
Упражнения с шариком. Автор данной методики С.В. Коновалова

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо -влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
4. Крутить шарик лакательными движениями языка.
5. Язык - "Чашечка", цель - поймать шарик в "Чашечку".
6. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.
7. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
8. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Обязательно во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой.
Упражнения с ложкой.

    Язык - "Лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

    Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

    Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

    Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

    Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

    Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

    Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Логопед: Напомню вам о главных правилах таких гимнастик. Предлагаю каждому из вас памятки правил артикуляционной гимнастики и выполнения артикуляционных упражнений с нетрадиционными приспособлениями.

Родители получают памятки

Задание 5

Логопед: Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем. Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд. Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.
Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.
Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.
Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно

5-10 раз.

Рефлексия

Логопед: Наша встреча подходит к завершению. Подведём итоги.

Родителям предлагается оценить информацию, полученную на семинаре-практикуме одним из трех квадратиков красного, синего, зеленого цвета.

Красный цвет – «считаю полученную информацию полезной»;

синий цвет – «считаю информацию недостаточно полезной»;

зеленый цвет – «мне на семинаре-практикуме было не интересно».

Логопед: Спасибо за внимание и помощь. И мы очень надеемся на вашу помощь и в дальнейшем!

Использованная литература:

    « Хлоп-топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет». В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко . Год издания: 2003

    «Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет». Год издания: 2003

    «Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей...». Пожиленко Е.А.
    Год издания: 2006


Задачи: 1. Расширить знания родителей о значимости логопедических занятий в домашних условиях; 2. Обучить практическому использованию разнообразных упражнений артикуляционной гимнастики, речевого материала по автоматизации звуков, приёмов звуко – слогового анализа и синтеза




Это важно Важную роль в формировании звукопроизношения играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы. Болезненное состояние отдельных частей артикуляционного аппарата отражается на правильности и чёткости произносимых звуков. Первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков, с помощью артикуляционной гимнастики. Каждый комплекс способствует развитию определённых движений и положению губ, языка, с его помощью вырабатывается направленная воздушная струя, т.е. всё то, что необходимо для правильного образования звука














КАК РАБОТАТЬ СО ЗВУКОМ Проговорите звук совместно с ребенком. Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука. Используете ли вы голос при произнесении звука. Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце. Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек. Проговорите речевой материал на этот звук.
















Звуковой анализ и синтез Известно, что нарушение фонематического слуха сопутствуют многим речевым дефектам Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Детям сложно на слух определить наличие или отсутствие, какого - то звука в слове. Сосчитать количество звуков в слове. Определить их последовательность и место в слоге или слове. Подключение зрительного анализатора вот, что помогает в этой работе.




Грамматический строй речи Грамматический строй речи Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный.


Грамматический строй речи «Посчитай-ка от 1 до 5» Прямой и обратный счет 1 до 5 со словами: рак, рама, робот.. «Измени предложение» Пример: Я хорошо работаю в огороде, ТЫ….. « Подбери признаки и действия к предмету» (Какая?) Кошка (Что делает?) «Путаница» Заяц, сидит, куст, за. Лиза, ёлка, зал, наряжать, в. Зоя, сосна, стоять, за. Мама, продукты, магазин, в, купила. «Образуй слова по образцу» Дом в два этажа – двухэтажный дом. Шкаф для книг – ……. Пакет из бумаги -……. Костюм для пляжа - …… Вагон для багажа - … ….


И. 1. Приступать к выполнению домашнего задания следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен. 2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь. 3. Домашние задания выполняются систематически, по рекомендации логопеда. 4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения заданий, оснащенное небольшим зеркалом, цветными карандашами. 5. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют. 6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже. 7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навык. При выполнении домашних заданий следует соблюдать ряд условий:



Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию семинар-практикум «Применение технологии ТРИЗв развитии речи дошкольников».Т-творчество, Р-развитие, Из-изобретательность. Технологии ТРИЗ помогают развить у ребенка гибкость и подвижность мышления, это системы игр и занятий, которые призваны максимально увеличить эффективность обучения и развития дошкольников.Вы можете использовать данный материал для проведения в рамках своего ДОУ, а также как открытое городское мероприятие. Семинар составлен в оригинальном авторском стиле, для участия в нем можно привлечь воспитателей, учителей-логопедов, детей старших и подготовительных групп.


Семинар-практикум для логопедов и воспитателей «Применение технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

1. Организационная часть «Доброжелательное общение»

Факультет психологии

  • Психологический тренинг «Давайте познакомимся»
  • Организация творческих лабораторий

2. Основная часть «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Факультет «Развитие»

  • Блиц-опрос «В стране грамоты»

Факультет «Творчество»

  • Задание-пробник «Нарисуй стихотворение»

Факультет «Изобретательность»

  • Авторские разработки: «Веселые таблицы»
  • Интерактивный подход к развитию связной речи «Портрет»

3. Подведение итогов работы

  • Выводы ученого совета
  • Обратная связь

Цели семинара-практикума:

Учитель-логопед:

Уважаемые коллеги, на базе детского сада №18 открывает свою работу «Научно-исследовательский институт инновационныхтехнологий развития речи детей дошкольноговозраста».

Как и каждый НИИ, институт имеет свой ученый совет , который представляют:

Методист ГОРОО (ФИО)

Руководитель методического объединения воспитателей (ФИО)

В нашем НИИ сегодня работают эксперты:
Воспитатель-методист (ФИО)
Воспитатель-методист (ФИО)
Учитель-логопед (ФИО)

Факультеты нашего института:

Факультет психологии
- факультет развития
- факультет творчества
- факультет изобретательности

Методический состав факультетов:

воспитатель-методист (ФИО)
воспитатель (ФИО)

музыкальный руководитель (ФИО)
учитель-логопед высшей категории, учитель-методист Винограденко И.М.

Все участники семинара-практикума будут проводить свою научно-исследовательскую работу в творческих лабораториях, которые будут организованы позже.

Организационная часть.

Учитель-логопед:
- А сейчас, друзья, вы пройдете обучение на факультете психологии нашего НИИ. Давайте с вами познакомимся. Я предлагаю всем встать и образовать круг.Коллеги, давайте возьмемся за руки и подарим друг другу улыбки, ведь хорошее настроение сегодня - это залог нашего успеха!

1. Психологический тренинг «Давайте познакомимся» имеет своей целью: установить эмоциональный контакт между участниками, создать положительное настроение, преодолеть робость, освободиться от отрицательных эмоций, настроить группу на совместную работу.

Учитель-логопед: (вносит волшебный ларец с двумя замками и двумя ключами к ним)

Добавим к нашему замечательному настроению немного волшебства: перед нами сказочный ларец знаний с двумя замками и два ключа, попробуем открыть его. Первый замок откроется после того, как мы познакомимся поближе, итак, меня зовут Ирина, ваше имя? (участники семинара называют свои имена, после этого логопед открывает первый замок)

Второй замок откроется тогда, когда вы расскажете, зачем вы здесь? Я здесь для того, чтобы вдохновить вас на новые творческие достижения в речевой работе. А вы? (участники семинара рассказывают о цели своего визита, после этого логопед открывает второй замок)

Волшебный ларец знаний открыт, а в нем вот такой семицветик, который является эмблемой нашего семинара и представляет наш девиз !

Развиваться! Развивать!
Вдохновляться! Вдохновлять!
Творить! Любить! Хотеть все знать!
Чтоб лучшим педагогом стать!

Учитель-логопед:

А чтобы стать лучшими, необходимо творчески и качественно работать, что мы сейчас и сделаем, я предлагаю вам организовать несколько творческих лабораторий и выбрать им названия, сегодня вы все исследователи, желаю вам приятной, качественной и интересной работы (участники семинара разбиваются на группы - творческие лаборатории) .

Уважаемые коллеги, мы рады видеть вас участниками семинара-практикума, тема которого: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Итак, друзья, сейчас вы пройдете курс обучения на факультете «Развитие». И наша первая лабораторная работа называется «В стране грамоты», это блиц-опрос, который поможет определить общий уровень знаний наших участников.

Основная часть.

Факультет «Развитие»

Каждому исследователю выдается карточка блиц - опроса.

Блиц-опрос «В стране грамоты»

1. Закончи предложения, подобрав нужные слова:
1.1. Звуки мы (что делаем?)… (слышим и произносим)
1.2. Буквы мы (что делаем?)… (видим и пишем)

2. После правильного варианта поставь + (плюс), после неправильного - (минус)

2.1 Я одеваю кукле шапку. (-)
2.2 Я одеваю куклу Наташу. (+)
2.3 Я надеваю шапку на куклу. (+)
2.4 Я надеваю кукле шапку. (+)
2.5 Я одеваю шапку на куклу Наташу. (-)

3. Определи последний звук в словах и запиши его в соответствии с правилами транскрипции:

3.1 кот…[т]
3.2 дед…[т]
3.3 конь…[н’]
3.4 столб…[п]
3.5 мышь…[ш]
3.6 лыжи…[ы]
3.7 нож…[ш]
3.8 зуб...[п]

4.Ответь на вопросы.

4.1 Какой звук никогда не встречается в позиции «в начале слова»? ([ы])
4.2 Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
4.3 Какие звуки не бывают мягкими? (ш, ж, ц)
4.4 Какие буквы не обозначаются звуками? (ь, ъ)
4.5 Назови шипящие звуки (ш, ж, ш’, ч)

Учитель-логопед:

Уважаемый ученый совет! Ваша задача сегодня - наблюдать, оценивать, делать выводы. Вашей целью в данном задании является выявление общего уровня знаний аудитории.

Команда экспертов оценивает работу участников.

Методика экспертного анализа: оценка по общему количеству вопросов,
П - правильные ответы;
Ч - частично правильные ответы;
Н - неправильные ответы;

Вывод экспертов: оценка общего уровня знаний.

Учитель-логопед:

Уважаемые исследователи, предлагаю вам небольшой речевой тренинг «Волшебный мир слов».

Речевой тренинг «Волшебный мир слов»

1. Игра: «Подбери слово»

Лаборатории получают карточки со словами и опорными звуками.

Задание: необходимо выбрать слова, которые подойдут для отработки правильного произношения указанного звука (поставить +) и объяснить свой выбор.

С
Сом +
Усы +
Кисель - (мягкий звук)
Миска +
Коза - (звук [з])
Саша +
Стакан +
Коса +
Собака +
Нос +
Сила - (мягкий звук)
Пес +

З
Зоя +
Зима - (мягкий звук)
Зайка +
Коза +
Сом - (звук [с])
Арбуз - (звук в конце
слова оглушается)
Березка - (звук в
середине слова оглушается)
Зубы +
Зонт +
Пазлы +

Ш
Шапка +
Кошка +
Нож + (звук в конце
слова оглушается)
Кошелек +
Живот - (звук [ж])
Штаны +
Душ +
Паштет +
Багаж + (звук в конце
слова оглушается)

Ж
Ножницы +
Пожар +
Кожа +
Нож - (звук в конце
слова оглушается)
Живот +
Ложка - (звук в середине
слова оглушается)
Жучок +
Женя +
Стриж - (звук в конце
слова оглушается)

Б
Банка +
Боты +
Кубик - (мягкий звук)
Бабушка +
Пудра - (нет звука [б])
Столб - (звук в конце
слова оглушается)
Белый - (мягкий звук)
Рыбак +
Кабина - (мягкий звук)

Д
Бидон +
Дочка +
Дима - (мягкий звук)
Дымок +
Пруд - (звук в конце
слова оглушается)
Радио - (мягкий звук)
Борода +
Водичка - (мягкий звук)
Род - (звук в конце
слова оглушается)

Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой лаборатории,за присвоенный высший балл творческая лаборатория получает солнышко, за средний - цветок, за низкий - серую тучку.

Учитель-логопед:
- А теперь, друзья, давайте поиграем в замечательные интерактивные речевые игры- активизируем нашу речь и мышление.

2. Игра: «Похожие слова».

Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово- конфета,
Есть быстрое слово - ракета,
Есть слово с окошком - вагон,
Есть кислое слово - лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!

Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел).

Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка).

Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.

Яркийи желтый - (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).

Сладкий и легкий - (вата, вишня, жизнь, запах, победа).

Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой лаборатории, за присвоенный высший балл творческая лаборатория получает солнышко, за средний - цветок, за низкий - тучку.

3. Игра: «Кошка»

Задание: подобрать как можно больше глаголов к существительному.




- Что умеет делать кошка? (бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять
кусаться, царапаться, кушать, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться,
отряхиваться, мыться, кувыркаться, плавать)

Задание: подобрать существительное по ассоциации.

Исследователи складывают из пальцев фигурку - кошку.

из пальцев - ...фигурка,
из карамельки, ириски - …конфетка,
из глины, пластилина - …поделка,
из теста - …печенье,
из бумаги -…аппликация,
из плюша, резины, пластмассы -…игрушка,
из ниток -…вышивка,
из сказки -…герой.

Методика экспертной оценки:

4. Игра: «Мозговой штурм»

Задание: почему так произошло, предложить версии.

Хозяин во время сбора урожая сидел на травке. Почему так произошло?

(Устал, отдыхал, обедал, спрятался от дождя под зонтик, перебирал урожай, наблюдал за восходом, закатом, считал ящики, точил лопату, ремонтировал ручку ведра, звонил по телефону заказчику, ждал машину).

5. Игра: «Словарный штурм»

Задание: подобрать существительные, глаголы, наречия.

Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет... банан.

Расскажи обо мне.

Как я попал в дом? (купили, подарили, угостили).
Какой я? (желтый, длинный, мягкий, сладкий, ароматный, вкусный).
Что я могу делать? (расти, созревать, желтеть, падать, лежать, гнить).
Что со мной можно делать? (купить, мыть, чистить, резать, сушить, есть, упаковывать, взвешивать, дарить).
Кто меня больше всего любит? (дети, взрослые, обезьяны, мухи, осы).
Что я больше всего люблю? (солнце, ветерок, дождик).
С какими предметами я дружу? (с водой, ножом, тарелкой, вазой, теркой, кастрюлей, соковыжималкой, йогуртом, мороженым, тортом, пирожным, конфетами, джемом, соком, мармеладом, напитком).
Как я выгляжу? (аппетитно, прекрасно, замечательно, волшебно).

Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой лаборатории,за присвоенный высший балл творческая лаборатория получает солнышко, за средний - цветок, за низкий тучку.

6. Игра: «Многозначные слова».

Лаборатории получают карточки со словами, имеющими несколько значений.

Задание: доказать многозначность слов: труба, звезда, иголки, резинка, рама, ключ.

Многозначные слова

Ручка
Рама
Иголка
Ключ
Резинка
Труба

Звезда

Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой лаборатории,за присвоенный высший балл творческая лаборатория получает солнышко, за средний - цветок, за низкий - тучку.
Критерии оценки: быстрота реакции, правильность ответов, интересные решения, оригинальный подход.

Учитель-логопед:
- Наше обучение на факультете развития закончено, и я перевожу вас на факультет «Творчество».

Факультет «Творчество»

Задание - пробник «Нарисуй стихотворение»

Существуют различные приемы, позволяющие развивать возможность ребенка успешно запоминать и воспроизводить тексты, как прозаические, так и поэтические. Во всех приемах развития памяти главное одно - использование опоры. Опора - это наглядно-пространственная модель, возможность закодировать текст путем использования картинок, слов, букв, символов, пиктограмм, схем. Цель такого кодирования, соотнося слова из текста с опорой, - как можно более полно и точно воспроизвести заданный текст.

Но существует и другая цель - создание у ребенка зоны успеха, то есть уверенности в своих силах, умения успешно выполнять и такую сложную деятельность, как рассказывание. Причины того, что опора позволяет лучше запомнить текст, в следующем:
- заданная модель помогает сконцентрировать внимание ребенка на произвольном выполнении задачи воспроизведения текста, спланировать данную деятельность;
- привлечение к восприятию текста нескольких анализаторов позволяет более полно использовать возможности ребенка в запоминании;
- выбор нужного вида опоры помогает найти личностно - ориентированный путь решения стоящей перед ребенком проблемы.

1. Опорой могут служить действия, которые упомянуты в стихотворении, так называемый прием «расскажи стихи руками».

2. Опорой также может служить сюжетная картинка, являющаяся иллюстрацией стихотворения.

3. Опорой может служить мнемотаблица с изображением картинок, символов, пиктограмм, отражающих главные слова в стихотворении или тексте. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Давайте попробуем, коллеги, применить этот замечательный метод запоминания на практике.

Лаборатории получают карточки со стихотворениями.

Задание: изобразить стихотворение в рисунках, схемах, пиктограммах, символах для успешного и быстрого запоминания детьми данного стихотворения.

Мы купили кошке
К празднику сапожки.
Причесали ей усы,
Сшили новые трусы.
Только как их надевать,
Хвостик некуда девать

Ира просит: - Ёжик, ёж,
Ты мне платьице сошьешь?
Ёж ответил из-под елки:
- Ниток нет - одни иголки!

На базаре ежик
Накупил сапожек.
Сапожки на ножки себе,
Поменьше немножко жене,
С пряжками сыну,
С застежками дочке
И все уложил в мешочек.

Методика экспертной оценки: анализ представленных рисунков, схем, таблиц, за присвоенный высший балл творческая лаборатория получает солнышко, за средний - цветок, за низкий - тучку.

Критерии оценки: достаточное количество предметов, правильное расположение, доступность графических изображений.

Схема творческого подхода «Страна противоположностей»

Учитель-логопед:
- Уважаемые коллеги, сегодня мы хотим познакомить вас со схемой творческого подхода к изучению противоположностей. Прежде чем знакомить детей с противоречиями, стоит поработать над самим понятием «противоположность». Необходимо иметь в виду, что для малышей с нарушениями речевого развития важно сначала действие, а уж потом его словесное выражение.

1. Нарисуй противоположность: (раскрась) веселый клоун - грустный клоун, молодое дерево - старое дерево, зима - лето, ночь - день и т. д.

2. Покажи противоположность: написать - стереть, брать - давать, здороваться - прощаться, говорить - молчать, ссориться - мириться и т. д.

3. Потрогай противоположность: мягкий - твердый, гладкий - шершавый, редкий - густой, свежий - черствый и т. д.

4. Разложи противоположности: на двух площадках контрастного цвета (черный - красный, черный - белый) дети выкладывают пары картинок, игрушек, предметов, имеющих противоположные свойства, затем объясняют свой выбор, игры с перебрасыванием мяча от педагога к ребенку и обратно.

5. Поднимись по лестнице противоположностей: для упражнения необходимо иметь вырезанную из плотной бумаги плоскую лестницу, 2 фигурки человечков и небольшой бумажный флажок. Дети, называя противоположные слова, поднимают по ступенькам лестницы своих человечков, передавая друг другу флажок за каждый ответ, наверху устанавливают посередине флаг дружбы.

6. Путешествие в сказочную страну Противоположностей может быть итогом работы. В стране живут добрые и злые герои, умные и глупые, там есть чистый ручей и грязный пруд, хмурый лес и солнечная полянка. На этом уровне дети могут решать и творческие задачи, например: как сделать лес приветливым, пруд чистым, злых героев добрыми.

Учитель-логопед:
- Друзья, переходим на факультет «Изобретательность».

Факультет «Изобретательность»

Учитель-логопед:
- Хочу познакомить вас с авторскими разработками, так называемыми «Веселыми таблицами», которые помогают развивать фонематические процессы у ребенка. Как вы думаете, в какие игры можно поиграть, имея такую таблицу?


1. Авторская разработка по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа «Веселые таблицы» - картонные плоскостные предметы с наклеенными на обратной стороне картинками на опорный звук, например: шар - [ш], корабль - [к] и т. д.
Предлагаемые игры:
«Найти общий звук»,
«Выделить голосом опорный звук»,
«Назвать картинки с опорным звуком»,
«Определить позицию звука в слове»,
«Найти предметы, в которых заданный звук стоит в заданной позиции»,
«Найти слова из 2-х,3-х слогов».

2. Интерактивный подход к развитию связной речи «Портрет»

Учитель-логопед:
- Коллеги, одна из наиболее сложных сторон развития речи - это связная речь. Добиться того, чтобы ребенок не только свободно, но и красиво общался, непросто. Мы применяем самые различные интерактивные методы развития связной речи, один из них «Портреты времен года», который позволяет составить рассказ более полно, красочно и выразительно.

В природе и в нашей жизни есть много чего, что всегда происходит в определенной последовательности и никогда не бывает иначе. Например, смена времен года. В нашем вернисаже каждое время года представляет свой портрет.

Вот снежная хрустальная зима.

А это прекрасная цветущая весна.

Веселое разноцветное лето.

И золотая волшебница осень.

Учитель-логопед:
- В нашем вернисаже каждое время года представляет свой портрет. Отгадайте, где, чей портрет?

Галерея весны

Пришла весна - красна! Она сама постоянно изменяется и изменяет все вокруг. Три юных красавицы пробуждают природу, согревают землю, расцветают нежным цветом.

Весна в марте! - нежная красавица, воюет с зимой и побеждает ее. На крышах висят сосульки, уже закапали, зазвенели капели, показалось солнышко из-за туч.

Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В парке, сквере на аллеях
Уж проталины видны.

Весна в апреле! - волшебница, такая несмелая, осторожно приходит, как - будто спрашивает: «Можно?» И только тогда выпускает подснежник, зеленый росточек, молодую травку, надувает почки на деревьях, выпускает в небо легкие облачка. Небо все ярче, все голубее, солнышко все сильнее и сильнее пригревает землю. И вот уже распускают лепестки строгие бело-желтые нарциссы - детки солнышка.

Весна в мае! - самая красивая, смелая, сильная, радостная!
Солнце греет все ярче и жарче, расцветают душистые ландыши, горят алым цветом стройные тюльпаны. Разноцветные мотыльки, веселые пчелки кружат над цветами, собирают ароматный нектар. Вся природа благоухает, поет, веселиться, цветет и радуется!

Подведение итогов работы

Схематический «портрет» работы каждой творческой лаборатории.

Учитель-логопед:
- Уважаемые коллеги, вот вы и прошли курс обучения в нашем НИИ, и я предлагаю вам оценить свой курс обучения с помощью набранных оценочных символов, составьте из них картину и увидите, как вы работали сегодня.

Исследователи составляют «портрет» из набранных оценочных картинок - солнышек, тучек, цветов и по полученной картине сами оценивают свою работу.

Обратная связь.

Все участники семинара получают бумажных жаворонков, на которых предлагается написать, чем была полезна для них эта встреча, высказать свои пожелания и предложения.

Выводы ученого совета.

  • Эксперты подводят итоги работы творческих лабораторий, дают оценку знаниям, владению родным языком, проявлению творческого подхода, активности, оригинальности, быстроты реакции, оценивают смелые решения, нетрадиционные подходы.
  • Ученый совет дает оценку содержания семинара, методов проведения, работы автора.

Критерии оценки: полезность, разнообразие, практичность, инициативность, перспективы.

Семинар – практикум для родителей

«Логопедические игры – основа гармоничного развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

Речь – чудесный Божий дар – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась.

Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

В дошкольном воспитании все больше внимания уделяется вопросу взаимосвязи детского сада с семьей. Современная наука пришла к выводу, что личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, в образовательно-воспитательный процесс включаются родители, которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга.

Наш семинар - практикум позволяет привлечь к занятиям родителей, дает возможность стать активными участниками педагогического процесса.

В последние годы значительно увеличилось число детей, имеющих речевую патологию. Причины ее возникновения различны. Но, если своевременно выявить речевую патологию и оказать разноплановое воздействие на развитие речи ребенка, то данная проблема может быть устранена.

Одной из форм занятий по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста могут быть логопедические игры.

Просмотр родителями логопедического занятия в младшей общеразвивающей группе.


В ходе занятия решались следующие задачи:

1. Формирование представления о значении воды

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Ее регулярное выполнение поможет:

· Улучшить подвижность артикуляционных органов

· Укрепить мышечную систему языка, губ, щек

· Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу

· Увеличить амплитуду движений

· Уменьшить спастичность артикуляционных органов

· Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия.

4. Развитие силы и длительности выдоха

Игры и упражнения с гласными звуками являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонема тических процессов, просодики. Очень важны эти игры и упражнения для отработки сильного, плавного и длительного выдохов, необходимых в работе над звукопроизношением.

5. Развитие слухового восприятия и внимания

6. Обогащение глагольного словаря: плавает, перебирает, машет, резвится, отряхивает

7. Координация речи с движением

Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии реи.

Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваиваются в стихотворной форме, т. к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности дает больший эффект(включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы). Это является и одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры.

Ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации и произвольной моторики.

Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

DIV_ADBLOCK222">


9. Воспитание навыка опрятности

Оборудование: резиновая утка, тазик с водой, камушки, перо, мыльные пузыри, пластмассовые трубочки и стаканы с водой по числу детей.

Ход занятия

Организационный момент

Ребятки, послушайте…(шум воды) Что это? К нам в гости течет Водичка.

Беседа о значении воды. Координация речи с движениями.

Скажите, для чего нужна вода?

Давайте попросим Водичку умыть наше личико.

Игра «Водичка»

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

А теперь Водичка помоет наши ручки. Что нам еще нужно, чтобы руки были чистыми? (мыло)

Игра «Мы намылим наши ручки»

Мы намылим наши ручки, Круговыми движениями трем одну ладошку о другую.

Раз, два, три. Раз, два, три. Два раза выполняем по три ритмичных хлопка.

А над ручками, как тучки, Выбрасываем руки вверх.

Пузыри, пузыри. Пальчиками показываем колечки.

Давайте посмотрим, какие пузыри полетели.

Дети дуют мыльные пузыри.

Пальчиковая гимнастика

А теперь Водичка с нами хочет поиграть.

· Дуем в трубочку (упражнение «Буря в стакане» ). Водичка пузырится и поет: буль-буль. И наши пальчики покажут пузырики (упражнение «Колечки» ).

· Кидаем в Водичку камушки. Водичка поет: плюх-плюх. Наши пальчики покажут брызги (упражнение «Кулачки» ).

· Стряхиваем мокрые ручки. Водичка поет: кап-кап. Наши пальчики стучат как капельки (упражнение «Щелчки» ).

Пропевание гласных звуков с движениями в звукоподражаниях

Послушайте, кто это к нам плывет? (кря-кря-кря). Это утка. Она любит плавать и слушать песенки воды.

· Утка плавает, перебирает лапками, а Водичка поет: буль-буль. Давайте и мы губы вытянем трубочкой, будем петь: буль-буль и перебирать руками. Дети выполняют.

· Утка резвится, машет крылышками а Водичка поет: плюх-плюх. Давайте и мы губы вытянем трубочкой, будем петь: плюх-плюх и шлепать руками. Дети выполняют.

· Утка отряхивает перышки, а Водичка поет: кап-кап. Давайте и мы широко откроем рот, будем петь: кап-кап и стряхивать ручки. Дети выполняют.

Дыхательная гимнастика

Ребята, пока уточка плавала, она потеряла свое перышко. Давайте подуем на него (упражнение «Сдуй перышко с ладошки») .

Артикуляционная гимнастика

Утка открыла свой клювик и стала с язычком играть. Давайте и мы с нашими язычками поиграем.

· Упражнение «Чистим нижние зубы»

· Упражнение «Чистим верхние зубы»

· Упражнение «Индюк»

· Упражнение «Качели»

· Упражнение «Маятник»

Подведение итогов

Ребята, вам понравилось играть с Водичкой? Будем с ней дружить? Послушайте, что вам скажет утка:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А не мытым трубочистам

Стыд и срам, стыд и срам!

Поделиться: