Задания по временам года. Как запомнить названия месяцев года

Вроде нам, взрослым, всё кажется достаточно простым. Но для некоторых ребятишек запомнить названия месяцев года — наисложнейшая задача.

Детишки, как правило, неплохо запоминают стихи. Я сделала небольшую подборку стихов, в которых звучат названия месяцев года. Прочитайте их детям. Попробуйте выучить.

Он под номером один,

Под названием январь ,

Много снега, много льдин,

Самый важный зимний царь.

А под цифрой два — февраль ,

В холодах купается;

Но конец зимы! Не жаль —

Пусть скорей кончается.

Третий месяц — это март !

Время года новое!

Нет зиме. Весенний старт,

Время ручейковое.

А под номером четыре

От весны идёт апрель ,

И в дворовом детском мире

Травки нежная постель.

Пятый месяц. У весны,

Главный месяц — май ,

И листочкам всей страны

Солнце дай-дай-дай!

Номер шесть. Вступает лето,

И в июне детвора,

В школе празднует победу!

И каникулы — ура!

Летний месяц. Цифра семь,

До чего ж горячий!

И в июле даже пень,

Думает о даче.

Месяц август вкусный-вкусный,

Фруктов — сколько хочется!

Он восьмой, и грустный-грустный —

Лето скоро кончится…

Цифра девять! Цифра девять,

И осенняя пора,

Всем для школы форму мерить —

Старт учебный с сентября .

Номер десять. В октябре

Веет первым холодом;

Лист желтеет во дворе —

Сыплет осень золото.

Вот одиннадцатый номер.

Чем ноябрь полнится?

Осень шлёт привет знакомым —

Стать зимой готовится.

Месяц двенадцатый — зимние дни —

Спор с декабрём , между прочим:

Правда ли, в темень огни-огоньки,

Делают белые ночи?

Б. Эльшанский

К этому стихотворению можно сделать рисунки — иллюстрации под номерами 1-12.

А можно вспомнить самые главные события каждого месяца: день рождения ребёнка, родителей, бабушек — дедушек, друзей, общенародные праздники и т.д.. Получится семейный календарь. Тут нужно подключить и вашу фантазию, и знания.

Ещё стихи.

Открываем календарь.
Первый месяц в нём – январь .
Лихо празднует народ
Рождество и Новый Год.
А за ним февраль идёт.
Нам метели он несёт.
Как же злой зиме ни быть,
Знает: надо уходить.
Март – считается весной,
Вот и борется с зимой.
И, конечно, побеждает:
Вечных зим, ведь, не бывает.
Дальше следует апрель .
Он – звонарь. Звенит капель,
Пробуждается природа,
Улучшается погода.
В мае всё кругом цветёт
И ликует, и поёт.
Вся природа шлёт приветы
Наступающему лету.
Вот июнь . Настало лето
В платье яркое одето.
Загорай, гуляй, купайся
И здоровья набирайся.
А в июле – сенокос.
Запах сена он принёс
Первый гриб кладём в лукошко,
Роем первую картошку.
Август – месяц урожайный.
Собирай-ка, не ленись
И в саду, и в огороде,
И в лесу, и будешь сыт.
В сентябре полно работы:
Убирают огороды.
Закрома полны добра,
В школу школьникам пора.
Кроны снова пожелтели,
Листьев кружатся метели,
Дождь всё чаще поливает,
Знать, октябрь наступает.
В ноябре грустит природа:
Надоела непогода.
По ночам уже морозно
И рассвет приходит поздно.
Начинает год зима,
И кончает тоже.
В декабре кругом бело,
И трещат морозы.
Т. Леванова

Двенадцать месяцев в году
В свою играют чехарду.
Январь очень любит на санках кататься.
Февраль очень любит снежками кидаться.
А март очень любит пускать корабли.
Апрель весь снежок убирает с земли.
А май деревца одевает листвой.
Июнь — тот клубничку приносит с собой.
Июль очень любит детишек купать.
А август любитель грибы собирать.
Сентябрь разным цветом покрасит листочки.
Октябрь льёт дождиком, словно из бочки.
Ноябрь ледком покрывает озёра.
Декабрь на окнах рисует узоры.
И вот с декабрем завершается год,
Он ёлку ребятам в подарок несёт.
Сто лет пробежит — и закончится век.
И время не может замедлить свой бег.

Двенадцать братьев.
Январь.
Выбелил январь
Страницу,
Вывел чётко
Единицу.
Ни на час
Не опоздал —
Это
НОВЫЙ ГОД
Настал!

Февраль.
В феврале, в феврале
Вьюга мчится на метле,
Заметает все пути,
Чтобы марту не пройти,
Не пройти — не придти
И весну не привести!..

Март.
Всю зиму
Белый снег
Белел,
А в марте взял
И почернел.
Почернел с досады,
Что люди
Солнцу рады!

Апрель.
В лесу
Апрельская уборка:
Метёлки
Верба мастерит,
Подснежник первый,
Как пятёрка,
Чуть-чуть застенчиво стоит.

И облака уже,
Как груда,
А это значит:
Скоро жди —
Ударит первый гром, как чудо, —
Откроет летние дожди!

Май.
Зайцы после зимней стужи
Вербе хвостики отдали,
Белый хвостик им не нужен —
Зайцы серенькими стали!
В мае мир глядится новым:
Небо в цвете васильковом,
Переполнились пруды,
Заневестелись сады,
Всё цветёт … и нет ответа:
Где весна, а где тут лето?!

Июнь.
Стали вылетки смелей,
Стало тише и светлей.
День растёт, растёт, растёт —
Скоро к ночи поворот.
А пока заросшей тропкой,
Земляничной, неторопкий
По земле июнь идёт!

Июль.
Июль, июль — макушка лета…
Паденья яблок сладкий звук,
И день застенчивый с рассвета,
Грохочет после полдня вдруг.

Пошёл грибами лес хвалиться,
Осины лист примерил медь,
И в поле выцветшего ситца
Уже тропу не разглядеть.

Август.

Август кланяется в ноги,
Август просит о подмоге:
Соберите урожай!
Сад и поле — через край!
Спаса нет! За спасом Спас!
Урожай поспел, как раз!

Сентябрь.
Лето кончилось привольное,
Наступает время школьное,
И по правде говоря,
Он любимый и желанный,
Долгожданый, долгожданный
Звонкий праздник сентября!

Октябрь.
Листья опали,
Птицы пропали,
Всё, что цвело
Притаилось в опале.
Заняты норы,
Замерли споры,
Заиндевели утром заборы…
Что же так сладко в этой поре,
В сердце сжимающем нам октябре?!

Ноябрь.
Чёрный лес
Неотразимый
Прорисован до корней,
За ноябрьским предзимьем
Снега ждёт душа скорей.
За угрюмыми ночами
Белых плясок хоровод,
За терпенье и печали
Долгожданный Новый год!

Декабрь.
У декабря полно забот —
Как всё успеть — не знает!
Он провожает старый год
И Новый Год встречает!

Он должен ёлку нарядить!
Последний день сегодня,
Чтоб всех на свете пригласить
На праздник новогодний!
М. Садовский

По сугробам шёл январь ,
Всех морозов зимних царь!
Догонял его февраль
Потерял из вьюги шаль.
Прибежал на смену март ,
Зазвенел: — Весна, на старт!
По ручьям приплыл апрель ,
Он в кармане нёс капель.
Шелестел листвою май :
— Куртку тёплую снимай!
Одуванчик нёс июнь .
Хочешь чуда? Просто дунь!
А в июле, а в июле
Мы на море отдохнули!
Август пчёлами гудел,
Да грибом в лесу сидел.
В золотистом сентябре
Мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрём :
Листьев жёлтых наберём!
Нас ноябрь заморозил,
Первый снег на землю бросил.
Вот декабрь к нам идёт,
Завершая длинный год!
И. Гурина

Двенадцать месяцев.
Январь.
В шубках ёлочки-подружки,
В шапках старые пеньки.
Не нужны зимой игрушки:
Мы пойдём играть в снежки.

Скоро станем мы похожи
На смешных снеговиков.
А январь, весь белый тоже,
Улыбнётся широко.

Февраль.
Белокрылые метели
Завывают в феврале.
Звери сильно похудели
В тесной норке и в дупле.

Мы поможем им немножко:
Хлеб в кормушку принесём.
По заснеженным дорожкам
В задремавший лес придём.

Март.
Солнце зиму одолело,
Стало ласковей, добрей.
Птичка песенку запела.
Все на улицу скорей!

Там звенит капелью утро.
Там весны весёлый старт.
Снега сахарную пудру
Топит в лужах тёплый март.

Апрель.
Дождь напоит щедро землю,
В поле вырастет трава.
Вешний лес уже не дремлет:
Появляется листва.

Просыпаются все звери,
Что дремали под снежком.
Открывай, апрель, им двери!
Все из норок кувырком!

Май.
Всё поёт, играет, пляшет.
Наступает месяц май.
Нет его светлей и краше.
Руки к солнцу поднимай!

Над цветком пчела кружится,
На берёзке дрозд свистит.
Всё живое веселится,
Нас с тобою веселит.

Июнь.
Настал июнь — начало лета.
Его мы ждали целый год.
Всё, тёплым солнышком согрето,
Благоухает и цветёт.

Деревья вновь позеленели.
Их новый радует наряд.
И только сосенки да ели
Отводят свой колючий взгляд.

Июль.
В июле зреет земляника
И на полянке, и в саду.
И все от мала до велика
За сладкой ягодой идут.

Над речкой солнышко – лепёшкой
И мостик радуги – дугой.
А в речке юркие рыбёшки
Зовут купаться нас с тобой.

Август.
Август, август – детям радость!
В летний лес пойдём гулять.
Там малины спелой сладость
И грибов – не сосчитать!

Сколько ягод сочных съели
И грибов домой снесли!
…Оглянуться не успели,
Как каникулы прошли.

Сентябрь.
Прячется солнышко, хмур небосвод.
Вот и сентябрь сторожит у ворот.
Сникла трава, опустели кусты.
Птичье «прощай» к нам летит с высоты.

Быстро закончилось лето… Как жаль!
Робко листочки на клёнах дрожат…
Но не печалься о летнем деньке:
Сделай из листьев осенний букет.

Октябрь.
Дождь стучит весь день по крыше.
За окошком – листопад.
То октябрь править вышел.
Что ж никто ему не рад?

Студит воздух он и воду.
Мерзнет, прячется зверьё.
…Да, в такую непогоду
Хорошо иметь жилье.

Ноябрь.
Яблони и сливы голые стоят.
Выглядит уныло наш осенний сад.
За окном то дождик, то холодный снег.
Мрачно, неуютно на душе у всех.

Утонуло солнце в лужах ноября.
Но не будем злиться на него мы зря.
Приготовим лыжи, санки и коньки.
Ждут нас очень скоро зимние деньки.

Декабрь.
Ходит по лесу декабрь,
Сыплет жемчуг, серебро.
На опушке шумный табор
Непоседливых ворон.

Погалдят и разлетятся
Добывать нехитрый корм.
А декабрь — им вслед смеяться,
Осыпать подруг снежком.
Т. Керстен

Проверьте знания малыша с помощью загадок.

Дни его − всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц тот пройдёт −

Мы встречаем Новый год.

(Декабрь.)

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду − упадёт

Не вода уже, а лёд.

Повернуло солнце к лету,

Что, скажи, за месяц это?

(Январь.)

Снег мешками валит с неба.

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём − капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Что, скажи, за месяц это?

(Февраль.)

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает.

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

(Март.)

В ночь мороз,

С утра капель,

Значит, на дворе …

(Апрель.)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад.

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

(Май.)

Самый длинный, длинный день.

В полдень − крохотная тень,

Зацветает в поле колос,

Дозревает земляника,

Что за месяц, подскажи-ка.

(Июнь.)

Жаркий, знойный, душный день.

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его − вершина лета,

Что, скажи, за месяц это?

(Июль.)

Листья клёна пожелтели,

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц, подскажи.

(Август.)

В каком месяце лето кончается,

А осень начинается?

(Сентябрь.)

Всё мрачней лицо природы,

Почернели огороды.

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился?

(Октябрь.)

Поле чёрно-белым стало,

И уже похолодало,

Мёрзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь.)

Нравится мне, как помогает запомнить названия месяцев года Мультипедия. Может, именно с мультиком вашему ребёнку будет легче закрепить в памяти все 12 месяцев?

Чем раньше ребёнок будет слышать в речи взрослых названия месяцев, чем более эти названия будут привязаны к реальности, в которой живёт ребёнок, тем проще ему будет запомнить эти имена: Январь…Февраль…Март..

Эти дидактические материалы помогут ребенку быстрее выучить и запомнить названия времен года и месяцев. Скачайте и распечатайте картинку-календарь, его нужно будет повесить на видном месте таким образом, чтобы ребенок часто встречал календарь глазами в течение дня. Он невольно будет прокручивать в памяти названия времен года, зимних, весенних, летних и осенних месяцев.

Естественно, перед этим необходимо ребенка с этими временами года ознакомить. Начните свой рассказ с зимы. Обязательно расскажите приметы, что происходит в это время года в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе полную картину сезона.

Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник - Новый год.

Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Самые известные праздники весны - это 8 марта и первомай.

Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.

Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник - день знаний.

И снова наступает зима...

Не забудьте обсудить и само понятие "времена года", что такое год. Детки часто путают "время года", "время суток", "неделя", "месяц" и просто "время", сразу разграничьте эти понятия. Помогут в этом загадки:

В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? (год)

Птицы эти вереницей летят,
И не воротятся больше назад.
В каждой стае птичек - семь,
Вам они известны всем! (Дни недели.)

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Но друг друга не обгоняют. (Месяцы.)

Протянулся мост
На семь вёрст,
А в конце моста -
Золотая верста. (Неделя.)

Ежегодно приходят
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года.)

Предложите ребенку самому придумать рассказ про времена года.

Не забудьте сказать ребенку, что год состоит из 12 месяцев , и на каждое время года приходится по 3 месяца.

Календарь времена года

Далее знания можно углубить, разбив происходящее в природе на месяцы, как изображено на картинках. Задавайте ребенку вопросы: "когда опадают листья с деревьев?", "когда мы поедем купаться на реку?" и тому подобные, чтобы хорошо закрепить в памяти материал.

В продаже бывают календари с подвижной стрелкой для изучения времен и месяцев года. Такой календарь можно смастерить и своими руками, просто распечатав рисунок и прикрепив стрелку из картона.




Хорошо помогут детям в закреплении знаний о временах года карточки, рисунки-раскраски и загадки.

Карточки

Нужно разрезать по линиям.




В детском саду или дома можно сделать аппликацию из цветной бумаги на тему времен года. Шаблон:

Как с ребенком выучить названия месяцев

Запомнить месяцы поможет простое стихотворение:

По сугробам шёл январь, всех морозов зимних царь!
Догонял его февраль - потерял из вьюги шаль.

Прибежал на смену март, зазвенел: "Весна, на старт!"
По ручьям приплыл апрель, он в кармане нёс капель.

Шелестел листвою май: "Куртку тёплую снимай!"
Одуванчик нёс июнь. Хочешь чуда? Просто дунь!

А в июле, а в июле мы на море отдохнули!
Август пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел.

В золотистом сентябре мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрём: листьев жёлтых наберём!

Нас ноябрь заморозил, первый снег на землю бросил.
Вот декабрь к нам идёт, завершая длинный год!

(с) Ирина Гурина

Выучили названия месяцев и их порядок, теперь можно рассказать ребенку секретик, как определить/посчитать количество дней в месяце по кулачкам:)


Не забудьте рассказать и про високосный год!

Тридцать дней всегда в сентябре,
В апреле, июне и ноябре.
На день больше в месяцах прочих,
Только февраль подравняться не хочет.
В нём всего двадцать восемь дней,
Но в год високосный он на день длинней.

Подрастающим детям необходимо всё больше знаний об окружающем их мире. Эта информация не обязательно касается получения практических навыков (чтения, счёта, умения вырезать и клеить). Смена времён года, месяцев и дней недели - как объяснить эти процессы, как научить ребёнка легко запомнить нужную информацию?

Для того чтобы малыш хорошо запомнил и в дальнейшем легко ориентировался в названиях месяцев, необходимо провести подготовительную работу — нужно научить его хорошо различать и определять времена года.

Это обучение можно начинать очень рано, уже в полтора-два года нужно обращать внимание ребёнка на характерные приметы каждого сезона.

Изучаем времена года и их особенности

В возрасте двух - трёх лет ребёнок должен хорошо определять времена года, их последовательность, и основные признаки.

Отличный вариант для изучении времен года — это настольная игра. А играть в хорошо оформленную, яркую обучающую настольную игру — одно удовольствие. Ребенок достаточно быстро схватывает материал и сам проявляет интерес к игре.

  1. Настольная игра «Времена года» знакомит ребенка с изменениями в природе. Красивые иллюстрации научат ориентироваться в сезонах годового круга, различать месяцы и сравнивать состояния природы.
  2. Настольная игра «Времена года и часы» знакомит ребенка не только с временами года, но и учит определять время.
  3. Настольная игра «Магнитные истории. Времена года» поможет научиться понимать, чем зима, весна, лето и осень отличаются друг от друга. Игра состоит из магнитных полей и фигурок.

Выучили? Переходим к следующему этапу.

Изучаем и запоминаем названия месяцев

Проще всего научить ребёнка определять месяцы, опираясь на имеющиеся знания о временах года. Для этого можно самостоятельно сделать наглядное пособие, которое поможет вам быстро научить малыша нужному материалу и закрепить его знания о временах года.

Итак, нам понадобится:

  1. Кусок плотного картона размером 30х40 см.;
  2. 4 бумажных конверта;
  3. 4 красивые крупные картинки, изображающие зиму, весну, лето и осень;
  4. 12 карт из плотной бумаги с крупными названиями месяцев и соответствующими им тематическими картинками.

Приступаем к изготовлению

Шаг 1. Разделите лист картона на 4 одинаковые части, на каждую наклейте картинку, изображающую определённое время года в такой последовательности: два верхних прямоугольника – это зима и весна, два нижних – лето, осень.

Шаг 2. В нижней части каждой картинки наклейте конверт (лицевая сторона конверта приклеивается непосредственно на картинку). У конверта отрежьте верхний клапан, которым обычно его заклеивают. Должен получиться своего «кармашек» на картинке, изображающей время года.

В этот карман и нужно поместить соответствующие каждому сезону карты с названиями месяцев. В итоге, в каждом кармане должны находиться три карты. Размер карты нужно подобрать так, чтобы её большая часть выглядывала из конверта, и ребёнок мог без затруднений увидеть, что на ней изображено и название самого месяца.

Оформляем карты

Надписи «февраль», «март», «апрель» напишите или напечатайте чётко и крупным шрифтом. Первую букву названия месяца можно слегка выделить – сделать её другого цвета и чуть увеличить шрифт. Это поможет детям в будущем запомнить название месяца, в том числе, по первой букве. Однако этим способом удобнее пользоваться тем, кто уже хорошо знает алфавит.

Картинки на карточках должны изображать характерные события и приметы каждого месяца, доступные для запоминания малышом.

Например: январь – новогодние праздники, июль – купание в речке или на море, март – первые подснежники и тюльпаны, апрель – день рождения ребёнка (сестры, бабушки) и т.д. Постарайтесь, чтобы картинки были яркими и запоминающимися. Можно разнообразить картинки домашними фото, на которых изображён сам малыш, при этом следите, чтобы было хорошо видно, какое именно время года изображено на фотографии.

Учим названия месяцев и играем

Продемонстрируйте ребёнку наглядно, как соотносятся месяцы с временами года, поместив карты с их названиями в соответствующий карман.

Для первых занятий достаточно запоминания двух - трёх месяцев, гораздо важнее, чтобы ребёнок старался запомнить, как они распределяются по временам года, какие относятся к лету, какие к зиме. Учим месяцы не спеша, стараясь подбирать понятные ребёнку ассоциации и примеры. В процессе обучения предлагайте малышу самостоятельно распределять карточки с названиями в нужные карманы, при этом проговаривайте их названия вслух.

Усложняем задание:

Чтобы научить ребёнка хорошо ориентироваться, в каком порядке месяцы следуют друг за другом в течение года, предлагаем следующее задание. Вытащите все карточки с названиями и перемещайте их в произвольном порядке. Потом положите их перед малышом и предложите разложить их в правильном порядке, начиная с января. Можно добавить элемент игры, рассказав, что это злая Баба Яга смешала карточки, и если не помочь месяцам стать в правильном порядке, то Новый Год не настанет.

Когда юный ученик быстро и без проблем начнёт складывать карты с названиями месяцев в правильном порядке, а также устно отвечать на вопросы: «Как называется первый месяц в году?», «Какой месяц идёт за мартом?», «Назови три осенних месяца, три летних и т.д.», тогда можно считать, что он успешно научился определять месяцы.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Развивающий мультик о временах года и месяцах из серии «Уроки Тетушки Совы»:

В первые годы жизни ребенок активно познает окружающий мир и усваивает множество новых понятий. Не обойтись малышу в этом непростом деле без помощи родителей. Задача взрослых - стимулировать интерес ребенка и всячески его поощрять. Если по каким-то причинам малыш не посещает детский сад, заниматься необходимо дома. Как рассказать ребенку о смене сезонов и какие игры про времена года для детей в этом помогут?

Начинать никогда не рано

Многие мамы задаются вопросом о том, когда необходимо начать интенсивное обучение ребенка. На самом деле однозначного ответа на этот вопрос нет. Рано не бывает, рассказывать о причудах погоды и времени года за окном можно и новорожденному, и младшему школьнику. Возраст в наибольшей степени влияет на сложность занятий и объем преподносимого материала. Короткие рассказы и стихи про времена года для детей интересно послушать будет и годовалому малышу. А загадки и творческие уроки больше подойдут для дошкольников.

Не упускайте ни минуты...

Обсудить погоду за окном можно в любой момент. Предложите сыну или дочке посмотреть в окно перед завтраком или внимательно оглядеться по сторонам на прогулке. Учите ребенка обращать внимание на окружающие предметы и строить логические взаимосвязи. Определить температуру за окном можно по одежде прохожих или поведению животных: «Смотри, как растянулся кот под деревом, сегодня очень жаркий летний день!» или «Тетя кутается в шарф и несет зонт, потому что наступила осень и пасмурно, возможно, скоро будет дождь». Помните о том, что понятие времена года для детей субъективное. Старайтесь объяснить последовательность смены сезонов и привязать их к каким-то запоминающимся событиям, крупным праздникам, народным обычаям. Приметы вам в этом помогут.

Готовим презентацию

Рассказать о климате можно в формате мини-урока - презентации. Подготовьте заранее наглядные материалы или приготовьтесь рисовать вместе с ребенком. Изобразить можно пейзажи, хорошо получится, если будет понятно, что это одно и то же место в разные месяцы. Детям постарше предложите вместе сфотографировать вид из окна или свой дом с улицы зимой и летом. Расскажите об особых для каждого времени года и сопоставьте их с занятиями человека. Зимой идет снег и можно кататься на коньках и лыжах, летом тепло и солнечно - все купаются и загорают. По желанию каждый сезон можно дополнить иллюстрациями с ассоциациями. Дошкольникам предложите самостоятельно нарисовать подобные картинки. Игра для детей «Времена года» обязательно увлечет ребенка. Внимание: не критикуйте малыша, если он допустит какие-то ошибки, например, нарисует лыжи на пляже. Лучше спросите, почему на картинке изображено именно это, а затем еще раз повторите материал.

Дополнительные материалы

Следите за тем, во что играет ваш малыш и какую информацию он получает извне. Подбирайте сказки для чтения и мультфильмы для просмотра, соответствующие текущему времени года. Некоторые игрушки также должны быть сезонными - это летние наборы для песка, зимние большие лопатки для снега и прочие. Можно даже создать ритуал упаковки на хранение таких аксессуаров вместе с одеждой. Обязательно привлекайте ребенка к сезонным работам - берите его с собой на дачу, зовите помогать украшать елку и наблюдать за процессом приготовления блинов на масленицу. Помогут обобщить понятие и загадки «Времена года» для детей. Русский фольклор богат подобными стишками, подобрать понятные именно вашему малышу будет нетрудно. Для дошкольников и первоклассников можно устроить викторину с вопросами. Не забывайте уделять время творчеству. Предлагайте делать поделки из природных и бытовых материалов. Подключите фантазию - из ваты получится отличный снег, а шишки и листья помогут изобразить лес и животных.

Самодельные пособия

Для наглядного изучения времен года можно создать тематический стенд. Меняйте на нем информацию каждый сезон, добавляйте распечатанные фотографии, рисунки и поделки. Альтернативный вариант - тематические игровые часы с движущимися стрелками. Добавьте потешки, поговорки, загадки и стихи. Времена года для детей можно объяснить на примере поведения животных - зайцы и белки меняют цвет шерстки, медведи и грызуны впадают в спячку. Важный момент - для самых маленьких называйте только название времени года, а для дошкольников можно сделать таблицу с изучением месяцев. Хороший формат в этом случае - календарь. Сделать его можно в виде большого плаката или перекидной книжки. Обязательно оставьте место для пометок, предлагайте ребенку дополнять пособие авторскими замечаниями или картинками. Времена года для детей - тема большая и объемная. Поощряйте любой интерес и желание ребенка узнать больше. Можно устраивать тематические домашние концерты или праздники для друзей малыша. Обязательно отмечайте со всеми обрядами и традициями и всенародные даты - празднуйте начало весны с масленицей и Пасхой, устраивайте осенние праздники урожая, не забывайте про приглашение Деда Мороза на Новый год, даже для самых маленьких.

Четыре странички про времена года: весна, лето, осень и зима. Календарь природы для детей в картинках, стихах и загадках, где наглядно рассказывается о каждом времени и месяце года: какие бывают времена года; чем они отличаются друг от друга; чем мы занимаемся мы и природа в каждое время года; какие основные праздники бывают в каждом месяце.

На каждой страничке есть видеоролик, который демонстрирует последовательность смены сезонов года с яркими картинками времен года и приятным музыкальным сопровождением. Материал будет интересен, как для занятий с детьми в детском саду, так и для занятий с детьми младшего школьного возраста.

Весёлые странички про каждое время года

Страничка про весну
Страничка про лето
Страничка про осень Страничка про зиму

Календарь природы для детей в виде часов

Детский календарь природы: собери год из четырех частей времен года. Каждая часть часов - одно из четырех времен года. Если собрать их вместе и склеить, получится круглый год. Затем можно проделать отверстие посередине и из полоски бумаги сделать стрелочку, которая будет указывать на месяц, который идет сейчас у нас по календарю природы.

(Часы-календарь состоят из четырех частей. Нажмите мышкой на один из четырех рисунков, чтобы открылась большая картинка для скачивания)

Поделиться: