Как быстро научится плавать ребенку 10 лет. Как научить ребёнка плавать: полезные советы

Мой метод подразумевает обучение плаванию сначала под водой с последующим выныриванием и освоением "надводного "пространства (идея пришла, когда я увидела на грудничковое плавание). Я исходила из того что основная загвоздка состоит в том, что дети боятся погружения под воду и так отчаянно пытаются не утонуть, что мешают себе плыть. Научившись задерживать дыхание и плавать под водой, дети приобретают уверенность, их движения перестают быть судорожными попытками во чтобы то не стало остаться на поверхности - они успокаиваются и плывут.

Первый вопрос: как часто вы планируете ходить в бассейн? Оптимальная частота 2 раза в неделю или чаще. С ребенком должен заниматься тот взрослый, которому он больше доверяет (обычно мама больше подходит, мужчины часто слишком увлечены целью и у них не хватает терпения дать ребенку успокоиться и поверить в свои возможности, но если ваш папа спокойный, уравновешенный человек то он вполне справится!). Причем очень важно не форсировать события, а то можно напугать мелкого! ВАЖНО: безостановочно хвалить и подбадривать ребенка, особенно в ключевых моментах (освоение выныривания и начало плавания под водой).

  1. Для начала вы должны встать на глубину где ребенку по грудь, (стандартная глубина для занятий) снять нарукавники и просить ребенка приседать в воде, задерживая дыхание. Сначала чтобы вода закрывала ему губы, потом нос, потом погрузиться с головой и тут же вынырнуть. Это упражнение стоит делать до тех пор, пока ребенок не осознает, что он контролирует ситуацию погружения, вовремя и правильно задерживает дыхание, выныривает по своей воле и не пугается нехватки воздуха (пусть ребенок не закрывает глаза и не затыкает нос при погружении, если он боится попадания воды в глаза, есть смысл предложить очки, но все дети, которых я учила, совершенно спокойно научились без них - тут главное заинтересовать ребенка тем, ЧТО можно увидеть под водой).

    Как игра очень хорошо помогают освоить ситуацию выныривания прыжки с борта бассейна у глубокого края, сначала с нарукавниками (на более поздних этапах - без них), при этом взрослый должен ловить ребенка до того, как он успеет испугаться.

  2. Когда погружение будет освоено настолько, что ребенок совершенно перестанет этого пугаться (обычно хватает одного занятия), попросите ребенка вытянуть руки, когда он нырнул и быстро протащите его под водой за руки хотя бы полметра, постепенно увеличивая до расстояния ваших вытянутых рук. К концу дистанции выталкивайте его на поверхность, обозначая необходимость вдоха. Обычно детям это упражнение очень нравится. Придумайте для него какую-нибудь игровую преамбулу: подводная лодка, морской котик...

    Обратите внимание ребенка на то, что он выныривает (поднимает голову над водой) тогда когда он хочет вздохнуть, убедите его в безопасности и контроле над ситуацией, как с вашей стороны, так и с его. Постепенно передавайте инициативу выныривания ребенку.

  3. Когда ребенок почувствует уверенность в том, что у него всегда есть возможность вынырнуть, усложните упражнение № 2 тем, что вы водите ребенка за руки, а он ныряет и выныривает за вдохом-выдыхом, при этом он полностью отрывает ноги от дна и "плывет", не ставя ноги на дно в момент вдоха-выдоха. Начните с 2-3 подныриваний-проводок (вдох-задержка дыхания-нырок-проводка-выныривание (1) - дыхание-задержка-нырок-проводка-выныривание (2) - и т.д.), доведя до 5-6. Это очень трудоемкое упражнение для ребенка (давайте ему передышку, не форсируйте) и самое базовое в навыке (обычно на освоение уходит 2-3 занятия).

    Продолжайте играть в прыжки с борта (без нарукавников), прыгайте в воде с погружением ("баба сеяла горох"), все игры должны быть направлены на то, чтобы научить ребенка не бояться ситуаций в воде, связанных с водой на лице и погружения под воду при том, что на нем нет плавсредств.

  4. Когда ребенок перестанет выглядеть запыхавшимся при выполнении упр.3, т.е. легко и вовремя научится выныривать, объясните ему, как заныривать самостоятельно. Для этого он должен сложить руки лодочкой, выставить их вперед и нырнуть вслед за руками (просите его смотреть под водой на руки). Ребенок теперь самостоятельно контролирует свое погружение и выныривание без страховки взрослого руками.

    Когда это будет освоено (обычно это получается почти сразу), встаньте от ребенка на расстоянии полуметра и попросите ребенка нырнуть, увидать ваше тело под водой и под водой пройти (иногда получается сразу проплыть) к вам и вынырнуть. Объясните ему, как толкаться ногами от дна, чтобы увеличить скорость движения (это же стимулирует его оторвать ноги и плыть, а не идти под водой). Постепенно увеличивайте дистанцию, чтобы хватило одного вдоха. Придумайте игру, в которой ребенок будет таким образом подплывать к разным людям и предметам в воде.

    Прыжки в бассейн с борта уже не стоит тут же страховать и вылавливать ребенка. Пусть он сам подплывает к вам и выныривает.

  5. Это упражнение - ключевой момент самостоятельного плавания. Встаньте от бортика бассейна или поставьте другого взрослого на расстояние полтора-два метра. Объясните ребенку, что он может доплыть до желаемой цели (бортик бассейна или другой взрослый) вынырнув для дыхания столько раз, сколько понадобится. Покажите ему, как грести руками под водой, вытягивая их вперед и разводя их в стороны. Сначала многие дети пытаются встать на дно во время вдоха. Поэтому довольно скоро напомните ребенку, что он умеет толкаться ногами при погружении, и попросите его не опускать ноги, поначалу идя рядом с ребенком и страхуя (чуть-чуть!!!) его рукой под живот во время вдоха...на освоение этого этапа уходит 2-4 занятия.
  6. После освоения упр. 5, когда ваша страховка во время вдоха станет символической, убедите ребенка в том, что теперь он может самостоятельно плыть под водой (метафора - плыть, как дельфин). Попросите его доплыть до разных предметов, хорошо видимых в воде, а потом усложните задание тем, чтобы он не только доплывал до предмета, но и возвращался к вам (обычно здесь очень хорошо работает прием соревнования: "Спорим, что ты доплывешь?..").

    Постепенно смещайте ваши занятия на глубину, где ребенок не достает ногами до дна.

  7. Фактически освоив упр. 6, можно считать, что вы научили его плавать, дальнейшее обучение (плавание над водой) можно оставить на усмотрение ребенка (обычно дети через некоторое время сами очень легко понимают, как можно плыть не ныряя). Если есть желание контролировать процесс обучения надводному плаванию, то нужно просто показать ребенку, что можно нырять не сразу после вдоха, а продолжать плыть, держа голову над водой. Здесь необходимо обратить внимание на то, чтобы ребенок не вытягивал шею (напомните ему, что как только он устанет плыть над водой, он может нырнуть).

    Все остальное обучение касается стиля плавания: покажите ребенку, как работать ногами, добейтесь плавности и синхронности движения рук и ног.

В конце хочу добавить, что это плавание только начало умения плавать стильно!!! Дальнейшее обучение (кроль, брасс и прочие навороты) - дело спортсмена-инструктора, цель же этой методики - уверенность на воде.

Обсуждение

20.10.2008 04:32:01, Pandus

Что думают специалисты? - Наверное только ленивый ещё на прочитал об этом тут: http://swim7.narod.ru/malenkie.html

20.10.2008 04:31:06, Pandus

А моя поплыла при помощи круга SWIMTRAINER. Вот их сайт www.freds-swim-academy.ru. Что думают специалисты? =)

28.07.2007 14:37:19, Марина

Легко научиться плавать самому и научить ребенка можно по самоучителю, опубликованному на сайте Пловец.ру http://www.plovets.ru

20.06.2007 13:28:13, __ms__

Конечно, это очень здорово! Я детей учу плавать примерно таким способом с 1978-1979 года, дети могут самостоятельно плавать уже уверенно после 2-3 минут сами, а те кто ни разу не видел водоемов, т.е. не барахтался в воде, примерно через2-3 часа умеют плавать уверенно сами. Вот так.

12.05.2007 11:09:45, Marat

Думаю очень полезный и вовсе не "поучающий" материал, автор пытается научить плаванию на практике(!), что очень важно.

04.11.2003 22:50:11, Stella

Статья бесполезна и вредна, куку права. Только, может, не стоило так грубо.
Автор не владеет материалом, а пытается поучать. Это все-таки маленькие дети, надо быть поаккуратнее с непрофессиональными советами.
Вы просто надергали каких-то упражнений из совершенно разного материала.
Вам действительно надо заняться своим делом, или вы играете в "понарошку"?

06.11.2002 20:54:26, Анна П.

Кто бы посоветовал, с чего начать с ребёнком, который не то что без нарукавников, а даже и с любым надувным средством боится зайти в бассейн и присесть глубже, чем по грудь?
Пока склоняюсь к тому, чтобы оставить его в покое, а через год (в 5 лет) отправить на занятия с тренером... А если он и тогда упрётся?

У нас вообще получилось так: мой 3х-летний ребенок научился плавать во взрослом бассейне через нарукавники. Я даже считала, что это плохо, что приходится плавать в нарукавниках, но с этим ничего сделать было нельзя. Сначала сын плавал в нарукавниках, а потом нарукавники сдувались и сдувались, пока не стали падать вообще, и сын понял, что может плавать без нарукавников. Так и плаваем теперь в бассейне, в котором и я сама дна не чувствую, а еще ныряем. В бассейне в младенчестве мы не занимались никогда. И от первого занятия в бассейне с нарукавниками до плавания без них прошло полгода. И в сущности я занималась очень похоже, как написано в статье, только у нас не было дна. Сначала мы обрели уверенность, плавая в нарукавниках, учась держаться за доску, учась работать ногами и руками, научились нырять в нарукавниках, в них же и прыгать с бортика. А когда уже без нарукавников, я старалась делать все, чтобы сын не испугался. Мы вместе прыгаем в воду, когда он опасается прыгать один, или я его ловлю внизу, или держу его за руку. Когда он проплывает, я отплываю и показываю руку, что за нее он может схватиться, и он плывет к моей руке. 4-5 метров проплывает без остановок. Сейчас мы играем с мячом. Мы его забрасываем как можно дальше и плывем как бы наперегонки к мячику, чтобы схватить его. Когда Диме надо отдохнуть, он сам хватается за бортики, чтобы чуток перевести дыхание и оглянуться. А еще иногда мы дурачимся: выпускаем ртом струйки воды как киты, играем в сбрасывание друг друга в бассейн, сын пытается плавать на спине, и у него немного получается. Но должна сказать, что сын всегда вообще очень любил воду, не боялся нырять даже в год, когда мы были на море, в сыне вообще какая-то тяга к воде, к плаванию. Ни один другой вид спорта так его не заинтересовал как плавание.

Имею огромный опыт по обучению детей плаванию от одного года.Дети начинают плавать уже через 10 занятий.Говорить надо мало,надо быть просто с детьми и очень любить то,что делаешь.

01.11.2002 20:35:19, любовь

А по-моему, очень полезная и интересная статья. Наверное, дама № 1 с сомнительными ругательствами сама очень боится воды и просто завидует людям, которые не только умеют плавать, но и могут научитьэтому других.

Оставьте обучение плаванию профессионалам. Ваш так называемый метод абсолютно безграмотный, не морочьте людям голову.
Займитесь тем, что знаете.
Не всякий тренер с высшим образованием возьмется учить грудничков, для этого нужно овладеть одной из существующих методик(которые врачи разрабатывали).
Вы еще методики массажа разработайте, не имея на то ни знаний, ни опыта. Уверена, что у вас тут найдется куча последователей. Родить здорового ребенка и своими методами воспитания сделать из него идиота.

31.10.2002 21:11:22, куку 4

Счастливый ребенок 28.07.2017

Дорогие читатели, ваши дети умеют плавать? Если да, то помните ли вы, как и когда учили их такому важному навыку? А если нет, то, может, самое время начинать? Ведь для ребенка плавание – не только веселая забава, но и полезная для организма физическая нагрузка. Кроме того, на отдыхе такое умение тоже очень пригодится – и детям веселее, и родителям легче. Мое личное мнение: уметь плавать ребенок должен так же, как и ходить.

Сегодня на блоге мы с вами обсудим тему, как научить ребенка плавать, познакомим вас с основными правилами безопасного обучения детей плаванью. Предлагаем вашему вниманию упражнения для детей разных возрастов, чтобы вы могли позаниматься с ребенком в бассейне и в открытых водоемах. В этом нам поможет ведущая рубрики Анна Кутявина. Передаю ей слово.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Лето в самом разгаре. Многие семьи предпочитают отдыхать в этот жаркий период возле воды. Солнце, море, пляж… Довольно редко встречаются дети, которые не любят воду. Ведь купание в море, речке или большом бассейне на открытом воздухе не может сравниться с домашней ванной. А в знойный летний день детвору вообще трудно вытащить из воды.

Но, чтобы максимально получить удовольствие от времяпровождения на воде, необходимо уметь плавать. Именно поэтому вопрос, как научить ребенка плавать, возникает рано или поздно.

Так с чего начинать? Давайте вместе с вами попробуем ответить на вопросы, возникающие в период обучения плаванию вашего ребенка.

Какая польза от плавания

Для начала давайте спросим себя, зачем вообще ребенку нужно плаванье. В конце концов, не каждый будет жить возле моря или станет моряком. Однако и в таких случаях есть неоспоримые доводы, которые однозначно говорят за то, чтобы ребенок умел плавать.

Так, занятия плаванием очень полезны, ведь они укрепляют иммунитет и формируют здоровую осанку, дают положительные эмоции. Кроме того, они являются хорошей профилактикой простудных заболеваний, укрепляют сердце и сосуды, тонизируют мышцы, развивают физические способности: силу, выносливость и координацию движений.

Кроме того, в жизни бывают разные ситуации, и это может обернуться трагедией, если ребенок не будет уметь плавать. Это жизненно необходимый навык! И, конечно, нельзя не отметить, что на самооценке ребенка умение плавать также сказывается весьма положительно – это возможность прибавить авторитета в глазах сверстников и укрепить уверенность в себе. Тоже замечательно!

Необязательно растить из своего ребенка спортсмена-пловца. Но умение держаться на воде и плавать всегда будет ребенку на пользу.

Где учить ребенка плавать

Первые уроки лучше всего проводить в знакомой и комфортной ребенку обстановке. Это может быть обычная ванная или надувной бассейн. Если вы все же выбрали открытый водоем, то позаботьтесь, чтобы выбранное вами место было безопасным.

Оцените санитарное состояние воды и обследуйте дно водоема на наличие крупного мусора – коряг, арматуры, бутылок и т. д. Также проверьте наличие водоворотов и течений. Если они есть, то лучше начинать уроки плавания в другом месте. Учитывайте температуру воды и воздуха, и, если температура воды окажется ниже 23˚С, то занятия следует отложить или выбрать более подходящее место.

С какого возраста можно обучать плавать детей

Новорожденные очень любят купаться, поскольку вода – это их естественное состояние, ведь малыш все 9 месяцев окружен околоплодными водами. И все-таки мнения специалистов, с какого возраста можно обучать малыша плавать, расходятся. Одни считают, что оптимально учить ребенка плавать с рождения, так как малыш еще не растерял врожденных умений находиться в водной среде и легче обучается. Другие считают, что учить плавать лучше всего с 4-летнего возраста. В чем сходятся мнения, так это в том, что все довольно индивидуально и начало процесса обучения зависит от ребенка и его физических способностей.

Если у вас возникли сомнения, проконсультируйтесь со своим педиатром. Задайте ему все интересующие вас вопросы. И обязательно проверьте перед началом обучения, нет ли у вашего ребенка проблем с носом и ушами (отит, синусит, повреждения барабанной перепонки). Это очень важно! Ведь для освоения плавания малышу придется погружаться в воду, и вы должны быть уверены, что ребенок абсолютно здоров.

С чего начать

Существует масса упражнений, методик и способов, как научить ребенка плавать. Но для того чтобы плавание на самом деле приносило пользу, необходимо самое главное – соблюдение родителями важных правил.

  • Если ребенок боится или не хочет купаться, не нужно настаивать, это может вызвать у него гидрофобию на всю жизнь;
  • проводите занятия в игровой форме;
  • ключевой момент в обучении плаванию – это хорошее настроение ребенка. Не пытайтесь начинать занятия с плохим настроением;
  • хвалите своих детей, радуйтесь их даже самым малым достижениям. Если ребенок будет чувствовать вашу поддержку и любовь, он будет стараться;
  • не используйте для обучения никаких аксессуаров (нарукавники, круги и прочее);
  • не учите плавать своего ребенка «как-нибудь». Выберите определенную технику и придерживайтесь всех необходимых правил.

Прежде чем приступить к занятиям, займитесь с малышом постановкой дыхания. Специальные упражнения помогут ребенку научиться правильно дышать в воде.

Упражнения для тренировки дыхания

Чтобы устранить фактор страха, начните с такого упражнения: посадите ребенка к себе на колени и прижмите его живот ладонями так, чтобы он не выпячивался при вдохе. Теперь пускай малыш сделает вдох и выдох 5-6 раз. Вы в этот момент должны проследить за тем, какая у ребенка глубина вдоха и сила выдоха. Нужно выработать верный ритм дыхания, при котором при вдохе плечи поднимаются, а при выдохе опускаются. Повторите это упражнение пару раз и дайте ребенку отдохнуть.

Вот еще несколько полезных упражнений.

  • Стойка «ноги врозь». Руки сцепите за головой, локти разверните строго в стороны, голову запрокиньте. В такой позе необходимо выполнить 8-9 глубоких вдохов и выдохов.
  • Стойка «ноги врозь». Вытяните руки вверх, держа их за головой. Кисти рук наложите друг на дружку и опустите подбородок на грудь. Сделайте 8-9 глубоких вдохов и выдохов. Наблюдайте, чтобы дети при этом «подбирали» живот.

Игра «Воронка»

Посадите малыша перед тазиком с водой и попросите его подуть на воду так, чтобы на поверхности воды образовалась воронка. Можете посоревноваться с ребенком, у кого воронка получается глубже.

Игра «Пузыри»

Ваш ребенок держится за край таза. Делает глубокий вдох и опускает лицо в воду, после этого выполняется выдох. Дайте ему задание получить наибольшее количество пузырей. Проследите, чтобы он во время процесса не закрывал глаза.

Обязательно обучите ребенка кратковременной задержке дыхания. Пусть он глубоко вдохнет и не выдыхает, пока вы не сосчитаете до пяти. Повторите упражнение несколько раз.

Как научить ребенка плавать в 3-4 года

Мы уже с вами разобрались, чем полезно плавание, как подготовить малыша к урокам и с чего начать. В 3-летнем возрасте ребенку, который любит поплескаться и не боится воды, подойдет облегченный вариант плавания брассом. Обязательно учите малыша в игровой форме, соревнуйтесь с ним, делайте все весело и с удовольствием.

Предлагаю вашему вниманию несколько обучающих занятий, которые непременно помогут ребенку обучиться плаванию.

«Лягушка»

Это упражнение для ног. Ребенок держится за взрослого руками и отталкивается ногами, изображая лягушку. Взрослый при этом движется спиной вперед и буксирует за собой малыша.

«Сердечки»

Поучите ребенка рисовать на воде сердечки. Для этого пусть малыш вытянет вперед руки, разведет их в стороны и соединяет внизу. Потом это же повторите, опуская руки и плечи в воду, держа голову над водой.

«Прыжки»

Пусть малыш в воде примет сидячую позу, сгруппируется, оттолкнется ногами от дна и поплывет, делая ногами «лягушку», а руками «сердечки». Обязательно поучаствуйте в этом процессе, не стойте в стороне. Вы можете придержать малыша снизу или, вытянув руки, ловить юного пловца впереди.

«Поплавок»

Очень полезное упражнение. Малыш делает вдох и опускается на дно, потом, словно поплавок, плавно поднимается вверх.

Обязательно проводите все эти занятия на мелководье и показывайте своему ребенку все на собственном примере.

Как научить ребенка плавать в 5 лет

В возрасте пяти лет ребенка можно учить плавать кролем, используя при этом очки для плавания. Перед вами серия упражнений, которые помогут вам в этом ответственном деле.

«Стрелочка»

После того как ребенок научится правильно дышать, предложите ему попробовать плыть под водой. Для этого попросите ребенка поднять руки над головой, положить сомкнутую ладонь одной руки на тыльную сторону другой. Затем нужно сделать глубокий вдох, оттолкнуться от дна ногами и проскользить как можно дальше вперед, до полной остановки. Ноги при этом должны быть прямыми.

«Ножницы»

Это упражнение полезно для ног. Проводится на мелководье. Ребенок на полусогнутых руках делает упор лежа. Ноги и туловище в этот момент должны быть параллельны воде. Их этого положения ребенок начинает поочередно делать махи прямыми ногами вверх и вниз – «ножницы».

Затем можно соединить два предыдущих упражнения и выполнять одновременно «стрелочку» и «ножницы».

«Мельница»

Теперь необходимо научить ребенка грести руками. Покажите ему «мельницу» и попросите повторить. Согните руки в локтях и по очереди каждой рукой описывайте полукруг в воздухе, затем опуская руки в воду. Обращайте внимание на то, как руки входят в воду. Сначала должна идти кисть, потом предплечье и уже после этого локоть и плечо.

Заключительный этап – совмещение всех этих упражнений. Ребенок отталкивается от бортика бассейна или от берега водоема, делает махи руками, вдох-выдох, поворачивает голову в сторону руки.

Как научить ребенка плавать в 7-10 лет

К большому сожалению, многие дети школьного возраста не умеют плавать. Но, вопреки частому мнению, и в 7 лет обучить ребенка плаванию не поздно. Главное – родительское терпение и регулярность тренировок.

Конечно же, обучать 7-10-летнего ребенка дома в ванной бессмысленно. Здесь нужны занятия в бассейне. В ванной можно тренировать правильное дыхание. Для обучения можно и нужно использовать все те методики и упражнения, которые мы рассмотрели ранее.

Предлагаю вам послушать советы тренера Натальи Корнишиной по обучению детей плаванию. Она отвечает на многие важные вопросы, дает рекомендации, и мы увидим простые упражнения по обучению детей этому важному делу.

Как научить ребенка плавать в бассейне

Чтобы научить ребенка плавать в бассейне, можно использовать те же техники, о которых мы говорили выше. Юный пловец пусть держится за борт и лежит на животе с вытянутыми руками. При этом он активно двигает ногами, показывая лягушку.

Такие же движения можно повторять уже с использованием пенопластовой доски. Ребенок держится за нее, двигает ногами и начинает плыть. Затем постепенно доску можно будет убирать, вместо нее подключая движения руками.

Отличный вариант поручить обучение детей плаванью специалистам. В бассейне есть тренеры, и за короткое время они научат детей плавать.

Для похода в бассейн ребенку понадобятся плавки, резиновая шапочка, тапочки, очки для плавания, мыло, полотенце, мочалка. Не забудьте и о перекусе. После плавания дети обычно дико голодные, и часто начинают капризничать еще мокрыми, в раздевалке. Сразу после выхода из душа предложите ребенку дольку яблока, а дальше пусть съедает, сколько хочет, и только потом вытирается и одевается.

Вот мы с вами и рассмотрели, пожалуй, все главные секреты плавательного мастерства. Получается, что осваивать умение плавать никогда не бывает поздно – ни совсем еще маленьким, ни подросткам, ни даже взрослым людям.

Я искренне желаю вам терпения в обучении детей плавательному мастерству! Веселых водных забав и теплого лета вам и вашим детям!

Анна Кутявина,
психолог, сказочница,
хозяйка сайта Сказочный мир

Я благодарю Аню за все советы. Вспоминаю свой опыт обучения плаванью дочек. Помню, как мы поехали с одной дочкой отдыхать в Анапу (второй дочке по медпоказаниям нельзя было находиться на солнце), и там на пляже я увидела, как тренер занимается с детьми. Мы подошли, записались в группу, и буквально за пару дней дочка моя уже смогла поплыть. Занятия сначала все проходили на берегу. Дети с удовольствием делали упражнения, примерно такие, как описаны у нас в статье. Дети были в восторге. Так интересно проходили занятия. Дочке как раз и было 4 года.

Я собою очень горд, ведь дарит мне здоровье спорт! Загадки про спорт для детей

Ребенка, который относится равнодушно или негативно к воде, вы вряд ли встретите. В жаркий летний день из водоема малыша практически невозможно вытащить. Это и не удивительно, ведь получаемые ощущения кардинально отличаются от тех, которые можно испытать в ванной.

Подрастая, ваш ребенок хочет быть самостоятельным. Поэтому рано или поздно вы зададитесь вопросом по поводу того, как научить плавать ребенка. На самом деле этот процесс не так уж и сложен, ведь умение плавать дается детям легко.

Научить ребенка плавать в год у вас вряд ли получится. Но этот период наиболее подходящий для того, чтобы адаптироваться к воде. Наиболее благоприятным периодом для обучения самостоятельному плаванию является возраст 4-7 лет.

Основная ошибка, допускаемая родителями при обучении плаванию

Перед тем, как научить ребенка плавать правильно, важно уяснить основные ошибки, которые совершают многие родители. Основной ошибкой является то, что они пытаются объяснить малышу, как ему держаться над поверхностью воды.

Папа учит своего малыша не бояться находится под водой, погружаясь вместе с ним

Они рассказывают малышу, как держать голову над водой, как вытягиваться в воде, грести руками и бултыхать ногами. При этом они поддерживают ребенка таким образом, что он еле касается поверхности воды.

Но как же малыш сможет держать голову над водой, если он даже не умеет правильно плавать? Ведь для этого необходимо как минимум правильно грести руками. Ради эксперимента, попробуйте сами удержаться на воде, в беспорядке двигая ногами и руками или же просто находясь без движения.

Используя такой способ, вы будете очень долго учить ребенка плавать. Поэтому в первую очередь нужно научить его уверенно чувствовать себя под водой. Ведь если он будет бояться оказаться под поверхностью воды, то движения его будут скованные, да и желание поплавать вряд ли будет сильным.

Многие дети просто пугаются глубины, когда не ощущают поддержку или просто дна под ногами. В конечном итоге, они просто начинают бояться глубины и ни о каком обучении плаванию уже речи не идет.

Маленькая девочка учится плавать в специальных надувных плавательных нарукавниках

А вот нарукавники будут поддерживать его на воде. Кроме того, от него можно будет немного отойти. Ребенок будет чувствовать себя более самостоятельным, видя вас на расстоянии. Нарукавники не сковывают движений, малыш спокойно сможет грести руками. В этом отношении надувной жилет менее предпочтительный. Но зато обеспечивается практически полная безопасность. В качестве поддержки может быть использован даже надувной мяч.

Где можно научить ребенка плавать

Первые уроки плавания ребенок получает еще в младенчестве, лежа в ванной. Для этого достаточно положить малыша на спину или животик. Он инстинктивно начнет барахтать ножками и ручками. В грудном возрасте карапуз чувствует себя в воде комфортно, ведь он девять месяцев провел в околоплодных водах.

Маленький мальчик в плавательной шапочке и очках учится плавать в детском бассейне

В маленьком возрасте учить детей плавать лучше в бассейне. В идеале он должен находиться при детском оздоровительном центре. В таком бассейне вода содержит меньше хлорки, она более мягкая. Со временем можно перебираться и во взрослый бассейн, но ограничивать себя во времени, чтобы на чувствительной коже ребенка не появилось раздражение. Преимуществом бассейна является то, что к глубине малыша можно приучать постепенно.

Часто в бассейн не берут маленьких детей. Мотивируется это тем, что они еще не способны попроситься на горшок . Также важно учитывать и температуру воды. Если в бассейн не удалось записаться, то ванная тоже сгодиться для получения основных знаний по плаванию, закрепить которые можно будет на большой воде.

В 4-5 лет можно смело переходить в водоем. Но следует подготовить средства для обеспечения безопасности ребенка на воде. В процессе купания ни в коем случае не отвлекайтесь! Всегда держите малыша в поле своего зрения!

Учим плавать ребенка при помощи игры

При обучении азам плавания лучше всего использовать игры. Длительность занятий подбирается с учетом физических особенностей ребенка. Важно, чтобы ему хватало сил, а сами упражнения были привлекательными.

1) А вы знаете чем полезна кукуруза при беременности ? Разбираем все за и против употребления этого продукта.
2) Можно ли носить каблуки женщинам в интересном положении, читайте в данной статье .

Можно выделить следующие основные виды упражнений:

  • «Поплавок». Ребенок, сделав вдох и задержав дыхание, должен присесть под воду. Пусть он обхватит согнутые в коленях ноги и прижмет их к груди. За счет воздуха, находящегося в легких, он всплывет;
  • «Звездочка на спине». Ребенок, стоя по пояс в воде, должен развести руки в стороны и аккуратно лечь на воду. Разведенные руки и ноги будут создавать своеобразную звезду. Уши и часть головы должны быть погружены в воду;
  • «Звездочка на животе». Ребенок, задерживая воздух, должен лечь на воду с поднятыми вверх руками. Лицо его при этом должно быть опущено вниз;
  • Упражнение для ног. Держась за бортик бассейна или ваши руки, ребенок должен начать делать интенсивные движения ногами, создавая как можно больше брызг. В качестве опоры может быть использована пенопластовая доска. Под действием силы, создаваемой работающими ногами, малыш поплывет. Это ему будет еще более интересно.

После освоения этих упражнений можно переходить к рукам. При этом поддерживайте малыша под грудь. При обучении плаванию обязательно нужно следить за тем, чтобы малыш не задерживал дыхание и дышал ровно.

С учетом того, что многие дети заигрываются, и у них просто не хватает сил выплыть с глубины, важно научить их расслабляться. Для этого научите его подныривать под воду. Задержка дыхания позволяет сделать его более равномерным.

Как видите, научить ребенка плавать не так и сложно. Достаточно просто запастись терпением и подходить к этому процессу последовательно. Важно заинтересовать своего малыша, тогда проблем у вас в процессе обучения не возникнет.

В каком возрасте нужно учить ребенка плавать? Входит ли обучение плаванию в обязанности родителей? Плавание необходимо для физической и духовной гармонии человека, его физического здоровья. Согласно нормам физического развития, научить ребенка плавать – значит реализовать еще одну его возможность, заложенную природой. Из своего собственного опыта знаю, что, научившись плавать в тридцатилетнем возрасте, избавляешься от мучившего тебя многие годы комплекса неполноценности.

Жизнь человека с точки зрения физического воспитания условно разделяется на 4 периода: время узнавания мира (от 0 до 6 лет), время постижения мира (от 6 – 12 лет), время спортивных игр (от 12 до 18 лет), время индивидуальных спортивных достижений (от 18 до 24).

На каждом из этих периодов должны быть достигнуты определенные результаты. К сожалению, иногда у детей нет возможности в свое время чему-то научиться, и в дальнейшей жизни им бывает очень трудно наверстать упущенное.

Первый период (от 0 до 6 лет)

С первых дней жизни грудной младенец приобщается к окружающему миру, делая непроизвольные движения. Постепенно его движения становятся более осмысленными. В игре происходит контакт с игрушками, погремушками, окружающими предметами, животными. В этот период строятся первые отношения малыша с внешним миром. Здоровый ребенок во время бодрствования ни минуты не бывает в покое. Это предусмотрено самой природой. Грудные младенцы и дети постарше нуждаются в свободных естественных движениях. Они сами по себе невольно двигаются и родителям необязательно использовать для их физического развития специальные упражнения.

Второй период (6-12 лет)

Время осознанного активного движения. Навыки и умения, приобретенные ребенком на этом важном этапе, останутся с ним на всю жизнь. Дети должны научиться многому: письму, счету, прыжкам, ходьбе на лыжах, гимнастике, плаванию… Некоторые подростки 10-12 лет чувствуют неловкость и стыд, так как не умеют кататься на лыжах, коньках, велосипеде… Неуклюжая походка, неправильный бег, неумение плавать… приводят к закомплексованности, неуверенности в своих силах, низкой самооценке. Не все родители понимают значимость разностороннего развития ребенка.

Третий период (12-18 лет)

Благодаря естественному стремлению выделиться среди сверстников девушки или юноши достигают высоких успехов в определенных видах спорта (волейболе, футболе, теннисе…), развивают свои физические способности. В этом юном возрасте подростки ощущают необходимость в совместной деятельности (борьбе за честь своей спортивной команды), в чувстве локтя. Подростки, не проявившие себя в спортивных играх и соревнованиях, впоследствии трудно идут на контакт с окружающими людьми.

Четвертый период (18-24)

Данный временной этап совпадает со студенчеством и началом трудовой деятельности. Человек проявляет себя в учебе, работе, спорте. В этот период важно найти свое призвание. Одни достигают высоких спортивных рекордов, другие, имея скромные спортивные достижения, отдают предпочтение науке, искусству, творчеству. Даже невысокие спортивные победы требуют максимального напряжения сил, поэтому для многих они являются гордостью.

Родителям важно вовремя заботиться о физическом развитии своего ребенка, научить его управлять своим дыханием и телом. Одно из полезных увлечений, способное привести к гармоничному развитию тела является плавание.

Методика М. Тартаковского

Известный тренер по плаванию М. Тартаковский считает, что плавание – лучшая гимнастика легких. По его мнению, дыхательные мышцы пловца работают намного активнее, чем при на суше (дыхание затруднено давлением и сопротивлением воды).

Не секрет, что плавание немыслимо без активных движений и активной работы дыхательных мышц, что немаловажно для полноценной жизни детей и взрослых. Методика М. Тартаковского позволяет научиться плавать в бассейне или водоеме самостоятельно.

Это нужно знать:

  • Пловец, не совершающий в воде никаких движений, дышит гораздо глубже, чем на суше. Установлено, что при пятиминутном стоянии в воде при температуре 24 градуса глубина дыхания увеличивается вдвое.
  • Одну и ту же температуру воды и воздуха человек чувствует по-разному. В воде при температуре 20 градусов он теряет в 3-4 раза больше тепла, чем при такой же температуре на воздухе.
  • Согласно закону Архимеда, вес тела примерно равняется весу вытесненной им воды, поэтому человек не может лечь на дно бассейна или водоема. Люди, не умеющие плавать, ошибочно считают, что глубина воды «затягивает вниз».
  • Плавание — физическое упражнение, способствующее росту тела подростков (во время плавания позвоночник человека (в условиях частичной невесомости) разгружается от обычных гравитационных нагрузок).


Уроки плавания по методике М. Тартаковского учат тому, как быстро научиться плавать детям и взрослому человеку.

Основные упражнения для обучения плаванию

Упражнение «лечь на дно»

Оно направлено на умение держаться на воде. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и лягте на воду грудью с открытым глазами. Лечь на дно не удается, так как вода выталкивает и поддерживает вас у поверхности. Вы видите дно, но коснуться его руками возможно только при энергичных гребках вглубь. Поднимите над водой руку или ногу (потом обе руки и обе ноги) и вы сразу почувствуете погружение в воду. Научиться держаться на воде – значит правильно использовать плавучесть тела. Тело должно находиться в строго горизонтальном положении, нос и рот — над поверхностью воды.

Упражнение «лежание на спине»

Зайдите в водоем по пояс, опустите руки и присядьте в воду по плечи. Сделав глубокий вдох и задержав дыхание, осторожно лягте на спину (ноги выпрямлены, руки вытянуты вдоль бедер). Полежите в воде несколько секунд без движений, несмотря на то, что вода покроет все тело и лицо. Постепенно ноги станут опускаться, и, подогнув их, вы снова встанете на дно.

Упражнение «взмахи ладонями».

Повторите второе упражнение «лежание на спине» (ноги выпрямлены, руки расположены ладонями вниз), но для сохранения горизонтального положения делайте ладонями движения «вниз-вверх». При этом не выдыхайте весь воздух (он придает дополнительную плавучесть), попробуйте неглубоко подышать, лежа на спине. «Взмахи ладонями вниз–вверх» помогают научиться лежать в воде как можно дольше и дышать неглубоко, но равномерно, поддерживая над водой одно лицо. Успех может прийти через 15 минут усердных занятий над этим упражнением. Запомните: в воде нужно сохранять плоское положение тела. Нельзя сидеть или сгибаться в тазобедренном суставе. Самое главное правило в плавании – научиться расслабляться в воде и не напрягаться зря.

Упражнение «движения прямыми ногами»

Повторите предыдущее упражнение, только плыть важно головой к берегу: лягте на спину, поддерживая себя на плаву «взмахами ладоней» (ноги выпрямлены, носки вытянуты и повернуты друг к другу (вовнутрь)). Попеременно двигайте прямыми ногами вверх-вниз. Постарайтесь делать мягкие движения ногами. Для закрепления повторите это упражнение несколько раз.

Запомните: Нельзя плыть от берега, так как вы еще не научились плавать.

Эти четыре упражнения выполняйте со строгой последовательностью и на других занятиях, чтобы приобрести элементарные навыки: держаться на воде, правильно дышать ртом и передвигаться за счет прямых ног. К очередным упражнениям нужно приступать после усвоения предыдущих.

Упражнение «лодочка»

Сложив кисти рук «лодочкой» (одна на другую), выпрямите руки над головой, наклоните голову слегка подбородком к груди и лягте на спину так, чтобы загиб кистей походил на нос корабля. Двигая прямыми ногами вверх-вниз, плывите к берегу. Поначалу задерживайте дыхание, так как ваши руки и лицо окажутся в воде. Повторяйте упражнение до тех пор, пока не научитесь сохранять положение головы, позволяющее свободно дышать.

Упражнение «гребля руками»

Зайдя по пояс в воду, поднимите руки над головой, слегка развернув ладони кнаружи. Вращайте поочередно прямой рукой назад так, чтобы загрести воду ладонью. Стоя в воде и вращая руками, представьте, что вы лежите на спине.

Упражнение «кроль на спине»

Плывите к берегу, повторяя полностью упражнение «лодочка» (выпрямив руки за головой, равномерно передвигайте прямыми ногами). Важно, чтобы лицо находилось над водой. Это позволит дышать ртом. Теперь поочередно гребите прямой рукой назад, как делали в предыдущем упражнении.

Упражнение «переход на спину» (выполняется на неглубоком месте)

Сделав глубокий вдох и задержав дыхание, лягте грудью на воду, как это вы делали в первом упражнении («лечь на дно»). Стараясь дотронуться до дна, раскиньте руки в стороны, протяните вперед, побарахтайтесь в воде ногами. Выполнив все эти движения, вы убедитесь в том, что вода толкает вас к поверхности. Не касаясь ногами дна, перевернитесь на спину (так, чтобы рот оказался над поверхностью воды) и плывите к берегу кролем.

Повторите несколько раз переход от положения грудью в воде в плавание на спине. Упражнение «переход на спину» — серьезный экзамен начинающего пловца на освоение азами плавания.


Жить можно, не умея плавать, не умея кататься на велосипеде, коньках, скейте, лыжах, роликах… Однако со временем из-за отсутствия определенных умений человек начинает ощущать душевный дискомфорт, стыд, сожаление… Многие навыки, приобретенные в детстве, влияют в будущем на качество жизни, здоровье, привлекательность и безопасность человека. Человеку свойственно стремиться к совершенству, ставить задачи и работать над собой.

Уважаемый читатель! Как вы думаете, правы ли родители, считающие бессмысленным обучение ребенка плаванию?

Как научить плавать детей 3-5 лет? Не всем родителям, поставившим перед собой такую задачу, удается ее решить: многим из них не хватает терпения идти к цели медленно, но верно, они ждут, что их малыш поплывет чуть ли не с первой попытки. Но, стараться сразу же научить ребенка держаться на воде - значит обречь дело на неудачу. Пока ребенка поддерживают, он «плывет», но стоит отпустить, как он погружается с головой, при этом глотает изрядное количество воды, сильно пугается. А ведь плавание и купание должны приносить ребенку удовольствие!

Давайте согласимся: специальными упражнениями надо привить малышу некоторые навыки, облегчающие общение с водой и обучение плаванию. Этими подготовительными упражнениями можно заняться и, не дожидаясь купального сезона. Но прежде чем вы приступите к занятиям в своей школе плавания, хотелось бы напомнить о некоторых физиологических и психологических особенностях ваших учеников.

В возрасте 3-5 лет дети активны, но не могут подолгу сосредоточивать свое внимание на чем-то одном. Поэтому лучше включать в каждое из занятий несколько разных упражнений, перемежая их паузами и играми.

Обратите внимание на то, что дыхание 3-5-летних детей частое и поверхностное, неглубокое. Дышат они, как мы говорим, «животом»: вдох и выдох регулируются подъемом и опусканием диафрагмы. Вода же создает дополнительное давление на грудную клетку и живот и затрудняет вдох. Поэтому в первую очередь надо научить ребенка правильному дыханию - глубокому, «рёберному».

Не забывайте и о том, что маленький ребенок легче поймет, как надо действовать, если вы сумеете сделать объяснение наглядным, выполните упражнения вместе с ним.

Терпеливо добивайтесь правильного выполнения упражнений. Но помните, что слишком частое одергивание сбивает ребенка и может снизить интерес к обучению. Поэтому как можно чаще хвалите малыша, пусть даже авансом, и отмечайте самые незначительные его успехи.

Подготовку к обучению плаванию начнем с дыхательных упражнений (их можно включить в утреннюю зарядку); постепенно упражнения усложняются, затем их выполняют в воде - в ванне (если есть возможность и если это целесообразно) или в естественном водоеме. И только после этого начинается настоящее плавание.

Дыхательные упражнения.

  1. Посадите ребенка к себе на колени. Слегка сдавите ему пальцами животик, чтобы он не выпячивал его при вдохе. Попросите сделать несколько (4-5) глубоких вдохов и выдохов. Основное внимание обратите на ритм дыхания и сильный выдох. Ритм дыхания задавайте командой; «вдох» - на один счет, «выдох» - на три счета. (Такой ритм сохраняется и при выполнении дыхательных упражнений в воде.)
  2. Объясните ребенку, что при вдохе нужно приподнять плечи, а при выдохе опустить; покажите, как это сделать. Чтобы учение пошло гладко, можно при выдохе произносить растянуто: «ф-фу-уу».
    Упражнение повторить два-три раза, делая небольшие перерывы для отдыха.

  3. И. п. (исходное положение) - стойка ноги врозь. Руки сцеплены за головой, локти развернуты строго в стороны. Голова слегка запрокинута. Выполнить 8-10 глубоких вдохов и выдохов.
  4. И. п.- стойка ноги врозь. Прямые руки вытянуты вверх за головой, кисти рук наложены одна на другую, подбородок прижат груди. Выполнить 8-10 глубоких вдохов и выдохов. Следите, чтобы дети «подбирали» живот. И. п. - стойка ноги врозь, руки вдоль бедер. На счет «один-два» руки через стороны поднять вверх, приподняться на носки - вдох. На «три-четыре» - опустить руки, опуститься на пятки, наклоняясь вперед - выдох.
  5. Игра «Воронка». Посадите ребенка перед тазиком с водой. Попросите его дуть на воду так, чтобы на поверхности образовалась воронка. Обратите это упражнение в игру-соревнование: у кого воронка получится глубже?
  6. Игра «Пузыри». Ребенок держится руками за края тазика. После глубокого вдоха, опустив лицо в воду, он выполняет выдох. Заинтересуйте его заданием получить как можно больше пузырей. Следите при этом, чтобы он не закрывал глаза и не вытирал лицо руками; воду он должен отряхивать движениями головы. (Это очень важно для дальнейшего: руки пловцу нужны для того, чтобы плыть!) Посоревнуйтесь с ним.
  7. Обучение кратковременной задержке дыхания (на 3-6 секунд). Скажите ребенку, чтобы он глубоко вдохнул и не выдыхал, пока вы вслух не досчитаете до пяти.
  8. То же, только при задержке дыхания лицо опустить в воду. На одном занятии можно выполнить 3-4 дыхательных упражнения, не более. Имейте в виду, что глубокое дыхание может вызвать у детей головокружение. Поэтому между упражнениями делайте интервал в одну-две минуты.

Чтобы почувствовать своё тело...

Вместе с дыхательными упражнениями включайте в утреннюю зарядку упражнения, которые помогут правильно держать руки, голову и туловище при скольжении на воде, позволят ребенку почувствовать положение тела и научиться управлять им.

  1. Поставьте ребенка спиной к стене. Ноги вместе, руки вытянуты вверх за головой, кисти наложены одна на другую. На счет «один-два-три» встать на носки и потянуться вверх, не отрывая спины от стены. На счет «четыре» опуститься на пятки. Повторить 6-8 раз.
  2. Попросите ребенка присесть на корточки спиной к стене (положение рук и головы такое же, как в первом упражнении). Лопатки касаются стены. Встать, не отрывам спины от стены. При этом папа или мама могут прижимать плечи ребенка к стене.

Учимся элементарным плавательным движениям.

Обычно мы начинаем обучение плаванию с кроля на груди. Это наиболее простой способ плавания с попеременной работой рук и ног. Выполнение подготовительных и имитационных упражнений создает у детей общую схему движения и облегчает научение плаванию.

  1. Посадите ребенка на край стула, чтобы он захватил его руками позади себя. Попросите сделать попеременные движения ногами вверх и вниз. Следите, чтобы колени не сгибались, носки ног были оттянуты, а стопы слегка развернуты внутрь. Сядьте на стул напротив и выполняйте упражнение вместе с ребенком.
  2. Положите ребенка на пол на жесткий коврик. Пусть он, лежа на животе, вытянет руки вперед и выполняет попеременные движения ногами. Такое положение не позволит ему сильно сгибать колени и облегчит контроль за оттягиванием носков ног (при неправильном выполнении малыш будет задевать об пол коленями или пальцами ног). Бедра во время движений должны отрываться от пола. Движения частые, но с небольшим размахом.
  3. И. п. - стойка ноги врозь, наклониться вперед. Правая рука вытянута вперед, левая - прижата к бедру. Прямой правой рукой описать несколько кругов вперед. Сменить положение рук. Добивайтесь постепенного ускорения темпа движений.
  4. И. п. - стойка ноги врозь. Правая рука вверху, левая внизу. Прямой правой рукой описать несколько кругов назад. Сменить положение рук.
  5. И. п. - правая нога впереди, левая - сзади. Наклониться вперед, правая рука лежит на правом колене, левая выполняет круги вперед. Как только она подходит к бедру, повернуть голову влево - вдох. Рука прошла мимо бедра - повернуть лицо вниз, выдох. Проделать упражнение 10-15 раз, сменить положение рук и ног. Повторить упражнение еще 10-15 раз.

Упражнения даны в порядке возрастания трудности и включать их в занятия нужно постепенно, по мере освоения.

Упражнения, помогающие ребёнку привыкнуть к воде.

Если позволяют условия, можно продолжать занятия в воде в домашних условиях.

  1. Заполните ванну водой так, чтобы она чуть-чуть не доходила ребенку, стоящему на четвереньках, до уровня плеч. В этом положении выполняются дыхательные упражнения «Воронка», «Пузыри», а также задержка дыхания (лицо опустить в воду).
  2. И. п. - стоя на коленях, держаться руками за край ванны или за руки папы или мамы.

    Прежде всего - 4-5 глубоких вдохов и выдохов, затем упражнения «Воронка» и «Пузыри». Следите, чтобы ребенок не закрывал в воде глаза.

  3. Попросите ребенка лечь в ванне на грудь, упершись руками в дно. Выполнение попеременных движений ногами. (Колени прямые, носки ног - оттянуты). Голова при этом находится над водой.
  4. То же упражнение, только с выдохом в воду. Когда ребенок освоит эти упражнения, можно поднять уровень воды в ванне.
  5. Держась руками за край ванны или руки родителей, ребенок приседает, уходя под воду с головой. Предварительно объясните ему, что сначала нужно глубоко вдохнуть, затем присесть под воду и там выдохнуть (глаза открыты).
  6. Пусть малыш достанет несколько предметов со дна ванны («утопите» мыльницу, формочки, ключи).
  7. Погружение под воду с задержкой (на 3-6 секунд) дыхания. Выдох под воду.
  8. Подныривание под положенную на воду поперек ванны палочку или доску.
  9. Держась вытянутыми руками за край ванны, лечь на воду и выполнить попеременные движения ногами. Голова приподнята над водой.
  10. То же упражнение, но с выдохом в воду. Попросите ребенка сцепить вытянутые руки за головой и лечь на спину. Чтобы тело приняло в воде горизонтальное положение, что очень важно при плавании, голова должна лежать на воде. Поддерживайте малыша под плечи и спину. Выполнение движений ногами.
Поделиться: