Кто главный в узбекской семье. Опрос: узбекистанцы рассказали, сколько детей должно быть в семье

помнится обещала я рассказать о взаимоотношениях между свекровью и невесткой в узбекских семьях... так вот сегодня пост будет об этом... всё попытаюсь объяснить и рассказать на примере своей семьи и учитывая что у нас в семье всё устроенно также как и во всех знакомых мне семьях, могу с уверенностью сказать что такова ситуация на сегодняшний день в большинстве случаев... итак как всё начинается....

Живет себе девочка, растёт и радует родителей.... проходят годы, она взрослеет... и вот начиная примерно с лет 18 к ним в гости приходят свататься.... приходят разные люди: знакомые, не знакомые, знакомые знакомых.... короче разные... но что важно приходят свататься люди примерно из того же социального круга что семья девушки, т.е богатые люди ходят свататься к богатым, средний уровень к средним ну и так далее... хотя бывают и исключения... зачастую по традиции будущие пары знакомятся друг с другом по средством родителей, т.е уже заранее одобренные кандидаты, и очень редко строятся браки когда муж и жена нашли друг друга сами, может учились вместе, или жили рядом, или просто познакомились на улице... но повторяюсь это скорее исключение чем правило...
вот как было это у меня... как то позвонила моей маме знакомая с которой они работали в одном проектном институте (по секрету это была моя будущая свекровь) и сказала что придут свататься.... надо сказать, что только очень воспитанные и интеллигентные люди заранее предупреждают о своём приходе... хотя в узбекских семьях где есть дочка на выданье всегда в гостевой комнате стоит готовый накрытый стол, красиво сервированный и постоянно обновляемый.... и вот пришла моя будущая свекровь со своей сестрой, обычно приходят свататься с самыми близкими родственниками женского пола.... поговорили они, рассказали кто жених, чем занимается, всё : образование, профессия, интересы... и попросили разрешения для встречи молодых... примерно на следующий же день мы с ним встретились... но любви с первого взгляда с моей стороны не произошло.... и я мягко дала понять что ещё слишком молода, всего то первый курс института и не собираюсь замуж ближайшие 2 года.... конечно за такую самодеятельность мне попало дома... но, ответ я уже дала и родители тоже не хотели отдавать меня замуж против моей воли... когда позвонила свекровь и спросила что будет дальше, мама сказала что они пока не будут отдавать дочь за муж, может потом когда нибудь в будущем они ещё встретятся, а пока нет....
вот так я отделалась от своего мужа в первый раз, что могу сказать в своё оправдание: молодая была, глупая думала что где то что то должно ёкнуть, щёлкнуть... и ждала этого.... между тем, продолжали приходить сваты... и конечно это немного напрягает, но что поделаешь такая у нас традиция, что если в доме есть дочь на выданье то любой может попытать счастья и посвататься... конечно не со всеми кандидатами я выходила на встречу, а только с теми кто Очень того стоил)).... и так пробежали 2 года... и опять к нам позвонила моя свекровь и попросила разрешения прийти, и в этот раз она пришла со своей старшей дочерью.... поговорили... решили дать ещё возможность молодым... я опять вышла на встречу с ним... тогда, именно на том свидании я поняла что не встречала больше таких людей как он... его остроумие зашкаливало, он развлекал меня как мог и мы так заболтались что не заметили как пролетело 3 часа... а для первого свидания это неприлично долго.... ну и понятно что я попалась))) все эти события происходили в конце августа, на одном из свиданий он преподнёс мне "подарок" (обычно если подарок девушка принимает то означает что она согласна выйти замуж, если же берет значит она не хочет...) , тогда мой подарок включал в себя золотую цепочку с золотым браслетом, отрез красивой ткани, и букет цветов.... сегодня к примеру отрез заменяют готовым костюмом или платьем,плюс золото в виде браслета (наиболее частый вариант) или кольцо с сережками, букет и большой торт... как уже стало понятно я приняла подарок...в октябре была помолвка - потаха, я уже писала об этом обряде .... и в ноябре свадьба.... об узбекских свадьбах я писала там же.... мой муж единственный мальчик в семье после 2х девочек, и жить мы стали естественно с родителями мужа... если же в семье несколько сыновей то родители остаются жить с младшим из сыновей.... а старшие перебираются в новые дома... у молодых невесток в узбекских семьях Очень много обязанностей.... это и уборка, и готовка, и стирка и глажка.... короче вся женская работа по дому перекладывается с плеч свекрови на плечи невестки... хотя конечно это происходит не сразу а постепенно..... моя свекровь например очень долгое время по возможности готовила сама так как я училась в институте... и вообще она помогала мне как могла во всем.... но стирать, гладить и убираться это без разговоров - обязанность невестки... и это совершено нормально, даже больше того стыдно если невестка не делает что то из всего этого.... и ещё у нас не принято жить в гражданском браке... если честь девушки потеряна до свадьбы это большой позор для всей семьи... и здесь хочу отметить что проанализировав всё своё окружение. всех знакомых, подруг и их семья пришла к выводу что свадьбы которые произошли с подачи родителей, т.е молодые познакомились только после сватовства самые прочные, долговечные и счастливые...
по моему у меня получилось несколько сумбурно, но надеюсь суть ясна... если что то не понятно спрашивайте постараюсь объяснить))

Наверное, кулинарные обычаи проще всего сохранить даже будучи в чужой стране. Узбекский плов, лагман, шурпа, самса со всевозможными начинками и многие другие яства – неотъемлемая часть ежедневного узбекского рациона. Нет, разумеется, они покупают и самые обычные колбасу и хлеб, молоко и сыр, варят пельмени и может даже борщ. Но своей исконно национальной кухней узбеки гордятся и при каждой возможности стараются угостить семью, родных или друзей каким-нибудь узбекским блюдом.

А вообще, какие они, узбеки? Что мы знаем об этих людях?

Древний народ

Узбеки – потомки древних среднеазиатских племен – согдийцев, бактрийцев, хорезмийцев, ферганцев – относятся к тюркоязычной группе. Смешанная европеоидно-монголоидная раса с преобладанием европеоидных черт. Формирование этноса проходило в междуречье Сырдарьи и Амударьи в хорезмских и ферганских оазисных районах.

Говорили на северо-восточных иранских языках, что подтверждается древними рукописными источниками. На протяжении длительного периода времени богатые плодородные ферганские и хорезмские земли подвергались нашествиям степных тюркских племен – кипчаков, оргузов, а потом – тюрков Золотой орды. В итоге взаимопроникновения оседлых народов хорезмско-ферганской группы и кочевых племен постепенно сложилась памиро-ферганская раса европеоидного типа с монголоидной примесью, к XI-XII веку оформившаяся под одним названием - узбеки.

Ислам к узбекам пришел извне. Хорезмско-ферганские земли окружали мусульманские страны. Завоеватели прочно оседали на благодатных землях, строили храмы-мечети, привлекая в них местное население. В настоящее время 88% узбеков – мусульмане-сунниты.

Сейчас помимо Узбекистана узбеки проживают в Афганистане, Таджикистане, Киргизии, Казахстане, Туркмении и, конечно, в России .

Узбеки в России

На конец 80-х годов ХХ-го столетия на территории Российской Федерации проживало около 127 тысяч узбеков. С распадом СССР экономика Узбекистана сильно пострадала, что в свою очередь вызвало мощный поток миграции в Россию этнических узбеков . На сегодняшний день в России постоянно проживают около 300 000 узбеков, не считая трудовых мигрантов, число которых давно превысило 2 млн.

По численному соотношению, больше всего узбеков живет в Москве, а по процентному, относительно общего числа жителей в регионе, – в Ханты-Мансийском округе.

Живут в России потомки древнего народа со времен СССР или пустившие корни бывшие студенты. Кто-то организовал удачный бизнес, кто-то сделал карьеру, а кто-то создал семью и остался жить в России. Каковы бы ни были причины, но менталитет предков дает о себе знать, именно поэтому, чтобы сохранить культуру народа, его традиции и обычаи, возникают узбекские общины и сообщества.

Узбекские национальные традиции

Из-за небольшой численности этого народа в России довольно сложно увидеть настоящую узбекскую свадьбу – никох туй , обряд рождения ребенка – бешик туй , обряд обрезания сына – суннат туй . И не то, что забыты традиции, просто ритм и уклад российской жизни, особенно в больших городах, часто не совмещается с узбекским укладом. Но внутри семей обычаи по возможности сохраняются. В городах, где созданы диаспоры, обязательно проходят дни узбекского фольклора. Танцы и песни узбеков - красочные, изящные и самобытные.

Узбекская свадьба в России хотя и адаптирована на европейский лад, но все же молодожены стремятся соблюдать и свои национальные традиции. Казалось бы, все как у нас – жених приезжает в дом невесты, где она его ожидает в окружении подружек и родственников. Торжественная церемония в ЗАГСе, шампанское, фотосессия. Но настоящие носители своей культуры обязательно привнесут в свадебный обряд национальный колорит. Молитвы и родительское благословение – обязательная часть узбекских свадеб, а уж дальше – как получается. Может какая-то пара оставит обычай "утреннего плова " для мужчин, другая – обязательно устроит "келим салом " - приветствие невестки в доме родителей мужа, кто-то облачится в национальные одежды . Кстати, этот элемент чаще всего используют обрусевшие узбеки. После традиционного белого платья невеста может переодеться в национальный костюм, покрыв голову легким кружевным покрывалом . Это очень красиво и самобытно.

В быту обрусевшие узбеки халаты, чалмы и тюбетейки не носят, они как-то не вписываются ни по климату, ни по взглядам. Впрочем, разве в Ташкенте их носят? Если только где-то в глубинке и то – не все. Зато национальные одежды можно увидеть на театрализованных действах, концертах, свадьбах, фольклорных праздниках, ярмарках, где надо подчеркнуть национальный колорит. Основной элемент народного костюма и для мужчин, и для женщин – халат , украшенный золотым шитьем. На голове мужчины носили тюбетейку или чалму , женщины – платок или паранджу . Традиционная мужская узбекская обувь – мягкие кожаные сапоги, женская – кожаные туфли без задника.

О стереотипах

В последнее время у многих россиян "модно" быть недовольными приезжими из соседних государств. Ругают и узбеков – дескать, и интеллект ниже среднего, и непорядочная нация и еще множество грехов приписывают. В Узбекистане экономическая ситуация довольно неблагополучная, а жить на что-то надо. Вот и едут в Россию отцы семейства и будто бы взрослые дети бедных семей из узбекских деревень. Было бы наивно ожидать от молодого человека из отдаленного села особенной эрудированности. Да и русский язык, скорее всего, он толком не знает. Едут в Россию и вполне образованные культурные люди. Только вряд ли преподавателю колледжа или университета удастся найти работу согласно своему образованию.

Старшее поколение наверняка помнит фильм "В бой идут одни старики" и тонкого интеллигентного юношу по прозвищу Ромео, которого сыграл узбек Рустам Сагдуллаев . А нашумевшая "Бригада", где роль друга и сослуживца Саши Белого исполнил потрясающей красоты мужчина-узбек ! А сколько их еще таких – интересных, красивых, образованных, интеллигентных.

Как и любому народу, узбекам есть, кем гордиться!

Традиционная узбекская семья богата обычаями, характерными только для нее традициями, передающимися из столетия в столетие, из поколения в поколение. Благодаря высокой организации внутреннего семейного уклада, сложившимся неписаным нормам семью отличает тенденция к сохранению и процветанию. Здоровая, крепкая семья определяет стабильность всего государства. В обращении, сделанном к семье, Президент Ислам Каримов приравнивает благоденствие семьи благоденствию национальному, народному.
«Отличительная особенность социально-демографического положения нашей страны – это сильный институт семьи как основы общества. В Узбекистане высокий уровень брачности и, что характерно, один из самых низких в мире показатель распада семей. Семья была и остается для населения республики одной из важнейших жизненных ценностей, соответствующей многовековым традиции и менталитету нации. Для республики характерны сложные семьи, где вместе живут и совместно ведут хозяйство семьи разных поколений. Это создает благоприятные условия для воспитания детей, приобщения их к духовным общечеловеческим ценностям, традициям, повышения их образовательного уровня. Именно в таких семьях с раннего детства закладываются трудолюбие, уважение к старшим, стремление к овладению знаниями».
(Каримов И.А., Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Ташкент “Узбекистан”, 1997 г.)
Придавая особое внимание семье, определяя ее место и роль в обществе, необходимо признать, что семья является базовой ячейкой общества, которой свойственны свои экономические, культурные, морально-этические отношения, сложившиеся между членами семьи. А ведь основная часть семей в Узбекистане состоит из нескольких поколений. А управлять и сохранить ее — немалый труд. В Узбекистане насчитывается боле 4 миллионов семей, из которых 2,2 миллиона в сельской местности, и средний состав ее 5-7 человек. В республике более 12% семей имеют 10 и более детей. Многодетность является характерной особенностью узбекской семьи. Воспроизводство населения, продолжение человеческого рода является основной функцией семьи, свойственной только семье. Эта важная миссия семьи – репродуктивная — определяет и другие не менее важные ее функции: экономическую, хозяйственно-бытовую, коммуникативную, воспитание и социализацию подрастающего поколения, и, конечно, протекторную и рекреационную для всех членов семьи. Каждая семья, в которой рождаются дети, несет огромную ответственность перед обществом, осуществляя их воспитание. Образованные, хорошо воспитанные, здоровые дети – это огромное достижение старших поколений, это достояние общества, строящего свою независимость. А ведь большую часть населения Узбекистана составляют дети и подростки, которых насчитывается более 10 миллионов.
На Востоке во все времена особое почтение воздавалось семье, семье клановой, традиционной. Семья священна, и потому она неприкосновенна. Являясь неоспоримой ценностью общества при любых формах государственного строя, узбекская семья проявляет и поныне удивительную жизнеспособность, — в то время как в западных обществах наблюдается нарастающий кризис института моногамного брака и семьи. В чём причина жизнеспособности традиционной узбекской семьи?
В чем же неистребимая её сила? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих единое «андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.
Обсуждению того, как осуществляется эта целостность на примере узбекской семьи с многовековыми культурными традициями, и посвящена настоящая статья.
Семья – колыбель зарождения и воспитания чувства и сознания достоинства человеческой личности, семья сопровождает человека с младенчества до седин, являясь опорой и надеждой, бастионом и цитаделью, священной обителью самых сокровенных взлётов и мечтаний души, спасительной гаванью для израненного сердца. Один восточный мудрец утверждал: «Высшую славу нации приносит не бесчисленная армия воинов, не огромные корабли, а обыкновенная семья, воспитавшая великих личностей, которые своим трудом возвысили достояние нации и человечества».
Узбекские национальные традиции и ценности – этнические и моральные – с древнейших времён направлены на одну цель — сохранить семью от распада и деградации, всё более встречающейся, к сожалению, в современном западном и российском обществах.
В традиционной узбекской семье – многоукладной и часто многодетной – фактически, на протяжении многих столетий осуществляются неписаные правила самоуправления самой древней самоорганизованной системой – семьёй. Определяющими принципами внутрисемейных отношений являются уважение, почитание и авторитет старших поколений, преемственность правил поведения и традиций, огромная роль женщины в организации и сохранении семейного очага, в воспитании детей. В традиционных семьях глава рода осуществляет руководство, держит связь с внешней средой, охраняет семью, принимает судьбоносные решения. Отец отвечает за самые ответственные задачи – пропитание и безопасность семьи, обеспечивающие её жизнеспособность. Супруга его управляет домохозяйством, в том числе и распоряжается семейными финансами – бережно и рачительно, руководит воспитанием детей, воздействуя непререкаемым авторитетом отца. Почитание старших и учтивость выражаются не только в обращении на «Вы» к старшим: «ота» — отцу, «ойи» – матери, брату – «ака», сестре – «опа», «амаки, почча, опоки», — дядюшка, тетушка — но и в правилах поведения и этикета, прописанных ещё в XI веке Кайковусом в рукописи «Кабус-нома» (1082 г.), посвященной внуку Гиланшаху в назидание потомкам.
Отец – мощная гора, дуб, опора и зашита, гарант устойчивости и неприкосновенности семьи. Мать – светильник развития и просвещения семьи. А сама семья – священная обитель – «мукаддас даргох», цитадель – «кал’а»
“Har kimning uyi jonajon qal’asidir” — Для каждого свой дом является родной крепостью.

«О Надира, ты надёжно воздвигла чертог любви:
Обитель счастья ты хранишь, и прочен её гранит», —
так пишет в своих стихах замечательная поэтесса XIX века Надира, правившая Кокандским ханством более 20 лет (1822 -1842 гг.), воспевшая верность и преданность любви, а свою газель, как гимн любви, скрепляющей семью подобно цементу, завершает бейтом:

«Nodira, jomi muhabbatni labolab ichibon,
Mastliq birla qilay ishq namozini ado».
«О Надира, любовную чашу сполна я допью,
В хмельном упоеньи молитву любви вознесу».
(Нодира шеъриятидан, Шарк классиклари меросидан. Тошкент, 1979, с.10)

«ЧЕЛОВЕК КРЕПЧЕ СТАЛИ И НЕЖНЕЕ ЦВЕТКА» — так говорится в узбекских кладезях народной мудрости. В полной мере эти слова можно отнести к семье. Беречь и хранить семью – значит и ограждать человека от напастей и угроз внешней среды. Только в устойчивых, надёжных и здоровых семьях дети могут развиваться, быть любимыми, сами дарить любовь. «Mehr ko’rgan – mehr beradi» — «Кто видел любовь, тот и способен её дарить», — говорят люди.
Традиционно – из поколения в поколение – переходят с одной стороны – иерархия ценностей, приоритетов, целей, задач, с другой стороны – иерархия исполнителей – детей, братьев, сестёр, внуков. Каждый член семьи имеет своё место – и по своим обязанностям, и по правам, и каждый владеет свободой в той мере, на которую может взять свою личную ответственность. Поэтому разделение функций, обязанностей и ответственностей — для узбекских семей является выверенной веками и оправданной традицией. Только в такой семье, где чётко разграничены полномочия (права) и обязанности, может гармонично и свободно развиваться личность ребёнка – будущего гражданина и патриота своего Отечества, и создаются благоприятные условия для воспитания детей, приобщения их к духовным общечеловеческим ценностям, традициям, повышения их образовательного уровня. Именно в таких семьях с раннего детства закладываются трудолюбие, бережливость, уважение к старшим, стремление к овладению знаниями.
“Ota amrini bajarish – bola uchun farz”
Выполнять повеление отца – безоговорочная обязанность детей.

“Каттарогини ака де – култигига кир,
кичикрогини ука де – култикка ол, кунглини топ”.

Старшего зови “ака” — войди под его сень,
Младшего зови “ука” – возьми его под защиту, утешь его.
(Пулат Турсун “Укитувчи”)
Великий Алишер Навои безграничное почитание родителей выражает следующими искренними словами:
Главу свою перед отцом склоняй,
А сердце матери своей отдай…
Пускай отец – Луна и Солнце – мать
Тебе дорогу будут озарять.

Из Хадиса: “Jannat onalar oyog’i ostidadur” «Рай – у ног матерей»

Родители для ребёнка представляют собой два мира, составляющих одно целое:
Ikki jahoningga tilarsen fazo,
Hosil et ush bu ikkisidin rizo.
Двум мирам своим беспредельности космоса пожелай,
Плоды благословений их обоих всю жизнь пожинай.
(«Смятение праведных», 1485 г.)

О важности воспитания в детях непререкаемого уважения к родителям напоминает Навои:
«Жалей дитя, оберегай от бед,
Но в нежности чрезмерной – явный вред.

Святое уважение к своим
Родителям пускай владеет им.

Великим уваженье быть должно
К тому, кем благо жизни нам дано».
(«Смятение праведных», 1485 г.)
Дети должны с молоком матери впитать основные правила порядка и семейных традиций. Только в рамках гармонии свободы и ответственности, прав и обязанностей, возможности и необходимости может развиваться, расти и процветать творческая личность ребёнка.
Где есть чёткая иерархия ролей и ответственностей, — там самая комфортная среда для рационального воспитания детей. Уметь чувствовать гармонию чувств – радости и печали, веселья и грусти, наслаждения и горечи, осознавать динамический баланс прав и обязанностей, свободы и ответственности, долга и совести, потребления и отдачи, а также грани, отделяющие щедрость от расточительства, бережливость от скаредности, жадность от алчности и пр. и последовательно учить – «что такое хорошо и что такое плохо» — это основные задачи семейного воспитания.
В традиционных семьях выбор невесты или жениха для взрослых детей – очень ответственная задача. В «Кабус-номе» автор советует: «Если захочешь жену взять, не требуй от неё приданого (имущества). Не бери чрезмерно красивую, её возлюбят и другие. Если натура и душа женщины чисты, она будет тебе подругой. Она должна быть стыдливой, сдержанной, бережливой. Говорят, хорошая жена – наслаждение для супруга и жизни. Беги от женщины, не ставшей подругой и госпожой… Жена должна быть достигшей совершеннолетия, благородной, получившей воспитание матери — управительницы дома — и отца – главы семьи. Если найдёшь такую прелестницу, немедленно женись».
(«Qobus-noma», гл.27, изд-во «O’qituvchi», Ташкент, 1968, стр.71)
Выбору невесты соответствует и выбор рода и семьи будущей избранницы:
“Kabutar bo kabutar, jins bo jins” — Голубь к голубке, род – к роду.
Какую огромную роль придают выбору жены, свидетельствует народная пословица:
“Erni er qiladigan ham xotin,
Qora yer qiladigan ham xotin”.
“Женщина из мужа творит мужчину,
Женщина же мужа делает чёрной землёй”
Выбору невесты обязательно сопутствует выбор семьи будущих сватьев, так как несомненно, что
“Qush uyasida ko’rganini qiladi” — Птица делает то, что видела в гнезде.
То же относится и к выбору жениха для дочери, и семьи, куда войдёт их дочь, как невестка:
«Бу бола бир безот, ноасл одамнинг боласи эмас, у тагли, зотли одам» («Равшан»)
«Этот парень – не сын какого-нибудь безродного низкого человека, а основательный человек благородного происхождения».
“Тенгини топсанг – текин бер”
Найдёшь ровню – даром отдай (замуж, без выкупа-калыма)
“Тенг – тенги билан, тезак – копи билан”
Ровня с ровней, помёт – со своим мешком.
«Зар кадрини заргар билар, чилангар нени билар»
Цену золоту знает ювелир, а что может понимать в нем слесарь.
«O’xshatmay uchratmas» «Qizni tanlaganga ber»
Встречаются – похожие. Дочь выдай избравшему её.
Исключительное внимание писателей и журналистов, деятелей образования и культуры Узбекистана обращено на вопросы смысла жизни, культуры семейных отношений, согласия и мира в семье, о соответствии звезды (жениха) со звездой (невесты), по современным понятиям – о комплементарности (взаимодополнительности) личностей семейной пары.
Есть такая поговорка: одному тяжелому – один лёгкий, одному хорошему – один плохой (“Bir og’irga bir engil, bir yaxshiga bir yomon”). Согласно этой поговорке свахи, приходя в дом невесты, говорят: «Мы пришли просить вашу хорошую для нашего плохого», заранее прогнозируя благовоспитанность и терпение избранницы, так необходимых для совместной жизни.
По традиции, семья жениха выбирает на брачном рынке невесту для своего жениха из той семьи, которая подходит им по статусу, иерархии ценностей, чтобы род прибавил жизнеспособности и стойкости, семья не теряла своё достояние, а преумножила, и будущая жена была готова воспринять семейные ценности и продолжить семейные традиции мужнего рода. Неслучайно происходит ренессанс всех старинных деталей свадебных церемоний, подчёркивающих святость и уникальность события, вошли в прочную практику видеосъёмка свадеб и оформление красочных свадебных фотоальбомов, закладывающих фундамент будущей прочной семьи.
Соревнованием ума, находчивости, сообразительности, поэтических находок, юмора и веселья являются выступления участников свадебных церемоний и народных гуляний в «лапарах» (наподобие частушек). В лапарах, с одной стороны, формируется образ искренней, умной, верной, воспитанной, стыдливой и чувствительной девушки, с другой стороны, представляется образ влюблённого в неё парня – джигита — с пламенным сердцем, терпеливого и скромного, верного долгу и открытого для любви. Четверостишия лапара, исполняемые поочередно то девушкой, то джигитом, создают захватывающее зрелище – диалога талантов исполнителей, сочиняющих экспромтом свои строфы.
Отношение к женщине в узбекском народном фольклоре – совершенно отличается от стандартов повсюду и неустанно критикуемой «патриархальной» семьи:
“Nozsiz xotin – yolqinsiz o’tin”. «Хотин – уйнинг чироги»
Жена без причуд (капризов) — что дрова без огня. Жена – светильник дома.
«Аёл – уйдаги хазина», «хотин – уйнинг зийнати». «Хотин – эрнинг вазири»
Женщина – сокровище дома. Жена – управительница (визирь) мужа.
«Аёвлигим» — «Моя драгоценность» — этим одним словом так характеризуется отношение отца, старших и младших братьев (всех членов семьи) к женщинам семьи – издревле – почтительное отношение — как к явлению чуда и милости творца-созидателя (из стихотворений Миртемира).
Дистанцирование – одно из самых эффективных способов защиты своего достоинства: в обращении на «Вы» у супругов, у младших к старшим, у невестки к родне мужа, даже малолеткам. Культура домохозяйства в участке («хаули») делила дом на две половины – женскую («ичкари» — внутреннюю часть) и мужскую – («ташкари» — внешнюю), а также и в функциях. Так, традиции диктуют мужчинам не терять своего достоинства, забирая функции у супруги без неотложной на то надобности:
«Когда господин в присутствии госпожи в служанку превращается, подол женской чести (стыдливости) рабом оскверняется.
Бейт:
Когда мужчина этих правил не желает соблюсти,
Пускай он на себя пеняет, коль горе встретит на пути».
(Навои, Соч., т.X «Возлюбленный сердец», Замечание, стр.91)
Вследствие этих неразумных действий постепенно происходят искажение авторитета и престижа главы семейства, ущемление и потеря мужчиной своего достоинства:
«Бора-бора кетди кадрим, интихобим ким десун»
«Шаг за шагом утерялись мои достоинства (моя ценность), кто скажет о моём конце».

Очень большое место в культурных традициях занимает воспитанность, благопристойность:
«Адаблилик одати тугрисидаким, кичикларга бахтиёрлик сабаби, улугларга эса юксак мартабалик боисидир; тавозуъ васфидаким, «дол»дек каддин хам килган кадамини бахтнинг бошига куяди ва хаё нури хакидаким, бирон киши бунинг ичига кирса рахмат ёмгирлари билан сероб булади».
«О тех, у кого в привычке воспитанность, младшим приносит счастье, для старших является источником высокого положения (чина); похвала учтивости состоит в том, что, тот, кто согнёт свой стан буквой «дол» — ﺩ — прямиком ступает на вершину счастья; о свете совести – кто под его лучи взойдёт, тот наполнится изобилием от дождей благодарения».
(А.Навои, «Смятение праведных», т.3, Т.,1968, XXXII глава, 6-я беседа «О благопристойности», вступление)

О понимании важности воспитания культуры общения, культуры слова говорят пословицы:
“Gapni gapir uqqanga” Слова говори понимающему.
«Хар нарса эви билан-да, кам-кам булсин!» Пусть всего будет в меру, понемногу.
“So’zdan so’zning farqi bor, o’ttiz ikki narhi bor”
Слово от слов отличается, 32 значения (цены) есть у него.
“O’zingga boq – nog’ora qoq” —
Сначала посмотри на себя, а потом труби о недостатках других.
“Aytilgan so’z – otilgan o’q” Сказанное слово – что стрела из лука (вылетит – не поймаешь)
«Шутка веселит, если украшена острой и изысканной мыслью.
Если же в ней грубость и бессмыслица, зачем человеку её высказывать (пачкать ею свои уста)?»
«Тот, кто язык свой распустив, всем людям шлёт свои упрёки,
Рискует тем, что в нём другие отыщут худшие пороки»
(А.Навои, “Возлюбленный сердец”, Соч. T.10, Ташкент, 1970)
Прекрасное описание традиционного этикета, культуры учтивости и сладкоречия («ширинсуз») дал в своих романах замечательный писатель Абдулла Кадыри. Так, героиня Кумюш в письме к родителям в Маргелан пишет: «Даже если будете досадовать, всё равно скажу, что люблю свекра больше родного отца, и не за то, что он отец вашего зятя, а потому, что купаюсь в лучах доброты, исходящих от его облика, люблю его мягкие, кроткие, пленительные слова с обращением «ойим» (госпожа моя). Едва он раскроет свои уста для наставлений, душа моя тает и наслаждается, как во сне».
(Абдулла Кодирий «Утган кунлар» — «Минувшие дни», Изд-во худож.лит. УзССР, Т., 1958, с.358)
А обращения в письмах героя романа – Отабека к своей супруге Кумюш – достойны восхищения:
«Ой юзли рафикам, кундуз кошли маъшукам, Кумуш хонимга!»
«Луноликой жене моей, чернобровой возлюбленной, моей г-же Кумюш!»
«Умидим юлдузи, орзум чечаги, хаётим тираги Кумушимга!»
«Звезде моей надежды, цветку моего желания, опоре жизни моей Кумюш!»
Современная узбекская семья опирается на 2 могучие традиции: 1) уважение к старшим и милосердие к младшим; 2) равноправное партнёрство супругов и высочайшая взаимная ответственность перед родителями, родными, будущими поколениями – «Долг и Совесть».
“Yuk ko’targan yutadi” Побеждает взявший на себя груз (ответственность).
Верность долгу – Навои называет жемчужиной человеческой нравственности, терпение – ключом утешения: «Терпение горько, но сладость – его последствие, оно отвращает бедствия…
Бейт: Кто терпеливо сносит горе, жестокие судьбы угрозы,
Тому уколы будут в сладость, тому колючки будут розы».
(А.Навои, “Возлюбленный сердец”, Соч. T.10, Ташкент, 1970, с.57)
Воспитанию «совершенной» личности призывает великий просветитель и поэт:
«Щедрость и великодушие — отец и мать, долг и совесть — их обоюдные дети. В каждом сердце, где поселяется долг, там живёт и совесть… У бесчестного нет совести, у бессовестного — чести (чувства долга). Чья жизнь — без сознания долга, от того не загорится звезда надежды… Совершенные — люди с совестью, а подлые — бессовестные…»
(Алишер Навои, «Возлюбленный сердец», 1500 г.)
В главе XXXII “Смятения праведных” поэт призывает:

«Етса гаму гусса юки тогдек, «Всё горе вынеси, что рок пошлёт,
Булмок анинг остида туфрокдек. Как горы на себе земля несёт.

Айламок жола киби ёгса тош, И град камней бестрепетно прими,
Рост бинафша киби юккори бош. В грозе фиалкой стан свой распрями.

Вазъи тавозеъда вафо айламак, В почтеньи верность долгу восприми,
Даъби адаб бирла хаё айламак. И с воспитаньем честь и совесть соблюди.

То бу васила била топиб кабул, И силу и величье обретёшь,
Максади аслий сори булгай нузул. И к вечной цели верный путь найдёшь».

Недаром самым распространённым эпитетом возлюбленного является «вафодорим» (мой ответственный, надёжный), ибо верность, постоянство и надёжность мужчины – самая главные гаранты прочности семейных уз.
В настоящее время – развития рыночных отношений – женщины оказались более приспособленными и востребованными на рынке труда. В 30% опрошенных семей выявилось, что карьера жены оказалась более значимой, чем карьера мужа. При сохранении семейной миссии, ценностей, традиционных рамок уважения-почтения руководящую роль берут на себя женщины, а управляющую – мужчины, нисколько не умаляя себя в глазах жены и детей, а показывая пример рационального распределения обязанностей и ответственности за семью. Культ семьи является основой стабильности и жизнеспособности узбекского общества.

Наверное, потому и статистика свидетельствует, что Узбекистан последовательно отличался по следующим показателям:
* — самый низкий процент разводов; * — высокая фертильность женщин;
* — высокая рождаемость детей даже в семьях женщин с высшим образованием.
Очень часто причинами распада семей являются не только издержки семейного воспитания и недостаток терпения и последовательности во владении этикетом, а глобальная ошибка выбора. Есть такие глубинные сферы личности, которые не терпят уколов, упрёков, насмешек — понятия цели жизни, методов воспитания детей, отношения к родителям и окружающим. Если супруги за много лет так и не сблизились в понимании принципиальных жизненных позиций, то вряд ли эта семья имеет хороший прогноз. Поэтому каждому, кто собирается связать себя семейными узами, необходимо чётко представлять свою иерархию ценностей: что ценю, что люблю, с чем смириться не смогу никогда, — и выявить представления избранника. Сможете ли вы войти, как две шестерёнки в сцепление? Сможете ли вы стать одним целым, единодушной, спасительной и прочной крепостью для своих детей и потомков?
Современные нуклеарные молодые семьи не теряют связей с родительскими семьями, продолжая жизнеспособные традиции узбекской семьи, одновременно развивают восприимчивость и чувствительность к требованиям современности, отвечая на вызовы нового времени – эпохи глобального информационного общества в планетарном масштабе.
Как завет потомкам, звучат строфы великого Алишера Навои («Стена Искандера», Соч. Т.7, с.393):
«Да будет всем земля ковром услад,
Где радость, песни и плодовый сад.
Пусть в мире справедливость и покой
Воздвигнут совершенные душой!»
Ф.Пирназарова

Все начинается с приветствия .
С древних времен у народов Средней Азии сложилась традиция - встречаясь, мусульмане должны обязательно приветствовать друг друга, даже если они не являются друзьями и даже в том случае, если между ними враждебные отношения. Отвечать на каждое приветствие считалось признаком хорошего тона.
А кто кого должен был приветствовать первым? Оказывается, лица, едущие на коне, должны были приветствовать идущих пешком, лица, занимающие на социальной лестнице более высокую позицию, должны были первыми приветствовать лиц, стоящих ниже, господа должны были приветствовать своих слуг, а младшие - старших. Ну а если одновременно несколько человек изъявили желание поприветствовать одного человека, то этот человек должен был ответить на их приветствия так, чтобы было отчетливо видно, что его приветствие относится ко всем сразу.
С кем же не следовало здороваться и при каких обстоятельствах? Согласно предписаниям не следовало здороваться, например, в тех случаях, если кто-либо был занят молитвой или чтением Корана, если человек был занят едой или находился в отхожем месте и т.д. И строго-настрого было запрещено отвечать на приветствия и тем более отпускать приветствия невоспитанным, бесчестным и жестоким людям.

Знаменитое узбекское гостеприимство
Восточное гостеприимство - это не просто обычай, это нравственный закон, пришедший к нам из глубины веков.
"Гостеприимство - выше мужества" - так гласила старинная пословица. И это не пустые слова. Отказать гостю в приеме, не посадить его за стол, не угостить или принять его плохо - такое не гостеприимство ложилось тяжким позором не только на семью, но и на весь род. В гостеприимстве нельзя было отказывать даже врагу.
Законы гостеприимства дошли и до наших дней, превратившись в добрую традицию. Узбекские семьи - это, как правило, большие семьи, состоящие из нескольких поколений. Уважение и почитание старших - вот еще одна главная традиция узбекского народа.
Если вы никогда не бывали в гостях в традиционной узбекской семье, то вам желательно ознакомиться с некоторыми правилами поведения.
Итак, вас пригласили в гости. Невежливо будет отказаться от приглашения или прийти с опозданием. Оказавшись на пороге дома, вам необходимо поздороваться с хозяевами и другими гостями. Здороваться за руку можно только с мужчинами, это лучше делать обеими руками или правой рукой, не сжимая ладонь. Во время рукопожатия уместно будет по традиции поинтересоваться здоровьем, спросить, как дела дома и на работе. А вот с женщиной поздороваться за руку будет уместно только в том случае, если она первой протянет вам руку. Обычно с женщинами и другими гостями, которые сидят вдали от вас принято здороваться, прикладывая руку к сердцу, слегка наклонив голову. А еще нельзя открыто восхищаться женской красотой и оказывать ей всяческие знаки внимания.
Идти в гости в узбекскую семью с пустыми руками не принято. По традиции гости приносят в дом сладости и сувениры. Принято снимать обувь при входе в дом. Есть такой старинный обычай, согласно которого женщины не должны сидеть за одним столом с мужчинами, чтобы не мешать их беседе. Но в наше время этот обычай сохранился преимущественно в сельской местности.
Итак, вы уже в гостях. Глава семьи сам проводит вас на отведенное вам место среди других гостей. Самым уважаемым гостям хозяин отводит места за столом в отдалении от входа. Когда все гости в сборе, старейший из присутствующих за столом читает краткую молитву с наилучшими пожеланиями хозяевам гостеприимного дома. Затем по традиции хозяин предлагает гостям испить пиалу чая. И только после того, как все необходимые церемонии соблюдены, гости могут приступить к трапезе.
Теперь немного о том, как следует вести себя за столом. Если во время еды вам нужно взять рукой какой-либо предмет, передать что-то гостю, сидящему рядом с вами, для этих целей используйте только правую руку. Но не следует указательным пальцем правой руки показывать на предметы или людей.

Чаепитие
Традиционно любая трапеза в узбекской семье начинается и заканчивается чаепитием. Чайная церемония занимает особое место в жизни жителей Узбекистана. Заваривать чай и угощать этим изумительным напитком гостей за столом должен в первую очередь хозяин или хозяйка дома. На стол подаются различные сладости и фрукты, а чай заваривают в маленьких чайниках и разливают его в маленькие пиалы. Перед тем, как угощать чаем гостей, хозяин или хозяйка трижды наливает чай в пиалу и выливает ее обратно в чайник. Этот старинный обычай придуман неслучайно - таким образом чай быстро заваривается, разлитая по пиалам заварка будет одинаковой. И не удивляйтесь, если хозяин нальет вам неполную пиалу. Это традиционный элемент гостеприимства. Чем почетнее гость, тем меньше в его пиалу наливают чаю.
Как объясняется столь странный обычай? Все очень просто - гость, отпив чая из своей полупустой пиалы, снова и снова обращается к хозяевам дома за добавкой, и вот именно такие неоднократные обращения с пустой пиалой к хозяевам, рассматриваются как дань уважения к гостеприимному семейству. Кроме того, если пиала наполнена чаем не больше, чем наполовину, ее удобно держать в руке, гость не рискует обжечь горячим чаем пальцы, а хозяева с радостью демонстрируют свое гостеприимство готовностью лишний раз поухаживать за гостем.
Бывают ли случаи, когда гостю наливают полную до краев пиалу чая? В старину так принято было делать в тех исключительных случаях, когда в дом приходил нежелательный гость. Хозяин подавал ему пиалу наполненную до самых краев горячим чаем, таким дипломатическим образом давая гостю понять, что он является персоной нон грата и с ним не хотят общаться. Гость, понимая намек хозяина, выпивал чай и удалялся. Но этот обычай остался далеко в прошлом, в наши дни он уже не соблюдается.
Традиционным местом чаепития в Узбекистане является чайхона (чайхана). Место для чайхоны принято выбирать поближе к воде, под кронами раскидистых тенистых деревьев. Традиционный интерьер чайхоны состоит из низких диванов, которые застилают коврами, и таких же низких столиков. Главное место интерьера отведено очагу, над которым кипятят воду и готовят пищу. Возле очага располагаются чайники. Обстановка чайхоны уютна и своеобразна. Здесь вовсю кипит общественная жизнь, посетители чайхоны не просто пьют чай, принимают пищу и отдыхают, но также делятся между собой последними новостями, обсуждают насущные жизненные проблемы, ведут философские беседы.

Узбекские праздники
Узбекский народ любит и умеет праздновать. Свадьба, юбилей, национальные праздники - любое праздничное мероприятие в Узбекистане проходит весело, гостеприимно при большом количестве гостей с обилием наивкуснейших национальных блюд под звуки национальных инструментов и по традиции с зажигательными танцами.
Главный государственный праздник - День независимости, который торжественно отмечается 1 сентября. Еще два значимых праздника - это День Конституции, отмечается он 8 декабря, и День памяти и почестей, который, как во многих других странах отмечается 9 мая. Одними из самых значимых мусульманских праздников являются Рамазан-хайит и Курбан-хийит. Праздник Рамазан-хайит - это прекрасный праздник духовного и нравственного очищения. По исламским законам этот праздник начинается на 9-й месяц мусульманского года Хиджры после окончания 30-дневного поста. Курбан-хайит - один из самых важных мусульманских праздников. В этот день верующие совершают положенные ритуалы, а затем принимают гостей или сами идут в гости, занимаются благотворительностью.

Асалом, Навруз или с Новым годом!
Слово "Навруз" переводится, как "новый день". Праздник отмечается 21 марта. Именно в это весеннее время года природа окончательно просыпается после зимней спячки, своим обновлением символизируя начало нового года. Навруз - древний праздник, по утверждению историков праздновали его еще 3000 лет назад.
Как же празднуют Навруз в наши дни? Если празднование европейского Нового года начинается в полночь, то Навруз празднуют днем. Как и Новый год, Навруз - праздник семейный, его так же принято справлять в кругу родных и близких. Вслед за основным днем празднования Навруза - 21 марта, следуют еще 13 праздничных дней, когда принято приглашать гостей, а также ходить в гости, навещать родственников, друзей и просто хороших знакомых. В праздничные дни в парках и садах по традиции высаживается большое количество молодых саженцев фруктовых деревьев.
Жители городов и сел Узбекистана готовятся к Наврузу заблаговременно. В каждой махалле (соседская община) проводятся хашары (совместный труд сродни субботнику). Люди, объединенные общей задачей подготовки к празднику, приводят город или село в надлежащий праздничный вид.
И вот наступает долгожданный день 21 марта. Начинается праздничное веселье. В каждой махалле накрываются праздничные столы, в огромных казанах готовится янтарный праздничный плов, музыка, песни, танцы! Вот такое всенародное веселье!

Отведайте сумаляк!
Навруз еще с древних времен считается особым праздником. Поэтому и стол должен быть накрыт по-особому щедро. Есть такая примета - чем богаче будет стол, тем богаче будет весь грядущий год. Праздничное меню имеет огромное значение. В день Навруза главными праздничными блюдами являются плов, шурпа и самса с первой весенней зеленью. Также на столе должны быть разнообразные закуски, сладости и фрукты. Но гвоздь программы в этот день - тарелочка с проросшей пшеницей! Это блюдо обязательно должно стоять на каждом праздничном столе.
Из зерен проросшей пшеницы приготавливается главное праздничное лакомство - сумаляк. Готовят сумаляк по-особому, это настоящий ритуал, участие в котором принимают только женщины. Сумаляк готовится долго, в течение целых суток. Женщины, сменяя друг друга, медленно помешивают в огромном котле проросшие зерна пшеницы, которые, благодаря их стараниям, постепенно превращаются в густую тягучую коричневую массу. Во время этого действа женщины напевают народные песни о весне, о празднике Навруз. Во время помешивания в котле раздаются интересные звуки. Это ударяются друг о друга небольшие камешки или орехи, которые, хорошенько вымытые, специально кладут на дно котла в самом начале приготовления сумаляка. Это нужно для того, чтобы сумаляк не пригорал во время приготовления. Ну, а если такой камешек или орех окажется в вашей пиале с сумаляком - радуйтесь, весь год будет для вас удачным и счастливым!

Купкари
С празднованием Навруза связана любимая в народе древняя национальная игра купкари (улок, бузкаши). Это игра по-настоящему сильных и смелых мужчин. Верхом на лихих скакунах игроки на полном скаку стремятся отобрать друг у друга молодого барашка.
К игре готовятся серьезно и заблаговременно. Нужно продумать все до мелочей. Для начала нужно правильно выбрать коня, который должен быть низкорослым, выносливым и быстрым. Почему именно низкорослым коням отдают предпочтение? Этому есть логическое объяснение - в разгаре этой азартной и захватывающей игры барашек часто выпадает из рук игроков и всаднику приходится свешиваться с коня до самой земли, чтобы вновь подхватить барашка. Следующий момент подготовки к игре - выбор одежды. Участники купкари обычно выбирают для себя стеганный ватный халат и такие же толстые стеганные штаны. Этот выбор обусловлен тем, что во время состязания соперники наносят друг другу удары кнутом, что допускается правилами игры, а ватная одежда является хорошей защитой от ударов.
И вот наступает долгожданный момент игры. Все конники выстраиваются в одну линию и с нетерпением ожидают, когда в центр круга один из уважаемых мужчин бросит барашка. И как только животное оказывается в центре круга, всадники бросаются вперед. Цель игры - вырвать из рук противника барашка и с этим трофеем доскакать до финишной черты, оставив соперников далеко позади. Финишной чертой может служить обыкновенный столб, врытый в землю. Клубы пыли, храп лошадей, накал страстей - это поистине экспрессивное зрелище вызывает бурю эмоций не только у состязающихся между собой игроков, но и у многочисленных зрителей.
Главный приз победителю вручают уважаемые аксакалы. По окончанию игры участников ждет праздничный обед.

Бешик-туйи
И вот радостное и важное событие - появился на свет новый человек! В узбекской семье появление младенца сопровождается древним ритуальным празднеством "Бешик туйи" - "Деревянная колыбель". Этот обряд проводится обычно на седьмой, девятый, одиннадцатый или сороковой день со дня рождения ребенка. В день проведения обряда родственники со стороны жены приносят богато убранную колыбель "бешик" и необходимые принадлежности для ребенка, а также много разных сладостей, традиционные узбекские лепешки и игрушки для малыша, которые заворачивают в скатерть - дастархан. Звуки карная, сурная и бубна оглашают начало совершения обряда. В доме собирается много гостей, которых проводят за праздничный стол, заставленный богатым угощением. И пока гости угощаются, наслаждаются игрой музыкантов, празднуют и веселятся, пожилые женщины в детской комнате совершают обряд первого пеленания младенца и укладывания его в бешик. В завершении церемонии по традиции устраиваются смотрины ребенка. Гости заходят в детскую комнату, любуются малышом и осыпают бешик парвардой, наватом и другими сладостями, согласно обряду это делается для того, чтобы жизнь ребенка была радостной и благополучной.

Хатна-килиш
Малыш подрос. Теперь ему предстоит пройти очень важный для него обряд хатна-килиш или суннат туйи. Это очень древний, освященный исламом, узбекский обряд обрезания. Проводится он у мальчиков в возрасте от трех до девяти лет. В народе этот обряд еще называют "свадьбой". Готовиться к свадьбе родители начинают уже с самого рождения ребенка, родственники и соседи также принимают участие в подготовке свадебных подарков. Перед проведением обряда проводится чтение Корана в присутствии имама из мечети, родственников и почетных старейшин махали. Прочитав суры из корана, старцы благословляют мальчика и дарят ему подарки. После этого накрывается праздничный стол и начинается сам обряд - большая "свадьба". В завершении обряда гости поздравляют мальчика, осыпая его деньгами и сладостями. И вот кульминационный момент - в центр празднования выводят молодого жеребца, украшенного нарядными лентами и богатой сбруей. С пожеланиями вырасти могучим и храбрым джигитом мальчика усаживают на коня. И в завершение ритуала начинается праздник с обильным угощением, музыкой, танцами.

Фатиха-туй
Сын вырос, возмужал, достиг совершеннолетнего возраста - самое время завести свою семью. По традиции родители сами выбирают невесту своему сыну, помогают им в этом свахи. К выбору невесты относятся со всей ответственностью, подробно расспрашивая о ее семье, знакомясь с родственниками девушки. Все! Выбор сделан! Наступает день помолвки - "фатиха-туй" . В этот день в доме просватанной девушки собираются гости, среди которых почтенные старики и председатель махалли. Свахи излагают цель своего визита, после чего проводится обряд "нон синдириш" , в дословном переводе это означает "ломать лепешку". После совершения этого интересного древнего обряда молодые считаются помолвленными, и назначается день свадьбы. Родственники невесты щедро одаривают родных жениха и свах - каждому они вручают дастархан с двумя лепешками и сладостями, а также передают подарки жениху и его родителям. С момента помолвки начинается подготовка к свадьбе.

Ах, эта свадьба!
В жизни узбекского народа свадьба является исключительно важным значимым событием. Отмечают свадьбу особенно торжественно, с обязательным соблюдением целого ряда свадебных обрядов. День свадьбы начинается с плова. В этот день в домах жениха и невесты устраивается свадебный плов, причем плов для дома невесты готовится в доме жениха. Бракосочетание в ЗАГСе происходит после того, как имам мечети прочитает молодым молитву о бракосочетании - "Хутбаи никох" и объявит их мужем и женой перед Богом. Перед началом свадьбы на жениха и невесту надевают свадебную одежду - сарпо. Центральным событием свадьбы является обряд прощания с родителями, который проводится перед тем, как невеста в сопровождении подруг покидает отчий дом и отправляется в дом жениха. Как только невеста переступает порог дома жениха, начинается празднование свадьбы. За праздничным столом собираются многочисленные гости. Количество гостей в двести и даже триста человек на традиционной узбекской свадьбе вполне обычное явление. Празднество проходит весело, ярко, зажигательно. В завершение свадьбы проводится еще один старинный обряд - выкуп невесты, который происходит в специально отведенной для молодых комнате. Жених провожает невесту до дверей комнаты, где ее обычно встречает близкая подруга "янга" . В комнате невеста переодевается и прячется за специальной занавеской "гушангой" . В сопровождении друзей в комнату входит жених, где ему предлагают дать за невесту выкуп. Начинается торг, в результате которого жених символически выкупает невесту у "янги". По завершении этого обряда жених и невеста остаются в комнате одни на всю ночь.
На следующее утро после свадьбы совершается обряд "Келин салом" . Этот обряд означает прием невесты в новую семью. Родители, родственники и друзья жениха собираются во дворе, одаривают невесту подарками и благословляют ее. Невеста в свою очередь приветствует каждого, низко кланяясь. С этого момента начинается семейная жизнь.

Утренний плов
В каких случаях плов готовят утром? Старинный обряд утреннего плова - это не только праздничный, но и поминальный плов, который и в том и в другом случае обслуживается только мужчинами. Приготовление утреннего плова начинается с вечера, с проведения обряда шинкования моркови - "сабзи туграр" . Сам утренний плов готовят к моменту окончания утренней молитвы - "бомдод намози" . Именно участники молитвы становятся первыми, кто отведает свежеприготовленный утренний плов. О начале утреннего плова извещают звуки карнаев и сурнаев. Гости рассаживаются за столами и, совершив обряд пожелания - фотихи, приступают к трапезе. Вначале на стол подаются лепешки и чай, затем плов в больших ляганах, один ляган рассчитан на двух человек. По окончании трапезы вновь совершают обряд фотихи. Почетным гостям по окончании утреннего плова обычно преподносят в подарок национальные мужские халаты - чапаны.

Махалля
Соседская община - махалля - всегда принимает живое участие во всех главных событиях узбекской семьи. Принцип махалли - это самостоятельность и самоуправление с целью взаимопомощи. Обладая огромным тысячелетним опытом ведения дел, узбекская махалля и сегодня является центром семейно-бытовых и религиозных обрядов. Община является хранителем культуры и традиций узбекского народа. Но махалля - это не просто общество взаимопомощи, она также успешно выполняет воспитательные функции. Под непосредственным присмотром всей общины вырастает поколение за поколением. Дети, выросшие в махалле, воспитаны в духе уважения к старшим.

Хашар
В любой махалле существует прекрасная древняя традиция взаимопомощи - хашар. Как говорится, всем миром жители махалли добровольно и бескорыстно помогают друг другу в случае необходимости. Нужно построить дом, благоустроить улицу или район, организовать утренний плов - на помощь всегда приходит хашар.
И в горе и в радости жители махалли стараются держаться вместе. Как правило, никто не отказывается, когда всех оповещают о хашаре. Люди готовятся к этому мероприятию сообща, также сообща и дружно трудятся, успевая за один календарный день выполнить большой объем необходимой работы. А потом также сообща устраивают обед или ужин. Прекрасная восточная традиция!

Узбекская национальная одежда
Самобытные и неповторимые черты имеет узбекская национальная одежда, свидетельствующая о богатых культурных традициях узбекского народа, его образе жизни, обрядах и традициях. Конечно, в городах уже большая часть населения, следуя тенденциям времени, носит европейскую одежду, но в селах еще сохранились основные тенденции традиционной узбекской одежды.
Во все века люди любили одеваться красиво, ведь именно одежда, как нельзя лучше подчеркивает индивидуальность человека. Повседневной мужской одеждой в Узбекистане была традиционная рубаха - куйлак, а у жителей Ферганской и Ташкентской областей распространена была распашная рубаха - яхтак. Обе эти рубахи шили из хлопчатобумажной ткани. Иногда края ворота рубахи обшивали тесьмой - джияк.
Другой принадлежностью мужского костюма были штаны - иштон. Они были самого простого незамысловатого покроя, широкие сверху и сужавшиеся книзу, без пуговиц, прорезей и даже без карманов.
Дополнял мужской костюм халат - чапан. Халаты шили из полосатой материи с вертикальными разрезами на полах, их обшивали плетенной тесьмой. Пуговиц на халате не было, полы халата соединялись двумя завязками, прикрепленными в области груди. В зависимости от времени года халаты были легкие без подкладки, более утепленные с тонкой подкладкой и зимние, утепленные ватой.
Одежду людей знатного рода украшало золотое шитье. Халаты, тюбетейки и даже обувь вышивали золотой нитью. В наши дни деталями мужского свадебного костюма также являются расшитый золотом халат - запарчон и чалма, изготовленная из серебряной или золотой парчи.
Квадратный платок из хлопчатобумажной или шелковой ткани, сложенный углом, носивший название бельбог также являлся обычным атрибутом национальной мужской одежды. Бельбог повязывали вокруг талии, обычно он был яркого тона и выделялся на привычно темной мужской одежде.
По законам ислама правоверным запрещалось выходить из дома с непокрытой головой. Так появился еще один элемент мужского костюма - головной убор кулох или тюбетейка - дуппи.

Самой распространенной мужской тюбетейкой считается чустская тюбетейка Ферганской долины. Она имеет строгий, но в то же время очень интересный декоративный вид - на черном фоне белыми нитями вышит орнамент в виде стручков перца "калампир" , а по кромке расположены в ряд шестнадцать узорных арочек. Популярными в Ташкенте были и остаются по сей день тюбетейки из бархатной или хлопчатобумажной ткани черного, синего или темно-зеленого цвета. А вот в Хорезме в качестве головного убора предпочитают сделанные из овчины шапки-папахи.
Традиционная одежда представительниц прекрасного пола, живущих в Узбекистане - это платья куйлак и шаровары лозим. Платья были длинные, прямой, но иногда расширяющейся книзу формы. Рукава тоже длинные, закрывающие кисть. Уже позже, в конце девятнадцатого века, платья были несколько модернизированы - в их покрое появились отрезная кокетка, стоячий воротник и манжеты на рукавах. До наших дней дошли платья из яркого шелка и знаменитого хан-атласа.
Неотъемлемой частью женской одежды были и дошли до современного сегодня шаровары.

Это широкие сверху и зауженные книзу штаны, которые носят под платье. Иногда низ шаровар обшивается тесьмой - джияком.
Верхней национальной одеждой, так же как и у мужчин был халат - мурсак. Халат этот делали длинным в форме туники, иногда стеганным на вате. Также в качестве верхней одежды у женщин употреблялся халат тун чапан, по своему покрою схожий с мужским. В девятнадцатом веке в женском гардеробе появился камзол или камзур. В это же время в моду вошли жилетки - нимча.
После отмены в двадцатые годы прошлого столетия паранджи,

Узбекские женщины стали использовать в качестве головного убора платок. Иногда головной убор состоял не из одного, а из двух платков - один, сложенный по диагонали, надевали в виде налобной повязки, а второй набрасывали на голову. Платки иногда украшали вышивкой. Широкое распространение к началу двадцатого века получили тюбетейки-дуппи с вышивкой золотой нитью или шелком.
Какая женщина не любит украшения? По традиции дополнением к национальному костюму узбекской женщины, независимо от возраста были золотые и серебряные украшения. Это и кольца с натуральными камнями, и браслеты, и серьги с подвесками в виде куполков. Украшениями для шеи служили ожерелья из монет или бусы из кораллов. Все украшения являли собой настоящие произведения искусства.
Мир Вашему дому, дорогие горожане!

О чем гостю должна сказать половина пиалы чая, зачем узбеки консервируют плов и где в Узбекистане живут самые счастливые невесты?

Они не говорят «нет»



Восточные люди не идут на открытый конфликт и не демонстрируют агрессию - они привыкли быть вежливыми даже в самой сложной ситуации. Эта черта национального характера сформировалась в далеком прошлом: узбеки испокон веков занимались торговлей, а обижать покупателя - не в интересах продавца. Поэтому вам никогда не откажут напрямую, а на любую просьбу ответят традиционно: «Хоп майли» («ладно», «хорошо»). Впрочем, когда будет выполнено обещание - неизвестно: ни в действиях, ни в работе, ни в принятии решений узбеки не спешат. И если окажется, что договоренность нарушена, вам предложат несколько вариантов решения вопроса - вплоть до самых нелепых, лишь бы вы не сердились.

Они не жалеют времени на приветствие



Приветствие - тоже часть традиции: невозможно представить себе узбеков, поздоровавшихся на ходу и побежавших по своим делам. Встречаясь, мусульмане должны обязательно приветствовать друг друга, даже если они враждуют. Сейчас при встрече нужно исполнить определенный ритуал - не только поздороваться, но и от всей души поинтересоваться делами собеседника, причем во всех подробностях: как сам, как дом, как , как дети, как хозяйство, полон ли холодильник? Отвечать следует традиционно: слава богу, все хорошо. Все это отнимает немало времени и звучит очень эмоционально, особенно когда встречаются две женщины.

Они наливают гостям половину пиалы чая



Гостеприимство - непреложный закон для узбеков: они привыкли жить большими семьями, в окружении соседей, и общественное мнение для них очень важно. Поэтому гостя готовы принять в любое время и на столе всегда есть конфеты, орешки и другая мелочь. И конечно, никого не отпустят без чая. «Чай не пьешь, откуда силы возьмешь?» - говорят в Узбекистане. Чем больше ценят гостя, тем меньше чая ему наливают, чтобы он чаще обращался к хозяевам за добавкой и дольше посидел. Поднося чай дорогому гостю, правую руку прикладывают к сердцу - в знак уважения. По этому поводу рассказывают анекдот: узбек такой жадный - мало того что полпиалушки чая наливает, так еще и за сердце держится!

Они едят плов в 6 утра



Плов для узбека - больше, чем еда, это предмет культа и часть национальной культуры. «Ты родился - у тебя плов, ты женился - у тебя плов, ты умер - у тебя плов», - шутят в Узбекистане. Это действительно так: любое важное событие отмечается приготовлением блюда из риса, мяса и овощей. Утренний плов варят в огромных казанах к 6 часам, и занимаются этим исключительно мужчины. Такое время было выбрано не сразу: изначально плов готовили к окончанию первой молитвы, то есть к 4 утра, потом перенесли на 7 часов, а затем опять сместили, чтобы люди успевали на работу. Отказаться от приглашения на плов нельзя - это святое.
В каждом регионе Узбекистана свой рецепт кулинарного шедевра, а в Ташкенте работает среднеазиатский центр плова, где продают свадебный плов, украшенный кружочками конской колбасы - казы - и перепелиными яйцами. Плов можно даже увезти с собой из страны - во всех ташкентских супермаркетах продаются консервные банки с этим блюдом, и на вкус оно ничуть не хуже, чем из казана. Так что узбекский плов постепенно завоевывает мир, а в прошлом году его включили в список нематериального наследия ЮНЕСКО.

Они сажают женщин за отдельный стол



В узбекской семье выстроена строгая иерархия взаимоотношений: детей держат в строгости, женщина во многом подчиняется мужу и свекрови, последнее слово всегда остается за мужчиной. Жену уважают как мать, супругу, хранительницу семейного очага, но часто рассматривают лишь как домохозяйку несмотря на то, что свободные женщины Востока занимаются наукой и политикой, заседают в сенате и руководят предприятиями. Главная обязанность женщины - забота о семье и доме. Даже если она работает наравне с мужем, это не отменяет приготовления ужина к его приходу.
До сих пор в быту многие вещи делятся по гендерному признаку: утренний плов готовят мужчины, повседневную еду - женщины, мужчины собираются в чайхане, женщины - во дворе. Раньше дом делился на мужскую и женскую половину, а сейчас на свадьбе и других праздниках мужчины и женщины нередко сидят за разными столами. Даже хоронят их в разных частях кладбища.

Они бросают камешки в праздничное угощение



Еще одно важное узбекское блюдо - сумаляк. В отличие от плова, сумаляк варят лишь раз в году, в один из 40 дней после праздника Навруз. Легенда гласит, что у одной женщины умер муж, она осталась одна с маленькими детьми, семья голодала. Отчаявшись, мать налила в казан воды и бросила горсть проросшего зерна. Пшеница варилась весь день и всю ночь, под утро женщина ненадолго уснула, а когда проснулась, увидела, что казан до краев наполнен теплой коричневой массой. Она накормила детей и угостила соседей, и с тех пор сумаляк готовят только женщины.
Рецепт прост: проросшие зерна пшеницы перемалывают и отжимают, а получившуюся жидкость смешивают в кипящем масле с мукой. На дно казана бросают камешки или орешки - это не дает жидкости подгорать, а тот, в чьей пиале окажется камешек, может загадывать желание. Главный секрет сумаляка: его нужно помешивать непрерывно, на протяжении 12 часов, и в этом процессе участвуют все соседи или коллеги - праздничное блюдо готовят даже во дворах офисов. Считается, что, мешая сумаляк, человек освобождается от недобрых мыслей. Через 12 часов блюдо снимают с огня и накрывают, оставляя до утра. Утром рассматривают рисунок, образовавшийся на поверхности густой массы, и толкуют его значение. Попробовать сумаляк можно не только сразу после Навруза: так же, как и плов, его консервируют и продают в магазинах круглый год.

Они женятся по воле родителей



В Узбекистане настолько уважают мнение старших, что даже в XXI веке будущего мужа или жену своему чаду подыскивают родители. Впрочем, если жених совсем не понравится девушке, она может отказать ему. Самые смелые могут даже познакомиться сами и пожениться без согласия родителей, но это скорее исключение. Как правило, жених и невеста все же вступают в , подчиняясь решению старших и почти не зная друг друга. Дальше возможны два варианта развития событий: семья держится на уважении супругов к выбору родителей, а значит, и друг к другу, либо со временем мужчина начинает искать любовь на стороне, а женщине приходится с этим мириться. Разводятся в Узбекистане редко - распадается лишь 15% браков (в России - больше половины), и поводом для расставания скорее станет невозможность иметь детей, чем измена.

Они еще недавно были многоженцами



Узбекская свадьба - грандиозное событие. Просто регистрация - нонсенс для узбеков: а что скажут друзья, соседи, родные? Пригласить на праздник нужно как можно больше гостей, и ради пышного мероприятия даже влезают в долги. Регистрация в загсе сочетается с религиозным обрядом - никохом, без этого вместе жить нельзя. А наоборот еще совсем недавно было можно, чем и пользовались мужчины: проводили никох для второй жены и обзаводились второй семьей. Недавно эту практику запретили, и сейчас разрабатывается закон об уголовной ответственности имамов, проводящих никох для мужчин, уже имеющих одну жену.

Они платят калым за невесту



Перед свадьбой семьи договариваются о том, какой вклад молодые вносят в будущую семейную жизнь. Например, если жених покупает квартиру, невеста - всю обстановку. Оговаривается также размер приданого и калыма - во многих областях до сих пор платят выкуп за невесту. Сумма калыма варьируется от $30 до $5000 в разных регионах.
Выгоднее всего выходить замуж в Хорезме: здесь большую часть свадебных расходов оплачивает жених, он же платит большой калым, и, если мужчина из богатой семьи, к деньгам могут добавить, например, верблюда. В последнее время особенно ценятся девушки с высшим образованием (лучше медицинским или педагогическим) - в этом случае сумма калыма может вырасти в несколько раз. А вот в Ташкенте расходы ложатся на плечи родителей невесты - они должны дать ей солидное приданое, чтобы удачно выдать замуж.

Они решают проблемы всем миром



Узбек живет в большом сообществе, модель которого представлена в городском квартале - махалле. Здесь действует своеобразная система местного самоуправления: жители объединяются в общину и решают проблемы вместе. Если во многих мусульманских странах махалля - это лишь народный обычай, то в Узбекистане ее статус закреплен на законодательном уровне. Община выбирает комитет, подотчетный органам власти. Члены комитета выдают справки при поступлении в вуз и трудоустройстве, а при разводе беседуют с супругами и дают им время на размышление. Многие вопросы в махалле решаются методом хашара (добровольного безвозмездного труда): благоустройство и уборка улиц, ремонт или даже строительство. И если соседи помогают кому-то построить дом, то хозяин готовит для всех участников хашара, конечно же, плов!
Поделиться: