Способы работы с эмоциями. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности

У многих из бывают периоды, когда мы не справляемся с нахлынувшими эмоциями, которые появляются под воздействием внешних или внутренних факторов. Переживание сильных негативных эмоций забирает большое количество энергии и порядком портит самочувствие и здоровье в целом. Кроме того, эмоции порой толкают нас на совершение необдуманных поступков, о которых впоследствии приходится жалеть. В этой статье я даю несколько работающих техник для переработки своих эмоций.

Техника по работе с эмоциями №1

Когда вы замечаете у себя негативную эмоцию, например, страх или агрессию, представьте эту эмоцию в виде некоего образа. Образ может любой. Все зависит от вашего воображения. Поставьте мысленно этот образ перед собой и скажите ему следующее:

Я вижу тебя. Я принимаю тебя. Я даю тебе место.

А затем спросите у этого образа:

Что хорошего ты для меня делаешь?

Любая эмоция возникает у нас не просто как неконтролируемый импульс в ответ на некий раздражитель, но призвана защищать наше внутреннее "Я", а в определенных ситуациях и наше физическое тело. Дождитесь ответа: чем помогает вам та или иная эмоция, какую миссию по вашей защите она на себе несет.

Например, эмоция ярости может ответить следующее: "Я защищаю чувство твоего собственного достоинства от постороннего влияния. Я не хочу, чтобы кто-то мешал тебе добиваться своих целей". А эмоция страха может сказать: "Я хочу, чтобы ты семь раз подумал, прежде чем ввязываться в эту историю. Ведь я не хочу, чтобы тебя преследовали неприятности. А то может случиться, как в прошлый раз..."

Когда вы получите ответ, мысленно поблагодарите свою эмоцию за заботу о вас и скажите ей, что сейчас вы больше не нуждаетесь в ее помощи.

Техника по работе с эмоциями №2

Когда вы отследили у себя негативную эмоцию, положите 2 пальца правой руки себе на грудину и произнесите вслух или про себя:

Несмотря на то, что я чувствую /название эмоции/, я люблю и принимаю себя, свое тело и свою личность, и я принимаю тот факт, что чувствую /название эмоции/, и даю этому место.

Это формула взята из техники Живорада Славинского под названием ПЭАТ. Полностью прохождение этой техники занимает гораздо больше времени и сил. ПЭАТ помогает справляться даже с самыми болезненными психологическими травмами, идущими из прошлого. Если вы хотите пройти технику целиком, вы можете обратиться за соответствующей . Но для того, чтобы быстро справиться с нахлынувшими эмоциями, этой формулы вполне достаточно.

Техника по работе с эмоциями №3

Если вы понимаете, что эмоционально вы чувствуете себя плохо, у вас упало настроение, и мир потерял свои краски, то эта техника поможет вам справиться с этим. Хроническое негативное настроение - это медленное самоубийство. Не будем этого допускать.

Для этой техники необходимо на время отключиться от событий текущей ситуации и полностью отдаться внутренней работе.

1. Для начала примите свою эмоцию и признайтесь себе в том, что вам плохо.

2. Установите причину своего плохого настроения, так как она не всегда очевидна. Для этого спросите у самого себя: "Чего я сейчас НЕ хочу? " Например: не хочу быть в одиночестве, не хочу, чтобы на меня ругались, не хочу идти на работу и т.д.

3. Теперь выясните, чего вы хотите вместо нежелательного? Формулируйте свои желания кратко, четко и понятно. Сконцентрируйтесь на желаемом. Произнесите мысленно или вслух свое желание 5 раз. "Прямо сейчас я хочу... "

Техника такая: произнести свое желание — вдох/выдох — вновь произнести желание и так 5 раз.

У вас не только пропадет сигнал "Мне плохо", но и ситуация начнет меняться.

Случались ли в вашей жизни ситуации, когда вы не справлялись с эмоциями? Или даже не могли понять, какие чувства испытываете, почему так реагируете? Может быть, вы не всегда понимаете чувства других и вам сложно выстраивать гармоничные отношения?

А между тем, способность понимать свои эмоции и управлять ими - это ключевая опорная точка на пути к успеху, карьере, популярности и даже к счастливой семейной жизни.

Ученые доказали, что любой человек может научиться управлять эмоциями. Дело практики. И это совсем несложно. Самое главное - как в спорте - тренировки!

Успех человека не всегда зависит от его IQ. Каждый день мы наблюдаем ситуации, когда умные и яркие люди не могут построить карьеру. В то время как те, у кого интеллект явно ниже, процветают без особых усилий. Ответ на вопрос, почему так происходит, часто связан с EQ - эмоциональным интеллектом.

Наличие диплома и сертификатов не гарантируют успешную карьеру и счастливую жизнь. Умение управлять собой гораздо важнее регалий и достижений.

Эта относительно новая концепция была обоснована в 1995 году доктором философии Гарвардского университета, научным журналистом Дэниэлом Гоулманом. Его книга «Эмоциональный интеллект », можно сказать, потрясла современников. Гоулман рассказал множество примеров и доказал, что именно благодаря способности осознавать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих, люди добиваются в жизни того, чего хотят.

К сожалению, очень редко детей учат справляться с гневом или конструктивно решать конфликты. И взрослея, человек не получает высокий коэффициент EQ автоматически. Но мы в силах исправить эту ситуацию. В отличие от IQ, показатели эмоционального интеллекта можно (и нужно!) тренировать и развивать.

Есть четыре основных навыка EQ, которые входят в понятия внутриличностной и межличностной компетенций.

Внутриличностная компетентность - это способность понимать свои эмоции и управлять своим поведением. Сюда входит эмоциональное самовосприятие : то, как мы осознаем свои эмоции и реакции в каждый момент времени. Это основополагающий навык: если его уровень высокий, то тогда гораздо проще использовать все остальные навыки EQ.

Далее логично следует управление собой . Этот навык проявляется, когда человек действует или воздерживается от действий. Это способность использовать знание своих эмоций, чтобы эффективно управлять своим поведением, а также эмоциональными реакциями по отношению к людям и к событиям.

Проще говоря, самовосприятие говорит: «Я чувствую гнев!» Управление собой помогает сдержать этот гнев. Или наоборот, если уровень этой компетенции низкий, человек будет мыслить примерно так: «Я чувствую гнев, но я ничего не могу с этим поделать!».

Уоррен Баффет считает, что его успех зависит не от высокого уровня IQ, а от умения управлять своими эмоциями во время сделки. Стоит лишь на миг поддаться эмоциональному порыву - и можно потерять миллионы долларов. .

Межличностная компетентность - это способность понимать и улавливать настроение, поведение и мотивы других людей с целью улучшить качество отношений. Здесь можно говорить об эмпатии - способности точно улавливать эмоции окружающих и понимать, что на самом деле с ними сейчас происходит.

И финальный аккорд - управление отношениями : этот навык включает в себя три предыдущих. Человек, у которого высокие показатели по этой компетенции, умеет воспринимать эмоции (как свои, так и эмоции других людей) для выстраивания эффективного взаимодействия.

Чтобы донести до человека свою мысль и быть правильно понятым, необходимо развивать все четыре навыка. Управление отношениями повышает качество взаимодействия с людьми во всех сферах жизни.

Стратегия повышения EQ

  1. Начинать необходимо с эмоционального самовосприятия. Это фундамент для повышения всех остальных показателей.
  2. Человеческое сознание способно концентрироваться лишь на одном навыке EQ в единицу времени. Поэтому, улучшив первый навык, переходите ко второму в «порядке очереди», действуя от внутриличностных компетенций к межличностым.
  3. Выберите стратегию для улучшения одного навыка и продолжайте работу над ним 21 день (именно столько времени необходимо мозгу, чтобы перестроиться на новую привычку).
  4. Через 21 день переходите к следующему навыку.

Сначала тренировки будут непривычными и, возможно, для кого-то сложными… Ведь мы никогда не «качали» эмоции. Но чем дальше, тем больше результатов вы увидите. Главное: продолжайте несмотря ни на что!

Как повысить внутриличностные компетенции

Есть несколько техник, которые помогут выйти на новый уровень эмоционального интеллекта.

Фрирайтинг, или «утренние страницы»

P.S..Понравилось? Подписывайтесь на нашу рассылку. Раз в две недели мы будем присылать вам 10 лучших материалов из блога.

Организация: ГБДОУ детский сад №116

Населенный пункт: город Санкт-Петербург.

Возрастная группа: Средний дошкольный возраст

Тип проекта: практико-ориентировочный

Тема проекта: Разноцветный мир эмоций

Длительность проекта: среднесрочный 02.02.2015-23.02.2015

Этапы проекта

  1. Диагностический
  2. Основной
  3. Аналитический

Актуальность темы

"Почему в нашем обществе сложился односторонний вгляд на человеческую личность и почему все понимают одаренность и талантливость применительно лишь к интеллекту? Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать. Любовь может сделаться таким же талантом и даже гениальностью, как открытие дифференциального исчисления. И здесь и там человеческое поведение принимает исключительные и грандиозные формы..."

Мысль эта принадлежит выдающемуся психологу Льву Семеновичу Выготскому. Жизнь ученого, как известно, оборвалась в 1934 году. Изменился ли с тех пор "односторонний" взгляд на человеческую личность? Практика свидетельствует: психическому развитию ребенка стали уделять внимание и в детском саду и в семье. Основной акцент, как правило, делается на интеллектуальные и волевые качества, однако эмоциональной сфера ребенка зачастую уделяется недостаточно внимания.

Надо ли развивать эмоциональную отзывчивость в современном обществе? Безусловно, надо, ведь эмоциональная отзывчивость во все времена была и будет отправной точкой развития гуманных чувств, отношений между людьми. Страшный дефицит нашего времени – дефицит доброты! Данное явление имеет непосредственно отношение к наиболее значимой проблеме – психологическому здоровью детей. Ни для кого не секрет, что когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. В таких условиях развивается жизнерадостный, активный психически здоровый ребенок. Но, к сожалению, в наш прогрессивный век все меньше и меньше времени у нас взрослых остается на общение с детьми, а ребенок остается, не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. В итоге с каждым годом увеличивается количество эмоционально-неблагополучных детей , которые требуют особо внимания со стороны педагогов. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности являются неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.

. Эмоциональная отзывчивость - одна из важнейших способностей, данных человеку. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку и всему живому, что нас окружает.

Дошкольный возраст - это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить ребенка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Несмотря на то, что у дошкольников небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни, задача педагогов развить эмоциональную сферу ребенка

  • Цель проекта – развивать умение общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, т.е. научить детей умению управлять своим поведением.

Задачи:

  • познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;
  • дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
  • обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
  • научить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами.
  • учить определять эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике
  • развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции;
  • формировать умение контролировать свои эмоциональные реакции
  • учить слушать другого человека, понимать его мысли, чувства и настроения
  • учить сотрудничать при выполнении совместных задач

Диагностические методы для предварительной диагностики умения понимать и распознавать эмоции, сопереживать окружающим людям:

  • подбери эмоцию;
  • узнай эмоцию;
  • беседа об эмоциональных ситуациях;

Пример: Беседа об эмоциональных ситуациях

Цель: Выявить наличие сформированных знаний о социальных эмоциях.

Проведение исследования: сначала наблюдали за детьми в разных видах деятельности. Затем задавали ребенку вопросы:

Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
Можно ли обижать животных? Почему?
Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
Можно ли шуметь когда другие отдыхают? Почему?
Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?

Анкета : «Какие черты вы в первую очередь пытаетесь воспитывать в своем ребенке?».

Качественный анализ полученных данных

Результаты анализа полученных данных показал, что у детей недостаточно сформированы знания о социальных эмоциях.

При этом результаты анкетирования родителей указывают на высокую заинтересованность родителей в воспитании у детей таких качеств как отзывчивость, доброта, порядочность, вежливость, терпение, коммуникабельность.

Основной этап

На основном этапе были применены ряд методик:

Игровые упражнения по развитию мимики

“Съели кислый лимон” (дети морщатся).

“Рассердились на драчуна” (сдвигают брови).

“Встретили знакомую девочку” (улыбаются).

“Испугались забияку” (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).

“Удивились” (приподнимают брови, широко открывают глаза).

“Обиделись” (опускают уголки губ).

“Умеем лукавить” (моргают то правым глазом, то левым).

Игровые упражнения по развитию пантомимики

“Расцвели, как цветы”.

“Завяли, как травка”.

“Полетим, как птицы”.

“Идет медведь по лесу”.

“Крадется волк за зайцем”.

“Плывут уточки”.

“Идут пингвины”.

“Жук перевернулся на спину”.

“Скачут лошадки” (“рысью”, “галопом”).

“Мчатся олени”

"Тренируем эмоции"

Нахмуриться как:

Осенняя туча,

Рассерженный человек,

Злая волшебница.

улыбнуться, как:

Кот на солнце,

Само солнце,

Как Буратино,

Как хитрая лиса,

Как радостный ребенок,

Как будто ты увидел чудо.

позлись, как:

Ребенок, у которого отняли мороженое,

Два барана на мосту,

Как человек, которого ударили.

испугайся, как:

Ребенок, потерявшийся в лесу,

Заяц, увидевший волка,

Котенок, на которого лает собака.

устань, как:

Папа после работы,

Муравей, поднявший тяжелый груз,

отдохни, как:

Турист, снявший тяжелый рюкзак,

Ребенок, который много потрудился, но помог маме,

Как уставший воин после победы.

Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка

  • Упражнение на релаксацию .

Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

Радостному настроению помогает расслабление.

Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая».

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.

  • Арт-терапевтическое упражнение «Чудесный край»

Цель: выражение чувств и эмоций через совместную изобразительную деятельность, сплочение детского коллектива.

А сейчас давайте вместе

Нарисуем край чудесный.

Детям предлагается выполнить совместный рисунок на большом листе бумаги, который расстилается прямо на полу. Тема рисунка «Чудесный край». Предварительно на листе рисуются детали и небольшие линии. Дети дорисовывают неоконченные изображения, «превращают» их во что угодно. Совместное рисование сопровождается звуками природы.

«Любимое-нелюбимое ». Вы называете ребёнку какое-либо действие, а ребёнок должен изобразить отношение к этому действию: если он любит это делать, изобразить радость; если не любит - грусть, печаль, огорчение; если никогда не выполнял это действие - сомнение, нерешительность (например: есть мороженое, подметать, гулять с друзьями, читать, смотреть футбол, вышивать, думать, читать, помогать родителям и т. Д.).

«Ожившие предметы ». Предложите ребёнку внимательно посмотреть на все предметы в комнате (кухне, прихожей). Пусть он представит, что предметы ожили, стали чувствовать, и скажет, кому из них лучше всех, у кого самое хорошее настроение и почему, у кого самое плохое настроение и почему.

Зеркало
Игроки в парах садятся напротив друг друга. Один только лицом изображает какое-то чувство, другой повторяет мимику партнера и называет вслух отгадываемое чувство. Потом меняются ролями. Другой вариант - один партнер просит другого изобразить лицом эмоцию и затем сам предлагает свой вариант.

Из семени в дерево
Ведущий (садовник) предлагает превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову, закрыть ее руками). «Садовник» очень бережно относится к «семенам», поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком «семечко» начинает медленно расти (все поднимаются). У него раскрываются листочки (руки тянутся кверху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается другим цветам (улыбнуться соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками. Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивание руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются голова и руки), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернулся на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна и оно оживет.

Строители
Участники выстраиваются в одну линию. Ведущий предлагает вообразить телом и лицом различные движения, как первый передает соседу и т.д.:
тяжелое ведро с сеном; легкую кисточку; кирпич; огромную тяжелую доску; гвоздик; молоток.
Ведущий следит, чтобы поза, степень напряжения мышц тела и выражение лиц «строителей» соответствовали тяжести и объему передаваемых материалов.

Игры и педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости

·«Это я, узнай меня»

Снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.

Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.

  • Игра «Радостная песенка»

Цель: положительный настрой, развитие чувства единства

У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа Диме и спою песенку про то, как я рада его видеть – «Я очень рада, что Дима в группе есть…».

Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!

Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.

·«Постарайся отгадать»

Развитие эмпатии, умения соразмерять свои движения, развитие речи, развитие навыков общения, сплочение группы.

Раз, два, три, четыре, пять, постарайся отгадать.

Я с тобою рядом тут. Скажи, как меня зовут.

Водящий ребенок пытается отгадать, кто же его погладил. Если водящий никак не может правильно угадать, он поворачивается лицом к играющим, и ему показывают, кто его погладил, а он просто пытается вспомнить и назвать по имени этого ребенка.

·«Подари ласковушку»

Развитие тактильной чувствительности, доброго отношения к сверстнику.

  • Танцуем вместе

Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания, межполушарного взаимодействия.

Музыкальные движения повышают настроенье.

Некогда нам унывать – будем дружно танцевать.

Звучит песня «Танец маленьких утят»

Во время припева нужно найти себе пару и, сцепившись руками, кружиться.

·«Слепой танцор»

Расслабление, мышечное раскрепощение детей, осознание ими своего тела и формирование свободы движений. Установление контакта со сверстниками.

  • «Помоги сверстнику»

Цель: Развивать умение замечать ребенком эмоциональное неблагополучие сверстника и оказывать ему посильную помощь

Описание методики. Двум детям, из которых только один ребенок был испытуемым, предлагалось выполнить разные задания. Задание испытуемого было более легким, чем задание его сверстника. О том, что задания имеют разную степень трудности, детям не сообщалось. С внешней стороны эти задания воспринимались детьми приблизительно в равной степени сложности.

Выяснялось, как дети поняли смысл того, что им предстоит сделать, и в заключении добавляли: «Закончите работу – можете поиграть с игрушками»,- и указывали на размещенный в этой же комнате игровой уголок.

Необходимо подчеркнуть, что особенность осуществления данной деятельности состояла в том, что из-за разной трудности предложенных заданий дети оказывались в неравном положении по отношению к возможности «играть с игрушками». По мере завершения своего, более легкого задания, испытуемый не только приближался к возможности приступить к выполнению другой деятельности – игре. Но вместе с тем незаметно для себя он как бы втягивался в ситуацию выбора: выполнив практическое задание, приступить к игре или же, подавив в себе соблазн поиграть, оказать помощь сверстнику, продолжающему решать более трудное задание.

После того как дети приступали к выполнению заданий, и один из них обнаружил существенные затруднения в деятельности, следили за тем, обращается ли ребенок к сверстнику (испытуемому) за помощью и как откликается на его обращение. Если испытуемый не оказывал помощи сверстнику, то побуждали его к этому, ставя перед ним соответствующие вопросы.

Строя так эксперимент, естественно было ожидать, что его ключевым моментов будет анализ поведения испытуемого после выполнения им практического задания, характера его решения. Вместе с тем следует признать, что выполнения задания – это, как правило, результат действия уже сложившихся ранее у ребенка соответствующей потребности, мотивов и лежащих в их основе эмоций. Поэтому важно было установить, какими мотивами и эмоциями обусловлено было принятие ребенком именно такого, а не другого решения.

  • "Кто может найти добрые, хорошие слова для ..." (ребенка, воспитателя, куклы, книги и т.п.).

Чтение, обсуждение, инсценировка художественных произведений

Задачи:

  • Развитие умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях
  • Развитие умения ставить себя на место героев произведений
  • Развитие умения оценивать ситуацию и поведение героев с моральной точки зрения
  • учить продумывать различные варианты поведения героев и находить оптимальный для данной ситуации

Валентина Осеева. Рассказы для детей

  1. СИНИЕ ЛИСТЬЯ
  2. ПЛОХО
  3. ЧЕГО НЕЛЬЗЯ, ТОГО НЕЛЬЗЯ
  4. БАБУШКА И ВНУЧКА
  5. СТОРОЖ
  6. ПЕЧЕНЬЕ
  7. ОБИДЧИКИ
  8. ЛЕКАРСТВО
  9. КТО НАКАЗАЛ ЕГО?
  10. КТО ХОЗЯИН?

Владимир Григорьевич Сутеев.

Сказки и рассказы

  1. КОТ-РЫБОЛОВ
  2. ПОД ГРИБОМ
  3. ЯБЛОКО

Работа с родителями

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника»

Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье.

В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, отношение к окружающим людям и деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и ценностей (материальных и духовных) семья определяет уровень и содержание эмоционального развития ребенка.

Опыт дошкольника, как правило, полный у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости.

Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабоченны развитием отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например, развитие интеллекта (математических способностей и т. д.) и при этом не уделяется существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку.

Эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение имеет место тогда, когда ценностные ориентации родителей совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает в ребенке чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу.

Встречаются родители, которые убеждены, что наше время – это время научно-технических достижений и прогресса, поэтому кое-кто воспитывает у ребенка такие качества как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи («Тебя толкнули, а ты что, не можешь ответить тем же) .в противовес доброте и чуткости нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счет проявления другого, пренебрежительное отношение к другим людям.

Папка-передвижка

Краткое руководство для родителей «Простые слова имеют глубокий смысл...»

Больше говорите с ребенком обо всем - о любви, о жизни и смерти, о силе и слабости, о дружбе и предательстве.

Отвечайте на детские вопросы, а не отмахивайтесь от них.

Всегда поступайте так, как вам хотелось бы, чтобы делал ваш ребенок. Даже если в этот момент малыш вас не видит.

Читайте вместе с ребенком книги, учите доброте и милосердии.

Научите ребенка заботиться о ком-либо и получать от этого радость.

Заведите домашнее животное и вместе с малышом заботьтесь нем постоянно.

Пересмотрите свои отношения с родителями, научите ребенка уважительному отношению к ним.

Ежедневно возникает немало ситуаций, когда нужно принимать решение, как себя вести. Учить ребенка проявлять доброту и отзывчивость можно ежедневно, и помнить об этом нужно всегда.

Беседа «Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей в семье»

Эмоциональный микроклимат, определяющийся характером взаимоотношений членов семьи. При отрицательных взаимоотношениях огромный вред настроению ребенка, его работоспособности, взаимоотношению со сверстниками наносит разлад родителей.

Представления родителей об идеальных качествах, которые они желали бы видеть у своего ребенка в будущем. Идеальное большинство родителей считают те качества ребенка, которые связаны с интеллектуальным развитием; усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность. Реже можно слышать о таких идеальных качествах как доброта, внимание к другим людям.

Интимные переживания родителей по поводу тех или иных качеств, обнаруженных в каждом ребенке. Что родителям нравится, что радует в ребенке и, что огорчает, беспокоит в нем. Т. е. родители создают необходимость воспитания у ребенка не одного качества, а систему качеств, связанных между собой: интеллектуальных и физических, интеллектуальных и нравственных.

Привлекать ребенка к участию в будничных делах семьи: уборке квартиры, приготовлению еды, стирке и пр. необходимо постоянно обращать внимание на то, что, поощряя ребенка даже в незначительной степени за помощь, подчеркивая его причастность, родители тем самым вызывают положительные эмоции у ребенка, укрепляют у него веру в собственные силы.

Понимать родителям роль их собственного участия в совместном с ребенком деятельности. Распределяя с ребенком действия, чередуя их, включая его в выполнение посильных дел и заданий, родители тем самым способствуют развитию его личностных качеств: внимания к другому, умения прислушаться и понять другого, откликнуться на его просьбы, состояние.

Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных умений и навыков. Устойчивое внимание родителей к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального развития.

Предполагаемые результаты

Конечным результатом работы должна стать модель ребенка, понимающего чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей и живых существ, стремящийся прийти на помощь

попавшему в трудную ситуацию, не проявляющему враждебность и агрессивность в отношении окружающих.

Литература:

1. Выготский Л.С. Проблема возраста/Собр. Соч. в 6 т. М. 1984. Т.4.
2. Ежова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. 2003. № 8.
3. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. - М., 2002.
4. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М., 1996.
5. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.- Ростов н/Д: Феникс

6. Белопольская Н.А. и др. «Азбука настроения». Развивающая эмоционально-коммуникативная игра.

7. Дьяченко О.М., Агеева Е.Л. «Чего на свете не бывает?» – М.: Просвещение,1991 г.

8. Калинина Р.Р. «В гостях у Золушки». Псков,1997 г.

9. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению». – Ярославль: Академия развития, 1996 г.

10. Панфилова М.А. «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 г.

11. Хухлаева О. В. «Лесенка радости».- М.: Издательство «Совершенство»,1998г.

12. Чистякова М.И. «Психогимнастика» – М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995 г

Иешуа через Памелу Криббе (Серия «Исцеление»)
Перевод: Ян Лысаков Редакция: Валерия Лысакова

Область эмоций – это жизненно важная сфера в процессе роста к свободе и целостности. Вы духовные сущности. Вы пришли сюда с уровня, на котором плотность и сознание земной реальности были незнакомы вам. С этим трудно было справиться.
В течение многих жизней вы старались выразить свою космическую энергию здесь, на Земле. И в процессе этого выражения, проведения вашей энергии на Землю, возникло много глубоких травм. Ваше эмоциональное тело покрыто шрамами и травмами. Это будет темой нашего разговора сегодня.

Каждый, идущий по пути внутреннего роста, понимает важность эмоций: что вы не должны подавлять их, что необходимо тем или иным способом достигнуть соглашения с ними, что, в конечном счете, нужно освободить их. Но далеко не всегда понятно, как это действительно работает.

Прежде всего, я хочу провести различие между эмоциями и чувствами.

Специфические термины и обозначения не важны здесь для меня, и вы можете называть это разными именами, но я хочу подчеркнуть различие между эмоциями в смысле энергий, являющихся по своей сути выражением непонимания, и чувствами или энергиями, представляющими собой форму более высокого понимания. Чувства – ваши учителя, в то время как эмоции – ваши дети.

Эмоции – это энергии, имеющие ясное выражение в физическом теле. Эмоции – это ваша реакция на вещи, которые вы не до конца понимаете. Посмотрите, что происходит, когда вы переполнены гневом. Например, кто-то неожиданно задел ваши чувства, и вы рассердились. Вы ощущаете это очень ясно в своем теле: в определенном месте вы чувствуете напряжение энергии. Это физическое напряжение или сжатие, сопровождающее энергетический шок, говорит о том, что вы чего-то не поняли. Есть энергия, несправедливо направленная против вас. Чувство незаслуженного обращения, коротко говоря, непонимания, выражается через эмоцию. Эмоция – это выражение непонимания, энергетический взрыв и высвобождение.

Когда это случается, вы встаете перед выбором: что я собираюсь делать с этими эмоциями? Собираюсь ли я построить свое поведение на них? Использую ли я их как топливо для моих реакций на других людей, или я просто позволю им быть, а свои действия построю на чем-то другом?

Прежде чем ответить на эти вопросы, я хочу объяснить природу чувств.
Эмоции – это, по существу, взрывы непонимания, которые вы можете ясно почувствовать в теле. Чувства, напротив, имеют совсем другую природу и также по-другому воспринимаются. Чувства более тихи, чем эмоции. Это шепот души, достигающий вас через мягкие подталкивания, внутреннее знание или внезапные интуитивные действия, которые позже оказываются очень мудрыми.

В эмоциях всегда есть что-то бурное и драматичное. Посмотрите на тревогу, панику, ярость или глубокую печаль. Эмоция полностью поглощает вас и уводит от вашего духовного центра. В сильно эмоциональный момент вы полны энергией, вытягивающей вас прочь из вашего центра, вашей внутренней ясности. В этом смысле эмоции похожи на облака, закрывающие солнце.

Вместе с тем, я ничего не хочу сказать против эмоций. Эмоции не должны подавляться; они очень ценны в смысле более глубокого познания самого себя. Но я хочу подчеркнуть, что природа эмоциональной энергии – это взрыв непонимания. Эмоции выбивают вас из вашего центра.

Чувства , с другой стороны, погружают вас глубже в себя, в ваш центр. Чувства очень тесно ассоциируются с тем, что вы называете интуицией. Чувства выражают более высокое понимание, понимание, выходящее за рамки и эмоций, и ума.

Происхождение чувств — в нефизическом царстве, вне тела. Вот почему они не так четко локализованы в какой-то одной части физического тела. Представьте, что происходит, когда вы чувствуете что-нибудь: атмосферу или настроение, или предчувствуете какую-то ситуацию. Существует у вас вид знания, приходящий, казалось бы, извне, но не являющийся вашей реакцией на что-то внешнее. Вы получаете это извне, это приходит «из ничего». В этот момент вы ощущаете, что в вашей сердечной чакре что-то открывается.

Существует много моментов, когда это внутреннее знание приходит к вам. Например, вы можете «знать» что-то о ком-то, почти не общавшись с ней или с ним. Вы можете чувствовать что-то о человеке, который позже будет играть существенную роль в ваших взаимоотношениях, но что очень трудно выразить словами – «просто чувство» – и это не просто понять умом. (К таким моментам ваш ум очень скептически относится. Он говорит вам, что вы просто придумываете или сошли с ума).

Я хочу упомянуть другую энергию, которая больше относится к чувствам, чем к эмоциям. Это радость. Радость может быть феноменом, выходящим за рамки эмоций. Иногда вы можете чувствовать радость внутри, поднимающую вам настроение без видимой причины. Вы чувствуете Божественность внутри и личную, интимную соединенность со всем существующим. Это чувство может придти к вам, когда вы меньше всего ожидаете его. Как — будто кто-то Высший коснулся вас, или вы прикоснулись к Высшей реальности. Происхождение чувств не так легко объяснить, они кажутся пришедшими «ниоткуда». Эмоции почти всегда имеют ясную, непосредственную причину – внешний «выключатель, нажимающий на ваши кнопки».

Чувства происходят из измерений вашего Высшего Я. У вас должна быть тишина внутри, чтобы уловить этот шепот в своем сердце. Эмоции могут потревожить эту внутреннюю тишину и мир. Таким образом, жизненно важно стать эмоционально спокойным, излечить и высвободить подавленные эмоции. Только на основе чувств, соединяющих вас с вашей душой, можно принять сбалансированное решение.

Пребывая в тишине и мире, вы можете почувствовать всем своим существом, что правильно для вас в данный конкретный момент. Принятие решения на основе эмоций – это принятие решения из нецентрированной позиции. Вы должны прежде всего высвободить эмоции, а затем обратиться к своему внутреннему ядру, где существует ясность.

Сейчас я хочу углубиться в вопрос о том, как вам лучше работать со своими эмоциями.

Я говорил, что «чувства – ваши учителя, а эмоции – ваши дети». Параллель между «быть эмоциональным» и «быть как ребенок» поразительна. Ваш «внутренний ребенок» – это место ваших эмоций. Также есть поразительное соответствие между способом, которым вы обращаетесь со своими эмоциями, и способом, которым вы обращаетесь с реальными детьми.

Ребенок честен и непосредственен в своих эмоциях, и он не скрывает и не подавляет их, пока взрослые не научат его делать это. Однако тот факт, что ребенок непосредственно выражает свои эмоции еще не означает, что он переживает и испытывает их уравновешенно. Все знают, что эти эмоции (гнев, страх или печаль) могут далеко завести ребенка, и часто невозможно остановить его. В такой ситуации ребенок практически тонет в своих эмоциях, и это делает его неуравновешенным, т.е. нецентрированным.

Одна из причин этой неограниченной эмоциональности в том, что ребенок только недавно покинул мир, в котором едва есть какие бы то ни было ограничения. В эфирном или астральном измерениях нет таких запретов и ограничений, как в физическом царстве, в физическом теле. Эмоции ребенка – это часто «реакции непонимания» на эту физическую реальность. Следовательно, ребенок во время роста нуждается в помощи и поддержке, чтобы справиться с эмоциями. Это часть «сбалансированного воплощения» на Земле.

Итак, как вам справиться с эмоциями в себе или в своем ребенке?

Нет нужды осуждать или подавлять эмоции. Они – необходимая ваша часть как человеческого существа, и как таковые, нуждаются в уважении и принятии. Вы можете рассматривать ваши эмоции как ваших детей, которые нуждаются в вашем внимании и уважении, и в вашем руководстве.

Эмоцию лучше всего рассматривать как энергию, пришедшую к вам для исцеления. А значит, важно не дать эмоции полностью захватить вас, но сохранить способность взглянуть на нее с нейтральной позиции. Важно остаться осознанным. Можно установить это таким образом: вы не должны подавлять эмоцию, но вы и не должны тонуть в ней. Потому что, когда вы погружаетесь в эмоцию, полностью отождествляетесь с ней, ребенок в вас становится тираном, захватывающим вас полностью.

Самая важная вещь, которую вы должны сделать с эмоцией – это пропустить ее внутрь, почувствовать все ее аспекты, не теряя при этом осознанности. Возьмите, к примеру, гнев. Вы можете позволить гневу полностью присутствовать в вас, испытать его в нескольких местах в своем теле, в то же время полностью нейтрально рассматривая его со стороны. Это целительный тип сознания. Что происходит в этом примере – это то, что вы как бы обнимаете эмоцию, которая есть форма непонимания – пониманием. Это духовная алхимия.

Я объясню это на примере. Ваш ребенок ударил колено об стол и действительно поранился. Он расстроен, кричит от боли и пинает стол, т.к. очень сердит на него. Он решил, что стол – это причина его боли.

Эмоциональное руководство в этот момент означает, что родитель, прежде всего, помогает ребенку обозначить, назвать полученный опыт. «Ты злишься, тебе больно, правда?» Назвать это очень существенно. Вы переносите корень проблемы со стола на самого ребенка. Это не стол, это ты ударился и это ты злишься. И да, я понимаю твои эмоции!

Родитель обнимает эмоцию ребенка пониманием, любовью. В тот момент, когда ребенок ощутит понимание, его гнев начнет постепенно угасать. Физическая боль может остаться, но сопротивление ей, гнев, связанный с ней может пройти. Ребенок читает в ваших глазах сочувствие и понимание и это успокаивает и смягчает его эмоции. Стол, как их причина, более не имеет значения.
Охватывая эмоцию пониманием и сочувствием, вы смещаете фокус внимания ребенка снаружи внутрь и учите его принимать на себя ответственность за эмоцию. Вы показываете ему, что реакция на внешний раздражитель не безусловна, а является результатом выбора. Вы можете выбрать непонимание или понимание. Вы можете выбрать сражаться или принять. Вы можете выбирать.

Это также применимо в отношении ваших собственных эмоций, вашего собственного внутреннего ребенка. Впустить свои эмоции, назвать их и попытаться понять их – это означает, что вы действительно уважаете и бережете своего внутреннего ребенка. Сдвиг с внешнего на внутреннее, принятие на себя ответственности за свои эмоции поможет создать внутреннего ребенка, который не стремится никого ранить и не чувствует себя жертвой. Сильные эмоции, такие как гнев, горе или страх, всегда содержат в себе элемент бессилия, т.е. ощущения себя жертвой чего-то, что вне вас. Отключаясь от обстоятельств вне вас и фокусируясь вместо этого на вашей реакции и боли, вы прекращаете рассматривать внешний мир как причину ваших эмоций. Вы не озабочены тем, что породило эмоцию. Вы полностью обращены внутрь себя и говорите себе: «хорошо, это была моя реакция, и я понимаю почему. Я понимаю, почему я так себя чувствую, и я поддерживаю себя в этом».

Обращение к своим эмоциям в такой любящей манере освобождает вас. Это также требует некоторой самодисциплины. Отпускание внешней реальности как «источника дьявола» и принятие на себя полной ответственности означает, что вы осознаете, что «выбрали реагировать определенным образом». Вы прекращаете обсуждение того, кто прав, а кто нет, кто виноват и в чем. И вы просто отпускаете целую цепочку событий, происходящих вне вашего контроля. «Я сейчас испытываю эту эмоцию с полным осознанием того, что я сам выбрал делать это.» Вот что значит принять на себя ответственность. В этом мужество!

Самодисциплина состоит в том, что вы отказываетесь быть справедливым или беззащитной жертвой. Вы отказываетесь чувствовать гнев, непонимание и все остальные выражения состояния жертвы, с которыми иногда чувствовали себя достаточно хорошо. (Действительно, вы часто лелеете эмоции, которые наиболее мешают вам.) Принятие на себя ответственности – это акт скромности. Это означает быть честным с самим собой, даже в моменты своей самой большой слабости.

Это самодисциплина, которая требуется от вас. И в то же время, это обращение внутрь требует высочайшего сочувствия. Эмоции, с которыми вы готовы честно встать лицом к лицу как с собственным творением, также ищут нежного понимания. «Ты выбрал гнев на этот раз, не так ли?» Может быть это то, что ты открываешь в себе. Сострадание говорит вам: » Хорошо, я понимаю почему, и я прощаю тебя» «Возможно, когда ты почувствуешь мою любовь и поддержку более ясно, в следующий раз ты не почувствуешь склонность ответить так же.»

В этом настоящая роль сознания в самоисцелении. И в этом смысл духовной алхимии. Сознание не борется и не отрицает ничего. Оно окружает тьму знанием. Оно окружает энергии непонимания пониманием и таким образом превращает железо в золото. Сознание и любовь – это, по существу, одно и то же. Быть осознанным означает позволить чему-то быть и окружить это любовью и сочувствием.

Часто вы думаете, что одного сознания недостаточно, чтобы разрешить ваши эмоциональные проблемы. Вы говорите: «Я знаю, что я подавлял эмоции. Я знаю причину этого, я осознаю это, но оно не уходит».

В этом случае существует в вас скрытое сопротивление такой эмоции. Вы держите эмоцию на расстоянии из страха переполниться ею. Но вы никогда не переполнитесь эмоцией, если сознательно допускаете ее.

Пока вы держите эмоцию на расстоянии, вы с ней в состоянии войны. Вы боретесь с эмоцией, и она различными путями обращается против вас. В конце концов, вы не сможете удержать ее снаружи. Она проявится в вашем теле болезнью, напряжением или депрессией. Падение настроения или утомление часто ясно указывает на то, что вы подавляете определенные эмоции.

Все дело в том, что вам нужно позволить эмоции полностью проникнуть в ваше сознание. Если вы точно не знаете, какие эмоции сейчас присутствуют здесь – лучше всего начать с того, чтобы почувствовать напряжения и зажимы в своем теле. Это ворота эмоций. Все они хранятся в вашем теле. Например, если вы чувствуете боль или напряжение в области живота, вы можете пойти туда в своем осознании и спросить что случилось. Дайте клеткам вашего тела говорить с вами. Или представьте себе, что ваш внутренний ребенок прямо сейчас рядом с вами. Попросите его показать вам, какие эмоции сейчас преобладают в нем.

Существует несколько путей контакта с эмоциями. Жизненно важно понять, что энергия, застрявшая в эмоции, хочет двигаться. Эта энергия хочет освободиться и поэтому стучится в вашу дверь физическим эквивалентом — стрессом и депрессией. Для вас это знак действительно открыться и приготовиться почувствовать эмоцию.

Эмоции – это часть вашей земной реальности, но они не должны владеть вами. Они, как облака, закрывающие солнце. Поэтому так важно осознавать эмоцию и работать с ней сознательно. При чистом и сбалансированном эмоциональном теле гораздо легче, через интуицию добраться до своей сути, связаться со своей душой.

В вашем обществе существует много путаницы и неразберихи в отношении эмоций. Это очевидно хотя бы по количеству дебатов и путаницы по поводу того, как растить детей. Дети, естественно, гораздо более эмоционально непосредственны, чем вы, взрослые. И это создает трудности. Что если преступаются некоторые ваши моральные ограничения? Что если ситуация выйдет из-под контроля и хаос будет возрастать? Нужно ли поддерживать диcциплину или нужно дать детям свободно выражаться? Нужно ли контролировать их эмоции или нет?

Самое важное в воспитании ребенка – это научить его понимать свои эмоции. Понимать, откуда они приходят, и принимать на себя ответственность за них. С вашей помощью ребенок может научиться понимать эмоции, как «взрыв непонимания». Это понимание предохранит его от «затягивания» эмоцией и потери контроля. Понимание освобождает вас и возвращает в ваш центр, не подавляя эмоции. Родитель учит ребенка на своем живом примере как работать с эмоциями таким образом.

Все вопросы, возникающие у вас касательно детей, применимы также и к вам самим. Как вы справляетесь со своими эмоциями? Вы строги к себе? Когда вы сердитесь или грустите достаточно долго, вы призываете себя к порядку, говоря «давай, двигайся, не держись»? Подавляете ли вы эмоции? Чувствуете ли, что самодисциплина хороша и необходима?

Кто научил вас этому? Ваши родители?

Или вы склоняетесь в противоположную сторону? Может, вы «погрязли» в своих эмоциях, не желая дать им выйти? Это тоже часто случается. Может быть, вы чувствовали себя долгое время жертвой определенной внешней ситуации, например, воспитания, партнера или рабочего окружения. В этот момент cоприкосновение с вашим гневом, может иметь освобождающий эффект. Гнев может позволить вам освободиться от этих влияний и пойти собственным путем. Однако вы можете быть настолько влюблены в свой гнев, что не захотите больше расстаться с ним. Вместо выхода это станет «образом жизни». Это становится «состоянием жертвы», которое согласно на все что угодно, кроме исцеления. Это удерживает вас от действительного использования своей собственной силы. Очень важно принять на себя ответственность за собственные эмоции, а не считать их «непреложной истиной». Когда вы придаете им статус истины вместо того, чтобы рассматривать их как «взрыв непонимания», вы основываете на них свои действия, а это, в свою очередь, ведет к нецентрированным решениям.

То же самое происходит с детьми, получающими слишком много эмоциональной свободы. Они «идут вразнос» и вообще перестают поддаваться контролю. Они становятся маленькими тиранами, что совершенно неправильно. Эмоциональный хаос равно неприятен как детям, так и родителям.

Короче говоря, вы можете быть как слишком строгими, так и слишком снисходительными со своими эмоциями (и по аналогии, со своими детьми). Я хочу немного больше остановиться на «снисходительном» образе действий, поскольку это становится сегодня более чем проблемой. Начиная с 60-х, в коллективном сознании существует убеждение в том, что не нужно подавлять эмоции, потому что в этом случае вы душите свою спонтанность и творческий потенциал, действительные проявления своей души, а общество производит дисциплинированных и послушных детей, больше заботящихся о соблюдении правил, чем прислушивающихся к шепоту своего сердца. И это трагедия как для общества, так и для индивидуума.

Но как насчет другой крайности? Как насчет того, чтобы оправдывать эмоции до такой степени, что они подчиняют себе и управляют вашей жизнью?

Вы очень хорошо можете наблюдать в себе, существуют ли эмоции, которые вы лелеете и считаете истинными (вместо того, чем они в действительности являются – «взрывами непонимания»). Это эмоции, с которыми вы ассоциируете себя. Парадокс в том, что достаточно часто это эмоции, от которых вы больше всего страдаете. Например: состояние жертвы («Я не могу сделать это», «Я не могу этому помочь»), превосходство («Я позабочусь об этом». «Я займусь этим»), грусть, страх, беспокойство и т.д. Все это болезненные эмоции, но на другом уровне они дают вам что-то особенное, что заставляет вас удерживать их.

Возьмите для примера «чувство жертвы». Этот паттерн имеет свои преимущества. Он может дать вам ощущение безопасности. Он освобождает вас от определенных обязательств и ответственности. «Я не могу помочь этому». Это темный угол, в котором вы сидите, но он кажется безопасным.

Опасность самоотождествления или ‘слияния’ с таким паттерном в течение долгого времени состоит в том, что вы теряете контакт с вашей собственной истинной свободой, вашим самым внутренним божественным ядром.

На вашем жизненном пути могут случаться вещи, оправданно вызывающие эмоции гнева и негодования. Это может случаться в юности, в более поздние годы и даже в старости. Очень важно относиться к этим эмоциям сознательно, осознавать гнев, печаль и другие интенсивно заряженные энергии внутри вас. Но в определенный момент вам нужно взять на себе ответственность за ваши эмоции, поскольку они определяют ваши реакции на внешние события.

Поделиться: