Анкета для родителей «Общение в семье. Анкета для родителей «Ваши взаимоотношения с детьми Анкеты для родителей общение ребенком

8. Анкета для родителей «Общение в семье».

Была направлена на изучение условий воспитания в семье. По результатам диагностики выявилось, что мать в воспитательной работе чаще всего из методов использует требование. Но единство требований соблюдается не всегда. Из видов поощрения чаще всего использует похвалу и одобрение. Мать иногда наказывает ребенка физически. Дети иногда делятся секретами с родителями, что говорит о низкой степени взаимопонимания между ними. Родители не всегда контролируют свое собственное поведение ради воспитания детей, но уважают ребенка как личность. Таким образом, в семье созданы практически все условия для воспитания детей.

9. Родительское собрание « Семья – важнейший институт воспитания детей: опыт, трудности, проблемы».

В ходе собрания родители обсуждали ситуации, отвечали на вопросы анкеты, обменивались мнениями, отвечали на поставленные вопросы. Пытались найти пути выхода из предложенных ситуаций, высказывали свое мнение.

Родители обменивались опытом воспитания детей. И в конце встречи отметили актуальность обсуждаемых ситуаций. Родители выявили желание посещать данные мероприятия, т.к. они помогают воспитывать детей.

В ходе семинара было предложено ряд занятий, в которых чередовался вид деятельности. Родителям была предложена полезная информация по воспитанию ребенка в семье.

10. Основным видом работы с родителями является консультирование, которое мы также включили в исследование. Оно было направлено на формирование у родителей знаний эффективного воспитания детей. В ходе консультирования мы познакомили родителей с результатами проведенных диагностик, с успеваемостью Иры Н. в школе. Они активно отвечали на поставленные вопросы, спрашивали совета. На вопрос: «Какие методы воспитания вы используете?». Они выделили следующие методы:

Требование;

Поощрение;

Наказание (в редких случаях).

А на вопрос: «Не хотите ли Вы поменять свои методы и почему?», родители ответили положительно. Они считают, что в определенных случаях нужно использовать не наказание, а другие, более эффективные методы.

В ходе консультирования были даны советы по проблемам воспитания ребенка в семье.

11. В конце исследования мы провели повторную диагностику, чтобы выявить достоверность поставленной гипотезы.

С родителями было повторное проведение методик. В диагностиках родители выделяют, что они стали применять методы убеждения, из видов поощрений – одобрение. Они стали больше времени уделять детям, т.к. поняли, что это необходимо для полноценного развития и становления личности в обществе и для формирования потребности самоутвердиться.

Таким образом, проведенные мероприятия положительно повлияли на родителей, и они частично изменили свое отношение к воспитанию детей.

1. Проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов:

Роль родителей в формировании потребности в самоутверждении; адекватного поведения в отношении к сверстникам;

Взаимоотношения в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирование позитивных отношений между детьми и взрослыми;

Воспитание детей с учетом пола и возраста;

Наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей.

2.Проведение индивидуальных тематических консультаций, психологических занятий с родителями.

3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательном процессе:

Совместные творческие дела;

Помощь в укреплении материально-технической базы.

4. Расположение к общению: использование общепринятых фраз, сдержанное и доброжелательное общение, ровное отношение к каждому члену семьи, отсутствие отрицательных эмоциональных реакций.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема участия семьи в воспитании своего ребенка на сегодняшний день стоит очень остро. В силу сложной экономической ситуации, главы семейства, зачастую, вынуждены направлять все свои силы на процесс обеспечения материального благополучия семьи, в то время как процесс воспитания ребенка, хорошо если предоставляется матери (при наличии у неё такой возможности). Часто дети, уже начиная с младшего школьного возраста предоставлены сами себе, улице. Данный факт, конечно же отражается в общем уровне воспитания современных школьников.

Очень актуальна проблема «занятого папы». Задача отца, не только обеспечить материальное благополучие семьи, но и наравне с матерью участвовать в воспитании и развитии ребенка, начиная с самого раннего возраста.

Только в этом случае, можно будет добиться реализации требуемых обществом от своих будущих полноправных членов потребности в самоутверждении.

Ребенок, особенно в период с 7 до 10 лет испытывает необходимость в общении именно с родителями, т.к. на это время приходится пик активности по формированию тех или иных особенностей личности, и поэтому именно в это время необходимо проследить за формированием желания и возможности ребенка самоутвердиться. И если данная потребность не удовлетворяется, постепенно влияние авторитета семьи на ребенка снижается, и последний, зачастую, выходит из-под контроля семьи, подпадая под власть других авторитетных для него личностей.

В том случае, если семья принимает участие в воспитании, важно еще педагогически правильно координировать её деятельность. Она должен обеспечивать поддержку своего авторитета, при этом совершенно не пользуясь силовыми методами, заинтересовывать ребенка

Процесс формирования потребности к самоутверждению как уже говорилось сложный психологический процесс, и, поэтому родителям особое внимание следует обращать на уровень самооценки ребенка, и всячески его завышать в рамках разумного, иначе, в противном случае развитие ребенка может пойти не по прогрессивному, а по регрессивному пути.

Благодаря своей репродуктивной функции семья является источником продолжения человеческой жизни. Именно в семье формируются те качества личности, которые представляют ценность для общества, в том числе и потребность в самоутверждении.

В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам: что семья является главным социальным институтом, т.к. именно в ней осуществляется воспитание детей, и именно она является фактором социализации ребенка в обществе.

В ходе практической деятельности была выбрана семья, с которой проведен ряд диагностических методов. По их результатам выявилось, что семья в целом благополучная, но недостаточно уделяет времени воспитанию детей.

После применения данных методов мы провели повторную диагностику, которая показала, что выбранные методы эффективны в работе с семьями и в большей степени воспитание стало рассматриваться как благоприятный фактор потребности в самоутверждении.

Таким образом, мы считаем, что поставленная гипотеза подтвердилась в ходе проведения исследования.

Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. С семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность всебе, в своих силах и возможностях, умения бороться с трудностями – все это зарождается в дружной, теплой атмосфере дома.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Антонов А.И. Семья, - какая она и куда движется // Семья в России.- 1999г.

2. Анзорг Линда. Дети и семейный конфликт. М.: "Просвещение", 1987 г.

3. Блага К., Шебек М. Я - твой ученик, ты - мой учитель. М.: "Просвещение", 1991 г.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностке. Киев: "Наукова думка", 1989г.

5. Возрастная и педагогическая психология под ред. Гамезо и др.М.: 1984

6. Волкова Е.М. Трудные дети или трудныеродители? М.:”Профиздат",1992 г.

7. Гаврилова Т.Г. Учитель и семья школьника.М.:1988г.

8. Гребенщиков И.В. Основы семейной жизни.М.:1991г.

9. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни.М.: "Просвещение", 1990 г.

10. Ивашенко. Как работать с проблемной семьей. // Социальная педагогика.2004г.

11. Клеманович И.А. Современнаясемья: структура, специфика, воспитательные возможности.// Воспитание школьников – 1998г.

12. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: "Просвещение", 1988 г.

13. Ковалев С.В. Психология семейного воспитания. Минск.: 1980 г.

14. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.М.: «Академия»,1999г.

15. И.С.Кон. Дружба. М.: "Просвещение", 1980 г.

16. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: "Педагогика", 1991 г.

17. Макаренко А.С. Книга для родителей Л.: "Лениздат", 1981 г.

18. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Пед.сочинения 8т. – М.; 1983г.

19. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: 2000 г.

20. Обухов Я.Л. Образ-рисунок-символ// Журнал практического психолога, N 2, 1996 г.

21. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: "Просвещение", "Учебная литература", 1996 г.

22. Панкова Л.М. У порога семейной жизни. М.: "Просвещение", 1991 г.

23. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогика, 1975 г.

24. Поливанова Л.Б. Психологическое содержание подросткового возраста.// Вопросы психологии N5 1992 г.

25. Психология (словарь) под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского М.:

Изд. политической литературы, 1990 г.

26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: "Владос", 1996 г.

27. Рогов Е.И. Психологические тесты.М.:

28.Целуйко В.М. Психология современной семьи. М.: 2004 г.


Приложение 1

ПАСПОРТ СЕМЬИ

Ученица 2 класса МОУ «Подболотная СОШ» Вологодской области, Бабушкинского района.

1. Общие сведения о родителях и других членах семьи

Жилищные условия: свой благоустроенный дом.


Приложение

Анкета для родителей №1.


«Общение в семье»

Цель: раскрыть особенности общения родителей с детьми

1. Единодушны ли вы с вашим(ей) супругом (ой) в воспитании ребёнка?

2. Какова ваша позиция в общении с ребёнком (доминирующая, на равных)?

3. Как чаще всего вы воздействуете на ребёнка – в виде указаний, объяснений, убеждения, просьб?

4. Как часто, занимаясь своими делами, вы делаете вид, что слушаете ребёнка, но не слышите его? (Часто, иногда, никогда)

5. Оскорбляете ли вы ребёнка (в речевой форме) при конфликте с ним? (Да, иногда, никогда)

6. Учитываете ли вы эмоциональное настроение вашего ребёнка? (Всегда, иногда)

7. Как часто вы делаете замечания ребёнку, если он допускает ошибки в общении? (Всегда, иногда, никогда)

8. Напоминаете ли вы ребёнку, если он забывает говорить речевые, этикетные формулы?

9. Всегда ли вы понимаете настроение ребёнка?

10. Понимаете ли вы ребёнка в процессе общения по его жестам и мимике?

11. Какие приёмы и как часто используются в семье для развития у ребёнка умения общения?

12. С какими трудностями вы встречаетесь в процессе формирования ?

13.Что мешает вашему полноценному общению с ребёнком?


Анкета для родителей №2.


«Родители о своем ребенке»

(по материалам)

1. С кем из взрослых в семье ваш ребенок охотнее всего проводит , бывает более откровенен?

2. Как ваш ребенок реагирует на похвалу и на наказание?

3. Как вы поощряете своего ребенка? Какие формы поощрения действуют лучше, а какие хуже?


4. Как ваш ребенок реагирует на порицание?

5. Есть ли у него обязанности по дому? Какие?

6. С кем дружит ваш ребенок?

7. Как часто у вас в доме бывают друзья вашего ребенка?

8. Как ваш ребенок предпочитает проводить свободное время?

9. К каким ваш ребенок проявляет склонности, интересы?

10 .Что вы хотели бы сообщить о своем ребенке?

Анкета для родителей №3.


«ЭКОЛОГИЯ И КУРЕНИЕ»

Сколько членов вашей семьи курят? _________

Бывает ли так, что ваш ребенок находится в прокуренной комнате? Да Нет

Если вы не курите, считаете ли опасным для себя присутствие рядом курящего человека? Да Нет

Если вы не курите, предпочитаете покинуть помещение с курящими? Да Нет

Считаю, что курение усугубляет влияние неблагоприятной экологической обстановки на здоровье людей. Да Нет


Анкета для родителей №4.


«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СЕМЬЕ»

Есть ли у вас дома животные? (Кошки, рыбки, собака, хомяк. и др.) _____________________________________________________________

Есть ли ? ________________

Кто ухаживает за животными или растениями? ______________________

Что делает при этом ребенок? _____________________________________

Бываете ли вы с ребенком на природе? _____________________________

Где ребенок обычно проводит лето? ________________________________

Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду? _______________________________________________________________

Ваши предложения по организации в детском саду? ________

На чтение 10 мин. Просмотров 12k.

Проблемы общения ребенка со сверстниками

Проблема общения дошкольников всегда была актуальной в исследованиях зарубежных и отечественных деятелей педагогики и психологии.

И это неспроста, так как вполне закономерное явление. Дети любят делиться своими впечатлениями во время разных видов деятельности. Совместные игры детей не проходят без общения, которое является ведущей потребностью детей. Без общения со сверстниками у ребенка можно наблюдать определенные психические нарушения.

И, наоборот, полноценное общение является показателем гармоничного развития личности дошкольника.

Общение ребенка не должно ограничиваться лишь отношениями внутри семьи. У дошкольников должны быть контакты со сверстниками, педагогами, другими взрослыми людьми.

Группа детского сада — это практически сцена, на которой разворачиваются межличностные отношения между детьми — ее актерами. В межличностном взаимодействии детей не все бывает гладко. Тут и ссоры, и мир. Временные перемирия, обиды и мелкие пакости.

Во всех положительных взаимоотношениях у дошкольников формируются и развиваются позитивные качества личности.

В отрицательные моменты общения дошкольник получает заряд негативных эмоций, что чревато печальными последствиями в его личностном развитии.

Какими бывают проблемные формы отношения к сверстникам?

К формам общения, которые являются проблемными относят повышенную детскую агрессивность, чрезмерную обидчивость, застенчивость, другие проблемы коммуникации.

Кратко рассмотрим факторы неправильного общения между детьми дошкольного возраста со сверстниками.

Агрессивные дети

Если ребенок агрессивен, то вряд ли с ним станут дружить сверстники. Скорее всего, дети будут избегать такого ребенка. Такие дети являются объектами повышенного внимания со стороны родителей и педагогов.

У большинства дошкольников агрессивность проявляется в той или иной степени. И это нормально, когда ребенок с некоторой долей агрессии реагирует на несправедливые действия со стороны. Однако такая форма агрессивного поведения никак не отражается на общем состоянии малыша и всегда уступает место миролюбивым формам общения.

Но есть дети, чьи агрессивные проявления являются устойчивой стороной личности, сохраняются и даже развиваются в качественные характеристики дошкольников. Это вредит нормальному общению детей.

Обратимся к другой проблеме общения детей.

Обидчивые дети

Хотя обидчивые дети не причиняют другим особого вреда, но общаться с ними тоже очень сложно. Любой неправильно брошенный взгляд в сторону таких дошкольников, случайно выроненное словечко, и вы уже теряете всякий контакт с таким ребенком.

Обиды бывают очень продолжительными. Обидчивому ребенку непросто преодолеть это чувство, и он надолго может замкнуться в себе.

Это чувство разрушительно действует на любые дружеские отношения. Обиды приводят к болезненным переживаниям детей. Они берут свое начало в дошкольном возрасте. Дети более раннего возраста еще не знакомы с этим чувством.

В период дошкольного детства, когда формируется самооценка ребенка, обида возникает внезапно и укореняется глубоко в детском сознании.

В отличие от агрессивного ребенка, обидчивый малыш не дерется, не проявляет физическую агрессию. Но поведение обидчивого дошкольника демонстративно страдальческое. И оно не располагает к дружескому общению.

Зачастую обиженный дошкольник специально привлекает к себе внимание окружающих, намеренно отказываясь от общения с любым, кто к нему приближается.

Застенчивые дети

Общение с застенчивыми детьми приносит мало удовольствия. С незнакомыми детьми и взрослыми они вообще отказываются общаться. Познакомиться с ними — проблема высшего уровня.

К сожалению, у большинства детей дошкольного возраста можно наблюдать зачатки застенчивости. И если у 60% дошкольников застенчивость улетучивается как только ребенку предлагают что-то интересненькое, то других вытянуть на разговор — большая сложность.

Разговорить застенчивого дошкольника удается далеко не каждому и не всегда. При приближении незнакомого человека, будь то взрослый или ребенок, застенчивый малыш чувствует эмоциональный дискомфорт, робеет. В его поведении можно уловить нотки тревоги, и даже страха.

У застенчивых дошкольников, как правило, заниженная самооценка, что и мешает им вступать во взаимоотношения со сверстниками. Им кажется, что они сделают что-то не так, как от них требуют. И поэтому отказываются вообще делать шаги навстречу к коллективу детей.

Остаются в стороне от общих дел и любой совместной деятельности, наблюдая за играми других детей со стороны.

Хочется отметить еще один тип детей, имеющих проблемы в общении.

Демонстративные дети

Такие дети, как правило, сравнивают себя с другими детьми и демонстрируют свои успехи всем окружающим. Они высокомерны и горды, даже будучи в детском возрасте.

Демонстративность переходит постепенно в устойчивое качество личности ребенка и приносит ему самому немало негативных переживаний. С одной стороны, ребенок расстраивается, если его воспринимают иначе, чем он себя выставляет. С другой стороны, он не желает быть таким как все.

Временами демонстративный ребенок способен совершить положительный поступок. Но это совсем не ради другого, а только лишь для того, чтобы в очередной раз показать себя, продемонстрировать свою доброту.

Общение с демонстративным ребенком очень осложняется в дошкольном возрасте. Демонстративные дети любят привлекать к себе излишнее внимание, часто приносят в детский сад красивые игрушки, чтобы похвастаться перед другими детьми.

Что интересно, демонстративные дети бывают активны в процессе общения. Но это общение с их стороны лишено интереса к другому.

Говорят они исключительно о себе любимом. Если же им не удается самоутвердиться в глазах сверстников, и особенно взрослых, то такие дети начинают проявлять агрессию, скандалят, ссорятся со всеми подряд.

И хотя общаться с ними другие дети особо не хотят, сами же они очень нуждаются в окружении. Потому что им нужно, чтобы их кто-то слушал, чтобы демонстрировать себя перед социумом.

Особенности общения дошкольников со сверстниками

Как мы рассмотрели выше, общение дошкольников со сверстниками очень зависит от них самих. Если они агрессивны, обидчивы, завистливы или демонстративны, то у них в процессе общения часто наблюдаются проблемы.

Но у всех детей рассматриваемого нами возраста есть и общие особенности общения со сверстниками.

Дошколята отличаются повышенной эмоциональностью. В коллективе сверстников у них проявляются другие формы общения.

Это касается экспрессивно-мимических проявлений. Дети вообще очень любят во время разговоров жестикулировать, подкреплять свои высказывания мимикой. Это помогает им быть эмоционально выразительными во время общения.

Хочется отметить некоторые особенности общения детей в дошкольном возрасте. Дети очень любят общаться. Во время общения со сверстниками у них происходит формирование речевых навыков, развитие коммуникативных умений. Наблюдаются, конечно, и некоторые проблемы с коммуникацией, связанные с частыми конфликтами в детском коллективе.

Общение со сверстниками более раскрепощено, чем со взрослыми. Тут преобладают совершенно иные формы поведения. К особенностям поведения детей дошкольного возраста во время общения можно отнести и ненормированные коммуникативные образцы. Такие как подпрыгивание, причудливые позы, кривляния. Один ребенок может намеренно передразнивать другого, что не происходит в общении со взрослым.

Но в каждом свободном проявлении ребенок раскрывает свои индивидуально-личностные особенности. И эти отличительные особенности общения детей со сверстниками остаются до конца дошкольного детства.

Другой особенностью детского общения в дошкольном возрасте можно считать то, что у ребенка преобладает инициатива в ответных действиях. На реплику другого ребенка дошкольник быстро реагирует ответной активностью. В такие моменты происходит развитие диалоговой речи. При этом можно заметить такие проблемы, как протесты, обиды, конфликты, потому что ребенок пытается сказать свое веское слово последним. И никто из детей не желает уступать.

О формах общения детей со сверстниками

Теперь стоит поговорить немного о формах общения ребенка в кругу сверстников.

Первой формой общения детей дошкольного возраста принято называть эмоционально-практическую.
Ребенок, чаще в младшем дошкольном возрасте, ожидает соучастия в затеях и шалостях. Такая форма общения ситуативна и зависит от конкретной ситуации.

Проблемы в такой форме общения могут возникать в моменты взаимодействия партнеров коммуникации. Либо дети переключаются во внимании от собеседника на какой-то предмет, либо дерутся из-за этого предмета.

Это связано с тем, что развитие предметных действий еще не происходит на достаточном уровне, а потребность в использовании предметов при общении уже формируется.

В таких случаях разрешают неохотно.

Другой формой общения между сверстниками назовем ситуативно-деловую.

Где-то к четырем года начинается ее формирование и продолжается до 6-летнего возраста. Особенности данного этапа в том, что теперь у детей начинают развиваться навыки ролевой, даже сюжетно-ролевой игры. Общение становится уже коллективным.

Берет начало развитие навыков сотрудничества. Это не то же самое, что соучастие. Если в эмоционально-практической форме общения дети действовали и играли индивидуально, хотя и находились в одном коллективе. Но каждый представлял себя другим. Здесь же дети в игре тесно связаны единым сюжетом и взятыми на себя ролями.

Выпадет одна роль, и возникает проблема — сюжет игры нарушен.

Поэтому можно констатировать, что ситуативно-деловая форма возникает на почве общего дела для достижения некоего общего результата взаимодействия со сверстниками.

У популярных детей формирование навыков общения в такое форме сотрудничества опережает развитие коммуникативных умений детей, менее заметных в детском коллективе.

Тут даже стоит отметить, что агрессивные дети и демонстративные, о которых мы говорили ранее, больше преуспевают в формировании навыков общения, нежели дети обидчивые и завистливые, которые чаще остаются в стороне из-за личностных особенностей.

В 6-7-летнем возрасте у детей дошкольного возраста навыки общения приобретают уже более-менее сформированный характер. Дети становятся более доброжелательными к сверстникам. Начинается формирование навыков взаимопомощи. Даже демонстративные дети уже начинают не только говорить о себе, но проявляют внимание к высказываниям других детей.

В это время начинается формирование внеситуативной формы общения, которое идет в двух направлениях:

  • рост и формирование внеситуативных контактов (дети рассказывают о том, что делали и видели, планируют дальнейшие действия и делятся своими планами с другими, учатся оценивать слова и поступки других);
  • формирование образа сверстника (появляются избирательные привязанности к сверстниками независимо от ситуации общения, и эти привязанности весьма устойчивы к концу дошкольного периода детства).

Таковы в общих чертах особенности форм и проблемы общения дошколят. Теперь перейдем к рассмотрению эффективных способов развития навыков общения между ребенком в кругу сверстников.

Как развивать навыки общения детей дошкольного возраста в ДОУ?

Навыки общения ребенка-дошкольника со сверстниками активно формируются в процессе диалога между детьми. Детская диалоговая речь несет в себе основы разговорной речевой деятельности в целом. Тут и развитие монологических навыков, и формирование речевой готовности дошкольника к предстоящему обучению в школе.

Диалоги активно используются детьми во время игр и других совместных видах деятельности.

При этом важная роль отводится взрослому, который принимает активное участие в таком общении между детьми.

Совместные игры, как форма общественной жизни ребенка этого возраста, способствуют решить многие проблемы взаимоотношений.
Сюжеты ролевых игр помогают развивать навыки общности и построения диалогового общения. В играх можно реализовать формирование всех форм общения.

Взрослому необходимо учить детей начинать, продолжать и заканчивать диалог. Ребенок должен уметь поддерживать разговор, отвечая на поставленные во время диалога вопросы.

Диалог является очень непростой формой общения, через которую в полной мере реализуется социальное взаимодействие. Поэтому взрослый должен как можно чаще обращаться к ребенку, соблюдая позитивный эмоциональный тон. Это будет располагать дошкольника к разговору. Особенности общения во время диалога способствуют формированию навыков построения предложений разных типов, от простых повествовательных до сложных по своей конструкции и фонетическим аспектам.

Через диалог реализуются все основные речевые навыки и умения, как собственно речевые, так и навыки речевого этикета.

Подводя итоги, заметим, что формирование общения в дошкольном возрасте необходимо еще и потому что это поможет ребенку, поступающему в школу, быстро адаптироваться в социуме.

Анкета для обучающихся « Общение в семье»

1. Когда ты не слушаешься родителей, они чаще всего:

а) кричат на тебя;

б) пытаются убедить, уговорить;

в) обижаются и ждут твоей реакции;

г) не обращают на тебя внимания;

д) могут ударить;

е) пытаются объяснить, что ты не прав;

ж) другое ___________________________________.

2. Часто ли в стрессовом состоянии родители могут проявить агрессию по отношению к тебе?

а) да, часто;

б) иногда;

в) трудно сказать;

г) никогда;

3. Укажи причины, которые, на твой взгляд, наиболее часто вызывают гнев родителей:

а) стремление тебя воспитать;

б) «разрядка» их стрессовой ситуации (не зависящей от твоего поведения);

в) ссора родителей,

г) когда ты чего-то просишь;

д) когда огорчаешь родителей;

е) желание убедить тебя в своей точке зрения;

ж) не можешь объяснить;

з) другое ___________________________________.

4. Как часто у родителей появляется желание похвалить тебя, обнять?

в) никогда;

г) трудно сказать;

д) другое ___________________________________;

Или наоборот, избить тебя, выгнать из дома, запереть в комнате и т. п.:

в) никогда;

г) трудно сказать;

д) другое ___________________________________.

5. При тяжёлых провинностях, какой вид наказания выбирает

мать:_______________________ отец: _______________________

6. Опиши ситуацию радости, праздника в доме: _______________

________________________________________________________

2.1 Описание методик изучения процесса общения младших школьников с родителями

Для изучения общения с родителями как фактора социализации в младшем школьном возрасте был использован метод анкетирования - метод массового сбора информации с помощью специально разработанных опросников, называемые анкетами. Анкета может быть использована при изучении коллективного мнения, оценки определённых событий в жизни детей, выявлении характера взаимоотношений и общения между ними. При составлении анкеты необходимо учитывать возрастные особенности ребят, их опыт, установки, отношении с окружающим миром. В использовании метода анкетирования должен учитываться тот факт, что количество вопросов для учащихся разного возраста является неодинаковым. Для младшего школьного возраста оно не должно превышать 4 - 5 вопросов.

В данном исследовании принимало участие 24 учащихся 4-го класса средней общеобразовательной школы г. Минска. Анкета (Приложение 1) состояла из 4 вопросов, направленных на изучение отношения детей младшего школьного возраста к процессу общения с родителями, мотивации общения и на выявление факта о том, сталкиваются ли дети с трудностями в общении со своими родителями.

Около 62% опрашиваемых на вопрос «любишь ли ты рассказывать родителям о школе, своих секретах?» ответили, что им нравится общаться с родителями, и родители часто интересуются их делами. В процессе общения с родителями школьники приобретают индивидуальный опыт взаимодействия с другими людьми, развивая для этого необходимые деловые, организаторские и личностные качества такие, как коммуникативность, взаимопомощь, взаимоуважение, сопереживание, умение слушать других и считаться с их мнением, высказывать свою точку зрения. Дети более открыты, инициативны, легче идут на контакт, активно принимают участие в совместной деятельности с другими ребятами.

Умение и желание общаться развивает у учащихся познавательную активность, стремление приобрести новые знания и умения в процессе общения как со взрослыми, педагогами, так и со сверстниками, способствует проявлению склонностей и интересов ребёнка в различных видах деятельности. Именно в процессе общения младший школьник имеет возможность самореализоваться и самоутвердиться, что в большой степени влияет на его дальнейшую социализацию в обществе.

Менее половины учащихся (38%) на этот же вопрос ответили, что родители редко разговаривают с ними о школе и других делах. Это свидетельствует о том, что родители уделяют мало внимания своим детям, что связано с большой занятостью современных родителей или другими причинами.

Около 30% младших школьников ответили, что родители учитывают их мнение при обсуждении различных проблем и позволяют принимать решение им самим. Это говорит о том, что родители воспринимают своих детей как личность, развивают в них такие качества, как самостоятельность, инициативность и уверенность. Однако более половине учащихся родители навязывают своё мнение, указывают, что и как делать.

Однако на трудности и нежелание общаться с родителями могут оказывать влияние и другие факторы. Например, неблагоприятное положение ученика в классном коллективе, при котором возникает состояние психологической изоляции. С ребёнком не хотят общаться из-за особенностей его внешнего вида или, возможно, из-за выдающихся способностей к учебной деятельности и др.

С другой стороны, на трудности в общении влияет и неблагополучная обстановка в семье ребенка, гипо или гипер опека родителей, неготовность к обучению, плохо развитая речь, негативное отношение учителя. Все эти факторы отрицательно влияют на социализацию детей младшего школьного возраста в классном коллективе.

В исследовании также был использован метод социометрии - процедуры, которая представляет собой вызванный исследователем акт выбора испытуемыми других членов группы для совместной деятельности, с целью выявления межличностных отношений в классном коллективе. Главная задача - выявить тех, кого выбирают и кого не выбирают для определения статусной структуры группы и её влияния на процесс общения в классе.

По результатам социометрии (Приложение 2) 2 человека в классе получили наибольшее количество выборов - четыре и более, это говорит о том, что они имеют в классе статус звезды и с этими детьми больше всего хотят общаться другие ученики. Около половины учащихся (16 человек) получили приблизительно одинаковое количество выборов (2-3) и имеют статус принятых в группе, 6 учеников получили два и менее выбора и занимают позицию непринятых. Отсюда следует, что психологическая атмосфера в классе достаточно благополучная, что создаёт основу для нормального общения и взаимодействия учеников.

Сравнивая результаты социометрии и анкетирования, нужно обратить внимание на то, что учащимся, которые занимают более высокий статус в классном коллективе, нравится общаться с родителями, и родители уделяют им больше внимания, они более уверенны в себе и общительны. Можно отметить и обратную тенденцию, ученики, занимающие более низкую статусную позицию в группе, в большей степени испытывают трудности в общении с родителями и проявляют нежелание общаться со своими сверстниками.

Таким образом, проведенное исследование показало, что большинство детей любят общаться с родителями, что способствует выработке у них коммуникативных навыков и умений, которые во многом определяют их дальнейшее развитие и адаптацию в обществе на последующих возрастных этапах, а также показало, что особенности родительского общения и взаимодействия могут обеспечить ребенку успех или неуспех среди других детей.

Воображение как психический познавательный процесс

Для изучения воображения в психологии разработано достаточно много методов и методик. Так, например для изучения воображения у детей дошкольного возраста используются следующие диагностические методики: « Неполные фигуры», «Рисунок»...

Исследование особенностей мышления умственно отсталых младших школьников

Общение младших школьников

Общение младших школьников

Тренинги. Для развития умений общаться у младших школьников рекомендуются следующие тренинги. Объект внимания. Каждому ребенку предлагается выбрать себе объект внимания, наблюдать за которым нужно незаметно...

Общение с родителями как фактор социализации младших школьников в детском коллективе

С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, увеличивается время, отводимое на обучение...

Общение с родителями как фактор социализации младших школьников в детском коллективе

При теоретическом рассмотрении особенностей внимания было определенно, что у детей младшего школьного возраста непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное. Все новое неожиданное, яркое...

Развитие внимания у младших школьников

Развитие памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории

Условия - по Ожегову - это правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности. Условие - это также обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь или обстоятельство, от которого что-нибудь зависит...

Формирование адекватной самооценки как условие успешности обучения младших школьников

Экспериментальное изучение мышления учащихся младших классов

Практическое исследование было проведено в МБОУ СОШ №1 г. Покров Для достижения цели и решения поставленных практических задач был проведен констатирующий эксперимент. Эксперимент (от лат. experimentum - проба...

Поделиться: