Царь ирод. Карнавальный костюм римского воина Прически и головные уборы в Древнем Риме

Источник идеи: идея возникла после просмотра фильма «Астерикс и Обеликс против Цезаря». Мне и сыну очень понравились костюмы римлян, особенно военачальников. Так как костюмы на римлянах были немного театральными, то решено было пошить такой костюм на новогодний карнавал. Обилие блеска и росписи подчеркивает театральность и праздничное настроение.

Используемые материалы: креп-сатин, кожзаменитель, золотая тесьма, гофрированная бумага, клей ПВА, бумага для папье-маше (потребительская или которая хорошо размокает в воде), краски акриловые.

Расход материалов: креп-сатин белый - 1,20 м, креп-сатин красный - 1м, кожзаменитель коричневый - 1,5 м, тесьма золотая широкая - 5,20 м, тесьма золотая узкая - 15 м, краски акриловые (металик), клей ПВА, бумага гофрированная красная - 3 шт., "липучка".

Головной убор: шлем. Это было самое сложное в изготовлении костюма. Приступая к выполнению этой задачи, я просмотрела множество картинок с изображение военно-исторического костюма древних римлян. Шлем выполнен из папье-маше путем многочисленных примерок и переделок. Сначала на сдутый по размеру головы ребенка резиновый мячик был нанесен фломастером контур будущей круглой части шлема. Потом оклеила бумагой (использовала обычную потребительскую бумагу - продается в канцелярских магазинах), которую предварительно нарвала небольшими кусочками и намочила в воде) клеем ПВА в 4 слоя. Каждый слой должен просохнуть. После высыхания четвертого слоя осторожно сняла заготовку. Получилась бумажная «мисочка». К ней по кругу приклеила полосу бумаги (отрезала от альбомного листа). Эту полосу также оклеила намоченной в воде бумаги в 4 слоя с помощью клея ПВА. Чтобы при высыхании вся конструкция не деформировалась, надела заготовку на кастрюльку. Дальше измеряем голову ребенка от виска до виска, намечаем этот отрезок на заготовке будущего шлема. Осторожно вырезаем ножницами небольшую полукруглую полоску, чтобы срез проходил посередине лба. Потом наметила расстояние от виска и до начала уха с двух сторон. Дальше делаем вырезы для ушей. Все вырезы надо делать очень осторожно и понемногу, чтобы не срезать слишком много. Затылочная с изгибом часть шлема тоже изготовлялась отдельно. На подходящую по размеру эмалированную чашку в соответствии с нужными размерами наклеивала в 4 слоя намоченную бумагу клеем ПВА. Клеть нужно начинать от верха чашки к донышку (донышко не трогать) с внутренней стороны. Получилась выгнутая наверх заготовка, которая будет подклеена со стороны затылка от уха до уха. Все части склеиваем, формируя шлем. Затем весь шлем еще раз покрываем двумя слоями папье-маше. Когда весь шлем был склеен, то для большей гладкости я загрунтовала его шпаклевкой, а затем зашкурила наждачной бумагой.
Нащечники выполнялись отдельно. Сначала на бумаге рисовала выкройку (форму подсмотрела на сайтах военно-исторического костюма), несколько раз примеряла на ребенка, чтобы определиться с размером. Затем перенесла на картон, который также, как и шлем, оклеила в 4 слоя папье-маше, и пока заготовка была еще сырой, придала ей полукруглую форму. После высыхания также покрыла шпаклевкой, чтобы сровнять неровности, и зашкурила наждачной бумагой. И чтобы они имели подвижность, прикрепляла с помощью дверных петлей (самого маленького размера) и саморезов, купленных в строительном магазине.
Для гребня сделала полукруглый каркас из толстого картона (использовала старый посылочный ящик), который также оклеила папье-маше и прикрепила вверху шлема. Все размеры подбирала путем примерок. Потом весь шлем покрыла серебряной акриловой краской. Красный гребень сделан из гофрированной бумаги. Сначала была сделана полукруглая выкройка по размеру. Затем верхний край порезала мелкой бахромой. Все слои гофрированной бумаги прошила нитками для того, чтобы гребень не рассыпался. Готовый гребень приклеила клеем «Момент».
Налобник также выполнялся отдельно. Форму налобника, так же, как и нащечников, подсмотрела в интернете. Сначала вылеплялась заготовка из пластилина. Потом оклеивалась папье-маше и так же, как и весь шлем, покрывала шпаклевкой и зашкуривала наждачкой. Налобник покрыла серебряной акриловой краской. И в довершение разрисовала его акриловыми красками золотого и медного цвета. Готовый налобник попросту «пришила» нитками к шлему.

Туника. С белой туникой сложностей не возникло. Выкройку взяла из журнала «Бурда». К вырезу горловины, низу рукавов и низу туники настрочила золотую узкую и широкую тесьму.

Обувь: сандали готовые коричневые.

Дополнит. элементы: кожаные доспехи. Выполнены из кожзаменителя. Это два прямоугольника, скрепленные между собой небольшими полосками-ремешками. На плечах «доспехи» скреплены прямоугольными полосками с закругленными концами и пришитыми в два ряда «кожаными» лепестками. По низу доспехов пришиты кожаные полоски с закругленными концами. Все края отстрочены золотой узкой тесьмой. На полосках доспехов образующих, что-то вроде юбочки, наклеены круглые бляшки из толстого картона и покрытые золотой краской. Рисунок на доспехах я срисовала с книжки и приклеила к «доспехам» клеем «момент гель», Еще приклеила вырезанные из обрезков обоев орнаменты, которые покрасила золотой краской. «Доспехи» одеваются через голову.
Нарукавники и поножны также сделаны из кожзаменителя и продублированы картоном для жесткости. Украшены золотой тесьмой и рисунками, которые я вырезала из остатков обоев, такие же рисунки на доспехах. Крепятся нарукавники и поножны с помощью ремешков на «липучке».

Аксесуары: меч готовый.

О себе. Шью еще с детства. Начинала, как все девочки с кукольных платьев, а потом это увлечение перерасло в изготовление карнавальных костюмов. Костюмы на Новый год шью всем знакомым и, конечно же, своим детям. Еще увлекаюсь вязанием и вышивкой крестиком.

Капюшон ниндзя сделать его легко, но в этом случае образ будет оставаться незавершенным. Так почему бы не позаботиться о создании полноценного костюма? Тем более что ответ на вопрос о том, как сделать костюм ниндзя своими руками, более чем прост - потребуется выполнить несколько простых действий, и ребенок сможет отправиться на праздник в облике любимого героя.

Этап 1

Для первого шага, в создании наряда ниндзя, потребуется обычная футболка - важную роль играет лишь размер изделия, ведь она должна оборачиваться вокруг головы. Вещь нужно разложить на ровной поверхности, свернуть - изделие скатывается в плотный рулон, начиная от нижнего края.

В результате получается подобие повязки - отличительного знака настоящих ниндзя. Она надевается на голову, а края завязываются на затылке. Можно завернуть рукава в середину или же оставить их свободными - в любом случае капюшон скроет все огрехи.

Что же касается оттенка футболки, то каждый ниндзя самостоятельно выбирает свой цвет - все зависит от личных предпочтений. Поэтому ответ на вопрос о том, как сделать зеленого ниндзя лего, более чем прост - подобрать одежду подходящего оттенка.

Этап 2

Когда повязка готова, пора приступить к созданию пояса, который обязательно украшает ниндзя. Процесс практически полностью повторяет предыдущий этап: футболка раскладывается на ровной поверхности, аккуратно скатывается в плотный рулон, но уже вокруг головы её оборачивать не придется. При выборе основы для создания этого элемента костюма, стоит предварительно измерить собственную талию. Что касается ширины - то она должна быть немного больше объема руки.

Рукава «заводятся» назад - середина изделия должна находиться точно по центру живота. Пояс надевается максимально плотно, но стоит учитывать, что образ будет выглядеть не лучшим образом, если спину бравого ниндзя будет украшать огромный узел.

Рукава аккуратно завязываются, после чего «скрываются» в пояс. Важно присобрать пояс таким образом, чтобы горловина футболки находилась во внутренней его части. Это самый простой способ для тех, кто ищет, как сделать костюм ниндзя в домашних условиях.

Этап 3

В качестве основы для облика ниндзя, понадобиться еще одна футболка. Она надевается поверх основной одежды, после чего рукава заправляются внутрь - изделие должно выглядеть как жилетка. Очень важно выполнить работу максимально аккуратно - никаких складок или же изгибов. Лучше всего и вовсе сшить рукава с основным изделием, но для этого потребуется хотя бы минимальные швейные навыки - в противном случае линия шва будет слишком явно, а наряд будет смотреться неаккуратно.

Тому, кто ищет, как сделать костюм ниндзя, удлиненная футболка - изначально она надевается обычным образом, после чего нижняя часть натягивается за голову. В результате эти манипуляций получается подобие обтягивающего жилета - именно так выглядят ниндзя.

Возможно, придется экспериментировать с несколькими нарядами, выбирая для костюма ниндзя тот, который будет сидеть наиболее удобно, совершенно не стесняя движений. Для ребенка отлично подойдет одежда родителей.

Этап 4

Капюшон. И снова пригодится футболка - изделие с длинными рукавами надевается на голову таким образом, чтобы горловина находилась на макушке, а ткань закрывала уши и нос. Именно так выглядит истинный воин.

Задняя часть натягивается на лоб - не стоит беспокоиться о том, что стала открытой линия волос, ведь её скроет специальная повязка. Важно, чтобы наряд ни в коем случае не мешал маленькому обладателю - капюшон должен быть достаточно плотным, но не давить на голову и не доставлять ни малейшего дискомфорта.

После того как капюшон удобно надет, он фиксируется на голове - вместо завязок используются рукава. Можно и вовсе оставить их свободными, но лучше скрыть под капюшоном, чтобы они не мешали во время активных развлечений. При желании, аналогичным образом можно и выполнить и любой другой наряд из этой серии.

Это отличный ответ на вопрос о том, как сделать костюм черепашки ниндзя своими руками.

Этап 5

Чтобы сделать костюм ниндзя, необходимо позаботиться и о защите конечностей. Футболка оборачивается вокруг бедра - сложить изделие необходимо таким образом, чтобы рукава и воротник не были заметны. Все узлы должны находиться сзади - чем незаметнее они будут, тем лучше.

Рукава также обматываются вокруг ноги, как и основное изделие. Аналогичный процесс повторяется и для второй ноги.

В данном случае футболка обматывается вокруг бедер, после чего порядок действий выполняется и для голеней. Когда ноги защищены, пора позаботиться и о руках - они обматываются абсолютно так же, как и нижние конечности. Либо же можно изначально надеть футболку с длинными рукавами - главное лишь подобрать подходящий оттенок. Но важно помнить простое правило: чем больше слоев, тем реалистичнее образ ниндзя.

Чтобы упростить процесс создания наряда, стоит просмотреть подходящее видео. Как сделать костюм ниндзя - все этапы процедуры описываются максимально подробно. Образ практически завершен, но остается лишь определить, какую сторону предстоит для себя принять, ведь от этого зависит и стиль наряда. Добро традиционно предпочитает светлые оттенки, а злу более свойственны темные тона.

Этап 6

Подготовка не отнимет много времени - остается лишь примерить готовое изделие . Изначально надеваются вещи, которые составят его основу - оптимальным вариантом станут футболка и штаны или же лосины для тренировок. Но важно помнить, что вещи должен сочетаться по цвету - многообразие оттенков не свойственно облику ниндзя.

Тем, кто ищет, как сделать костюм ниндзя, стоит учитывать, что самые популярные тона, это:

Иногда и девочки желают примерить на себя облик храброго воина - в этом случае и розовые оттенки будут смотреться удивительно стильно.

Поверх основы последовательно надеваются все элементы наряда. Лучше всего воспользоваться для этой цели чьей-либо помощью - это значительно упростит сборы. Потребуется ведь отрегулировать капюшон, завязать за спиной узлы, зафиксировать изделие максимально плотно и удобно, чтобы ничто не съезжало, даже во время активных развлечений.

Не стоит отказывать ребенку в удовольствии выбора - пусть чадо самостоятельно подберет для себя подходящее оружие и аксессуары . Это могут быть различные вариации мечей, специальные звезды, используемые для метания или даже кинжалы. Обувь, перчатки, значки - все это придаст облику завершенность.

    Ниндзя - однотонный наряд, который создается из однотонных футболок. Но при желании можно и сыграть на контрасте.

    Ничего лишнего - узлы важно аккуратно заправить внутрь, спрятав горловину и рукава. Можно заколоть их булавкой, но лучше сделать несколько аккуратных швов.

Важно

    Слишком туго повязанный пояс или защита для рук и ног может стать причиной онемения конечностей или же болезненных ощущений.

    Для создания потребуется около 12 футболок - можно заменить их отрезами ткани

    Однотонные штаны или брюки

    Для красивого и в то же время опасного римского воителя можно сшить накидку, под которую надевается кольчуга. Костюм не требует особых затрат времени, быть может, придется повозиться только с головным убором.


    Распечатайте, увеличьте выкройку накидки на миллиметровой бумаге в соответствии со своими мерками, переведите на ткань детали, добавляя по 1 см на припуски. Туника будет смотреться эффектнее, если сделать ее с подкладкой, например основную часть красную, а внутреннюю - синюю.

    Сшейте серединный шов на спинке. Сложите перед и спинку лицевыми сторонами внутрь и прострочите плечевые и боковые швы. Обметайте края швов. Выверните накидку налицо. Выкроите из ткани оторочки для рукавов, сострочите их в кольца и, сложив вдоль пополам, пришейте к срезам рукавов.


    Выкроите обтачку для переднего верхнего среза. Сложите вдоль пополам и, поместив между половинками срез, прострочите. Точно так же обработайте задний верхний срез. Подверните низ туники и прострочите.

    На талии можете повязать тонкий плетеный шнур или застегнуть тонкий кожаный ремешок. На ноги обуйте легкие летние сандалии.

    Возьмите серебристую фольгу, например пищевую, сложите ее пополам, потом еще раз пополам и так до тех пор, пока не получится квадратик со сторонами не более 4 см. Аккуратно обрежьте у него углы и разверните. Пришейте получившуюся кольчугу к основе из легкой ткани или отрезку марли. Наденьте кольчугу поверх туники.


    Распечатайте и переведите на картон шаблон меча. Вырежите и склейте в несколько слоев. Можете оклеить меч фольгой, а рукоять обмотать тонким шнуром, приклеив кончики.

    Распечатайте и перенесите на плотный картон детали шлема. Вырежите их по контуру. Если необходимо, заранее увеличьте их в соответствии со своими размерами. В средней части загните книзу зубчики, смажьте их клеем и прикрепите к ним две боковины. Спереди к средней части приклейте козырек, разместив зубчики внутри. Канцелярским ножом аккуратно сделайте прорезь в средней части для гребня. Просуньте в щель зубчики и приклейте их изнутри, отгибая то вправо, то влево. Вырежите четыре уголка для жесткости и приклейте по два с обеих сторон гребня.

    Раскрасьте шлем гуашью с добавлением клея ПВА.

    Легионеры - это воины в армии в Древнем Риме. В легионе насчитывалось до тысячи вооруженных мечами и копьями солдат. Амуниция римского легионера состояла из нескольких элементов, легко надевалась и предохраняла грудную клетку и голову от удара мечом противника. Защитное оснащение воина сделано так, что движения оставались свободными, хотя требовалась определенная физическая сила, чтобы носить эти доспехи.

    В основном комплект легионера состоял из шлема, панциря, наголенников и нарукавников, а также большого щита. Все они имели различную форму и способ изготовления в зависимости от принадлежности к определенному легиону. Броня римских легионеров была относительно легкая, если ее сравнивать с доспехами средневековых рыцарей. Панцирь, защищающий торс воина, часто изготавливался из соединенных вместе деталей из кожи или металла, которые позволяли солдату свободно поворачиваться и наклоняться, не сковывая движения.

    В статье рассмотрим разновидности защитной экипировки, названия каждой детали костюма воина Древнего Рима. Вы узнаете, как сделать самостоятельно шлем римского легионера, нагрудные доспехи из разных материалов. Представим несколько вариантов поделок, чтобы можно было выбрать подходящий наряд для любой ситуации. Костюм легионера можно сделать ребенку на утренник, для театральной постановки, на праздник или карнавал. Материалы для наряда можно выбрать самые разные в зависимости от навыков мастера.

    Знакомство с доспехами легионеров

    Панцирь римского воина легионера носит название "лорика" (lorica). Они были трех разных видов в зависимости от материала и креплений. Перечислим особенности каждого варианта.

    • Цельная, сделанная из 2 или 3 слоев вываренной кожи, или металлическая кираса, прикрывающая грудную клетку спереди и сзади. По бокам и на плечах детали соединялись кожаными ремнями.
    • Пластинчатая, собирающаяся из металлических элементов, которые либо пришивались на кожу, либо соединялись между собой пряжками и шарнирами. На плечах и по бокам туловища передняя и задняя часть конструкции соединялась гибкими металлическими поясами.
    • Кольчужная. Такую лорику носили воины вспомогательных войск, например, лучники или копейщики. Собирались кольчуги из шайбовидных клепаных колечек диаметром 5 или 7 мм горизонтальными полосками. Это давало во время войны римским легионерам гибкость. Такая защита отличается надежностью и прочностью.

    Нижнюю часть туловища защищали подвижные кожаные полосы, не сковывающие движение воина. Сверху лорика укреплялась наплечниками из полос металла или нескольких слоев кожи. Это защищало руки от удара мечом сверху. Амуниция римского легионера была довольно тяжелой. Только вес лорики достигал 9 - 15 кг в зависимости от вида ее конструкции. А еще нужно было носить шлем, нарукавники, щитки для голени ног и оружие.

    Шлем римского легионера

    Шлемы для защиты головы у римских солдат также имели свои разновидности. Одни были позаимствованы у жителей Апулии. Это коринфский шлем, который имел вид металлической маски со скошенной лицевой частью, причем почти полностью закрытый со всех сторон. Спереди по центру имелась узкая щель, дающая возможность видеть происходящее вокруг. Для украшения сверху шлема крепился гребень из ярко окрашенных конских волос. Он располагался как слева направо, так и от лицевой части назад.

    Для того чтобы изготовить шлем римского легионера своими руками, часто выбирают другой тип защиты головы, а именно вариант, изображенный на фотографии выше. Это шлем с открытым лицом и свисающими нащечниками по бокам, которые крепились шарнирами. Это более продвинутая модель, так как воин имел возможность хорошо видеть происходящее на поле брани. Такой вид головного убора имеет греческое происхождение.

    Данные шлемы римских легионеров, названия которых Chalcidian, датируются IV - III веками до нашей эры. Сзади они имели шейную защиту. Для красоты все шлемы декорировались гравировкой. Изображали кабанов или быков, реже львов и сфинксов. Гравировку делали по всему куполу и на свисающих частях. В среднем вес шлема составлял от 700 граммов до 1 кг. Держался на голове у воина он при помощи подбородочного ремешка.

    Особым внешним видом обладает шлем пилос-пилеус римского легионера, изображение которого можно увидеть на фотографии ниже.

    Его верхняя часть напоминает мягкий фригийский колпак со свисающим вперед верхом, у которого тоже были по бокам клапаны. У данного шлема также имеются защечники на шарнирах.

    Ростовой щит

    Костюм римского легионера невозможно представить без щита, который называли "скутум". Он считался ростовым, так как был прямоугольной формы, высота его доходила до 120 см, а ширина - до 75 см. Настоящий щит изготовляли из склеенных планок дерева или фанеры, снаружи он оббивался толстой кожей, а края заканчивались бронзовым или железным кантом.

    С тыльной стороны располагалась рукоятка, которая прикреплялась в центре. Особой приметой римского щита считается имеющийся в центре лицевой стороны округлой формы бронзовый умбон. Щит римского солдата был довольно тяжелым, весил до 6 кг. У воинов армии республиканского Рима были щиты овальной формы, которые были еще тяжелее.

    Изготовление щита для костюма

    Экипировку римского легионера для праздничного костюма начнем делать с самой легкой детали, а именно со щита воина. Понадобится большой кусок гофрированного упаковочного картона, горячий клей, цветная бумага с глянцевой поверхностью золотистого и серебристого цвета, пластмассовый шарик, острый нож, ножницы, карандаш, гуашевая краска красного цвета и широкая кисточка для ее нанесения, длинная линейка, прозрачный скотч.

    Так как щит считается ростовым, измеряйте высоту ребенка от пола до верхнего края грудной клетки. Это будет высота поделки. Ширина берется на глаз. Щит должен закрывать ребенка полностью, но не более, чтобы его удобно было носить и играть свою роль на празднике или во время театральной постановки.

    Перед тем как вырезать необходимую форму, нарисуйте ее на тыльной стороне картона простым карандашом, сделав все измерения длинной линейкой. Уделите особое внимание углам, они должны оставаться прямыми. Когда прямоугольник вырезан, закруглите по шаблону края поделки. Дальше нужно окрасить всю поверхность красной краской и дать время просохнуть. Чтобы краска не пачкала руки и остальной наряд маленького легионера, можно наружную сторону оклеить полосами прозрачного скотча. Дальше найдите середину щита. Там нужно разместить круглый умбон. Для этого нужно от пластикового шарика отрезать половинку сферы и приклеить деталь, намазав торцевую ее часть горячим клеем.

    Дальше займитесь декорированием лицевой стороны щита. Можно рисунок сделать такой, как на фотографии выше, а можно придумать свою уникальную эмблему. Умбон закрасьте серебристой краской и оклейте место вокруг него серебристым квадратом. Останется на тыльной стороне прикрепить полоску рукоятки. Достаточно будет вырезать ее из гофрированного картона шириной 5 - 6 см. Она должна быть длинной, чтобы приклеенные горячим клеем края находились на поверхности щита.

    Интересно для большей схожести с настоящим щитом добавить золотистый кант по всему периметру поделки, вырезанный по шаблону из глянцевой цветной бумаги.

    Оружие солдата

    Легионер римского войска был легко вооружен, чтобы быстро двигаться в бою. Короткий меч назывался «гладиус», его длина составляла всего 40 - 60 см, а ширина едва доходила до 8 см. По сравнению с длинными и тяжелыми мечами воинов других армий он весил в среднем 1,5 кг. К нему обязательно шли ножны, сделанные из металла и красиво украшенные орнаментом и деталями из олова и серебра. На них часто изображали сцены боя или фигуру императора Августа.

    Если вы делаете меч римского легионера для наряда мальчику на праздник, то удобнее всего его смастерить из гофрированного картона. Можно уплотнить заготовку двойным слоем бумаги, чтобы оружие получилось более прочным. Вырезают его по нарисованным простым карандашом контурам. Для красоты оклейте его серебряной цветной бумагой, которая продается рулонами и предназначена для упаковки подарков. Ножны можно сшить из ткани. Небольшой отрез текстиля прямоугольной формы зашейте по боковой линии и прикрепите по краям тонкую ленту или веревку, чтобы можно было повесить ножны через плечо. При желании можно поделку украсить вышивкой или аппликацией контрастного цвета.

    Еще на вооружении римского воина-легионера находилось метательное копье, которое использовалось по типу дротика. Его называли «пилум» и применяли в разных видах боя. Были тяжелые копья и легкие. Оружие состояло из двух частей: длинный дротик (около 2 м) и железный наконечник, который имел заостренную форму пирамиды или два шипа. Использовали копья на коротких расстояниях от врага. При сильном броске воин мог запросто пробить щит или доспехи соперника, нанеся тяжелую или смертельную рану. Сам же воин оставался на расстоянии и был в относительной безопасности.

    Если вы решите сделать для костюма данное оружие, то позаботьтесь о безопасности окружающих детей. В качестве дротика можно использовать тонкую деревянную или пластиковую палочку, например, от старой игрушки или швабры. На верхний край наденьте картонную втулку, оклеенную серебристой бумагой. На самый конец можно наклеить бумажный конус, и копье римского легионера готово! Главное, что острых частей нет, и ребенок не нанесет травму соседу по группе.

    Туника для наряда

    Перед тем как надевать защитную амуницию, римский воин облачался в тунику. Она была короткой, едва доходила до колен, была сшита из плотного льна. Перед боем ее часто вымачивали в уксусе и высушивали, чтобы она приобрела еще большую плотность. Края коротких рукавов украшались золотой вышивкой, как и нижний подол одеяния. Туника шилась из белой ткани, а на плечи накидывался яркий плащ, чаще всего красного цвета. По сравнению с изготовлением шлема римского легионера пошить тунику несложно. Достаточно приобрести легкую светлую ткань и отмерить двойную длину будущей туники. Мерки снимают от уровня плеч ребенка до колена или немного выше сустава. Сложенную пополам ткань соедините боковыми сторонами вместе и вырежьте по центру стыка горловину. Во время примерки наметьте линию среза боковых сторон и рукавов и отрежьте лишнее. Длина рукавов должна быть короткая, не доходить до локтевого сгиба, а ширину сделайте достаточной, чтобы ткань свободно свисала с плеч.

    Края туники с изнаночной стороны стачайте на швейной машине. Приготовьте кант из желтой ткани или золотую атласную ленту, обшейте ею горловину, края коротких рукавов и низ туники.

    Плащ сшить еще легче. Приготовьте отрез красной атласной ткани. Длина выкройки должна соответствовать размеру туники. Ширина плаща тоже небольшая, так как он располагается только сзади. Сверху нужно собрать ткань на резинку, можно просто заготовить сразу выкройку в форме трапеции. Верхняя планка равна ширине плеч ребенка. Плащ крепится на большие золотые пуговицы, прикрепленные на наплечных ремнях лорики. Как ее сделать для наряда легионера, расскажем далее.

    Защитный панцирь воина

    Как уже упоминалось, лорика римского бойца бывает разного вида. При самостоятельном изготовлении костюма ребенку быстрее всего сделать цельный панцирь, используя либо ткань коричневого цвета (под кожу), либо собрать лорику из плотного упаковочного картона, из такого же потом будем изготавливать своими руками шлем римского легионера. Предварительно измерьте гибким метром расстояние от пояса на спине через плечи до уровня талии спереди. Отмерьте прямоугольник гофрированного картона и по центру вырежьте ножницами круглую горловину.

    Потом симметрично начертите контуры боковых сторон и нижней части поделки. Для присоединения панциря настоящего легионера использовались кожаные ремешки с застежками. Для карнавального костюма можно переднюю и заднюю часть поделки укрепить пришитыми широкими резинками коричневого цвета. Для удобства желательно к ним прикрепить липучки. Хорошо будут держаться части наряда лентами, подобранными в тон, которые завязываются по бокам. На правом плече нужно прикрепить степлером кружок картона для удержания плаща. Потом заготовку окрашивают в коричневый цвет и добавляют декоративные элементы аппликацией из желтой бумаги.

    Если вы решите сшить лорику из плотной ткани коричневого цвета, то воспользуйтесь выкройкой жилетки с полукруглым вырезом. Ее можно сделать широкой и надевать через голову. Декорируют панцирь воина золотыми эмблемами и вставками.

    Нижняя защита

    Отдельно для наряда легионера нужно сделать нижнюю защиту. У настоящего воина она была из плотной кожи или металлических пластин. Ребенку можно сделать ее из равной ширины полосок картона или текстиля с заостренными краями, как на фотографии ниже. Они могут располагаться в один ряд и быть равной длины, однако красиво будет смотреться защита в два уровня. Нижние полоски делают большей длины, а второй, верхний ряд - короткими. Можно на каждой детали снизу приклеить кружки или ромбы из желтой или золотистой бумаги.

    Сами полоски крепят на веревке или тонкой атласной ленте на поясе, завязав ее на узел сбоку. Изготовить такие детали можно из плотного картона или фетровых листов. Данный материал имеет хорошую насыщенность оттенков, прекрасно режется ножницами и его края не осыпаются. Также на фетр отлично приклеиваются элементы аппликации. Из данного материала можно сшить нарукавники и наголенники, которые сзади на ногах завязываются лентами. Для этого по боковым сторонам сделайте несколько отверстий и вставьте ленту или веревку, закрепите деталь шнуровкой.

    На ноги легионеры Древнего Рима надевали кожаные сандалии, а ребенку на праздник можно надеть обычные черные чешки. Как сделать детали костюма, мы уже рассмотрели, а теперь разберемся, как смастерить своими руками шлем легионера. Они бывают разных видов, поэтому и способы их изготовления отличаются кардинально.

    Картонный шлем

    Головной убор воина римской армии был сделан из прочного металла толщиной до 2 мм. Названия шлемы римских легионеров имели разные в зависимости от внешнего вида. Для костюма ребенку можно сделать куполообразный головной убор с закрытым лицевым забралом, которое не является подвижным элементом. Делают шлем из плотного картона следующим способом:

    1. Из полоски шириной 4 см собирают ободок по размеру обхвата головы ребенка и его края закрепляют скрепками с помощью канцелярского степлера.
    2. Потом вырезают еще две длинные полоски такой же ширины и складывают перпендикулярно друг к другу.
    3. Крест располагается на макушке шлема и укрепляется на ободке после примерки на голову мальчика.
    4. Пустоты между полосами заполняются вырезанными из картона секторами. Их размер измеряют гибким метром.
    5. Свисающие края заворачиваются внутрь и приклеиваются клеем ПВА. Оставляют длинный отрезок на лицевой части шлема римского легионера.
    6. Отдельно вырезают забрало с отверстиями для глаз. Его форма хорошо видна на фотографии ниже.

    Дальше поделку декорируют. Сам шлем оклеивают серебристой цветной бумагой по лицевой стороне. Останется сделать украшение в виде гребня из яркой красной двусторонней бумаги. Широкие ленты нарезаются «лапшой» ножницами, но не до конца. Нужно оставить тонкую полоску для приклеивания на шлем. Перед тем как прикреплять заготовку на головной убор, согните ровные полоски под прямым углом к нарезанной детали и намажьте их клеем. Все, куполообразный шлем готов! Дальше расскажем, как сделать другую разновидность головного убора для защиты головы легионера.

    Апуло-коринфские шлемы

    Это особая разновидность шлемов с полностью закрытой лицевой частью. Позаимствованы они для амуниции римской армии от греков, однако применялись недолго. Если вы хотите ребенку сделать этот старинный шлем, то внимательно рассмотрите фотографию образца ниже.

    Для изготовления поделки лучше воспользоваться белым плотным картоном. Начинается сборка шлема с ободка, как и в первом варианте, однако верхушка его собирается уже не из двух перекрещенных полосок, а из нескольких, заполняющих всю макушку шлема. Забрало вырезают по нарисованному шаблону из двух одинаковых частей. На лицевой стороне они соединяются вместе наклеиванием полоски снизу и сверху заготовки. Останется заклеить всю поверхность серебристой бумагой и прикрепить сзади защиту шеи, которая похожа на козырек полукруглой формы.

    Теперь вы знаете, как сделать своими руками наряд легионера для карнавала или театральной постановки.

    Рассказ “Царь Ирод” повествует о мальчике, который, стараясь изучить отличительные черты характера царя Ирода, всем сердцем уверовал в рожденного Спасителя. Вы думаете, такого не может быть? Заверяю вас, – может! И если уверовавший в Господа взрослый человек не может умолчать о Нем, то ребенок, которому открылся Господь, способен своим словом заставить задуматься многих взрослых.

    – Тише, ребята, тише! – пытаясь восстановить тишину, просила учительница.

    Дети же бурно обсуждали услышанное, и каждый хотел выложить свою идею или предложение. Анастасия Дмитриевна выждала еще минуту или две и снова попросила:

    – Давайте, продолжим чтение, обсуждать будем потом…

    – Говорят вам, тише! – прикрикнул вдруг Саша на девочек, сидящих впереди.

    Постепенно воцарилась тишина, и Анастасия Дмитриевна продолжила чтение:

    – «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов…»

    – Вот разбойник, – не удержался от комментария Сережа Дунаев.

    – И никого не пожалел? – ужаснулась Ирочка Матвеева.

    – Не пожалел… – ответила учительница, – будете дальше слушать?

    Прочитав еще немного, она перелистала несколько страниц и предложила выслушать другой текст, также повествующий о рождении Иисуса Христа. Закончив читать, Анастасия Дмитриевна сказала ребятам:

    – Я думаю, что нам надо выбрать из класса три-четыре человека, которые будут писать сам сценарий. Они могут написать его вместе, или же каждый из них напишет свой. Потом же мы выберем лучший сценарий и по нему поставим спектакль. Исполнителей ролей можно выбрать уже сейчас, чтобы не собирать еще раз весь класс вместе.

    – А можно, – громко заявил Саша Никитин, – я буду играть царя Ирода?!

    – Ирода? – в раздумье повторила Анастасия Дмитриевна. – Может быть, мы упустим этот эпизод из сценария?

    – Нет, нет, – запротестовали дети, – давайте, все как было, так и напишем!

    Снова выждав одну-две минуты, учительница, подняв руку, дала классу знак, и дети стали утихать.

    – Ну, хорошо, – согласилась она, – давайте, напишем сценарий строго по тексту. Но я просила бы авторов, тех, кто будет писать, не уклоняться и не придумывать ничего лишнего. После того, как ваш сценарий будет готов, принесите его мне, и мы его вместе доработаем. Нужно в повествование о Рождестве Христовом вложить смысл и суть самого Рождества…

    Дети внимательно слушали свою учительницу. Они знали, что она верила в Иисуса Христа. Часто случалось так, что на уроке Анастасия Дмитриевна приводила примеры из Библии, цитируя текст Священного Писания. И, несмотря на то, что в классе не было ни одного ребенка, имеющего верующих родителей, дети довольно много знали о Боге.

    Громко обсуждая предстоящую работу, ребята покидали класс. Им предстоял большой труд. Сначала нужно написать сценарий, потом выбрать способных его сыграть на сцене. Ребята были готовы учить слова, проводить репетиции – одним словом, работать.

    Спустя всего неделю, сценарий был готов. Теперь ученики шестого класса утверждали исполнителей на роли. Те, которые не получили никакой роли, получали другие задания. Одни должны были выучить стихи, другие позаботиться о музыкальном сопровождении и декорациях.

    Потянулись дни репетиций. Дети старались, желая сделать это представление максимально интересным. Иногда на репетициях присутствовали Анастасия Дмитриевна и завуч Ольга Ефимовна. Этот спектакль должен был быть представлен на праздничный конкурс по случаю праздника Рождества Христова. Участвовали все старшие классы школы. Планировалось провести праздник в большом актовом зале и пригласить не только всех учащихся и учителей, но и родителей…

    – Убить! – грозно кричал Саша Никитин, исполняя роль царя Ирода. – Всех убить! Всех мальчиков-младенцев убить!

    – Актер, прирожденный актер, – сидя в зале, тихо комментировала завуч Ольга Ефимовна.

    – Этот новоявленный царь должен умереть! – потрясал кулаком, продолжая свою роль, Саша. – Я царь! И никто другой не будет царем вместо меня.

    – Стоп, стоп! – прервал ход репетиции Артем Кузнецов. Он был выбран режиссером и теперь отрабатывал ход спектакля:

    – Воины, прислуги! Где вы?! Что вы, как спящие, еле-еле двигаетесь? Перед вами грозный царь, вы должны трепетать перед ним. На зов прибежать спешно, приказ выслушать, опустив голову и не двигаясь. А то такое впечатление, что вы с этим царем каждый день вместе в столовой обедаете, и страха у вас перед ним нет совсем…

    – Пойдемте, – тихо позвала Анастасия Дмитриевна Ольгу Ефимовну, – пусть дети работают, не будем их смущать.

    Они тихонько встали и вышли из зала. Вернувшись в свой кабинет, Анастасия Дмитриевна занялась проверкой тетрадей. Спустя минут сорок, в дверь постучали:

    – Можно? – просунув голову в дверь, спросил Саша Никитин.

    – А, Саша, – улыбнулась учительница, – заходи, заходи…

    Саша зашел в класс и прикрыл за собой дверь.

    – Анастасия Дмитриевна, вам понравилось сегодня, как мы играли? – спросил он, подходя к столу учителя.

    – Да, – кивнула головой учительница, – вы настоящие молодцы.

    Саша скинул с плеча свою сумку с учебниками и сел за первую парту напротив преподавателя.

    – Только… – неуверенно начала Анастасия Дмитриевна, – тебе не кажется, что ты очень уж активно играешь свою роль?

    – В каком смысле? – спросил Саша.

    – Ну, – пояснила учительница, – ты как будто на самом деле желаешь смерти новорожденному Младенцу.

    – А… – засмеялся Саша, – так ведь и следует играть роль. Как наяву. Ребята говорят, что я лучше всех исполняю свою роль. Ведь царь Ирод действительно был таким кровожадным и злым царем, не так ли?

    – Да, – закрыв проверенную тетрадь, сказала Анастасия Дмитриевна, – но ты-то на самом деле не Ирод. Я не об Ироде сейчас говорю, а о тебе…

    Саша смутился.

    – А что я не так делаю? – спросил мальчик.

    – Вообще-то, все так, – уклончиво ответила учительница.

    Саша призадумался, и тут его взгляд упал на маленькую, черного цвета, книжечку, из которой Анастасия Дмитриевна читала ребятам о рождении Иисуса Христа. И, как будто вспомнив о цели своего визита, оживившись, он спросил:

    – Анастасия Дмитриевна, – я хотел у вас попросить эту книгу почитать. Ведь мы завтра уже выступаем, и мне хочется самому перечитать весь сюжет, может, я уловлю еще что-нибудь из характера царя Ирода. Все же я должен ему подражать, я ведь актер…

    – Да, конечно, – взяв Евангелие, учительница протянула его мальчику, – почитай. Только смотри, не подражай Ироду в жизни.

    – Что вы! – воскликнул Саша. – Я же не изверг.

    – Многие живущие в наши дни – не изверги, однако они поступают, как Ирод. В христианстве есть понятие рождения Иисуса Христа в сердце человека, иначе сказать, человек принимает рожденного Младенца Иисуса в свое сердце. Но тот, кто отвергает Господа своим сердцем, подобен царю Ироду, избивающему или изгоняющему Иисуса Христа из своего сердца.

    Саша смущенно улыбнулся и, приняв Новый Завет из рук учительницы, неуверенно ответил:

    – Я только на сцене царь Ирод.

    Вечером, наспех поужинав и пожелав родителям спокойной ночи, Саша удалился в свою комнату. Только теперь он вспомнил, что не уточнил у учительницы, где именно в Евангелии идет речь о рождении Иисуса. Но эта мысль ничуть не смутила мальчика. Он достал Священную книгу и открыл ее. Раньше ему как-то не приходилось держать Евангелие в руках, да и необходимости для этого, как он считал, не было. Теперь же, перелистывая тонкие шелестящие страницы, мальчик ощутил в себе чувство благоговения, доселе не знакомое ему. К его великой радости, повествование о рождении Младенца шло сразу после странного перечня древних имен, которые читать мальчик не стал. Внимательно анализируя события Рождества Христова, к своему разочарованию, ничего нового о царе Ироде Саша не узнал. Но, сам того не замечая, продолжал читать. Уж очень ему стал интересен Божественный Младенец! Читая нагорную проповедь Иисуса, лицо мальчика становилось серьезным, читая об исцелении, сердце наполняла радость. Когда же Иисуса искушали фарисеи и книжники, Саша мысленно негодовал на них, а мудрые слова Учителя вызывали у мальчика восторг. Нет, он никогда раньше не был так близко знаком с Иисусом. Теперь же великий Учитель с неба становился для Саши авторитетом. Сколько времени Саша провел над Евангелием, он не знал, да это и не волновало его… Теперь в его глазах можно было увидеть тревогу. Один из учеников Господа предал его! Как он мог?! Иисуса взяли стражники, били Его, насмехались над Ним, а потом распяли. Дочитав до места, где описывается, как опечатали гроб с телом Христа, Саша закрыл Евангелие. Устало потирая глаза, мальчик приготовился ко сну и лег в постель. Было уже совсем поздно, но сон убежал от него. Все его мысли были там, в этой маленькой книжечке: «Почему? Почему? Почему Его распяли, как разбойника?» Как-то тяжело стало на душе и захотелось плакать. Саша не был слабохарактерным мальчикам и не позволял себе расслабляться и пускать слезы. Но теперь в его сердце что-то происходило, и он не мог объяснить этого. Наконец мальчик уснул.

    Утром, встав с постели, первым делом Саша взглянул на лежащую на столе книгу. И у него возник вопрос: «А что же было потом?» Он быстро умылся, и оделся, и стал искать место, где закончил вчерашнее чтение. Вот оно! Пробегая глазами по строчкам, мальчик радостно воскликнул:

    – Вот это да! – и, хлопнув себя по лбу, стал укорять себя. – Я же слышал раньше, что Он воскрес, слышал! Как же я это забыл?!

    С добрым расположением духа, Саша поспешил в школу. Сегодня все занятия были отменены. Сегодня их класс должен был выступить так, чтобы занять первое место. Придя в класс, мальчик застал своих одноклассников в сборе. Ребята сновали, как пчелы в улье. Все как-то суетились, девочки охали и вздыхали, а актеры осматривали свои костюмы.

    – Эй, Ирод! – окликнул Сашу Артем Кузнецов. – Давай, поторапливайся, а то прозеваешь свой выход.

    И тут Саша покраснел. Еще вчера он гордился своей ролью и именем Ирода. Ведь он играл роль царя! Но теперь вдруг ему стало неприятно оттого, что его назвали Иродом, и на душу лег тяжелый камень.

    – Сам ты Ирод, – отозвался он на оклик режиссера.

    Доставая самый красивый костюм царя Ирода, он вдруг с тоской подумал, что с радостью сменил бы свои сверкающие одежды на простое одеяние пастуха.

    – Слушай, – обратился Саша к Артему, – давай, я лучше пастухом буду. Не хочу я Ирода играть.

    – Ты что?! – испугался Артем. – Какая муха тебя укусила? Ты же сам хотел играть эту роль!

    – Хотел, – согласился Саша, – а теперь не хочу!

    Артем видя, что Саша не шутит, совсем разбушевался. Все присутствующие в классе ребята притихли.

    – Раньше думать надо было! – возмущался Артем. – Так не годится, ты подводишь весь класс! Все наши труды были напрасны!

    Артем не заметил, как в класс тихо вошла учительница. Она сразу догадалась, о чем идет речь. А когда ребята увидели ее, то гурьбой ринулись к ней и наперебой стали жаловаться, что Саша Никитин отказывается играть свою роль. Саша же не двинулся с места. Он не знал, чего теперь ожидать. Но Анастасия Дмитриевна, сдерживая улыбку, как-то по-особому посмотрела на него.

    – Тише, ребята, тише! – спокойным тоном говорила учительница, – не надо паниковать, сейчас все уладим.

    Но времени для обсуждения уже не было. Потолковав и так, и этак, Анастасия Дмитриевна обратилась к Саше:

    – Мы не можем теперь исключить эпизод о царе Ироде. Ребята работали над этим, заботились о костюмах и декорациях. Если мы удалим роль Ирода, нужно будет удалить и роль солдат и книжников… Надо как-то по-другому решить вопрос.

    И тут все ребята стали просить, уговаривать и умолять Сашу отыграть свою роль. Саша некоторое время колебался и, наконец, уступил:

    – Ладно, – медленно выдавил он, – я попробую.

    И вот, облаченный в ослепительные царские одежды, с короной на голове, Ирод стоит за кулисами, ожидая своего выхода. Но куда девалась его былая напыщенность и гордость? Нерешительный и робкий, как один из слуг, Саша стоял и теребил рукав своей мантии, пока Артем тихонько не подтолкнул его к выходу. Сделав глубокий вдох, наш герой властно шествует по сцене. Вот пришел гонец и доложил о чужеземных волхвах, вот Ирод призвал книжников, вопрошая их о месте, где должен родиться Мессия. Теперь он встречает волхвов, разговаривая с ними ласково и учтиво. Волхвы, выслушав просьбу царя, откланялись и ушли.

    – Молодец! – похвалил Артем Сашу за кулисами. – Теперь осталась последняя сцена, ты должен ее выдержать.

    Саша ничего не ответил, он уже ничего не хотел. Вновь открылся занавес, и перед зрителями предстал сидящий на троне царь Ирод. Вбежал воин и, склонившись перед царем, доложил, что волхвы, поклонившись Младенцу, ушли в свою страну другим путем, не известив Ирода о месте нахождении Младенца. Ирод встал. Мгновение – тишина.

    О, если бы можно было сейчас заглянуть в это детское сердце!

    «Распни Его, распни!» – предстал перед взором мальчика образ ревущей толпы. «Смерть Ему!» – как наяву представил мальчик злых фарисеев. Но это все было потом, после того, как царь Ирод во гневе кричал: «Убить Его! Убить Его! Всех убить!»

    – Нет, не могу, – прошептал Саша, чувствуя, как от волнения у него выступает пот.

    И вдруг он решительно шагнул по сцене к залу и заговорил:

    – Это было давно. Злой и кровожадный царь Ирод искал убить новорожденного Иисуса Христа и поэтому повелел погубить всех новорожденных младенцев.

    И, протянув руку в зал, так же твердо он спросил:

    – Есть ли среди вас желающие смерти Иисуса?

    – Если нет, то почему всякий раз, когда Он хочет родиться в вашем сердце, вы подобно царю Ироду избиваете и изгоняете новорожденного Христа?!

    Этот вопрос простого школьника эхом прокатился по залу и повис над сидящими. А в это время Артем Кузнецов, находясь за кулисами, напряженно грыз свои ногти, и когда царь Ирод задал вопрос всему залу, Артем, воспользовавшись паузой, приказал усилить звуки тревожной музыки и нажал кнопку, опускающую занавес.

    Ни перед кем не объясняясь, Саша покинул сцену. Он был уверен, что теперь ребята будут презирать его, но это уже не волновало его. Какое-то чувство ликования наполнило сердце мальчика. Вбежав в класс, он скинул с себя царские одежды и, схватив куртку, хотел было уйти домой, но в самых дверях класса почти столкнулся с Анастасией Дмитриевной.

    – Саша! – сияющими глазами смотрела на него учительница. – Я рада за тебя, Саша!

    И неожиданно она обняла его. Саша заплакал:

    – Я не смог, простите меня, не смог… Он родился в моем сердце, я не царь Ирод!

    – Я знаю, знаю, – положив руки на плечи мальчика, заверила учительница, – я поняла это утром, по твоим глазам. Я все это время молилась за тебя в зале. Ты превосходно сыграл свою роль. Это было даже лучше, чем я ожидала!

    – Правда?! – радостно воскликнул мальчик.

    – Это было сказано так к месту, так вовремя. Ты смелый мальчик, неси эту веру через всю свою жизнь. А теперь пойдем, нам надо вернуться в зал. Я уверена, наш спектакль был лучшим и для многих он станет серьезной темой для размышления.

    Галина Шперлинг

    Рассказ вошел в книгу “Моя дорогая мама”.

    При цитировании материалов сайта прямая ссылка обязательна.

    Полное использование материалов сайта без согласования с автором запрещено.

    Давайте уважать друг друга.

Поделиться: